Бойко В. Трагедии Северного подплава

75-летию Великой Победы посвящается

Форзац

   Первый том книги «Трагедии Подплава» под названием «Трагедии Северного Подплава» содержит сведения обо всех погибших подводных лодках Северного флота за историю существования Подводных Сил России, СССР и Российской Федерации, и является первой книгой в концепции о трагедиях Подплава четырех флотов России.

   Повествование по каждой погибшей подводной лодке, включает в себя название подводной лодки к моменту своей гибели, дату, время, место и возможную причину ее гибели. В качестве дополнительной информации указываются даты обнаружения погибшей подводной лодки на грунте и ее подъема, приведены фотографии погибших подводных лодок. Большинство фотоматериалов впервые становятся достоянием общественности.

   Книга «Трагедии Северного Подплава» адресована подводникам и ветеранам Военно – морского флота, широкому кругу читателей, интересующихся историей Подводных Сил Отечества.

Уважаемые ветераны  Подплава ВМФ! Уважаемые читатели!

   Североморский Подплав за всю историю Подводных Сил России, СССР и Российской Федерации не сумел избежать гибели и аварий на подводных лодках. О гибели подводных лодок в начале становления  Подплава Северного флота,  в Русско-японскую войну, Первую мировую войну, Великую Отечественную войну, годы «Холодной» войны и послевоенное время рассказывает в данной книге — автор, ветеран-подводник Военно – морского флота Российской Федерации Владимир Бойко. В книге «Трагедии Северного Подплава» рассказано о гибели и авариях подводных лодок Северного флота, помещены фотографии погибших подводных лодок, показан Боевой путь каждой погибшей подводной лодки.  

   Только за последние полвека погибли девятнадцать отечественных подводных лодок. Всего в катастрофах и авариях за этот период Отечество потеряло около тысячи подводников, в шести катастрофах экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем. На дне морей и океанов покоятся пять отечественных атомных подводных лодок. Трагические события, уносящие жизни десятков и сотен защитников Отечества, не должны быть забыты и  должны быть увековечены, как была увековечена дата 7 апреля — День гибели команды атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278 («Комсомолец»), которая вошла в сердца всех подводников и подавляющего большинства населения постсоветского пространства, как день памяти и скорби по экипажам погибших подводных лодок.  

   В предвоенные годы трагедии не обошли стороной и молодой Северный флот. Погибла подводная лодка Щ-424 в результате тарана рыболовным траулером РТ-43 «Рыбец». Итогом катастрофы стала гибель подводной лодки и тридцати двух подводников. В целом анализ предвоенных катастроф ВМФ, связанных с тараном надводными кораблями своих же подводных лодок, говорит в большинстве случаев о безответственном отношении командиров и офицеров кораблей к своим обязанностям, не­понимания ими опасности нарастающих событий, медленной реакции на меняющуюся обстановку и запоздалом в связи с этим принятии решений.

   Все это явилось следствием весьма низкого уровня подготовки командиров подводных лодок и всего командного состава советского Подплава в середине 30-х годов XX века. Причины этого следует искать в том числе и в практиче­ски полном уничтожении дореволюционных командных кадров, имевших опыт Первой мировой войны и прекрасную теорети­ческую подготовку. Еще более усугубило дело уничтожение уже заново подготовленных кадров в 1937—1938 годах. Все это и предопределило неудачи наших подводников в первый период Великой Отечественной войны низкие боевые результаты и боль­шие потери. Обстановка стала выправляться только тогда, когда командиры подводных лодок набрались Боевого опыта.

   Всего за Великую Отечественную войну ВМФ СССР потерял на всех флотах 102 подводные лодки — страшная цифра, если учесть, что на 22 июня 1941 года в строю находилось 212 лодок, до 50 подводных лодок было получено во время войны от промышленности и союзников. На Северном флоте погибли двадцать три подводные лодки, но обстоятельства гибели  подводных лодок, как правило, оставались неизвестными. 

   Вторая мировая война оказала мощное влияние на развитие подводного кораблестроения. В результате осуществления послевоенных судостроительных программ в период с 1946 по 1954 года было построено 154 подводные лодки. К началу 1958 года были построены 260 подводных лодок, начато строительство атомных подводных лодок. Построив в 1958 году первую советскую ПЛА К-З («Ленинский комсомол»), ВМФ СССР уже в 1961 году имел девять атомных подводных лодок — четыре ракетных и пять торпедных. Всего Советский Союз построил 243 атомные подводные лодки различных классов,  в строю находилось свыше 1000 дизельных подводных лодок. 

   На новых подводных лодках в критических ситуациях нередко возникали трудности, которые становились непреодолимы не только из-за психологической неготовности, недостаточных практических навыков человека, но и из-за технических особенностей сложнейшего устройства, каковым является современная подводная лодка. К тому же морская стихия всегда была и остается для людей фактором повышенной опасности.

   Однако в послевоенный период, когда началось бурное развитие подводных лодок, особенно атомных, принято было считать, что современная подводная лодка обладает исключительной надежностью, живучестью, совершенными средствами обеспечения точности и безопасности плавания. Это, конечно, так, но, нельзя забывать, что современная подводная лодка — это сложнейший продукт развития крупной промышленности, а море — исключительно опасная среда для столь тяжелого сооружения, да еще перенасыщенного пожароопасными компонентами, да и обслуживают его не автоматы-роботы, а люди, которым свойственно ошибаться.

   12 апреля 1970 года  в Бискайском заливе погибла атомная подводная лодка К-8. 12 августа 2000 года на учениях флота, после внутренних взрывов в торпедном отсеке затонула в Баренцевом море подводная лодка К-141 («Курск»). 30 августа 2003 года подводная лодка К-159 затонула в Баренцевом море у северного побережья Кольского полуострова во время буксировки на утилизацию. 

   По-разному складывались обстоятельства, приведшие к перечисленным катастрофам подводных лодок. Из всех аварий, если они перерастали в катастрофы, наиболее болезненно воспринималась гибель атомных подводных лодок. Крайне остро на это реагировала общественность, но и сами моряки воспринимали очень болезненно эти трагедии. И всё же, несмотря на потери, ни одна морская держава не имела такого подводного флота, какой был у СССР в годы «Холодной» войны, — ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей. Именно с его помощью был достигнут стратегический паритет между противостоявшими военно-политическими блоками.   Какие бы совершенные технологии, какие бы современнейшие достижения научной мысли не использовали военные кораблестроители, противоречие между сложностью техники и ее надежностью сохраняется и по сей день. А потому задача — как предотвратить аварии и катастрофы подводных лодок, останется приоритетной и для поколений последующих. Главное, чтоб решая ее, мы честно говорили обо всех своих неудачах и просчетах.

    Книга «Трагедии Северного Подплава» готовилась не по приказу, а по зову души в дань памяти подводникам, отдавшим свои жизни — подводной лодке. Создание этой книги принадлежит профессиональному офицеру-подводнику Владимиру Бойко, посвятившему себя и свою жизнь службе на атомных подводных лодках, неравнодушного к истории и современному состоянию подводного флота.

При подготовке этой книги автор проделал большую исследовательскую работу, просмотрев массу печатных источников, но хочет предупредить читателя, что достоинства предлагаемой его вниманию книги, если таковые имеются, это, прежде всего достоинства источников, по которым она написана; в то же время ответственность за ошибки и неточность в этой работе автор целиком берет на себя.  Читатель не сможет не заметить, что некоторые известные ему трагедии подводных лодок Североморского Подплава описаны здесь иначе, чем в работах, которые он читал раньше. В этом нет ничего странного. Когда при написании своей книги автор консультируется с десятком источников, сообщающих об одном и том же случае, ему волей — неволей приходится выбирать нечто среднее, отбрасывая то, что, на его взгляд, является недостоверным, и, оставляя сведения, которые, по его мнению, не противоречат здравому смыслу. Автора, заимствующего для своего труда из нескольких источников, мы имеем полное право называть  исследователем.

   Приведенные данные не претендуют на полноту и абсолютную достоверность, поскольку получены из анализа открытых и небольших архивных источников. Книга написана по материалам отечественной и иностранной литературы: проектной документации подводных лодок, очеркам по истории конструкторских бюро и подводных лодок, справочной и мемуарной литературе, журнальным статьям, использована информация из Центрального Военно-Морского Музея России, иностранных военных музеев и мемориалов.

   Данная книга предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей,  интересующихся военно-морской историей XX века, создана в целях военно-патриотического воспитания молодежи, и является познавательной и полезной для ее изучения.   

   Память о погибших подводных лодках и подводниках навсегда останется в людских сердцах, будет бережно храниться подводниками новых поколений.

Виталий Пархоменко ветеран – подводник ВМФ РФ капитан I ранга командир ПЛАРБ СФ

От автора

Профессия подводника является одной из самых опасных. Только за последние полвека  погибли девятнадцать отечественных подводных лодок. Всего в катастрофах и авариях за этот период Отечество потеряло около 1000 подводников, в шести катастрофах экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем. На дне морей и океанов покоятся пять отечественных атомных подводных лодок. Трагические события, уносящие жизни десятков и сотен защитников Отечества, не должны быть забыты. Более того, трагические даты гибели каждой подводной лодки должны быть увековечены, как была увековечена дата 7 апреля — День гибели команды атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278, которая  вошла в сердца всех подводников, как день памяти и скорби по экипажам погибших подводных лодок.

Спустя два года после катастрофы с К-278 открыто стали вспоминать о том, что К-278 далеко не первая жертва «Холодной войны» в океанских просторах. После августа 1991 года появились редкие печатные издания — настоящие исторические расследования гибели подводных лодок. Из этих печатных изданий в нашей стране начали узнавать о гибели подводной лодки Б-37 в Полярном и трагедии подводной лодки С-80 в Баренцевом море, о героизме экипажа подводной лодки К-8 в Бискайском заливе, об авариях на подводной лодке К-19, о гибели подводных лодок К-141 и К-159 на Севере. Не остались без внимания происшествия на подводных лодках, трагедии которых были не столь масштабными, но, были. Причем число погибших с каждым годом увеличивало и без того скорбный список тех, кого навечно взяло море, но кого мы помнили, просто обязаны помнить.

  Навечно останутся в нашей памяти подвиги североморских подводников в годы Великой Отечественной войны. Действуя в неимоверно тяжелых условиях, которые и не снились никаким другим подводникам стран, участвовавших  во Второй мировой войне, подводники Североморского Подплава показали  образцы мужества, отваги и  хороший уровень оперативно-тактического мастерства.  Краснознамённая, ордена Ушакова бригада подводных лодок Северного флота активно действовала на коммуникациях противника в Баренцевом море, прикрывала союзные конвои. Взаимодействуя с войсками Карельского фронта, высаживала разведгруппы в тыл противника, вела разведку и выполняла другие задачи. В бригаде впервые в советском флоте применялись торпедные атаки только по данным гидроакустических станций. Всего за годы войны подводные лодки Северного флота достигли следующих успехов:

   — торпедами потоплено восемнадцать транспортов, двенадцать военных кораблей и несколько мотоботов, повреждены шесть транспортов. Минами потоплено восемь судов, два корвета, два сторожевика и тральщик, повреждён транспорт  и тральщик. Артиллерией потоплены семь судов и мотоботов,  корвет. При этом погибли 23 подводные лодки.  

Каждый офицер-подводник живет с осознанием своего долга перед памятью соратников, не вернувшихся из похода. Подавляющее большинство литературы о подводниках, завершается скорбным перечислением имен боевых товарищей, навсегда оставшихся в море.

   До сих пор документы по гибели подводных лодок публиковались выборочно. Это были, как правило, упоминания о потерях в крупных авариях на атомном флоте и экипажах исчезнувших подводных лодок. Однако фактический список значительно обширнее. Подводные лодки гибли во время Боевых действий и погрузке торпед, при перезарядке реакторов и взрывах аккумуляторных батарей.  

По каждому случаю гибели подводных лодок и личного состава работали государственные комиссии и, как было заведено, партийные комиссии, карающие командиров подводных лодок. Однако и сейчас многое неясно о причинах катастроф, а в ряде случаев выводы, необходимые для безаварийного плавания действующих экипажей подводных лодок, сделаны не были. И в прежние года были катастрофы, связанные с гибелью подводных лодок в послевоенное время. Достаточно вспомнить гибель (до сих пор по невыясненным причинам) подводной лодки С-117 в 1952 году.  

   Выяснению причин не помог даже доклад И.В.Сталину об этой катастрофе. Вероятность аварий и катастроф намного увеличилась в годы «Холодной войны».

    Несмотря на героизм подводников, качество организации подготовки экипажей подводных лодок, их подготовка к несении Боевой Службы, или к плановому выходу в море, оставляло желать лучшего. Примерами могут служить катастрофы с атомной подводной лодкой К-56 в 1973 году и с дизельной С-178 в 1981 году, приведшими к гибели пятидесятидевяти подводников. Особенно ярко проиллюстрировала такое положение катастрофа с затоплением и гибелью части экипажа атомной подводной лодки К-429, казалось бы, в простых условиях — при дифферентовке подводной лодки.   

   Случались аварии и катастрофы чисто на первый взгляд по техническим причинам, а при более детальном рассмотрении – по организационным причинам, как на атомных, так и на дизель-электрических подводных лодках. Все они были связаны с преступно халатным отношением в работе штабов всех уровней и как следствие этого — «четко спланированной» гибелью К-278  7 апреля 1989 года и К-141  12 августа 2000 года. Имея перерыв в плавании более девяти месяцев, экипажи этих уникальных атомных подводных лодок были с грубейшими временными интервалами  введены в 1-ю линию и в состав сил постоянной готовности. И как результат – гибель подводников в мирное время.

   Книга «Трагедии Северного Подплава» – попытка вспомнить все погибшие подводные лодки Северного флота. На страницах книги указаны случаи как аварийного, так и боевого характера гибели подводных лодок. В книге также приведены фотографии погибших подводных лодок и фотографии мемориалов и памятников подводным лодкам, которые увековечивают боевые успехи, мужество и отвагу подводников в борьбе с противником и стали памятниками подводникам, погибшим при их испытаниях и эксплуатации.

Владимир Бойко ветеран-подводник ВМФ РФ  

 Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *