Сикорская Л.В. Дети капитана Немо (история Новогодней ночи)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
«В мире, полном ненависти, нужно уметь надеяться.
В мире полном зла, нужно уметь прощать.
В мире, полном отчаяния, нужно уметь мечтать.
В мире, полном сомнений, нужно уметь верить.»
(М.Джексон)
ЕКАТЕРИНА
Катя пришла домой с работы поздно.
Две смены, а это трое суток,  дались нелегко. Вынужденная подмена, а в итоге — елка в доме не стоит, холодильник пуст, а до праздника остались минуты.
Катя переоделась, зашла на кухню, села за стол и безразличным уставшим взглядом уставилась на чайник.
Тихо и приятно тикали часы на которых прыгал бельчонок прицепившись лапками к секундной стрелке.
Ничего не хотелось.
НИЧЕГО…
Вот уже целую неделю женщина явно понимала, что у нее все признаки депрессии и выгорания. Мысли были без радужных перспектив по всем направлениям: одиночество; на работе ее кандидатуру в очередной раз руководство отклонило от повышения в должности; появились первые заметные признаки увядания женской красоты.
Но, вот чего было в избытке — это работа, работа, работа.
Катя прекрасно понимала, что с ней происходит и осознавала бесперспективность сетований на судьбу. Нужно что-то в ней менять глобально и жестко — это она хорошо понимала, но как это сделать? Теоретически все просто, а практически — увы.
Только тогда, когда бельчонок «догнал» большую стрелку и  раздались негромкие удары оповещения наступления полночи и Нового года — женщина встала и пошла в душ.
Выпив бокал шампанского (бутылка  одиноко стояла дожидаясь своей участи), Катя легла в кровать, закутавшись в уютное одеяло.
Выключив светильник, она тихо  произнесла:
«Надо, что-то менять… А с чего начать-то?».
В голове была полная «каша» из мыслей, которые , как черные тучи сгущались и сгущались, нещадно закрывая оставшиеся «островки» светлого «неба» того, что шептало:    «надо что-то менять».
Не выдержав напора отрицательных мыслей, Екатерина включила лампу и взяла телефон.
В Яндексе  нашла раздел «Театр у микрофона» и  нажала на первую появившуюся строчку, даже не  прочитав название спектакля.
— Из архива Гостелерадиофрнда. Радиоспектакль по произведению французского писателя  Жюль Верна «Таинственный остров». Роли озвучивали артисты московских театров: Евгений Киндинов, Всеволод Ларионов, Вячеслав Невинный, Александр  Блохин, Александр  Леньков. В роли капитана Немо — Валентин Никулин. Песни на стихи американского поэта Роберта Фроста. Музыка Владимира Романычева.
Катя сосредоточилась прислушиваясь к аудиозаписи.
Послышался шум моря. Боже мой, какие это были звуки! Музыка созданная самой природой! В ней нет ни одной лишней ноты, а самое главное, что в ней  не было фальшивого исполнения. По другому море не поет!
Постепенно чувства стали менять направление  «внутреннего ветра» женщины.  Возникли новые мысли, воображения, фантазии, которые просто «оттащили» сознание от  личных переживаний.
Катя слушала песню и вдумывалась в каждое слово ее стихов. Ей захотелось  понять язык моря, чтобы  словить его настроение и узнать о чем оно истинно говорит в своей вечно таинственной песне:

«Нрав у людей такой:
Им на песке не лень,
К берегу сев спиной,
В море глядеть весь день.

Берег хорош собой
И многообразней стократ,
Но бьет о песок прибой,
И люди в море глядят.

Не видят они далеко,
Не видят они глубоко,
Но хоть и бессилен взгляд,
Они все равно глядят».

Слушая, Катя стала медленно засыпать и заснула.
Последние слова которые уловил ее слух, были: « Люди, выброшенные на эту землю ураганом, не были ни профессиональными воздухоплавателями, ни спортсменами. Это были военнопленные, дерзнувшие бежать из плена при совершенно исключительных обстоятельствах. Сто раз они рисковали жизнью, сто раз повреждённый воздушный шар грозил сбросить их в бездну! Но судьба берегла их для другой участи…». ***

***
Тусклый и неяркий свет от  тлеющего  костра еле-еле освещал лица людей, которых так непросто объединила судьба на этом таинственном острове.
Кэт приоткрыла глаза.
— Где я? — Прошептала она.
— Миссис, вы среди друзей, которые ничего не сделают вам дурного, — произнес Сайрес Смит.
Он наклонился над девушкой и  укрыл ее одеялом.
Наб принес кувшин с водой и протянул Кэт.
Несколько глотков придали ей сил.
— Мисс, вы в полной безопасности. Можете в этом быть полностью уверенной. Хочу представиться.  Сэр Сайрус Смит. Я ученый, инженер. А это мои друзья: сэр Гедеон Спилет — военный журналист; Пенкроф — моряк. Мальчик, который сейчас спит после приступа  малярии — Гарберд Браун. Его отец был командиром корабля на котором служил мистер Пенкроф. К сожалению судно затонуло — Гарберд потерял отца. Теперь мы заботимся о нем. Наб — мой помощник и верный друг. Волей случая мы все оказались здесь, на необитаемом острове, который назвали Линкольн и живем здесь уже несколько лет.
— А я, как  оказалась среди вас?
— Недавно у берега острова появляется бриг. Корабль стал на якорь. Для нас это было долгожданное событие! Это же была надежда на спасение! Но, когда мы заметили черный флаг — поняли, что в большой опасности. Изучив настрой пиратов, поняли: нам не миновать с ними противостояния. Вступили  в бой, как только были обнаружены. Это угрожало нашим жизням, но другого выбора у нас не было. В сражении получил  ранение Гарберт и это обстоятельство заставило нас укрыться в этой пещере. Пираты уничтожили все, что мы построили на острове за время своего пребывания.
Спокойная речь Сейруса и его добропорядочный вид успокоил Кэт.
— Но, неожиданно пираты отступили, — продолжил Сейрус, —  А у себя в укрытии мы обнаружили лекарство «Хинин» и записку о том, что некая дама находится в плену у бандитов, которую держат заложницей. Сначала мы не поверили. Подумали, что это уловка выманить нас из укрытия. Но сэр Гедеон Спилет и моряк Айрон решили проверить информацию и отправились на корабль. Они пробрались на борт. Айрон, сам бывший пират, решил взять на себя Боба Гарвея — командира этой шайки, а сэр Спилет должен был прояснить ситуацию.
Кэт перевела взгляд на  Спилета, который был рядом с Сейрусом.
— Значит это Вы меня спасли? — Обратилась она к нему.
— Вас спас Айрон, который взял на себя полсотни пиратов, практически жертвуя собой. Пока он отвлекал их, я отыскал Вас в каюте и воспользовавшись  свободной шлюпкой,  вывез Вас, Мисс. Вы были без сознания.
— Спасибо Вам, — произнесла девушка, — Я никогда этого не забуду. Но, где же Айрон? Я тоже хочу поблагодарить его за свое спасение.
— По всей видимости он погиб взорвав на бриге пороховые бочки.
Наб принес несколько сухих дровишек и подложил их в костер. Лица собеседников стали виднее в темной и стало несколько теплее в пещере.
— Как жаль, — произнесла Кэт, — Как жаль.
— Миссис Кэт, кто Вы? Не бойтесь нас. Есть вещи, которые мы не понимаем и хотим знать. Дело в том, что после того, как корабль был взорван, пираты на оставшихся шлюпках уплыли на другие острова, думая, что так же поступили и мы.
В это время послышались стоны Гарберда, который продолжал бредить.
— Наб, дайте мальчику еще дозу хинина, — обратился сэр Смит к своему помощнику.
После того, как Гарберд снова уснул, сэр Спилет продолжил:
— Как  только пираты исчезли за горизонтом, мы отправились к обломкам корабля с надеждой, что его можно будет еще восстановить. Но мы обнаружили опасную и неожиданную находку. Бриг был потоплен миной, которая была заложена в днище.
Наступила некая пауза. Спилет и Смит молчали.
— Сами пираты себя миной подорвать не могли. Это сделал, по всей видимости  тот, кто нас предупредил о том, что Вы в опасности и дал нам лекарство для Гарберда, без которого он бы погиб. Миссис Кэт, кто Вы? — Сэр Спилет доброжелательно посмотрел на девушку, давая ей понять, что ее откровение очень важно.
— У вас сохранилась записка?
— Да.
Сэр Смит протянул ее девушке.
Кэт прочла ее и губами прикоснулась к написанным строкам. По ее щеке покатилась крупная слеза.
— Вы знаете автора текста? Кто он и где он? — Переспросил Спилет.
В этот момент в пещеру вбежала огромная собака. Кэт вскрикнула от ужаса.
— Не бойтесь. Это Том, наш  пес, — Смит схватил собаку за ошейник, — Он нас куда-то зовет!
Все, кто сидел у костра вскочили и мигом побежали  за Томом. В пещере остались Наб, Кэт и спящий мальчик.
Неподалеку от пещеры, друзья заметили  трупы разбойников. По всей видимости они  направлялись к ним, но  были убиты. Лица их были охвачены предсмертным ужасом и страхом. Они лежали в какой-то странной позе, словно хотели спрятаться. Явно их смерть была вызвана каким-то неизвестным явлением.
Немного дальше от них лежал Айрон.
Пенкроф подбежал к нему и присмотрелся.
Заметив дыхание и шевеление губ товарища — все выдохнули с облегчением.
— Айрон, вы меня слышите? — Пенкроф приподнял его голову одной рукой, а другой держал флягу с водой.
Айром медленно открыл глаза.
— Немедленно всем в укрытие! — Скомандовал Спилет, — Скоро пираты могут снова сюда прийти!
Взяв друга на руки, друзья направились к пещере.
Невероятное чувство счастья ощутили друзья, когда поняли, что живы и опять все вместе.
Немного придя в себя, Айрон стал говорить. Все услышали от него невероятную историю, которая вполне могла бы всем показаться бредом больного человека. Но таинственные события, которые имели реальные  доказательства, никого не смутили и не вызвали ни малейшего сомнения.
Айрон поведал, что видел человека, похожего на Бога.
Он был невероятно красив, высок, строен. По всей видимости уже не молод, но в нем еще чувствовалась мужская сила и стать. Незнакомец был одет в одежду, которую ранее  Айрон никогда не видел. В руках у него был предмет из которого шел пучок света, который явно представлял смертельную угрозу.
Старый моряк рассказал, что перед тем, как потерять сознание, он видел очень яркий свет.
Все переглянулись.
Спилет посмотрел на Кэт.
— Мисс Кэт! Вы знаете человека о котором рассказал только что Айрон?
— Да, —  тихо прошептала она, — Знаю.
Все застыли ожидая продолжения фразы.
— Это Эгиэт.
Мужчины молчали.
Кэт продолжила.
— Эгиэт — Капитан Немо. Это его настоящее  имя.  Он мой отец. Много лет это было тайной для всех. Но, по всей видимости, пираты узнали о ней и решили шантажировать Немо, чтобы выманить у него сокровища.
— Капитан Немо жив? Какое счастье! — Произнес  Спилет, — Я много слышал о нем и о его благородных поступках во благо правды и справедливости. Теперь становится многое понятным…

***
Катя открыла глаза. Часы показывали уже девять утра.
« И приснится же такое…» — подумала она, — « Я дочь Капитана Немо! И это в Новогоднюю ночь!».
Она улыбнулась и отправилась на кухню. Телефон просто «разрывался» от присылаемых поздравлений.

Исполнение и слова Лидии Сикорской

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

НИКОЛАЙ

«… профессор, живите в глубине морей! Только здесь человек воистину свободен! Следуйте за своей мечтой, несмотря ни на что. Независимо от того, старый вы или молодой, вы должны реализовать ваши самые смелые мечты. Это единственная причина существования на этой планете».
Ж. Верн

Весенним солнцем был просто залит учебный класс в котором ребята отдыхали от очередного практического занятия. У доски стояли Коля, Костя и Кирилл.
— Кривая она у тебя. Вот тут подотри. И вот так, плавно проводи… Вот так! — Коля мелом округлил форму рубки подводной лодки, — Вот она! Вот такая должна быть здесь линия изгиба!
— Колька, ну ты даешь! Не портрет девушки же рисуешь!
Ребята, которые наблюдали за происходящим, расхохотались.
В это время прозвенел звонок. Все заняли свои места. Вошел преподаватель.
— Взвод встать! Смирно! — Скомандовал дежурный.
Все встали.
— Товарищ капитан первого ранга, 352 учебный взвод в количестве 23 человек к занятию по дисциплине «История военно-морского искусства», готов! Дежурный по учебному взводу Кранин Константин.
— Здравствуйте, товарищи курсанты! Садитесь.
Владимир Андреевич повернулся в сторону доски.
— Чьи художества? Почему доска не в порядке? Отвечайте, дежурный!
Кранин схватил тряпку и собирался уже вытирать, как его неожиданно остановил преподаватель.
Он внимательно стал рассматривать рисунок.
— Хороша форма рубки! Хороша! Пока не стирай. Садись на место. Начинаем занятие.
История Военно-Морского Искусства — предмет с которого начинает формироваться  морской офицер, как будущий военачальник.
Владимир Андреевич был преподавателем старой закалки, капитан первого ранка, подводник, командир корабля, бывалый моряк. Он прекрасно говорил, редко заглядывал в записи, взглядом ловил каждого из курсантов.  Его было интересно слушать. Легко запоминалось все сказанное им. Его уважали. И самое потрясающее, что было на его занятиях так это то, что все о чем говорил Владимир Андреевич, рассматривалось вне пространства и времени.
«Каждая победа и каждое поражение бесценны своим опытом», — любил он повторять,- «Оперативное искусство и тактика предназначены для достижения целей стратегического использование военно-морского флота, которое является высшей областью военно-морского мастерства».
Владимир Андреевич открыл журнал. Оглядел всех.
— Прежде, чем начать опрос по пройденному материалу на прошлом занятии, я хочу вам всем задать вопрос.
Ребята притихли и насторожились.
— Так вот. Ответьте мне: «Какой опыт может извлечь военно-морской офицер из книги Жюль Верна о «Наутилусе»?».
Взвод молчал.
— Вы не поняли мой вопрос? Или здесь есть такие ребята, которые не держали в руках книгу «Двадцать тысяч лье под водой»?
Курсанты продолжали молчать, по всей видимости, ошарашенные неожиданным вопросом, который требовал времени на раздумье.
— Кто автор этого рисунка?
Послышался шорох и с последней парты поднялся Николай Скворцов.
— Это я нарисовал, — ответил он коротко.
— Николай, почему ты нарисовал именно такую форму рубки? Никогда не поверю, что это твое изобретение.
— Нет, не мое. Вы правы. И я понимаю, почему Вы, Владимир Андреевич, вспомнили о «Наутилусе» Капитана Немо. В детстве я читал книгу в которой были необыкновенный рисунки подводной лодки. Мне он тогда очень запомнились.
— И какого  была года издания книга? Не помнишь?
Николай замялся.
— А я подскажу тебе — 1955 года. И все рисунки были в ней выполнены  Петром Ивановичем Луганским. Он в начале войны получил  тяжелое ранение. После госпиталя был направлен в Ленинград, где продолжил службу в дивизионной газете. Петр Иванович всю войну в свободное время делал зарисовки к книге Жюль Верна. Вы представляете, ребята, всю блокаду, замерзая от холода, почти умирая от голода, человек рисовал фантастический подводный мир, где царствовал величественный «Наутилус»!
Преподаватель подошел к доске.
— Николай, так почему у нарисованной на доске подводной лодки, такая форма рубки? Была у тебя в руках не только эта книга. Правда?
— Верно, Владимир Андреевич. У нас дома была еще одна  очень старая и потрепанная. Там рисунки были другими.
— Конечно другими и выполнены они были еще французами художниками. Коля, на эскизе, что сейчас на доске, форма рубки имеет смешанные элементы рисунков из двух книг.
Коля немного замялся.
— Я не думал об этом. Просто, когда в детстве рисовал подводную лодку, то срисовывал детали какие  мне нравились.
— Понятное же дело — ты создавал свой подводный корабль. Он был уже придуман тобой. Обратите внимание, — обратился Владимир Андреевич уже ко всему классу, — Казалось бы — форма рубки! А какая грация! Какая  простота и красота!
Преподаватель сделал  небольшую паузу и продолжил:
— Николай, так может ты ответишь на мой поставленный вопрос заданный в начале занятия. Его повторить?
—   Не надо. Я помню. Но я бы сказал иначе: не опыт, а вывод.
— Интересно, мы внимательно слушаем тебя, — проявил неподдельный интерес  Владимир Андреевич.
В классе была полная тишина.
— Подводные лодки могут быть разными и по назначению, и по возможностям, в зависимости от технического  развития общества. Разными могут быть и форма корпуса, рубки, винта или винтов — научной идее нет предела. Рубка у «Наутилуса» мне всегда была похожа на изогнутую спину дельфина.  В детстве я забирался с книгой под одеяло и рассматривал картинки с фонариком. Я был в первой своей воображаемой лодке и для меня она была живая. Самой страшной для меня была часть, когда в своем «Наутилусе» умирал  Капитан Немо. Правда, этот момент описан Жюль Верном в  романе «Таинственный остров».
Коля остановился. Чувствовалось, что он хотел правильно изложить мысль, чтобы не разводить философскую полемику, а ответить как можно точнее.
— Когда «Наутилус» опустился на самое дно, некоторое время еще работали все системы. Но настал тот момент, когда недвижимое раздавило движимое. Я, сидя под одеялом чувствовал, как скрипят скрепы железной обшивки судна, как изгибаются распоры, как дрожат переборки, как все прогибается внутрь под давлением воды. В пещере Даккара «Наутилус» погрузился под воду навсегда. А после извержения горы Франклина, навсегда исчез.  Мысль, которая пришла мне тогда в голову крепко засела и осталась на всю жизнь : «Корабль ничто без своего капитана, как и капитан ничто без своего корабля. Весь смысл «Наутилуса»- это его девиз: «Движущийся в движимом», «Mobilis in mobile». Как движимый «Наутилус» был в бескрайнем океане у себя дома, так и движимый Немо был у себя дома внутри «Наутилуса».
Владимир Андреевич внимательно слушал курсанта
— «Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается…» — это слова Немо. Мне кажется, что ты уловил их смысл. Немо — человек-тайна. В нём уживается гордость, решительность, железная воля, отстраненность и милосердие. Он может тонко чувствовать и сохранять ко всему живой интерес. Жюль Верн создал не просто Героя борца за справедливость. Капитан Немо, человек глубоко познавший всю философию  общества. «Всю свою жизнь я делал добро, когда мог, и зло, когда это было необходимо. Прощать обиды врагам — не значит быть справедливым, враги все-равно не оценят великодушие и при первой же возможности воспользуются благородством, трактуя его как слабость». Слова  были сказанные великим писателем — фантастом для далеко не фантастического мира в котором мы  сегодня живем.
В классе молчали все.
— Я несколько не согласен со сказанным. Разрешите высказать свое мнение, Владимир Андреевич? — Прервал молчание курсант  Курагин.
— Да, конечно. Это очень интересно, — поддержал Константина офицер.
— Капитан Немо был обиженным эгоистом!
Послышалась моментальная реакция ребят.
Костя продолжил.
— Немо — это прежде всего авантюрист и заядлый путешественник не только в пространстве, но и во времени. Его история — это сплошная, сознательная и довольно сложная манипуляция, значительно опередившая «Машину времени» Герберта Уэллса.  Да и вообще! Когда это он стал таким моряком-подводником? Это же сколько надо знать, чтобы создать такой корабль, управлять им понимая все навигационные, климатические, географические данные! Я тоже читал все романы Жюль Верна взахлеб. Под одеялом , конечно, не сидел, но кое-что помню. Помню точно, но у него была фраза в которой он отрекается от земной жизни в пользу ухода навсегда в море.
— «Свет перестал существовать для меня в тот день, когда «Наутилус» впервые погрузился в морские глубины. С этого дня для меня человечество перестало мыслить, перестало творить…». Вот точная цитата из книги. Она? — Преподаватель внимательно посмотрел на собеседника.
— Она. Это рассуждения глубоко больного человека. Немо — это человек без родины, без эпохи, без поколения и даже без могилы. Он противопоставил себя всему мировому сообществу в котором помимо врагов еще и нормальные люди.
Владимир Андреевич опустил голову. Видно было, что он задумался. Потом он показал рукой, чтобы ребята сели за свои парты.
— Вот, что я хочу вам сегодня сказать, ребята. Не знаю, будет ли еще такая возможность у нас вернуться к этому разговору, который неожиданно стал таким интересным и важным. Думаю, что я имею право вам сказать свое мнение, потому, как сам командовал достаточное время подводной лодкой. Писатель Джон Фаулз, в одной из своих работ, отметил некое особое состояние души, которому дал термин «НЕМО». На русский язык значит — «НИКТО». Эти два термина никак не переплетаются и не имеют одинакового происхождения.  Капитан Немо несомненно имел лицо, был определённым «кто», и сознавал себя таковым. Он был «никто» для мира, против которого он восстал, взяв это имя в конспиративных целях, и с выражением презрения.
Фаулз же под словом «немо» подразумевает душевное состояние, характеризуемое словами: «не быть никем». Может сейчас вам будет и сложно понять все то, что я сейчас вам говорю, но я уверен, что те, кто навсегда свяжут свою жизнь с морем, со временем до конца осмыслят сказанное мной. «Быть никем» — это не значит потерять себя. Это значит принять себя не выше кого-то. Это не безликость, не уничижение , это не чувство собственной бесполезности, собственной относительности и фактической ничтожности. Это прийти к успеху с собственным ЛИЦОМ, НОГАМИ нащупав дно и оттолкнуться от него. Только глубина дает понимание состояния сдавленного водой и вышедшего из воды. Но главное понимание — это четкое осмысление разницы между  рябью на воде и глубиной. Стоя перед морским проливом, человек может только с помощью РАЗУМА повести свой корабль в открытое море. Не сотвори себе кумира. Помните этот завет? Его смысл в том, чтобы в себе не создавать «толпу». Помните — доставший ногами дна обязательно всплывет, потому, что только таким образом он прикасается к высшей форме понимания жизни. Погрязший «душевной толпой» может не всплыть. Капитан Немо — это герой, который приобрел себя после полной потери.
— Кто был никем, тот станет всем…, — раздался возглас с дальней парты.
— Возможно. Вполне возможно. Но мы, кажется увлеклись. Продолжим занятие. Дежурный — сотрите рисунок с доски.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ВСТРЕЧА

Подобное притягивается
«- Подобное, притягивает подобное! Почему ко мне никто не притягивается?
— Потому, что  ты бесподобна!».
Федор Радецкий
«Ну почему так неразумно устроены в большинстве своем женщины!», — думала Катя, сидя в кухне за чашкой с чаем и бутербродом с сыром, — «Почему  в минуты душевного не равновесия хочется поменять прическу, наряды; пойти в ресторан или погулять в парке…  Неужели для того, чтобы почувствовать вкус жизни, надо сначала потерять к ней интерес, таким образом обрекая себя в затяжную депрессию! Почему мы часто сосредотачиваемся на том, что гроша ломанного не стоит и игнорируем тем, что может сделать нам каждый день бесценной картиной экспрессионизма! Мы разучились удивляться. Интернет нас сделал всезнайками по наличию информации, а не по ее осмыслению!».
Катя позвонила подругам, но утром первого января «бездыханные» телефоны молчали от усталости хозяев.
«И куда податься? Сидеть дома у телевизора? Нет! Только не это!», — с такими мыслями женщина открыла шкаф с нарядами, — «Чудовищный гардероб! Свалка мусора! И я в этом хожу!».
Неожиданно Катя села на кровать и расплакалась.
«Все! Так жить больше нельзя! Ладно, сегодня я уже ничего купить из одежды не смогу. Оденусь в то, что есть.», — Катя снова полезла в шкаф.
Отыскав платье, которое еще сохранило свою прелесть, примерив его — остановилась на нем.
«Так, а теперь выберу ресторан, куда хочу пойти уже много лет, но все время откладываю до каких-то «лучших» времен. Метрополь! Хочу в Метрополь!», — произнесла она сама себе, схватив телефон со стола, чтобы заказать столик на вечер.
Ресторан Метрополь расположен в сердце Петербурга на Садовой улице в нескольких шагах от Невского проспекта. Он был открыт в 1847 году. Роскошный и великолепный во всем . В нем гармонично сочетаются разные кулинарные традиции. Атмосфера роскоши и торжества царит в нем с начала открытия.
Потолок с лазурной росписью поддерживают колонны цвета слоновой кости, полы устланы мягкими коврами, большие окна задрапированы портьерами сливочного оттенка. У полукруглого бара можно расположиться на высоких стульях с жемчужной обивкой и витыми золочеными спинками. В обеденной зоне элегантные кресла и диванчики. Особую атмосферу также создает старинная лепнина, элегантные позолоченные люстры с хрустальными подвесками и белоснежные скатерти на столах.
Вечером, расположившись за уютным столиком, Катя открыла меню и стала читать: « Грибной суп с боровиками, телячьи щечки с брокколи, картофельным пюре и трюфельным маслом, утиная грудка с вишневым демигласом и морковным бисквитом, подкопченный на ольховых ветках лосось с базиликовым пюре, пельмени из щуки с икорным соусом…».
— Вам помочь с выбором блюд? — Обратился к ней официант.
— А, чтобы вы могли мне порекомендовать?
— Учитывая, что сегодня первый вечер нового года, наверняка надо попробовать что-то новое, незнакомое.
— И…, — Катя улыбнулась.
— В начале я бы подал Вам бокал холодного шампанского с ассорти сыров с вареньем из лесных шишек. Это очень вкусно. Потом — оладьи со щучьей икрой и копченой сметаной. В качестве основного блюда, сегодня был бы очень уместно филе миньон сваренный в Мадере с муссом из цветной капусты и белого шоколада. А на десерт — ромовая баба с ванильной пеной или рулет из орехового дакуаза с малиной.
— Хорошо, я полагаюсь на ваш вкус. И вино подберите. Только полусладкое. Брют я не очень люблю.
Бокал шампанского поднял Кате окончательно  настроение. Кусочек пармезана с вареньем показался божественным бальзамом кулинарного изыска. Вкус варенья был со смолянистой ноткой и легкой горчинкой. Катя ложечкой взяла из розетки маленькую шишечку. На вкус она была похожа на конфетку.
«Как очаровательно! В первый день Нового года полакомиться лесной шишечкой!», — подумала барышня, залезая ложечкой снова в розетку.
В зале уже собралось достаточное количество людей.
Кате было приятно смотреть на красиво одетых дам, которые украшали  присутствием своих спутников.
Подошел официант и принес оладьи из щучьей икры с фантастическими какими-то большими креветками сверху.
— Вам принести еще шампанского или Вы выберете новый напиток?
— Белое вино. Вот это, — Катя указала пальчиком на название, испугавшись, что произнесет его не правильно.
В это время на сцену вышел пианист и сел за белый рояль.
В зале зашептались.
— Это Колокольников! Боже мой, сам Колокольников!
Ярче засверкали хрустальные люстры и полилась божественная  музыка  Шопена.
Где-то через час, пианист, обратился к посетителям.
— Администрация ресторана, сотрудники и я лично поздравляет всех с наступившим Новым Годом и желаем благополучия, здоровья и счастья всем присутствующим. Сейчас будет маленький перерыв, а потом, объявляется небольшой  новогодний конкурс.
Из зала кто-то переспросил.
— С подарками?
— Конечно. А, пока меня не будет, прошу подумать над конкурсом. Сегодня любой из вас сможет исполнить под мой аккомпанемент городской романс и получить приз.
Катя посмотрела  на стол возле рояля. Там стоял шикарный букет из белых роз и корзина с разными вкусностями.
« Ну, что, рискнуть?», — подумала она и мигом представила, как  возвращается домой с огромным букетом.
— Можно мне ручку и листок бумаги, — Катя обратилась к официанту.
Она написала следующее: «Старинный русский городской романс «По чем ты плакало, сердечко». Претендую на приз. Екатерина».
Официант свернул листок пополам и положил на край рояля.
Затем он вернулся к Екатерине и спросил ее:
— Долить вина для храбрости?
Катя улыбнулась.
— Нет, после. И горячее потом подадите.
Колокольников, когда вернулся под аплодисменты, заметил послание, но не сразу взял его в руки.
— Господа, я готов выслушать ваши пожелания.
Зал молчал. Никто не решался первым выйти на сцену.
Колокольников взял в руки записку. Прочел.
— Приглашаю на сцену Екатерину. Она нам исполнит романс « По чем ты плакало, сердечко».
Екатерина вышла. Взяла в руки микрофон.
Все притихли.
— Этот романс имеет непростую судьбу. Слова его были обнаружены в одной старой библиотечной книге, которая чудом сохранилась после пожара во время войны. Стихи были написаны на бумаге аккуратным женским почерком. Сегодня я спою этот романс.  Итак — « По что ты плакало сердечко».

По что ты плакало, cердечко?
За ту любовь, что не была?
За не надевано колечко,
Когда женой и не была.

За ту слезу, что прокатилась
На опечаленном лице,
Когда звезда с небес светилась
Алмазом ярким на венце.

Не опечаленная доля,
Тебе дарует красоту.
Как оторвать росу от поля,
Что дарит влагу колоску?

За что ты плакало, сердечко?
Вся грусть в небытие  уйдет.
Течет, как жизнь, под небом речка,
К волнам морским венок несет…

Первый куплет Катя спела акапельно. Колокольников, уловив музыку, начал аккомпанировать со второго куплета. Это получилось настолько красиво и оригинально, что выглядело  словно все так было задумано.
Гром оваций просто сокрушил Метрополь, который с момента своего существования, наверняка, не слышал столь проникновенного женского романса. Некоторые даже встали аплодируя Кате.
Казалось, что никто не сможет спеть уже лучше и Катя видела шикарный букет у себя дома на столе. Неожиданно вышла на сцену пожилая женщина и объявила, что у нее сегодня День Рождения и она желает спеть « Ах, зачем эта ночь так была хороша».
Конечно, букет и корзину с подарками отдали ей. И это было справедливо учитывая возраст именинницы.
— Вам налить вина? — Официант на стол поставил  блюдо с миньоном.
— Да, — ответила Катя.
— Вы прекрасно пели. Вы, наверное, певица?
— Нет, я врач.
— Тогда у меня просто нет слов.
— Спасибо вам. Мне очень приятно.
Официант,  забрал использованную посуду и ушел.
Через некоторое время он вернулся, держа в руках огромный букет белых лилий.
— Это вам.
— Мне?
— Да, вам. И счет ваш оплачен.
Катя не поверила сказанному.
— Кем?
— Счет оплатил мужчина, который предпочел остаться инкогнито. Букет тоже от него. А от нашего ресторана Вам вот это шампанское «Veuve Clicquot Extra Brut Extra Old Champagne». Одно из самых лучших.
Такого Катя не ожидала. Все, о чем могла она мечтать в этот вечер — все сбылось!
— Принесите тогда, мне чашечку чая и десерт «Анна Павлова».
— С удовольствием, — ответил официант.
Когда рядом благоухал ароматный кофе и привлекал красотой воздушный десерт, Кате немного стало грустно. Она на миг почувствовала в себе Золушку, у которой через каких-то полчаса сказка испарится и все исчезнет.
— Посмотрите направо, только незаметно. Там за столиком сидит один мужчина в строгом  черном костюме — капитан второго ранга. Это он передал Вам цветы. Только не выдавайте меня. Просто я счел возможным, чтобы Вы увидели мужчину, который сегодня был с Вами так добр и щедр.
Никогда Катя еще не была так заинтригована. Ей безумно хотелось отблагодарить незнакомца, но он предпочел остаться в неизвестности. Она вспомнила сон.
«Боже мой!», — прошептала она, — « Сон в руку! Таинственный Капитан Немо!».
Кате безумно хотелось увидеть его лицо, но он сидел вне ее обзора. Ей оставалось только одно, чтобы его хоть немного рассмотреть — встать и выйти из зала ресторана.
«Ну, что! Была — не была!», —  подумала она .
Забрав сумочку с шампанским, букет, Катя встала и направилась к гардеробу.
Спокойно и непринужденно она прошла мимо столика незнакомца, но посмотреть на него не осмелилась. Как сердце колотилось и вся она почти дрожала от волнения.
Сказочный вечер заканчивался.
В гардеробе одев пальто, забрав подарки, Катя вышла на улицу. Было темно, падал легкий снег.
— Разрешите Вас проводить?
Катя повернулась. Рядом с ней стоял Капитан Немо.
— Да, — тихо произнесла она и опустила глаза.
Подъехала машина такси, Капитан Немо взял у Кати цветы, подарки и усадил ее на заднее сиденье.
Катя сказала адрес.
Уже стоя возле у подъезда, она, наконец осмелилась посмотреть в глаза незнакомцу.
— Спасибо Вам за романс. Вы пели необыкновенно красиво и нежно.
Катя несколько смутилась.
— Мне неудобно спросить, но я осмелюсь. Вы никуда сейчас не спешите?
— Нет. Самолет только утром в десять утра.
— У меня бутылка какого-то дорогого шампанского. Вы не будите против выпить со мной по бокалу за такой прекрасный вечер.
Офицера предположение не смутило.
— Нет, конечно.
Молодые люди зашли в дом.
Катя несколько засуетилась накрывая белой скатертью стол и доставая бокалы из серванта.
Незнакомец подошел к окну, потом развернулся и произнес:
— Николай Владимирович Скворцов.
— Екатерина, — представилась женщина.
— Я могу Вам чем-то помочь?
— На кухне чайник. Поставьте его.
Когда Скворцов ушел, Катя выдохнула. Больше всего ее смущало в этой ситуации — это страх быть не правильно понятой. Сразу пригласить к себе, а если мужчина о ней плохо подумает?
Катя вошла на кухню. Она взяла заварной чайничек и насыпала в него чай.
— Вы в Питере проездом?
— Нет, я учусь в Академии здесь. А лечу к сестре в Москву на несколько дней. Новый год, все-таки.
— Да, Новый год… — повторила Катя.
— У Вас так уютно.
— Спасибо. Я люблю свою квартиру. После работы, когда прихожу, мне в ней очень уютно и хорошо.
— А кто Вы по профессии?
— Я детский  ЛОР-врач. Работаю в больнице.
— Прекрасная у Вас профессия.
Катя достала из кухонного шкафа конфеты и баночку вишневого варенья.
— Ну, что! Продолжим сегодняшний прекрасный вечер?
Шампанское Николай Владимирович только пригубил.
— Я водку пил сегодня.
Катя улыбнулась.
— Тогда я налью Вам чаю, пока он горячий.
Скворцов улыбнулся в ответ.
— Первого января я поминаю своих близких, которых уже нет в живых. Бабушку и деда, отца. Давно собирался в Метрополь сходить и посмотреть. Этот ресторан в нашей семье сыграл огромную роль, если не главную. Дело в том, что в блокаду, в этом ресторане еще мальцом работал дед. Он остался сиротой и его забрал сосед Никита Петрович, который здесь готовил сладкую воду жизни.
— Сладкую воду? — Уточнила Катя.
— Да, сладкую воду. На складе ресторана были обнаружены мешки сахара. Здесь его разводили и давали пить тем, кто обессиленный мог прийти и попросить помощи. За счет этой воды выжил мой дед. Однажды, его Никита Петрович попросил отнести немного хлеба и воды по конкретному адресу. Там оказались старушка и маленькая девочка Аня. В будущем она станет моей бабушкой. Вот такая семейная история.
— Это родители вашей мамы или папы?
— Папы. Мы петербуржцы не в одном поколении.
— А мама, где сейчас Ваша?
— С сестрой в Москве.
— Так Вы сейчас и к ней едите?
— И к ней и к двоим племянникам.
— А Ваша семья где?
Скворцов взял в руки бутылку шампанского.
— Долить Вам?
Катя отрицательно покачала головой.
— Я тоже буду пить чай.
— К сожалению у меня пока нет жены и детей. Как-то не сложилось пока… «Море — это вечное движение и любовь , и вечная жизнь». Большая часть жизни в море. Было совсем мало времени, чтобы построить собственную семью.
— «Можно идти наперекор законам человеческим, но нельзя противиться законам природы», — ответила Катя, — «Одиночество, оторванность от людей — участь печальная, непосильная… Я сделал большую ошибку в жизни что вообразил, будто можно жить одному!».
Скворцов внимательно посмотрел на женщину.
— Это слова Капитана Немо, — уточнил, — Откуда Вы их знаете?
— Слушала вчера ночью радиопостановку Жюля Верна «Таинственный остров». Мне сегодня приснился удивительный  сон, будто бы я дочь Капитана Немо. Вы знаете, Николай Владимирович,  когда мне официант принес цветы, он сказал, что они от мужчины, который предпочел остаться инкогнито.  Первая мысль, которая ко мне пришла, что это цветы от него. Это Вы мне их прислали?
— Да. Удивительно. Благодаря Капитану Немо я выбрал профессию моряка-подводника. В детстве зачитывался историями о нем. Меня даже так называли — Николай Немо. Послушайте, Катя! У Вас есть гитара? Спойте мне. Спойте! Я Вас очень прошу.
Катя пошла в спальню и принесла шестиструнный  инструмент. Она немного настроила гитару и раздались нежные звуки.
— Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб…
Катя перестала петь.
Скворцов молчал.
— Это чьи стихи? — Спросил он через некоторое время.
— Маяковского.  Как все взаимосвязано в этой жизни. В годы войны на входе в ресторан Метрополь стояла огромная кастрюля с горячей сладкой водой. Её наливали любому зашедшему. Многие пережившие блокаду вспоминали  с огромным теплом, говоря, что эта сладкая вода помогла им выжить. Через много лет в этом ресторане встречаются их внуки и вспоминают об этом. Вернувшись вчера с работы до нельзя усталая, я включила первую попавшуюся постановку о Капитане Немо, вечером следующего дня я знакомлюсь с настоящим офицером-подводником.
— И Вы сейчас спели песню с огромным смыслом не просто же так? — Скворцов внимательно смотрел прямо в глаза Кати.
— Да. Увидеть в блюде скулы океана, а в жестяной рыбе губы зовущие любовь — дано в этом мире не каждому.
— Катя, — тихо произнес Николай Владимирович, — А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
— Да. А вы услышать его смогли бы?
— Смог бы. На лодке много всяких труб. Иногда они гудят от того, что их давлением сжимает океан.
Катя поехала провожать Скворцова в Пулково.
Они стояли рядом и оба чувствовали, что в их жизнях грядут большие перемены.
Когда самолет уже был высоко в небе, Катя уже на выходе, в книжном  ларьке, заметила книгу « Дети Капитана Немо» Вольфганга Хольбайна. Она открыла ее и прочла: « Девочка из Атлантиды». Заплатив деньги, она написала смс Скворцову:
«  На ровном киле вплыть, расправить спину,
Взлохматить дизелями тишь да гладь.
Поставить точку — прошлое покинув,
Чтоб будущее заново начать. (Дмитрий Игнатьев)
И если уж плавучесть на исходе,
Продуем накопившийся балласт.
Мы дети Капитана Немо, вроде,
Нас выдумал Жюль Верн фантаст!» (автор)

Через два часа он ответил:
» Я скоро вернусь. К тебе.».

***Действие спектакля  происходило во времена гражданской войны в Америке. Южане собираются с помощью воздушного шара связаться с генералом Ли, но откладывают затею из-за урагана. Этим пользуются пленные северяне, сбегая на этом самом шаре. Но, подхваченные ураганом, они терпят крушение где-то в океане, почти погибая и спасаясь лишь чудом. Пятеро выживших, не считая собаки, начинают строить новое общество. На острове Линкольна (так они назвали землю, что приютила их) находится всё необходимое для спокойной, уравновешенной и полноценной жизни. Есть еда, вода, можно заниматься земледелием, охотой, рыболовством, строительством. Они находят для себя дом — Гранитный Дворец, пещеру недосягаемую для ягуаров и приливов. И всё время путешественникам будто благоволит сама судьба, выручая из самых безвыходных ситуаций. Этой судьбой оказался именно капитан Немо, который оказался на острове вместе со своим драгоценным «Наутилусом». Капитан жаждет покоя, но не может остаться равнодушным к беде выживших, а потому  помогает им. Он рассказывает  о себе, когда  был индийским принцем, который всегда был против классового неравенства и мечтал о лучшем мире, где не будет войн.

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Спасибо. Я, древний дед, побывавший почти на всех морях и океанах, прочитал по началу бегло (так привык) а потом медленно-медленно, Вашу сказку — историю. Вспомнил свои молодые годы… Спасибо Вам! С Новым Годом! Удачи Вам на жизненном пути!

  2. Огромное спасибо, Сергей! Такие отзывы для меня важны и бесценны. В каждом своем рассказе мне хочется рассказать о человеческих судьбах в каком-то необычном, жизнеутверждающем повествовании. Мир сегодня просто кричит от негатива, пессимизма, уныния. Нельзя видеть небо только в тучах и море в бесконечных штормах. Все имеет свойство изменяться к лучшему.
    С наступающим Новым Годом! Желаю здоровья, личного счастья, удачи и нашей скорейшей ПОБЕДЫ!
    Лидия Сикорская

    1. Юрий Михайлович

      В мире полном сомнений, нужно уметь верить. (М. Джексон)
      И так хочется верить, вместе с автором, что эта замечательная новогодняя история закончится так, как обычно хорошо заканчиваются новогодние сказки! А мы, как и капитан Немо, будем мечтать о лучшем мире, где не будет войн! Об этом, чувствуется, мечтает и наш замечательный автор! Спасибо Вам, уважаемая Лидия Владимировна, за новогодний подарок!

      1. Спасибо большое за такие добрые слова, Юрий Михайлович!
        Да, эта история похожа на сказку на первый взгляд, но, как говорил Грин , что сказку мы создаем собственными руками. У каждого их нас есть всегда выбор — идти по течению или воспротивиться безвольному потоку. Главное — не стоять на месте. Немо — это придуманный идеальный герой, но хочу заметить, что сегодня на фронтах невиданное количество наших российских мужчин, которые идеологически идентичны ему.
        И еще, Жюль Верн не очень любил русских. Немо им задумывался, как польский повстанец, который мстил русским, уничтожая корабли русского флота. Остановил Верна от этого безумия издатель, сказав, что в России его читают больше чем во Франции. Так, коммерческий взгляд не допустил русофобских выходок фантаста.
        Этот факт мало известен, но это и к лучшему.
        Ненависть, злоба, фашизм — национальности не имеют.
        А, вот , объединяют народы — только мир и любовь.
        В клятве врачей есть заповедь — спасать людей в независимости от национальной принадлежности, возраста и религии. Просто спасать жизнь.
        Сегодня наши воины СПАСАЮТ ЖИЗНЬ не только русских, но и украинцев. Они этого еще не все понимают. Но время придет, когда все станет на свои места.
        Лидия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *