

Примерно понятно, где расположен о-в Кильдин
Второй момент запомнился такой. Возвращаемся из полигона в базу. Идём назад проливом, что между островом Кильдин и материком. Остров – справа, материк – слева. На мостике командир, вахтенный офицер, штурман – это я, рулевой и сигнальщик. То есть, все те, кому положено по боевому расписанию находиться на мостике при проходе узкости.
Командир сыграл «Учебную боевую тревогу», весь экипаж разбежался по своим боевым постам. Видим – и без того сильное течение в проливе ускоряется, корабль несёт на берег материка – влево. Командир изменяет курс на 30 градусов – берёт вправо, при этом слегка увеличивает ход. Но нас всё равно несёт влево – на берег – медленнее, но несёт. Это действует приливное течение. Командир ещё подворачивает немного вправо, ещё слегка прибавляет ход. На берег несёт нас уже совсем медленно. Корабль подходит к горловине узкости, причём подходит к этой горловине под углом, фактически боком, градусов чуть ли не под 45 к осевой линии, настолько сильное прижимное течение.
Командир, вахтенный офицер и я – все в напряжении. Мы все понимаем, что если скорость сноса корабля течением резко спадёт, скажем, на минуту — две, то корабль тут же окажется на камнях острова справа. Рулевой на рукоятках руля – весь внимание, вахтенный офицер, стоящий у телеграфа, держит руки на рукоятках машинного телеграфа, чтобы если что, то быстро отработать ходом команду командира, сигнальщик стоит с открытым ртом около своих ящичков с флагами, я в напряжении на своём месте – за магнитным компасом.
Командир — весь внимание, на скулах играют желваки, головой крутит туда-сюда, оценивает – по центру ли пролива мы идём, не надо ли изменить курс и скорость. Нас щепкой проносит по центру пролива под углом к его оси, и корабль выносит в широкую часть пролива за узкостью. Всеобщий вздох облегчения. Слава Богу, на сей раз пронесло!
Командир с помощью рулевого и вахтенного офицера выравнивает курс и снижает скорость, даёт команду на отбой «Учебной боевой тревоги». Потом по лоции я выяснил, что в минуты максимальных приливов или отливов скорость течения в узком месте пролива такова, что корабль несёт, как щепку, и существует реальная опасность сесть на камни. Этот проход стоил командиру, наверное, десятка седых волос, и минимум год жизни.
Больше мы там, тем опасным проливом, ни разу не ходили. Проходили мимо острова только мористее, без всяких тревог и переживаний, спокойно. Лишняя нервотрёпка нам была ни к чему. Кильдин оставляли между собой и берегом.