Растоптанная гордость. Как Россия и Украина делили Черноморский флот

Андрей Сидорчик 9.6.2015 года

https://aif.ru/society/history/rastoptannaya_gordost_kak_rossiya_i_ukraina_delili_chernomorskiy_flot?ysclid=li74z2ulyg189551392

 

20 лет назад Россия и Украина разделили Черноморский флот

9 июня 1995 года Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали соглашение о разделе Черноморского флота.

Большой флот великой державы

В печальной истории российско-украинских отношений постсоветского периода особое место занимает раздел Черноморского флота.

Черноморский флот Российской империи, созданный во времена Екатерины Великой, являлся гордостью страны. С ним и с его главной базой — Севастополем — было связано немало героических и трагических страниц. Победы адмирала Ушакова, драматическая оборона Севастополя во времена Крымской войны — эти овеянные славой события стали частью истории России.

Не меньшее значение Черноморский флот играл и во времена Советского Союза. В период после Великой Отечественной войны на него были возложены задачи не только по контролю за Чёрным морем, но и по стратегическому присутствию в Средиземноморье, где он выступал в роли противовеса кораблям ВМС США.

В составе Черноморского флота находились 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей (БПК) I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. В оргструктуру флота входили 2 дивизии кораблей (противолодочных и десантных), 1 дивизия подводных лодок, 2 дивизии авиации (истребительная и морских ударных ракетоносцев), 1 дивизия береговой обороны, десятки бригад, отдельных дивизионов, полков, частей.

Ежегодно через Черноморские проливы выходило в Мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвлённую сеть базирования от Измаила до Батуми.

Стоимость всего имущества Черноморского флота ВМС СССР к началу 1992 года оценивалась в астрономическую сумму в 80 миллиардов долларов.

Празднование Дня военно-морского флота СССР. Парад кораблей Краснознамённого Черноморского флота. 1972 г. Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин

Заложники Хрущёва

Распад Советского Союза стал катастрофой для всей Советской армии, а удар, нанесённый процессами «государственного развода» по Черноморскому флоту, оказался особенно страшным.

Решение вопросов государственного значения оказалось в руках людей, которые ни по профессиональным, ни по моральным качествам не соответствовали свалившимся на них полномочиям.

Ни президент России Борис Ельцин, ни глава Украины Леонид Кравчук, ставшие полновластными хозяевами новых государств, не могли сформулировать внятный ответ на простой вопрос: «Зачем России и Украине Черноморский флот?».

Украина, впавшая в эйфорию от независимости, принялась за то, что станет основой её политики в последующие четверть века — стала строить планы по превращению себя в передовую державу «с мощной армией и флотом». Какие цели и задачи будут поставлены перед армией и флотом Украины, в Киеве не имели особого представления.

Тем не менее ещё с осени 1991 года началась активная кампания с призывом к украинцам-офицерам Советской армии и военного-морского флота возвращаться на «историческую Родину», дабы присоединиться к процессу создания «вооружённых сил Украины».

На этот призыв откликнулись сотни высокопоставленных офицеров. Кто-то действительно мечтал о сильной Украине, кто-то — о стремительном карьерном росте, кто-то надеялся на сказочные финансовые условия.

Как бы то ни было, подобные односторонние действия Украины внесли в жизнь флота элемент хаоса.

Военные эксперты уже тогда чётко понимали — сохранение флота как боеспособной единицы возможно только под флагом России.

Но здесь на первый план вышла проблема, созданная в 1954 году Никитой Хрущёвым, передавшим Крым и Севастополь в состав Украины. В результате этого все основные базы флота, в том числе главная база в Севастополе, оказались на момент распада Советского Союза на территории Украины.

Матрос Черноморского флота ВМФ СССР. 1969 г. Фото: РИА Новости/ Лев Поликашин

Адмиралы против Киева

Разумеется, новые украинские власти хотели сохранить за собой всё имущество, оказавшееся на их территории. Эта задача упрощалась тем, что президент России Борис Ельцин поначалу исходил из простого тезиса: «Всё, что на вашей территории, — забирайте себе!».

Высшие российские военачальники потратили немало здоровья на то, чтобы убедить Ельцина в том, что подобный подход — чистое безумие.

Пока в Москве военные пытались образумить Ельцина, в Севастополе высшее командование Черноморского флота действовало на свой страх и риск.

Ещё в октябре 1991 года Верховный Совет Украины принял решение о подчинении Украине Черноморского флота. На основании этой бумаги украинская сторона стала совершать попытки завладения объектами и кораблями флота, склоняла личный состав к принятию украинской присяги.

Однако ставший в сентябре 1991 года командующим Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов дал понять, что растаскивать флот он не позволит. Украинским активистам давали по рукам как в переносном, так и в прямом смысле. Тех, кто до решения вопроса на государственном уровне пытался принять украинскую присягу и вместе с ней объявить украинскими вверенные объекты, Касатонов по-флотски вежливо просил выйти вон.

Всего за несколько месяцев Касатонов довёл официальный Киев до настоящей истерики. К сожалению, в Москве в тот момент думали о чём угодно, только не о государственных интересах страны. В результате в сентябре 1992 года по настоянию украинской стороны Касатонов был снят с должности.

Но пришедший на эту должность в январе 1993 года адмирал Эдуард Балтин продолжил линию, начатую предшественником, и не позволил Украине решить вопрос с флотом явочным порядком. В 1996 году и этого флотоводца, боровшегося за сохранение Черноморского флота, отправили в отставку по настоятельной просьбе украинской стороны.

Противолодочный крейсер «Москва» Черноморского флота СССР во время учений. 1973 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Кухтарев

Война указов

Поистине, изучая историю российско-украинских отношений, нельзя не увидеть, что Россия своими бесконечными уступками развязным требованиям Киева шаг за шагом создавала фундамент для глубокого кризиса в отношениях между двумя странами, разразившегося сейчас.

Чтобы понять, в каких условиях российским адмиралам приходилось биться за Черноморский флот, достаточно вспомнить драматические события апреля 1992 года. Тогда украинская сторона решила «закрыть вопрос» одним махом.

5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал указ «О переходе Черноморского флота в административное подчинение Министерству обороны Украины». В Севастополь была отправлена комиссия из высокопоставленных украинских военных для принятия под свой контроль всего флотского хозяйства.

Для того чтобы иметь основания противостоять этой акции, нужен был аргумент не меньшей весомости. Об указе украинского президента в Севастополе узнали заранее и в спешном порядке приняли контрмеры. В Москву ушла депеша — нужен аналогичный указ Ельцина, в противном случае спустя несколько дней либо придётся сдать флот, либо в Крыму может вспыхнуть самый настоящий вооружённый конфликт.

7 апреля 1992 года Борис Ельцин издал указ «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота».

Прибывшую в Севастополь украинскую делегацию ознакомили с указом Ельцина и дали понять, что пока президенты не договорятся между собой, никакого перехода флота под украинский контроль не будет.

Матросы Черноморского флота. 1974 г. Фото: РИА Новости/ Михаил Кухтарев

На два сантиметра длиннее

В июне 1992 года в Дагомысе Ельцин и Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений, в котором указывалась необходимость продолжения переговорного процесса по созданию ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота.

В августе 1992 года в Мухалатке близ Ялты состоялись российско-украинские переговоры на высшем уровне.

Президенты России и Украины подписали соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР, согласно которому Черноморский флот становится Объединённым флотом России и Украины с объединённым командованием. Стороны договорились, что в течение трёх лет вопрос о разделе Черноморского флота будет решён.

Этот документ вовсе не прекратил попыток украинской стороны прибрать к рукам как можно больше кораблей и объектов, однако сделал эти случаи единичными и совсем уж нелегитимными.

В сентябре 1993 года между Россией и Украиной была достигнута договорённость о том, что Черноморский флот получит возможность базироваться в Крыму. Официально решение о том, что главной базой Черноморского флота ВМФ России останется Севастополь, было принято в феврале 1995 года.

Сказать, что переговорный процесс шёл трудно, — значит, не сказать ничего. Доходило до форменного абсурда: однажды переговоры между министром обороны Украины Виталием Радецким и его российским коллегой Павлом Грачёвым едва не сорвались из-за того, что табличка с именем российского министра оказалась на два сантиметра больше, чем у украинского.

Морской десант Черноморского флота СССР. 1977 г

Морской десант Черноморского флота СССР. 1977 г. Фото: РИА Новости/ Мичурин

На радость туркам

9 июня 1995 года на встрече в Сочи между Борисом Ельциным и новым президентом Украины Леонидом Кучмой было подписано соглашение, согласно которому Черноморский флот России и Военно-морские силы Украины базируются раздельно; основная база и штаб флота находятся в городе Севастополь; имущественные вопросы должны быть урегулированы с учётом ранее достигнутой договорённости о разделе имущества пополам. России передаётся 81,7%, Украине — 18,3% судов.

Формально вопрос раздела флота был решён. Однако впервые Андреевский флаг на кораблях Черноморского флота ВМС России был поднят лишь два года спустя. Причиной тому была бесконечная череда конфликтов между российскими и украинскими военными при разделе конкретных кораблей и объектов. Как докладывали российские военные, передавать часть объектов было просто некому — Украина не имела возможностей для того, чтобы распоряжаться военной собственностью, за которую так отчаянно боролась.

Растянувшийся на годы раздел Черноморского флота фактически превратился в его разгром. Огромное военное хозяйство с неопределённым статусом, несмотря на все усилия командования флота, постепенно приходило в негодность.

В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках — в устье Дуная и в Керченском проливе. Участок, который мы можем контролировать, составляет узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива. Даже дежурные силы флота стоят на базе…»

Матрос обновляет красками герб СССР на корме корабля Черноморского флота. 1992 г

Матрос обновляет красками герб СССР на корме корабля Черноморского флота. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Несмотря на то, что в 2000-х годах (особенно после конфликта в Южной Осетии) стали предприниматься серьёзные усилия по модернизации Черноморского флота ВМС России, удар, нанесённый ему в 1990-х, продолжает сказываться.

Личный состав Черноморского флота к 2014 году насчитывал 25 тысяч человек, то есть четверть от численности советского периода. Из 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга в строю остался один, из полусотни десантных кораблей — восемь и так далее… Общее количество боевых кораблей флота сократилось до 43.

Черноморский флот России сегодня по своему составу более чем в два с половиной раза уступает ВМС Турции в бассейне Чёрного моря. Такого соотношения сил не было за весь XX век.

Украинский флот: отходная молитва

А что же ВМС Украины, каково их состояние? После раздела советского Черноморского флота под юрисдикцию Киева перешли 138 различных судов и масса объектов. Их ждала весьма печальная участь. Большая часть кораблей пришла в негодность и была списана из состава флота. Численность личного состава неуклонно сокращалась.

Примером того, как Украина обращалась с тем, что ей досталось после раздела Черноморского флота, может служить судьба ракетного крейсера «Адмирал Лобов». Этот корабль являлся однотипным с флагманом Черноморского флота ВМС России ракетным крейсером «Москва».

Ракетный крейсер Украина у стенки завода им. 61 Коммунара 1 октября 2009 года

Ракетный крейсер «Украина» у стенки завода им. 61 Коммунара 1 октября 2009 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ Hermann1971

«Адмирал Лобов» находился на судостроительном заводе в Николаеве в состоянии 90-процентной готовности. Попав в руки Украины, корабль был переименован сначала в «Галичину», а затем в «Украину». К сожалению, с переименованиями дело шло не в пример лучше, чем с достройкой судна. В итоге несостоявшийся крейсер превратился в груду металлолома.

Символом состояния ВМС Украины стали события, разыгравшиеся во время шторма в Севастополе 11 ноября 2007 года. В отличие от кораблей ВМС России, украинские суда не были вовремя поставлены на защищённые стоянки. В результате корабль управления «Славутич» был сначала протаранен корветом «Винница», а затем ещё и буксиром. Все эти корабли принадлежали ВМС Украины. Ещё один корабль управления ВМС Украины «Донбасс», по свидетельству очевидцев, носило, как щепку, пока ему на помощь не пришёл российский буксир. Впоследствии появилось фото из рубки «Донбасса», сделанное в разгар шторма. Украинские моряки, дабы спастись от бедствия, привязали к спинке кресла командира корабля… икону Николая Чудотворца. Делал ли экипаж иные попытки спасти судно, неизвестно.

Когда весной 2014 года после воссоединения Крыма с Россией большинство базировавшихся в Крыму кораблей ВМС Украины подняли Андреевские флаги, то оказалось, что военного интереса для ВМС России они не представляют. Часть из них нуждалась в капитальном ремонте, а другие можно было смело отправлять в утиль, поскольку опасность они представляли не для врага, а для собственного экипажа. К началу 2015 года в состав ВМС Украины входило 3 боевых корабля, 1 десантный корабль, 18 вспомогательных судов и 26 катеров. Это всё, что осталось от выдранного «с кровью» Украиной наследства могучего Черноморского флота ВМС СССР.

Как делили флот с Украиной в 90х гг

Украинские СМИ всю последнюю неделю стонали и бились о борт несуществующего корабля: коварный Крым фактически лишил «незалежную» военно-морских сил. При этом скромно умалчивают, что большинство частей и кораблей добровольно сменили флаги на Андреевские. И уж, конечно, — ни единым словом о том беспределе, что творила Украина в 1990-е годы в отношении Черноморского флота России. Почему бы сегодня не вспомнить — как это было.

Лодку «Алроса» отстояли белорус и татарин!

«Приватизацией» Черноморского флота России Киев занялся практически сразу после объявления самостийности. Хотя еще в октябре 1991-го президент Украины Леонид Кравчук в открытую заявлял, что Киеву флот не нужен. Мол, пусть остается российским с подчинением Вооруженным силам СНГ. Однако уже в декабре настроение украинской элиты резко изменилось… Нужен флот, и все тут!

— После заявления о том, что все части Черноморского флота на территории Украины, ей же и отходят, на 5 января 1992 года было назначено переприсягание, — вспоминает историк флота, кандидат политических наук Сергей Горбачев, с которым мы побеседовали в Севастополе. — Но моряки не очень-то торопились добровольно менять флаги. И тогда Киев перешел к активной фазе «создания флота». Одной из первых атаке подверглась подлодка Б-871 (ныне — «Алроса»).

— Она стояла у пирса, в это время несется только вахта, экипаж в казарме, — говорит Сергей Горбачев. — Вечером, находившийся в отпуске замкомандира дивизии Лупаков высадился на лодку с замполитом Петренко и заявил, что та переходит под юрисдикцию Украины. Два матроса (причем, белорус и татарин), задраились в носовом отсеке, и передали, что прекращают его вентилирование (а это означает, что в отсеке накапливается водород и может произойти взрыв). И пока «гости» не покинут корабль, они не откроются. Те смотались, лодку тогда отстояли.

«Гальюнная присяга»

Но захваты продолжились. То один, то другой кораблик, в основном, из вспомогательных, поднимал жовто-блакитный флаг.

— Делали так, — продолжает Горбачев. — Находили сомневающихся офицеров, обрабатывали их, кому-то звания и горы золота обещали, тогда появилось немало людей, раненых осколками национального самосознания… И они принимали «гальюнную присягу», как мы это называли: собирались человек десять-двадцать в туалете, писали бумагу, с гонцом отправили ее в Киев, а уже оттуда шел приказ: такой-то корабль переподчиняется Украине.

Тем не менее к лету 92-го в состав укрофлота, таким образом, вошли лишь несколько небольших кораблей. Но успокаиваться на этом Киев не собирался…
В 1992 году Россия и Украина занялись дележкой Черноморского флота СССР.
Фото: РИА Новости

Крейсер «Аврора» по-украински

21 июля 1992-го была репетиция Дня флота в Крыму. Сторожевик СКР-112, прикрываясь ей, беспрепятственно вышел в море и, подняв украинский флаг, пошел в сторону Одессы. Капитан-лейтенант Настенко возглавил этот процесс. Его преследовали с помощью авиации, однако главком флота так и не отдал приказ на уничтожение — все-таки братья-славяне… Самое интересное, накануне состоялся очередной тур переговоров между главами государств, и украинская сторона взяла на себя обязательство прекратить подобного рода провокации, когда все исподтишка. А после угона корабля называли его украинским «крейсером «Аврора»…. Угон продемонстрировал, что ситуации критическая и 3 августа Кравчук и Ельцин подписали соглашение о переходном периоде.

— И Украина стала его выполнять?

— Как бы не так! Следом был инцидент с севастопольскими морскими училищами, высшим военно-морским инженерным в «Голландии» (оно готовило атомщиков для всего ВМФ СССР) и высшим военном-морским училищем имени Нахимова (здесь готовили ракетчиков). Украина снова: эти училища не подпадают под соглашение, это наше. Хотя училища Украине не нужны были, действовали из принципа «не съем, так понадкусываю»…

«Хапнули и дельфинарий»

— Точно также было с дельфинарием, который был создан в 1960-е годы в Казачьей бухте. Дельфинов обучали противодиверсионным и поисковым работам. Здесь около 60 кандидатов наук были, которые жизнь этом посвятили! Эта была часть центрального подчинения Москве, но и ее хапнули. Зачем он им — также непонятно. Кроме того, встал вопрос — на что кормить дельфинов? И их стали распродавать. И севастопольские дельфины появились на Кипре, на Крите, в Кувейте. Уникальные дельфины! Был случай, когда здесь неподалеку упал самолет в воду. Запустили пару дельфинов. И они, кроме него, нашли еще два самолета времен войны. Другие дельфины с вероятностью 100% могли нейтрализовать вражеского диверсанта. И вот это добро досталось Украине…

«Еще как угрожали…»

— В Севастополе много кораблей украли?

— В городе-герое этого не могло быть по определению. Такие вещи происходили в отдаленных и малых гарнизонах. Скажем, Измаил. Там корабли специфические, артиллерийские речные катера. И была проблема их перевода в Крым. Дошло до того, что украинцы напрямую запугивали. Мол, будут атаковать с воздуха. Замкомандующего флотом, контр-адмирал Борис Царев сказал им: попытаетесь произвести налет, ответим. И хотя на катерах оружие не ахти, но вполне достаточное, чтобы завалить штурмовик. Украинцы это поняли. Хотя штабной корабль «Дунай» им все-таки достался, он никуда не пошел, слишком старый был, отошедший нам еще по репарациям после Великой отечественной… Дивизион учебных катеров в Киевском море захватили тогда. Но пользу им это не принесло, его банально разворовали… Помню, дежурил в 1992-м по аппарату по работе с личным составом, около 23 часов звонок. Звонит капитан второго ранга из училища в «Голландии», говорит, что буйные националисты-офицеры пытаются снести памятник Ленину (он до сих пор стоит, кстати): «Я дежурный по училищу. Есть пистолет, но стрелять не хочу…» Мгновенно все дошло до командующего, ситуацию нейтрализовали, а офицеру нашли другое место службы, чтобы не подвергать его жизнь опасности… Мой товарищ Виктор Баскин был командиром дивизиона в Очакове. Он рассказывал, как оттуда бежал, когда ворвались в часть и стали угрожать. Единственное, что успел сделать, закинул в мешок секретные документы, вылез в окно, залез в «жигуленок» и рванул в Севастополь. Еще как угрожали! И морякам, и семьям…

Украина не построила ни одного корабля «с нуля»

— В Крыму немало новых кораблей на стапелях строилось в то время для флота…

— Их тоже в одностороннем порядке «приватизировали». Средний разведовательный корабль, который потом был Киевом переквалифицирован как корабль управления «Славутич», строился в Николаеве для нужд Северного флота и был уже практически готов. И они сказали: то, что на заводе, то наше, и в 1992 он пополнил украинский флот. То же самое — нынешний флагман украинцев — «Гетман Сагайдачный». Этот сторожевой корабль строился в Керчи для погранвойск КГБ СССР. Конкретно, для Дальнего Востока…. Корвет «Луцк», как и корвет «Тернополь» строились в Киеве как малые противолодочные корабли, это все советское наследие. В чистом виде ни один украинский корабль построен с нуля не был. Так что сегодня эти корабли, по сути, вернулись обратно.

— Что-нибудь свое Киев для флота вообще создал?

— С нуля был построен памятник гетману Сагайдачному. И еще — телерадиоцентр «Бриз» флота Украины. Со штатом в 70 человек…

«Офицеров и жен приковывали к батареям»

Вседозволенность и безнаказанность привели к тому, что в ночь на 10 апреля 1994-го украинцы пошли на откровенный штурм 318-го дивизиона кораблей резерва, что в Одессе.

— Тогда гидрографическое судно «Челекен» пытались также «приватизировать». Но наши наставили на конвой оружие и ушли в Севастополь. В наказание их спецназ разгромил ночью гарнизон. Жен российских офицеров, как и самих офицеров, приковали наручниками к батареям, срочников избили.. Много чего было: выселение из квартир, когда вещи выбрасывали на улицу… Не пускали к месту службы… Дичайший моральный прессинг. Работаешь, бывало, — звонок. Берешь трубку, представляешься, как положено, а оттуда — гадости и угрозы. Стекла били…

— Насколько по-хозяйски распоряжались украинские моряки обретенным имуществом?

— Они плохие хозяева. Всего один эпизод расскажу. Аэродром «Мирный» отошел Украине по договору о разделе. Поделили просто: бомба нам, бомба — вам. И вот стоит противолодочный полк, прощание с боевым знаменем полка, плачущий командир, черноморцы все свое вывозят… А дальше картина маслом: наш полк еще прощается, как подъезжает их «Урал», снимает украинский караул и уезжает! Доставшиеся украинской армии бомбы лежат, бери чего хочешь, наши в шоке…

http://www.kp.ru/daily/26212/3096483/

По состоянию на 1991 год Черноморский флот СССР состоял из 800 боевых кораблей и вспомогательных судов и 28 подлодок. Основу мощи ЧФ составляли корабли первого ранга (водоизмещение свыше 4—5 тыс. тонн): шесть ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей, два противолодочных крейсера, более 400 самолетов и вертолетов. Общая численность личного состава оценивалась в 100 тыс. человек и 60 тыс. гражданского персонала.

В 2002 году у России осталось менее 200 кораблей различного назначения (в 1997 году — 388), включая более 50 боевых, и 90 самолётов и вертолётов (в 1997 году — 161 единица).

За четверть века, в при наличии крупнейших судостроительных заводов в Николаеве, Херсоне, Керчи, Евпатории, Севастополе, Киева, в  составе ВМС Украины появился лишь один крупный боевой корабль — «Гетман Сагайдачный», построенный по советскому проекту 1135.1 «Нерей», и два катера «Бердянск» и «Аккерман» проекта «Гюрза-М». Остальные суда были построены в социалистические времена на верфях РСФСР, Украины, Польши и ГДР.

В 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, более 30 вспомогательных судов, а также были захвачены все корабли, строящиеся на верфях судостроительных заводов Украины.

Эксперт даже не решился предположить, в каком состоянии находятся сейчас украинские верфи.

«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену, я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *