Бойко В. Подводная лодка «Камбала» ч. 7.

«Карп» и «Карась» после модернизации.

Наружные торпедные аппараты Джевецкого обладали очень большим недостатком — торпеды, находясь в переменной среде воздуха и морской воды, подвергались сильной коррозии и обмерзанию, что и привело к полному отказу от торпедных аппаратов такого типа, просуществовавших до конца Первой мировой войны.
До начала войны подводные лодки Дивизиона Подводного Плавания значительную часть времени проводили в вооружённом резерве. Большая часть средств тратилась на постройку новых кораблей, которые должны были пополнить Черноморский флот в 1914 — 1915 гг. 29 июля 1911 года морской министр вице — адмирал И.К.Григорович подписал приказ №-232 «О распределении судов Черноморского флота по отрядам». В нём весь корабельный состав делился на Действующий флот и Резерв флота. В первый включались Бригада линкоров и минная дивизия (в неё входил Дивизион подводных лодок). Резерв состоял из трёх линкоров, пяти канонерских лодок и ряда вспомогательных судов.
В 1912 году подводные лодки совершили походы в Балаклаву, Евпаторию и Ялту, принимали участие в манёврах флота. Проводились опыты по обнаружению подводных лодок с аэропланов. Шедший на перископной глубине «Карп» удалось легко обнаружить по следу, который оставлял на поверхности моря перископ. В 1913 году прошло плавание всем отрядом в Евпаторию. Подводные лодки «Карась» и «Карп» также ходили в Алупку и Балаклаву. 9 августа того же года прибывший в Севастополь Николай II произвёл смотр Черноморскому флоту. На катере Император проследовал от Царской пристани к яхте «Штандарт».

Николай II поздоровался с командами подводных лодок, и по результатам смотра остался «вполне доволен блестящим состоянием судов, порядком на них, бодрым и молодцеватым видом команд». Приказом по Морскому ведомству №-348 от 13 августа он «изъявил монаршее благоволение начальнику Дивизиона подводных лодок и командирам подводных лодок «Карась», «Карп», «Лосось» и «Судак». К началу войны подводные лодки «Карась» и « Карп» являлись самыми совершенными подводными лодками Черноморского флота. Остальные подводные лодки еще строились или только начинали проходить испытания.

В апреле 1914 года Дивизион подводных лодок выделили в самостоятельную часть, а 15 сентября на его основе сформировали Бригаду подводных лодок в составе двух Дивизионов.
Во время войны состав Бригады пополнили как новые подводные лодки, так и подводные лодки, присланные из состава Сибирской флотилии.
После убийства в Сараево наследника Австро-венгерского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда в июне 1914 года ситуация в Европе обострилась. 28 июля начались боевые действия между Австро-Венгрией и Сербией, а вскоре война охватила множество стран. На Чёрном море напряжённая тишина сохранялась до 16 октября, когда германо-турецкие силы осуществили внезапное нападение на русские порты Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. В этот день подводные лодки «Карп» и « Карась» приняли боевое крещение. У Севастополя был затоплен командой минный заградитель «Прут», и обе подводные лодки вышли в море для спасения его команды. Они собрали шлюпки и привели их в Севастополь на буксире. С началом боевых действий командиры подводных лодок «Карп» и «Карась» получили секретное предписание не погружаться на глубину более 18,3 метра. Из-за небольшой дальности плавания четыре подводные лодки Бригады не могли действовать на коммуникациях противника и не принимали активного участия в боях. Они привлекались лишь к патрулированию подступов к главной базе Черноморского флота и побережья Крыма. Подводные лодки постоянно несли службу на позициях у Ялты, Севастополя и Балаклавы, но после первого нападения вражеские корабли больше не появлялись. Существовала идея о буксировке подводных лодок к побережью противника пароходами для увеличения их автономности, опробованная ещё на манёврах в 1909 году, но осуществить её на практике не удалось. В конце декабря Бригаду пополнила «Нерпа» — первая подводная лодка новой постройки, 20 декабря прибывшая в Севастополь после завершения испытаний и принятая в казну спустя десять дней. 2 января 1915 года в Севастополь по железной дороге доставили подводные лодки «Сом» и «Щука», однотипных с подводными лодками «Белуга» и «Лосось». С марта они начали патрулировать подходы к Одессе. В январе также по железной дороге прибыли подводные лодки «Скат» и «Налим». Именно эти две подводные лодки удалось приспособить к буксировке пароходами. В феврале, не завершив испытаний, в свой первый поход вышла подводная лодка «Морж». 19 марта начала активную службу подводная лодка «Тюлень», также вышедший на патрулирование ещё до принятия в казну. В июне в свой первый поход отправился подводный минный заградитель «Краб».
Старые подводные лодки продолжали свою патрульную службу у берегов Крыма. С 3 по 5 июля «Карась» находилась на позиции у Ялты, с 18 по 21 июля у Балаклавы. Кораблей противника обнаружено не было. С 27 по 30 июля и с 6 по 9 августа подводная лодка вновь дежурила у Балаклавы. С 18 по 21 августа и с 28 августа по 1 сентября там занимала позицию подводная лодка «Карп». С 5 по 9 сентября она дежурила у Ялты. С 8 по 18 октября там же патрулировали «Карп» и «Скат». Хотя германские или турецкие корабли у берегов Крыма не появлялись, постоянная напряженная патрульная служба изматывала команды подводных лодок, истощала моторесурс, вела к износу корпусов и механизмов старых подводных лодок. Это приводило к сокращению межремонтных сроков. Подводную лодку «Карась» пришлось поставить в ремонт.

Во второй половине 1915 года ситуация на Чёрном море изменилась. Российский флот постоянно пополняли новые корабли: линкоры, эскадренные миноносцы и подводные лодки. Они начали активно действовать у берегов Турции. Стратегическая инициатива перешла к русскому командованию. Бригада подводных лодок была реорганизована и теперь в её состав входили четыре Дивизиона. В составе первого и второго числились новые подводные лодки при транспортах «Днестр» и «Березань»; третий составляли подводные лодки «Карась», «Карп», «Скат» и «Налим» при транспорте «Возрождение»; четвёртый, базировавшийся в Балаклаве, включал учебные подводные лодки и транспорт

«Пенай». Подобная организация Бригады сохранилась до окончания боевых действий.
Острая необходимость в постоянном патрулировании у берегов Крыма отпала, и небольшие подводные лодки стали реже выходить в море. Подводные лодки «Сом» и «Щука» отправили на Балтику, а подводные лодки «Лосось» и «Судак» стали учебными. В августе 1916 года подводные лодки «Карп» и «Карась» вошли в состав Отряда особого назначения, который использовался для прикрытия действий кораблей Дунайской флотилии. 27 августа они прибыли в Констанцу, совершив плавание по маршруту Севастополь Одесса- Констанца. В декабре 1916 года была собрана комиссия под руководством капитана 1 ранга П.П.Остелецкого, которая признала подводные лодки «Карп» и «Карась» непригодными к дальнейшей службе. В частности, отмечалось, что корпуса подводных лодок изношены, их «крепость остаётся сильно пониженной». Ситуацию мог исправить ремонт, но в условиях военного времени провести его не представлялось возможным. 12 февраля 1917 года обе подводные лодки сдали на хранение в Севастопольский порт. Здесь они провели несколько лет, пережив Февральскую революцию и Октябрьский переворот. 16 декабря 1917 года их включили в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года «Карп» и «Карась» были захвачены занявшими Севастополь германскими войсками, а 24 ноября – англо – французскими войсками. 26 апреля 1919 года по приказу английского командования подводную лодку «Карп» затопили в Северной бухте Севастополя. Подводную лодку вывел буксирный пароход «Елизавета», в её борту сделали пробоину, открыли все люки — и подводная лодка ушла на дно. В этот же день на внешнем рейде были затоплены еще двенадцать подводных лодок: «Краб», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-2 1», «Гагара», «Орлан», «Налим», «Лосось», «Судак», «Скат» и «Карась». Ещё четыре подводные лодки русские подводники позднее увели в Бизерту. На этом история Черноморского Подплава Российского Императорского Флота завершилась.
В 1920 — 1930-е гг. на Чёрном море активно действовала Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения, которая занималась розыском и подъёмом затонувших судов. ЭПРОН осуществлял работы под Новороссийском, Одессой и Севастополем. В 1925 году обнаружили на дне Северной бухты корпус подводной лодки «Карп». Осмотр показал, что подводная лодка лежит на глубине 17 метров и её корпус не имеет значительных повреждений. Особых затрат судоподъёмная операция не требовала, но её осуществление отложили на следующий год. Работы велись в мае 1926 года и 26 числа подводная лодка «Карп» была поднята. Затем вместе с кессонами подводную лодку перевели в Южную бухту Севастополя. Никакой ценности подводная лодка «Карп» не представляла и ее разобрали на металл.
В 1932 году ЭПРОН решил поднять кормовую часть подводной лодки «Камбала». На месте гибели подводной лодки сохранялись вехи и летом того же года там провели погружения водолазов. Но, найти кормовую часть не удалось. Поиски продолжили, и вскоре были обнаружены три лежащие на глубине 57 метров подводные лодки: «Налим», «Лосось» и «Судак». Интереса они не вызывали, но их решили поднять для тренировки водолазов. Кормовая часть «Камбалы» так и осталась не обнаруженной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *