Пантелеев В.М. Тактическое маневрирование

Помню, был такой случай на одном из первых моих выходов в море.

1962 год. Сентябрь месяц. Оба наших корабля шли в кильватер друг за другом. Первый корабль был флагманом, так как на нём находился комбриг. Мы шли мателотом, у нас на корабле находился НШ бригады капитан 2 ранга Крылов Юрий Александрович. Вдруг нам поступает команда с флагмана – занять место слева от флагмана на курсовом угле 90 градусов (по траверзу) в 4-х кабельтовых. Мне вопрос командира с мостика: – Штурман! На какой курс ложиться? — Про себя я подумал: — Откуда я знаю, на какой курс надо ложиться? — А командир уже продолжает: — Штурман, а какую скорость надо держать? — Отвечаю на мостик: — Товарищ командир! Сейчас я доложить Вам не готов. Проведу расчёт и доложу Вам через 2-3 минуты. – Командир отвечает: — Хорошо, штурман! Пока Вы там считаете, я ложусь на курс такой — то и даю ход такой — то. — Я отвечаю: — Есть, товарищ командир!

Расчёты подобного рода – это расчёты на тактическое маневрирование. Такие расчёты выполняются на специальных манёвренных планшетах. Их имеется 2 типа: большой (зелёный) планшет и малый (красный) планшет. Большой зелёный планшет используется для более точных расчётов, малый красный – для грубых прикидок. Эти же расчёты можно вести и на карте. Надо только уметь построить специальный треугольник скоростей и высчитать курс и скорость перестроения. Я так и сделал – поскольку искать планшеты было некогда (потом — то я их всегда держал под рукой, но это потом), то я стал строить свой треугольник скоростей прямо на уголке карты. Построил треугольник, высчитал курс и скорость и что же я вижу? А то, что мой командир Филановский «на выпуклый военно – морской глаз», как говорится, практически безошибочно назначил новый курс и повышенную скорость. Это не ошибка 3-5 градусов в курсе и 0,5 – 0,6 узла скорости. Это мелочь. Вот что значит опыт командира.

Тут же скажу, что опыт командира – великое дело. Потом, уже на Балтике, я удивлялся командиру соседнего корабля Мамзикову Георгию Александровичу, он как — то ходил с нами «в моря» вместо нашего командира Михаила Суханова. Так вот, Мамзиков посмотрит на берег и пальцем показывает место на карте, где, по его мнению, якобы мы находимся. Проверяю его догадку по пеленгам на береговые ориентиры и удивляюсь – совершенно точно? Как это ему удаётся? Пытался сам так же «определиться», да куда там – и близко не было.

А тогда, на Севере, я сильно удивился, поразился и крепко зауважал своего командира Филановского. Во-первых, он не шумел, не кричал на меня – ещё зелёного штурманёнка, а дал время на расчёты, а сам – самостоятельно — без подсказки штурмана, назначил практически правильные и курс и скорость.

Потом, попозже, когда я сам уже приобрёл свой собственный опыт, проведя многие сотни, если не тысячи, подобных расчётов на манёвренном планшете, особенно в Средиземном море, на боевой службе, тогда, когда мы гонялись за американскими авианосцами, то я действовал практически также: на запрос командира о курсе и скорости я тут же назначал курс и скорость выхода в заданную точку. На глаз, без всяких расчётов, имея только в голове грубую схему такого маневрирования.

И вообще, как потом оказалось (из обмена опытом со штурманами других эсминцев) у штурманов надводных кораблей считается высшим шиком, когда командир корабля получив команду от флагмана на совершение того или иного манёвра, или решив сманеврировать сам, и запросив у штурмана курс и скорость, необходимые для выполнения подобного манёвра, тут же их от штурмана и получает.

Хотя оба знают, и командир и штурман, что точные значения курса и скорости данного манёвра могут быть получены только путём соответствующего графического построения на манёвренном планшете, на что требуется пусть и небольшое, но время. И оба — и штурман и командир — знают, что так надо!

Во-первых, командир, уважающий и себя и своего штурмана, всегда запросит у штурмана курс и скорость, чтобы потом, в случае необходимости, он с чистой совестью мог сказать, что эти значения курса и скорости он получил от штурмана.

Во-вторых, флагман, передав команду мателоту на манёвр, выйдет на мостик и посмотрит, как тот действует – немедленно, немного погодя или через долгие 2-3 минуты! Ему, флагману, всегда приятно видеть, когда его подчинённый, получив от него команду, тут же поворачивает на новый курс и резко увеличивает ход (вырастает бурун за его кормой).

Ему, флагману (как правило, большинство из них «родом» из штурманов), тем более всё известно, что показав свою исполнительность и тут же выполнив команду флагмана, командир того корабля тем самым показал флагману, во-первых, свой опыт, а во-вторых, своё уважение к флагману, как старшему товарищу (и по должности и по званию). Флагман знает, что штурман того корабля сейчас не спеша сделает необходимые расчёты, доложит их результаты командиру, и тот подкорректирует свой курс на 5-10, а то и на все 15 градусов, и скорость на 1-2, а то и на целых 3 узла.

И на флагманском БИПе (боевом информационном посту) это, разумеется, всё будет замечено. Но всё это будет воспринято всеми, включая и самого флагмана, как само собой разумеющееся, в порядке вещей. Думаю, что эти замечательные флотские традиции свято соблюдаются нынешними моряками и по сей день. Так же, как когда то соблюдали их мы — тогдашние флотские офицеры.

Хотя нынешняя автоматизация всего и вся, нынешняя цифровизация везде, где можно и где нельзя, в совокупности, надо полагать, уже внесли свои существенные коррективы в те наши примитивные ручные методы штурманских расчётов на тактическое маневрирование …

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Александр Владимирович

    Я, командир БЧ-1 ЭМ «Сознательный» в 1971 — 1973 гг., командир БЧ-1 пкр «Москва» в 1974 1977 гг., флагманский штурман 21 бпк в 1977 — 1979 гг. ни разу таких случаев не наблюдал. Но, действительно, занятие места на расстоянии в 4 кбт по траверзу флагмана, практически никаких расчетов не требует. Только докладов о расстоянии от РЛС. А увеличение скорости в зависимости от скорости флагмана — от полного до самого полного, и никаких промежуточных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *