Чухраев Э.М. Русским был и есть Севастополь наш (неизвестное и малоизвестное в истории славного города России)

Продолжаем вспоминать необычные факты истории знаменитого и особого города России. Сегодня о Севастополе как военно-морской крепости и главной базы Черноморского флота России.

Севастополь: Военно-морская крепость и главная база Черноморского флота

Но вначале напомним, как родился на Черном море российский военный флот.

Рождение Черноморского флота России

Императрице Екатерине Великой принадлежит ведущая роль в создании российского флота на Черном море.

Появление военно-морского флота России на Черном море (1783)

Несмотря на поражение в Чесменском сражении (1770), турки не отказались от мыслей о реванше и располагали для этого достаточными силами, в том числе и флотом. В этих условиях Екатерина II повелела начать работу по созданию Черноморского флота. Для управления всеми морскими силами на Черном море Екатерина  выбрала вице-адмирала Ф. Клокачёва, по организаторским способностям опережавшего многих своих современников. И в 1783 году в России на Черном море уже появился свой современный военно-морской флот. 13 (2) мая 1783 года считается днем рождения Черноморского флота российской империи.

Клокачёв Федот Алексеевич (1739-1783) — вице-адмирал, командующий Черноморским флотом России, первый кавалер ордена святого Георгия среди русских военных моряков

Но, к сожалению, часто несправедливо забывают, что своеобразной прелюдией к строительству Черноморского флота было создание Азовской военной флотилии. Именно на ее основе и появился  флот на Черном море. Задачу создания Азовской флотилии императрица Екатерина поручила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину – сыну победителя шведов у острова Эзель (1719) во времена Петра I.

В январе 1769 года Екатерина Алексеевна утвердила программу строительства новых кораблей. Все новопостроенные корабли в Азовском море продемонстрировали вполне сносные мореходные качества, полностью оправдав свою необычную конструкцию.

Но Первая Екатерининская война с Турцией, которая шла в это время, завершалась.  И зоной операций Азовской флотилии постепенно становилось Черное море. К лету 1773 года практически все новоприобретенные корабли были выведены в новую акваторию, а сама флотилия переименована в Черноморскую эскадру, которую разделили на несколько отрядов.

23 июня 1773 года отряд кораблей Черноморской эскадры под командованием капитана 1 ранга Яна Хендрика ванн Кинсбергена (Ивана Генриховича) обнаружил в районе Балаклавы 4 турецких боевых корабля. Несмотря на неравенство сил, русские моряки смело атаковали турков и после 6-ти часового боя заставили их отступить.  Именно это на первый взгляд рядовое столкновение по праву считается первым морским боем юного Черноморского флота России.

Ян Хендрик ванн Кинсберген (1735-1819). Граф.  Адмирал голландской и русской службы. Портрет Ч.Г. Ходжеса. Около 1792 года

Изначально корабельный состав Черноморского флота был невелик. Но уже к концу 1786 года Черноморский флот представлял собой довольно внушительную силу, насчитывая в своем составе четыре линейных корабля, 19 фрегатов, семь шхун, столько же ботов, 24 малых военных судна, 11 транспортов и 13,5 тысяч человек личного состава.

13 (24) августа 1785 года были утверждены штаты Черноморского адмиралтейства и флота, непосредственно подчинявшиеся князю Г. Потемкину, получившему от императрицы кайзер-флаг. Строящийся Черноморский флот императорским указом Екатерины II  был выведен из подчинения у находившейся в Петербурге Адмиралтейств-Коллегии и подчинен Потемкину. Утвержденный первый штат Черноморского флота предусматривал: 80-ти пушечных линейных корабля — 2; 60-ти пушечных линейных кораблей — 10; 32-х и 22-х пушечных фрегатов — 20; боевых шхун — 5; транспортных судна и другие суда — 23.

В этом же году для непосредственного управления флотом в Херсоне было создано особое Черноморское адмиралтейское правление, устроенное наподобие петербургской Адмиралтейств-Коллегии, и был утвержден штат этого правления: председателем Адмиралтейского Правления был «флагман, командующий флотом из адмиралов или вице-адмиралов», и при нем капитан над портом из капитанов 1-ранга. Членами правления были обер-кригс-комиссар, цейхмейстер, казначей и контролер. Центральными органами управления были Канцелярия при правлении и шесть экспедиций Кригсрехтских дел, Экипажская и интендантская, Контрольная, Казначейская, Комиссариатская и Артиллерийская. Всего по штату 1785 года в Правлении и Экспедициях должно было состоять 145 человек, с годовым жалованием 17758 рублей 50 копеек.  Председателем Черноморского адмиралтейского правления в 1792—1799 годах был адмирал Н.С.Мордвинов.

Екатерина II была очень довольна созданным флотом. По воспоминаниям современников, императрица гордилась Черноморским флотом и говорила: «Черноморский флот есть наше заведение собственное, следственно, сердцу близко».

Однако флот — это не только корабли. Кроме строительства кораблей, создания структуры и организации, Потемкин лично решал и вопрос создания кадров командиров для рождающегося Черноморского флота. Именно ему принадлежит заслуга открытия для флота Федора Ушакова, который позже стал одним из самых славных адмиралов России.  Князь Потемкин-Таврический внимательно наблюдал за молодыми офицерами созданного им флота и уже в 1780 году отметил среди других Ушакова и оказывал ему покровительство.

В августе 1785 года Ушаков в чине капитана бригадирского ранга прибыл из Херсона в Севастополь командиром 66-ти пушечного линейного корабля «Святой Павел».

В результате продуманной деятельности, успешно строился флот, черноморские порты, в том числе и Севастополь.  К началу XIX столетия в Севастополе проживало около 30 тысяч человек. Севастополь стал самым крупным городом на полуострове. В городе был водопровод, госпиталь  на 300 человек и адмиралтейство. В 1804 году в Севастополь из Херсона перевели главную базу Черноморского флота.

Безусловно, чрезвычайно важным делом Екатерины Великой и князя Потемкина было сооружение флота на Черном море. Однако им в вину справедливо  ставят то, что первый русский Черноморский флот строился впопыхах, с множеством недочетов, некачественно. Все так.  Но в следующей войне с Турцией (1787-1791) именно этот флот сыграл чрезвычайно важную роль и завоевал первые славные победы, несмотря на все свои недостатки. Изречение князя Потемкина о том, что Черноморский флот должен принести России славу, оказалось пророческим.

Как создавался Черноморский флот России

В этом важном вопросе по реализации своих морских особых взглядов Екатерина сделала ставку на князя Потемкина. Г.А.  И его справедливо считают одним из создателей нового российского флота.  После подписания 8 апреля 1783 года императрицей Екатериной II манифеста, окончательно закрепляющего Крым за Россией, первыми шагами Потемкина по реализации этого манифеста стали строительство Севастополя (военного и морского порта России)  и создание Черноморского флота.

В связи с этим задаем вопрос: был ли Потемкин командующим Черноморским флотом? Ответ однозначный – не был! Тем не менее, очень часто, в различных источниках утверждается, будто бы он командовал новым флотом на Черном море. Иногда его даже называют флотоводцем. Это не соответствует действительности.  Потемкин непосредственно не командовал флотом, не управлял его силами и не водил в море корабли. Да, он был одним из создателей Черноморского флота (с 1775 года ру­ко­во­дил строи­тель­ст­вом ко­раб­лей для флота) и его баз — Хер­со­на, а так­же Се­ва­сто­по­ля. А в 1783 году Екатерина II поручила ему руководить всем процессом создания флота.  Но командующими Черноморским флотом (главными командирами флота) в это время были другие флотские люди, адмиралы.

На снимках внизу представлены реальные командующие Черноморским флотом при Екатерине Великой. Слева на право:

  • Федот Алексеевич Клокачёв, вице-адмирал (1739-1783). Он был первым командующим Черноморским флотом, командовал лишь один год (1783, умер от чумы). До этого он был командующим Азовской флотилией и осуществил перевод главной базы флотилии из Керчи в Ахтиар (будущий Севастополь).
  • Яков Филиппович Сухотин, вице-адмирал (1725-1790), годы командования флотом 1783-1785. Он командовал строящимся флотом, находился в Херсоне.
  • Николай Семенович Мордвинов, контр-адмирал (1754-1845), годы командования 1785-1789.
  • Марко Иванович Войнович, контр-адмирал (1750-1807), годы командования флотом 1789-1790. Он объединил Азовскую и Днепровскую флотилии на Черном море в единый Черноморский флот.
  • Федор Федорович Ушаков, контр-адмирал (1745-1817), годы командования 1790-1798. Он был командующим Черноморским корабельным флотом.

А вот миссия и заслуга А.Г. Потемкина состояла в том, что он с 1775 по 1791 годы осуществлял руководство процессом создания, строительства и развития Черноморского флота. Он был во главе этого процесса. И честь ему и хвала за это!

Для чего нужен был флот на Черном море? Напомним: у Екатерины Великой  был задуман проект («греческий») уничтожения Турции и возрождения  Византийской империи во главе с российским императором и столицей на территории России. Реализация этого проекта, конечно, была сложной и вообще сомнительной. А  без военно-морского флота на Черном море тем более. Присоединение Крыма к России, по сути, было частью этого грандиозного проекта. Поэтому еще до того, как Крым сделался российским, Потемкин стал заниматься  созданием военного флота на Черном море. Указ о строительстве флота был издан Екатериной II еще в декабре 1775 года, чтобы после победы в Русско-турецкой войне (1768-1774) закрепить обладание черноморским побережьем.   По приказу Екатерины флот, стоявший в одной из бухт Азовского моря, начал готовиться к экстренной переброске в акваторию Черноморского побережья. В южных морях Россия тогда располагала лишь судами Азовской флотилии, в составе которой, кроме вспомогательных судов, было только 2 малых фрегата «Почтальон» и «Архипелаг».

Но турки, узнав о тайных планах русского правительства, отказались пропускать военные корабли. Россия же в этот момент была к войне не готова, имелись  другие планы, потому императрица решила не рисковать. Возможность оснащения Черного моря судами из Азовского моря, таким образом, была утеряна. Возникла настойчивая необходимость постройки флота на месте, где-то на побережье Черного моря. Указ императрицы 1775 года предписывал построить 20 больших военных кораблей.  Чтобы осуществить это намерение требовалась верфь, в которой можно было строить морские суда и выводить их прямо в Черное море. Ввиду чего был издан указ о сокращении средств на постройку судов в Азовском море и передачи их на строительство нового Черноморского флота

31 марта (11 апреля) 1778 года официально строительство флота на Чёрном море было поручено губернатору Новороссии, генерал-аншефу князю Григорию Александровичу Потемкину. Подгоняемый высочайшим нетерпением Г.А.Потемкин остановился на предложении контр-адмирала С.Б. Шубина заложить верфь в 70 км.  от открытого моря, в неглубокой части реки Днепр. Он руководствовался степенью близости нового порта к Крыму и Очакову — главной турецкой крепости. Новый город, названный Херсоном, был основан в 1778 году. На него делалась ставка как морской базы будущего Черноморского флота.

Несмотря на все усилия, Херсону не суждено было превратиться в главный черноморский порт. С приобретением Крыма морской базой стал Севастополь, а основной верфью с 1791 года — Николаев. Но все это было позже. А в 1778 году Потемкин активно принялся за строительство в Херсоне морского порта и корабельной верфи. Непосредственное руководство строительством было возложено на начальника морской артиллерии И.А.Ганнибала (А.С. Пушкин был внучатым племянником И.А. Ганнибала).

Иван Абрамович Ганнибал (1735 — 1801) — русский военачальник, генерал-аншеф. В 1770 году участвовал в штурме турецкой крепости Наварин, с 1778 года руководил строительством города Херсон и корабельной верфи

Указом от 11 января 1783 года Екатерина II возложила командование создающимся военным флотом на Черном и Азовском морях на вице-адмирала Федота Клокачёва и предписала Адмиралтейств-коллегии: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачёва, которому для принятия потребных наставлений явиться у нашего Новороссийского и Азовского генерал-губернатора князя Потемкина. На проезд его Клокачёва всемилостивейше пожаловали мы 2000 рублей, да сверх того покуда при командовании там флотом останется, до назначения туда адмирала, производить ему на стол по 200 рублей на месяц». Это был первый документ, подтвердивший существование флота на Черном море. Клокачёв поступал в полное распоряжение Потемкина, который передал ему под командование и находившиеся в достаточно плачевном состоянии к тому времени Херсонские верфи. Но имеющий большой опыт в командовании флотом,  адмирал достаточно быстро разобрался с состоянием дел и к моменту обретения Россией Крыма сумел существенно их исправить,

К началу Русско-турецкой войны (1787-1791) в штате Черноморского флота насчитывалось 12 линейных кораблей, 20 фрегатов и 23 корабля других типов.

Медаль «На учреждение Черноморского флота». 1783 год. И. А. Тюрин с оригинала Г. Дау

Появление Черноморского флота наряду с развитием Балтийского позволило России занять место рядом с такой морской державой как Франция.   Была создана первая кораблестроительная база России на Черном море. Появился мощный Черноморский линейный флот, который обеспечил России морское господство в этом регионе. Во временном отношении речь идет о 80-х годах XVIII столетия. Срок для создания этого флота по «мировым стандартам» того времени очень небольшой. Тем более значительным становится осуществление такого важного государственного дела.

А.В. Щемлинский, «Потемкин представляет Черноморский флот Екатерине II” (в 1787 году). 2016

Да, создание, строительство и первые победы Черноморского флота связаны с именами адмиралов Ф.А. Клокачёва, М.И.Войновича, Т. Маккензи, Ф.Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина. Но будет справедливо заметить, что первым руку здесь уверенно приложил именно князь Г.А. Потемкин.

Вот теперь о том, как Севастополь стал военно-морской крепостью и главной базой Черноморского флота.

                 Севастополь: военно-морская крепость России

Итак, 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года считается днем рождения Черноморского флота России (день, когда 11 судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.  Клокачёва вошли в Ахтиарскую бухту для постоянного там базирования). 14 июня 1783 года в этой бухте была основана база Черноморской эскадры. (этот день и стал днем рождения будущего Севастополя).  А 14 февраля 1784 года указом императрицы Екатерины Великой город официально получил свое имя — Севастополь. Исторически он появился именно как военно-морская крепость на юге России. Основание Севастополя – это основополагающий момент для появления главной военно-морской базы народившегося Черноморского флота. И хотя Севастополь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью через несколько лет (1804), но, по сути, он таковым стал со своего дня рождения (1783).

«Объявляем сим волю нашу устроить следующия укрепления: крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение», — зафиксировано в указе императрицы от 14 февраля 1784 года. Так Екатерина Великая превратила черноморскую деревушку в город с мировой славой. Свое гордое имя Севастополь никогда не терял и не разу не опозорил.

А.В. Щемлинский, «Потемкин представляет Черноморский флот Екатерине II” (в 1787 году). 2016

Да, создание, строительство и первые победы Черноморского флота связаны с именами адмиралов Ф.А. Клокачёва, М.И.Войновича, Т. Маккензи, Ф.Ф. Ушакова, Д. Н. Сенявина. Но будет справедливо заметить, что первым руку здесь уверенно приложил именно князь Г.А. Потемкин.

Вот теперь о том, как Севастополь стал военно-морской крепостью и главной базой Черноморского флота.

                 Севастополь: военно-морская крепость России

Итак, 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года считается днем рождения Черноморского флота России (день, когда 11 судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А.  Клокачёва вошли в Ахтиарскую бухту для постоянного там базирования). 14 июня 1783 года в этой бухте была основана база Черноморской эскадры. (этот день и стал днем рождения будущего Севастополя).  А 14 февраля 1784 года указом императрицы Екатерины Великой город официально получил свое имя — Севастополь. Исторически он появился именно как военно-морская крепость на юге России. Основание Севастополя – это основополагающий момент для появления главной военно-морской базы народившегося Черноморского флота. И хотя Севастополь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью через несколько лет (1804), но, по сути, он таковым стал со своего дня рождения (1783).

«Объявляем сим волю нашу устроить следующия укрепления: крепость большую Севастополь, где ныне Ахтияр и где должны быть Адмиралтейство, верфь для первого ранга кораблей, порт и военное селение», — зафиксировано в указе императрицы от 14 февраля 1784 года. Так Екатерина Великая превратила черноморскую деревушку в город с мировой славой. Свое гордое имя Севастополь никогда не терял и не разу не опозорил.

Вид на Севастополь со стороны Северных фортов. Середина XIX века

На противоположном берегу ручья разместились строения Артиллерийского ведомства, из-за которых бухта и получила называние Артиллерийской.

Строения на Николаевском мысу были защищены небольшим земляным редутом, который располагался в районе современной водной станции и площади Нахимова. Земляные батареи, построенные ранее А.В.Суворовым, были расширены и укреплены. К 1785 году в военном поселении Севастополь проживали уже около 10 тыс. человек.

Второй этап строительства крепости в Севастополе (1787-1802)

Второй этап определил строительство укреплений, прикрывающих вход в Севастопольскую гавань. Процесс шел форсированными темпами. Это строительство укреплений Севастополя также связано с именем А.В.Суворова. Получив звание генерал-аншефа, он руководил строительством укреплений вновь основанного города.

Закладываются четыре мощных земляных батареи для 110 орудий разного калибра. Орудийные позиции располагались по обе стороны от бухты. Самая мощная батарея стояла на мысе Александровский, при входе в бухту. На ней располагались 44 пушки. На мысе св. Николая, в районе современного Приморского бульвара, стояла батарея на 28 орудий. Северная сторона была укреплена чуть слабее. Двадцать восемь орудий располагались на Константиновском мысу. На Михайловском мысу находилась батарея, состоявшая из 10 пушек. Батареи были примитивными, земляными, валы не имели амбразур и были усилены корзинами с землей и плетнями. Чтобы повысить эффективность огня, две батареи (на Александровском и Константиновском мысу) разместили как можно ближе к урезу воды, (высота орудий над уровнем моря составляла всего 4 метра). Валы, чтобы усилить защиту орудий выполнили широкими: две сажени (4,3м) в верхней части, но все же это были временные батареи.

Неудачно начавшаяся Русско-турецкая война, тем не менее, закончилась победой России (1791). Произошла смена командующего Черноморским флотом: вместо нерешительного адмирала Войновича, был назначен Ф.Ф.Ушаков. Но в 1792 году умер Г.Потемкин, и Ф.Ф.Ушакова, понизив в должности, назначили командующим Севастопольской эскадрой, подчинив адмиралу Мордвинову. Для Севастополя эти перестановки сыграли позитивную роль. Потому что Ф.Ф. Ушаков и А.В.Суворов, с ноября 1792 года занимавшийся укреплением южных крепостей, приняли решение о модернизации Севастопольских укреплений.

В апреле 1793 года по указанию А.В.Суворова были начаты работы по разработке проекта плана крепостных сооружений. А в ноябре того же года уже появился «План Севастопольских укреплений» разработанный архитектором Де-Воланом. Проект был удачным, но, к сожалению, значительная часть проекта, из-за нехватки средств реализована не была. По проекту укрепления должны были состоять из пяти фортов замкнутой формы. Форт А (на мысе св. Константина) должен был представлять собой двухъярусную батарею. Форт В (на мысе св. Александра) представлял собой двухъярусную башню с одноярусной батареей. Форты С и D должны были располагаться на м. Хрустальный и между Константиновским и Михайловским мысами. Самый большой форт планировалось построить в районе современного Приморского бульвара на мысе св. Николая. В этом большом форте планировалось разместить погреба, цейхгаузы, склады и другие подразделения крепости.

По проекту орудия предполагалось устанавливать не за земляной насыпью, а за каменным бруствером. Позиции орудий вырубались в скальной породе мысов, при этом, бруствер, прикрывающий орудия с фронта, так же высекался из коренной породы. Там, где скала имела трещины или слабую структуру, велась кладка из бутового камня на извести. Толщина бруствера составляла 3,6-4,2 м. Высота 1,5 м. Вырубленный камень использовался для укрепления берега. Одновременно укрепления защищались с тыла рвом и валом. Проект так и не был завершен. Для завершения строительства укреплений А.В. Суворов испросил у императрицы 2 млн. рублей.

Не дожидаясь ответа, А.В.Суворов начал вести работы за свой счет. Но ему было отказано в выделении требуемой суммы, и Александр Васильевич попал в сложное положение, ибо, начав работы без согласования, он задолжал подрядчикам. В итоге, эта инициатива стоила ему его имений в Новгородской области, которые были проданы, чтобы рассчитаться с подрядчиками. Завершить работы ему не удалось, в 1794 году сам Суворов отправляется в Польшу, подавлять восстание шляхты.

11 сентября 1797 года мощный шторм нанес существенные повреждения всем трем фортам Севастопольской крепости. Особенно пострадал форт Е (Николаевская батарея).

В недостроенно-разбитом виде укрепления Севастополя находились около семи лет. Реконструкция укреплений была остановлена из-за смерти Екатерины II. Ее преемник император Павел I приостановил финансирование.

После дворцового переворота на российский трон взошел царь Александр I. При этом российском императоре политика России вновь меняется, и в отношениях с Турцией снова замаячила тень войны.

Третий этап строительства крепости в Севастополе (1802-1821)

В 1802 году комендантом Севастополя становится адмирал Де Траверсе (будущий командующий Черноморским флотом и морской министр России). При нем начинается третий период бурного строительства крепостных укреплений Севастополя. В 1805 году он представил проект, по которому предполагалось строительство восьми батарей. Но началась очередная Русско-турецкая война (1806-1812). Севастополь нужно было как-то оборонять. В связи с этим, маркизом де Траверсе были начаты работы по восстановлению старых и строительству новых укреплений. Им был разработан новый проект на 25 батарей, который частично и успели реализовывать.

В 1807 году (через год после начала войны) генерал фон Сухтелен представил заключение по проекту укреплений. В заключении указывалось, что для защиты Севастополя вполне достаточно девяти береговых батарей.

Строительством укреплений был назначен руководить генерал-майор Гартинг. В период с 1806 по 1811 годы были построены многие укрепления (два из них сохранились до настоящего времени: Северное укрепление и часть 10-й батареи). Северное укрепление построено так добротно, что даже во время Великой Отечественной войны (1941-1945) оно сослужило добрую службу защитникам Севастополя.

Схема крепостных укреплений в Севастополе. 1820-е годы

Четвертый этап строительства крепости в Севастополе (1821-1853)

Новый этап строительства, связан с очередной угрозой Русско-турецкой войны. В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание. Российская империя поддерживала повстанцев, что было воспринято Турцией, как вмешательство во внутренние дела.

К тому времени, недостроенные и заброшенные укрепления города находились в весьма печальном состоянии. Кроме того, за прошедшее время сильно изменилась дальность стрельбы артиллерии. Принципиально орудия остались гладкоствольными, использовали тот же дымный порох, но возросла длина орудия, изменился материал ствола, его прочность, а за счет повышения прочности ствола, появилась возможность использования более мощного метательного заряда. Кроме того, возрос калибр орудий. Старые укрепления не в полной мере отвечали современным требованиям.

Для восстановления и модернизации укреплений Севастополя был создан «Комитет для исправления укреплений Севастопольского порта». Этот комитет принял решение о строительстве крепостной линии вокруг города. Но реализация этих решения оказалась связана с большими проблемами.

Испросив из казны немалую сумму денег, провели топосъемку, которая по времени заняла почти пять лет. Уже и война кончилась, и император в России сменился, и декабристов в Сибирь отправили (1825), а в Севастополе все еще утверждалась топосъемка, без нельзя было строить крепость. Окончательно топосъемка была утверждена только в 1827 году. В том же году был завершен проект укреплений, разработанный комитетом под руководством адмирала Грейга. Это был первый проект, по которому Севастополь действительно, становился полноценной крепостью, а не портом, прикрытым береговыми батареями.

В 1832 году начальником штаба Черноморского флота становится М.П.Лазарев. По высочайшему повелению была начата разбивка укреплений на местности, но вот тут-то выяснилось, что топографический план местности, на который ушло почти семь лет и огромные казенные средства выполнен очень некачественно. Сухопутный обвод крепости по этому плану строить было невозможно.

Об этом доложили императору, и тот отрядил в Севастополь специалиста-фортификатора, для корректировки плана на местности. Инженер-полковник Бюрно должен был внести в топографический план соответствующие корректировки и разместить объекты на местности. Он же и явился проектантом некоторых сооружений. Откорректированный план полковника Бюрно предусматривал строительство 7 бастионов, соединенных оборонительными стенами. В тылу каждого бастиона располагалась каменная оборонительная казарма. В связи с переделками, строительство сухопутного обвода сильно задержалось. С береговыми батареями проблем не было, и их строительство шло опережающими тепами.

Было принято решение строить не открытые, а казематированные батареи. Впрочем, идея была совсем не нова. Ей как раз в 1834 году исполнилось бы 50 лет. Подобные сооружения, А.В.Суворов предлагал построить еще в 1784 году.

Учитывая важность работ, была учреждена должность строителя крепости. Им стал инженер-полковник Шестаков. В 1834-м году М.П.Лазарев становится командующим Черноморской эскадрой, и именно при его содействии начинается активное строительство.

Первой начали перестраивать Александровскую батарею. На самой оконечности мыса построили круглую двухэтажную башню, диаметром 20 м. К башне примыкало одноярусное прямоугольное казематированное укрепление, на 20 орудий. На крыше укрепления, за парапетом можно было разместить еще 18 орудий. К левому флангу каземата примыкала земляная батарея на 18 орудий. Бруствер земляной батареи был отделан тесаным камнем. С тыла укрепление было прикрыто рвом, валом, которые отсекали мыс. В тылу укрепление было оборудовано оборонительной казармой, где был расквартирован его гарнизон.

Посчитав, что работы идут вяло, Николай I снимает Шестакова и назначает на его место инженер – полковника Фелькерзама. Однако замена одного полковника другим никак не ускорила ход работ. Император Николай I предпринимает экстренные меры. Он выделяет на выполнение работ в 1836 году 1 млн. рублей – огромную по тем временам сумму. Лично курируя строительство крепости, Николай I в 1837 году посещает Севастополь. Результатом этого визита стало начало проектирования казематированной батареи №2 (Михайловской). Батарею начали перестраивать в 1841-м году. Вторым результатом стало некоторое изменение линии сухопутных укреплений. Первый бастион был перенесен за Ушакову балку. Изменились и темпы строительства на сухопутном обводе.

Видя, что строители не справляются, подключили военных. С 1837 года к земляным работам на месте будущих бастионов, привлекли пятнадцатую пехотную дивизию.

Работы по-прежнему велись медленно, и в 1840-м году полковник Фелькерзам тоже был снят с должности. На его место был назначен инженер-полковник Павловский. После этого, работы, наконец, пошли по утвержденному императором плану.

Но в 1846 году выходит приказ императора Николая I о приостановке работ на сухопутном обводе обороны. Причина этого решения непонятна. К этому времени в скалистой севастопольской земле успели частично вырубить рвы на месте будущих бастионов. Все это происходило уже почти накануне Крымской войны. (1853-1856).

Севастопольские бастионы. Сухопутный обвод времен Крымской войны (1853-1856)

Это были, по сути, крепостные стены Севастополя. Их начали строить еще при командовании Черноморским флотом адмиралом Лазаревым. К сожалению, их возведение затянулось по времени. И с началом Крымской войны пришлось срочно строить то, что не успели построить вовремя.

Севастополя, рисованный с натуры И.К. Айвазовским 27 октября 1854 г. Литография В.Ф. Тимма

В 1853 году, с началом войны слегка активизировались строительные работы в Севастопольской крепости. В том числе, и на сухопутном обводе. Однако, высадка турецкого десанта считалась маловероятной, и укреплялся, в основном, приморский фронт крепости, т.е. береговые батареи. Сложность была в том, что не хватало инструмента. Каменистую крымскую землю пытались ковырять самодельными деревянными лопатами, землю носили на шинелях. Из-за нехватки инструмента валы возводились, в основном, из верхнего мягкого слоя грунта, который подносили, иногда, за сотни метров.

Первый бастион располагался на Корабельной стороне на левом берегу Килен-бухты, в районе современной улицы Макарова, над железной дорогой. По проекту 1834 года первый бастион предполагалось построить позади Ушаковой балки, но позже вынесли его вперед, за возвышенность между Ушаковой балкой и Килен-бухтой. В 1851 г. из крымбальского известняка построили оборонительную казарму с подвалом на 250 человек (автор проекта Ф. А. Старченко). На ее вооружении находилось 9 полупудовых крепостных единорогов (до настоящего времени сохранилась только угловая башня на ул. Хрулева). Очертания бастиона укрепление приобрело только в начале июня 1855 года.

Угловая башня от 1-го бастиона на улице Хрулева

Второй бастион находился на небольшой возвышенности на краю Килен-балки. На генеральном плане города Севастополя «с показанием высочайше утвержденного проекта» укреплений 1840 года под номером вторым числилось укрепление на Малаховом кургане. Позднее, уже в ходе обороны Севастополя, левее кургана был построен бастион, получивший номер два. А бастион на Малаховом кургане получил наименование Корниловского (без номера).

В феврале 1854 года был организован сбор средств населения на оборонительные нужды. На эти средства в очень сжатые сроки было построено несколько укреплений, на запланированной ранее линии обороны, некоторые укрепления были построены вне плана. Наиболее известным (но, далеко, не единственным) укреплением, построенным на средства горожан, стала оборонительная башня, более известная, как башня Малахова кургана. 10 июня 1854 года строительство башни было завершено.

Оборонительная башня Малахова кургана — одно из немногочисленных военных сооружений середины XVIII века, сохранившихся в городе до наших дней. Правда, сохранилось оно не в полном объеме. Верхняя часть сооружения разрушена, а затем перестроена. Построить на Малаховом кургане каменную двухэтажную башню с бойницами, зубчатыми стенами и потайным выходом в поле было решено в начале Крымской войны.

 Малахов курган. Таким его увидели союзники

Третий бастион, построенный в 1854 году, прикрывал подступы к Южной бухте и центру города. Он входил в третью дистанцию оборонительной линии. Между третьим и четвертым бастионом находятся верховья Южной бухты. Местность в этом районе была заболочена и для строительства дороги сюда свозили грунт, извлеченный при строительстве Лазаревских казарм. Поэтому ранее это место называлось Пересыпь. Кроме двух батарей на Пересыпи верховья Южной бухты прикрывала батарея «Грибок», располагавшаяся ниже Исторического бульвара.

Батарея «Грибок»

Четвертый бастион, защищавший центр города, входил во вторую дистанцию оборонительной линии. Если к началу обороны на бастионе стояло восемь 12-фунтовых карронад, то в августе 1855 года он насчитывал 219 орудий.

Пятый бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии. Она включала в себя: пятый, шестой, седьмой бастион. Территория бывшего пятого бастиона находится недалеко от площади Восставших. В настоящее время, практически вся территория 5-го бастиона занята парком, повторяющим его форму. На месте бастиона ныне находится кладбище коммунаров.

Шестой бастион располагался в районе гостиницы «Крым». Современная улица 6-я бастионная проходит по тому месту, где в первую оборону города находилась оборонительная стена между пятым и шестым бастионами.

Седьмой бастион так же был завершен к началу Севастопольской обороны. Бастион так же был каменным, но качество укреплений оставляло желать лучшего. Бастион находился на территории современного 24 завода ЖБИ ЧФ РФ.

Константиновский форт (батарея) Севастополя

Константиновская батарея. 2024 год

Константиновская батарея – это старая казематированная батарея (периода Крымской войны). По сути, это форт, ставший одним из символов Севастополя. Фортификационное сооружение находится на одноименном мысу на северной оконечности Севастопольской бухты. Его почему-то иногда зовут «равелином», хотя это и неправильно. Это настоящий форт, аналогичный кронштадтским фортам.

Константиновская батарея построена в 1840 году, названа в честь великого князя Константина Павловича, внука императрицы Екатерины II. Строительство ее велось долгое время. Ещё 15 июня 1778 года по приказу Суворова у входа в бухту будущего Севастополя русские солдаты возвели земляные укрепления. Позже в 1794 году также по указанию Александра Васильевича Суворова строится двухъярусная каменно-земляная батарея по проекту Франца Павловича де Воллана, который управлял постройкой порта Ахтиар. В 1834 году было принято решение о строительстве каменной казематированной батареи на месте форта с учётом последних достижений фортификации по проекту инженера-полковника Карла Бюрно. Строительство было завершено в 1840 году, ключевым строительным материалом крепости был особо прочный камень, который до сих пор добывают в Севастопольских каменоломнях Килен-балки. Строил батарею инженер-полковник Густав Ефимович Фелькерзам, затем — инженер-полковник Павловский. Само двухъярусное укрепление построено в виде подковы, имеет плоскую крышу.

В период второй обороны Севастополя (с 5 по 10 июня 1942 года) батарея была одним из четырёх опорных пунктов Северной стороны и удерживала рубеж до последней возможности.

Сейчас на территории батареи работает музейно-выставочный комплекс «Константиновская батарея», отреставрированный Русским географическим обществом.

Внутренний двор батареи. После реконструкции. 2024 год

Севастополь после Крымской войны

Уничтоженная Южная бухта Севастополя. 1856

Итоги Крымской войны для России были тяжелыми. Она войну проиграла. Согласно Парижскому трактату 1856 года ей был запрет на содержание Черноморского флота, а также на строительство и содержание вблизи черноморского побережья крепостей и арсеналов, наличие там регулярных войск. Но в 1870 году эти пункты Парижского трактата были Россией денонсированы. И Черноморский флот стал активно возрождаться.

В 1890 году Севастополь вновь официально объявили главной базой Черноморского флота и крепостью, а комитет министров принял решение о переносе Севастопольского коммерческого порта в Феодосию. В Севастополь из Николаева перебазировали штаб и другие органы управления Черноморского флота. С возрождением флота возникла необходимость иметь и соответствующую береговую базу. В Севастополе заново велось строительство зданий военного порта, причалов, казарм, складов для хранения флотского имущества, боеприпасов, топлива.

С развитием и укреплением Черноморского флота в условиях осложнения политических отношений на международной арене вновь встал вопрос о невозможности совмещения в Севастополе коммерческого порта с военно-морской базой. Поэтому в 1905 году порт для внешней торговли был полностью закрыт. И город на долгие годы сохранил свое главное предназначение – быть главной базой Черноморского флота. А крепостные укрепления успешно исполнили свою миссию и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Слава Севастополю, который был и навсегда остался русским!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *