Отгремели по телеку передачи о «Прожектора перестройки», наступили неспокойные 90-е. Народ уповался первыми «ростками» демократии, вместо икон был везде развешан портрет пьяницы Всея Руси Бориса, сворачивались производственные программы, братки набирались сил и наглости.
Завод, где я работал все-таки умудрился еще получить в текущий ремонт АПЛ проекта 671РТМ. Старшим строителем для организации ремонта и сдачи его ВМФ России был назначен я, ваш покорный слуга. В экипаже у меня было семь строителей, по корпусу, по системам и оборудованию, по электрической части, по ПТУ (паротурбинная установка), по ППУ (ядерный реактор), по спецсистемам (штурмания. связь, локация и т.д.), по торпедному оружию.
Наша задача была проста и очевидна, организовать работы по освидетельствованию, демонтажу, дефектации, ремонту, монтажу материальной части АПЛ. Затем организовать швартовные испытания, это работы всего в действии и подготовить корабль в ходовым испытаниям уже в море сдать его государственной комиссии.
Спустя пару лет — вот к этому этапу подготовки АПЛ к ходовым испытаниям и подошли. Но для этого нужно:
1. Иметь в наличии боеспособную сдаточную команду, которая уже начала сдавать ОТК, ПЗ5595 и личному составу отремонтированную материальную часть корабля. В этой сдаточной команде имелись в наличии специалисты высокого класса по всем системам АПЛ, возглавляет этот коллектив сдаточный механик, в нашем случае уроженец Обнинска Володя Мамотенко.
2. Выполнен объем всех работ, заявленных ремонтными ведомостями и уточняющими объемами ПСОРом (протоколом согласования объема работ). Все эти работы предъявляются ОТК, ПЗ5595 и личному составу, вначале строительный период. Затем швартовный период.
3. Перечень швартовных испытаний, согласованный с ТУ СФ (Техническое Управление Северного Флота) и с Управлениями довольствующих Органов Флота по каждой боевой части (БЧ).
4. Подготовлен и утвержден объем ходовых испытаний и готовность Полигона для проведения ХИ. Утверждается Командующим СФ.
5. Подготовлен и подписан Министром Обороны РФ лиц, участвующих в ходовых испытаниях, это Председатель Приемной Комиссии, капитан первого ранга Аликов В.И., старший строитель корабля, ответсдатчик Чередниченко А.В., сдаточный механик корабля Мамотенко В.И.
6. Сдаточная команда должна пройти сдачу легководолазного дела. Центр ЛВД СФ находится в Гаджиево. Об этом немного подробнее.
7. Пройти размагничивание на специальном полигоне.
Нам, членам ходовой сдаточной команды надо было сдать три задачи. В специальном водолазном костюме, «трехболтовке». Трёхболтовое водолазное снаряжение, «трёхболтовка» — снаряжение для безопасного погружения под воду, классический водолазный костюм. Вес до 23 кг.
Первое задание. Тебе помогают одевать трехболтовку, затем ты лезешь в бассейн, глубина которого 18 м. Там ты ходишь по дну, в полной темноте, постоянно стравливая воздух, тебя контролирую через сигнальный конец. Затем по трапу подымаешься на поверхность и уже там на зеркале воды должен залезть в шлюпку. Не каждому это удается, у меня не получилось, мне помогли. Задачу сдал.
Второе задание. В водолазной форме тебе нужно влезть во внутрь торпедного аппарата. (Диаметр 633 мм). Торпедный аппарат, длинной 11 м, расположен также, как и на АПЛ под небольшим углом. Я полез первым, в правую руку мне дали алюминиевую колотушку. Нас вместилось три человека. Передняя крышка ТА была закрыта, заднюю закрыли потом, когда мы уже были в ТА. Дышали мы уж автономно от баллонов. ТА заполнили водой и стуком по телу ТА дали нам знать, надо действовать. Я открыл кремольерой переднюю крышку ТА и попал в тот бассейн, который посещал в первый раз. Надо было всплыть. Получилось. Задачу сдал.
Третье задание. В водолазной форме нужно зайти в барокамеру и сесть. Затем камера закрывается, заполняется водой, и подымается давление до 3 атм. Нужно самостоятельно открыть переборочную дверь при помощи кремольеры, пройти по имитируемому отсеку (есть подсветка), затем закрыть эту дверь. Пройти по имитируемому отсеку, открыть следующую дверь и попадаешь опять в бассейн.
ЛВД — получили зачет.
Пошел отсчет до назначенного МО срока ХИ. На АПЛ грузят продукты, топливо, инвентарь и «вертолеты» и постельное белье.
«Вертолеты» грузит завод. «Вертолеты» — это плоская деревянная конструкция спального места члена сдаточной команды с подголовником.
На АПЛ личного состава 78 человек. Сдаточной команды более сорока человек. Значит на свободные места в отсеках, вне кают, будут предоставлены членам сдаточной команды. Корабль готов к ХИ. Загрузились.
Вышли в море. На полигон, рядом с островом Новой Землей, напротив маяка Цыпнаволок. Меня поселил помощник командира в резервный пост связи во втором отсеке на верхней палубе.
Я и сдаточный механик имели статус офицеров. Поэтому и роба была соответствующей, светлая рубашки, без знаков различия. И питались мы в офицерской кают-компании. Во время приема пищи нас обслуживал официант. Столика на четыре человека. Пищу официант получал через окошко камбуза. коками были, это уже традиция, матросы с Северного Кавказа.
Вечером личному составу ежедневно обязательно выдавали 200 гр. красного сухого вина, небольшую шоколадку (100 гр) и одну воблину. Кормили очень вкусно и на убой.
В течении первой недели, при погружении на 75 м я был посвящен в подводники. Это целый ритуал. Об этом поподробнее. В ЦП центрального отсека был выстроен свободный от вахты офицерский состав, по внутрикорабельной связи (Каштан) я был вызван в ЦП.
Командир корабля поздравил меня с присвоением звания подводника, вручил удостоверение с подписью корабельного руководства и с корабельной печатью.
Теперь о самом главном Нужно было выпить их плафона светильника (объем где-то 1,5 литра) забортной морской воды, взятой из кингстона. Эту воду мешали со спиртом (шилом), но я отказался от шила. Вода оказалась очень холодной и поэтому не так соленой.
Когда я выпил, ко мне прикомандировали матроса, который должен был обеспечить неукоснительное посещение гальюна, морская вода — эффективное слабительное. Все получилось.
Посещение гальюна под водой — это целая технология, требующая самообладания и храбрости. Нужно прочитать инструкцию и изучить прилагаемую к ней схему. Вначале нужно открыть кран в первичную емкость, сделав свое дело, смыв, закрываешь этот кран и отсекаешь суспензию. Затем подаешь в эту емкость избыточное давление следующим клапаном и вытравливаешь эту суспензию в баллон гальюна, закрываешь этот клапан. Имеется отдельная схема продувки баллона гальюна за борт.
Ходовые испытания длились около четырех недель. О куреве. Курить на подводной лодке запрещено. Курили только тогда, когда АПЛ всплывала на поверхность.
ЦП сообщал по внутренней связи:
«Младшему составу и матросам, свободным от вахты, на перекур», затем приглашали офицерский состав.
Сдаточная команда предъявляла в действии заявленную в ремонт материальную часть. Личный состав сам проверял в действии материальную часть, не заявленную в ремонт. Работали в тандеме и в полном взаимодействии. Ну вот и закончился срок ХИ, командир, сообщив в свою дивизию и на завод, привел корабль с пирсу. АПЛ проекта 671РТМ была сдана государственной комиссии и вошла в боевой состав дивизии Северного Флота.
В моё время было не так. Сдаточная команда, чтобы не платить за харч, приходила со своим «чесноком» и бздела на всю лодку. А пить флакон морской воды это кто-то придумал слишком умный. Мельчает флот, уже и достойного ничего не может придумать. Да и люди, вообще, деградируют….
Вадим, Пожалуйста, назовите время, когда не пили морскую воду после погружения и не целовали кувалду? Мне интересно.
Я пил забортную соленую воду. Точно было в восьмидесятых. На надводных кораблях есть тоже такой обычай. Тоже приходилось пить.
Я проходил эту экзэекуция в начале 90-х. Я гражданский и это было во время сдачи АПЛ МО. Такие вещи долго помнишь.