Ярыгин В. 325 лет военному флоту России (55 лет начала службы в ВМФ)

вице-адмирал Ярыгин Виктор Степанович

Этот 2021 год для военных моряков России особенный, он связан с принятием 325 лет назад Указа (Приговора), о создании флота. Сегодня мы вспоминаем тех, кто стоял у истоков, и своими героическими делами, поступками прославил Отечество. Для меня этот год значим вдвойне, 55 лет назад в 1966 году я был принят в состав нашего славного Военно-морского флота, призван матросом, на действительную военную службу в город-крепость Кронштадт. Это определило мою дальнейшую жизнь и навсегда связало с военными кораблями и флотом.

Вернемся на три с лишним столетия назад в историю России и её военного флота, когда он строился и «Прорубалось окно в Европу». Это период, о котором с восторгом писали современники: «Под стук топоров и грохот пушек, громкое матросское УРУ!!!! Строился флот и создавалась Империя Петра». Так они оценивали положение России во времена царствования Императора Всероссийского Петра Великого.

В 1696 году 30 октября боярская дума Приговорила (приняла Указ) – «Морским судам быть». Этот день мы военные моряки отмечаем сегодня не только как, День создания  военного флота России, но и с 1996 года (25 лет) как «День моряка — надводника».  

Как и все новое, создание военного флота России, начиналось с подготовки специалистов (кадров) для военных кораблей, 11(21) декабря 1698 года: «Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев», был введен Воинский Морской приказ. Позднее его функции расширились и конкретизировались. Воинский приказ, который возглавил один из единомышленников царя, генерал-фельдмаршал  Ф.А. Головин  стал заниматься подбором, обучением и распределением  специалистов на флоте.

Отбор кандидатов в офицеры на учебу их обучение были строгим, этим лично, занимался  Петр I, он  требовал:

 «…проводить комплектование корпуса морских офицеров в соответствии с государственными задачами и  интересами, для этого привлекать, лучших представителей дворян, разночинцев и крестьян. При обучении воспитывать их патриотизму, чести, прививать личное достоинство, гордость за Отечество и гуманное  отношение к подчиненны ».

Первый поход русской армии весной 1695 года на Азов оказался неудачным, по оценке Петра I, главной причиной стало  отсутствие в составе, воюющей армии флота. Молодой царь понимал, что победить неприятеля можно только имея свой военный флот.

Его крылатое выражение того времени, актуально и сегодня: «Всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». Оно стало  определяющим при принятии Думой  Приговора по созданию военного флота.       За короткий срок с 1695 года, до середины 1696 года, в Воронеже, Брянске, Преображенском, Козлове и других городах, стоящих на реках, впадающих в Азовское море, был построен впервые в России Азовский флот. В его состав вошли: 2-трех мачтовых парусно-гребных фрегата, с пушечным вооружением, «Апостол Петр» и «Апостол Павел», 4-брандера, 23-галеры, 1300-стругов, морских лодок и плотов.

Парусный корабль «Апостол Петр»

Поход   40- тысячной русской армии при поддержке флота  в 1696 году во главе с 36-и пушечным кораблем «Апостол Петр», на котором находился 24-х летний царь Петр I стал победным.

С 11 декабря 1699 года по велению Петра I, на военных кораблях стали поднимать Андреевский флаг, который на долгие годы стал и сегодня остается корабельным флагом России.

Флаг военного флота России

Для комплектования, военных кораблей, быстро строящегося и воюющего флота специалистами, в первую очередь офицерами,  потребовалось, создание в России  учебного заведения по их  подготовке.

В 1701 году 10 января   состоялся Указ, которым было велено на Новом Пушечном дворе Москвы «…построить деревянные школы, и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной и письменной грамоте и цыфири и иной инженерной наукам…». 

В 1701 году 14 января издается Указ: «Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белые России Самодержец… указал, именем Своим Великого Государя повелением … быть Математических и Навигацких, то есть мореходных, хитростно наук учению».

Указом, были заложены основы государственной политики в области военно-морского образования и, положено начало государственного образования. Созданное учебное заведение, готовило  для флота инженеров, артиллеристов, геодезистов, гидрографов, топографов, архитекторов.

В ночь на 18 (7) мая 1703 года, зарождающимся флотом России  была  одержана первая  крупная победа на море. Флотилии из 30 лодок с двумя ротами солдат Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I, атаковали шведские военные суда, стоящи на якоре. В жестоком абордажном бою были,  захвачены   военные   корабли бот «Гедан» и шняву «Астрильд».

Эта дата 7 мая 1703 года, стала днем образования  Балтийского флота. На медалях, которыми были награждены все участники этого победного морского боя, были слова: «НЕБЫВАЕМОЕ  БЫВАЕТ».

Взятие в абордажном бою шведских военных судов

С этой победы, пишется  героическая история  военного флота. В войне на море родились знаменитые Петровские заповеди и выражения, в последствие ставшие заветами Императора Всероссийского Петра Великого, военным  морякам.

«Врагов не считают — их бьют. Флаг перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах. Драться до последнего, а в крайней момент,  корабль уничтожить».

Они были закреплены, подготовленным под руководством Петра I, и изданным в январе 1720 года «Уставом морским», «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался».      Он стал первым, руководящим документом для военных моряков России. Устав морской, определял обязанности и ответственность должностных лиц, боевую деятельность и повседневную жизнь флота.

Обложка «Устава морского»

Благодаря Великому, несгибаемому русскому народу, героизму солдат воюющих армий и военных моряков Северная война со Швецией, длившаяся 21 год была закончена победой России и 9 сентября 1721 года был заключен Ништадтский мирный договор.

Сенат и Синод России, после победного её окончания войны и заключения мира: «За заслуги перед государством и народом», удостоил Петру I титулом «Императора Всероссийского».  

В 1721 году 2 ноября в Троицком соборе Санкт-Петербурга, Петр I короновался как Император Всероссийский. С этой даты — 2 ноября 1721 года, Россия стала Империей и морской державой.

Император Всероссийский Петр Великий
(9.06.1672-8.02.1725 гг)

Под руководством Петра Великого военный парусный флот России, ставший второй рукой в защите интересов и суверенитета государства,  прошел большой героический путь, в своем становлении и развитии. Много его славных и героических дел, навечно вошли в историю России.

Не менее героических дел, открытий и имен, прославивших Отечество, оставил в истории броненосный паровой флот России, по прежнему, оставаясь  второй рукой государства и надежным её союзником.

Дальнейшее техническое развитие, совершенство вооружения привели к тому, что в арсенале страны, появились  новые виды  оружия,  ракетное и ядерное. Они стали поступать на вооружение Военно-морского флота. Начался новый этап в развитии военного флота, он становился ракетно-ядерным, а выйдя в океан – Океанским. Экипажи кораблей ВМФ, приступили к освоению нового вида боевой деятельности, несению боевой службы.

ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ ПРОЩАНИЕ С ДЕТСТВОМ

Об этом задумываться, более глубоко понимать, познавать начал,  в период срочной службы в учебном  отряде. В середине сентября 1966 года, став   матросом учебного отряда Балтийского  флота в города Кронштадт. До этого не продолжительно была работа в коллективе молодежной смены завода Резиново-технических изделий города Курска. Работа была, не трудной физически, но имела свою специфику, она была трехсменной и в условиях высоких температур.

Работая и осваивая первую рабочую специальность, не заметил, как пришла осень, и был   объявлен призыв на службу в Вооруженные Силы.  Мне на работу пришла повестка с указанием срока и места сбора призывников. Рассчитался на работе, попрощался с товарищами по цеху, поехал домой в родную деревню Новоселки к родителям.  Автобусом доехал до остановки, откуда шел привычно четыре километра по знакомым с детства местам, проторенным ногами тропинкам. Но в первые дорога домой,  не вызывала  радости,  было грустно.

Подошел к дому, все родное, привычное, здесь родился и  прошло мое детство, начал учится в школе, стал почти взрослым. Вечером сидел с родителями на своем любимом месте, уютной скамеечке небольшого крыльца. Не торопясь, старался до мелочей вспомнить свое детство, совсем не заметно пришедшую юность, старшую сестру и мою няню Таню, которая работала как молодой специалист, учителем в школе Оренбургской области.

Пришли воспоминания о начале учебы, одноклассниках, добрых и заботливых  учителях и школьных товарищах. Хорошее и беззаботное это было время учебы в школе. Сходил к школе, где учителя научили считать, читать и писать. Постоял у окон, вспомнил как начинал учиться, всмотрелся через прозрачные стекла в свой класс. Парта, за которой сидел, стояла на своем месте, все было как в детстве. Время пребывания в родительском доме  прошло быстро,  попрощался и получил последнее их советы и напутствия, сказал: «До встречи», товарищами детства.       Сходил в соседний дом дедушки Максима Ильича, с ним посидели, послушал его советы, наставления. Он впервые рассказал, как начинал военную службу на фронте в Первую Мировую войну, вдали от родительского дома. Дедушка постарел, стал молчаливым, но по прежнему,  рано вставал, и что-то всегда делал  своими натруженными, мозолистыми, не знающими усталости и покоя  руками. Таким я его помню с раннего детства, таким он остался в моей памяти навсегда.

Дедушка Ярыгин Максим Ильич

Уезжая из родного дома, чувствовал, что это надолго, а может быть и навсегда так оно и случилось. Это прощание было, уже не детским, и не совсем взрослым. Позднее осознал и понял, что тогда попрощался с периодом свое жизни, самым лучшим и беззаботным. Ты всегда был под защитой, рядом были родители, родственники и учителя,  они были и твоими советчиками и помощниками, в случае необходимости. Девятнадцать лет, они  вели по жизни, поправляли и вселяли уверенность, обеспечивали всем не обходимым.  Тогда в детстве и юности, находясь в родительском доме, об этом не задумывался, понимание пришло позднее, вместе с взрослением.

Попрощавшись со всеми на малой Родине, шел по тропинке вдоль домов на автобус. С каждым шагом, удаляясь от родного дома все отчетливее осознавал, детство закончилось. Вместе с детством  уходила в прошлое часть жизни и все, что  происходило  в эти годы  со мной.

                                        ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Призыв на военную службу, означал окончание, первого ни самого длительного по времени, этапа жизни. Тогда идя по знакомым с детства тропинкам, я этого не осознавал, но интуитивно почувствовал. Уходил в прошлое  первый, важный в моей жизни период: познания, определения истины и практического освоения действительности, которая меня окружала. Подходил самый ответственный трудный, интересный, насыщенный разными событиями следующий жизненный период, теперь уже взрослой жизни.  Пришел момент в жизни, о котором догадывался, к которому готовился и ждал, но он все равно оказался неожиданным.

В день призыва в городе Курска стояла дождливая холодная погода, она соответствовала в полной мере настроению.   На призывном    пункте   было шумно, слышались смех, плачь, громкие разговоры.  Впервые услышал и выполнил команду: «Прибывшим призывникам построится». Так началась для нас мальчишек, вчерашних школьников военная служба.  Строем подошли к поезду на железнодорожном вокзале, заняли места в вагонах и тронулись в Москву. Все призванные на службу, молча прощались со своим знаменитым городом Курском, который 25 сентября готовился отметить очередную 934-годовщину со дня образования, за прошедшие столетия город и его жители, многое пережили и увидели. Во все времена они оставались его строителями и защитниками, они его улучшали, восстанавливали, делали красивыми и современным.

Железнодорожный вокзал города Курска

Так началась служба, отчетливо помню её начало, когда вчерашний школьник, немного поработавший на заводе, неожиданно начал открывать,  для себя столько нового и не обычного, что невозможно забыть до сих пор.

При следовании поездом, привыкали к своим новым условиям, начавшейся для нас военной жизни. Путь от Курска до Москвы по железной дороге около 500 километров, разместились, познакомились, поговорили, выспаться не успели. Нас начали поднимать, проверять и готовить к выходу,  на перроне вокзал построились и стали рассматривать  Москву.

Столица нашей Родины Москва

Многие из нас в столице были в первые, поэтому внимательно смотрели на  её здания и сооружения во время перехода. Город Москва,  отметил свой день образования, еще были частично  не убраны плакаты, из которых узнали, что отмечала столица  свой  819 год образования. Москвичи и гости столицы торопились по своим делам им не было дела, до стоящих мальчишек, направляющихся на Ленинградский вокзал.

Из истории Москвы известно, что ей основателем является, сын Владимира Мономаха Юрий Владимирович Долгорукий.  В 1147 году на Боровицком холме, где происходило слияние двух – реки Москвы и Неглинной, он заложил нашу столицу. Название было  связано с именем  Москвы реки, которая носила это имя задолго до начала закладки и строительства города. Столицей Москва становилась дважды, в 1965 году ей  было присвоено почётное звание «Город-Герой».

А нам предстояло ехать дальше в Ленинград, поэтому строем перешли на Ленинградский вокзал. Где все повторилось, нас построили, проверили и  завели  в вагоны, мы заняли свои места  и поехали. В дороге было спокойно, мы быстро привыкали, к своему положению. На вокзал  поезд прибыл строго по расписанию.

Петропавловская крепость Санкт — Петербурга

Нас гостеприимно встречал Ленинград, заложенный Петром I как Санкт- Петербург в честь святого апостола Петра. Если Москва, построенная на пять с лишним столетий раньше Ленинграда, нам понравилась, то город военных моряков Санкт-Петербург поразил, своим видом, архитектурой,  встречающимися по пути нашего перехода на морской вокзал памятниками и гостями, они не так торопились, а следовали более медленно по своим делам.

История города, неразрывно связанная с именем российского царя Петра I, и началась с 27 (16 по старому стилю) мая 1703 года. По его, повелению  на Заячьем острове, расположенном у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря,  заложили город.  Строительство началось  с постройки  Петропавловской крепости,  он  изначально задумывался как крепость-порт, форпост России на отвоеванных землях. За три с лишним столетия город Петра видел и пережил многое, Первую Мировую войну, революцию, гражданскую войну. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, около 900 дней и ночей с 8 сентября 1941 года по 27 января продолжалась  его блокада, но его героические жители выжили, город восстановили и встречал  нас Ленинград, поражая флотским видом  и красотой.

Мы, начинающие срочную службу на военном флоте мальчишки, видели морской город, понравившейся и поразивший нас. С прибытием в Ленинград нас разделили, часть призывников в которой оказался и я, прибыли на морской вокзал, для следования в Кронштадт. На буксире впервые шли по Финскому заливу Балтийского моря к причалу острова Котлин, на котором размещался Кронштадт, окруженный фортами, построенными в разные годы.

Остров Котлин с системой фортов

Строем шли по ровным, ухоженным  мостовым улиц Кронштадта,  Петровской, Флотской, Поморской, Кронштадтской, Екатерининской, восхищаясь их видом, и содержанием, увидели на берегу  памятник основателю города.

Памятник основателю города Петру Великому

Экипаж куда нас привели был расположен на улице Флотской, датой его основания считается начало восемнадцатого столетия. Здесь, размещался на время призыва, сборный пункт Балтийского флота, нам  предстояло получить форму одежды и подготовиться к очередному переходу. По нашей  оценке, в экипаже служили, хорошо знающие и добросовестно исполняющие свои обязанности, старшины и матросы срочной службы.

Флотский экипаж Кронштадта

Для нас все было ново и интересно, в первую очередь, люди в форме матросов и старшин Балтийского флота, воинский порядок и четкая  организация работы сборного пункта. Поразил, вызвал восхищение, вид внутренних помещений здания-экипажа, построенного, как нам сказали старшины, во времена Петра I, более трех  столетий назад. Здание, где мы находились,  было не высоким, но с мощными 2,5 — 3,0 метровыми стенами и бойницами вместо окон, каменными полами и узкими коридорами.  

В раздевалке получили все для помывки и впервые  посетили флотскую баню. Смыв дорожную грязь, освежившись под душем, сели вдоль стены на большие деревянные лавки (по-флотски банки). Не торопливо шел процесс, подбора для нас одежды и переодевание. Постепенно наполнялся  матросский мешок, мы преображались, а одев рабочее платье (робу) стали как близнецы похожи друг на друга. На улице в бушлатах, построившись с вещевыми мешками за спиной, а это было ночью,  начали присматриваться и пытаться найти друг друга, для  чего понадобилось время.

Каждый, в соответствии с матросским вещевым аттестатом, получил   рабочие ботинки, которые на флоте называют по разному где «гады», а где «прогары». Матросскую рабочую одежду «робу»,  нашу гордость тельняшку, бушлат, форменный воротник (гюйс) на голову черную бескозырку (беску).

Каждый из полученных нами предметов формы одежды, был не только для ношения, повседневно, выходные дни и праздники, но имел причину и время создания,свою историю. Рассматривая иногда фотографии того времени из домашнего архива, начинаешь вспоминать. Впервые одев на свои плечи матросскую тельняшку, робу и бушлат, на голову бескозырку, а под робу заправив форменный воротник (гюйс), почувствовав на ногах тяжесть флотских ботинок , стал в своих глазах взрослей.

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА СЛУЖБЕ        

Получив впервые свой матросский аттестат, укладывая его в вещевой мешок мы никакого представления не имели о происхождении каждого предмета нашей формы одежды, это предстояло узнать на новом месте нашей службы во время обучения. Вещи были уложены в строго определенном порядке, в персональный флотский вещевой мешок, на котором стаяла фамилия его владельца. Мешок был надежно завязан и одет на спину его хозяина, для дальнейшего перехода. Город спал, на улице было темно,  жители крепко спали и видели сны. А мы совершили переход, в следующий экипаж, под утро нас накормили и уложили спать, во флотской казарме, на двух ярусные кровати. Еще во сне первые услышали команду дневального: «Рота подъем». После подъема умылись, навели в казарме порядок, сразу столкнулись с проблемой по очередности и правильной заправке своей кровати.  Спали впервые во флотской  казарме, с помощью  старшин отряда все быстро решили.  В течении дня жили по плану  флотского экипажа и его распорядку,  «Распорядок дня» для нас тоже, оказалось  новым.  Вечером нас накормили ужином, подошла очередная ночь, вместо сна мы  взяв вещевые мешки, по команде построились  и  совершили переход, как оказалось последний, на  улицу Флотскую, в свой учебный отряд.

Учебный отряд улица Флотская № 4

Улица Флотская Кронштадта знаменита тем, что здесь располагались учебные отряды (школы), в которых готовили различных специалистов для кораблей флота. История их создания начиналась с Кронштадтской крепости, когда здесь размещались крупнейшие отряды и ряд школ, где для парусных военных кораблей готовили связистов, боцманов, артиллеристов, минеров и других крайне нужных специальностей.

С 1720 года, Кронштадт стал главной базой Балтийского флота, и кузницей кадров военного флота России.  Здесь готовились специалисты и проходили практику в период службы на кораблях офицеры, матросы, старшины и мичманы. На протяжении нескольких столетий, он был центром подготовки кадров для Военно-Морского флота. Здесь были сформированы специальные соединения учебных кораблей, отряды и школы, в которых  готовили специалистов различных специальностей.

Кронштадт двадцатого столетия

А мы, оказались в учебном отряде Военно-морского флота, на улице Флотской №4, где предстояло пройти курс молодого бойца, стать матросами, принять Военную присягу и изучать военную специальность. Завели в ротное помещение, проверили наши вещи, часть вместе с вещевым мешком,  сдали  в специальную комнату для хранения, называемую  на  флоте  «баталерка» .  

Построили, распределили по взводам в казарме, второго этажа флотского учебного отряда, каждому бойцу, показали его  кровать, тумбочку, у ног кровати стояла табуретка, называемая на флоте «банка», так  мы стали военнослужащими  учебного отряда. Поочередно в составе взвода сходили на экскурсию, нам показали комнаты для умывания — умывальник, туалет-«гальюн», комнаты для обслуживания — (бытовка): где можно было гладиться, бриться, подстригаться, чистить обувь, сушить одежду и обувь при необходимости. Особый инструктаж, был проведен в комнате для хранения нашего личного оружия – «оружейная», где в пирамидах должен был храниться личный автомат каждого курсанта.

Первая ночь в казарме  нового военного дома, прошла спокойно. Сделав зарядку, приборку и позавтракав,  начали  осваивать свои новые обязанности. Они были на первый взгляд простые, мы занялись приведением в порядок, выданной нам военной формы. На выданное нам обмундирование,  надо было пришить погоны, погончики нужные бирки и сделать надписи. К форменному матросскому галстуку, который будит носиться вместо шарфа, называемого — «сопливчик», надо было пришить белый подворотничок и подписать.

Матросский галстук (сопливчик)

Сегодня, когда прошло  больше полвека, о том времени  вспоминаешь с улыбкой, а тогда многим из нас было не до смеха.  Иголка с нитками в наших мальчишеских руках смотрелась комично и самое главное первое время никак ни хотела подчиняться. Иголка была острой и часто кололась, в шинельное сукно входила тяжело и часто ломалась. Погоны пришивались криво, стежок был не ровный, бдительный старшина все заставлял переделывать.  Только к вечеру с перерывом на обед, помогая друг другу, мы привели   свою форму  в  нужный вид и порядок.  Я, занимаясь своей формой с благодарностью вспоминал маму, которая научила штопать и шить, школу и учителей по труду, которые научили обращаться со многими бытовыми инструментами.

Дальше началось освоение утюга, вначале надо было научиться правильно, гладить флотские брюки первого срока и форменку, потом форменный воротник, носовые платки и подворотнички. Рабочая одежда или «роба», оказалось  тоже иногда должна была тоже гладиться. Для шика, не мешало иногда чистить и гладить шинель с бушлатом. Все это надо было научиться, делать быстро в отведенное время и лучше с хорошим качеством.

Приводясвой внешний вид и форму в порядок,  знакомились с учебным отрядом, где нам предстояло служить, учиться и получить флотскую специальность. «4-я школа оружия», была создана для подготовки  специалистов по использованию ракетного оружия. Шестидесятые годы прошлого XX столетия были на ВМФ тем периодом, когда ракетами стали вооружаться корабли, их кто-то должен был обслуживать, обеспечивать безопасность хранения и боевое применение, были нужны специалисты. Была открыта наша школа, её территория была огорожена каменным забором и стеной  соседнего  учебного отряда, в котором  готовили специалистов кораблей для электромеханической боевой части.

Казармы, штаб и учебные  классы, находились  в центре территории школы,  делили условно его на две части. Первая часть — парадная, с плацом   для проведения строевых мероприятий, построений, разводов, строевых  смотров подразделений и проведения занятий по строевой подготовке. Здесь же находились  и административные здания и тыловые помещения. Вторая камбузный двор, где все строились для приема пищи, следования в спортивный зал и занятия в учебных классах, здесь же было оборудовано место для обучения первичным навыкам выполнения стрелковых упражнений из автомата. Здесь же размещались: лазарет, буфет, учебные классы и лаборатории для занятий, помещения для штаба, клуб для просмотра фильмов и проведения общих мероприятий.

При передвижении одиночно, вне строя мы должны были передвигаться по территории школы,  строевым шагом или бегом, предпочтение отдавалось последнему.

Один из кабинетов для занятий

Так, происходило  знакомство с военной службой и жизнью в  учебном отряде «4-й  школы оружия», где  в течении 10 месяцев  обучения, предстояло получить военную корабельную  специальность.

Все начиная с организации утреннего подъема, физзарядки и приема пищи стало для многих из нас неожиданностями. Первая пробежка и комплекс утренних упражнений, показали наши физические возможности, они были у некоторых ниже, чем «удовлетворительными». Находясь в общем строю на утренней, зарядке не испытывал большой нагрузки, молча говорил: «Спасибо», своим преподавателям физкультуры школы  В. Донцову и В.Бабкину, которые научили необходимости заниматься физическими упражнениями. Вспоминал с благодарностью своего классного руководителя средней школы Ю.Федченко и его часто повторяемые нам мальчишкам выражения: «Холодной воды не надо бояться», «Здоровья много не бывает, запас пригодиться в жизни».

Оказалось, что организация питания в учебном отряде, это отработанный до автоматизма ритуал. Все проходило в отдельном здании, на камбузном дворе, где размещались  специальные помещения, для приготовления пищи-камбуз и приема-большой столовый зал со столами на 10 человек. Пищу военнослужащим готовили не только военные коки, но и камбузный наряд из состава дежурного подразделения обучающихся. Перед каждым приемом пищи  выполнялся  целый перечень мероприятий: все начиналось с мытья рук в умывальнике казармы, затем следовало построение роты на камбузном дворе повзводно и переход.

Движение до входа в столовую осуществлялось строевым шагом под руководством старшины роты или одного из командиров взводов.  Занимались мест за столами, рассчитанными на десять человек, бегом  в составе взвода. При занятии ротой мест, давалась  общая команда: «Рота сесть, начать прием пищи». Время (завтрак-обед-ужин) для приема пищи всегда было ограничено, мы старались успеть съесть то, что было положено по номам довольствия, вначале службы это не всегда получалось, но постепенно привыкли. Выход из столовой был тоже по команде: «Рота встать, выходить строится», кто не успевал съесть, вставал вместе со всеми, продолжая быстро доедать на ходу.  У многих из нас, прошедших через флотский учебный отряд, сохранялась надолго не совсем хорошая привычка, есть быстро.

В конце воспоминаний по организации питания в учебном отряде, что любили, начинающие службу матросы учебного отряда, особенно первое время, как вы думаете? «Конечно, буфет рядом с камбузом». С прибытием на службу первое время всегда хотелось есть или, что-либо перекусить.  В свободное время, которого было очень мало, появлялась возможность и оставались деньги, бежали в буфет на камбузном дворе. Батон на двоих и бутылка пол-литровая молока на каждого были излюбленными покупками в первое время. Постепенно привыкли, чувство голода пропало, в буфет стали ходить реже, да и деньги, взятые с собой, вскоре  иссякли.

Сказать, что в учебном отряде: «Плохо кормили», неправда. Питались в строго установленное время и по нормам довольствия,  матросов учебного отряда. Перед окончанием обучения, прошли очередную комплексную проверку состояния здоровья. Итоги: за время учебы подросли, окрепли физически, встав на весы, и большинство узнало, что прибавили в весе. Оказался среди нас даже появился «рекордсмен», он за время обучения поправился на шестнадцать килограмм. Мы его стали любовно называть: «пудовичком», он не обижался, это была истина.

С прибытием в учебный отряд, на место нашей службы и учебы, в первое время предстояло много узнать, понять, изучить и практически выполнять. Первое, а именно привести себя и свою военную форму в воинский вид было сделано, но это было только начало.

Установленный воинский порядок в соответствии с «Распорядком дня», в учебном отряде был во всем и выполнялся, от подъема до отбоя и отхода ко сну. Пришлось многому научится и выполнять, оказалось, что личную тумбочку с туалетными и письменными принадлежностями, надо содержать в строго установленном порядке. А уж как правильно заправить после подъем свою кровать, необходимо было, пройти  целый курс практического  обучение. Делай, как хочешь долго, но после твоего ухода, она должна быть идеально ровно заправлена, одеяло натянуто и наглажена сверху и со всех сторон, специально для этого сделанными деревянными линейками.

У головной спинки кровати, должна  лежать на определенном расстоянии, взбитая тобой  аккуратно подушка. Рядом  висеть аккуратно разглаженное лицевое полотенце, а в ногах, заправлялось   ножное полотенце, так чтобы была видна буква «Н». Рядом у ножного полотенца должна стоять твоя персональная «баночка», в обиходе дома мы ее называли «табуреткой».

Впервые,  мы столкнулись с понятием и необходимостью производить ежедневно три раза: «Малую  приборку», раз в неделю в субботу «Большую». В учебном отряде все повседневные бытовые вопросы,  поддержание порядка обеспечивали сами военнослужащие.

Таким не очень простым, в первое время, для нас вчерашних школьников, но интересным, познавательным и как оказалось необходимым для будущего, было начало службы в учебном отряде, тем кто был научен чему-то дома, старшими, родителями или друзьями было легче.

(продолжение следует)

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Очень содержательно! И язык хороший..

Добавить комментарий для Леонид Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *