Бойко В. Трагедии Северного подплава. Гибель атомной подводной лодки К-8

Атомная подводная лодка К-8

Атомная подводная лодка проекта 627А «Кит».  9 сентября 1957 года заложена на стапеле цеха №-42 ССЗ №-402 в г.Молотовск (ныне Северодвинск) как крейсерская подводная лодка. 2 марта 1958 года зачислена в списки кораблей ВМФ. 31 мая 1959 года спущена на воду. Входила в состав 339-й Бригады строящихся и ремонтирующихся  подводных лодок Беломорской флотилии.

26 июня — 16 ноября 1959 года прошла швартовные испытания. 16 ноября 1959 года прошла заводской наладочный ремонт. 4 декабря 1959 года торжественно поднят Военно-Морской флаг. С 4 по 31 декабря 1959 года подводная лодка К-8 прошла ходовые испытания, во время которых на подводной лодке, дважды самопроизвольно отдавался кормовой аварийный буй, а буйреп наматывался на винты. 31 декабря 1959 года К-8, после межбазового перехода, совместно с атомной подводной лодкой К-14, прибыла к постоянному месту базирования в бухту Малая Лопаткина губы Западная Лица и вошла в состав 206-й Отдельной Бригады подводных лодок Северного флота. 31 декабря 1959 года вступила в строй.  31 августа 1960 года вошла в состав СФ. Включена в состав 206-й отдельной Бригады подводных лодок СФ с базированием на бухту Малая Лопаткина. 

   13 октября 1960 года вышла в море для похода к Северному Полюсу. На К-8 было укреплено ограждение рубки, установлены вторые комплекты эхолота и эхоледомера, пульт штурмана, два дополнительных гидроазимута, самописец для обсерваций по подводным взрывам. В Баренцевом море в 19.03 произошел разрыв парогенератора. При ликвидации аварии тринадцать подводников переоблучились, подводная лодка вернулась в дизель-генераторном режиме.

   1 июня при отработке задач Боевой подготовки в море образовалась течь активной воды из парогенератора. Часть личного состава получила облучение.

    В июля 1961 года перечислена в состав 3-й Дивизии подводных лодок  1-й Флотилии подводных лодок СФ с прежним местом базирования.  8 октября 1961 года во время атаки отряда боевых кораблей на первенство ВМФ вновь открылась течь активной  воды из парогенератора.  11 ноября 1961 года по 31 декабря 1963 года на ПО «Севмашпредпрятие» в г.Северодвинске прошла средний ремонт.  В апреле 1964 года при выходе в море на отработку задач Боевой подготовки от командира БЧ-5 поступил доклад, что испарительная установка не рассаливается. За несколько часов ремонтных работ наладить работу установки не удалось, подводная лодка была вынуждена прервать выход и зайти в губу Гремиха для пополнения запасов воды. 

   Летом 1964 года К-8 впервые заступила на Боевое дежурство в пункте базирования.  В 1965 году при выполнении торпедной стрельбы боевой торпедой по мысу Пикшуев, торпеда, пройдя некоторое расстояние, внезапно развернулась и пошла на сближение с подводной лодкой. Энергичным маневром по курсу, скорости и глубине К-8 уклонилась от собственной торпеды. С августа 1966 года по июль 1968 года на СРЗ «Звездочка» в г. Северодвинске прошла средний ремонт с заменой парогенераторов. Тогда же на подводной лодке демонтировали противогидролокационное покрытие в связи с прекращением его производства.

   В 1968 году перечислена в состав 17-й Дивизии подводных лодок Йоканьгской ВМБ с базированием в губе Гремиха.   

   17 февраля 1970 года вышла в море для выполнения задач второй Боевой службы.  Втечение похода К-8, обогнув Скандинавский полуостров и миновав Фареро — Исландский противолодочный рубеж, форсировала пролив Гибралтар и в Средиземном море вела слежение за американскими авианосцами CVB 41 «Midway» и CVA 60 «Saratoga». На подходе к Гибралтару при погружении на 140 метров во втором отсеке обнаружилась течь по периметру съемного листа.

   К-8 всплыла в надводное положение, был поджат лист, но течь не прекратилась. Командир принял решение устранять течь после форсирования Гибралтара. Пролив подводная лодка прошла под днищем БПК «Неуловимый». Через восемь часов всплыла у острова Албаран для замены всей резиновой прокладки съемного листа. В Средиземном море К-8 была обнаружена тремя эсминцами вероятного противника. Через несколько часов преследования подводная лодка резко ушла на 140 метров, изменила курс и на полном ходу оторвалась от преследования. 15 марта 1970 года в районе острова Капри К-8 всплыла для встречи с БПК «Бойкий». С борта надводного корабля были погружены запасы регенерации и продуктов для обратного  перехода. 1 апреля 1970 года было получено приказание на возвращение. Пролив Гибралтар был форсирован в течение шести часов под днищем БПК «Бойкий». 6 апреля 1970 года атомная подводная лодка К-8 была переразвернута в северо-восточную часть Атлантического океана для участия в маневрах «Океан-70», в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР.

    Вечером 8 апреля 1970 года, когда подлодка находилась севернее Азорских островов, при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков, расположенной в Центральном посту подводной лодки. В течение минуты по сигналу аварийной тревоги в Центральный пост прибыло всё командование подводной лодки, командир начал руководство борьбой за живучесть корабля. Одновременно поступил доклад о пожаре в 7-м отсеке, где горела регенерация. Ещё через пять минут подводная лодка всплыла в надводное положение.

   Далее пожар стал распространяться по воздуховодам. На боевом посту погиб весь состав первой смены главной энергетической установки. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры наглухо задраили переборки, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное — предотвратил возможность теплового взрыва.    В восьмом отсеке скопилось двадцать подводников. Их выводили через верхний люк. Концентрация окиси углерода в отсеке была уже смертельной. Самостоятельно смогли выйти только четыре подводника. И хотя товарищи пытались спасать вынесенных и подававших признаки жизни, бывших в восьмом отсеке, спасти не удалось никого. Всего в ходе пожара погибло тридцать подводников. Из девятого отсека удалось вывести девятнадцать подводников.  После аварийного всплытия часть команды была спасена при участии болгарского теплохода «Avior». В условиях 8-балльного шторма на борту подводной лодки продолжала борьбу за живучесть Боевая смена из двадцати двух подводников во главе с командиром — капитаном второго рангаВ.Б.Бессоновым. Корабль потерял продольную остойчивость и в течение короткого времени затонул, унеся с собой Боевую смену в полном составе.

Атомная подводная лодка К-8

   Гибель К-8 и пятидесяти двух подводников стали первой потерей советского атомного флота.

Атомная подводная лодка К-8 с четырьмя ядерными торпедами на борту затонула на глубине 4680 метров в 490 км к северо-западу от Испании.

   На подошедшей к месту трагедии плавбазе «Волга» оставшиеся в живых члены команды были доставлены в Североморск, где уже работала Правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы. На однотипной ПЛА К-181 спасённые члены команды для восстановления ситуации полностью проиграли весь ход событий на К-8, что существенно помогло понять ход развития аварии.

   Вывод членов комиссии был единодушным — командир действовал грамотно, правильно, решительно. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

   Всю команду также представили к государственным наградам: офицеров и мичманов, а также всех погибших, независимо от воинского звания, наградили орденом Красной Звезды, оставшихся в живых матросов — медалью Ушакова.

   Именами командира К-8 В.Б.Бессонова и корабельного врача А.М.Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Ю.Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха. В Гремихе  в 1974 году, памяти погибших подводников воздвигнут монумент. Монументальная композиция, вписанная в круг, символизирующий шпангоут подводной лодки, в том числе запечатлевает момент подвига корабельного врача А.М.Соловья. Имя В. Б. Бессонова присвоено средней школе №-1 г. Льгова Курской области.    13 февраля 1971 года подводная лодка К-8 исключена из состава Военно-Морского флота СССР.

ПЛА К-8 в Бискайском заливе.
Личный состав выведен на корпус подводной лодки.
9 апреля 1970 года.
ПЛА К-8 в Бискайском заливе.
Личный состав выведен на корпус подводной лодки.
9 апреля 1970 года.
ПЛА К-8 в Бискайском заливе.
Личный состав выведен на корпус подводной лодки.
9 апреля 1970 года.
Памятник погибшим подводникам К-8.
Островное (Гремиха). Мурманская область
Памятник погибшим подводникам К-8.
Островное (Гремиха). Мурманская область
Памятник погибшим подводникам К-8.
Островное (Гремиха). Мурманская область
Памятник погибшему подводнику К-8 матросу В.Н.Девяткину.
Деревня Дровосеки, Орехово-Зуевский район, Московская область.
Открытие памятника погибшему подводнику К-8 матросу В.Н.Астахову.
Поселок Шиморский Нижегородской области.

Список погибших подводников ( с сайта Штурм глубины):

  1. капитан 2 ранга Бессонов Всеволод Борисович — командир АПЛ
  2. капитан 2 ранга Ткачев Виктор Антонович — старший помощник командира АПЛ
  3. старший лейтенант Шмаков Николай Петрович — командир БЧ-1
  4. инженер капитан 3 ранга Рубеко Владимир Петрович — командир электротехнического дивизиона
  5. инженер-капитан 3 ранга Хаславский Валентин Григорьевич — командир дивизиона движения
  6. старший инженер-лейтенант Гусев Михаил Васильевич — командир турбинной группы
  7. инженер-капитан-лейтенант — командир электротехнической группы
  8. старший инженер-лейтенант Чугунов Геннадий Николаевич — командир группы ДУ
  9. инженер-капитан-лейтенант Чудинов Александр Сергеевич
  10. инженер-капитан-лейтенант Лисин Анатолий Иванович
  11. инженер-капитан-лейтенант Поликарпов Анатолий Васильевич
  12. старший инженер-лейтенант Лавриненко Анатолий Николаевич — командир БЧ-4 — начальник РТС
  13. инженер-лейтенант Шевцов Владимир Иванович — командир группы ДУ
  14. старший инженер-лейтенант Шостаковский Григорий Васильевич — командир группы автоматики и телемеханики
  15. инженер-капитан-лейтенант Ясько Николай Филиппович
  16. капитан м/с Соловей Арсений Мефедович — начальник медицинской службы
  17. старший лейтенант Полетаев Юрий Петрович
  18. лейтенант Шабанов Владимир Александрович
  19. старший матрос Астахов Виктор Николаевич
  20. мичман Белещенков Анатолий Иванович
  21. старший матрос Бурцев Николай Степанович
  22. старшина 1 статьи Бусарев Александр Сергеевич
  23. старшина 2 статьи Гатаулин Рудольф Гатауллинович
  24. матрос Девяткин Виктор Николаевич
  25. мичман Деревянко Леонид Николаевич
  26. главный старшина Добрынин Вячеслав Иванович
  27. мичман Ермакович Павел Степанович
  28. старший матрос Инамуков Башир Ильясович
  29. старший матрос Кирин Александр Михайлович
  30. старший матрос Колесников Валентин Александрович
  31. старший матрос Комков Николай Александрович
  32. матрос Коровин Николай Михайлович
  33. старший матрос Кулаков Анатолий Александрович
  34. матрос Кузовков Вячеслав Иванович
  35. мичман Кулаков Виктор Григорьевич — старший специалист СПС
  36. матрос Кульш Александр Сергеевич
  37. главный старший Леонов Виталий Васильевич
  38. мичман Маевский Виктор Иванович
  39. матрос Машута Юрий Алексеевич
  40. старший матрос Мищенко Виктор Михайлович
  41. мичман Мартынов Леонид Федорович
  42. старший матрос Паньков Евгений Викторович
  43. мичман Петров Евгений Александрович
  44. матрос Печерских Юрий Филатович
  45. главный старшина Савоник Василий Васильевич
  46. матрос Самсонов Евгений Алексеевич
  47. мичман Устенко Алексей Антонович
  48. старшина 1 статьи Фёдоров Евгений Григорьевич
  49. матрос Фрешер Константин Густавович
  50. матрос Фролов Владимир Федорович
  51. старшина 1 статьи Чекмарев Леонид Венедиктович
  52. матрос Шишаев Александр Петрович

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Вечная память ГЕРОЯМ — погибшим и выжившим!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *