Лагард А. Великая (1-ая мировая, германская, империалистическая) война. Балтийский флот. Неудавшаяся «месть» контр-адмирала Беринга

Крейсер «Аугсбург» topwar.ru

Прибывший на Балтику из Гохзеефлита контр-адмирал германского флота Элер Беринг относился к командующими германскими силами на Балтийском море гросс-адмиралу принцу Генриху Прусскому – брату Императора Германии и командующими силами флота на Балтике контр-адмиралу Роберту Мишке с некоторым презрением. Он считал, что только они виноваты в том, что до сих пор не уничтожили русский флот и не взяли Петроград. Виноваты своим бездействием в то время, как сейчас возможность — это сделать была.

Принц Генрих Прусский и контр-адмирал Мишке решили предоставить Элеру Берингу все возможности и силы для действий русскому флоту. Пусть разобьёт свою медную голову о русские бастионы. Мало того принц Генрих подписал меморандум о действиях германского флота на Балтике, сформулированный контр-адмиралом Берингом и поручил ему его исполнение.

эскалдренный миноносец типа V-25

И контр-адмирал Беринг собрав необходимые силы отправился в свой первый поход к Финскому заливу. Безусловно уничтожить все русские силы двумя крейсерами, двумя скоростными эсминцами, одним старым эсминцем, старой канонерской лодкой и одной из первых подводной лодкой он не рассчитывал, но нанести значительный ущерб русскому флоту, судоходству и береговым наблюдательным постам он все же надеялся.

24 (11) августа большой? Предназначенный к операции отряд германских кораблей вышел из Данцига и Киля, и направился на север. На швартове одного из кораблей была подводная лодка U-3.

25 (12) августа дойдя до пролива Бенгшер они встали на якоря.

Подводная лдодка типа U-3 Яндекс.Дзен

25 августа, назначенные для разведки силы (крейсера «Аугсбург», Магдебург», эсминцы V-26 и М-186 вышли в море, с расчётом ночью проскочить мимо русских наблюдательных постов. Ибо потеря скрытности могла сорвать всю задачу. Остальные корабли лёгкий крейсер «Амазон», канонерская лодка «Панцер», подводная лодка U-3, эсминцы V-25, Т-94 (значительно устаревший), угольный транспорт «Оберпрайзидент Делбрюк» (взятый для дозаправки углем) остались ожидать в проливе Бенгшер.

Ночь была весьма темной и туманной. Корабли потеряли друг друга и крейсер «Магдебург» выскочил в тумане и темноте на отмель острова Оденсхольм (Осмусаар). Сняться самостоятельно крейсер не смог, и командир крейсера принял решение его взорвать, а секретные документы уничтожить. Подошедший утром эсминец V-26 сумел снять часть команды до подхода русских эсминцев и крейсеров. Однако сам получил значительные повреждения при отходе. Погибла или попала в плен к русским часть его команды «Магдебурга» и что самое страшное сигнальные секретные книги.

Беринг хотел даже броситься со всеми своими силами спасать «Магдебург» и уже направился к месту навигационной аварии, как встретил уходящий на самом полном эсминец V-26. Командир эсминца доложил, что русские уже на «Магдербуге» и в проливе, как миниму четыре – пять броненосных крейсеров и много эсминцев. Понимая безнадёжность боя с превосходящими силами Беринг повернул к проливу Бенгшер. Идя со всеми оставшимися силами к проливу Бенгшер контр-адмирал Беринг был вне себя. Он понимал, что теперь его карьера, как морского начальника, испорчена окончательно. Потерять целый крейсер в простейших условиях, в результате навигационной аварии, даже не боя – было слишком для командующего силами флота. Спасти могло только нанесение русским кораблям, как минимум такого же (равного по потерям германского флота) поражения.

И Беринг с офицерами своего штаба стал решать, как это сделать. В результате родилось решение о потоплении русского крейсера с помощью подводной лодки. Для этого надо было выманить один или несколько русских крейсеров, навести на позицию подводной лодки U-3. А потом всеми силами добить этот крейсер.

К 27 (14) августа В проливе Бенгшер собрались германские силы: флагманский крейсер «Аугсбург» подводная лодка U-3, прибывший из Данцига эсминец V-25 и свой эсминец V-186. Весь бой планировалось провести в районе поставленного германскими минными заградителями минного заграждения «Дейчланд» за которое русские корабли, как правило не выходили.

Подводную лодку в назначенный адмиралом район ночью отбуксировал один из миносноцев, где она заняла назначенный ей район.

28 (15) августа рано утром крейсер «Маугсбург» под флагом командующего контр-адмирала Беринга направился к правому флангу минного заграждения «Дейчланд». В районе находились уже оба германских эсминца, осуществлявших разведку. На горизонте были видны силуэты двух русских крейсеров «Баян» и «Адмирал Макаров». Но на море поднялся ветер и началось волнение, что осложняло задачу подводной лодке. Беринг это понимал, но отложить операцию уже не мог.

Крейсер «Аугсбург» с расстояния в 13 километров начал обстреливать русские крейсера. Было видно, как рвались снаряды в воде, поднимая вверх огромные столбы. Русские крейсера начали отвечать огнём сближая расстояние.

И здесь контр-адмирал Беринг решил прибегнуть к простой уловке. Он приказал после одного из выстрелов русского крейсера:

— Резко на правый борт – скомандовал он командиру, — максимально выпустить пар на верхнюю палубу, имитируем потерю управления кораблём. Они не могут не клюнуть.

Эсминец V-25, сопровождавший крейсер, резко шарахнулся в сторону от начавшего крутиться практически на месте крейсера, в клубах машинного пара, и случайно оказался между русскими крейсерами, вышедшими за минное заграждение и подводной лодкой U-3. Командир эсминца из лучших побуждений, решил прикрыть собой «повреждённый» флагманский крейсер.

Лейтенант Валентир – командир подводной лодки, проклиная эсминец и его манёвры, был вынужден отказаться от атаки крейсера «Баян» в выгоднейшей ситуации. А эсминец V-25 (корветтен-капитан Виттинг) едва случайно не протаранил готовую к атаке подводную лодку, которая еле успела погрузиться, чтобы избежать таранного удара. Атака была сорвана.

Русские крейсера, видимо получив от своего командования команду, внезапно повернули назад и опять ушли за минное заграждение.

Можно представить какими эпитетами, в этот момент, награждал контр-адмирал Беринг командиров эсминца и подводной лодки.

После подробного доклада по радио о неудачной атаке подводной лодки, из Киля от принца Генриха Прусского поступила команда — всем кораблям возвращаться в свои порты, кроме «Аугсбурга» и «Амазона». Соединение приказано считать распущенным. Крейсеру «Аугсбург», приняв груз угля от транспорта «Оберпрезидент Дерлюк», выйти между Готландом и Курляндией и по возможности разрушить маяк Штайнорт на побережье Курляндии. Крейсер «Амазон» направлен для патрулирования к острову Эланд, а остальные корабли и подводная лодка направлялись в Штеттин.

Фактически контр-адмирал Беринг отстранялся от командованием соединением кораблей. Принц Генрих решил и доложил брату, что существующих прибрежных сил Балтийского моря недостаточно для противодействия скоростным русским броненосным крейсерам, имеющих хорошую дальнобойную артиллерию. А о прорыве в Финский залив, защищаемый минными заграждениями, линейными кораблями, броненосными крейсерами и береговыми артиллерийскими батареями, пока можно даже не мечтать. Не мечтать, пока германские силы Балтийского моря не будут усилены до необходимо количества скоростными и дальнобойными линейными кораблями, броненосными линейными крейсерами, эсминцами и более современными подводными лодками, которые смогут реально противостоять русскому флоту. А пока флот, в его нынешнем виде, в состоянии лишь выполнять задачи по защите своего побережья и проводке конвоев.

Литература:

  1. Гончаренко О.Г. Последние битвы императорского флота. Морская историческая библиотека. Москва. «Вече». 2017 год.
  2. Граф Г.К. На «Новике». Санкт-Петербург. Издательство «Гангут». 1997 года
  3. Пикуль В.С. Моонзунд. Ленинград. «Советский писатель». 1973 год.

Материалы из Интернета:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *