Ярыгин В. Легкий крейсер «Александр Невский». 70-летний юбилей (день корабля).   

В марте 2023 года исполняется 70-летняя годовщина подъема флага на легком артиллерийском крейсере типа «Свердлов» проекта 68-бис «Александр Невский». 

Военно-морской флаг, поднятый на корабле, является его Боевым Знаменем. Он символизирует государственную, принадлежность корабля, готовность экипажа, защищать морские рубежи Родины. Устав морской Петра Великого, ставший надолго с 1720 года, основным документом военного флота России, требовал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги».

Подъем флага на корабле при стоянке, производится ежедневно в определенное время, а в установленные дни и особых случаях торжественно. В Военно-морском словаре, Корабельном уставе ВМФ разъясняется, что торжественный подъем флага, производится в праздничные дни, по случаю важных событий, при вручении кораблю Военно-морского флага и его первом подъеме (спуске). Во время торжественного подъема (спуска), одновременно с флагом и гюйсом, поднимаются   флаги расцвечивания, оркестр исполняет «Встречный марш», и «Государственный гимн».

Прослужив почти полвека в ВМФ, ни разу не принимал участия в «торжествах», посвященных спуску флага. Задаю сегодня вопрос: «А много ли таких торжеств в ВМФ проводилось?  

Со дня первого торжественного подъема флага на крейсере его первым экипажем, возглавляемом капитаном 1 ранга А.М. Васильевым прошло 70 лет и 32 года со дня спуска. Но многонациональный экипаж крейсера «Александр Невский», продолжает поминать свой корабль, сослуживцев и товарищей, с которыми произошла встреча на Балтике и Северном флоте, на палубах корабля.

Вспомним историю, после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, главой государства И.В. Сталиным, было принято окончательное решение о строительстве артиллерийских крейсеров третьего поколения, они были включены в программу военного судостроения. В Главном штабе, Военно-морского министерства, начались работы по ее выполнению. Выдано тактико-техническое задание (ТТЗ), проектной организации, определен количественный состав, заводы строители. Проектной организацией назначено, Ленинградское Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ).

При составлении списка, готовящихся к строительству крейсеров и определении их названия в списке под № 5 значился «Александр Невский». При рассмотрении списка, планируемых к постройке крейсеров, Нарком Морского министерства Н.Г. Кузнецовым, окончательно утвердил, завод строитель и место службы кораблей, с вводом их в боевой состав Военно-морского флота. Крейсеру под № 5, «Александр Невский», определен завод строитель Андре Марти в Ленинграде и место службы Северный флот.

В Салоне БКК, построенного и переданного в боевой состав ВМФ крейсера находился портрет, нарисованный корабельным художником. В экипаже говорили, что он напоминает, одного из старших помощников командира крейсера, в форме знатного война Руси. Не будим опровергать, мнение экипажа, все может быть.

Достоверно известно, что портрета настоящего князя Александра Невского не сохранилось. В 1942 году, когда был учрежден боевой орден Александра Невского, для награждения командного состава Красной Армии. При работе над его созданием, было принято решение, на орден перенести портрет народного артиста кино Николая Черкасова, сыгравшего главную роль, в вышедшем   кинофильме «Александр Невский».       

Будущий, прославленный воин и дипломат, Александр  Ярославович родился в Переславле — Залесском в мае  1221 года. Его родители  отец Великий  князь Киевский и Владимирский  Ярослав Всеволодович,   мать  Ростислава (Феодосия) Мстиславна, княжна Торопецкая. Родившейся Александр, воспитывался как будущий воин,  в 1225 году  отец, как сказано в сохранившейся до наших дней летописи: «…учинил сыновьям Федору и Александру княжеский постриг…» — обряд посвящения в воины.

В 1234 году, в тринадцати летнем возрасте, состоялся первый боевой поход князя Александра под отцовским стягом на Дерпт, который с 1223 года, находился в руках ливонцев. Им в этом походе была одержана первая победа на реке Омовжа.  С 1236 года с убытием  отца  во  Владимир, Александр начал самостоятельно  княжить в Переславле – Залесском.  

В 1240 году князь Александр, получив известия о приближении отряда шведов, с собранной небольшой дружиной, новгородцев и ладожан, выступил им навстречу, а ночью дружина внезапно напала на шведов, князь сражался   в первых рядах нападающих. Победа в ночной битве, показала военный талант, смелость и силу молодого князя.

В 1242 году 18 апреля, под руководством князя Александра Ярославовича  произошла знаменитая битва с Ливонским Орденом, на  Чудском озере. Сражение вошло в историю,  как  Ледовое побоище, где русские войны одержали победу, проявились в очередной раз, военный талант и  смелость князя. За эту, Победу при Чудском озере Александра Ярославовича на Руси, стали называть Невским.

Слова, произнесенные после сражения князем Александром, показанные в фильме «Александр Невский»: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», стали символом мужества, смелости, чести, доблести и благородства русского воинства.

В 1263 году 14 ноября, после непродолжительной болезни, в 42- летнем возрасте, Александр Ярославович Невский, скончался в Городце и был похоронен был на территории, Рождественского монастыря во Владимире. В 1547 году митрополитом Макарием Русской православной церкви, за защиту русской земли, подвиги и заслуги перед Отечеством князь Александр Ярославович Невский решеньем Синода  русской православной церкви был причислен  к лику  Святого.

Через четыре с лишним столетия после захоронения в 1724 году,  по повелению Императора  России  Петра Великого, мощи Александра Невского были торжественно перезахоронены, в специально для этого построенный  Александра — Невский монастырь.

12 сентября  1724 года — день перезахоронения  мощей Святого Благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург отмечается как годовой праздник города и сегодня.

С началом создания военного флота России Петром Великим, именем Святого Князя Александра Невского стали называть боевые корабли.  Впервые в 1717 году в состав военного флота России, вошел 66-пушечный линкор «Святой Александр Невский», он был в составе Балтийского флота.  В 1749 году, 29 мая на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге был спущен на воду второй корабль «Святой Александр Невский». Его строил мастер Гавриил Окунев, ученик Петра Великого. К началу русско-турецкой войны, 1786 года были построены два корабля с именем «Александра Невского» 74-пушечный линейный корабль для Балтийского флота и парусный 50-пушечный фрегат для флота Черноморского.  Он стал последним военным парусным кораблем в России, носящем имя  Святого Благоверного князя Александра Невского.

В 1863 году, вступивший в строй «Александр Невский», наряду с парусным вооружением, имел паровой двигатель мощностью 800 лошадиных сил, он стал последним деревянным кораблем флота. На заре зарождения броненосцев, в девятнадцатом столетия, в состав Балтийского флота вошел броненосный крейсер береговой обороны «Александр Невский» водоизмещением более 5000 тонн, и экипажем — 300 человек.

В новом двадцатом столетии имя святого князя-полководца Александра Невского вновь появилось на закладной доске легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис «Александр Невский», заложенного на Адмиралтейском судостроительном заводе №194 им. Андре Марти Ленинграда 30 мая 1950 года.

В следующем 1951 году корпус корабля под № 625 был спущен на воду для достройки. Командиром крейсера назначен участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, капитан 1 ранга Васильев Александр Михайлович.

 В 1952 году, сформированный и прошедший первичную подготовку на Северном флоте экипаж, заселился на крейсер, начал швартовые и государственные испытания, совершив переход корабль прибыл на Четвертый флот в Балтийск. Где были закончены швартовые, ходовые и государственные испытания оружия, технических средств и механизмов.  

31 декабря 1952 года на Адмиралтейском судостроительном заводе, подписан акт об окончании испытаний и передаче ВМФ крейсера, корабль вошел в боевое ядро Северного флота.

В 1953 году приняв боезапас, пополнив запасы, совершив межфлотский переход крейсер «Александр Невский» прибыл в Заполярье на Северный флот, встал на якорь в Кольском заливе рейда Североморска. Согласовав дату подъема флага с командованием соединения, экипаж начал подготовку.

Командир поручил, более детально изучить и подготовить исторический материал по ритуалу торжественного подъема флага на корабле, и отработать   организацию подъема флага.

 Слово «флаг» на военном флоте России произошло от голландского названия шерстяной камвольной, прочной ткани «флагтух», из которой шили корабельные   флаги. С момента возникновения на военном флоте, флаг стал отличительным знаком корабля в виде полотнища правильной геометрической формы со специальной расцветкой. Поднятый на военном корабле флаг, определял   государственную принадлежность и  ранг  корабля, должность лица, находящегося  на  борту. Корабельные флаги, выполняли и специальные сигнальные функции. При стоянке и нахождении корабля в море, по понятым флагштоке фок-мачты сигналам, можно определить действия корабля и его экипажа.

Впервые флаг был поднят на парусном корабле «Орел», спущенном, для достройки 19 мая 1668 года. Трех мачтовый парусник был построен на Оке, ниже впадения в нее Москвы-реки, на возведенной верфи села Дединово, по повелению царя Алексея Михайловича (отца Петра I). Поднятый на корабле флаг бело-сине-красной расцветки, стал символом: благородства, верности, чести, мужества и смелости. Подъем флага на венном русском корабле «Орел», стал ритуалом подъема флага на кораблях и судах России.

Первый государственный деятель России, лично занимающейся разработкой и внедрением корабельных ритуалов и флагов был создатель Российской Империи и строитель военного флота Петр Великий.  В 1697 году по его повелению, как память об отце Алексее Михайловиче, на военных кораблях, был поднят трехцветный корабельный флаг (триколор).

В 1699 году он вводит впервые на кораблях царский штандарт — желтое прямоугольное полотнище с черным двуглавым орлом посредине и с белыми картами Каспийского, Азовского и Белого морей в клювах и в одной из лап.

Впервые штандарт был поднят в походе Петра I на корабле «Ингерманланд». Со взятием русскими войсками крепости Ниеншанц, завоевания свободного прохода по Балтийскому морю, на Петровском штандарте, появилась карта Балтийского моря.

В 1699 году, 11 декабря на военных кораблях флота России, по повелению Петра I, поднимается Андреевский флаг. Его синий крест, как элемент флага, перешел с первого ордена России Святого Андрея Первозванного. Соединение четырех углов крестом символизировало объединение европейских морей России. Выбор Андреевского флага Петр I объяснял: «…от сего апостола приняла Россия святое крещение». Святой апостол Андрей Первозванный, стал покровителем и защитником военных моряков России.

С этого времени, словами напутствия и пожелания победы перед боем, командирами российских кораблей стали слова: «С нами Бог и Андреевский флаг».

Андреевский флаг, надолго стал святыней моряков русского военного флота, под ним ходили корабли в кругосветное плавание, вели ожесточенные бои эскадры прославленных адмиралов. Под Андреевским флагом, русские военные моряки, вписали много героических    страниц в историю флота и Отечества.  «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги», — требовал Петровский «Морской Устав».  

Под этим флагом военные корабли ходили до 7 ноября 1923 года, в день 5-годовщины  Октябрьской революции, на кораблях был поднят новый флаг.

27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР был учреждён, новый корабельный Военно-морской флаг. В 1950 году в его внешний вид были внесены  некоторые изменения.

В 1953 году, 15 марта на легком артиллерийском крейсере «Александр Невский», состоялись торжества, посвященные первому подъему флага на корабле. Прибыло командования, приглашенные гости и делегаты от кораблей. Зачитан приказ Командующего флотом, командир получил первый корабельный флаг, пронес его перед строем экипажа и в назначенное время, лично поднял. Позднее был праздничный обед, а вечером по крейсерской традиции экипажу показали кинофильм: «Александр Невский».

После подъема флага легкий артиллерийский крейсер «Александр Невский», вошел в состав, формируемой 2-й дивизии боевых кораблей Северного флота. Сегодня о Торжественных днях подъема флага на корабле вспоминают ветераны и напоминают фотографии из архива членов его экипажа.

Под этим флагом экипаж крейсера «Александр Невский» Северного флота, выполнял боевые задачи до середины 1992 года.  26 июля 1992 года,  на корабле был торжественно поднят Андреевский флаг, введенный на военных кораблях по повелению, создателя военного флота России Петра Великого.

С торжественного подъема флага 15 марта 1953 года,  на рейде Кольского залива Северного флота, начиналась боевая деятельность,  и  «корабельная жизнь» крейсера «Александр Невский» и его экипажа в составе кораблей Северного флота советского Заполярья, и продолжалась более   30  лет. Это были боевые походы, ремонты, артиллерийские стрельбы на приз ГК ВМФ и другие задачи, выполняемые экипажем.

 

В мае 1953 года в Ленинграде, отмечался 250-летний юбилей основания города Петром Великим,  крейсер совершает  межфлотский  переход и принимает участие  на Неве в морском параде и праздновании юбилея.

При стоянке на Неве корабль, посетил ГК ВМС СССР Н.Г. Кузнецов.  Николай Герасимович, начинал службу  на крейсерах, командовал крейсером «Червона Украина» Черноморского флота.

Он с большим удовольствием ходил по кораблю, интересовался его оружием, установленными техническими средствами, знакомился с экипажем, заслушал краткий доклад командира. После обеда с офицерами в БКК Н.Г. Кузнецов свои впечатления Главком оставил в книге «Почетных посетителей».  

С прибытием в Заполярье экипаж,  выполняя задачи не только в соответствии с курсом боевой подготовки. Он принимал участие в выполнении государственной задачи, по созданию  Морского (Северного) ядерного  полигона на островах Новой Земли,  экипаж в подготовке первого ядерного подводного  взрыва  в губе  Черной.

Во время похода в 1954 году, во главе отряда кораблей в составе: крейсеров «Железняков», «Чапаев», в сопровождении эсминцев совершил переход к испытательной станции поселка Северный. Сюда были доставлены необходимое оборудование, строительные материалы и люди.

Экипаж крейсера принимал участие в учениях Северного флота, под руководством ГК ВМС Н.Г. Кузнецова. На завершающем этапе учений, на борт корабля, прибыл Министр Обороны СССР Н.А. Булганин.

В 1957 году крейсер, совершив межфлотский переход на Балтийский театр принимал участие морском параде кораблей на Неве. 

В 1962 году, стоя на рейде в Кольском заливе экипаж крейсера, принимал гостей во главе с первым секретарем ЦК КПСС, председателем Совета министров СССР Н.С. Хрущевым.

С 1964 по 1966 год, корабль находился в консервации и ремонте. В октябре 1966 года в 270-годовщину, создания военного флота Петром Великим, экипаж встречал юбилей в составе кораблей боевой готовности Северного флота.

В 1967 году экипаж крейсера оказывал помощь, потерпевшему аварию ракетному крейсеру «Адмирал Головко», а в 1971 году в штормовых условьях, совершал переход для оказания помощи подводной лодке «К-19», терпящей бедствие.  

В 1973 году по годовому плану боевой подготовки, на крейсере были, отработаны приемка и выполнена постановка мин с оценкой «отлично», руководство на юте осуществлял старший помощник командира капитан 3 ранга А.А. Кибкало.

С 1976 по 1981 год крейсер, находился в среднем ремонте на 35-м судоремонтном заводе Северного флота в Росте. С окончанием ремонта, отработав и сдав курсовые задачи, в 1982 году крейсер был введен в боевой состав кораблей Северного флота.

В 1983 году, по итогам года боевой подготовки крейсер был, объявлен лучшим кораблем по артиллерийской подготовке на Северном флоте, и награжден Переходящим Кубком Командующего флотом.

В 1984 году, в последнее воскресенье июля месяца экипаж крейсера, как флагман кораблей Северного флота, встретил 45-ю годовщину Военно-морского флота стоя на рейде в парадном строю кораблей. С поздравлением   к военным морякам с борта корабля, обратился Командующий Северным флотом, Герой Советского Союза адмирал флота А.П. Михайловский.

В 1984 году экипаж в составе КУГ 56-й бригады под руководством командира бригады капитана 1 ранга О.И. Фролова, приняли участие в состязаниях по минной постановке на Приз ГК ВМФ. КУГ была признана лучшей по минной постановке в Военно-морском флоте крейсер, награжден переходящим Призом.

 В 1984 году, крейсера, как лучший по артиллерийской подготовке на СФ, выполнил состязательную артиллерийскую стрельбу на Приз ГК ВМФ, по результатам признан лучшим кораблем по артиллерийской подготовке ВМФ и награжден   Призом ГК ВМФ по артиллерийской подготовке.

В 1988 году крейсер, выведен из боевого состава кораблей флота, и для ремонта поставлен в 35-й судостроительный завод Северного флота Роста.

В 1989 году, было принято решение и началось расформирование легкого артиллерийского крейсера «Александр Невский», 31 декабря 1990 года на корабле был спущен флаг.

Легким артиллерийским крейсером «Александр Невский» Северного флота, командовало восемь командиров, читая их воспоминания и ветеранов корабля, приходишь к выводу, что у первого и последнего командира, есть одна общая обязанность.

В главе 14 КУ ВМФ 1978 года: «Подъем флагов на кораблях», установлен порядок торжественного подъема (спуска) флага на корабле. Торжественным на корабле считают, первый подъем флага и его последний спуск. Это по уставу, а как в жизни? Об этом поделился, последний командир крейсера «Александр Невский» капитан 1 ранга Карцев Виктор Романович.

 Уход из жизни человека, горе для его родных, близких, друзей и знакомых. Вывод из боевого состав корабля, спуск флага, его Боевого знамени, горе экипажа и ветеранов в разные годы, служивших на крейсере.

При назначении, Виктор Романович знал, что ему, предстоит подготовка крейсера к выводу из боевого состава, одним из элементов которого будит спуск флага. Он понимал, что это будит не просто, но не предполагал тогда, насколько это будит тяжело.

Начался Новый 1989 год, 15 марта экипаж, встретил годовщину подъема флага на крейсере, было торжественное построение, поздравление командования и сослуживцев с других кораблей, зачитан   праздничный приказ, и состоялся праздничный обед для экипажа.  Традиционно, смотрели в этот день, подаренный кораблю киностудией фильм «Александр Невский».

Не заметно в Заполярье пришло лето, в последнее воскресенье июля, экипаж традиционно, встретил свой праздник Юбилейную 50-годовщину Дня Военно-морского флота. За праздничным столом в БКК офицеры вспоминали Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, по его ходатайству, начали отмечать этот праздник на кораблях ВМФ.      

Вспомнили о войне и дипломате, святом Великом князе Александре Невском, имя которого носит корабль, его подвигах и заслугах перед Отечеством.

Кто-то вспомнил о 40-летней годовщине, окончания работы Невским проектно-конструкторским бюро по подготовке рабочей документации для строительства крейсера. Праздничный обед офицеров в БКК, прошел в воспоминаниях о прошлом, но старались не говорить о будущем.

Не знали, сидящие за праздничным столом офицеры, что будит завтра с каждым из них и семьями.  Наше руководство Великой страны под названием СССР, в этот период занималось своими планами, надеждами и иллюзиями, в которых ВМФ и самое главное его людям перспектив не предусматривалось, а их служило на кораблях и частях ВМФ около 400 тысяч человек. Наступали в очередной раз траурные дни для Военно-морского флота и одного из его крейсеров. В XX веке это была вторая попытка оставить страну без своего надежного верного союзника и второй руки, военного флота.

В январе 1990 года, приказом Командующего Северным флотом, большая часть экипаж выводится за штат, осталось шесть офицеров, и небольшая часть матросов и старшин. Им предстояло все подготовить, и оформить вывод корабля, с бортовым № 813, из боевого состава ВМФ.

Декабрь стал днем траура для экипажа крейсера, в этом месяце на кануне Нового года, полярной ночью был спущен флаг. Построились, оставшиеся члены экипажа, пришла часть ветеранов и сослуживцев с других кораблей. Речей не произносили, все стояли, молча, украдкой вытирая, не произвольно, появляющиеся на глазах слезы. Флаг был спущен. В Военно-морском флоте не стало еще одного боевого корабля.  Страна, лишилась еще одного надежного военного союзника легкого артиллерийского крейсера «Александр Невский».

Не могу согласиться с тем, что спуск флага на корабле может быть торжественным, если боевой корабль, отправляют в последний путь. С этого момента его нет, он исчезнет, даже если, продолжить   стоять у причала, это будит уже призрак, муляж, а не боевой корабль.  

После спуска флага на корабле не стало его души, которая обеспечивала ему жизнь — экипажа. По утрам не игралась «Побудка», не производился «Подъем экипажа».  Сотни пар ног, перестали ходить по палубам и траппам крейсера, не слышно стало веселых молодых голосов и смеха.

Пропали все корабельные запахи, даже на камбузной площадке. Перестали производиться построения и делаться приборки, подаваться сигналы голосом, звонками и горном. Боевой когда-то крейсер стоял без признаков жизни, на нем не работали механизмы, отсутствовал свет.  Даже самые живучие существа корабля, с которыми с переменным успехом экипажем велась борьба, крысы начали его покидать.

Так, закончился боевой путь, легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис, пятый в списке, построенных «Александр Невский», заложенного на Адмиралтейском судостроительном заводе №194 Ленинграда.  

С выводом из боевого состава кораблей Военно-морского флота, легкого артиллерийского крейсера на Северном флоте, имя «Александр Невский» получил, ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН), который сегодня продолжает службу в боевом составе кораблей Краснознаменного Тихоокеанского флота, России.

Это радует, а легкий артиллерийский крейсер «Александр Невский» остается в памяти его большого многонационального, служившего на нем в разные годы экипажа, в картинах, снах, написанных книгах и воспоминаниях.

Посмотрев с грустью на фотографии, картины корабельных художника, которых много, вспоминаешь замечательные слова Валентина Пикуля: «Ни одно флотское сердце никогда не сможет забыть родной корабль». Это не фраза, а жизненная позиция экипажа разных лет легкого артиллерийского крейсера Северного флота «Александр Невский» на всю, оставшуюся жизнь.

Крейсер «Александр Невский» в походе

Командиры крейсера «Александр Невский»

  • капитан 1 ранга Васильев Александр Михайлович 1951-1959
  • капитан 1 ранга Пестов Григорий Григорьевич 1959-1962
  • капитан 1 ранга Трофимов Александр Александрович 1963-1967
  • капитан 1 ранга Сахаров Владимир Гаврилович 1968-1974
  • капитан 1 ранга Рыбин Николай Петрович 1954-1957
  • капитан 1 ранга Жахалов Анатолий Кузьмич
  • капитан 2 ранга Ярыгин Виктор Степанович
  • капитан 2 ранга Санько, Иван Фёдорович
  • капитан 2 ранга Карцев Виктор Романович — последний командир крейсера

Вице-адмирал, член союза писателей России (командир крейсера «Александр Невский» 1983-1985 годы) В.С. Ярыгин

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Никита Трофимов

    Спасибо, товарищ вице-адмирал, за статью о крейсере, на котором я провёл своё детство. Капитан 1 ранга Трофимов Н.А., сын третьего командира крл «Александр Невский»

  2. Анатолий Филимонов

    Спасибо, Виктор Степанович, за статью, экскурс в историю и за память, которая жива до сих пор, благодаря ветеранам, служившим на крейсере, общению в интернете и воочию, крейсерским сайтам и группам, соэданным в соцсетях. Командир БЧ-2 крейсера «Александр Невский» капитан 2 ранга в отставке А.В.Филимонов.

  3. Анатолий Филимонов

    Параллельно с моим предыдущим комментарием хочется заметить, что содержание публикации имеет орфографические, временные и исторические ошибки. Если автора и (или) редакцию заинтересует моё замечание, готов изложить недостатки на менее публичной арене. Редакции хочу сказать, что моя фамилия Филимонов напечатана Вами с ошибкой. Надеюсь, без обид, с уважением!

Добавить комментарий для Анатолий Филимонов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *