Ярыгин В.С. День командира корабля

       Командир – не должность и не звание,

       Не талант послушных – «быть в струе».

       Командир – великое призвание,

       Жить всегда у дел на острие.

        ======================

                Рано сединою припорошен,

                Все, обязан: знать и понимать.

                Он порой несет такую ношу,

                Что другому в век не приподнять. 

Прочитав эти строки, большинство офицеров плавсостава ВМФ будут согласны с автором. О командирах (капитанах) много, написано книг, поэм и снято фильмов и сказано много хороших, добрых слов, они это заслужили. Командиров русского военного флота, созданного Петром Великим, всегда отличали особые качества, главными из которых были преданность Отечеству и храбрость. Они свято выполняли требования Петровского, «Устава морского» 1720 года «…каждый  чин во флоте должен везде и во всех случаях охранять интересы  Его величества и государства, а так же служить государству по доброй христианской совести, без обмана и лукавства, как доброму, честному и верному человеку». 

Накануне очередной годовщины праздника «Дня командира корабля Военно-морского флота», немного вспомним о наших русских командирах надводных кораблей. Они всегда были главными, в поддержании боеготовности и боеспособности кораблей сегодня, остаются особой категорией военных моряков, вступивших на ГКП и на долгие годы, связавших свою судьбу с ВМФ, морем и кораблями. Благодаря стремлению, желанию и большому, многолетнему труду, им довелось подняться на «Командирский мостик» и командовать кораблем.

Путь от школьника, матроса, курсанта, офицера плавсостава до командира, у каждого свой. Общим для всех, поднявшихся на Главный командный пункт (ГКП) корабля, ставшим во главе экипажа, является то, что он длительный и непростой. Должность командир Военно-морского флота России в новом XXI столетии остается, ответственной, тяжелой требующей много сил и здоровья, мужества и терпения, хороших разносторонних знаний и   навыков.

Праздник командиров Военно-морского флота «День командира корабля», введен приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала В.С. Высоцкого от 6 октября 2007 года: «О введении годового праздника: «Дня командира корабля Военно-морского флота», в честь победы эскадры русских кораблей в Наваринском морском сражении   6 октября 1827 года.  В морском сражении,  участвовали боевые корабли пяти стран, в их числе эскадра России. В её состав входили четыре лучших линейных корабля флота: «Азов», «Гангут», «Иезекииль» и «Александр Невский», они стали ядром эскадры в сражении. Каждому из них, довелось вести тяжелый бой одновременно с несколькими кораблями противника, их экипажи сражались героически. За четыре часа боя, уничтожив большую часть кораблей, разгромили центр и правый фланг турецко-египетского флота. Приняв за это время на себя главный удар противника, корабли русской эскадры, выстояли. В сражении особенно отличился экипаж флагманского 74-пушкчного линейного корабля эскадры «Азов», командир ЛК капитан 1 ранга М.П. Лазарева. За время боя экипаж уничтожил пять турецких кораблей, в том числе фрегат турецкого командующего, корабль получил — 153 попадания, из них 7 — ниже ватерлинии.

«Азов» 74-пушечный линейный корабль 

Линейный корабль «Азов», флагман русского флота свое название получил, в честь победы Петра I на Азове в 1696 году. Заложен, на судостроительной верфи   Архангельска — 1.11.1825 года, спущен на воду — 7.6 1826 года, введен в боевой состав в декабре 1826 года. Водоизмещение — 3000 тонн. Длина — 54,3 метра, ширина — 14,6 метра, осадка около 5,0 метров.  Вооружение: 4 × 40 — фунтовых  единорога,  24 × 36-фунтовых орудий, 30 × 24-фунтовыхорудий, 22 × 24-фунтовых каронады. Экипаж —  600 человек.

Адмирал  М.П. Лазарев (1788-1851 гг)

М.П. Лазарев   крупнейший деятель военного флота России первой половины XIX столетия. Он ученый, открывший Антарктиду, мореплаватель совершивший несколько кругосветных походов, русский флотоводец. Родился 14 ноября 1788 года в городе Владимире Российской Империи. Став в 1803 году гардемарином пять лет находился в непрерывном плавании. Служа на Балтийском флоте мичманом, участвовал в войнах со Швецией и Отечественной 1812 года. С 1813 года М.П. Лазарев, командует кораблями: фрегатом «Суворов», шлюпом «Мирный»,

36-пушечным фрегатом «Крейсер», много лет находился в море. В кругосветном плавании, в составе экспедиции, открыл Антарктиду. Как главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя, он много сделал для их строительства и развития.  М.П. Лазарев   был наставником известных русских флотоводцев  П.С. Нахимова,   В.А. Корнилова,  В.И. Истомина и Г.И. Бутакова. Его заслуга в подготовке военных моряков, прославивших  флот и Россию, награждён орденом Св. Андрея Первозванного  и многими иностранными и государственными наградами.

Командуя линкором  «Азов» капитан 1 ранга М.П. Лазарев в сражении, вел бой с пятью турецкими кораблями: потопил два больших фрегата, корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, уничтожил флагманский корабль.  В своем донесении, о действиях командира «Азова», командующий  русской эскадры контр-адмирал Л.П. Гейден рапортом докладывал: «Неустрашимый капитан 1 ранга М.П. Лазарев управлял движениями «Азова» с хладнокровием, искусством и мужеством примерными».

О действиях командира, в бою писал, блестяще проявивший себя в сражении лейтенант П.С. Нахимов: «Я до сих пор не знал цены нашему капитану. Надобно было на него смотреть во время сражения, с каким благоразумием, с каким хладнокровием он везде распоряжался. Но у меня недостает слов описать все его похвальные дела, и я смело уверен, что русский флот не имел подобного капитана».

За боевые подвиги экипажа в сражении, проявленное исключительное мужество, стойкость и отвагу в достижении победы, линейный 74 пушечный корабль «Азов» первым в военном флоте, был награжден высшей наградой России «Георгиевским  флагом» — Андреевским со щитом Святого Георгия в перекрестье.

«Георгиевский флаг» -Андреевский со щитом Святого Георгия

Историки об итогах сражения и награждении экипажа корабля писали:    «В честь достохваленных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости низших чинов корабль «Азов», получил Георгиевский флаг. Весь мир восхищается смелостью и искусством русских моряков».

Вторым кораблем в царском военном флоте, награжденным высшей наградой России «Георгиевским флагом» — Андреевским со щитом Святого Георгия в перекрестье стал бриг «Меркурий», командир  капитан-лейтенанта А.И.Казарский.

Бриг «Меркурий»

Бриг «Меркурий»  18-пушечный» корабль,  водоизмещение — 390 тонн, длина -31,4 метра, ширина — 9,7 метра, осадка около 3,0 метров, экипаж -110 человек. Заложен на кораблестроительном заводе Севастополя —  9 февраля  1819 года, спущен -19 мая 1820 года. Предназначался для ведения разведки, посыльной службы и патрулирования.

Командир брига «Меркурий» А.И. Казарский (16.6.1797-16.6.1833 гг)

А.И. Каза́рский русский морской офицер капитан 1 ранга, герой русско-турецкой войны, кавалер ордена Святого Георгия. Родился 16 июня 1797 года в  Оршанском  уезде, Белорусской губернии, в 1811 году поступил волонтёром на флот, стал  кадетом Николаевского штурманского училища. В 1813 году стал гардемарином Черноморского флота, в 1814-м произведён в мичманы, в 1819 году в лейтенанты. Командовал 44-пушечным фрегатом «Поспешный», 60-пушечным фрегатом «Тенедос». В 1829 году был назначен командиром 18-пушечного брига «Меркурий» его экипаж, совершил один из самых выдающихся подвигов в истории морских сражений.

14 мая 1829 года бриг «Меркурий», находясь в дозоре, был атакован  2-я турецкими кораблями, 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечный «Реал-беем». Они имели многократное превосходство в численности экипажей, скорости хода и 9-ти кратное в количестве орудий. У   командиров турецких кораблей, не было сомнений в быстрой и легкой победе.  Экипаж брига, вступая в неравный бой единодушно решил – не сдаваться, в сложившейся ситуации, оставшийся в живых, должен был взорвать погреб корабля, для этого был приготовлен пистолет.  Четыре часа искусно маневрируя и метко ведя огонь, экипаж продолжал сражаться. За это время бриг получил 22 — пробоины в корпусе, 133 — в парусах, 164 — в рангоуте и такелаже, потерял — 10 человек. Не смотря, на явное превосходство кораблей, экипаж «Меркурия» одержал блестящую победу, нанеся противнику такие повреждения, которые заставили турецкие корабли,  выйти из боя. Экипаж брига, под командованием  капитан-лейтенанта А.И. Казарского  стал вторым из боевых русских кораблей, награжденных кормовым Георгиевским флагом.

Русско-японская война 1904-1905 годов, ставшая одной из самых черных страниц в истории Императорского Российского флота. Его общие потери составили – 43 боевых корабля, в том числе: 11- линкоров, 1 — береговой линкор, 9 — крейсеров, 14 — эсминцев, 2 – вспомогательных крейсера, 2 — минных заградителя, 4 — подводные лодки. Но война, ведущиеся военным флотом, показала высочайший героизм экипажей и их командиров.

Таким стал экипаж эскадренного миноносца «Стерегущий», командир  — лейтенант  Сергеев  Александр  Семенович.

Эскадренный миноносец «Стерегущий»

Эскадренный миноносец, «Стерегущий», заложен —  1902 года,  введен в боевой состав флота —  1904 год. Водоизмещение около 900 тонн,  длина-57,9 метра, ширина-5,6 метра, осадка-3,5 метра. Вооружение — АУ 1х75 мм, 3х47 мм, 2ТА, экипаж – 52 человека (4 офицера).

Командир миноносца «Стерегущий»  А.С. Сергеев (30.9.1863-10.3.1904 гг)

Сергеев Александр Семенович, родился 30 сентября 1863 года в городе  Курске  дворянской семье.  Учился в  реальном училище, поступил в Морской кадетский корпус, откуда в 1884 году был выпущен мичманом.  Во время,  обучение на минных офицерских классах в Кронштадте,  службе на  броненосце  «Император Николай I» — флагмане русской Средиземноморской эскадры, произошло его становление. Что определило его дальнейшее продвижение по службе. Накануне начала Русско-японской войны 1904 года лейтенант А.С. Сергеева, был переведён в Первую Тихоокеанскую эскадру командиром эскадренного миноносца «Стерегущий».

Утром 10 марта 1904 года, возвращаясь из разведки, производимой  по приказанию  вице-адмирала С. О. Макарова, миноносец был атакован несколькими японскими кораблями. За время боя корабль получил множество боевых повреждений, потерял ход, погиб командир А.С. Сергеев,  перед смертью приказал: «Не сдаваться»! Японцы попытались, потерявший ход, тонущий корабль взять на буксир.  Оставшиеся в живых открыли кингстоны, под крики, оставшихся живых: «Русские не сдаются», миноносец затонул. Так ушел в свой последний путь и нашел приют в глубинах Тихого океана миноносец «Стерегущий» и часть его экипажа с командиром.

Экипаж крейсера 1-го ранга «Варяг», командир капитан 1 ранга  Руднев Всеволод Федорович.

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг»

Крейсер 1-го ранга «Варяг» заложен в 1898 году, в 1900 году вошел в боевой состав  флота. Водоизмещение – 6600 тонн, длина – 130,0 метров, ширина -15,9 метра, осадка -5,9 метра. Вооружение:  артиллерийское  — 12 × 152-мм,  12 × 75-мм, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм орудия, 2 × 63-мм орудия,  2 × 7,62 пулемёта. Минно-торпедное —  6 × 381-мм ТА,  2 × 254-мм ТА, 35 — мин. Скорость хода  до 25,0 узлов,  дальность плавания (10.0 узлов) более 6000 миль. Экипаж — 570 человек (20 офицеров).

Контр-адмирал В.Ф. Руднев (31.8.1855-20.7.1913 гг)

Герой русско-японской войны, морской офицер Российского, Императорского флота контр-адмирал  Всеволод Федорович Руднев, родился 31 августа 1855 года в Риге. 15 сентября 1872 года Всеволод Руднев, закончив гимназию, поступил в Морской кадетский корпус  в Петербурге.  Морской офицер В.Ф. Руднев, проходил службу на 17-и  кораблях царского флота России. Командовал    броненосцами   береговой  обороны «Адмирал  Грейг» и «Чародейка»; миноносцем  «Выборг», канонерской   лодкой  «Гремящий», миноносцем  «Скат».  Всеволод Федорович   был участником трех кругосветных путешествий, в 1902 году приказом по Морскому министерству, был назначен командиром крейсера «Варяг».

Находясь в порту Чемульпо совместно с канонерской лодкой «Кореец»,    9 февраля 1904 года командир  крейсера «Варяг»,  старший русских кораблей  капитан 1 ранга В.Ф. Руднев, получил  от японцев ультиматум: «До 12 часов покинуть порт,  иначе  корабли будут атакованы на рейде». Принял решение, прорваться вместе с канонерской лодкой «Кореец» в Порт-Артур,  в случае неудачи взорвать корабли. В полдень боевые русские корабли вышли из порта. Команды  иностранных кораблей  и судов не ожидали такого от русских экипажей, были удивлены и в то же время, восхищены поступком. Пройдя около десяти миль, корабли вступили в бой, он продолжался около часа.  В ходе боя «Варяг» и «Кореец», получив ряд повреждений, израсходовав боекомплект, вернулись в порт, и были уничтожены своими экипажами, перешедшими на нейтральные суда.

Более трех десятилетий Первой Мировой войны, революции, гражданской войны, Великой Отечественной, оставшиеся экипажи кораблей, во главе с их командирами, решали задачи сохранения корабельного состава, поддержания их боеспособности и боевой готовности флотов, обеспечивали защиту морских рубежей Отечества. Это было время, когда боеспособный, имеющий в своем составе около 1000 кораблей и судов, и лучшие боевые корабли типа линкор «Севастополь», броненосец «Петр Великий» флот Российской Империи прекратил свое существование. И стало исполняться, принятое в феврале 1918 года решение, о создании Рабоче-Крестьянского Красного флота. Выполнить это до конца помешала начавшиеся Великая Отечественная война.

С окончанием войны страна, прилагала огромные усилия, по восстановлению старого корабельного состава и строительству нового Океанского ракетно-ядерного флота. Командиры и экипажи вводили в боевой состав корабли новых проектов с ядерной энергетикой и оружием, осваивали новый вид боевой деятельности несение боевой службы в Мировом океане. Время было мирное, но задачи, решаемые командирами вдали от родных берегов на кораблях, с новыми техническими средствами, ракетно-ядерным вооружением, потребовали соответствующей подготовки.

С момента создания военного флота первым Императором России Петром Великим командиры надводных кораблей решали одну из главных задач они готовили себе замену. Постоянно и повседневно в бою и мирное время учили, обучали практически, больше всего своим личным примером, отношением к делу, профессиональным выполнением командирских обязанностей. У каждого из прошедших корабельную службу морских офицеров, был командир, у которого он учился, с которого брал пример, который заставил вначале задуматься, а позднее готовить себя к нелегкой должности командира. Став командиром, в создавшейся трудной обстановке,  принимая решение, задавал себе вопрос: «Как в такой ситуации поступил бы, мой учитель – наставник  командир»? 

Многие   выпускники   Военно-морских училищ Советского Союза,  начавшие офицерскую корабельную службу в 1971-1974 годах, на легком артиллерийском  крейсере «Мурманск» 7-ой Оперативной эскадры Северного флота,  вспоминают её с большим удовольствием. В эти годы кораблем командовал капитан 1 ранга  Скворцов Евгений Александрович.

Вице-адмирал Е.А. Скворцов (26.04.1930 – 18.10.2007 год)

Е.А. Скворцов родился 26 апреля 1930 года в крестьянской семье Ульяновской области. Окончил среднюю школу в Пензенской области в 1948 году. Успешно сдав экзамены, поступил в Каспийское Высшее Военно-морское училище,  в 1952 году окончил его, получил военную специальность офицер-артиллерист. Свою корабельную офицерскую службу Евгений Александрович,  начинал на легком артиллерийском крейсере проекта 68-к «Чапаев» Северного флота. За три года службы освоил три должности в дивизионе универсального калибра артиллерийской боевой части (БЧ-2) помощника командира батареи, командира группы и командира батареи. После окончания специальных офицерских классов с 1956 по 1961 год служил на крейсере «Мурманск», с должности помощника командира крейсера был назначен на плавбазу ракетного оружия старшим помощником. На крейсер «Мурманск» старшим помощником Евгений Александрович, вернулся после командования эскадренными миноносцами «Опасный» и «Окрыленный» Северного флота в 1968 году. В 1970 году после отлично, проведенных экипажем крейсера учений «Океан»   был назначен командиром «Мурманска».

Благодаря его, высочайшему профессионализму, обаянию, человеческой доброте, умению безупречно управлять кораблем в боевой обстановке и повседневной жизни, более двадцати офицеров-выпускников училищ вначале захотели, а позднее стали командирами кораблей различных проектов. В памяти о человеке-командире крейсера адмирале Е.А. Скворцове  и сегодня, у служащих с ним в разные годы,  остаются  самые лучшие воспоминания. В этом человеке, что бывает редко, были совмещены два качества, высочайший флотский профессионализм и человеческая доброта.

Военное, послевоенное, старшее поколение командиров, выполнив свою задачу, передали командирскую вахту. Сегодня в XXI столетии военный флот, продолжает преодолевать итоги «лихих 90-х», находится на перепутье.

Часто, на всех уровнях, задается вопрос. Какой нам нужен военный флот? И нужен ли он России вообще?

Ответ на этот вопрос нам несколько столетий назад дала история России.

ДА НУЖЕН!

Россия стала Империей, создав и имея сильный военный флот. Правда для этого потребовалась ещё Северная война (21 год). А какой России нужен флот в новом XXI столетии?  Должны решать не банкиры, а флотские командиры и начальники!

С праздником Вас командиры надводники, подводники, авиаторы!

ЧЕСТЬ ИМЕЮ!

Обновлено: 01.10.2025 — 08:26

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Игорь Рябко

    Спасибо, Виктор Степанович! Вас с нашим праздником — первого командира авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов»!

  2. Отлично напиано! Спасибо большое, Виктор Степанович! Эту статью надо прочесть курсантам всех военных заведений страны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *