Бойко В. Трагедии Северного подплава (продолжение)

Подводная лодка Щ-424

Подводная лодка тип «Щ» Х серии заложена 17 декабря 1934 года на заводе № — 189 (Балтийский завод) в Ленинграде  как Щ-312. 27 апреля 1935 года  спущена на воду.

15 декабря 1935 года подводная лодка получила обозначение «Щ-321» и 17 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.  

   19 мая 1939 года Щ-321  начала переход с Балтики на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 21 июня 1939 года, получив 17 июня новый тактический номер «Щ-424», вошла в состав Северного флота.

    20 октября 1939 года у острова Торос в Кольском заливе выходившая в дозор подводная лодка столкнулась с рыболовным траулером РТ-43 Мурманрыбфлота. Удар пришелся в левый борт подводной лодки в район рубки. Через три минуты Щ-424 затонула на глубине двести пятьдесят метров, унеся с собой жизни тридцати двух членов экипажа. Спаслось семь человек, в том числе, командир подводной лодки капитан III ранга К.М.Шуйский.

   1 ноября 1939 года подводная лодка исключена из состава ВМФ.

  7 декабря 1939 года состоялось рассмотрение дела о гибели Щ-424. Приговор был вынесен  по максимуму: К.М.Шуйский и капитан РТ-43 А.В.Дружинин — приговорены к расстрелу. За К.М.Шуйского попытались заступиться его товарищи — подводники. В коллегию военного трибунала они направили ходатайство о смягчении приговора и в январе 1940 года расстрел К.М.Шуйскому заменили десятью годами тюремного заключения. После начала Великой Отечественной войны он был освобожден, и принимал участие в войне командиром подводной лодки Щ-403.

  Подводная лодка Щ-424 обнаружена в ноябре 2014 года, лежащая на грунте с разрушенным ограждением рубки от удара о грунт и воздействия донных тралов при поиске подводной лодки. Причина гибели – удар РТ-43 в левый борт.

Место удара РТ-43
Носовая оконечность ограждения рубки
Винто-рулевая группа
Кормовое 45-мм орудие
Носовое 45-мм орудие
Кормовой перископ

Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.

Подводная лодка Д-1

Подводная лодка I серии заложена 5 марта 1927 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде.  3 ноября 1928 года спущена на воду, и 12 ноября 1930 года вступила в строй.18 ноября 1930 года Д-1 вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

Осенью 1932 года подводная лодка подверглась специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления её тактико-технических элементов. Испытания показали, что Д-1 не уступает аналогичным подводным лодкам Англии и США того же периода постройки.   
   Летом 1933 года «Декабрист» в составе ЭОН-1 по  построенному Беломоро-Балтийскому каналу переведена на Север, 5 августа 1933 года вошла в состав Северной военной флотилии. Во время перехода 21 июля 1933 года в Сорокской губе Белого моря подводную лодку посетили  И.В.Сталин, С.М.Киров, К.Е.Ворошилов. В сентябре 1934 года подводная лодка получила литерно-цифровое обозначение «Д-1», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.
   В 1935 году Д-1 совместно с Д-2, в тяжелых метеорологических условиях совершила переход к Новой Земле, вернувшись из похода, участвовала в тактических учениях. В августе 1936 года «Декабрист» совместно с Д-2  посетила Новую Землю и, пройдя проливом Маточкин Шар, вошла в Карское море. 21 сентября 1938 года  Д-1 вышла из Полярного по маршруту: Цып-Наволок – остров Вардё – мыс Нордкап – остров Медвежий – остров Надежды – остров Междушарский (Новая Земля) – остров Колгуев – мыс Канин Нос – мыс Святой Нос – остров Кильдин. Поход продолжался более 44 суток.
   В ходе Советско-финской войны Д-1 совершила два Боевых похода. Третий Боевой поход состоялся после окончания войны (27 марта — 7 апреля 1940 года): подводная лодка несла дозорную и разведывательную службу в районе Нордкап – Вардё, прикрывая эвакуацию частей 14-й армии из Петсамо в Мурманск.
    13 ноября 1940 года Д-1 вышла из Полярного и взяла курс в Мотовский залив для выполнения курса учебно-тактических задач. Подводной лодке предстояло провести учебную торпедную атаку судна.  Для проведения учений была выделена плавбаза «Умба». В 13.26. командир подводной лодки доложил по радио о готовности к выполнению учебной задачи. Это была последняя радиограмма «Декабриста». Через 4 минуты подводная лодка погрузилась под перископ по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка Выев-Наволок и начала движение курсом 270°. В 13.45. по пеленгу 160° от мыса Шарапов в дистанции 17 кабельтов пост СНиС наблюдал движение перископа подводной лодки курсом 225°.
    После того, как Д-1 успешно выполнила поставленную задачу, плавбаза ушла в Полярное. С этого момента о подводной лодке не было никаких вестей. Вечером этого же дня, когда Д-1 в назначенное время не вышла на связь, начались поиски пропавшей подводной лодки. На следующий день гидросамолет МБР-2 обнаружил в месте погружения Д-1 крупные пятна соляра.

      На Север приехала комиссия под руководством второго заместителя Наркома ВМФ по судостроению адмирала Л.Галлера. По итогам ее работы был сделан вывод: «Декабрист» погиб вследствие разрушения прочного корпуса после погружения ниже предельной глубины». Это могло произойти либо из — за заклинки лодочных горизонтальных рулей, либо из — за ошибки команды. Но действительную причину катастрофы можно было установить только при подъеме подводной лодки или ее внешнем осмотре. Более того, комиссия признала уровень Боевой готовности сил Северного флота низким. Все североморские корабли поставили на прикол, и они приступили к Боевой подготовке, стоя на якоре и на швартовах.

   15 ноября корабли Северного флота, производящие поиск пропавшей подводной лодки, обнаружили обломки досок от аккумуляторных ящиков, сосновый брус и другие предметы, которые специальной экспертной комиссией опознаны как принадлежащие «Декабристу».
   При тралении района погружения подводной лодки 18 ноября  в 15-18 кабельтовых от острова Большой Арский придонный трал тральщика, производящего поиск, оборвался,  металлоискатель показал наличие в этом месте большого количества металла. Еще одна точка, где на дне был обнаружен большой металлический предмет, находилась в 18-20 кабельтовых от береговой черты мыса Выев-Наволок. 26 ноября 1940 года поисковые работы были прекращены. 
   Возможными причинами гибели «Декабриста» органами НКВД, проводящих расследование происшествия, назывались: отказ в работе механизмов при погружении, в результате чего подводная лодка оказалась раздавленной на глубине, достигающей в месте предполагаемой гибели  200-300 метров, а также взрыв снарядов или торпед на подводной лодке в результате неправильного их хранения. Второму варианту уделялось особое внимание, так как в январе 1940 года на Д-1 был случай падения со стеллажей двух снарядов из-за плохого крепления. Кроме того, было отмечено, что в день гибели «Декабриста» предполагаемый курс подводной лодки был изрезан в разных направлениях курсами других кораблей. Показаниями флагманских специалистов штаба Бригады подводных лодок, командиров и краснофлотцев погибшей подводной лодки, которые по разным причинам остались на берегу, установлено, что Д-1 совершенно не была подготовлена к выполнению поставленной учебной задачи, так как провела последнее погружение за три месяца до катастрофы и имела перерыв в Боевой подготовке.
   Из команды Д-1 при штатном расписании 10 офицеров, 15 старшин и 28 матросов, подводная лодка вышла на выполнение задачи без 12 подводников (трех офицеров, трех старшин и командиров отделений и шести матросов). Среди находившихся на борту Д-1 семеро служили на корабле всего полтора месяца, а двое – лишь по три дня. Катастрофа Д-1 крайне неблагоприятно отразилась на системе Боевой подготовки подводных лодок. Были введены ограничения по районам её проведения, а так же по глубине погружения, что не давало командирам и командам подводных лодок в полной мере отрабатывать Боевые задачи накануне тяжелых испытаний Великой Отечественной войны.

  Подводная лодка Д-1 обнаружена на грунте в ноябре 2014 года. Разрушения корпуса свидетельствуют о нескольких взрывах внутри подводной лодки: в артпогребе и отсеках с аккумуляторной батареей, торпедном отсеке. Так как входной люк боевой рубки открыт, а остальные вырваны взрывом, то наиболее вероятно, что первый взрыв произошел в надводном положении (взрыв в артпогребе) с разгерметизацией прочного корпуса, дальнейшим погружением подводной лодки и взрывом боезапаса при ударе об грунт. Катастрофе способствовало – отсутствие на выходе в море командиров БЧ-3, БЧ-5 и специалиста трюмного заведующего «системой воздуха высокого давления.

Народному Комиссару

Военно-Морского Флота Союза С.С.Р.

Товарищу Кузнецову.

 4 декабря 1940 г.  

№ 5247/б    «Сов. Секретно»  

Спецсообщение

 
В результате расследования причин гибели подлодки Северного флота Д-1 дополнительно установлено: 13-го ноября 8 час. 55 мин. Подлодка вышла из базы флота (Полярное), взяв курс в район Мотовского залива для выполнения учебно-тактической задачи (погружение с подныриванием).

   В 13 час.26 мин. 13/XI командованием флота была получена с подлодки радиограмма о начале ее погружения по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка «Выев-Наволок».
 После этого связь с ней прекратилась.

   15-го ноября в районе погружения подлодки Д-1 на поверхности воды были обнаружены большие пятна соляра и обломки: спасательного круга, досок от аккумуляторных ящиков радиорубки длиною до 60 см., соснового бруса и других предметов. Все эти предметы специальной экспертной комиссией опознаны, как принадлежащие подлодке Д-1.

При тралении района погружения подлодки Д-1 18/XI-с.г. был оборван трос придонного трала. Металлоискатель отметил в этом месте наличие большого количества металла. Предполагается, что это корпус п/л Д-1. Окончательные причины гибели подлодки не установлены.     

   Предположения специалистов сводятся к следующему:

   1) Отказ в работе механизмов при погружении, в результате подлодка села на грунт и на глубине достигающей в этом месте 200 – 300 метров, оказалась раздавленной.

  2) Взрыв снарядов или торпед в подлодке в результате неправильного их хранения.

  Второй вариант заслуживает особого внимания, так как в январе 1940 года на этой подлодке был зафиксирован случай падения со стеллажей в артпогребе 2-х снарядов из-за плохого крепления.   

   Район учения подлодки Д-1 командованием флота не был подготовлен. Место ее погружения оказалось изрезанным в разных направлениях курсами других кораблей, проводивших учения. С целью скрытия этого факта, командующий Северного флота контр-адмирал Головко 15/XI-с.г. приказал штурману эсминца «Стремительный» ст. лейтенанту Климович снять кальку маневрирования кораблей при поиске подлодки, а всё остальное на карте стереть. На карте общих курсов в этот же день было обнаружено, что курсы подлодок К-1 и К-2 пересекали полигон №-6 (место аварии подлодки Д-1), в связи с чем, начальник штаба Северного флота контр-адмирал Кучеров приказал флаг-штурману, капитану 3-го ранга Горбачёву «разобраться».

Когда копия этой кальки была доставлена в Особый отдел НКВД СФ, то курсы подлодок К-1 и К-2 были обнаружены южнее полигона № 6. Показаниями флагманских специалистов штаба, командиров и краснофлотцев погибшей подлодки, оставшихся на берегу установлено, что подлодка совершенно не была подготовлена к задачи «Погружение с подныриванием». Последнее погружение её производилось 3 августа, после чего подлодка в течение 3-х месяцев находилась в ремонте.

Несмотря на это, командир бригады подлодок капитан 2-го ранга Павлуцкий добиваясь перевода Д-1 в первую линию – отправил неподготовленный экипаж для выполнения указанной задачи.

Дальнейшее расследование причин производится оперативным работником Особого отдела НКВД СССР, командированным на место гибели.

Народный Комиссар Внутренних дел Союза С.С.С.Р. (Л. Берия)

Начальник ОО ГУГБ НКВД СССР Майор гос. безпасн. (Михеев)

И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в ходе посещения отряда кораблей ЭОН-1.
Сорская губа. 21 июля 1933 года.
И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в ходе посещения отряда кораблей ЭОН-1.
Сорская губа. 21 июля 1933 года.

Подводная лодка Д-1 во время перехода на Северный флот. 1933 год.
Подводная лодка Д-1 в полигоне Боевой Подготовки. 1935 год.
Подводная лодка Д-1. Курс в Мотовский залив.
3 ноября 1940 года.
Разрушенный прочный корпус
Разрушенный прочный корпус

Носовая оконечность
Носовые горизонтальные рули
Волнорезный щит носовых ТАТА
Кормовой входной люк

Фрагменты подводной лодки Д-1 на грунте.

Подводная лодка М-175

Подводная лодка XII серии заложена 29 мая 1937 года на заводе №-196 (Судомех) в Ленинграде как М-92. Спущена на воду 12 октября 1937 года.

21 июня 1938 года подводная лодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, официально вступила в строй 29 сентября 1938 года.  

   19 мая 1939 года подводная лодка начала переход по Беломорканалу на Север, и 21 июня вошла в состав Северного флота под литерно-цифровым обозначением «М-175».Подводная лодка приняла участие в Советско-финской войне,  совершила пять Боевых походов.

   Начало Великой Отечественной войны М-175 встретила в составе 4-го дивизиона подводных лодок СФ, совершила пять Боевых походов.

    8 января 1942 года подводная лодка вышла в свой последний поход в Варангер-фьорд и 10 января была торпедирована и потоплена германской подводной лодкой U584. 15 января не вышла на связь в плановый срок оставления позиции. 17-22 января не ответила на вызовы по радио. 22 января истек срок автономности. В феврале 1942 года исключена из состава ВМФ СССР.

М-175 стала первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из Боевого похода  Великой Отечественной войны.

На начало 2019 года считается пропавшей без вести. Сведений об обнаружении остова подводной лодки М-175 не обнаружено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *