Воронов С.Д. Первый курс. Морская практика.

По окончании первого курса училища, для нашего класса программистов, началась морская практика на легендарном крейсере Балтийского флота «Киров».

Немного истории. Краснознамённый ЛКР «Киров» — лёгкий крейсер проекта 26. Первый крейсер советской постройки. Спущен на воду 30 ноября 1936 года. Исключён из состава флота в 1974 году.

За время Великой Отечественной войны экипаж крейсера «Киров» провёл более 300 боевых стрельб. Уничтожил огнём своей артиллерии несколько тысяч гитлеровцев. Разрушил и подавил многие батареи противника. Вывел из строя и сжёг десятки танков, самоходных орудий и автомашин противника. Сбил и повредил несколько десятков самолётов.

27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Киров» за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество был награждён орденом Красного Знамени.

6 сентября 1960 года «Киров» был расконсервирован и передан в состав Ленинградской военно-морской базы, а 3 августа 1961 года переквалифицирован в учебный корабль. До 1974 года крейсер регулярно совершал походы с курсантами высших военно-морских училищ по Балтийскому морю.

По окончании первого курса у нас началась морская практика на этом легендарном крейсере. Толковое решение. В нашей группе только мне и нахимовцам (питонам) была знакома морская корабельная жизнь. Остальная «публика»: пехота, суворовцы (кадеты), школяры море знали по картинкам.

Приняв на борт курсантов, крейсер совершил переход из ЛенВМБ в военно-морскую базу Балтийск.

В Балтийске крейсер пришвартовался бортом к причалу (лагом). Началась морская практика приведением верхней палубы и надстроек в флотский порядок. Командовал главный боцман.

Поверх стального настила верхней палубы на крейсере был деревянный настил из тика, уменьшавший теплопроводность и скользкость. На этой палубе, часть нашей команды с песочком, водой, щётками и швабрами, доводила её до первородного состояния.

Нам достались паёлы.   Пайо́л, также пайоль или паёл (от фр. payol, итал. pagliolo), слань, ры́бина — съёмный настил на дне в шлюпке, в больших судах и кораблях — настил на деке грузового трюма, румпельных и прочих корабельных помещений, на палубе провизионных кладовых.

    Фото: Работаем на берегу. Готовимся к походу по проливной зоне.

В море наша группа программистов проходила морскую штурманскую практику.  Работали с секстантами.

Секста́нт, секстан (от лат. sextans (род. п. sextantis) — шестой, шестая часть) — навигационный измерительный инструмент, используемый для определения высоты Солнца и других космических объектов над горизонтом с целью определения географических координат точки, в которой производится измерение.

При этом под горизонтом, как правило, понимается морской горизонт, а под точкой измерения — корабль.

Вот так, мы курсанты, от подъёма до отбоя учились определять координаты корабля.

Занятия вёл преподаватель кафедры кораблевождения. И начал он с указа, якобы Пётра I: «Штурмана — отродье хамское, до баб и вина охочее, однако, за знание наук хитростных навигацких в кают-компанию допущать и чарку подносить».

А чтобы не было скучно работать с таблицами он шутя рассказал о нескольких способах определения координат с помощью секстанта и без него:

  1. (самый неудобный) с помощью секстана взять угловые высоты светил и посчитать место по таблицам. Требует громоздких книг и сумасшедших навыков;

  1. (также неудобный) По горизонтальным углам, которые можно снять секстаном;
  2. Проходя мимо лодочки с рыбаком, кинуть в него секстаном (целиться в голову). Ждать фразы: «…и откуда только приплыл к нам в Одессу (в Южно-Сахалинск, в Сиэтл, в Тихий океан) такой &$#@^*#?!.» Способ не очень точный и может потребовать знания иностранного;
  3. Отделить от секстана лишние детали. Залезть на мачту и в трубу подсмотреть, что пишет в журнал штурман проплывающей мимо яхты;
  4. Связать штурмана и бить его секстаном по голове до тех пор, пока не согласится определить место любым подходящим способом. Способ позволяет также узнать отсчёт лага;
  5. Убрать секстан подальше и ждать, пока не воткнёшься в берег. У аборигенов спросить где ты находишься;
  6. Подраться с экипажем встречного судна, используя секстан, как холодное оружие. После ареста взять из протокола широту и долготу;
  7. Поменять секстан на любом военном корабле на бутылку шила. Шило пообещать штурману, если определит место. Как — его проблемы;
  8. (оптимальный) Развинтить секстан. С помощью алидады размешать в большом стакане хороший коктейль и привести себя в состояние, когда место корабля не имеет значения.

Пройдёт несколько лет – Серёга Воронов (флагманский специалист РТС 30 ДиПК ЧФ), принимая в состав дивизии обнаружил на новейших кораблях пр. 1134 и 1135 вычислительные машины МВУ-2А.

ЭВМ предназначалась для решения задач кораблевождения и безопасности плавания. Меня поразило то, что штурманы, умея на ней работать, ею не пользовались.  Поговорив со многими командирами БЧ-1, и сам поработав с ней, пришёл к выводу о бесполезности этого железного шкафа.

Детально разобравшись, отправил письмо в 5-е управление ВМФ за подписью командира дивизии. В Питере на одном из совещаний также подверг критике создателей программного обеспечения. Врагов нажил. Но хлам убрать добился.

Итак, сдав зачёты по работе с секстантом, мы приступили к решению задач безопасности плавания на штурманском планшете Ш-1. Честно говоря, это было поинтереснее. Да и меня как-то заинтересовало. И уже будучи в училище, выбрал курсовые по разработке алгоритмов решения задач безопасности плавания.

Стоянка в Таллине. Увольнения. Культпоходы

На память о крейсере: «ПРИВЕТ».

Ну конечно, как не обойтись бывшему училищу связи без обучения флажковому сигнальному семафору.      Флажковой азбуке нас начали обучать ещё на берегу в училище. Учил мичман – сверхсрочник, приписанный к кафедре кораблевождения. Обаятельнейший воспитатель. Он же учил нас и шлюпочному делу — гонял чуть ли не по всей «Маркизовой луже» на вёслах и под парусом.

По учебно-боевым тревогам мы были расписаны на артиллерийских спаренных 37-мм установках — В-11. Стрельб, естественно, боевыми не производили. Запускался шар-пилот. Нам ставилась задача, прицельно сопровождать его. Что мы, с превеликим удовольствием и изображали.

Просились мы покрутить башней главного калибра. Отказали категорически.

Незаметно пролетел месяц морской практики, обозначивший окончание первого курса обучения. Нам разрешили нашить на рукава две галочки.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Юрий Михайлович

    А я проходил свою основную военно — морскую практику на пкр «Москва» под контролем и с помощью старшего лейтенанта Воронова С.Д.
    Спасибо, Сережа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *