Завершая серию материалов о российском городе Севастополь, сегодня рассуждаем о будущем этого необычного города. Конечно, об этом говорить сложно. Заглядывать в будущее всегда не просто. Тем более, когда Севастополь сегодня активно включен в события, связанные с проведением Специальной военной операции России по освобождению исконно русских территорий от украинских нацистов. И, тем не менее, как говорится, попытка – не пытка.
О будущем славного города Севастополь
Севастополь сегодня
Сразу выделим особую мысль. И на сегодняшнюю жизнь города и, безусловно, на будущую очень существенно влияет то, как российская центральная власть видит и понимает специфическую роль Севастополя в жизни России. Надо сказать, что, в основном, это видение и понимание у Кремля правильное. С 2014 года город имеет особый статус и является самостоятельным субъектом федерального значения. Поэтому развитие города находится на постоянном контроле у всех органов власти, ему оказывается необходимая административная, материальная и финансовая помощь. На несколько лет вперед перспективы развития Севастополя включены в планы всех российских министерств и ведомств.
И все-таки есть две очень существенные проблемы, которые явно сказываются уже сегодня и, тем более, будут влиять на будущее развитие города.
Создается впечатление, что ни в самом городе, ни в Центре пока нет уверенности и ясности по главным направления развития города. Какие приоритеты будут в его развитии? Ведь по своим потенциалам Севастополь – это:
- главная база Черноморского флота; по-прежнему, во многом, военный город;
- незамерзающий морской торговый и рыбный порт;
- промышленный и научно-технический центр;
- рекреационный и культурно-исторический центр.
Какое направление в будущем будет превалировать в жизни города? Что будет представлять в этом плане Севастополь из себя? Будет ли здесь по-прежнему главная база Черноморского флота? Или это будет, прежде всего, современный морской порт и промышленный центр? Или город превратится в современный международный туристический центр? Куда пойдет вектор основного развития города, которое определит его будущее? Возможно ли организовать эффективное и достойное сочетание всех направлений развития? Если да, то, как это сделать? Убедительных ответов на эти вопросы пока нет ни у местной власти Севастополя, ни в Москве. А отсюда и реальное развитие города сегодня осуществляется пока не совсем уверенно и не достаточно эффективно. Хотя и разрабатывается с участием московских специалистов различные планы развития города.
Вторая проблема, которая тоже негативно сказывается на современное и будущее состояние Севастополя. Москва упорно не желает отдать главные бразды управления городом местным чиновникам. Поэтому городом правят присылаемые из Москвы представители Кремля. Но каким бы талантливым или сверхспособным ни был такой представитель, он все равно не сможет максимально эффективно управлять. Потому что ему полностью не понять местные особенности, историю города, настроение жителей, системы связи различных направлений развития города. И многое другое, что является своеобразной «тайной», которую постигают лишь те, кто родился и вырос в Севастополе и именно здесь стал эффективным управленцем и руководителем.
Увы, но после того, как Севастополь в 2014 году вернулся в родную гавань (Россию), должность губернатора города остается в сплошных сложностях и противоречиях. Первым губернатором стал Алексей Чалый (избранный жителями города мэр в период Севастопольской весны в апреле 2014 года). Он был в этой должности всего две недели. Затем губернатором стал С.И. Меняйло (вице-адмирал, в 2014-2016 – заместитель командующего Черноморским флотом), у которого сложились напряженные отношения с Законодательным собранием города, и он вынужден был уйти в отставку по собственному желанию.
С 2017 по 2019 годы в должности губернатора Севастополя был ставленник Кремля Д.В. Овсянников. Затем он стал заместителем министра промышленности и торговли России. Но в 2020 году его сняли с должности после скандала в Ижевском аэропорту. А в 2024 году выяснилось, что он имел британское гражданство и на него завели уголовное дело за отмывание денег (суд пройдет в марте 2025 года). С 2019 года губернатором Севастополя является М.В. Развозжаев. Он тоже ставленник Кремля.
Итак, о будущем Севастополя. Сегодня существуют разные и даже совершенно противоположные мнения на этот счет.
Миссия Севастополя – быть главной базой Черноморского флота
Это одно из мнений. И его придерживаются не только военные моряки. Причем есть большая доля обоснованности этого мнения. Именно через более чем 240-летнюю историю города. Потому что город был создан для флота и все эти годы служил ему. Даже в период нахождения Севастополя в составе Украины (1991-2014). По словам командующего ЧФ (1996-1998) адмирала Виктора Кравченко: «Севастопольскую бухту по своей природе и созданную Россией веками инфраструктуру вообще трудно сравнивать с какими-либо другими военно-морскими базами в мире». «Севастополь — это уникальная российская база. База — это не только стоянка кораблей, эта вся инфраструктура: и причалы, и боеприпасы, и продовольствие, и дороги, и ремонт, и авиация, и ПВО и так далее», — уточнил адмирал.
С точки зрения сути военно-морской базы таких городов, как Севастополь, в России вообще больше нет. С ним не могут сравниться ни Кронштадт, ни Мурманск, ни Владивосток, ни Петропавловск-Камчатский. Это город, объективно сугубо ориентирован на обеспечение нужд военно-морского флота. И он таким, скорее всего, и останется в будущем. Конечно, его облик меняется и будет меняться, обретать новые черты. Но военно-морское лицо и его миссия – быть базой военно-морского флота сохранится. Было бы совершенно не разумно не воспользоваться реальными природными возможностями Севастополя в интересах обороны и безопасности России.
Севастополь. Минная стенка – важный компонент военно-морской базы Черноморского флота
Но это совсем не значит, что в городе не будут развиваться другие важные потенциалы. Конечно, Севастополь должен быть одним из современных морских портов и промышленных центров России. Более того, он вполне со временем может стать международным портом. Здесь есть солидные потенциалы для развития судоремонта и судостроения. Безусловно, это потребует больших материальных и финансовых средств. Но при соответствующей воли центральной российской власти и местных руководителей это вполне возможно реализовать.
Вот как на эту тему размышляет главный герой и организатор Севастопольской весны (2014 год) Алексей Чалый.
- База Черноморского флота — важная, но не единственная составляющая экономики города. Она останется и в будущем важнейшим предприятием Севастополя. Однако не будет градообразующей: город намерен развивать высокотехнологичное производство, позиционировать себя как центр исторического и военно-патриотического туризма, а также планирует создать кластер элитного виноделия.
- Превращения Севастополя фактически в моногород с одним градообразующим предприятием — Черноморским Флотом России — не произойдет. По концепции социально-экономического развития Севастополя градообразующим флот не будет. Он будет, скорее всего, главной составляющей, но недостаточной для его нормального экономического развития города. Иначе городской бюджет будет убыточен. Даже предполагаемое развитие Черноморского флота не обеспечит 400-тысячному городу нормальное экономическое состояние.
- Стоит напомнить, что чрезмерной зависимости города от базы Черноморского флота не было и в советское время. В Севастополе была достаточно высокого уровня приборостроительная промышленность и сильная рыболовецкая база, самая мощная в Советском Союзе. Именно здесь находились крупнейшие рыбопромысловые объединения. Севастопольские рыбаки ловили рыбу и другие морепродукты вплоть до Антарктиды, по всей Атлантике.
- Таким образом власти намерены настойчиво развивать в Севастополе и другие отрасли.
Артиллерийская и Южная бухты Севастополя
С этими рассуждениями, конечно, трудно не согласиться. И все же это всего лишь мысли авторитетного чиновника. А есть ли реальные возможности эти замыслы превратить в жизнь в ближайшие годы? Прямо скажем, сегодня таких возможностей пока мало.
К сожалению, Украина за 23 года нахождения Севастополя под ее управлением буквально убила все серьезные предприятия и важнейшие отрасли экономики города. За это время он из города с высокотехнологичной промышленностью и наукоемким производством превратился в город с многоукладной экономикой и отсталым хозяйством.
Например, Севастопольский морской завод. Там во времена Советского Союза работало порядка 16 тысяч человек. А сейчас на нем занято не больше полутысячи (?!).
Севастопольский морской завод
Украина свернула в Севастополе все основные предприятия военно-промышленного комплекса, за исключением лишь одного завода, который замыкался на Министерстве обороны России. Это 13-й судоремонтный завод Черноморского флота. Сегодня он является заводом, который способен комплексно обеспечивать ремонт кораблей и судов Черноморского флота Российской Федерации. Причем аналогов в Южном регионе просто нет.
За украинское время в Севастополе исчезла рыбопромысловая отрасль, которая была одной из ведущих. Рыболовецкие суда, включая плавучие консервные заводы, были распроданы, остались за рубежом. И сегодня эту отрасль надо создавать заново.
При украинской власти было забвение традиционных отраслей экономики, стагнация секторов городского хозяйства, отсутствие каких-то модернизационных работ в сферах развития или ремонта дорожной сети, всей сферы коммунального хозяйства.
О ближайшем и перспективном развитии Севастополя
Естественно, ожидания севастопольцев сегодня связаны с тем, что традиционные отрасли производства, градообразующие предприятия возродятся вновь. Люди ждут перемен. Но теперь это очень сложный и долгий процесс.
Определенный оптимизм для этого есть. Россия с 2014 года активно занимается возрождением Крыма. И уже многое удалось достичь, в том числе и в Севастополе.
В плане развития в городе, несмотря на трудности, в том числе СВО и международные санкции, происходят заметные изменения к лучшему. Образно говоря, сегодня в действии мощнейшие тренды развития.
Вид на Стрелецкую бухту в Севастополе, 2018 год
Это и трасса «Таврида», и Крымский мост, и аэропорт в Симферополе, и реализация масштабных проектов федерального уровня, и строительство объектов, меняющих жизнь. Чего, к примеру, стоят ТЭЦ, обеспечившие энергонезависимость полуострова.
Трасса «Таврида» в Крыму
Крымский мост и аэропорт в Симферополе — яркие свидетельства того, как преображается полуостров
Много сделано в плане развития городского хозяйства Севастополя. Построена Балаклавская ТЭЦ, отреставрированы и отремонтированы многие здания, сооружения, дороги, коммуникации. Очень много делает Москва — она традиционно на протяжении уже тридцати лет уделяет постоянное внимание Севастополю, горожанам и морякам-черноморцам. Центральная улица Большая Морская отреставрирована и реконструирована именно Москвой. Она патронирует множество других объектов — самых разных и по значению, и по масштабам.
Вид на Балаклавскую ТЭЦ
Команда губернатора Севастополя вместе с правительством РФ вырабатывает подходы по участию города в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни», призванного синхронизировать все виды работ по созданию инфраструктуры нового качества, строительства социальных объектов, жилья, дорог, обновление коммунальных сетей и общественного транспорта. Это ключевой проект для обеспечения всей инфраструктуры управления городом. Севастополь строит и реализует планы развития с перспективой до 2030 года и далее. И уже есть конкретные результаты. В 2024 году завершено строительство 8-го этапа трассы «Таврида», трех надземных пешеходных переходов, Мартыновского канализационного коллектора. В высшей степени готовности строительство многофункционального культурно-досугового центра в Казачьей бухте, газификация сел Байдарской долины, реконструкция центрального теплового пункта с установкой блочно-модульной котельной.
В Севастополе активно реализуются современные культурные и социально-значимые проекты. Среди них преобразование Херсонеса Таврического в уникальный православный комплекс, создается Школа искусств. Идет грандиозное строительство на мысе Хрустальный — здесь будут Оперный театр, Академия хореографии и Музей Великой Отечественной войны.
Успешно развивается сельское хозяйство, прежде всего, виноградарство и виноделие. Повышается заметно в жизни города роль туризма. Чего стоит только создание в Балаклаве современной яхтенной Марины! Она строится в рамках Федеральной Целевой Программы развития Крыма и Севастополя по поручению президента России. Концепция предполагает создание стоянки на 600 судов, необходимой инфраструктуры и организации нового общественного пространства. Проект, в частности, предполагает реконструкцию двух набережных – Таврической и Назукина, а также переоборудование пляжей, обустройство пешеходных зон и велосипедных дорожек, замену старых инженерных сетей, решение проблемы очистных сооружений. Исполнителем госконтракта является ПАО «Мостотрест» – компания, участвовавшая в строительстве Крымского моста.
Проект Балаклавской яхтенной Марины
Большой проблемой для Севастополя остается транспортная система города.
Из-за рельефа местности и огромной площади в транспортном смысле Севастополь устроен сложно. Железнодорожный вокзал и автостанция расположены у оконечности Южной бухты в центре города на петляющей между бухт и холмов дороге, состоящей из переходящих друг в друга улиц. Эта главная транспортная магистраль города явно не справляется со своей задачей. Однозначно нужны новые логистические варианты. Над этим думают специалисты.
При этом в городе есть ещё две не менее важных транспортных точки: так называемый 5-й километр, где находится рынок, кольцо троллейбусов и развязка множества басов и маршруток по «Большому Севастополю», и автостанция на Северной стороне большой Севастопольской бухты, куда проще добраться на катере, чем петлять по автодорогам много лишних километров через Инкерман. И здесь нужны дополнительные новые логистические решения.
Севастопольская троллейбусная система самая развитая в Крыму: 20 маршрутов, это действительно троллейбусный город. Однако, сохранит ли она в перспективе свою роль под большим вопросом.
Кстати, до Великой Отечественной войны в городе активно использовался трамвай. Система была открыта в Севастополе в 1898 (на 9 лет раньше Петербурга), но после массовых разрушений в войну она не восстанавливалась. И тем более о ней сегодня речь не идет.
И железная дорого в Севастополе тоже выглядит и работает сложно. Кстати, чтобы провести сюда железную дорогу строителям пришлось прорубить в горах 6 тоннелей, самый длинный из которых 500 метров.
Севастопольская бухта (её протяжённость — почти восемь километров, а ширина колеблется от восьмисот до тысячи трёхсот метров) делит Севастополь на Южную и Северную стороны. Но они не только разрублены бухтой, они ещё находятся друг от друга на таком расстоянии, что в объезд, дабы попасть из одной стороны в другую, уходит уйма времени. Поэтому между ними ходят катера и паромы. Исторический центр Севастополя расположен на южной стороне бухты.
Получается, что вся транспортная система города сегодня не эффективна, и ее надо развивать, реконструировать и совершенствовать. Конечно, для этого нужны большие материальные и финансовые средства. Но без этого уже в ближайшем будущем Севастополь не сможет полнокровно жить.
В связи с этим осторожно заметим, что московские специалисты в декабре 2023 года представили генеральный план развития города Севастополя на период до 2046 года (11 томов, которые охватывают все сферы жизни города). Почему осторожно? Потому что хотелось бы, чтобы не получилось, как у Владимира Маяковского: «я наших планов люблю громадье». Потому что много деклараций и уж больно необычны замыслы и огромны объемы возможных работ. Зафиксируем некоторые из них.
Генеральный план развития Севастополя на период до 2046 года
- С точки зрения наземного транспорта у Севастополя тупиковое положение. Но есть выход к морю, а значит, к международным рынкам и коммуникациям. В будущем нужно обязательно развивать порт.
- Энерго- и газосистемы города зависимы от систем Крыма — важно обрести в этой сфере самостоятельность.
- Пригодные для застройки территории почти все уже заняты. Интенсивное территориальное развитие возможно только при реконструкции и реновации существующих застроек и освоении сельскохозяйственных территорий.
- Специалисты подсчитали, что к 2046 году в Севастополе будет проживать 800 тысяч человек. Это самый оптимальный сценарий. Естественная убыль населения будет снижаться, так как вырастет продолжительность жизни. Без миграции не обойтись, нужно, чтобы в город ежегодно приезжало около 14 тысяч человек в возрасте от 15 до 39 лет.
- Ожидается, что в 2046 году большинство населения будет работать в сфере услуг.
- Значительная часть доходов в городской бюджет будет поступать от операций с недвижимостью: покупка, продажа и аренда.
- Севастополь был и будет форпостом, оплотом безопасности всего черноморского побережья и Юга России. Эту роль и функцию города сложно переоценить. Он может стать центром морских и оборонных технологий.
- Также большую роль будут играть отрасли судостроения, оптовой торговли, культуры, сферы образования.
- Город будет развиваться и как центр прикладной науки: ученые будут работать в сфере информационных и медицинских технологий.
- Широко будет развиваться туризм разных направлений. Туристическая привлекательность Севастополя особого рода — это продукт федерального уровня. Помимо пляжного отдыха, множество возможностей для культурного, исторического, образовательного туризма. Можно развивать и реабилитационный туризм, программы оздоровления. Еще один вид туризма — паломнический. Херсонес, Георгиевский монастырь на Фиоленте, Инкерманский монастырь смогут стать центрами паломничества.
- Виноградарство и виноделие — перспективные отрасли для Севастополя. Также в регионе можно выращивать овощи, фрукты, ягоды, рассаду и эфиромасличные культуры. К последним относят лаванду, розу, другое сырье для изготовления косметики.
- Авторы проекта предложили наладить производство органических удобрений.
- В будущем планируется перерабатывать собственные отходы города во вторсырье.
- В морском городе предлагается поддерживать и развивать отрасль добычи и обработки водных ресурсов.
- Сохраняется сложившаяся планировочная структура. Вся индивидуальная застройка в центре города остается, новые районы с высотной застройкой планируются в районе Сапун-горы, 7 км. В каждом новом районе должен быть свой общественно-деловой центр.
- Авторы генплана учли все крупные проекты: Балаклавская Марина, туристско-реабилитационный центр в Учкуевке, новый микрорайон на Северной стороне, перенос железной дороги в Инкермане и другие.
- Проектировщики выделили функциональные зоны. Например, один исторический центр сегодня есть в Херсонесе, а другой можно сформировать в Инкермане вокруг монастыря и крепости, организовать экскурсии к пещерам.
- Центры отдыха находятся в Ласпи, Балаклаве, Любимовке и в районе Осипенко.
- Промышленные предприятия располагаются вдоль железнодорожного кольца. Другие центры промышленности — на улице Индустриальной и в районе «Муссона».
- Город должен быть зеленым, поэтому предлагается обязательное озеленение вдоль дорог — по примеру проспекта Острякова.
- По развитию транспортной системы города. Прогнозируется рост уровня автомобилизации населения, но он будет умеренным, сдерживать его будет мощнейшее развитие системы общественного транспорта. Будет создана система перехватывающих парковок и транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), что позволит разгрузить центральную часть города. Важно, чтобы место работы и социальные объекты находились недалеко от дома. Кроме существующих троллейбусов, автобусов и катеров добавится городская электричка и еще один скоростной вид транспорта, который в проекте пока четко не определен. Общественный транспорт будет двигаться на выделенном полотне и не зависеть от автомобильного движения. Учли в проекте и строительство Гераклейской рокады — дороги, которая свяжет между собой районы города, минуя центр. Рокада начинается от Камышового шоссе, предлагается продлить ее на Северную сторону, в район Инкермана, с проходом над Черной речкой и присоединение к Симферопольскому шоссе.
- Под Севастопольской бухтой предлагают проложить тоннель. В районе Стрелецкого спуска и улицы Пожарова будет выход в двойной тоннель. Один будет идти на ул. Генерала Петрова, второй, глубокого заложения, будет иметь выход на Северной стороне, в районе улицы Богданова.
- Городская электричка и новый скоростной транспорт обеспечат связь городских районов, мест приложения труда и двух центров города — исторического и нового, на Северной стороне. Также они удовлетворят спрос на туристические поездки.
- Один ТПУ будет на 7 км Балаклавского шоссе. Сюда предлагают перенести автовокзал из центра, оборудовать перехватывающую парковку, а также перенести троллейбусное кольцо с 5 км. Второй узел на Камышовом шоссе и в зоне Фиолента позволит перераспределить внешний поток транспорта, а жителям Фиолента будет проще добираться в другие районы. В Балаклаве тоже будет ТПУ на основе остановочного пункта «Золотая балка».
- В сутки в Севастополь будет приезжать до 100 тысяч туристов. Нынешний железнодорожный вокзал такой нагрузки не выдержит. Поэтому надо создать новый вокзал на Северной стороне. Там есть возможность организовать удобный современный большой вокзал с пересадкой на автобусный транспорт, на новую формируемую линию городского пассажирского транспорта и городскую электричку.
- Рассмотреть возможность использования аэродрома «Бельбек» как гражданского и военного.
- Сейчас город потребляет 147 тысяч кубометров воды в сутки. К 2046 году понадобится 215 тысяч кубометров. Резервы есть. Кроме того, будут снижены потери в сетях и улучшится качество очистки. В плане реконструкция всей существующей водопроводной сети города. КОС «Южные» вместе с очистными сооружениями на Северной стороне позволят обеспечить водоотведение в городе.
- Предлагается модернизировать газораспределительные станции, в отдельных случаях перенести их на новые места.
- Нагрузка на систему электроснабжения возрастет с 334 мегаватт до 717 мегаватт. Балаклавская ТЭС может выдавать 464 мегаватта. Дефицит нужно покрыть за счет подключения к единой сети энергосистемы. Нынешний энергомост с Краснодарским краем не сможет обеспечить нужную мощность. Ранее часть мощности поступала с Запорожской АЭС. Выражается надежда, что в ближайшее время ее удастся запустить.
- В каждой функциональной зоне, исходя из численности населения, посчитаны потребности и заложены в план объекты социальной инфраструктуры: детские садики, школы, музеи.
- В Севастополе сохраняется весь природный комплекс: леса, особо охраняемые территории, все скверы, бульвары и парки. И обязательно появятся новые скверы. Нужно соблюсти нормативный показатель 16-18 кв. м. общегородских зеленых зон на человека (леса не считаются).
Генеральный план развития Севастополя планировалось доработать специальной рабочей группе, согласовать с федеральными органами власти. Затем провести общественное обсуждение и после этого утвердить на сессии Законодательного собрания весной-летом 2024 года. Но пока этот процесс затягивается по времени.
Очень принципиально: в этом плане Севастополь сохраняет статус главной базы Черноморского флота, а также признается культурно- исторической столицей черноморского региона. То есть, сохраняется историческая военно-морская доминанта Севастополя. Он рожден для того, чтобы обеспечивать мир и безопасность, быть военно-морским форпостом, морской крепостью России на ее Юге.
У Севастополя особая миссия — быть главной базой Черноморского флота
Но в последнее время появились мнения в СМИ о том, что Севастополь, как военно-морская база, размывается и теряет свою суть. В основном, якобы, это связано с событиями в Специальной военной операции. Обратимся к фактам и конкретным событиям, чтобы сделать соответствующие выводы по этому вопросу.
ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ УХОДИТ ИЗ СЕВАСТОПОЛЯ?
Западные СМИ в октябре 2023 года начали активно давать информацию о выводе кораблей Черноморского флота из Севастополя. Причём подтверждается это спутниковыми изображениями, которые, якобы, раскрыли «стратегический манёвр» наших судов. Так СМИ США утверждали, что после применения ВСУ дальнобойных ракет для атаки на Севастополь историческое здание штаба Черноморского флота получило повреждения. Потому командование флотом приняло решение о передислокации трёх ударных подводных лодок, двух фрегатов и еще нескольких боевых кораблей в другие порты на территории России и Крыма. Основная часть переведена в Новороссийск. Другие корабли перешли в Феодосию. Министерство России по этому поводу не давало никаких комментариев. Что же произошло на самом деле?
По заявлению МО РФ, действительно, 22 сентября 2023 года украинские силы специальных операций и ВВС Украины в рамках операции «Крабовая ловушка» с помощью модифицированных Су-24 нанесли удар ракетами «Storm Shadow» по штабу Черноморского флота России в Севастополе. Здание штаба было частично разрушено.
Ракетный удар по штабу Черноморского флота ВМФ России 22.09.2023
Действительно также и то, что проблема безопасности кораблей Черноморского флота в пунктах базирования (в том числе и в Севастополе) по ходу развития СВО значительно возросла. И, если смотреть объективно, то за два года СВО (с февраля 2022 до весны 2024 года), к сожалению, ЧФ понес заметные потери в кораблях от боевых средств Украины (ракеты, морские и воздушные дроны), которые поставляются ей США и НАТО. Погибли: ракетный крейсер «Москва», три больших десантных корабля (БДК) («Новочеркасск», «Самара», «Цезарь Куников»), спасательный буксир «Василий Бех». Получили серьезные повреждения: подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону», БДК «Минск» и БДК «Оленегорский горняк», строящийся малый ракетный корабль «Аскольд» и несколько катеров различных проектов.
Конечно, возникают справедливые вопросы к командованию Черноморским флотом и к Министерству обороны РФ: как такое могло случиться и в чем причины? Публичных ответов на эти вопросы пока нет. Очень хочется верить, что необходимые выводы сделаны и будут приняты соответствующие эффективные меры.
В свою очередь Министерство обороны России решение по выводу кораблей из базы Севастополя объявило обычным рассредоточением и передислокацией сил флота в условиях Специальной военной операции. Это вполне нормально. Когда флот рассредоточен, то его тяжелее обнаружить и по нему ударить. И, тем не менее, видимо, были и другие веские причины принятия такого решения именно в это время.
Некоторые рассуждения по передислокации кораблей из Севастополя в другие пункты
- · Совершенно ясно, что основные силы Черноморского флота сменили дислокацию (основные боевые корабли нашего Черноморского флота на неопределенное время покинули Севастополь) и перебазированы в Новороссийск и Феодосию не вдруг и не случайно, а в силу сложившейся обстановки в ходе СВО. Крым и особенно Севастополь стали объектами серии мощных ударов противника, не все из которых удалось успешно отразить. И практически каждый новый удар противника по Севастополю становится мощнее предыдущего. А боевые возможности российских систем РЭБ и ПВО по отражению таких нападений со стороны Украины все ближе к верхнему пределу.
- · Судя по космическим снимкам, теперь фактически главной базой ЧФ на неопределенное время становится Новороссийск. Именно к его причалам из Севастополя перешли оба оставшихся на Черном море многоцелевых фрегата проекта 11356 — «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен» (третий корабль этой серии «Адмирал Григорович» ушел на ремонт в Калининград). Рядом с ними теперь стоит и сторожевой корабль проекта 1135 М «Ладный». В Новороссийске находятся и три сохранившиеся в строю дизель-электрических подводных лодки проекта 636.3 «Варшавянка» — Б-262 «Старый Оскол», Б-271 «Колпино» и Б-268 «Великий Новгород». Три другие российские «Варшавянки» на сегодня в Черном море не помощники: Б-261 «Новороссийск» — на ремонте в Кронштадте; Б-265 «Краснодар» уже не первый год несет боевую службу в Средиземное море; Б-237 «Ростов-на-Дону» вынужденно так и осталась в Севастополе, так как 22 сентября 2023 года, пребывая в ремонте в доке местного Севморзавода получила тяжелые повреждения корпуса в результате атаки города украинскими крылатыми ракетами типа Storm Shadow. Еще в Новороссийск передислоцировали пять больших десантных кораблей и основной состав 41-й бригады ракетных катеров (в нее входят недавно построенные четыре малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М» и завершивший этап госиспытаний первый на ЧФ малый ракетный корабль «Циклон», проект 22800 «Каракурт»).
А в Феодосию из Севастополя отправлены еще один большой десантный корабль и оба новых тральщика проекта 12700 типа «Александрит» 150-й тактической группы минно-тральных кораблей («Георгий Курбатов» и «Владимир Емельянов»). - В итоге, Севастополь, как главную базу, покинули основные боевые силы Черноморского флота. Там остались: три малых противолодочных корабля старого проекта 1124 («Александровец», «Суздалец» и «Муромец»), два тральщика тоже старого проекта («Иван Голубец» и «Ковровец») и еще противодиверсионные катера типа «Грачонок», осуществляющие патрулирование внешнего рейда Севастополя и контролирующие вход в его Северную бухту.
- Дает ли реальный выигрыш передислокация кораблей из Севастополя в их безопасности? Отчасти, конечно, да. Поскольку крылатым ракетам, морским и воздушным беспилотникам врага теперь сложнее добраться до новых мест дислокации российских кораблей. Но только отчасти, потому что до Феодосии и до Новороссийска украинские средства воздушного нападения, хотя и редко, но уже тоже добирались и не один раз.
- Чтобы поднять свой реальный авторитет, в этой обстановке Черноморскому флоту России остается оперативно и эффективно крепить собственную бдительность и средства ПВО. И однозначно принимать конкретные меры, чтобы перекрывать Украине доступ к морской акватории.
Рассуждения о современном Черноморском флоте и перспективах его развития
1. Как возрождался Черноморский флот (2014-2022)
А возрождался он достаточно неплохо, хотя хотелось, конечно, чтобы этот процесс был и более качественнее, и больше по количеству сил
- Первым существенным усилением ЧФ стали три фрегата проекта 11356 типа «Адмирал Григорович», вступившие в строй в 2016 году. Это хорошо сбалансированные универсальные корабли водоизмещением 3860 тонн, дальнейшее развитие проекта сторожевых кораблей типа «Буревестник».
- Почти одновременно с фрегатами в состав Черноморского флота стали вступать дизельные подводные лодки проекта 636.3 типа «Варшавянка». Их ценность в том, что помимо торпед они вооружены крылатыми ракетами.
- Вслед за фрегатами и подлодками были введены в строй 4 малых ракетных корабля проекта 21631 «Буян-М» класса река-море водоизмещением 950 тонн.
- В 2023 году флот усилился МРКА «Циклон» проекта 22800 «Каракурт». И «каракурты», и «буяны» способны наносить удары крылатыми ракетами, однако обладают слабыми средствами ПВО и не имеют возможности бороться с подводными лодками.
- Самым современным кораблём Черноморского флота стал корвет «Меркурий» водоизмещением 2250 тонн. Однако он по причине закрытия Босфора для военных кораблей сейчас находится на Балтике.
- Строительство так называемых патрульных кораблей проекта 22160 типа «Василий Быков» встретило жёсткую критику со стороны моряков, пренебрежительно окрестивших их за слабое вооружение «голубями мира». Действительно, эти небольшие мореходные корветы предназначены для того, чтобы гоняться за пиратами у берегов Африки и не могут считаться по-настоящему ценными боевыми единицами.
- Кроме перечисленных кораблей, Черноморский флот пополнился одним новейшим разведывательным кораблём, тральщиками и примерно двумя десятками небольших быстроходных катеров
- В Керчи идет строительство двух больших универсальных десантных кораблей («Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко»; заложены в 2020 году). Однако, их реальные боевые потенциалы и возможности использования по назначению на Черном море вызывают определённое сомнение.
2. Состав Черноморского флота к началу СВО
К началу СВО Черноморский флот России имел в своём составе: 6 подводных лодок, 1 ракетный крейсер, 3 фрегата, 2 сторожевика, 5 малых ракетных кораблей, 3 ракетных катера, 7 больших десантных кораблей и 8 тральщиков. Кроме того, он был усилен 6 переведёнными на Черное море десантными кораблями, среди которых только один современный — «Пётр Моргунов».
3. Состав Черноморского флота России к началу 2024 года
За два года участия в СВО его состав почти не изменился. К началу 2024 года ЧФ насчитывал: 7 подводных лодок, 3 фрегата, 2 сторожевика, 1 корвет, 6 БДК, 7 МРКА, 3 РКА, 5 МПК, 4 патрульных корабля, 2 трофейных артиллерийских катера, 8 морских тральщиков. Правда, один фрегат и одна подводная лодка находятся на Средиземном море, а число находящихся в строю переведённых на Чёрное море БДК уменьшилось на одну единицу.
4. Какой опыт получил Черноморский флот России в процессе СВО
Что положительное? В начале СВО наш флот сумел без потерь, по всем правилам военной науки осуществить успешный десант на северном побережье Азовского моря. Пуски ракет по сухопутной инфраструктуре противника, которые регулярно производят наши надводные корабли и подлодки, судя по всему, отличаются высокой точностью.
Накоплен и большой отрицательный опыт. В российских СМИ очень много критических материалов о действиях Черноморского флота в СВО (требуют привлечь к ответственности морских начальников за оставление острова Змеиный, гибель крейсера «Москва» и десантных кораблей, обвиняют флот в неспособности прервать вывоз украинского зерна, насмехаются над его «позорным бегством» из Севастополя, упрекают в слабой противоракетной обороне). Однако нередко это фантазии людей, далёких от понимания того, что сейчас в реальности происходит на Черноморском театре боевых действий. Возможности нашего флота ограничены не только волей политического руководства страны, но и рядом других причин.
К сожалению, наш Черноморский флот подошёл к военному конфликту с очень несбалансированным и явно недостаточным составом. Потеря всего лишь одного крейсера существенно снизила его боевую мощь. Кроме того, командование флота не в полной мере оценило главную угрозу, исходящую от крылатых ракет и большого количества беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных катеров-брандеров.
Увы, но некоторые флотские начальники предполагали воевать против слабого украинского флота, а пришлось иметь дело с лучшими в мире военно-морскими специалистами в лице британцев и американцев. Они тщательно и профессионально готовят и наносят очень болезненные удары по нашему флоту. Тем не менее, враг добился не таких уж больших успехов.
Самыми же болезненными ударами по нашему флоту, безусловно, стали потеря крейсера «Москва», повреждения находившейся на ремонте в Севастополе подводной лодки «Ростов-на-Дону» и строящегося в Керчи малого ракетного корабля «Аскольд». Атаки же ракетами и безэкипажными катерами российских десантных кораблей имеют больше пропагандистское значение, поскольку это устаревшие боевые единицы с малой скоростью хода и слабым оборонительным вооружением. В сложившейся ситуации их можно использовать только в качестве военных транспортов. Тем не менее, гибель БДК БДК «Саратов» и «Новочеркасск» стала следствием недооценки реальных возможностей противника.
Ход ВСО убедительно показал существенные недостатки в боевых возможностях ВМФ России. На фоне солидного строительства, содержания и модернизации весьма мощного флота ракетных крейсеров, как надводных, так и подводных, оснащения их не имеющими аналогов в мире дальнобойными противокорабельными крылатыми ракетами российские боевые морские силы страдают от недостатка средств космической разведки, способной дать целеуказание этим ракетам. По сути, в составе ВМФ РФ нет разведывательной авиации. Недостаточно современных средств за контролем подводной обстановки.
На сегодняшний день главными задачами Черноморского флота являются: береговая оборона с целью предотвращения высадки вражеских диверсионных групп, а также охрана портов, Крымского моста и подводных трубопроводов. Пусть и не без потерь и неизбежных ошибок, но военные моряки с этими задачами справляются.
Дальнейшие перспективы развития Черноморского флота России
Опираясь на опыт, накопленный в результате СВО, можно в общих чертах наметить некий образ будущего Черноморского флота и определить перспективы его дальнейшего развития.
При этом надо понимать, что многое будет зависеть от того, когда и как завершится СВО и какие новые военные конфликты могут ожидать Россию (например, как вариант, Турция с многочисленным и хорошо сбалансированным флотом ввяжется в войну с Россией на стороне НАТО). Также следует учитывать, что в июле 2024 года Украина ввела в действие решение Совета нацбезопасности и обороны «О стратегии морской безопасности». Эта стратегия предполагает, в частности, построение военно-морских сил со всеми родами войск, обеспечение постоянного присутствия сил НАТО в Черном море и организацию совместных или скоординированных морских патрулей в Азово-Черноморском бассейне.
Главные позиции в развитии Черноморского флота
- Каким может быть количественный состав Черноморского флота в ближайшем будущем? Исходя из принципа оптимальной достаточности, состав флота видится следующим: 6-8 дизельных подводных лодок, 4-6 универсальных фрегатов (в том числе три находящихся в строю), 8-12 универсальных корветов (1 в строю), 6 ракетных (в строю 5 единиц) и 6 малых противолодочных корветов, 4 патрульных корвета (все в строю), 6-8 быстроходных средних десантных кораблей, 10-12 тральщиков, 4 разведывательных корабля, а также несколько десятков катеров различного назначения. Кроме того, во флоте должны быть подразделения штурмовых средств и подводных диверсантов. То есть, предполагаемый состав мало отличается от того, с которым Черноморский флот вступил в СВО.
- Помимо строительства кораблей и разработки новых проектов, необходимо развивать и совершенствовать разведывательные возможности, береговую оборону и систему базирования флота. В том числе нужно строить укрытия для надводных кораблей и подводных лодок.
- Однако главное внимание следует уделить противоракетной обороне и средствам борьбы с беспилотными летательными аппаратами, безэкипажными катерами и подводными дронами.
- Очевидно, что главной ударной силой флота должны стать авиация и береговые ракетные комплексы, при этом не стоит отказываться и от дальнобойных 130-мм. мобильных орудийных установок.
- Скорее всего, после завершения боевых действий придётся вывести из состава флота оба сторожевых корабля типа «Буревестник» (это прочные и мореходные корабли, но с устаревшим вооружением, построенные в начале 80-х годов прошлого века), все малые противолодочные корабли типа «Альбатрос» (несут свою вахту более 30 лет), все ракетные катера и большинство десантных кораблей.
- Предстоит основательно почистить ряды вспомогательных судов, поскольку некоторые из них представляют собой настоящие исторические раритеты.
- Одновременно с процессом списания старых кораблей в строй должны вводиться новые, построенные по откорректированным с учётом изменившегося характера боевых действий на море проектам.
Что касается основной исторической миссии Севастополя – быть главной базой Черноморского флота:
Независимо от того, как и какие события произойдут, она однозначно сохранится и в будущем. Крым останется российским. И у РФ по-прежнему будет современный Черноморский флот. И его главной базой объективно, по природе, будет Севастополь. Будущее Севастополя всегда будет связано с его прошлой знаменитой военно-морской историей.
У города было много имен: греческое название до XIII века — Херсонес, византийское — Херсон, старорусское — Корсунь, генуэзское — Сарсон, крымско-татарское — Акъяр, Aqyar. Более 240 лет – у него гордое имя Севастополь. Это город России. На века: русским был и есть Севастополь наш!