Бойко В. Подводные лодки Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Подводная лодка «М-30 («Малютка»)

Подводная лодка

М-30

(историческая справка)

Подводная лодка тип «М» XII серии  заложена 20 января 1938 года под наименованием М-61 в Горьком на заводе № — 112 («Красное Сормово») и была одновальной, однокорпусной (корпус — цельносварной), имела шесть отсеков. Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря, как из рубки, так и из Центрального Поста, тем самым увеличивалась перископная глубина. Число коек на подводной лодке было доведено до четырнадцати, усилены средства вентиляции.

За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними сериями подводных лодок тип «М». В числе главных изменений следует выделить: сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 секунд; сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до трех минут, увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания, возросшее заглубление подводной лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости.

Подводная лодка М-30 делилась пятью водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков:

I — торпедный, II — носовой аккумуляторный, III — Центральный Пост с боевой рубкой, IV — кормовой аккумуляторный, V — дизельный, VI — электромоторный. Причем Центральный Пост являлся отсеком — убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/кв.см (соответствует глубине погружения — 50 метров). Остальные водонепроницаемые переборки — плоские, рассчитанные на давление 1 кг/кв.см (глубина 10 метров, толщина металла плоских переборок 5 мм).

В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками — получался как бы люк, повернутый на 90 градусов. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок, который позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.

Взамен сложных и недостаточно надежных испытаний наружным давлением в ДОК-камере, которым подвергали корпуса подводных лодок VI, VI бис и первых подводных лодок XII серии, были проведены натурные испытания подводной лодки погружением ее на глубину 70 метров (эта глубина превышала на 10 метров предельную). Погружение производили на гинях спасательного судна «Коммуна». Поскольку прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку предельной глубины погружения, от испытаний корпусов подводных лодок XII серии наружным давлением в дальнейшем отказались. Испытания прочности корпусных конструкций производили лишь внутренним давлением.

Сормовский завод не имел собственной сдаточной базы, поэтому подводную лодку для производства испытаний планировалось перевести в Кронштадт, но начало Советско-финской войны застало её в Ленинграде, и подводная лодка провела зимовку на заводе №-196. 15 ноября 1939 года подводная лодка получила наименование М-30.

С открытием навигации 1940 года завершились швартовые испытания М-30, и 31 июля 1940 года Государственная комиссия подписала акт приемки подводной лодки от промышленности. В гавани завода «Красный Путиловец» подводную лодку погрузили на железнодорожный транспортер и отправили на Дальний Восток.

31 августа 1940 года подводная лодка М-30 вошла в состав Тихоокеанского флота. 22 июня 1941 года находилась  в составе 7 дивизиона 2 Бригады подводных лодок ТОФ в бухте Уллис.

5 июня 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны М-30 была отправлена по железной дороге в Поти и 8 июля вошла в состав Черноморского флота, с зачислением  в состав 4-го дивизиона 2-й Бригады подводных лодок. В Боевых действиях участия не принимала, так как к моменту ввода подводной лодки в строй война на Черном море завершилась.

12 ноября 1952 года подводная лодка М-30 была выведена из боевого состава и переформирована в плавучую зарядовую станцию.

   15 сентября 1953 года подводная лодка была передана Севастопольскому Высшему Военно-Морскому Инженерному Училищу и поднята на берег для использования в качестве учебной лаборатории.  В дальнейшем три носовых отсека подводной лодки послужили основой берегового УТК.

Для создания БУТС Севастопольского ВВМИУ была использована однотипная подводная лодка М-113, поэтому отсеки подводной лодки М-30 использовались при постройке Учебно-Тренировочного Комплекса по выходу из затонувшей подводной лодки на берегу бухты Голландия.

В конце 50-х гг. оставшиеся отсеки подводной лодки М-30 были разделаны на металл на Севастопольской базе «Главвторчермета» в п.Инкерман. УТК СВВМИУ на берегу бухты Голландия в конце 70-х  – начале 80-х годов разобран и разделан на металл в п.Инкерман.

Подводная лодка

М-30

(историческая справка)

20 января 1938 года

Подводная лодка заложена на заводе «Красное Сормово» в г.Горький. Получила литерно — цифровое наименование М-61, была предназначена в состав Тихоокеанского флота. Организационно зачислена в состав 24-го Дивизиона подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок.

Апрель 1939 года

Переформирована в состав 22-го Дивизиона подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок.

5 октября 1939 года

Подводная лодка спущена на воду.

15 ноября 1939 года

Подводная лодка переименована в М-30.

1939 год – 1940 года (зима)

Завод «Красное Сормово» не имел собственной сдаточной базы, поэтому подводную лодку для производства испытаний планировалось перевести в Кронштадт, но начало Советско-финской войны застало ее в г.Ленинграде и подводной лодке пришлось зимовать на заводе №-196.

1940 год

С открытием навигации 1940 года на М-30 завершились швартовые испытания.

31 июля 1940 года

Государственная комиссия подписала акт приемки подводной лодки от промышленности. М-30 вступила в строй.

1940 год

В гавани завода «Красный путиловец» М-30 погрузили на железнодорожный транспортер и вместе с подводной лодкой М-63 отправили на дальний Восток.

31 августа 1940 года

Подводная лодка вошла в состав Тихоокеанского флота, зачислена в состав 24-го Дивизиона 2-й Бригады подводных лодок ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток).

11 февраля 1941 года

М-30 переформирована в состав 7-го Дивизиона подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок ТОФ с прежним местом базирования.

Октябрь 1943 года

На заводе №-202 (г.Владивосток) на подводную лодку установили бортовое минное устройство (БМУ) конструкции завода №-202. БМУ установлено в «усеченной» версии по сравнению с модернизированной раннее подводной лодкой Щ-101 – на 24 мины ПЛТ.

 4 ноября – 6 декабря 1943 года

На подводной лодке проведены успешные испытания БМУ.

 5 июня 1944 года

Подводная лодка отправлена по железной дороге из Владивостока в Поти.

8 июля 1944 года

М-30 прибыла по железной дороге в Поти. Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в 4-й Дивизион подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.

 Октябрь 1944 года

М-30 перешла в Балаклаву.

 12 января 1949 года

Подводная лодка отнесена к подклассу малых подводных лодок.

 1949 год – 1950 год

М-30 перечислена в состав 3-го Дивизиона подводных лодок 2-й Бригады подводных лодок Черноморского флота с базированием на Балаклаву.

1950 год – 1951 год

Подводная лодка перечислена в состав Отдельного учебного Дивизиона с базированием на Севастополь.

21 января 1951 года

М-30 переформирована в состав 153-й Бригады подводных лодок 21-й Дивизии подводных лодок Черноморского флота с прежним местом базирования.

12 ноября 1952 года

Подводная лодка выведена из Боевого состава, разоружена и переформирована в ПЗС.

15 сентября 1953 года

Подводная лодка М-30 передана Севастопольскому ВВМИУ и поднята на берег для использования в качестве учебной лаборатории. В дальнейшем три носовых отсека подводной лодки послужили основой береговой Учебно – Тренировочной Станции.     УТС – башня  СВВМИУ на берегу бухты Голландия в конце 70-х  – начале 80-х годов разобрана и разделана на металл на Севастопольской базе «Главвторчермета» в п.Инкерман.

Подводная лодка М-30 в день ВМФ в Севастополе.

(предвоенное фото)

Подводная лодка М-30.

(предположительно)

Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

Бухта Голландия. 1954 год.  

Строители водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

Бухта Голландия. 1954 год.  

 

 

 

 

 

 

 

Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

Бухта Голландия. 1954 год.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постройка водолазной  башни из отсеков подводной лодки М-30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постройка водолазной башни из отсеков подводной лодки М-30.

 

Водолазная башня  Севастопольского ВВМИУ

в стадии завершения постройки.

 

 

 Водолазная башня  Севастопольского ВВМИУ

в стадии завершения постройки.

 

Завершенная постройка водолазной башни Севастопольского ВВМИУ.

Автор с одноклассниками на водолазной башне в начале обучения в СВВМИУ.

Водолазная башня уже тогда была в запустении.

Бухта Голландия. 1970 год, ноябрь.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *