1982-1996 годы.
В 1982 году, сдав один экзамен как окончивший училище с отличием, поступил в военно-морскую Академию им. Гречко (почему она тогда носила имя не знаменитого флотоводца не знаю до сих пор, выверт того времени, наверное). Учился я в одной группе с Обуховым А.П., который поступил с моей лодки, с Кидовым Володей с ЧФ, братом Александра, с которым я ходил в автономку на экипаже Сергеева, со своим однокашником по училищу Виктором Грызловым, тоже с ЧФ, сокурсником по училищу Виктором Блытовым с ТОФа, первым командиром БЧ-4 авианесущего крейсера “Минск”. Учеба есть учеба, к тому же, в великом городе, хороших моментов было много, это были два замечательных года. Лекции, семинары, экзамены. Давалось все легко, потому что технику читали как раз ту, с которой мы с Обуховым имели дело на Севере, кроме того, преподавали многое из того, с чем приходилось сталкиваться на флотилии, ведь академия как раз и готовит флотских специалистов среднего командного звена связистов. Замечательные годы пролетели быстро, и назначение я получил начальником отдела на научно-испытательный полигон связи ВМФ в Таллинн. Этот полигон принимал деятельное участие вместе с 34 НИИС в разработке и испытаниях практически всех образцов техники связи, предназначенных для использования в ВМФ, имел свои подразделения на всех флотах.
Панорама Таллинского порта
Было очень много командировок на объекты и корабли всех флотов, на предприятия-разработчики и изготовители опытных и серийных образцов техники. Служба на полигоне была интересна именно своей новизной, каждый раз обкатывали что-то новое. Что можно было привезти, установить и проверить в Таллинне, привозилось и проверялось, сложные опытные образцы, к примеру, станция КС “Прицеп” устанавливались на кораблях и испытывались на флотах.
В конце восьмидесятых на Дальнем Востоке в Большом Камне проходила госиспытания совершенно новая многоцелевая атомная лодка. Как и многое в то время, корабль сдавался к какому-то юбилею, то ли съезду, то ли празднику. Все делалось в большой спешке, общежитий и гостиниц не хватало, командированные со всего Союза специалисты жили в наспех оборудованных для проживания цехах сдаточной базы. Между кораблем, находившимся в море, на испытаниях, и берегом постоянно курсировали буксиры, партиями забирали отработавших свое и привозили новых спецов.
Начальник полигона радиосвязи контр-адмирал Меркулов И.И.
В ангаре “Паравана”, аналогично моей К-465, была установлена видеокамера и специальный осветительный прибор, чтобы можно было наблюдать выпуск-посадку в любое время суток. Моей задачей было оценить до какой глубины погружения лодки в темное время суток с воздуха виден свет из открытого ангара, казалось бы, довольно важный параметр, непосредственно, влияющий на скрытность корабля. Для того чтобы провести такие испытания я четыре!!! раза летал во Владивосток, провел много суток на большом десантном корабле сопровождения, набитом гражданскими специалистами разных профилей, с десяток суток был на самой лодке. Жил в каюте палубой ниже центрального поста, как-то читал книгу, слышу скрип, скрипели межкаютные переборки и двери. Такое бывает только при сильном обжатии корпуса, следовательно, на большой глубине, а плановое погружение на глубину происходит только по тревоге, ничего такого не было. Слетел мигом с койки, слышу истошный крик в центральном:” Дуть все”, и тут же пошел воздух в балластные цистерны, лодка аварийно всплыла. Боцман заснул за единой рукояткой управления (нечто вроде джойстика) в ЦП, а все присутствующие не отреагировали. Погрузились на 600 метров и, как оказалось, скрип переборок услышал и оценил не я один, были подводники поопытнее и порасторопнее, однако мурашки по спине побегали!
Так, возвращаясь к моей задаче, несмотря на простоту, она оказалась не решаемой. Привлекали вертолет с БПК “Ташкент”, пытались достать вертолет с берега, все заявки и бумаги написаны и поданы, задача не решается, и очередная командировка кончается. То погода мешает, то район закрыт, то еще что-то. Почти саботаж со стороны летунов. Что показательно, когда лодка вышла с базы, в 50 милях находился разведчик-американец. Покинули территориальные воды страны и через 10 минут, сам видел, низко над нами повис вертолет США с двумя неграми, один из которых держал видеокамеру, второй-штурвал. Сыграли срочное погружение, провели пару-тройку часов под водой, подвсплыли на перископ, через 10 минут тот же вертолет завис над перископом. Вот это летчики, это служба, никакая погода не мешает и свое денежное довольствие они, как видно, отрабатывают сполна! А за державу обидно, что нам мешает так делать свое дело? В итоге, в четвертой командировке, запросив данные по прозрачности воды в разных районах Мирового океана, я вывел чисто умозрительную цифру в 80 метров, которую и поставил в акте так и не проведенных испытаний.
Много времени провел на СФ в качестве председателя госкомиссии по приемке станции космической связи “Прицеп” на новом БПК. Эти станции шли на смену отработавшим свое Кристаллам, совершенно иное качество связи и количество каналов, другие геостационарные спутники. Техника очень серьезная, с двумя побортными стабилизированными антеннами.
В то время, в конце восьмидесятых, набирала обороты перестройка, объявленная Горбачевым, как следствие, падало уважение к армии и флоту, офицеры в городах на службу ходили в гражданском. Соответственно, упало государственное финансирование военных разработок, снизилось и количество нашей работы по оценке средств связи ВМФ. Прибалтийские государства объявили о своей независимости, и все воинские части подлежали выводу с их территорий. В 1993 году полигон передислоцировался в Подмосковье и дальновидное руководство Управления связи ВМФ всеми правдами и неправдами стремилось сохранить его, понимая, что вновь настанет время, когда потребуется оценивать новые средства связи.
В 1996 году закончилась моя служба на флоте, я ушел в запас по сокращению штатов в звании капитана 1 ранга.
С начальником факультета радиосвязи Карташевым М.Д. на встрече выпускников 1971 года ВВМУРЭ имени Попова
По состоянию на 2024 год:
Шишикин А.Н. по семейным обстоятельствам был назначен начальником передающего центра в Гремихе, далее след его мной потерян с 1982 года.
Кургачев А.Н. после службы на Севере был переведен в 34 НИИС в Ленинграде на должность научного сотрудника, вероятно, там и закончил службу.
Обухов А.П., капитан 1 ранга в отставке, срок службы ему был продлен на 5 лет, начальник 3 отдела Управления связи ВМФ, в запас вышел в 2007 году. Был руководителем предприятия в Санкт-Петербурге, выпускающего средства связи. Проживает в Санкт-Петербурге.
Потапов Н.Л. капитан 1 ранга в отставке, после ухода с нашей лодки командиром боевой части на многоцелевой атомоход, закончил академию, был назначен флагсвязистом на 18 ДиПЛ СФ, на самые современные лодки типа “Акула”. В последующем был назначен Уполномоченным Постоянной комиссии государственной приемки кораблей (ПК ГПК) по связи, где и закончил службу. Проживает в Подмосковье.
Приятно читать воспоминания коллег по училищу. Серёга Воронов. ВВМУРЭ. 3-й факультет. Программист. 62-67 гг.