Базовый тральщик Т-214 «Бугель» (БТщ типа «.. | Погибшие корабли
В августе 1941 года тральщики Т – 209 и Т – 214, доставлявшие авиабомбы на остров Эзель погибли, подорвавшись на минах. На острове находился аэродром, с которого взлетали балтийские лётчики полковника Е. Преображенского на бомбёжку Берлина. Эзель (Саарема) являлся ближайшим местом, откуда до столицы фашистского рейха было ближе всего, к тому же в то время не имелось других аэродромов, дававших возможность не только долететь до Берлина, но и вернуться обратно.
Бомбы для авиации доставляли корабли Балтийского флота – базовые тральщики, охраняемые сторожевиками и морскими охотниками. Путь из Кронштадта до Эзеля осложнялся проходом через минные поля, на корабли велись непрерывные воздушные атаки.
Командир БТЩ Т – 203 Михаил Павлович Ефимов был срочно вызван в штаб Кронштадтской военно – морской базы к оперативному дежурному. Конечно, он знал о гибели своих товарищей и догадывался о задаче, которую ему предстоит выполнить. За столом оперативного дежурного висела большая карта, задёрнутая занавеской. Ещё вчера, подумал Михаил, здесь изучали эту карту командиры погибших тральщиков – старшие лейтенанты Б. Фролов и К. Тимофеев. К сожалению, их уже нет. От грустных размышлений его вернул к действительности голос оперативного дежурного:
«В Ораниенбауме примете на палубу 30 авиабомб и взрыватели к ним. Только взрыватели храните в своей каюте в личном сейфе. Вы назначаетесь командиром конвоя, в котором с Вами пойдёт скр «Коралл», тральщик «Вистурис» и охранение – морской охотник МО – 208. Ваша задаче – доставка на остров Эзель, как можно большего количества авиабомб. Это приказ.»
«Есть», — ответил Михаил.
«Теперь взгляните на карту минной обстановки, — дежурный отдёрнул занавеску, и перед старшим лейтенантом открылся маршрут следования конвоя, — наши минные поля, заграждения, банки – всё это чётко обозначено и известно, а вражеские – обозначены условно только границами опасных районов, сколько их, неизвестно, немцы за прошедшее время могли поставить мины где угодно, поди узнай…»
Но приказ есть приказ, и его надо выполнять.
Нештатный груз получали в Ораниенбауме. Вместе с помощником лейтенантом Спорышевым и боцманом Шевченко решили крепить бомбы, находившиеся в контейнерах, цепями минных креплений, плотно прижимая их к палубе. Собрав экипаж на баке, командир объяснил морякам:
« Пойдём на Эзель, у нас бомбы для бомбёжки Берлина, путь нелёгкий, но надо дойти. Лётчики ждут, у них своя задача, бомбить столицу рейха.»
В кильватерном строю дошли до Лавенсари, используя темноту августовской ночи. С рассветом всё и началось. В небе один за другим появились «юнкерсы». На кораблях конвоя заработали зенитные орудия и пулемёты. Маневрируя, давая то «полный вперёд», то «полный назад», уходили от сброшенных бомб. Короткая передышка, и снова налёт.
Разрывы от бомб всё ближе и ближе к бортам тральщика. Попадание, и — пробоина в районе левого борта под ходовым мостиком. Аварийная партия устраняет повреждение. Расчёт комендоров сбивает один из самолётов противника. Появляются первые раненые и убитые, но стрельба не прекращается, не умолкают разрывы. Бой продолжается. Конвой яростно отбивается от атак фашистских самолётов и упорно идёт вперёд. 17 раз «юнкерсы» атаковали корабли, но моряки не дрогнули, дошли. Бомбы и детонаторы к ним лётчикам доставили. Было это 25 августа 1941 года, а уже через сутки наши самолёты снова бомбили Берлин.
Самолеты бюомбят Берлин dzen.ru
Примечание:
Базовый тральщик Т-214 «Бугель» (БТщ типа «Фугас», 1939г.в., 535 брт, 17.5 уз, 61 чел, 1х100мм, 1х37мм, 2х12.7мм, 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя, 40 ГБ, 31 мина) Краснознаменного Балтийского флота. Подорвался на мине немецкого заграждения Юминда 24 августа 1941 года.
Более подробно эпизод выглядел так: «Третья группа в составе Т-209, Т-214 и Т-206 (вышли из Кронштадта), имея в охранении три катера МО, около 13 часов 24 августа без особых происшествий дошла до траверза мыса Юминданина. Но в 13:15 головной Т-209, шедший примерно в полутора — двух милях впереди двух других тральщиков, при пересечении последней остававшейся еще на пути линии И-82 подорвался на мине и через 3–4 минуты затонул. При взрыве погибли 14 человек. Остальной личный состав подобрали катера МО, из которых один, МО № 131, затем послали в Таллин для скорейшей доставки раненых. Два катера МО продолжали тщательный поиск людей.
Т-214 и Т-206 оставались на месте в течение трех часов, подвергаясь безуспешным налетам авиации противника. Только после встречи с шедшим из Таллина конвоем, в состав которого входил эсминец «Энгельс», движение возобновили, но через несколько минут головной Т-214, пройдя всего полмили, в 16:30 подорвался на мине линии И-38 и через 7–8 минут затонул. Личный состав подобрали катера МО. Оставшийся Т-206 с двумя катерами МО около 19 часов пришел на Таллинский рейд.»
Найден на дне залива финнами из команды Divers of the Dark
Истрия знаменательная. Действительно экипажи тральщиков — герои! Надо помнить это. Спасибо