Мне 40 и сегодня я комбриг. Гена А. и Витя Б.
Комбриг контр-адмирал Затула В.П. был назначен начальником отдела УБП ВМФ СССР и убыл в Москву. Надо сказать, что это был профессионал высшей категории и ещё он обладал редко встречающимся качеством среди руководителей такого ранга — никогда не грубил и не хамил подчиненным. Был тактичным и выдержанным, чем снискал большое уважение, прежде всего среди командиров кораблей и офицеров штаба. А уж как доставалось ему, наверное, знал только он сам.
Командиром бригады, после Затулы В.П., был назначен капитан 1-го ранга Дарнопых В.И. (на бригаде получил звание контр-адмирал). Начальник штаба – капитан 1-го ранга Еловский В.Ф., затем капитан 2-го ранга Симкин А.М. Заместитель командира бригады по политической части – капитан 2-го ранга Шрамко Ж.С., затем капитан 3-го ранга Островский В.Г. Должность заместителя командира бригады ещё не была введена. Неплохо были подобраны и флагманские специалисты бригады, имевшие хороший опыт службы, в основном на такр «Минск» и эсминцах 956 проекта.
Эскадрой командовал вице-адмирал Дымов Р.Л., начальник штаба контр-адмирал Мартынюк Н.И. (уже 8-ой год), а вскоре после его ухода в штаб ТОФ, капитан 1-го ранга Печкорин А.Д. впоследствии контр-адмирал. Заместитель командира эскадры контр-адмирал Макаренко В.А., затем – контр-адмирал Самсон В.И., оба подводники. Начальник политического отдела эскадры контр-адмирал Чухраев Э.М.
Соединение, в данном случае бригада (от итальянского – общество, отряд) – тактическое соединение, обычно состоящее из кораблей одного класса, например: ракетных, артиллерийских, противолодочных, минно-тральных, десантных, эсминцев, подводных лодок, строящихся и ремонтирующихся кораблей и т.д., входящие в состав дивизий, эскадр, флотилий. Дивизия – основное тактическое звено. Предназначена для ведения боя в составе объединения и самостоятельно. Дивизия надводных, в данном случае ракетных, кораблей предназначена для ведения боевых действий на океанских и морских рубежах театра военных действий, самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота (ПЛ, НК, авиацией, береговыми ракетно-артиллерийскими силами и т.д.). Бригада (дивизия) ракетных кораблей состоит из ракетных кораблей: авианосных крейсеров (авианосцев), ракетных крейсеров и эсминцев 1-го ранга. Ранее в её состав входили артиллерийские крейсера, и эсминцы (в т.ч. «Вдохновенный»)
Командир бригады (дивизии) должностное лицо, на которое возложено командование соединением, он является единоначальником и несёт личную ответственность перед Президентом и правительством за боевую и мобилизационную готовность вверенного ему соединения и успешное выполнение поставленных задач. Его обязанности и права определяются общевоинскими уставами, корабельным (КУ) и боевым (БУ) уставами ВМФ. Согласно КУ ВМФ, он должен лично обучать непосредственно подчинённых ему командиров кораблей, руководить деятельностью начальника штаба и заместителей. Обязан лично готовить штаб, в соответствии с задачами поставленными соединению. Командир соединения обязан систематически выходить в море на всех кораблях своего соединения. Назначает корабль соединения для своего пребывания и для размещения штаба и политического отдела соединения. В случае кратковременного отсутствия, под флагом командира соединения управляет соединением его заместитель или начальник штаба. Начальник штаба соединения является первым заместителем командира соединения и прямым начальником всего личного состава соединения, организует работу штаба, организацию управления, боевую и мобилизационную готовность соединения, организует работу штаба по подготовке и ведению боевых действий, проведение в жизнь решений командира соединения и пр.
Заместитель командира соединения кораблей также является прямым начальником всего личного состава соединения. Он отвечает за организацию и качество проведения морской подготовки, подготовку офицеров к самостоятельному управлению кораблём и т.д. Обязан проверять выполнение мероприятий по поддержанию кораблей и оружия в назначаемой степени боевой готовности, обучать командиров кораблей приёмам управления кораблём, применению его оружия и использованию технических средств и пр. На соединениях, где должность заместителя командира соединения не предусмотрена штатом, эти обязанности возлагаются на начальника штаба.
Как правило, командир соединения назначается из числа начальников штабов или заместителей командиров соединений своего или другого соединения. Но бывают и исключения, и командиром соединения назначают хорошо подготовленного командира корабля, имеющего опыт службы и командования кораблями различных проектов. Так было и в моём случае.
10 января 1952 года была сформирована 175-я бригада эскадренных миноносцев (БРЭМ) в составе 5-го ТОФ. В 1947 – 1953г. ТОФ разделялся на 2 флота: 5-ый – штаб во Владивостоке, 7-ой -штаб в Советской Гавани. Бригада в составе эсминцев «Вкрадчивый», «Вразумительный», «Вдумчивый», «Вольный» проекта 30-бис (следует отметить, что на 2-х последних мне посчастливилось служить старпомом в Советской Гавани в начале 80-х годов) базировалась во Владивостоке, а с июля 1957 года в б. Абрек залива Стрелок, когда ТОФ вновь стал единым. Оттуда она и берёт своё начало.
В декабре 1953 года бригада успешно выполнила задачи минной постановки у берегов Северной Кореи. Напомню – война между Северной Кореей, которую поддерживал Китай и СССР и Южной, при поддержке части стран НАТО – США, Канада и др. была в период 1949 – 1953 г., которую не выиграла ни одна из сторон – основной причиной войны было желание противоборствующих сторон создать единую Корею под своим началом.
10-ая опэск, в том состоянии на которой я служил, была сформирована 9 января 1968 года и начала свою деятельность, как самостоятельное объединение надводных кораблей Тихоокеанского флота, базирующееся в бухте Абрек залива Стрелок и Золотом Роге Владивостока. В начале в состав эскадры вошли корабли 175 бригады ракетных кораблей, на тот период: крейсера «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Александр Суворов», а позднее и ракетный крейсер «Владивосток».
Следует отметить, что на кораблях эскадры, входящих в её состав дивизий и бригад, командование и штабы располагались на одном из кораблей. Позднее это были специально оборудованные корабли управления, типа крейсера управления (КРУ) «Адмирал Сенявин». Первым командиром 175 брк 10 опэск был контр-адмирал Корастелёв Семён Елизарович, а последним капитан 1-го ранга Литвиненко Евгений Яковлевич, чем и горжусь. В разное время бригадой командовали Мартынюк Н.И., Затула В.П., Дарнопых В.И. и другие известные адмиралы и офицеры.
В состав бригады в 1988 году, а позднее и дивизии, с 1990 года, в период моего командования входили:
— ТАКР «Минск» — командир — капитан 2-го ранга Михеев Николай Александрович, затем капитаны 2-го ранга Высоцкий В. С. (будущий Главком ВМФ) и Назаров А. И.
— ТАКР «Новороссийск» — командир капитан 2-го ранга Островский Дмитрий Дмитриевич, затем капитан 1-го ранга Валишин Марат Мансурович.
— ТАРКР «Фрунзе» — командиры капитан 1-го ранга Щербаков Михаил Алексеевич, капитаны 2-го ранга Овчинников Н.А., Добрышев Е. П. (позднее он стал первым командиром ТАРКР «Пётр Великий», Вороков В.П.
— РКР «Адмирал Фокин» пр. 58 –командир кап. 2 ранга Графкин, ранее кап. 2 ранга Барабаш В.Н., Самофал А. А., Дарнопых В.И.
— РКР «Варяг» пр.58 — командиры – капитан 1-го ранга Валишин М. М., капитан 2-го ранга Таскаев Николай Борисович.
— РКР «Владивосток» пр. 1134 – командиры — капитан 2-го ранга Иванов М.Н., капитан 1-го ранга Мартынов Виктор Васильевич.
— эм «Осмотрительный» пр.956 – командиры — капитан 2-го ранга Назаров А.И., Пепеляев В.В., Тарасов В.Н.
— эм «Боевой» командиры – капитаны 2-го ранга Смирнов А.И., Романов Ю.Н., Окороков Б. Н., позднее Чухраев Р.Э.
— эм. «Стойкий» — командиры капитан 2-го ранга Волк М. Ю., Попов В.В.
— эм. «Бурный» — командиры капитан 2-го ранга Шишкин С.С., Панкратов А.Б., Самсонов Н.И.
— эм. «Быстрый» — командиры капитаны 2-го ранга Крайнов А.В., Блеер А.В. позднее, Носатов А.М (будущий Командующий БФ, затем НГШ ВМФ).
— эм «Безбоязненный» — командир капитан 2-го ранга Стражков В.Я.
— торпедолов ТЛ – 480.
Дивизион катеров и судов обеспечения:
— десантные катера: «ДКА» – 173; 175; 176 – для доставки боезапаса, продовольствия, вещевого и другого имущества на корабли рейдового базирования, санитарный катер «СН – 285», пассажирские катера «ПСК» — 31; 38.
Летом 1987 года контр-адмирал Дарнопых В.Н. должен был уходить в Москву начальником ПВО ВМФ. Должность комбрига, однако, уже стала «капразовской». И когда ее предложили мне, то первым желанием было отказаться. Но, поостыв, подумал, что еще успею это сделать. Решил, лучше уходить с кораблей на берег с должности комбрига, чем командира корабля. Так и случилось, 9 октября 1988 года меня назначили командиром 175-й брк. 4 октября мне исполнилось 40 лет, возраст почтительный для этой должности. Еще раз подчеркну – вот что такое новостройка!
Итак, назначение состоялось. Командиром «Новороссийска» стал старпом — капитан 2 ранга Островский Д.Д., старшим помощником — помощник командира капитан 3 ранга Максимчук А.Р. (в последующем командир барзк «Урал» и 7-й опэск СФ) Дела и должность было передавать просто, так как обстановку на корабле Дмитрий Дмитриевич Островский знал хорошо. Расставшись с экипажем и кораблём, после девяти лет непрерывной и нелёгкой службы, я убыл в штаб бригады, который размещался на одном из ЭМ 956 проекта. Особых «слез» при прощании не проливал, знал, что «Новороссийск» и «Минск» — мой «крест», пока я буду служить на бригаде и в 10-й опэск. После представления командиру эскадры вице-адмиралу Дымову Р.Л., его заместителям отправился принимать дела и знакомиться с «новым хозяйством».
Начальником штаба бригады был кап. 1 ранга Симкин А.М., затем кап. 1 ранга Смирнов А.И., заместителем командира по политчасти кап. 2 ранга Островский В.Г. Позднее была введена должность зам. командира бригады. На неё по достоинству был назначен опытный командир крейсера управления «Адмирал Сенявин» капитан 1 ранга Ковальчук Л.М., только что закончивший академию. Это был прекрасный командир и «служака», прошедший авианосную школу на «Минске». Назову лишь некоторых флагманских специалистов и офицеров штаба бригады: флагманский штурман капитан 3 ранга Соловьев А.П. (очень грамотный штурман); флагманский ракетно-артиллерийский специалист капитан 2 ранга Мальцев, затем кап. 3 ранга Захаров Ю.П.; его помощник старший лейтенант Носатов А.М., (впоследствии перешедший на командные должности, ныне он НГШ ВМФ РФ); флагманский специалист минно-торпедной службы капитан 3 ранга Новак И.В.; флагманский связист капитан 3 ранга Овчинников С. И; начальник электромеханической службы бригады – капитан 2 ранга Коршунов В.М.; начальник РТС капитан 3 ранга Олейников С. И; начальник ПВО капитан 3 ранга Поляков А.Ю. Ответственные исполнители простого и секретного делопроизводства, братья, старшие мичманы Вострухины Владимир и Сергей Иванович (поистине ответственные во всём).
Штаб эскадры размещался на ТАРКР «Фрунзе». Освоение этого корабля, постоянные, не малые усилия на поддержание его боевой и технической готовности также отнимала у командира бригады не мало времени.
В декабре 1988 года вице-адмирал Дымов Р.Л. заканчивал службу на 10-й ОПЭСК. Конечно, ему хотелось продолжить её на одном из флотов в качестве одного из его руководителей, к этому он был подготовлен, но судьба распорядилась иначе. Его назначили начальником АС и ПСС ВМФ. Потенциал у него был еще большой. Любовь к морю и служение кораблям в нем были всегда. Хорошие знания, опыт, желание постичь новое на флоте в нем преобладали. Отношения у нас с ним сложились хорошие, но своеобразные. Ему хотелось, чтобы я в полном смысле «не вылезал» с кораблей, что я и делал. Но он и сам был моряк «до мозга костей», и я до сих пор питаю огромное уважение к его компетенции, грамотности и знанию дела, которым он занимался. Он был одним из грамотнейших командиров эскадры моего времени.
Некоторое время обязанности комэска исполнял начальник штаба контр-адмирал Печкорин А.Д. Порядочный адмирал, с неплохим прохождением службы. Тактичный. Однако, его командиром эскадры не назначили. Почему? — не берусь судить. В декабре 1988 года командиром 10-й ОПЭСК был назначен контр-адмирал Хмельнов И.Н., с должности начальника штаба 7-й ОПЭСК СФ. Начальником штаба эскадры стал капитан 1 ранга Клименок А.М. Человек с хорошими командирскими и штабными способностями, но у него нередко сложно складывались отношения с людьми.
С приходом Хмельнова И.Н. произошли большие изменения в управлении эскадрой, в кадровой политике, отношении к людям, прежде всего, к командному составу и офицерам штабов. Менялись в лучшую сторону и взаимоотношения с командованием ТОФ, начальниками управлений и служб флота. Появилась определенная методика в работе штаба эскадры. Мне особенно нравилось доверие нового комэска командирам соединений, кораблей, офицерам штабов. Прекратилось постоянное дергание комбригов и командиров. Мне импонировало его доверие к моей самостоятельности и компетенции, особенно в отношении авианосных кораблей и ТАРКР «Фрунзе».
И ещё. Будучи командиром «Новороссийска», летом 1986 года я познакомился с моим теперешним большим товарищем и другом Борисом Алексеевичем Рылкиным. Лето, хорошее настроение после недавней поездки в Москву на съезд. Звание, награды, командование кораблём! Решён вопрос ремонта корабля в Дальзаводе. Как-то, сойдя на берег, зашёл на ТАРКР «Фрунзе», к своему однокашнику Михаилу Алексеевичу Щербакову, принявшему командование крейсером от Евгения Григорьевича Здесенко, убывшего в ТОВВМУ на должность заместителя начальника училища.
В это время на «Фрунзе» принимали шефов из Москвы. Представителей партийной и комсомольской организаций Фрунзенского района столицы. Комсомол Фрунзенского района Москвы возглавлял Борис Алексеевич Рылкин — первый секретарь райкома. Борис сразу располагал к себе. Высокий, плечистый, подтянутый, улыбчивый. Молодая, комсомольская кровь так и била в нём ключом. Разговорились. Он москвич. После школы работал на авиазаводе, строил самолёты. Затем срочная служба на подводных лодках Северного флота. После службы – снова завод. Секретарь комитета комсомола завода, учёба в Московском авиационном институте, а позднее и на факультете журналистики в МГУ.
Там же в каюте командира был и Евгений Вячеславович Путов, бывший командир БЧ-5 этого крейсера, а затем начальник электромеханической службы эскадры и мой пожизненный друг.
Шефы мне понравились. Позднее собрались на квартире у Миши Щербакова с жёнами, после этого пригласил шефов на берег. У местных «добытчиков» позаимствовали креветок (чилимов) и других морепродуктов. На катере, с «Новороссийска», прошли вдоль побережья залива Стрелок, поднялись на борт «Новороссийска», он стоял на рейде в бухте Руднева. Показал корабль — провёл по «гостевому» маршруту. Погода была прекрасная. Мне редко удавалось так отдыхать, поэтому эти дни запомнились. Наша встреча переросла в крепкую дружбу с Борисом и его семьёй. Благодаря ему мы в последствии, после окончания службы, переехали из Приморья в Москву. Он был не только инициатором переезда, но и существенно помог мне в этом.
Став комбригом, а позднее и комдивом мне пришлось заниматься и берегом. В Абреке эскадра базировалась на 4-х пирсах, которые в разное время обозначались по-разному.
Хоз. пирс – возле него стояла ремонтная мастерская РМ-42, дежурные силы вспомогательного флота ПрФлРС — буксиры, пожарные, аврийно-спасательные, водолазные и другие суда.
Пирс № 1 –на нём базировались плавучие мастерские ПМ-140 и 59, ДКА бригады.
Пирс № 2 был основным пунктом базирования эсминцев бригады. В своё время там стоял и «Вдохновенный», на нём, можно сказать, я и «вырос». Крейсера «Варяг» и «Адмирал Фокин», а ещё раньше «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов».
У пирса № 3, или как его иногда называли «новый пирс», стояли ТАРКР «Фрунзе»; большой атомный разведывательный корабль (барзк) «Урал», корабль космической связи и управления; БДК «Александр Николаев», иногда швартовались корабли эскадры, приходящие из Владивостока. Там же был небольшой причал для подхода командирских и пассажирских катеров, переоборудованный медицинский катер, в первое время служивший местом расположения строевой и секретной части бригады.
С пирсом № 3 у меня много связано. На моих глазах он строился, как место базирования тяжёлых авианосных крейсеров. На нём был установлен башенный кран для погрузки, прежде всего, ракетного боезапаса. Но при постройке пирса многое было не учтено: штормовой ветер, при котором авианосцы вынуждены были выходить в море для штормования, не было достаточных условий для маневрирования этих кораблей при постановке к пирсу и отходу от него. Для обеспечения этих кораблей необходимо было постоянно держать возле них не менее 4-х буксиров, а в дежурстве был только 1-н буксир, команды на них были из гражданских лиц и многое другое.
Лишь однажды начальник штаба эскадры контр-адмирал Печкорин А.Д. «доверил» мне, когда я ещё был командиром, зайти в Абрек на «Новороссийске» и пришвартоваться к этому пирсу, но я отказался, предложив ему вступить в управление кораблём и совершить сей манёвр самому… на этом всё и закончилось.
На входе в Абрек был построен волнолом, т.к. во время шторма накатывающиеся волны, затрудняли стоянку кораблей у этого причала.
«Минск» и «Новороссийск» стояли на бочках в бухте Руднева, входящей в залив Стрелок. В том же заливе, в бухте Павловского, базировалась флотилия атомных подводных лодок. У посёлка Крым, что на берегу залива Стрелок, базировались суда вспомогательного флота ПрФлРС: буксиры, пожарные, аварийно-спасательные суда и суда гидрографической службы.
ТАРКР «Фрунзе» — а Здесенко Е.Г почему забыт? Самый знаменитый командир с постройки.
Андрей я с Вами согласен, что Здесенко Евгений Григорьевич — бывший командир БПК «Стерегущий», БПК «Ташкент» и ТАРКР «Фрунзе» (то, что известно мне), заслуживает отдельного воспоминания, как выдающийся флотоводец. Напишите! А мы опубликуем на страницах «За тех, кто в море!» Кстати о нем есть на страницах Инета https://proza.ru/2017/06/13/1681?ysclid=ls9lg4zmtb240550011