Рябко И.В. Моря дальше нет

В двухтысячном году большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» продолжал восстанавливать техническую готовность в судостроительном заводе «Северная верфь» Санкт-Петербурга. По плану предстояла постановка в док.  Командир корабля капитан второго ранга Андрей Георгиевич Аршанинов был в отпуске. Его возвращения ждали накануне постановки. Подготовкой корабля к этому ответственному мероприятию руководил старпом.

Пятница. В понедельник доковая операция. Командира нет. Сотовые телефоны в те времена были, в основном, только у бандитов, пижонов и предпринимателей. Командир был простым офицером Военно-Морского флота. Хотя, кому я вру? Командир был очень талантливым офицером, самородком. Он, не заканчивая Высших специальных офицерских классов, знал и умел больше, чем старпом, окончивший эти классы «с отличием». Одним из немногих недостатков было то, что он не относился к категории бандитов, пижонов и предпринимателей. Мобилы у него не было.

Старпому, благодаря сплаву неимоверного упорства и феноменального везения, удалось (не спрашивайте, как, – второй раз ни у кого не получилось) дозвониться до места отдыха командира.

– Товарищ командир, здравия желаю. В понедельник – постановка в док.

– Вставайте…

– Вы будете?

– Нет.

Не то, чтобы командир проявил верх безответственности. Он переживал личную трагедию, только что похоронил отца. Старпом с пониманием отнесся к ситуации и больше к командиру не приставал.

В боевых соединениях Северного флота действовало негласное правило – если на выходящем в море корабле нет командира и с соседнего его не взять, старшим на борту выходил командир соединения. В заводе кроме «Левченко» находился однотипный бпк «Североморск». То ли потому, что корабль завершал подготовку к выходу на заводские ходовые испытания, то ли потому, что там тоже не было командира, у старпома остался лишь один вариант заиметь старшего на борту, – обратиться к командиру бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей и подводных лодок капитану первого ранга Белоногому Сергею Петровичу.

– Здравия желаю, товарищ комбриг. На корабле без происшествий. В понедельник встаем в док. Корабль к постановке готов.

– Я знаю.

– Командира не будет.

– Я знаю.

– Вы будете старшим на борту?

– Нет. Сам вставай.

В принципе, во-первых, комбриг никогда не служил на больших противолодочных кораблях проекта 1155, опыта управления ими не имел. Это кое-что объясняло.

Во-вторых, поступая пятнадцать лет назад в военно-морское училище, старпом уже тогда знал, что свою карьеру будет строить по командной линии. Специальность «противолодочное вооружение надводных кораблей» он тоже любил и, будучи командиром группы и минно-торпедной боевой части, с удовольствием ковырялся в противолодочном «железе». Но когда-то отец, провожавший сына на поезд в Ленинград для поступления в училище, напутственно сказал; «Запомни, сын! Главная должность на флоте – командир корабля!» С тех пор перед старпомом существовало только одно направление карьерной лестницы – к ручкам машинного телеграфа корабля.

«Волей случая тебе выпал шанс самостоятельного плавания. Ты об этом всю жизнь мечтал! Так что ты строишь из себя институтку? Вперед! Действуй! ­– решение было принято, – Старшим на борту буду я, старпом!»

Наступил понедельник. Построение, инструктаж, «Корабль к бою и походу приготовить». Звонки колоколов громкого боя и команды по кораблю строго по графику, проверка механизмов вручную и под питанием, проверка машинного телеграфа и управления рулем с ходового поста. Всё без исключений и условностей. И это не в утеху командирским амбициям старпома, а исключительно, чтобы экипаж навыки не забыл, стоя в заводе.

И вот наступил момент перевода питания систем и механизмов с берегового на «от своих источников». Скрупулёзные, считающие себя в теме скептики имеют право задать вопрос: «Сначала запуск генераторов, потом «Подать питание и холод на все потребители». Как же так?» И будут во всём правы. За исключением одного – это не учебник по морской практике. Это вольное изложение военно-морских будней языком, близким к литературному.

Тем не менее, на вышеприведенную команду вахтенного офицера пост энергетики и живучести взволнованным голосом командира электромеханической боевой части капитана второго ранга Виктора Шамрова доложил: «Ходовой – ПЭЖ. Подать питание на все потребители не можем. Не запускается газотурбогенератор».

«Оказывается, не только вечер может перестать быть томным. Утро на это имеет такие же права. И даже больше. Оно мудренее вечера. Вот такое единство и борьба времени суток». – эти, отстраненные от служебной тематики, мысли пролетели в голове старпома за доли секунды. Главная их задача была – не дать «подвиснуть центральному процессору», и они с этой задачей успешно справились.

Почему не запускался ГТГ, было понятно. «Левченко» готовился в док и ему надо было избавиться от излишков топлива. В это же время «Североморск» готовился выйти в море на испытания и ему топливо было просто необходимо. Это удачное совпадение интересов завершилось передачей «почти всего» топлива с «Левченко» на «Североморск». Оставили себе чуть-чуть, практически, «некондишн». Вот на этом «некондишн» и пытались сейчас запустить газотурбогенератор. Безуспешно.

Не понятно было, что делать. Сепарировать субстанцию, оставшуюся вместо топлива, требовалось время. Да и бесполезно было. Как оказалось, эта жижа уже была отсепарирована предусмотрительным механиком. Старпом принял решение ждать, пока механики колдуют над ГТГ.

А ждать оставалось не долго. К носу и корме корабля уже подошли заводские буксиры, швартовые команды подали буксирные концы. Главный капитан «Северной верфи» ходил взад-вперед по ходовому и периодически демонстративно-нетерпеливо поглядывал на часы. Старпом ждал. Ситуация напоминала патовую.

– Старпом! Каждый час работы одного буксира стоит три тысячи баксов. Вы сейчас все деньги, выделенные на вам ремонт, «прождёте». – аргумент был «так себе». Но старпом и сам чувствовал, что ожидание затянулось.

– Уоки-Токи есть (так называли фирменную японскую переносную радиостанцию, «ходилка-говорилка»)?

– Сколько?

– Одну – на бак, одну – на ют, две – в аварийные партии и две на ходовой.

– Это я могу, это я мигом! – уставший ждать, главный капитан моментально исчез в сторону своих загашников.

Через довольно непродолжительное время на корабле появились запрошенные радиостанции. При этом обстановка с ГТГ не претерпела каких-либо изменений. Дальше ждать было бессмысленно.

– ПЭЖ – ходовому. Снять электропитание с берега. Кабель-трассы убрать и уложить. – старпом лично подал эту команду, тем самым дав всем понять, на ком лежит полнота ответственности за принятое решение.

– Да, но… ­– механик пытался сопротивляться. Отход от причала без бортового питания он воспринимал, как удар по своему профессионализму и самолюбию.

– Выполнить и доложить! – слова из известного и всеми любимого кинофильма оказались, как никогда, кстати. Старпом был непреклонен в реализации своего решения.

В конце концов, рейдовое плавание. Видимость полная дневная. Солнышко светит, ясное. Ни навигации, ни радиолокации не требуется. А экипаж и в темноте может посидеть – не впервой.

Буксиры отвели корабль от причала, раскантовали и потащили его к доку. «Тесновато, – подумал старпом, – но ведь не мы первые, не мы последние?!» Акватория плавания, Екатерингофский бассейн, представляла из себя прямоугольник. Слева был притопленный в готовности принять корабль док, справа – Кривая дамба. Между ними метров двести пятьдесят (при длине корабля чуть больше ста шестидесяти). Близко к дамбе подходить нельзя – мелко. Впереди по курсу третьей «гранью» акватории была стенка Лесного мола, которую от Кривой косы отделял небольшой не судоходный проливчик.

«Первый протаскивает корабль вперед и вправо, в угол между молом и дамбой. Второй с проходом моей кормой правой стенки дока заходит в док. После чего начинаем раскантовку и завод корабля в док.» – проинструктировал капитанов буксиров старпом по радиосвязи. Капитаны ясность подтвердили.

Носовой буксир почти уперся носом в стенку Лесного мола. А с юта регулярно докладывали: «Корма не проходит!». «Надо было короче буксирные концы делать». – промелькнуло в голове старпома. Перезавести их в таких условиях было бы верхом авантюризма.

– Первый, ну протяни вперед еще метров десять. Корма не проходит. – в командном голосе старпома мелькнули умоляющие нотки.

­– Командир! Моря дальше нет! Всё! – капитан буксира озвучил то, что и так с ходового наблюдали все: старпом, главный капитан, вахтенный офицер, вахтенный рулевой, вахтенные сигнальщики и еще полдесятка ненужных свидетелей этого «плаванья».

В конце концов, всё закончилось хорошо. Корабль по инерции прошел требуемые десять метров. Кормовой буксир затянул его в док. С проходом кормой линии батопортов ответственность за доковую операцию моментально переметнулась с молодых старпомовских на тренированные плечи главного капитана завода. «Вот оно, твоё первое самостоятельное плавание». – подумал старпом. В тот момент он чувствовал себя героем…

https://sdelanounas.ru/i/c/z/a/f_czAxOC5yYWRpa2FsLnJ1L2k1MjEvMTUxMi9hYi83NTUyNDM1YmMwY2QuanBnP19faWQ9NzE5MDM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *