Чечельницкий В. (полковник Чечель) Лётная работа непредсказуема

Oleg 14:18  Василь Василич ! О нём я начал уже писать , но постоянно отвлекают . . . всякие трагические известия . А я , когда получаю их , мне нужно время , чтобы снова вписаться в » Глиссаду » . . . . . Хорошо . Я вас понял ! Лётчика зовут Сидоренко Владимир Григорьевич. Отчаянный мужик ! А летать любит до сих пор ! Они же — Истребители !!! — постоянно встречаются в Москве . Там Вотинцев и Ваня Чайка организуют не только встречи , но и полёты на ЯК — 52 . У них ребятам всем уже за 65 , но некоторые ещё летают , поэтому и слепого Григорьича вывезли на Як-52 по моему . И он даже пилотировал — МОЖЕШЬ ПРЕДСТАВИТЬ его ощущения !!!!!!!!!!!!!!!!!!!

        Oleg 16:45  Василь Василич ! День добрый ! Высылаю рассказ о действиях полковника Сидоренко Владимира Григорьевича в сложной ситуации , возникшей в результате того , что на заводе техсостав перепутал нагревательный элемент, и между стёкол переднего обзора в кабине Пилота на самолёте МИГ-23, и был поставлен нагревательный элемент большей мощности , чем положено.  Командиру АЭ Сидоренко Владимиру Григорьевичу , Лётчику — Истребителю , была поставлена задача — перегнать несколько самолётов МИГ-23 с завода в Луховицах , на Дальний Восток , о. Сахалин .

       Вылетели звеном рано утром. Набрали высоту 15 тысяч и на этой высоте со скоростью 800 км в час полетели до первого пункта посадки . Полёт проходил спокойно, на Востоке всходило солнце, Владимир Григорьевич опустил светофильтр , закрыв глаза от ярких лучей солнца. Началось слабое обледенение . Подполковник Сидоренко включил противообледенительную систему . Запросил обстановку у ведомых , все сделали тоже самое. За 10 минут до выхода на привод аэродрома посадки приступили к снижению . . .

     И вдруг у ведущего , подполковника Сидоренко , в кабине раздался резкий хлопок !!! Загорелось табло — РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ кабины. !!! Лопнуло переднее стекло ! Из носа , ушей и изо рта пошла кровь. Все мельчайшие частички лопнувшего стекла полетели в лицо Пилоту. Удар стёклами был неожиданный и сильный . Стёкла вонзились в руки и в неприкрытую нижнюю часть лица , повредили маску , хорошо что был опущен светофильтр и это спасло глаза . . . Стёклами выбило передние зубы . . . Кровью забрызгало приборы и всю кабину . . .

       Григорич сразу опустил кресло , наклонил голову и спрятался за щитком приборной доски . Летевший рядом ведомый обратил внимание , что в кабине ведущего нет Пилота . Запросил : «222-ой ! Вас в кабине не наблюдаю»!!!  Григорич , приподнял голову и, помахав ему рукой , доложил ситуацию . . . После этого он оценил обстановку и доложил на землю о происшествии . Через минуту получил команду – « Катапультироваться !!!»  Оценив обстановку он пришёл к выводу : двигатели работают, все приборы в рабочем состоянии . Самолёт управляется. Никаких отклонений в режиме полёта он не обнаружил. Самочувствие удовлетворительное , но кровь изо рта продолжает сочиться . Языком он ощутил во рту несколько выбитых зубов и выплюнул их в маску вместе со стёклами . . .

        Переднее бронированное стекло покрылось мельчайшими трещинами , полностью помутнело и закрыв передний обзор , пока ещё сдерживало встречный поток воздуха. Рассыпалось только внутреннее стекло кабины . Об этом он доложил ведомым и РП на аэродроме посадки… Кроме того сказал , что катапультироваться не будет , а будет сажать самолёт с прямой . . . Руководитель полётов освободил воздушное пространство и дал команду выходить на посадочный курс. Погода была хорошая , ясно , видимость более 10 км . Но , помутневшее переднее стекло не давало возможности видеть ВПП. Выйдя на посадочный курс, чтобы наблюдать полосу , Владимир Григорьевич начал лететь зигзагами со снижением , наблюдая полосу только через маленькие боковые стёкла кабины. Курсо – глиссадная система работала исправно.

       Группа руководства по непонятной причине ушла со связи . . . В заданном режиме прошёл Дальний привод , Ближний , приподнял кресло , чтобы увидеть полосу , прошёл торец полосы и мягко притёр самолёт к бетону . . . , после чего выпустил тормозной парашют ! Доложил РП о посадке , запросил куда рулить и где сбросить парашют. РП опять появился на связи . . . К самолёту уже неслась Скорая и Пожарка… Григорич освободил полосу , прорулил по команде РП на временную стоянку и открыл фонарь . . . Проходящие мимо на посадку со стюардессой люди с удивлением увидели разбитое остекление кабины и окровавленного Пилота внутри . Григорич протянул руку и легонько ударил по бронированному стеклу , оно моментально рассыпалось на мельчайшие кусочки . . . Он понял , что родился в рубашке . . . . !
        Врачи из подъехавшей Скорой помогли ему выбраться из кабины и на носилках унесли в машину. Сразу же доставили в госпиталь . Молоденькая медсестра , увидев изуродованное, окровавленное лицо, зарыдала и чуть не упала в обморок . . . Врачи остановили кровь , вытащили изо рта оставшиеся зубы , обработали нос и уши от сгустков крови . . . Обратили внимание на сильно покрасневшие белки глаз . Это лопнули мельчайшие сосудики в глазных яблоках . . . Прилетел Командующий ! Сразу прибыл в госпиталь , ему доложили о состоянии Пилота . Командующий поблагодарил Владимира Григорьевича за выдержку , смелость и хладнокровие ! Поблагодарил его за спасение самолёта , обнял и приказал Врачам — Подполковнику Сидоренко вставить все золотые зубы !!! Что и было сделано !

      Теперь , когда Владимир Григорьевич улыбался — все смотрели ему в рот . . . После выхода на пенсию неожиданно стало резко падать зрение и с единицы упало до 0.4 . Владимир Григорьич обратился в институт глазной хирургии имени Гиршмана ( Харьков ). Ему сделали операцию и лазерную коррекцию , якобы для того , чтобы устранить последствия от ранее полученных травм глаза. Через неделю сняли повязку. Этим глазом Григорич перестал видеть совсем . Через некоторое время глаз очень сильно заболел и ему поставили стеклянный протез. Через полгода также сильно стало падать зрение и у второго глаза. Упало до 0.3 . Опять сделали лазерную коррекцию . И этот глаз перестал видеть. Так полковник Сидоренко лишился зрения на всю оставшуюся жизнь. За спасение самолёта его наградили вторым орденом Красной звезды ! А первый он получил за участие в боях в Афганистане…   

      Oleg 16:56  Василь Василич ! Прочтите , может быть, надо что-то исправить, переставить или вообще убрать? Меня смущает то , что у него , по всей видимости , не была надета кислородная маска !!!! И болталась где-то в районе подбородка . В результате чего стёклами выбило передние зубы !!! И подтянул он её только когда началась Разгерметизация !!! Или не стоит обращать на это внимание? Этот момент я у него забыл уточнить.  Давайте подождём, когда он выйдет в Скайп, и я смогу его поймать . Другой связи с ним нет.

      Oleg 19:31 Первое фото я с Григоричем . Второе — слева Омилаенко ( который в Саках катапультировался с Квочуром ! ) Григорич и я.

Oleg 21:06 321 — й ! Уточнил ! Маска была одета , но удар стёкол был такой силы , что маску разбило и выбило зубы…

      ВВЧ: «ОЛЕГ, ОСТАЛОСЬ УТОЧНИТЬ, КТО У НЕГО СЕМЬЯ, КАК ОТНЕСЛАСЬ К ИНВАЛИДУ,  И ИДЕАЛЬНО БЫЛО БЫ УЗНАТЬ, КАКИЕ МЕЛЬКАЛИ МЫСЛИ В МОМЕНТ РАЗРУШЕНИЯ ФОНАРЯ И ПРИ ЗАХОДЕ НА ПОСАДКУ,  А ТАКЖЕ,  ПОЧЕМУ МОЛЧАЛ РП ?»

     Oleg 11:42  Приветствую 321 ! Здравия желаю ! Начну с него . Сидоренко Владимир Григорьевич. 69 лет. Закончил ХВВАУЛётчиков — истребителей . Выпуск 74 г. Летал на Л-29, МИГ-21 , МИГ-23 , МИГ-29 остальные типы не знаю . Смелый , решительный , Пилот от Бога -про таких говорят ! Служил — Дальний восток , Белорусия , Венгрия , Германия , Россия . Когда начался развал Союза , в полк прибыл генерал из Московии . Приказал построить Полк . Довёл задание до экипажей МИГ-29 . По команде из Москвы экипажам быть готовыми вылететь на разгон демонстраций в Москве. Григорьич был Комэской . Вышел из строя и спросил : т. Генерал покажите письменный вариант приказа !!!!!!!

      А вот отсюда ( если это интересно , я могу описать дальше , только после новой встречи с Григорьичем . . . ), потому что уже подзабыл детали и нужно у него расспросить всё более подробно !!! И Реально !!! Кроме этого случая были и другие , пожалуй, ещё более ИНТЕРЕСНЫЕ !!!

      Oleg 12:03  Семья наша нормальная , Советская! Жена — Лариса. Все украинцы.  Трое сыновей . Один — военный , подполковник — Радары , космос. Лётчиков не получилось , т.к жена была против. Все относятся к нему очень хорошо . Он — главный в семье.

     Из всех его рассказов , а их было много , ни разу не услышал слово — «страх» при резком разрушении стекла испытал кратковременный Испуг , но тут же его погасил уверенными действиями , несмотря на страшную боль во рту и кратковременный дискомфорт от крови из ушей , носа и рта . Зубы выплюнул в маску и ЗАБЫЛ . Надо было заходить на посадку, как он понял — самому , потому что группа руководства самоустранилась из-за боязни ответственности ! ( а как набирались группы руководства — вы знаете !!! ) ( Командующий их потом всех растёр об стенку !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ) В его рассказах часто удивление произошедшим , анализ чётких правильных действий , уверенность в своих силах, очень тонкое чувство — ощущения самолёта , слияния с ним . . . Как у Высоцкого — Я, ЯК — Истребитель ! . . . . . . . . А тот который во мне сидит , считает , что он — Истребитель !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

     ВВЧ: «ДОПОЛНЕНИЕ — 5 БАЛЛОВ… ПРО РАЗГОН ДЕМОНСТРАЦИИ, КОНЕЧНО,  ИНТЕРЕСНО».

     Oleg 12:24  В момент разрушения переднего стекла — только выдержка и хладнокровие ! Даже когда получил команду — Катапультироваться — принял абсолютно грамотное решение , бороться до конца , спасти самолёт, и катапультироваться в самом крайнем случае. На посадочном курсе сначала было трудновато . Но когда увидел , что система посадки схватила и заработала , стал совмещать визуальный заход с показаниями приборов. Полосу не видел , поэтому пришлось делать кратковременные зигзаги , чтобы удостовериться — что ПОЛОСА — впереди !!!! ( СМЕЮСЬ !!! )

      Попросил помощи у группы руководства — молчание ! Решил сосредоточиться и не отвлекаться — СПОКОЙНО ! ГРИГОРИЧ ! ЗАХОЖУ САМ !!!!! Боковым зрением и задним местом почувствовал торец полосы,  а дальше , как учили! и как подсказал огромный опыт — самолёт мягко прикоснулся к бетону и покатился в ожидании выпуска тормозных парашютов . . . Теперь было главное — не слететь с полосы , потому что передний обзор был полностью закрыт. Когда самолёт остановился , Григорич понял , что — СЕЛ . И только тогда обнаружил , что весь в крови и сильно , невыносимо болят зубы , которых он кончиком языка уже не чувствовал . . . . Про разгон демонстрации и другие случаи — дополнительно ! После беседы с ним ( Григорьичем )

     От имени всех читателей мне остаётся только поблагодарить лётчика-истребителя, полковника Сидоренко Владимира Григорьевича за очень ценные воспоминания, из которых можно много дельного почерпнуть для своего личного лётного опыта, и авиационного штурмана Морской авиации Олега Сливко, который прислал мне историю об этом ОСП (особом случае полёта). Как лётчик и авиационный командир обращу ваше внимание на два момента: 1) Первое — действия лиц ГРП, которые струсили и на самом необходимом этапе полёта самоустранились от руководства, не оказав лётчику никакой помощи в заходе на посадку. 2) Второе — на «доблестную» советскую медицину, дважды допустившую одну и ту же ошибку, и лишившую лётчика последних остатков зрения…

    Всех с наступающими неотвратимо праздниками: 104-летием Морской аваиции, 17 июля, и днём ВМФ России, 26 июля. Будем жить!!! — как говорил комэск Титаренко в фильме «В бой идут одни старики»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *