Рассохо-Анохина В. Электронные, дистанционные технологии обучения по направлению высшего и дополнительного образования «Информационные системы и технологии — реальная возможность ускоренной социальной адаптации военнослужащих»

Аннотация: 

В современном мире, при довольно часто изменяющихся объективных и субъективных факторах, при необходимости граждан молодого и среднего возраста, заканчивающих службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, встает вопрос: как решить проблему профессиональной принадлежности и востребованности в гражданской жизни? Профессиональная ориентация военнослужащих в период прохождения военной службы, применение заочных, очно-заочных форм обучения с применением электронных дистанционных технологий – решение вопроса и исключение проблем завтрашнего дня.

Ключевые слова:

Информационные системы и технологии, профессиональная ориентация военнослужащих, образовательные программы с применением электронного обучения, дистанционные образовательные технологии, запас ВС РФ.

 В современном мире профессиональное образование необходимо, его наличие придает уверенность человеку в завтрашнем дне, в социальной востребованности и возможности развивать свои способности, повышать уровень образования и материального обеспечения своих собственных потребностей и своей семьи. 

Правом на получение образовательных услуг могут пользоваться различные категории граждан России, получающих образование в образовательных организациях как высшего, так и дополнительного образования, в том числе и   военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, что определено существующим законодательством Российской Федерации [1], с предусмотренными законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» [2] и иными нормативными правовыми актами, особенностями.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1155 «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения», а позже и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2019, ст.19  (Право на образование и права в области культуры), определено:

«Офицеры, проходящие военную службу по контракту, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трёх лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на:

бесплатное направление за счёт средств федеральной государственной службы занятости населения на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования, а имеющие право на пенсию — на получение профессионального образования по направлению и за счёт средств организаций, в которые они приняты на работу, с выплатой среднего заработка во время обучения.

Гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами[3].

 Постановление Правительства и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», обозначая возможные формы обучения (очную, очно-заочную, заочную), выбранные обучающимся, предполагает инновационный метод обучения: освоение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников[4].

Современная технология электронного дистанционного обучения, и как результат —  получения образования позволяет сокращать военнослужащим дальних гарнизонов как время на переезды, так и финансовые затраты на обучение, проживание, на транспортные расходы.

 Федеральный Закон, облегчая возможность гражданам, и в том числе, военнослужащим, предусматривает обязанность образовательным организациям создать особые условия для обеспечения качественного, полноценного профессионального образования обучающимся с применением электронных дистанционных технологий. 

Закон гласит:

«<…> в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создаются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся» [5].

Современные электронные технологии, реализуемые посредством инфокоммуникационных сетей, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования   обеспечивают основную задачу их применения: интенсификацию обучения, самостоятельное ознакомление с учебным материалом и его изучение дает возможность студентам наиболее рационально использовать личное время для постижения наук, что, отметим, уже знакомо военным как самоподготовка. При этом предоставление возможности и необходимости студентам изучить большой объем информации, не снижает требований к качеству их знаний. Введен эффективный оценочный критерий: компетенции, которые, как известно, являются одной из характеристик достигнутого выпускником уровня квалификации [6].

Обратим внимание на тот факт, что Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2019, ст.19 (Право на образование и права в области культуры), определено:

«<…> Военнослужащие, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности, приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования [7].

Однако,  Федеральный закон от 3 июля 2019 года N 164-ФЗ  указывает в п. 4, что «Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), продолжительностью до четырёх месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно [8].

Принимая во внимание тот факт, что при социальной адаптации военнослужащих, уходящих «в запас»,  по тому же ФЗ «О статусе военнослужащих» прописано: «Обучение граждан, окончивших военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования и не имеющих гражданского среднего профессионального образования или высшего образования, в гражданских профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования не рассматривается как получение ими второго или последующего среднего профессионального образования или высшего образования» [9].

SONY DSC

Таким образом, введение и применение электронной дистанционной технологии обучения позволяет военнослужащему получить гражданское образование, без отрыва от выполнения служебных обязанностей, не выезжая из дальнего гарнизона или удаленного от образовательных организаций, населенного пункта. При этом не снижается качество образования, в то же время, появляется возможность достичь того уровня образования, которое при увольнении позволит занять соответствующую должность, не ограничивая себя недостатком профессиональных компетенций и отсутствием гражданских дипломов о высшем профессиональном образовании.

«В качестве структурных подразделений дополнительного профессионального образования выступают факультеты (отделения, курсы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы.

Необходимость периодического профессиональной переподготовки и повышения квалификации военных руководителей и специалистов объективно обусловлена следующими факторами:

·интенсивным изменением внутриполитической и внешнеполитической обстановки, необходимостью точно ориентироваться в происходящих событиях в стране и за рубежом;

 <…>

·внедрением новых методик в существующие технологические процессы;

·изменением общеобразовательного и общетехнического уровня призывников вследствие изменения общегосударственной системы образования;

·повышением «человеческого» и морально-психологического фактора <…>;

·переходом части профессиональной деятельности на информационную основу;

<…>

Кроме того, необходимость повышения квалификации военнослужащих зачастую связана с продвижением по службе, назначением на новую должность, введением в штатные структуры воинских частей и подразделений новых и исключение старых, утративших свою целесообразность военно-учётных специальностей.

Эти и многие другие факторы обусловливают необходимость периодической профессиональной переподготовки и повышение квалификации военных специалистов [10].  

   Обучающийся военнослужащий по очно-заочной, либо заочной форме обучения   с применением дистанционных технологий, приобретает гражданское образование определенного уровня (высшее или среднее профессиональное), специальность, квалификацию. Полученное гражданское образование, в то же время, станет ступенью, основанием для получения последующего уровня высшего гражданского образования, следующего за   бакалавриатом, которыми являются: магистратура, аспирантура. То есть, при наличии только военного среднего профессионального или военного высшего профессионального образования, у военнослужащего, получившего военное образование, отсутствует возможность непрерывного повышения уровня гражданского образования в гражданском вузе как продолжение образования в качестве второго высшего, т.к. для гражданского уровня образования военное образование не рассматривается как первое высшее профессиональное или первое среднее профессиональное [11].

При применении образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий очно-заочной или заочной форм обучения применяются активные и интерактивные формы обучения: семинары в диалоговом режиме, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разборка конкретных ситуаций, групповых дискуссий, вузовские и межвузовские телеконференции).

Военный человек, имеющий среднее специальное или высшее специальное (военное) образование в период его получения приучен к системности, однозначности определений, используемых в письменном или речевом общении, дисциплинированности и последовательности.  Поэтому военному более доступны и понятны систематизированная подача и восприятие информации, что предусмотрено, в свою очередь, виртуальной обучающей средой «Moodle». 

Она является эффективным инструментом внеаудиторной работы студентов. Для обучаемого доступны все материалы учебные, учебно-методические, практико-ориентированные, различные формы контроля работы студентов, их взаимодействия посредством инфокоммуникаций с преподавателем и между собой.

Для работы с материалом посредством электронной дистанционной технологии студент должен иметь: любой компьютер, браузер, любую операционную систему. Является необходимым только    подключение к интернету, чтобы пользоваться сайтом дистанционного обучения образовательной организации. Изучение размещенного учебного, методического материала, выполнение заданий обучаемый осуществляет дистанционно, самостоятельно, в любое удобное для него время. Эффективна в плане экономии личного времени студента работа посредством использования планшетов.  Таким образом, обучаемый не привязан к стационарному месту работы с компьютером.

Система Moodle — это свободное, кроссплатформенное программное обеспечение, имеющее лицензию GNU GPL, русифицированное.

Наполнение электронной системы обучения лекционным материалом позволяет получить обучаемому основы профессиональных знаний по дисциплине. Обучаемый, после освоения материалов определенного блока лекции, должен ответить на вопросы.  Если они неверны, учащийся может быть возвращен в любой раздел лекции.  Количество попыток, предоставляемых студенту для работы с лекцией и определить преподавателю степень усваиваемости материала студентом, регулируется благодаря   нелинейному принципу работы с изучаемым предметом.

Преподаватель в системе   Moodle, в качестве тренажера или контроля, использует тесты, может регулировать количество попыток прохождения теста студентом, оценивать их.  Доступна и двухсторонняя связь преподавателя и студента посредством форума, когда обучаемые могут получать консультацию у преподавателя, или общаясь между собой, обсуждать вопросы [12].

Для имеющих, прежде всего, техническое профессиональное образование, военнослужащих,  как показывает практика  факультетов и кафедр информационных технологий,  быстро осваиваемые и более, чем  другим категориям населения, доступны дисциплины  образовательного процесса направлений  информационных  технологий: информационная  безопасность телекоммуникационных систем, информационные системы и технологии, информатика и вычислительная  техника, и педагогических:  инновационные  технологии в  образовательном процессе,  матричные системы обучения.

Приобретая специальности вышеуказанных профилей, значительно расширяется профессиональная пригодность военнослужащих, уходящих по разным причинам и обстоятельствам в запас, при подборе гражданской службы или места работы.  Большое значение имеет и практика для обучаемого, которая может быть проведена образовательной организацией, либо предоставляющей практику, так же дистанционно, что позволяют сегодня коммуникативные возможности, инфокоммуникационные системы и технологии.

Файл можно получить по ссылке:
Храм души моряка Мастер.mp4

https://yadi.sk/i/KH2VMMihtjSwmg

Файл можно получить по ссылке:
Рассекая просторы морей AVI 16×9.avi
https://yadi.sk/i/0h1npmDK3LQQbN

Современное образование, к которым, прежде всего, относится подготовка специалистов по направлениям информационных систем и технологий, представляет собой эффективное сочетание содержания и технологий обучения, в русле которого дистанционная электронная технология получения образования дает уникальную возможность обучаться индивидуально, независимо от места и времени, и в то же время, иметь связь с преподавателем и однокурсниками, находящимися в разных населенных пунктах.  При этом дистанционное обучение выступает в роли одной из доступных, реальных возможностей получить гражданское высшее профессиональное или дополнительное образование посредством традиционного заочного обучения, что значительно сокращает путь и период социальной адаптации увольняемого в запас военнослужащего.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» /

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Дата обращения 02.09.2019.

2. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2019, ст.19 (Право на образование и права в области культуры) / «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998 г., ст. 2331.

Там же.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.16 (ред. от 26.07.2019) (с последними изменениями и доп. вступившими в силу)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

  Дата обращения 04.09.2019.

5. Федеральный закон   от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»  ст.16. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

Дата обращения 04.09.2019.

6. Федеральный закон от  29.12.2012 № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» Ст.12. п.5.  Дата обращения 25.08.2019.

7. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2019, ст.19  (Право на образование и права в области культуры) / «Собрание законодательства РФ», № 22, 01.06.1998 г., ст. 2331.

8. Федеральный закон от 27 мая 1998 г.  «О статусе военнослужащих» от 3 июля 2019 года N  76-ФЗ,  (с изменениями на 3 июля 2019 года). http://base.garant.ru/178792/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/.

Дата обращения 20.08.2019.

9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г.  76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями на 3 июля 2019 года), ст.19.

http://base.garant.ru/178792/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/.

Дата обращения 20.08.2019.

10. Троян И.А. Дисс. «Дистанционное обучение как инновационная технология в профессиональной переподготовке  военнослужащих»

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, 2012 г./  

https://scienceforum.ru/2012/article/2012002081.

Дата обращения 04.09.2019.

11. Федеральный закон от 27 мая 1998 г.  76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями на 3 июля 2019 года), ст.19.

http://base.garant.ru/178792/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/.

Дата обращения 20.08.2019

12. Зезюля С.Н., Князев И.М., Привалова Ю.И., Хамов И.В. Примеры дистанционного обучения магистрантов./Вестник Сибирского отделения Академии военных наук. № 45. С. 168-170.

С уважением,
директор Международной Академии информационных технологий,
генеральный директор АО «Морская документальная видеостудия»,
академик Всемирной академии наук, искусства, культуры,
академик Санкт-Петербургской арктической академии
кинорежиссер, сценарист, продюсер
к.и.н.  Валентина Николаевна Рассохо-Анохина
тел.  8-911-221-86-95  

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Наверно я буду не совсем корректен по отношению к этой статье. Прошу прощения, но я считаю, что руководство Вооруженных Сил и ВМФ должны думать, прежде всего о тех, кто хочет связать свою жизнь с армией и флотом, посвятить их служению своей Родине.
    Надо думать, прежде всего именно об этом. О возможности и способах совершенствования и повышения образовательного уровня, знаний, умений, навыков, именно в интересах армии и флота.
    Заранее скажу, что существующие в России шаблоны построения образования на базе Болонской и Монреальской системы высшего образования меня и армию и флот не должны интересовать, как и жизнь и образование тех, кто уйдет из армии. Это дело государства и законов защищать их права и давать им необходимое образование, вне военной службы.
    Считаю, что существует значительное различие между высшим общегражданским (инженерным) и военным образованием (тоже инженерным) и воспитанием
    Мне кажется, что пора сказать, что военное образование и воспитание – это особое направление, которое должно строиться по иным принципам и совершенно другими способами, нежели общегражданские. Учебные планы программы должны иметь иное наполнение и строиться только в интересах военной службы. Как впрочем и отбор для службы должен производиться только обладающих определенными, в том числе и врожденными качествами характера и личности. Не из каждого вчерашнего школьника, можно сделать Нахимова, Ушакова, Моцарта, Верещагина. Их (будущих защитников Родины) надо отбирать и отбирать качественно и хорошо, прежде чем начать давать военное образование.
    Военное образование и воспитание заслуживает особого изучения и выработки совершенно иных способов реализации, нежели имеемые сегодня. Нам в армии и во флоте не нужны выпускники благородных собраний, умеющие танцевать Па-де-Грас, а нужны люди, умеющие хорошо воевать, способные реализовать себя в условиях современного боя. И на это должно быть направлено все военное образование, которое не должно копировать систему гражданского образования про которую Аркадий Райкин хорошо сказал — забудь все чему тебя учили …. в школе. в институте и так далее.
    У нас в стране на сегодня уже построена красивая система, позволяющая готовить инженеров, бакалавров, магистров, а потом кандидатов, докторов наук.
    А для армии и флота, надо прежде всего, готовить офицеров и командиров, способных принимать единственное правильное решение, при ограниченном времени, в сложных условиях современного боя ведущее только к победе, способных повести за собой подчиненный личный состав, способных обслуживать сложную современную технику и оружие в остановке их отказов, обладающих такими качествами, как решительность, самостоятельность, независимость, инженерная грамотность, обладающих широким кругозором знаний.
    Получение общегражданского высшего образования, с помощью автоматизированных дистанционных технологий, в период прохождения службы в армии – это хорошо, если не вредит самой службе и не отрывает от нее.
    Повышение уровня военного образования, способствующее улучшению качества военной службы – Да – это необходимо. А остальное, которое для души и сердца, должно идти вне службы.
    Военная служба весьма ограничена по своему времени действующим законодательством, построенным для мирного времени, при полном отсутствии военных угроз.
    У нас сегодня другое время, и мы не имеем права отрывать (в их личных интересах) от военной службы, тех, кто должен ее нести сегодня с полной отдачей. Иначе – это угроза боеготовности армии и флота, а, следовательно, и безопасности нашей страны.
    На мой взгляд, в армии и во флоте должны служить люди, посвятившие себя служению Родине, патриоты своей Родины. А зачем армии и флоту тратить деньги и средства на обучения и воспитание тех, кто в дальнейшем не хочет себя связывать обязательствами и перспективами службы в армии? Ведь это нонсенс, когда более половины кадетов, обучающихся в специализированных морских корпусах, школах, нахимовских и суворовских училищах, высших военных училищах, институтах, университетах и академиях в дальнейшем не желают продолжать службу, а думают о получении дополнительных образований вне армии и флота. А образование, построенное по принципам болонской и монреальской систем не дает выпускникам требуемых знаний, умений и навыков для службы в армии и во флоте.
    В этой статье мы думаем, как заманить молодых людей на службу в армию, чтобы они не считали службу потерянным временем, а нам думать надо, о том как в нынешних условиях международной обстановки, поднять боеготовность и боеспособность своих армии и флота.

  2. Прошу по ссылке посмотреть фильм и клипп.

    Файл можно получить по ссылке:
    Храм души моряка Мастер.mp4
    https://yadi.sk/i/KH2VMMihtjSwmg
    https://yadi.sk/i/nP5BOZFjQOOMBw — заставка фестиваль Х «Виват, Россия!»
    Файл можно получить по ссылке:
    Рассекая просторы морей AVI 16×9.avi
    https://yadi.sk/i/0h1npmDK3LQQbN

    Абсолютно верно в этой статье (т.е. комментарии о том, что развитие и образованность военнослужащего должны способствовать его профессионального росту во благо Отчизны. Информационные технологии — это профессия государственных людей, профессия сегодняшнего и будущего и бояться расширения границ знаний не следует.

    С уважением, В.Н. Рассохо-Анохина
    Директор Международной Академии информационных технологий.
    Ген. директор АО «Морская документальная видеостудия», кинорежиссер, К.И.Н.

Добавить комментарий для Виктор Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *