Трофимов Н. С днём инженер-механика!

10 января вся прогрессивная (и не очень) флотская общественность празднует День инженера-механика! Люблю я наших мослатых! Ведь без них ныне корабль — не корабль!

И дед мой, капитан 1 ранга Мингалёв Пётр Александрович, был настоящим флотским инженер-механиком, служил на крейсере «Профинтер», линкоре «Парижская коммуна», получил тяжёлое ранение при гибели эсминца «Свободный» в Южной бухте Севастополя, а потом с 1942 года служил председателем Советской закупочной комиссии (ленд-лиз) по Военно-Морскому флоту в посольстве СССР в США, в г.Вашингтон.

Но вспомнить хочу одну историю из своего прошлого. Когда я пришёл на скр «Громкий» сначала на стажировку курсантом (главным старшиной), а потом и уже на первую свою офицерскую должность командира кормовой «Осы-М» лейтенантом, то подружился я с одним замечательным представителем электромеханического племени — Димой Могильным, командиром ТМГ, старшим лейтенантом. Тогда как раз вышел приказ, упразднявший звание с приставкой «инженер» для механиков — типа, все равны стали. Одновременно механикам приказали снять с погон инженерные молоточки, однако многие механики продолжали в силу фронды носить погоны с молоточками — мол, мы настоящие механики!

Одним из них был и Дима. Родом из потомственной флотской семьи, редкий умница и интеллигент, прекрасный товарищ! Школу закончил с золотой медалью, москвич, но понесло его в механики — поступил во ВВМИУ им. Ленина, стал турбинистом. Во время обучения в бурсе написал лучшую в СССР научную студенческую работу (получил за это наградные часы от Министра обороны), после которой его с руками хотели забрать в один из флотских НИИ, однако Димка, в силу вывиха головного мозга, решил сначала послужить на флоте, дабы изнутри понять все флотские нужды и чаяния на первичной должности на корабле, на Северном флоте, после чего, будучи обогащённым практикой, двигать флотскую науку в правильном направлении!!! Святым человеком был Димка!

На флоте его быстро лишили девственности мыслей и Дима стал циником -прагматиком с высокоинтеллектуальным уклоном. Дело своё и корабль Дима знал до мелочей, я бы даже сказал — до молекул, на чём я и паразитировал, постоянно надоедая ему вопросами в ходе подготовки к сдаче зачётов на самоуправство и на дежурство по кораблю.

Дима был в то время одним из самых подготовленных и талантливых механиков на дивизии и начальство вынашивало планы сделать его командиром БЧ-5, чему Димка яростно сопротивлялся, понимая, что не видать ему после этого должности в НИИ, как собственных ушей без зеркала. У начальство же все его рапорта о переводе в НИИ вызывали такую же реакцию, как у проститутки слова о любви!

Прибывали в дивизию также и запросы из разных Институтов о переводе Димы к ним для прохождения дальнейшей службы, на что начальство сначала язвительно смеялось, а потом, когда это надоело, составило и отправило в Управление кадров СФ список офицеров 2-ой дивизии, которым мешают служить их высокопоставленные родственники. Так что застрял Дима на флоте — по самое «не могу»!!!

Вот и носил Дима, в порядке вызова начальству, на своих погонах инженерные молоточки. Чем-то неуловимо походил Дима на Антон Палыча Чехова — такое же открытое и умное лицо старинного русского интеллигента, только вместо пенсне Дима обходился большими очками с толстой оправой ввиду близорукости.

Матросы, если Дима снимал очки и начинал их молча протирать чистейшим носовым платком, бледнели и падали в обморок, так как авторитет он имел безграничный и мослы, да и другие матросы его уважали и побаивались.

А вот у меня как-то при погрузке артбоезапаса с арсенала (получали боекомплект после дока) родилась идиотская мысль разыграть своего друга Диму. На мысль эту меня навели погоны женщины-ВОХР — на них были прикреплены перекрещенные ружья — символ ВОХР. Я долго ныл и канючил, но потом за шоколадку всё-таки выцыганил у дамы комплект эмблем на два погона! А дальше было дело техники — дождаться, когда Димка пойдёт на обед в кают-компанию, оставив свою синюю куртку в каюте на спинке кресла (Модестов, наш командир, требовал прибывать на обед исключительно в кремовой рубашке), быстро выкрутить молоточки из погон на куртке и заменить их на ружья — на всё про всё одна минута.

Сутки весь корабль при виде Димы прыскал смехом, Дима же недоумённо удивлялся такому веселью и уже стал посматривать на нас сквозь линзы очков, как на дебилов.

На вторые же сутки Диму вызвал к себе флагманский механик бригады и в конце разговора вдруг заметил украшение на погонах, о чём Диме и поведал — открыл-таки тайну золотого ключика!

Вы были когда-нибудь на сафари в Африке, когда охотятся на носорогов? Я лично не был, но я точно знаю, как орёт раненый носорог! Так орал Дима, когда вернулся на борт от флагмана: «Где это лейтенантское недоразумение?!!!»

Ему даже не потребовалось проводить расследование — он просто надавал мне тумаков, а потом мягко улыбнулся, снял с себя старые погоны, и мы с ним вместе, под рюмку шила, сделали ему новые — без дырок под молоточки! Фронда закончилась!

Всех механиков, пусть и с опозданием — С Днём Механика! Здоровья вам и счастья! Дима, если прочтёшь эти строки — отзовись!

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Что-то давно Вас не было в публикациях! Потешный рассказ!

  2. Наиль Миннуллин

    Очень помню Диму Могильного.Вместе гуляли по Бизерте и Тунису.Еще М.Савчук.Самые лучшие воспоминания про Механические Силы.Были ещё Федькин и Копкин.Эта уже другая история.

  3. Никита! Спасибо за добрые воспоминания о моём однокласнике. Я был механиком на «Левченко», когда тебя в 93 прикомандировали к нам СПК. При напряжённой службе было полное взаимопонимание- остались только лучшие воспоминания, жалко было что потом не пошёл с нами в Тулон, обидно, что вынес всю тяжесть подготовки к визиту, а в последний момент на всё готовое приехал Кудин, тебя вернули на Удалой. За мою службу было 2 замечательных старпома с бешенной энергией и работоспособностью, чей авторитет держался не на страхе а на уважении коллектива: это ты и Валера Хмельницкий, к сожалению уже покойный. Причём обоих не помню ни одного раза ни спящим, ни пьяным; но и ни разу после отбоя полностью трезвым, круглосуточно в работоспособном состоянии. Спасибо за рассказы, с удовольствием почитал, вспоминая знакомых сослуживцев, некоторые до обидного быстро и неожиданно нас покидают: уже давно нет симферопольцев Мудрого, Фиалковского, В. И. Морозова; не стало легендарного комбрига В.А. Амбарцумяна; осенью ушёл мой последний командир по службе на Левченко Орест Юрьевич Гурьянов. Грустно…

    1. Никита Трофимов

      Спасибо, ьольшое, Сергей! Тронут…
      Был на похоронах Ореста. Обидно, что так рано он ушёл!

Добавить комментарий для Сргей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *