Гибель крейсера «Москва». Куда «попали ракеты»?

https://topwar.ru/198800-gibel-krejsera-moskva-ili-kuda-popali-rakety-.html

Военное обозрение   Мнения

Потеря флагмана Черноморского флота стала серьёзным ударом по российскому военно-морскому флоту и одновременно самым массовым и самым популярным украинским пропагандистским мифом. На Украине «потоплению крейсера» посвящаются стихи и песни, почтовые марки и рекламные баннеры, брелки и футболки, карикатуры и анекдоты, бытовые слухи в соцсетях и сообщения официальных лиц, фейковые видео и фотографии. Такие мероприятия, реализуемые в рамках комплексной пропагандистской кампании, очевидно, призваны способствовать как сплочению населения вокруг идеи победы, так и поднятию боевого духа ВСУ. Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы уделим особое внимание вопросу гибели крейсера «Москва», проанализировав несколько имеющихся в нашем распоряжении фотодокументов.

Предыстория

Ракетный крейсер «Слава» был заложен на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара 5 ноября 1976 года, семь лет спустя строительство было завершено, и 30 января 1983 года на корабле был поднят флаг.

После девятилетней службы в составе Черноморского флота крейсер был отправлен на ремонт в Николаев, затянувшийся вместо запланированных восьми месяцев на более чем семь лет. После ремонта, унаследовав в 1995 году название списанного противолодочного крейсера «Москва», стал флагманом Черноморского флота.

Оставшаяся в 2016 году без хода «Москва» должна была в 2018 году встать на трёхлетний ремонт на Севастопольском морском заводе (филиал Центра судоремонта «Звездочка»), на что ранее не находилось средств. В качестве альтернативы рассматривался вариант, предусматривавший ремонт и модернизацию в Северодвинске по примеру однотипного «Маршала Устинова». В ожидании ремонта поддержание в рабочем состоянии систем и механизмов крейсера выполнялось экипажем сокращённого состава.

Как сообщалось, стоимость глубокой модернизации «Москвы» оценивалась суммой в 40–50 миллиардов рублей, однако, ввиду отсутствия средств, летом 2018 года было принято решение ограничиться ремонтом на «13 судоремонтном заводе Черноморского флота». К работам по восстановлению походной готовности флагманского корабля Черноморского флота приступили в октябре 2018 года, и уже 5 июня 2019 года состоялся пробный выход крейсера в море для выполнения комплексной проверки материальной части всех боевых частей с проведением ходовых испытаний главной энергетической установки корабля.

По возвращению в Севастополь на судне продолжился ремонт общекорабельных систем и механизмов. 21 апреля 2020 года в рамках плановых мероприятий по восстановлению технической готовности «Москва» была поставлена в сухой док ООО «Морской индустриальный комплекс» в Севастополе. В течение нескольких недель специалистами предприятия с привлечением сил 13-го судоремонтного завода были проведены доковый ремонт крейсера, осмотр подводной части и проверка ходовых систем и механизмов.
Представитель заводской пресс-службы сообщил:

Корабль прослужит после ремонта не один десяток лет. На крейсере была проведена масштабная работа по ремонту и модернизации. «Москва» выйдет из дока с капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС. Кроме того, на корабле заменены сотни метров кабель-трасс.
Источник в оборонно-промышленном комплексе в интервью агентству ТАСС дополнил заводскую информацию следующими сведениями:

На крейсере в ходе ремонта заменены второе дно, цистерны, часть подводного корпуса, что, по оценкам специалистов, позволит ему быть в строю ещё как минимум 20 лет.
После четырёх лет и восьми месяцев отстоя, 2 сентября 2020 года для отработки курсовой задачи К-2 крейсер вышел в открытое море.

После возвращения в строй «Москва» приняла участие в стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020», провела стрельбы ракетным комплексом П-1000 «Вулкан». 27 апреля 2021 года в ходе учений и совместных с кораблями Черноморского флота и вертолётами морской авиации маневров экипаж крейсера провёл тренировки по применению главного ракетного комплекса, а также артиллерийские и зенитные стрельбы по надводной цели. Семнадцатисуточная боевая служба в Средиземном море летом 2021 года была прервана, как было объявлено, из-за повышенной активности там военно-морских сил стран НАТО, однако не исключено, что вернулись к месту постоянной дислокации вследствие проблем с главной энергетической установкой.

В феврале 2022 года командующий Черноморского флота адмирал И. В. Осипов лично проверил способность крейсера «Москва» отражать ракетные удары.

Пожар

В начавшейся 24 февраля специальной военной операции флагман Черноморского флота принял деятельное участие – от атаки острова Змеиный до последующего затем несения блокадной службы.

У острова Змеиный, 24 февраля 2022 года.

Согласно некоторой информации, 13 апреля корабельная ударная группа (4 корабля), боевым ядром которой являлась «Москва», в 18:52 МСК находилась к востоку от острова Змеиный, в 80 морских милях от Одессы и в 50 морских милях от ближайшего побережья Украины. Некоторое время спустя на крейсере возник пожар, в результате которого, как было сказано в официальном сообщении, «сдетонировал боезапас».

Тип сдетонировавших боеприпасов не оглашается, но, учитывая, что противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» не пострадал, а пусковая установка зенитного ракетного комплекса «Оса-МА» выглядит неповреждённой, есть основание полагать, что речь идёт о боекомплекте одной из трёх батарей автоматических артиллерийских установок АК-630. Как известно, общий боезапас шести установок АК-630, сведённых в три батареи, на крейсерах проекта 1164 «Атлант» по штату насчитывает 48 000 патронов. Следовательно, в артиллерийском погребе одной батареи должно было находиться 12 000 патронов, а в двух подбашенных отделениях должно было быть ещё 4 000 патронов.

Исходя из официальной информации, можно предположить, что распространившийся пожар вызвал тепловой взрыв в артиллерийском погребе установок АК-630, где хранились 12 000 патронов. Оказавшись в огне, 30-мм патроны начали самопроизвольно «стрелять», и кинетической энергии снарядов, очевидно, хватило на пробитие переборок и борта корабля. К счастью, одновременной детонации всего батарейного боекомплекта не произошло, взрывы патронов были разнесены во времени и после локализации очага возгорания прекратились. Однако корпус корабля к тому времени получил серьёзные повреждения.

14 апреля к «Москве» подошли спасательные буксирные суда «Спасатель Василий Бех» и «Шахтёр». Позже один из них буксировал крейсер, согласно данным европейского спутника Sentinel-1 – около тридцати трёх с половиной миль, пока в условиях начавшегося волнения на море «Москва», на которой к этому времени должны были быть затоплены не менее трёх водонепроницаемых отсеков, не потеряла остойчивость и не опрокинулась на левый борт.

Экипажа крейсера насчитывал 424 человека, из них 396 были переправлены на другие корабли Черноморского флота. При тушении пожара погиб один человек, 27 считаются пропавшими без вести.

Мифы о двух ракетах

Крейсер ещё оставался на плаву, когда сначала украинские, а следом и западные СМИ, не приводя никаких доказательств, безапелляционно заявили, что «Москва» якобы была повреждена в результате ракетной атаки. Примечательно, что в различных источниках количество «попавших ракет» варьировалось от одной до трёх.

Впрочем, варианты с одним или тремя «ракетными попаданиями» в СМИ не прижились, и после появления фотографий терпящего бедствие крейсера, канонической версией стала версия «попаданий двух ракет».

Однако выглядит маловероятным, чтобы корабль, имевший обновлённый ЗРК «Оса-МА» и артиллерийские установки АК-630, а также его охранение, с высокой степенью вероятности включавшее один из трёх имеющихся в составе Черноморского флота фрегатов проекта 11356Р «Буревестник» с ЗРК «Штиль-1» (по некоторым данным, «Адмирал Макаров»), не смог бы заметить и не сумел бы сбить ни одну дозвуковую ракету, являющуюся аналогом советской Х-35.

В виртуальной реальности боевой путь «Москвы» с самого начала проведения специальной военной операции стал обрастать пропагандистскими фейками. Это и вымышленные радиопереговоры «Москвы» с гарнизоном острова Змеиный, в ходе которых крейсер якобы был послан на три буквы. Это и официальное заявление президента Украины про то, будто бы все защитники острова Змеиный героически пали в бою, хотя на самом деле все восемьдесят два человека сдались в плен и были доставлены в Севастополь на спасательном буксире «Шахтёр». Это и утверждение, что командир крейсера якобы погиб при взрыве и пожаре, тогда как его живым и здоровым можно видеть на кадрах встречи главнокомандующего ВМФ адмирала Н. А. Евменова и командования Черноморского флота с экипажем крейсера.

Командир крейсера «Москва» капитан 1-го ранга А. В. Куприн

Это и якобы гибель четырёхсот сорока двух членов экипажа крейсера, поскольку их эвакуации «воспрепятствовал» сильный шторм. Это и утверждение, что фотографии дрейфующей «Москвы» были сделаны с борта турецкого корабля, который якобы был первым, кто оказался на месте ЧП.

Нельзя не упомянуть и о безграмотных утверждениях, гласящих, будто флагман Черноморского флота имел на борту шестнадцать крылатых ракет «Калибр», а также что он якобы получил две ракеты, обе ниже ватерлинии. Венчают же это нагромождение лжи два полуофициальных заявления, согласно которым произошла детонация как «двух боевых частей ПКР «Вулкан» четвёртой пусковой установки левого борта», так и «боезапаса систем противовоздушной обороны – С-300 «Форт», ЗРК «Оса» и артустановок АК-630».

Сегодня можно констатировать, что все, имеющие отношение к гибели крейсера детали и подробности, фигурирующие в сообщениях западных и украинских СМИ, а также в российских СМИ либерально-демократического толка, как бы правдоподобно и убедительно они ни звучали, в физической реальности на поверку оказались фальшивками, сфабрикованными коллективным «министерством правды».

Именно по этой причине, ввиду отсутствия убедительных доказательств запуска и якобы попадания то ли одной, то ли двух, то ли трёх противокорабельных ракет в крейсер, предоставленных средствами объективного контроля, нет оснований принимать голословные заявления украинской стороны на веру. Тем более что на Украине до сих пор не назван ни один военнослужащий, причастный к «потоплению «Москвы», что даёт дополнительный повод усомниться в достоверности информации о «ракетной атаке».

Налицо парадоксальная ситуация – украинские и западные СМИ муссировали подвиги вымышленного лётчика-истребителя до тех пор, пока его образ не был развенчан, но при этом они же с полным равнодушием отнеслись к личности предполагаемого офицера ВСУ, под чьим руководством якобы был потоплен флагман Черноморского флота. Спросишь в Сети, как зовут национального героя и к какой награде он был представлен за совершённый подвиг, а в ответ – красноречивая тишина. Видимо, в Киеве учли прокол с «призраком Киева», якобы сбившим сорок русских самолётов, и решили не рисковать, вызывая из небытия ещё одного украинского «товарища Огилви», потопившего русский крейсер.

Пять гипотетических мест «попаданий ракет»

Пока выяснением причин гибели «Москвы» занимается специальная комиссия, мы можем предпринять попытку сформулировать собственную версию произошедшего на флагмане Черноморского флота, используя общеизвестные изображения повреждённого крейсера, но вначале необходимое отступление от темы.

В ряде посвящённых гибели крейсера статей, опубликованных в мировых СМИ, «независимые эксперты» – единодушно оставаясь в рамках ставшей уже канонической версии «двух попаданий» в «Москву» – плюралистично приводят три различных варианта распределения «попаданий ракет», указывая при этом на пять разных мест, куда, с их точки зрения, якобы попали ракеты. На прилагаемой фотографии показаны все пять таких гипотетических мест, пронумерованные автором для удобства восприятия.

Ниже представлены три вышеупомянутых варианта «попаданий ракет» в крейсер, попавшиеся на глаза автору в статьях, опубликованных на различных сайтах.

Варианты распределения «попаданий ракет» № 1–3.

Вынеся за скобки обоснованные сомнения в наличии у ВМС Украины оснащённых головкой самонаведения противокорабельных ракет собственного производства, обратим внимание на нижеследующее обстоятельство.

Во время испытаний 5 апреля 2019 года (без наведения на реальную надводную цель) «Нептун» пролетел, не снижаясь ниже десяти метров, расстояние 225 километров, хотя по паспорту высота полёта этой ракеты над гребнем волны – от трёх (ряд источников называет пять метров) до десяти метров.

Высота морских волн в районе патрулирования «Москвы» поздним вечером 13 апреля достигала одного метра, следовательно, теоретически минимальная высота полёта украинских ракет должна была быть не ниже четырёх метров, а то и не ниже шести метров. Таким образом, украинские ракеты в места «попаданий» № 2 и № 4, находящиеся на высоте менее четырёх метров от ватерлинии, попасть не могли.

Место «попадания» № 5 находится рядом с лацпортом торпедных аппаратов, поэтому, в случае попадания туда противокорабельной ракеты, боевые части пяти торпед СЭТ-65 (масса боевой части 205 кг), находящихся в нескольких метрах от предполагаемого эпицентра взрыва, неизбежно сдетонировали бы. Учитывая это соображение, а также принимая во внимание отсутствие каких бы то ни было видимых повреждений палубы, корпуса и надстроек – на месте даже лёгкий трап – можно сделать вывод, что тёмное пятно на фотографии – это не пробоина в борту, а копоть от дыма, выходившего из иллюминатора, расположенного непосредственно под условным «местом попадания» ракеты.

«Попадание» № 3, как это можно видеть при увеличении соответствующего фрагмента фотографии, имеет прямоугольную форму.

Данный факт позволяет сделать вывод, что это лист наружной обшивки, на котором вследствие внутреннего пожара выгорела краска. Определить, где именно находится это «попадание», позволяет совмещение фрагментов двух фотографий, на которых между двумя антенными постами МРП-3 «Кольцо» проведена вертикальная линия. Как видим, это «попадание» находится под батареей артиллерийских установок АК-630, где, как мы помним, хранились 12 000 патронов. А, как известно, в одном 30-мм патроне имеется 118 граммов пороха, соответственно в 12 000 патронах находится 1 416 килограммов пороха марки 6/7ФЛ.

Ниже представлены «довоенные» фотографии этого же фрагмента корпуса крейсера, на которых отчётливо видны листы наружной обшивки, имеющие квадратную и прямоугольную форму, что подтверждает сделанный вывод о выгоревшей на листе обшивки краске.

«Попадание» № 4 находится на высоте примерно 3–3,5 метра и выглядит как пятно квадратной формы. Очевидно, это также выгоревшая краска на листе наружной обшивки. «Попадание» № 2 также расположено чересчур низко для попадания ракеты, следовательно, это не пробоина, а покрытый копотью участок корпуса. «Попадание» № 1 – просто одно из чёрных пятен на тёмном фоне, и ничто стороннему наблюдателю не указывает на то, что в это место попала ракета.

В завершение обзора гипотетических «мест попаданий» в крейсер «Москва» представим пару фотографий, на которых видно, как выглядят места попаданий противокорабельных ракет Exocet с массой боевой части 165 кг (у ракеты «Нептун» – 150 кг), и в каком состоянии находится корабль, в который попали две такие противокорабельные ракеты. На снимках английский противолодочный фрегат F 53 Undaunted (водоизмещение в четыре раза меньше, чем у «Москвы»), после списания использовавшийся в качестве корабля-мишени, и в 1978 году дважды поражённый ракетами Exocet, выпущенными с эскадренного миноносца УРО Norfolk.

Факты таковы, что корабль, невзирая на полученные повреждения, остался на плаву и на ровном киле, а затонул он, сложившись буквой «V», только после попадания в него торпеды Mark 24 Tigerfish, выпущенной с атомной подводной лодки Swiftsure.

Фрегат Undaunted.
Попадание по правому борту.
Попадание по левому борту.
Гибнущий Undaunted.

Разобравшись с версиями «попаданий» в «Москву», рассмотрим три фотографии терпящего бедствие ракетного крейсера, первая из которых, судя по освещению, сделана приблизительно в пять-шесть часов утра. Фотография № 2 была сделана раньше, чем фотография № 3, на что указывают различия у теней, отбрасываемых корабельными надстройками.

Фотография № 1.
Фотография № 2.
Фотография № 3.

Автор этих строк не претендует на исчерпывающую полноту анализа картинок, поэтому приветствуются дельные уточнения, толковые замечания и конструктивная критика.

Состояние моря спокойное, обращает на себя внимание крен корабля на левый борт, составляющий примерно пятнадцать градусов. Видимый дифферент на нос или корму отсутствует. Сличение двух последних фотографий показывает, что, при неизменном угле крена, осадка «Москвы» понемногу увеличивается, а поднимающийся столб дыма редеет.
Стрела универсального крана поднята и с него свисает трос – вероятно, на воду был спущен один или же оба катера.

На фотографиях № 2 и № 3 видно, что на корабле продолжается внутренний пожар, поскольку в одних и тех же местах видны небольшие языки пламени, при этом видимое издалека пламя в районе батареи артиллерийских установок АК-630 с фотографии № 1 на фотографиях № 2 и № 3 уже не наблюдается.

Из тридцати иллюминаторов верхнего яруса минимум четырнадцать окантованы следами копоти, многократно превышающими размер самих иллюминаторов. Это говорит о том, что иллюминаторные стёкла, как и броняжки этих иллюминаторов, во время пожара не были задраены. На прилагаемых ниже изображениях закопченные иллюминаторы атрибутированы, вокруг них обведены красные (верхний ярус) и белые (нижний ярус) круги.

На фрагменте с носовой оконечностью «Москвы» атрибутированы шесть иллюминаторов верхнего яруса. Кстати, там же можно видеть невредимой пусковую установку № 16 ракетного комплекса П-1000 «Вулкан», которую в своей статье на известном российском сайте (вместе с установкой № 14) «взорвал» некий российский автор, придерживающийся оппозиционных взглядов.

Из девятнадцати иллюминаторов нижнего яруса видны шесть, из них пять – в кормовой части – благодаря незадраенным броняжкам. Вокруг четырёх из них копоть не видна, и только из одного иллюминатора, судя по оставленному вертикальному следу копоти, в условиях безветрия вверх поднималась узкая полоса дыма. Кстати, в одном западном источнике этот след копоти преподносится как «трещина», образовавшаяся в результате некоего «взрыва». Атрибутация закопченных иллюминаторов позволяет нам получить представление о размерах зоны задымления, охватившей почти весь полубак корабля с левой стороны, что наводит на мысль о наличии под верхней палубой сквозного коридора, часть иллюминаторов которого по тем или иным причинам вечером 13 апреля не была задраена.

За антенным постом СУ «Форт» ЗРК С-300Ф видна мачта вспомогательного судна, приблизившегося к правому борту крейсера. Радиолокационная станция 3Р41 «Волна» находится в походном положении, на своих местах также можно видеть радиолокационные станции МР-600 «Восход» и MP-710М «Фрегат-М».

Створки вертолётного ангара распахнуты, очевидно, вертолёт перебазировался в Крым.
Людей на палубе не видно, девять из десяти кормовых спасательных плотов левого борта отсутствуют (десятый лежит у пусковой установки ЗРК «Оса»). У крейсера находятся спасательные буксирные суда «Шахтер» и «Спасатель Василий Бех», причём на фотографии № 3 видны две струи воды, направленные брандспойтами «Шахтёра» в противоположные стороны.

Версия автора

Теперь попробуем выдвинуть свою – не противоречащую фотографиям дрейфующей «Москвы» – версию случившегося на крейсере.

Наиболее вероятной, на наш взгляд, причиной ЧП является начавшийся в кормовом машинном отделении пожар форсажной газовой турбины. На эту мысль наводит столб густого чёрного дыма, поднимающийся в районе кожухов газоотводных труб и воздухозаборников. Вероятно, имело место воспламенение горюче-смазочных материалов, после аварийного пролива попавших на внешние поверхности турбины, температура которых может достигать 480 градусов по Цельсию.

При этом нельзя полностью исключать и такую возможную причину пожара на корабле, как короткое замыкание, произошедшее вследствие изношенности изоляционного материала кабеля, срок эксплуатации которого превысил сорок лет. На «Москве», как известно, заменили сотни метров кабель-трасс, а на однотипном и более «молодом» «Маршале Устинове» – пятьсот километров.

На фото виден крен корабля на левый борт, причины могут быть разными – от действий экипажа, для ликвидации пожара затопившего кормовое машинное отделение, до прорыва пожарного водопровода, «сдавшего» при тушении пожара.

Судя по тому, что экипаж, отказавшись от борьбы за живучесть, покинул корабль, весь крейсер или значительная его часть по каким-то причинам оказались обесточены. Как следствие, о спрямлении корабля в сложившейся ситуации уже не могло быть и речи, видимо, это обстоятельство и послужило толчком для принятия решения об эвакуации экипажа на другие корабли Черноморского флота.

По проекту, непотопляемость судна обеспечивается при затоплении трёх любых смежных отсеков, кроме машинных отделений. Однако, судя по увеличивающейся осадке «Москвы», фильтрация воды в другие отсеки продолжалась через выгоревшие сальники и уплотнения транзитных кабель-трасс. Во время буксировки, в условиях поднявшегося волнения на море, вода стала захлёстывать серьёзные повреждения корпуса на миделе, полученные в ходе детонации боеприпасов артиллерийских установок АК-630, а также минимум два незадраенных кормовых иллюминатора. Что в конечном итоге и предопределило судьбу корабля – не исчерпав запас плавучести, он ушёл под воду в результате потери остойчивости.

Пожар газотурбинной установки, возникший на крейсере «Москва» именно во время боевого дежурства, не является единичным совпадением. Далеко за примерами схожих ситуаций ходить не нужно: согласно информации Министерства национальной обороны Канады, на протяжении 2018–2019 годов на фрегатах УРО типа Halifax ВМФ страны произошла череда пожаров.

Фрегат УРО Toronto.

Сообщалось о десяти инцидентах, причём следует подчеркнуть, что эти происшествия случились после прохождения ремонта и модернизации всеми двенадцатью фрегатами этого типа. Напомним лишь о двух случаях, поскольку пожары газотурбинных установок возникли на двух кораблях, задействованных в широкомасштабных и крупнейших со времени окончания холодной войны учениях НАТО Trident Juncture, длившихся тридцать дней.

26 октября 2018 года в машинном отделении головного корабля серии, фрегата Halifax, находившегося у побережья Норвегии, вспыхнул пожар. Расследование показало, что в носовом машинном отделении произошло возгорание корпуса газовой турбины.

Пять дней спустя, 31 октября 2018 года, на борту патрулировавшего у берегов Шотландии фрегата Toronto случилось короткое замыкание. Через несколько часов электроснабжение было восстановлено, но при подаче тока возник пожар в корпусе правой газотурбинной установки носового машинного отделения.

В обеих ситуациях наличие пожарной сигнализации на фрегатах позволило сразу взять ситуацию под контроль.

К сожалению, из трёх крейсеров проекта 1164 «Атлант» модернизировали только «Маршала Устинова», который получил относительно современную систему пожарной сигнализации «Краб-М», а на «Москве» и «Варяге» об установке таковой вследствие отсутствия финансирования не могло быть и речи. Остаётся выразить надежду, что картина произошедшего на крейсере «Москва» будет по возможности восстановлена максимально полно, нужные выводы будут сделаны, а полученный урок крепко усвоен на будущее.

В заключение представим фотографию «Москвы», на верхней палубе которой построены члены экипажа корабля. На корпус крейсера наложены фрагменты фотографий английского фрегата Undaunted, на которых видны две пробоины – в носовой оконечности и по миделю – полученные в результате попадания противокорабельных ракет Exocet.

В центре пробоин в светлых прямоугольниках видны силуэты членов экипажа Undaunted, высота силуэтов аналогична высоте членов экипажа «Москвы».

Данная операция с фотографиями была проделана с целью наглядно продемонстрировать читателю, каких размеров должны были бы быть пробоины в корпусе ракетного крейсера, если бы в него на самом деле попали бы две противокорабельные ракеты.

Автор: Валентин Мальцев

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Красноречивое молчание первых лиц ГРКР «Москва» и равноудаленный комментарии руководства ВМФ и МО свидетельствует о том, что информировать широкую общественность о реальных причинах трагедии крейсера сейчас не время. Редеющий шквал публикаций на эту тему напоминает скорее гадание на кофейной гуще, чем предметный анализ действительных причин и следствий случившегося. На мой взгляд, немного приоткрывает завесу официозного тумана над гибелью крейсера видеопубликация https://dzen.ru/video/watch/627fdd5d85a5736b50c185a3 (вставляется в адресную строку).
    Она же подтверждает первую фразу моего отклика. Не будем гадать. Подождем, исходя из того, что все тайное рано или поздно становится явным.

Добавить комментарий для Борис Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *