
Командир – не должность и не звание,
Не талант послушных – «быть в струе».
Командир – великое призвание,
Жить всегда у дел на острие.
======================
Рано сединою припорошен,
Все, обязан: знать и понимать.
Он порой несет такую ношу,
Что другому в век не приподнять.
Прочитав эти строки, большинство офицеров плавсостава ВМФ будут согласны с автором. О командирах (капитанах) много, написано книг, поэм и снято фильмов и сказано много хороших, добрых слов, они это заслужили. Командиров русского военного флота, созданного Петром Великим, всегда отличали особые качества, главными из которых были преданность Отечеству и храбрость. Они свято выполняли требования Петровского, «Устава морского» 1720 года «…каждый чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы Его величества и государства, а так же служить государству по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку».
Накануне очередной годовщины праздника «Дня командира корабля Военно-морского флота», немного вспомним о наших русских командирах надводных кораблей. Они всегда были главными, в поддержании боеготовности и боеспособности кораблей сегодня, остаются особой категорией военных моряков, вступивших на ГКП и на долгие годы, связавших свою судьбу с ВМФ, морем и кораблями. Благодаря стремлению, желанию и большому, многолетнему труду, им довелось подняться на «Командирский мостик» и командовать кораблем.
Путь от школьника, матроса, курсанта, офицера плавсостава до командира, у каждого свой. Общим для всех, поднявшихся на Главный командный пункт (ГКП) корабля, ставшим во главе экипажа, является то, что он длительный и непростой. Должность командир Военно-морского флота России в новом XXI столетии остается, ответственной, тяжелой требующей много сил и здоровья, мужества и терпения, хороших разносторонних знаний и навыков.
Праздник командиров Военно-морского флота «День командира корабля», введен приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала В.С. Высоцкого от 6 октября 2007 года: «О введении годового праздника: «Дня командира корабля Военно-морского флота», в честь победы эскадры русских кораблей в Наваринском морском сражении 6 октября 1827 года. В морском сражении, участвовали боевые корабли пяти стран, в их числе эскадра России. В её состав входили четыре лучших линейных корабля флота: «Азов», «Гангут», «Иезекииль» и «Александр Невский», они стали ядром эскадры в сражении. Каждому из них, довелось вести тяжелый бой одновременно с несколькими кораблями противника, их экипажи сражались героически. За четыре часа боя, уничтожив большую часть кораблей, разгромили центр и правый фланг турецко-египетского флота. Приняв за это время на себя главный удар противника, корабли русской эскадры, выстояли. В сражении особенно отличился экипаж флагманского 74-пушкчного линейного корабля эскадры «Азов», командир ЛК капитан 1 ранга М.П. Лазарева. За время боя экипаж уничтожил пять турецких кораблей, в том числе фрегат турецкого командующего, корабль получил — 153 попадания, из них 7 — ниже ватерлинии.

«Азов» 74-пушечный линейный корабль
Линейный корабль «Азов», флагман русского флота свое название получил, в честь победы Петра I на Азове в 1696 году. Заложен, на судостроительной верфи Архангельска — 1.11.1825 года, спущен на воду — 7.6 1826 года, введен в боевой состав в декабре 1826 года. Водоизмещение — 3000 тонн. Длина — 54,3 метра, ширина — 14,6 метра, осадка около 5,0 метров. Вооружение: 4 × 40 — фунтовых единорога, 24 × 36-фунтовых орудий, 30 × 24-фунтовыхорудий, 22 × 24-фунтовых каронады. Экипаж — 600 человек.

Адмирал М.П. Лазарев (1788-1851 гг)
М.П. Лазарев крупнейший деятель военного флота России первой половины XIX столетия. Он ученый, открывший Антарктиду, мореплаватель совершивший несколько кругосветных походов, русский флотоводец. Родился 14 ноября 1788 года в городе Владимире Российской Империи. Став в 1803 году гардемарином пять лет находился в непрерывном плавании. Служа на Балтийском флоте мичманом, участвовал в войнах со Швецией и Отечественной 1812 года. С 1813 года М.П. Лазарев, командует кораблями: фрегатом «Суворов», шлюпом «Мирный»,
36-пушечным фрегатом «Крейсер», много лет находился в море. В кругосветном плавании, в составе экспедиции, открыл Антарктиду. Как главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя, он много сделал для их строительства и развития. М.П. Лазарев был наставником известных русских флотоводцев П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и Г.И. Бутакова. Его заслуга в подготовке военных моряков, прославивших флот и Россию, награждён орденом Св. Андрея Первозванного и многими иностранными и государственными наградами.
Командуя линкором «Азов» капитан 1 ранга М.П. Лазарев в сражении, вел бой с пятью турецкими кораблями: потопил два больших фрегата, корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, уничтожил флагманский корабль. В своем донесении, о действиях командира «Азова», командующий русской эскадры контр-адмирал Л.П. Гейден рапортом докладывал: «Неустрашимый капитан 1 ранга М.П. Лазарев управлял движениями «Азова» с хладнокровием, искусством и мужеством примерными».
О действиях командира, в бою писал, блестяще проявивший себя в сражении лейтенант П.С. Нахимов: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».
За боевые подвиги экипажа в сражении, проявленное исключительное мужество, стойкость и отвагу в достижении победы, линейный 74 пушечный корабль «Азов» первым в военном флоте, был награжден высшей наградой России «Георгиевским флагом» — Андреевским со щитом Святого Георгия в перекрестье.

«Георгиевский флаг» -Андреевский со щитом Святого Георгия
Историки об итогах сражения и награждении экипажа корабля писали: «В честь достохваленных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости низших чинов корабль «Азов», получил Георгиевский флаг. Весь мир восхищается смелостью и искусством русских моряков».
Вторым кораблем в царском военном флоте, награжденным высшей наградой России «Георгиевским флагом» — Андреевским со щитом Святого Георгия в перекрестье стал бриг «Меркурий», командир капитан-лейтенанта А.И.Казарский.

Бриг «Меркурий»
Бриг «Меркурий» 18-пушечный» корабль, водоизмещение — 390 тонн, длина -31,4 метра, ширина — 9,7 метра, осадка около 3,0 метров, экипаж -110 человек. Заложен на кораблестроительном заводе Севастополя — 9 февраля 1819 года, спущен -19 мая 1820 года. Предназначался для ведения разведки, посыльной службы и патрулирования.

Командир брига «Меркурий» А.И. Казарский (16.6.1797-16.6.1833 гг)
А.И. Каза́рский русский морской офицер капитан 1 ранга, герой русско-турецкой войны, кавалер ордена Святого Георгия. Родился 16 июня 1797 года в Оршанском уезде, Белорусской губернии, в 1811 году поступил волонтёром на флот, стал кадетом Николаевского штурманского училища. В 1813 году стал гардемарином Черноморского флота, в 1814-м произведён в мичманы, в 1819 году в лейтенанты. Командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный», 60-пушечным фрегатом «Тенедос». В 1829 году был назначен командиром 18-пушечного брига «Меркурий» его экипаж, совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений.
14 мая 1829 года бриг «Меркурий», находясь в дозоре, был атакован 2-я турецкими кораблями, 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечный «Реал-беем». Они имели многократное превосходство в численности экипажей, скорости хода и 9-ти кратное в количестве орудий. У командиров турецких кораблей, не было сомнений в быстрой и легкой победе. Экипаж брига, вступая в неравный бой единодушно решил – не сдаваться, в сложившейся ситуации, оставшийся в живых, должен был взорвать погреб корабля, для этого был приготовлен пистолет. Четыре часа искусно маневрируя и метко ведя огонь, экипаж продолжал сражаться. За это время бриг получил 22 — пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 164 — в рангоуте и такелаже, потерял — 10 человек. Не смотря, на явное превосходство кораблей, экипаж «Меркурия» одержал блестящую победу, нанеся противнику такие повреждения, которые заставили турецкие корабли, выйти из боя. Экипаж брига, под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского стал вторым из боевых русских кораблей, награжденных кормовым Георгиевским флагом.
Русско-японская война 1904-1905 годов, ставшая одной из самых черных страниц в истории Императорского Российского флота. Его общие потери составили – 43 боевых корабля, в том числе: 11- линкоров, 1 — береговой линкор, 9 — крейсеров, 14 — эсминцев, 2 – вспомогательных крейсера, 2 — минных заградителя, 4 — подводные лодки. Но война, ведущиеся военным флотом, показала высочайший героизм экипажей и их командиров.
Таким стал экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий», командир — лейтенант Сергеев Александр Семенович.

Эскадренный миноносец «Стерегущий»
Эскадренный миноносец, «Стерегущий», заложен — 1902 года, введен в боевой состав флота — 1904 год. Водоизмещение около 900 тонн, длина-57,9 метра, ширина-5,6 метра, осадка-3,5 метра. Вооружение — АУ 1х75 мм, 3х47 мм, 2ТА, экипаж – 52 человека (4 офицера).

Командир миноносца «Стерегущий» А.С. Сергеев (30.9.1863-10.3.1904 гг)
Сергеев Александр Семенович, родился 30 сентября 1863 года в городе Курске дворянской семье. Учился в реальном училище, поступил в Морской кадетский корпус, откуда в 1884 году был выпущен мичманом. Во время, обучение на минных офицерских классах в Кронштадте, службе на броненосце «Император Николай I» — флагмане русской Средиземноморской эскадры, произошло его становление. Что определило его дальнейшее продвижение по службе. Накануне начала Русско-японской войны 1904 года лейтенант А.С. Сергеева, был переведён в Первую Тихоокеанскую эскадру командиром эскадренного миноносца «Стерегущий».
Утром 10 марта 1904 года, возвращаясь из разведки, производимой по приказанию вице-адмирала С. О. Макарова, миноносец был атакован несколькими японскими кораблями. За время боя корабль получил множество боевых повреждений, потерял ход, погиб командир А.С. Сергеев, перед смертью приказал: «Не сдаваться»! Японцы попытались, потерявший ход, тонущий корабль взять на буксир. Оставшиеся в живых открыли кингстоны, под крики, оставшихся живых: «Русские не сдаются», миноносец затонул. Так ушел в свой последний путь и нашел приют в глубинах Тихого океана миноносец «Стерегущий» и часть его экипажа с командиром.
Экипаж крейсера 1-го ранга «Варяг», командир капитан 1 ранга Руднев Всеволод Федорович.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»
Крейсер 1-го ранга «Варяг» заложен в 1898 году, в 1900 году вошел в боевой состав флота. Водоизмещение – 6600 тонн, длина – 130,0 метров, ширина -15,9 метра, осадка -5,9 метра. Вооружение: артиллерийское — 12 × 152-мм, 12 × 75-мм, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм орудия, 2 × 63-мм орудия, 2 × 7,62 пулемёта. Минно-торпедное — 6 × 381-мм ТА, 2 × 254-мм ТА, 35 — мин. Скорость хода до 25,0 узлов, дальность плавания (10.0 узлов) более 6000 миль. Экипаж — 570 человек (20 офицеров).

Контр-адмирал В.Ф. Руднев (31.8.1855-20.7.1913 гг)
Герой русско-японской войны, морской офицер Российского, Императорского флота контр-адмирал Всеволод Федорович Руднев, родился 31 августа 1855 года в Риге. 15 сентября 1872 года Всеволод Руднев, закончив гимназию, поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Морской офицер В.Ф. Руднев, проходил службу на 17-и кораблях царского флота России. Командовал броненосцами береговой обороны «Адмирал Грейг» и «Чародейка»; миноносцем «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий», миноносцем «Скат». Всеволод Федорович был участником трех кругосветных путешествий, в 1902 году приказом по Морскому министерству, был назначен командиром крейсера «Варяг».
Находясь в порту Чемульпо совместно с канонерской лодкой «Кореец», 9 февраля 1904 года командир крейсера «Варяг», старший русских кораблей капитан 1 ранга В.Ф. Руднев, получил от японцев ультиматум: «До 12 часов покинуть порт, иначе корабли будут атакованы на рейде». Принял решение, прорваться вместе с канонерской лодкой «Кореец» в Порт-Артур, в случае неудачи взорвать корабли. В полдень боевые русские корабли вышли из порта. Команды иностранных кораблей и судов не ожидали такого от русских экипажей, были удивлены и в то же время, восхищены поступком. Пройдя около десяти миль, корабли вступили в бой, он продолжался около часа. В ходе боя «Варяг» и «Кореец», получив ряд повреждений, израсходовав боекомплект, вернулись в порт, и были уничтожены своими экипажами, перешедшими на нейтральные суда.
Более трех десятилетий Первой Мировой войны, революции, гражданской войны, Великой Отечественной, оставшиеся экипажи кораблей, во главе с их командирами, решали задачи сохранения корабельного состава, поддержания их боеспособности и боевой готовности флотов, обеспечивали защиту морских рубежей Отечества. Это было время, когда боеспособный, имеющий в своем составе около 1000 кораблей и судов, и лучшие боевые корабли типа линкор «Севастополь», броненосец «Петр Великий» флот Российской Империи прекратил свое существование. И стало исполняться, принятое в феврале 1918 года решение, о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота. Выполнить это до конца помешала начавшиеся Великая Отечественная война.
С окончанием войны страна, прилагала огромные усилия, по восстановлению старого корабельного состава и строительству нового Океанского ракетно-ядерного флота. Командиры и экипажи вводили в боевой состав корабли новых проектов с ядерной энергетикой и оружием, осваивали новый вид боевой деятельности несение боевой службы в Мировом океане. Время было мирное, но задачи, решаемые командирами вдали от родных берегов на кораблях, с новыми техническими средствами, ракетно-ядерным вооружением, потребовали соответствующей подготовки.
С момента создания военного флота первым Императором России Петром Великим командиры надводных кораблей решали одну из главных задач они готовили себе замену. Постоянно и повседневно в бою и мирное время учили, обучали практически, больше всего своим личным примером, отношением к делу, профессиональным выполнением командирских обязанностей. У каждого из прошедших корабельную службу морских офицеров, был командир, у которого он учился, с которого брал пример, который заставил вначале задуматься, а позднее готовить себя к нелегкой должности командира. Став командиром, в создавшейся трудной обстановке, принимая решение, задавал себе вопрос: «Как в такой ситуации поступил бы, мой учитель – наставник командир»?
Многие выпускники Военно-морских училищ Советского Союза, начавшие офицерскую корабельную службу в 1971-1974 годах, на легком артиллерийском крейсере «Мурманск» 7-ой Оперативной эскадры Северного флота, вспоминают её с большим удовольствием. В эти годы кораблем командовал капитан 1 ранга Скворцов Евгений Александрович.

Вице-адмирал Е.А. Скворцов (26.04.1930 – 18.10.2007 год)
Е.А. Скворцов родился 26 апреля 1930 года в крестьянской семье Ульяновской области. Окончил среднюю школу в Пензенской области в 1948 году. Успешно сдав экзамены, поступил в Каспийское Высшее Военно-морское училище, в 1952 году окончил его, получил военную специальность офицер-артиллерист. Свою корабельную офицерскую службу Евгений Александрович, начинал на легком артиллерийском крейсере проекта 68-к «Чапаев» Северного флота. За три года службы освоил три должности в дивизионе универсального калибра артиллерийской боевой части (БЧ-2) помощника командира батареи, командира группы и командира батареи. После окончания специальных офицерских классов с 1956 по 1961 год служил на крейсере «Мурманск», с должности помощника командира крейсера был назначен на плавбазу ракетного оружия старшим помощником. На крейсер «Мурманск» старшим помощником Евгений Александрович, вернулся после командования эскадренными миноносцами «Опасный» и «Окрыленный» Северного флота в 1968 году. В 1970 году после отлично, проведенных экипажем крейсера учений «Океан» был назначен командиром «Мурманска».
Благодаря его, высочайшему профессионализму, обаянию, человеческой доброте, умению безупречно управлять кораблем в боевой обстановке и повседневной жизни, более двадцати офицеров-выпускников училищ вначале захотели, а позднее стали командирами кораблей различных проектов. В памяти о человеке-командире крейсера адмирале Е.А. Скворцове и сегодня, у служащих с ним в разные годы, остаются самые лучшие воспоминания. В этом человеке, что бывает редко, были совмещены два качества, высочайший флотский профессионализм и человеческая доброта.
Военное, послевоенное, старшее поколение командиров, выполнив свою задачу, передали командирскую вахту. Сегодня в XXI столетии военный флот, продолжает преодолевать итоги «лихих 90-х», находится на перепутье.
Часто, на всех уровнях, задается вопрос. Какой нам нужен военный флот? И нужен ли он России вообще?
Ответ на этот вопрос нам несколько столетий назад дала история России.
ДА НУЖЕН!
Россия стала Империей, создав и имея сильный военный флот. Правда для этого потребовалась ещё Северная война (21 год). А какой России нужен флот в новом XXI столетии? Должны решать не банкиры, а флотские командиры и начальники!
С праздником Вас командиры надводники, подводники, авиаторы!
ЧЕСТЬ ИМЕЮ!
Спасибо, Виктор Степанович! Вас с нашим праздником — первого командира авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»!
Отлично напиано! Спасибо большое, Виктор Степанович! Эту статью надо прочесть курсантам всех военных заведений страны!