По окончании первого курса училища, для нашего класса программистов, началась морская практика на легендарном крейсере Балтийского флота «Киров».
Немного истории. Краснознамённый ЛКР «Киров» — лёгкий крейсер проекта 26. Первый крейсер советской постройки. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключён из состава флота в 1974 году.
За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провёл более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнём своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжёг десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолётов.
27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Киров» за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество был награждён орденом Красного Знамени.
6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю.
По окончании первого курса у нас началась морская практика на этом легендарном крейсере. Толковое решение. В нашей группе только мне и нахимовцам (питонам) была знакома морская корабельная жизнь. Остальная «публика»: пехота, суворовцы (кадеты), школяры море знали по картинкам.
Приняв на борт курсантов, крейсер совершил переход из ЛенВМБ в военно-морскую базу Балтийск.
В Балтийске крейсер пришвартовался бортом к причалу (лагом). Началась морская практика приведением верхней палубы и надстроек в флотский порядок. Командовал главный боцман.
Поверх стального настила верхней палубы на крейсере был деревянный настил из тика, уменьшавший теплопроводность и скользкость. На этой палубе, часть нашей команды с песочком, водой, щётками и швабрами, доводила её до первородного состояния.
Нам достались паёлы. Пайо́л, также пайоль или паёл (от фр. payol, итал. pagliolo), слань, ры́бина — съёмный настил на дне в шлюпке, в больших судах и кораблях — настил на деке грузового трюма, румпельных и прочих корабельных помещений, на палубе провизионных кладовых.
Фото: Работаем на берегу. Готовимся к походу по проливной зоне.
В море наша группа программистов проходила морскую штурманскую практику. Работали с секстантами.
Секста́нт, секстан (от лат. sextans (род. п. sextantis) — шестой, шестая часть) — навигационный измерительный инструмент, используемый для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение.
При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения — корабль.
Вот так, мы курсанты, от подъёма до отбоя учились определять координаты корабля.
Занятия вёл преподаватель кафедры кораблевождения. И начал он с указа, якобы Пётра I: «Штурмана — отродье хамское, до баб и вина охочее, однако, за знание наук хитростных навигацких в кают-компанию допущать и чарку подносить».
А чтобы не было скучно работать с таблицами он шутя рассказал о нескольких способах определения координат с помощью секстанта и без него:
- (самый неудобный) с помощью секстана взять угловые высоты светил и посчитать место по таблицам. Требует громоздких книг и сумасшедших навыков;
- (также неудобный) По горизонтальным углам, которые можно снять секстаном;
- Проходя мимо лодочки с рыбаком, кинуть в него секстаном (целиться в голову). Ждать фразы: «…и откуда только приплыл к нам в Одессу (в Южно-Сахалинск, в Сиэтл, в Тихий океан) такой &$#@^*#?!.» Способ не очень точный и может потребовать знания иностранного;
- Отделить от секстана лишние детали. Залезть на мачту и в трубу подсмотреть, что пишет в журнал штурман проплывающей мимо яхты;
- Связать штурмана и бить его секстаном по голове до тех пор, пока не согласится определить место любым подходящим способом. Способ позволяет также узнать отсчёт лага;
- Убрать секстан подальше и ждать, пока не воткнёшься в берег. У аборигенов спросить где ты находишься;
- Подраться с экипажем встречного судна, используя секстан, как холодное оружие. После ареста взять из протокола широту и долготу;
- Поменять секстан на любом военном корабле на бутылку шила. Шило пообещать штурману, если определит место. Как — его проблемы;
- (оптимальный) Развинтить секстан. С помощью алидады размешать в большом стакане хороший коктейль и привести себя в состояние, когда место корабля не имеет значения.
Пройдёт несколько лет – Серёга Воронов (флагманский специалист РТС 30 ДиПК ЧФ), принимая в состав дивизии обнаружил на новейших кораблях пр. 1134 и 1135 вычислительные машины МВУ-2А.
ЭВМ предназначалась для решения задач кораблевождения и безопасности плавания. Меня поразило то, что штурманы, умея на ней работать, ею не пользовались. Поговорив со многими командирами БЧ-1, и сам поработав с ней, пришёл к выводу о бесполезности этого железного шкафа.
Детально разобравшись, отправил письмо в 5-е управление ВМФ за подписью командира дивизии. В Питере на одном из совещаний также подверг критике создателей программного обеспечения. Врагов нажил. Но хлам убрать добился.
Итак, сдав зачёты по работе с секстантом, мы приступили к решению задач безопасности плавания на штурманском планшете Ш-1. Честно говоря, это было поинтереснее. Да и меня как-то заинтересовало. И уже будучи в училище, выбрал курсовые по разработке алгоритмов решения задач безопасности плавания.
Стоянка в Таллине. Увольнения. Культпоходы
На память о крейсере: «ПРИВЕТ».
Ну конечно, как не обойтись бывшему училищу связи без обучения флажковому сигнальному семафору. Флажковой азбуке нас начали обучать ещё на берегу в училище. Учил мичман – сверхсрочник, приписанный к кафедре кораблевождения. Обаятельнейший воспитатель. Он же учил нас и шлюпочному делу — гонял чуть ли не по всей «Маркизовой луже» на вёслах и под парусом.
По учебно-боевым тревогам мы были расписаны на артиллерийских спаренных 37-мм установках — В-11. Стрельб, естественно, боевыми не производили. Запускался шар-пилот. Нам ставилась задача, прицельно сопровождать его. Что мы, с превеликим удовольствием и изображали.
Просились мы покрутить башней главного калибра. Отказали категорически.
Незаметно пролетел месяц морской практики, обозначивший окончание первого курса обучения. Нам разрешили нашить на рукава две галочки.
А я проходил свою основную военно — морскую практику на пкр «Москва» под контролем и с помощью старшего лейтенанта Воронова С.Д.
Спасибо, Сережа!