«Золотая пуля» для линкора

https://topwar.ru/166541-zolotaja-pulja-dlja-linkora.html

«Бисмарк», «Гнейзенау», «Ямато»… «Перл-Харбор»! Но справедливо ли судить о боевой устойчивости целого класса кораблей на основе нескольких эпизодов? Ведь известно более 150 случаев попаданий авиабомб и торпед в ЛКР и ЛК!

«150» — нереалистично много? Конечно, ведь большая часть попаданий не запомнилась ничем. Данные о них сохранились на страницах монографий, интересных лишь историкам-моделистам.

Проанализировать ситуацию поможет статистика.

Если каждое второе попадание вызывает последствия, аналогичные «Бисмарку» и «Гнейзенау», то это фиаско для всех, кто принимал решение о постройке больших кораблей.

Если большинство попаданий не смогли причинить значимого ущерба, то вывод прозвучит иначе.

В составе флота находился класс боевой техники с весьма впечатляющими возможностями

Крупные высокозащищенные корабли, в отличие от «одноразовых» эсминцев и подлодок, могли держаться под натиском целых флотов и воздушных армий! Потом залечивали полученные ранения и снова бросались в «пекло».

Лично меня восхищают строки боевой хроники. «Через три месяца ремонта обрел полную боевую готовность». Или: «Попадание авиабомбы повредило воздуховод и нарушило работу котлов правого борта, спустя 24 минуты «Нагато» снова шел полным ходом».

Абсолютные «терминаторы», ничем неостановимые и практически неуничтожимые машины. Этими качествами объяснялся их стратегический «вес» и значение на ТВД. И то внимание и ресурсы противника, которое они приковывали к себе.

Что касается таких историй, как выход из строя «Гнейзенау» (27.02.42 г.), то никто не отрицает, что сильно защищенный корабль может однажды погибнуть от бомбы не самого крупного калибра. Но какова вероятность?

«Золотая пуля». Так поэтически называют удачное попадание, которое неожиданно имело серьезные результаты

За годы войны случилось пять «золотых» попаданий в ЛКР и ЛК, о которых знает каждый любитель морской истории. Это бомбы и торпеды. Результаты артиллерийских дуэлей будут рассмотрены в другой раз.

1. Торпеда, заклинившая руль «Бисмарка» в положении 12° влево.

Результатом попадания стали беспомощные циркуляции «Бисмарка» посреди Атлантики. Тихоходные линкоры англичан получили возможность настигнуть «беглеца» и положить конец впечатляющей океанской погоне (в которой принимали участие около 200 кораблей).

2. Торпеда, попавшая в район левого гребного вала ЛК «Принц оф Уэлс».

Деформированный вращающийся вал еще сильнее «разворотил» борт, а поступающая через его шахту вода вскоре затопила машинное отделение ЛБ, обесточив всю кормовую часть.

При царившей растерянности на борту линкора, отсутствия ордера ПВО и той ярости, с которой японские летчики атаковали соединение «Z», корабль был обречен наверняка. Но первое же попадание осложнило положение «Принс оф Уэлс» настолько, что сделало его безнадежным.

3. «Ночь Таранто».

Две из трёх попавших в «Литторио» торпед ударили в районе 163-го и 192-го шпангоутов (по итальянской традиции нумерация велась с кормы). В самом носу уже отсутствовала ПТЗ, а из-за близости двух взрывов была нарушена герметичность водонепроницаемых переборок во всей носовой части корпуса. К утру «Литторио» опустился носом на дно.

Можно ли считать «золотым попаданием» две торпеды с разницей в 45 минут? Итальянцы позволили «этажеркам» безнаказанно расстреливать свои корабли!

Однако позорный факт. Линкор, созданный по последним стандартам эпохи, утоп всего от двух торпед. Третье попадание в корму не имело значимых последствий.

Но… это Таранто, господа. Если кто-то всерьез полагает, что на войне всегда и везде удача будет дышать в лицо, а противник — безобразно тупить, то эта надежда испарится через день.

4. Попадание 450 кг бомбы в «Гнейзенау».

В ледяную февральскую ночь 30 бомбардировщиков добились единственного попадания в корабль. Бомба не смогла пробить главную бронепалубу, но через 25 минут пламя пожара распространилось внутрь барбета башни «А» сквозь неприкрытый люк. Детонация боезапаса!

5. Гибель «Аризоны».

Не вызывает сомнений, что 800-кг «бронебой», выточенный из заготовки 410-мм снаряда и сброшенный с высоты 3 км, был обязан пробить горизонтальную защиту «Аризоны». С другой стороны, ни одна из шести аналогичных 800-кг бомб, попавших в другие американские линкоры, не смогла причинить значимого ущерба.

Бомба, попавшая в «Аризону» была, несомненно, «золотой».

Примеры других удачных атак

Попадания, приведшие к гибели ЛК «Бархэм» или ЛКР «Конго», не являются «золотыми попаданиями» в том смысле, что такие корабли были спроектированы до начала Первой мировой войны. Когда торпедоносцы и подлодки считались научной фантастикой.

Об опасности последствий при торпедировании этих кораблей задумались еще в 20-е годы. Предпринимались меры, но устаревшая конструкция не позволяла реализовать необходимый уровень защиты от угроз нового времени. Таков суровый закон войны: иногда приходится идти в бой, зная, что твои возможности ограничены.

Безрадостное положение для кораблей прошлой эпохи облегчалось редкостью совершенных на них торпедных атак. Несмотря на всю активность немецких подводников, из пяти «Куинов» смог быть потоплен только один «Бархэм».

Попадание в «Марат». Первый вопрос: какой из него высокозащищенный корабль по меркам 40-х годов? Второй момент: немцы находились так близко, что их пикировщики имели возможность долететь до главной базы КБФ с 1000-кг бомбовым грузом!

Практическое полное уничтожение линкора «В. Вирджиния» как боевой единицы — все верно. Во что должен был превратиться корабль после 7 или 9 попаданий торпед? Повторить погром, подобный Перл-Харбору, располагая тем же нарядом сил, более не удавалось никому.

Попадание в «Рому»: первое в истории (и последнее) применение управляемых бомб, повлекшее за собой гибель крупного корабля.

Кто из моряков подозревал об опасности пролетающих на большой высоте самолетов? Прицельная бомбардировка с высоты 6000 м по движущейся цели считалась невозможной. Никто не совершал маневров уклонения, не пытался сорвать атаку.

Второе по счету попадание «Фрица» вызвало пожар в машинном отделении, через двадцать минут огонь подобрался к погребам боезапаса. Остался вопрос: кто-нибудь боролся с огнем, учитывая шабаш, творившийся на борту? Если для кого-то станет открытием, то итальянская эскадра шла сдаваться на Мальту, офицеры «Ромы» взяли на борт семьи, личный состав был деморализован. Если война для всех завершилась еще вчера, кому хотелось умирать в огне и дыму машинного отделения, спасая корабль?

В. М. Покутный, артиллерист крейсера «Красный Кавказ». Оставшись единственным выжившим из всего расчета, потушил пожар в башне, предотвратив распространение огня в погреб боезапаса

Вашему вниманию — боевая хроника 10 (десяти) больших кораблей периода ВМВ

Цифры и краткие выдержки самых впечатляющих моментов.

10 кораблей. 30 боевых эпизодов с повреждениями. 70 попаданий авиабомб, торпед и подрывов на морских минах. Из которых ни одно не стало «золотой пулей».

Список сформирован из кораблей стран Оси, т. к. они подвергались непрерывным атакам и ударам превосходящих сил союзников. Их сильнее «трепали». У союзников через подобные превратности прошел наверное только «Уорспайт».

«Шарнхорст»

Выдержал 6 попаданий авиабомб и попадание 1 торпеды — с потопленного эсминца, который до последнего защищал гибнущий АВ «Глориес». Также немецкий ЛКР дважды подорвался на минах при прорыве сквозь Ла-Манш.

Спустя четыре года безуспешных попыток его блокирования и уничтожения «Шарнхорст» был все же настигнут и потоплен британской экадрой в бою у мыса Нордкап (декабрь 1943 г.).

«Гнейзенау»

За время активного участия в боевых действиях был дважды торпедирован, дважды подрывался на магнитных минах. Выдержал попадания 4 авиабомб.

«Взрыв нанес значительный ущерб корпусу и затопил несколько отсеков, вызвав крен 0,5° на левый борт. От сотрясения вышла из строя правая турбина низкого давления и оборудование кормового дальномерного поста. Ремонт проводился в плавучем доке в Киле с 6 по 21 мая. После короткого выхода на испытания 27-го числа он вернулся в Киль в полной боевой готовности».
(Последствия встречи с магнитной миной. Детонация пары сотен кг ВВ под днищем «Гнейзенау»!)

5-ая, последняя авиабомба стала для немецкого монстра роковой. Обычно, приводя в пример «Гнейзенау» упоминают только это, последнее попадание.

«Тирпиц»

«Тирпиц» действительно стоял. Вместо него и вокруг него бегал весь британский флот.

За четыре года налетов англичанам удалось добиться 17 попаданий авиабомб в сильнейший корабль Атлантики. На него сбрасывали даже 726 кг «бронебои», но второй «Аризоны» из «Тирпица» не получилось. А когда наконец догадались, какие средства необходимы против него, война уже приблизилась к концу.

Что может дать анализ результатов применения 5-тонных «Толлбоев»? Одна-две таких бомбы потопят корабль. Любой корабль. Но «Ланкастер» особой модификации с бомбой, целиком не помещающейся в бомбоотсеке, появился в небе над «Тирпицем» только осенью 1944 года. Раньше почему-то не было. Странно. Как вы думаете?

«Литторио»

Знакомое название, «утопленник» из Таранто!

После той ночной атаки «Литторио» подняли и восстановили менее чем за пять месяцев. И больше он так не позорился. За последующие годы «Литторио» выдержал попадания 3 авиабомб и 1 торпеды. И всякий раз нанесенные повреждения не приводили ни к потере хода, ни к выходу из строя линкора.

Последнее ранение ему причинила немецкая управляемая бомба «Фриц-Х», однако ущерб от неё оказался столь невелик, что про этот случай предпочитают не вспоминать доморощенные любители «вундерваффе».

«Витторио Венето»

Корабль, однотипный «Литторио», был дважды торпедирован — в 1941 и 1942 гг. Всякий раз самостоятельно добирался до базы, проходил ремонт и возвращался в боевой состав.

В августе 1943 года при нахождении у причала в Специи «Витторио» попал под налет «Летающих крепостей». Линкор получил попадания двух 907-кг бронебойных бомб, не считая близкого разрыва, открывшего еще одну пробоину. Раны оказались серьезными: был поврежден борт на площади в десятки кв. м, корабль принял 1500 тонн воды. Тем не менее, эта история имела закономерный финал:

«16 июня Vittorio Veneto поставили в док, а уже 1 июля вывели из него. Нужно отдать должное итальянским инженерам и рабочим: корпусные работы заняли всего две недели — совсем небольшой срок для такого объема повреждений».
(Линкор Витторио Венето (Vittorio Veneto, 1937). История создания и службы линкора Италии.)

«Ямато»

Флагман Объединенного флота был трижды встречен жестоким приветствием ВМС США: 2 авиабомбы и 1 торпеда (не считая близких разрывов).

В декабре 1943-го выпущенная лодкой «Скейт» торпеда настигла «Ямато» и вызвала затопление погребов кормовой башни. Тот невозмутимо пересек океан и встал на ремонт. Через три месяца — в полной боевой!

Повреждения от бомб во время Филиппинской кампании (осень 1944) вызвали обширные затопления (3300 тонн воды), однако на следующий день «Ямато» действовал явно не так, как полагается тяжело поврежденному кораблю.

Последовал прорыв в залив Лейте, многочасовой бой и три близких разрыва авиабомб. Несмотря на все усилия американцев, «Ямато» выбрался из адской «жаровни», из-под воздушных ударов группировки в составе 500 самолетов. Ушел в Бруней. До его гибели оставалось менее полугода.

В последнем бою у американцев появилась возможность сконцентрировать на одном «Ямато» воздушную армию из 300+ самолетов. Впрочем, было бы интересно смоделировать ситуацию: на месте «Ямато» более совершенный корабль типа «Айовы» или британского «Вэнгарда». Сумели бы тогда летчики справиться до наступления темноты? Если не успеют — на следующее утро он выбросится на мель у Окинавы и продолжит мотать нервы «Таффи-58», самой многочисленной из эскадр когда-либо бороздивших океаны.

Но это лирика. Факты — «Ямато» легко переносил одиночные попадания.

«Мусаси»

В марте 1944 года был «угощен» торпедой, выпущенной подлодкой «Танни». Единственным последствием стал ремонт, продлившийся целый месяц.

Интерес представляет последний бой «Мусаси», точнее, момент около двух часов дня 24 октября 1944 года. Согласно рапортам американских пилотов, по которым была поминутно восстановлена хронология сражения, к тому времени в «Мусаси» попало не менее 7 авиабомб и 8 торпед. Несмотря на это, он продолжал отстреливаться, маневрировать и сохранял ход 20 узлов!

«Золотых попаданий» в тот день не случилось, «Мусаси» тонул долго и нудно. Его на протяжении всего дня пришлось «долбить» авиакрыльям восьми авианосцев. Сил на другие корабли японского соединения (среди которых были такие «вкусняшки», как «Ямато» и «Нагато»), у многочисленных американских авианосцев уже не хватило.

После потопления «Мусаси» был сделан вывод о необходимости совершения торпедных атак только с одного борта. В противном случае попадания взаимно «нивелируют» друг друга, вызывая контрзатопления. Такой мощный корабль слишком долго остается на ровном киле, сохраняя ход и боеспособность. Что ставит под угрозу весь план по противодействию вражеской эскадре.

«Синано»

Третий японский суперлинкор, перестроенный в авианосец. Тем не менее, сохранивший идентичность своим братьям по размерам и конструкции нижней части корпуса.

История «Синано» лишний раз подчеркивает, насколько было сложно потопить торпедами корабль такого типа. Получив четыре попадания в центральную часть правого борта, он на протяжении нескольких часов продолжал движение прежним курсом и не снижая скорости!

Черный юмор ситуации состоит в том, что «Синано» не был достроен. Он шел с негерметизированными переборками, и на нем отсутствовало штатное количество средств для откачки воды.

В результате даже в таких условиях потребовалось целых шесть (ШЕСТЬ!) часов, пока распространение воды не вызвало опасный крен.

Боевая хроника японских линкоров противоречит любым выводам, основанным на истории с «Бисмарком», потерявшим управление от попадания одной (или двух) торпед.

«Нагато»

Счастливый корабль, побывавший в самом аду. Однако без заметных последствий. Во время битвы за Филиппины за двое суток перенес 4 бомбовых попадания. Последствия одного из них были описаны в начале статьи. Остальные имели еще меньшее значение.

Летом 45-го в ходе очередного налета на гавань Йокосуки «Нагато» получил попадания двух авиабомб, причинивших ему косметический ущерб. Дальше начался настоящий фарс. Противник за всю войну не смог нанести «Нагато» серьезных повреждений, поэтому японцам пришлось как следует постараться, чтобы ввести в заблуждение американскую воздушную разведку. Балластные цистерны «Нагато» были заполнены морской водой, чтобы линкор как можно глубже «осел» в воде. Все это время экипаж производил заправку топливом и готовился к выходу в боевой поход с целью окончательно разорвать шаблон противнику (выход был отменен в последний момент — август 45 г.).

«Нагато» встретил конец войны под прицелом «Айовы», именно по этой причине она отсутствовала на церемонии в Токийском заливе. Янки подозревали, что старый самурай сохранил полную боеспособность и все еще представляет для них угрозу.

«Нагато» выдержал два ядерных взрыва. Поднявшиеся на его борт специалисты в порядке эксперимента сумели запустить механизмы ГЭУ, которые проработали без остановки 36 часов. Великий корабль, выдающееся произведение японской инженерной мысли

«Исэ»

Очередное морское чудовище, которому были так «рады» американцы.

Его встретили армадой из 85 пикирующих бомбардировщиков и 11 торпедоносцев. Благодаря активному маневрированию «Исэ» избежал практически всех попаданий, кроме 1 бомбы, ударившей в выступ кормовой катапульты. В тот же день при встрече с другой волной атакующих самолетов он получил еще одну авиабомбу (эффект от попадания которой был подобен воздействию лунного света на рельсы).

Однако встреча с сотней боевых самолетов не могла пройти без последствий.

Море вскипело от 34 близких разрывов. Результаты были ужасающими — была ободрана вся краска, от гидродинамических ударов разошлись швы обшивки, вызвав несколько мелких течей в подводной части корпуса. Хуже того, из-за попадания морской воды в цистерны с мазутом снизилась эффективность работы котлов правого борта. А осколками близких взрывов были ранены свыше 100 моряков (5% из находившихся на борту)…

В чем заключается интерес ситуации?

В предыдущих дискуссиях мои оппоненты неоднократно упоминали, что близкие разрывы представляли едва ли не большую опасность, чем прямые попадания в корабль. Как демонстрирует пример «Исэ», это совершенно неочевидно. «Эффективнее» было только предложение о топ-мачтовом бомбометании (три раза «ха»). Против кораблей с толщиной борта, в разы превосходившей толщину бронепалубы.

Что касается поврежденного «Исэ», то он добрался до Камрани, оттуда двинул в Сингапур (попутно наскочив на морскую мину). Принял на борт стратегический груз цветных металлов, эвакуировал тысячу японских специалистов и отбыл в Японию вместе с однотипным ЛК «Хьюга». Выставленный на пути заслон из 25 американских подлодок не дал результатов.

Под занавес, находясь в Куре в роли плавбатареи, «Исэ» был трижды успешно атакован авиацией ВМС США. Первых двух атак (2 и 5 попаданий соответственно) оказалось недостаточно, «мести» за Перл-Харбор не получилось. Несмотря на полученные повреждения, корабль-ветеран (1915 г.) не перевернулся, не сгорел, на нем не сдетонировал боекомплект. Наоборот, спустя три дня усилиями оставшихся членов экипажа был поставлен на ровный киль. На борту поводились ремонтные работы, «Исэ» готовился к постановке в док.

Третий налет на «Исэ», совершенный в самом конце войны, 28 июля 1945 г., не имеет сенсационного подтекста. Если корабль позволяет безнаказанно бомбить себя десяткам самолетов, ему уже ничего не поможет.

5 «золотых пуль» против десятков других атак с противоположным результатом

Во избежание обвинений в ангажированности можно упомянуть примеры с линкорами союзников: торпедирование «Норт-Кэролайн» и «Мэрилэнд», атаки камикадзе на американские линкоры (7 случаев), попадания бомб в «Теннесси»… Последствия ударов по кораблям, построенным по одинаковым стандартам защищенности, имели одинаковые результаты. Ничем не отличающиеся от линкоров стран Оси.

Повреждение ЛК «Мэрилэнд»
Здесь нет причин для сомнений, «плавучие крепости» значительно превосходили по боевой устойчивости корабли всех остальных классов. Могло ли быть иначе? Они создавались с расчетом на ожесточенный огонь противника.

Дискуссию о больших кораблях нельзя загонять в какие-то рамки. Приводить в пример очередное «вундерваффе», которое ставило крест на целом классе боевой техники.

Вы же видели примеры?

Каждый способ приносил удачу лишь ограниченное число раз. В остальных случаях он почему-то переставал работать.

Известен эпизод, когда от близких взрывов 907-кг бомб едва не потонул «Рома» (итальянские «лузеры» реально достали).

В другой раз десятки близких взрывов ничуть не отразились на боеспособности ЛК «Исэ». Так же, как не отразились последствия взрыва у борта непобедимого «Уорспайт». Цитирую: «повреждения не препятствовали его выходу в море» (воздушный удар в Александрии, 1941 г.)

На каждое удачное попадание всегда найдется масса примеров, когда корабль выходил «сухим» из-под атак противника, имея лишь царапины.

Появление управляемых бомб «Фриц-Х» на вооружении люфтваффе сделало большие корабли легкими мишенями? По ходу дискуссии внезапно выясняется, что «всего одного самолета с копеечной бомбой» недостаточно. Эффективное применение чудного боеприпаса было возможно лишь при наличии идеальной погоды и господства в воздухе над театром военных действий.

Конечно, корабли не воюют поодиночке. Они — элемент системы. В данном случае — значимый элемент, способный одним своим присутствием дестабилизировать ситуацию на ТВД.

Под конец рассказа можно задать простой вопрос. Если 70 лет назад умели строить столь живучие единицы, можно ли перенять что-нибудь из прошлого опыта в интересах современного ВМФ?

Никто не говорит о полном бессмертии. Но сделать на один выстрел больше, чем успеет сделать противник, может оказаться бесценным.

Подлодка «Клайд» удачно выпустила торпеду в «Гнейзенау». Степень восприятия повреждений зависит от ракурса, на следующей иллюстрации — то же самое место

Конечно, такое повреждение не было для «Гнейзенау» смертельным. Одна, две, три, даже пять тысяч тонн принятой воды ничего не решают в масштабах такого корабля. Смертельную угрозу для него представляет крен. Если его удалось спрямить, корабль будет тонуть вечно

Автор:Олег Капцов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *