Блытов В. Блытова О. Русское «авось» против немецкой педантичности и расчета. Трагедия крейсера «Жемчуг»

РУССКОЕ «АВОСЬ» ПРОТИВ НЕМЕЦКОЙ ПЕДАНТИЧНОСТИ И РАСЧЁТА.

ТРАГЕДИЯ БРОНЕПАЛУБНОГО КРЕЙСЕРА 2-ого РАНГА «ЖЕМЧУГ»

Каждый военный корабль, рождается, живет своей жизнью и в конце концов умирает, как это происходит с каждым человеком. Иногда военный корабль погибает в бою. Бывает славная гибель или победа в бою и имя этого корабля остается в истории. Но бывает гибель и бесславная связанная с не реализацией заложенных в него возможностей или халатностью членов экипажа из-за чего корабль погибнет или проиграет бой. Некоторые корабли спускают перед врагом свои флаги. Такое тоже было в истории. Об этом корабле, как правило, скоро забывают, а опозоренное имя больше никогда не используется при строительстве новых кораблей. Или бывает просто рутинная, ничем непримечательная служба. Но все же это служба по защите рубежей своей Родины. Честная служба. Море походы, шторма, тайфуны и жизнь на грани со смертью. Это нелегкая морская служба!

У каждого корабля своя судьба и все механизмы корабля приводят в действие живые люди, которые живут на этом корабле, с этим кораблем, оставляя в его броне часть своей жизни и судьбы, а иногда и жизни. Иногда они умирают (погибают) вместе со своим кораблем. У каждого корабля своя есть судьба — рождение, служба и смерть, как у каждого человека. Поэтому моряки всегда с любовью относятся к кораблям на которых служили.

Я не хочу сказать, что гибель крейсера «Жемчуг» была бесславной. Нет, моряки крейсера «Жемчуг» сделали все, что можно было сделать в той ситуации. Удача была не на их стороне. И нет вины экипажа, что так получилось. Но ситуация создана все же людьми и они наказаны, жестко наказаны за недолжное исполнение своих обязанностей, повлекшее гибель корабля и части экипажа. Такая ситуация больше не должна повториться. А чтобы она не повторялась более, ее надо знать и изучать в военно-морских училищах и академиях.

1 июня 1902 года в присутствии Великого князя Алексея Александровича были заложены два бронепалубных крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» для усиления морских сил Дальнего Востока.

Крейсер «Жемчуг» на рейде

Тактико-технические данные заложенных крейсеров:

Водоизмещение полное — 3333, стандартное — 3103, длина -106 м, ширина 12,8, осадка — 5,31 м., бронирование броневая палуба 300 мм, скосы броневой палубы 50 мм., боевая рубка 30 мм, двигатели – 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 водотрубных котлов Ярроу, мощность — 11180 л.с. (8,22 мВт), движитель – 2 винта, скорость хода максимальная – 24 узла, экономичная — 10, дальность плавания 4500 морских миль (на 10 узлах), экипаж 11 офицеров, 333 унтер-офицера и матроса.

Вооружение:

Артиллерийское: 8 — 120 мм/45, 6 — 47 мм,43, 1х64 мм. (десантное), 2-37 мм/23, 3 пулемета 7,62 мм.,

Торпедное: 3-381 мм. (запас торпед -11).

14 августа 1903 бронепалубные крейсера 2 ранга «Жемчуг» и «Изумруд» в присутствии Императора Николая I и его семьи  были спущены на воду.

ПУТЬ В ЦУСИМУ

29 августа 1904 года оба крейсера вошли в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры.

28 сентября 1904 года корабли 2-ой Тихоокеанской эскадры оставили Ревель (Таллин) и взяли курс на Либаву.

Крейсер «Жемчуг» под командованием капитана 2 ранга Левицкого включен в отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста. «Изумруд» шел со вторым отрядом кораблей и оба отряда встретились на рейде у Мадагаскара.

С началом Цусимского сражения 27-29 мая 1905 года крейсерам «Жемчуг» и «Изумруд» приказано держаться на траверзе броненосца «Орел».

После опрокидывания броненосца «Ослябя» крейсер «Жемчуг» направился к месту гибели  броненосца чтобы спасти тонущих людей и получил первое попадание 152 мм. снарядом. У кормового орудия погибло несколько матросов и лейтенант барон Врангель.

А крейсер «Изумруд» продолжил следование с броненосными силами на траверсе броненосца «Орел». Корабли разлучились навеки. К этому времени почти основные броненосцы были уничтожены и не найдя броненосные силы крейсер примкнул к проходившему мимо отряду броненосных крейсеров под командованием командира крейсера «Владимир Мономах».

Впоследствии крейсер получил еще 17 попаданий вражеских снарядов, погибло 2 офицера и 10 человек команды, более 30 человек ранены.

Ночью крейсер потерял из вида «Владимир Мономах» и присоединился к проходившему мимо в обратном направлении отряду крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста.

Контр-адмирал Энквист приказал отряду крейсеров («Аврора», «Олег» и «Жемчуг») следовать за ним, курсом на Манилу (Филиппины), находившиеся под протекторатом США.

21 августа крейсера бросили якоря на рейде Манилы.

Соединённые Штаты в русско-японской войне официально занимали нейтральную позицию, однако негласно оказывали поддержку Японии. Поэтому 24 мая находившийся в Маниле американский адмирал Трэн получил директиву из Вашингтона — русские корабли должны либо разоружиться, либо покинуть порт в течение 24 часов.

Адмирал Энквист запросил Петербург и получил следующий ответ:

«Ввиду необходимости исправить повреждения разрешаю вам дать обязательство американскому правительству не участвовать в военных действиях. Николай».

В сложившийся ситуации это решение было правильным — повреждённые русские корабли уже никак не могли изменить ситуацию, сложившуюся после поражения при Цусиме. Война подходила к неутешительному для России итогу, и требовать от моряков новых жертв было уже бессмысленно.

26 мая 1905 года команды крейсеров дали американской администрации подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях, с крейсеров были сняты и сданы в американский арсенал замки орудий. Война для экипажей русских крейсеров завершилась. Раненые с крейсеров отправлены в американский госпиталь. Спустя несколько дней нанятые местные рабочие приступили к ремонту повреждений, полученных крейсерами в сражении.

Цусимское сражение стало одним из самых крупных поражений российского флота.

Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижних чинов, всего 5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях остались 2110 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток.

Из 38 участвовавших с русской стороны кораблей и судов затонули в результате боевого воздействия противника, затоплены или взорваны своими экипажами — 21 (7 броненосцев, 3 броненосных крейсера, 2 бронепалубных крейсера, 1 вспомогательный крейсер, 5 миноносцев, 3 транспорта), сдались в плен или были захвачены 7 (4 броненосца из них два тихоходные — береговой обороны), 1 миноносец, 2 госпитальных судна), из них госпитальное судно „Кострома“ было впоследствии отпущено.

Интернированы в нейтральных портах до конца войны 6 кораблей (3 бронепалубных крейсера, 1 миноносец, 2 транспорта).

Таким образом, для продолжения боевых действий на Дальнем востоке могли быть использованы безбронный крейсер „Алмаз“, миноносцы „Бравый“ и „Грозный“, большой транспорт „Анадырь“, прорвавшиеся во Владивосток и находившиеся там крейсера «Богатырь», «Россия» и «Громобой» несколько миноносцев и подводных лодок.

Судьба крейсера «Изумруд» была славной и вместе с тем  трагичной.

Увидев в 10:34 сигнал своего флагмана о сдаче в плен, крейсер форсировал ход до 21,5 узлов, проскочил между 1-м и 2-м японскими боевыми отрядами и ушёл в направлении Владивостока, ставя при этом радиопомехи переговорам японских кораблей. 6-й боевой отряд японских крейсеров пытался его преследовать, но старые и тихоходные крейсера отстали и в 14:00 прекратили погоню. «Изумруд» длительное время поддерживал высокую скорость, в результате часть оборудования машин вышла из строя и скорость упала до 15 узлов. Во время боя 14 мая на корабле были ранены 6 человек. Командир крейсера, капитан 2 ранга барон фон В.Н.Ферзен, державшийся во время боя безупречно, неожиданно запаниковал. Вести корабль во Владивосток он побоялся, так как опасался подорваться на минах заграждения вблизи порта. Связаться по радио с базой и попросить эскорта он не захотел, так как стремился соблюдать радиомолчание. В результате он увел корабль к русскому побережью в 300 км к востоку от Владивостока, куда прибыл поздно ночью с 15 на 16 мая. Несмотря на то, что состояние моря позволяло оставаться на ночь в открытом море, корабль пошёл в залив Владимир на большой скорости и наскочил на камни у мыса Ореховый около 01:00 ночи 16 (29) мая. Хотя днище не было серьёзно повреждено, и корабль можно было снять с камней впоследствии спасательными судами, командир приказал взорвать корабль, так как полагал, что весь японский флот гонится за ним и находится где-то недалеко. Большинство офицеров «Изумруда» головы не потеряли, но перечить командиру не посмели — команда была свезена на берег, а крейсер подорван. Экипаж направился во Владивосток сухопутным путём, выполняя попутно приказ тыловых служб — собрать из окрестных деревень стадо крупного рогатого скота для обеспечения себя провиантом.

А «Жемчуг»?

После заключения мира с Японией на интернированных крейсерах начали готовиться к переходу в Россию. Согласно высочайшие утверждённого распределения интернированных кораблей, «Жемчугу» предстояло перейти во Владивосток и войти в состав Сибирской флотилии, а крейсерам «Авроре» и «Олегу» было назначено переходить на Балтийский флот.

14 октября 1905 года в 12.20 «Жемчуг» покинул Манилу и направился во Владивосток.

В 1906 году во Владивостоке вспыхнуло восстание гарнизона и некоторых судов Сибирской флотилии. Команда крейсера присоединилась к мятежному гарнизону и приняла участие в уличных боях. После подавления волнений вся команда крейсера была разоружена и списана на берег, причём 402 моряка — с отданием под суд.

После набора новой команды, крейсер ежегодно совершал плавания по бухтам Приморья и, чередуясь с канонерской лодкой «Манчжур», нёс стационарную службу в Шанхае. Кроме того, использовался в качестве цели для подготовки подводников.

В 1912 году командиром крейсера стал герой русско-японской войны капитан 2-го ранга Иванов 13-й Константин Петрович – последний командир броненосного крейсера «Рюрик», доблестно погибшего в бою с японскими крейсерами. Крейсер совершал кратковременные походы по китайским, корейским и японским портам

В середине июне 1914 года был в очередной раз поменян командир. Командиром «Жемчуга» стал капитан 2-го ранга барон Черкасов Иван Александрович (воевавший в русско-японскую войну в том же бою, что и Иванов Тринадцатый на крейсере «Громобой»).

В войну, названную тогда Великой войной (мы называем сегодня ее первой мировой, но тогда она называлась просто Великой) крейсер «Жемчуг» вошел с командиром капитаном 2 ранга бароном Черкасовым Иваном Александровичем и старшим офицером старшим лейтенантом Кулибиным Николаем Владимировичем.

12 августа 1914 года, крейсер «Жемчуг», род командованием капитана 2 ранга барона Черкасова вышел из г. Владивостока  в заграничное плавание в порт Гонконг в распоряжение английского адмирала Джерома, на театр военных действий.

Во время пребывания в Гонконге, в период времени с 17 августа по 14 сентября крейсер «Жемчуг» высылается к берегам Люцунь для выяснения движения германских пароходов из Манилы и поимки транспортов с немецкими резервистами.

14 сентября крейсер «Жемчуг» вышел из Гонконга в Сингапур, конвоируя транспорт «Адмирал Орли» с французскими войсками. Плавание проходило через Хайфонг и Сайгон, а из Сингапура, получив для конвоирования еще 3 парохода с войсками, крейсер «Жемчуг» вышел в Пенанг. Куда прибыл 3 октября, сдав конвоирование английскому крейсеру «Ярмут».

Затем крейсер «Жемчуг» получил приказание направиться в Бенгальский залив искать германский крейсер «Эмден», пиратствующий в Индийском океане.

5 сентября крейсер «Жемчуг» вышел в крейсерство, посещая различные бухты и между прочим пришел 6 сентября в порт Блэр (на Андаманских островах), где английские офицеры местного гарнизона  предупреждали командира крейсера «Жемчуг», что видели «Эмден» в море уже три раза.

9 октября крейсер «Жемчуг» продолжая розыски, зашел в Рангун и там генерал-губернатор сообщил командиру, что по имеющимся у него сведениям «Эмден» накануне потопил английские суда в 600-700 милях к северу от Коломбо.

13 октября (30 сентября по старому стилю) «Жемчуг» отправился на поиски «Эмдена» к Никобарским островам, но в тот же день был вынужден вернуться в порт из-за плохого технического состояния котельной установки. Изначально предполагалось остановиться для ремонта в Сингапуре, но англичане ответили отказом, и тогда для стоянки и ремонта котлов был выбран порт острова Пенанг (ныне является одним из штатов Малайзии).

ПЕНАНГ

Пенанг

В проливе Пенанг находился французский дежурный миноносец «Муске», державший какой-то сигнал, причем выяснилось, что он держал опознавательные. Ответив ему, крейсер «Жемчуг» вошел на рейд  и по указанию портового начальства, встал на якорь в линии коммерческих судов.

Встав на якорь, крейсер погасил все котлы, кроме одного, для ремонта и технического обслуживания. Одного оставленного в строю котла хватало для обеспечения бытовых нужд команды, но в случае тревоги его было бы недостаточно для обеспечения электроэнергией орудийных элеваторов и помп для откачки воды.

Через некоторое время после прихода, портовым начальством было предложено крейсеру «Жемчуг» встать на своем месте фертоинг. Но командир крейсера, посоветовавшись со старшим офицером старшим лейтенантом Кулибиным нашел неудобным в военное время становиться фертоинг и решил переменить место.

Вскоре после прихода крейсера «Жемчуг» на рейд Пенанга пришел какой-то голландский пароход и стал на якоре та близко к крейсеру «Жемчуг», что форштевень последнего находился от крейсера «Жемчуг» в 5-10 саженях. Часа через два крейсер «Жемчуг», переменил место, встал на якоре в проливе, напротив города, кабельтовах в 4-х от маяка Пенанга на глубине 13 саженей. А вслед за ним снялся с якоря и ушел в море голландский пароход.

Пенангский рейд с суши никакими береговыми укреплениями не защищен и в случае появлениям опасности с моря, «Жемчуг» должен защищать себя сам.

На маяке Мука-Хэд расположенном в 12 милях от стоянки «Жемчуга» имелся английский наблюдательный пост и кроме того, от захода до восхода солнца несли обязанности дозора у северного входа на рейд французский миноносец «Муске», крейсировавший на N и NNO от маяка Мука-Хэд и лоцманский катер, находившийся около входного буя, в 4-х милях от «Жемчуга», а у южного входа лоцманский катер.

Командир корабля, капитан 2-го ранга барон И. А. Черкасов, сославшись на недомогание, переселился на берег, так как к нему приехала жена, с которой он хотел провести время. Корабль он оставил практически без внимания, распорядившись только иметь на всякий случай несколько орудий, обращённых к входу в гавань, заряженными.

Оставшийся за командира старший офицер, видя, что погода стоит жаркая и солнце палит вовсю, распорядился убрать боекомплект в артиллерийские погреба, опасаясь пожаров. На палубе было оставлено всего по пять снарядов к двум орудиям – баковому и ютовому. Пренебрежение опасностью обернулось трагедией и гибелью корабля и команды,

Но в тот момент командование крейсера понадеялось на то, что защиту «Жемчугу» обеспечат три находящихся с ним в гавани французских миноносца, которые поочерёдно несли дежурство у входа в бухту. Кроме того, британская разведка доносила, что «Эмден» находится где-то в Индийском океане, не менее чем в тысяче миль от Пенанга.

«Обстановка была в Пенанге полумирная, — позже рассказывал служивший на «Жемчуге» лейтенант Ю.Ю.Рыбалтовский — вражеский австро-германский флот скрывался далеко в Европе в своих базах. Тихоокеанская немецкая эскадра пробивалась на родину и находилась где-то у берегов Южной Америки. Единственной угрозой нам был крейсер «Эмден», блуждавший где-то в водах Индийского океана, но по сведениям английской контрразведки он находился, во всяком случае, не ближе тысячи миль от Пенанга».

Крейсер «Жемчуг» в Пенанге»

Однако британская разведка ошибалась и это обошлось гибель русского крейсера «Жемчуг».

Командир «Эмдена», корветтен-капитан Карл фон Мюллер, в тот момент как раз подходил к гавани Пенанга, рассчитывая застать там французские броненосные крейсера «Дуплекс» и «Монкальм» и атаковать их.

Это был очень дерзкий план, граничащий с авантюрой – в одиночку соваться на два корабля, да ещё и превосходящих по силе.

Но немцы рассчитывали на предрассветные сумерки, сонливость наблюдателей, достаивающих «собачью вахту», и немного маскарада. Для введения в заблуждение на «Эмдене» был собран из дерева и брезента макет дымовой трубы. Фальшивую трубу установили позади трёх настоящих, что сделало силуэт «Эмдена» похожим на британский крейсер «Ярмут», который находился в этом же районе.

Можно предположить, что дислокацию военных кораблей на рейде Пенанга выдал командиру «Эмдена» капитан голландского корабля, заходивший на рейд. Во всяком случае командир «Эмдена», судя по его действиям хорошо знал состав кораблей и их размещение. Главным его противником, был безусловно соизмеримый по вооружению и водоизмещению с ним крейсер «Жемчуг», по которому и был нанесен основной удар. Вся стратегия фон Мюллера строилась на внезапности нападения и за счет этого нанесении «Жемчугу» максимального ущерба.

В отсутствии других военных сил и береговых батарей командир «Эмдена» видимо был хорошо проинформирован, через своих шпионов.

Немецкая открытка с изображением крейсера «Эмден»

и портретом его командира, корветтен капитана Карла фон Мюллера

   «Эмден»  вошёл в бухту Пенанга ранним утром 28 октября (по старому стилю — 15-го). Всё прошло в полном соответствии с замыслом его командира. Корабль охранения (французский миноносец «Муске») не обратил на крейсер внимания, приняв его за своей «Ярмут», и даже просигналил прожектором: «Добро пожаловать».

На «Жемчуге», как и полагается на боевом корабле в военное время, не горели огни. Однако эта мера, которая должна теоретически давать кораблю маскировку, в этом случае, наоборот, выдала его – в гавани «Жемчуг» был единственным тёмным пятном среди сияющих огнями гражданских судов.

Из военных кораблей в гавани присутствовали только ещё два французских миноносца не представлявших «Эмдену» серьезной угрозы.

«Эмден» приблизился к тёмному пятну, и его сигнальщики разглядели и опознали силуэт «Жемчуга». На русском крейсере не было ни вахтенных, ни сигнальщиков, вообще не было заметно никакого движения на палубе. Раннее утро.

Хотя вахтенные матросы «Жемчуга»  все же обнаружили, заходивший в бухту «Эмден» и доложили вахтенному офицеру мичману Сипайло, однако наличие фальшивой трубы и сыграло зловещую шутку в судьбе русского крейсера. Сипайло решил, что в бухту заходит союзный России английский крейсер типа «Ярмут», но на всякий случай доложил о заходе крейсера спящему старшему офицеру старшему лейтенанту Кулибину. Тот приказал на всякий случай играть подъем и Сипайло объявил по кораблю подъем.

Однако с первыми боцманским дудками на «Жемчуг» сразу обрушилось море артиллерийского огня с «Эмдена».

Пользуясь возможностью и халатностью русской вахты, «Эмден» почти в упор выпустил торпеду, после чего сразу же открыл огонь по носовой части крейсера – именно там на тогдашних кораблях располагались кубрики экипажа.

Командир немецкого крейсера «Эмден» корветтен капитан Карл фон Мюллер

Расстояние между крейсерами составляло всего один кабельтов (менее двухсот метров), поэтому промахов практически не было. Снаряды в упор выпущенные с «Эмдена» не пропадали зря, а сметали все с палубы «Жемчуга» и не давали возможности к организации сопротивления.

Немецкий офицер с «Эмдена» вспоминал: «Носовая часть крейсера была изрешечена в несколько минут. Языки пламени охватили весь полубак. Сквозь дыры в борту виден был противоположный берег. Офицеры и матросы с носовой части прыгают за борт». Торпеда попала в кормовую часть «Жемчуга», проделав большую пробоину, и крейсер начал тонуть.

Взрывом мины и залпом из орудий были затоплены кормовая машина, 6-ая кочегарка, кормовые патронные погреба, разрушен лазарет и командирская каюта. На корабле возник сильный пожар. Не действовали водоотливная система и динамо-машины.

Продольным огнем на «Жемчуге» были выведены из строя орудия 6 и 4, выведено из строя также носовое орудие и на кормовом система вращения орудий. На «Жемчуге» вспыхнула паника, матросы начали прыгать за борт в попытке спастись. Те из них, кого офицеры всё же сумели призвать к порядку, попытались организовать сопротивление, но не смогли – так как были погашены все котлы, кроме одного, элеваторы артиллерийских погребов не работали. Подать снаряды оказалось невозможным, и стрелять смогли лишь два орудия, к которым было оставлено по пять снарядов на палубе.

Строевые офицеры корабля не дрогнули, не побежали, а бросились к орудиям. Орудием на баке командовал вахтенный начальник, мичман А. К. Сипайло, из ютового вёл огонь старший артиллерийский офицер лейтенант Ю. Ю. Рыбалтовский.

Карта боя, нарисованная корреспондентом «Нью-Йорк Таймс», лично наблюдавшим происходящее

Мичман Сипайло бросился к носовому орудию. Лейтенант Селезнев находился у орудий 1 и 2, и был там ранен, но оставался на своем посту до конца, лейтенант Мордарьев находился у орудий 3 и 4, куда прибыл уже раненым. Мичман Субботин находился у орудий 5 и 6, мичман Рыбин как штурманский офицер находился в штурманской рубке, лейтенант Рыбалтовский находился у кормового орудия.

Бой немецкого крейсера «Эмден» с крейсером «Жемчуг» в Пенангской бухте

Сипайло, однако, успел произвести только один выстрел – немецкий снаряд уничтожил орудие, убив весь его расчёт. Рыбалтовскому повезло больше – в его направлении снаряды не летели, а сам он сумел дважды попасть в противника.  Отстранив раненого наводчика он сам встал на его место и сделал 12 выстрелов и имел два попадания в «Эмден».

Старший офицер и офицеры покинули корабль последними, когда он уже тонул.

Пройдя мимо «Жемчуга» крейсер «Эмден развернулся и выпустил вторую мину в носовую часть.

Бой немецкого крейсера «Эмден» с крейсером «Жемчуг» в Пенангской бухте

 «Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и открыли по нам огонь, — вспоминал старший офицер крейсера «Эмден» фон Мюкке. — Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. «Эмден», проходя мимо «Жемчуга», развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера. 

Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди. «Эмдену» было не до них. Надо было спасаться.

Получив два серьезных попадания корветтен капитан фон Мюллер решил не искушать судьбу, так как с ремонтом в Индийском океане было довольно сложно и приказал покинуть поле боя. На отходе развернувшись «Эмден» почти в упор всадил в «Жемчуг» вторую торпеду. От этой торпеды взорвался носовой погреб и крейсер «Жемчуг» затонул.

От первого выстрела и до гибели крейсера прошло всего 5 минут

Торчащие из воды верхушки мачт — всё, что осталось от «Жемчуга» спустя всего несколько минут

Гибель крейсера «Жемчуг»

Командир миноносца «Муске», уже осознавший к тому моменту допущенную им трагическую ошибку, отправил свой корабль наперерез покидающему гавань немецкому крейсеру в отчаянной попытке хоть немного исправить содеянное. Увы, стрелять торпедами было невозможно – слишком велик был риск промахнуться и попасть в суда, стоящие в гавани – а в артиллерийской дуэли силы были слишком неравны. «Муске» успел произвести лишь несколько выстрелов, не причинивших немецкому крейсеру сколько-нибудь существенного вреда. «Эмден» ответил мощным залпом, и миноносец буквально пропал с поверхности воды – как вспоминал один из выживших русских офицеров: «На месте «Муске» поднялся столб чёрного дыма, и всё было кончено». На спасение французских моряков немцы время нашли – из семидесяти шести членов экипажа «Муске» тридцать шесть были подняты на борт «Эмдена» (трое из них скончались позже от ран, остальных немцы позже передали на борт нейтрального парохода).

Вслед за немцами в погоню бросился спешно приведённый в боевую готовность миноносец «Пистоле», но у «Эмдена» была большая фора, к тому же через несколько часов на миноносце начал греться подшипник одного из гребных валов, он вынужден был снизить скорость и потерял преследуемого из вида.

«Эмдену» удалось благополучно уйти, но «Жемчуг» и «Муске» (Мушкет) стали последними жертвами корсара – менее чем через две недели, 9 ноября (27 октября по старому стилю), он был перехвачен и уничтожен австралийским крейсером «Сидней» неподалёку от Кокосовых островов.

Итоги боя:

На «Жемчуге» из 344 членов экипажа погиб один офицер (мичман Сипайло) и 80 (по другим данным – 85) нижних чинов. 9 офицеров и 113 нижних чинов оказались ранены, семеро из последних позже скончались.

Императором было назначено расследование гибели крейсера «Жемчуг». Сначала прошло английское расследование, затем приехали в Пенанг представители русской прокуратуры.

Были опрошены все матросы, унтер-офицеры и офицеры. Ясность с происшедшим была полностью достигнута. По показаниям вахтенных матросов инженер-механики в кочегарки не прибыли и борьбой за живучесть корабля занималась только вахта – пять матросов и унтер-офицер.

Некоторые офицеры и матросы с первыми выстрелами стали прыгать за борт. Об этом пишет в своих воспоминаниях старший офицер «Эмдена». Немногие побежали по своим боевым постам. Ключи от погребов висели в каюте старпома на гвоздиках с подписями. С первыми выстрелами они слетели с гводиков и найти их в куче вещей упавших на пол оказалось невозможным. Заведующие погребами хватали любые ключи и пытались открыть погреба.

Старший офицер Кулибин носился по палубе и был  озадачен тушением пожара и спасением спрыгнувших и сброшенных за борт. Он стремился спустить шлюпки, приказал бросать за борт пробковые матрасы. Многие из оказавшихся за бортом, должны быть благодарны ему своими жизнями.

Следствием виновными в произошедшем признаны командир корабля, капитан 2-го ранга барон Иван Александрович Черкасов, оставивший корабль в потенциально опасной ситуации, и старший офицер, старший лейтенант Николай Владимирович Кулибин (кстати внук знаменитого русского изобретателя), выполнявший обязанности командира в его отсутствие и не обеспечивший безопасности корабля.

Оба обвиняемых были лишены дворянского звания и всех наград. Первоначальный приговор предполагал их исключение из рядов флота и тюремное заключение, но в итоге оба были разжалованы в матросы и отправлены воевать.

Бывший барон Иван Черкасов попал в Урмийско-Ванскую озёрную флотилию на Кавказе. Сражался храбро, был награждён солдатским Георгиевским крестом. В апреле 1917 года был восстановлен в звании капитана 2-го ранга. После Октябрьской революции эмигрировал, умер в Париже в 1942 году.

Командир крейсера «Жемчуг» капитан 2 ранга барон Черкасов И.А.

Николай Кулибин воевал на Северо-Западном фронте в составе особой морской бригады. Командовал пулемётным расчётом. Потом попал в подразделение, называвшиеся «клуб самоубийц», занимавшееся разминированием самых сложных мин. Неоднократно рисковал жизнью. Честно заслужил два солдатских Георгиевских креста. По личному ходатайству командующего силами Балтийского моря в сентябре 1916-го восстановлен в звании старшего лейтенанта, а затем практически сразу повышен до капитана 2-го ранга.

Командовал на балтийском флоте миноносцем «Подвижный», в феврале 1917 года был тяжело ранен на боевом посту — от этой раны он и скончался в госпитале.

Старший офицер крейсера «Жемчуг» старший лейтенант Кулибин Н.В.

Список офицеров и нижних чинов команды крейсера «Жемчуг»

погибших и умерших от ран

погибли в бою

  1. мичман Сипайло Арсений Карлович – потомственный дворянин города Могилёва, холост
  2. матрос 2 статьи Аверьянов Пётр Андреевич – Тамбовской губернии. Ксановского уезда, Чернавской волости, с. Алаторки, холост, 1914 года призыва
  3. горнист Акимов Сергей Андреевич – Томской губернии, Бийского уезда, Бощелакской волости, , д. Боровлянки, холост, призыва 1911 года
  4. матрос 1 статьи Александров Александр Ефимович – Томской губернии, Марьинского уезда, Колыванской волости, д. Покровки, холост, 1913 года призыва
  5. строевой унтер-офицер Алексеев Николай Михайлович – Пермской губернии, Красноуфимского уезда, Молебской волости и общества, призыва 1911 года
  6. матрос 1 статьи Бабкин Иван Лукич – Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, Пересыпкинской волости, с. Гавриловки, холост, 1913 года призыва
  7. матрос 1 статьи Баев Николай Александрович – Томской губернии, Мариинского уезда, Алчедатской волости, с. Чумавскогой холост 1911 года призыва
  8. матрос 2 статьи Баранов Фёдор Иванович – Тамбовской губернии, Павловского уезда, с. Стаева, холост, 1914 года призыва
  9. фельдшер 1 статьи Бойко Афанасий Васильевич – Херсонской губернии, Херсонского уезда, Засельской волости, холост, 1910 года призыва
  10. кочегар 1 статьи Вавилов Егор Игнатьевич – Пермской губернии, …. ского уезда, Каменской волости, м. Завод, холост, 1910 года призыва
  11. кочегар 1 статьи Вагин Георгий Павлович – Тобольской губернии, Курганского уезда, Латушинской волости, д. Порогов, женат, 1910 года призыва
  12. боцманмат Дедов Анисим Власович – Тобольской губернии, Курганского уезда, Половинской волости, женат, 1913 года призыва
  13. матрос 2 статьи Дёмин Андрей Игнатьевич – Тамбовской губернии, Тамбовского уезда, Хитровской волости, с. Хитрово, женат, 1913 года призыва
  14. матрос 1 статьи Жеребцов Пётр Васильевич – Оренбургской губернии, г. Троицка, из мещан, холост, 1913 года призыва
  15. кочегар 1 статьи Калинин Степан Дмитриевич – Тобольской губернии, Тюменьского уезда, Геливолинской волости, д. Артомоново, холост, 1910 года призыва
  16. матрос 1 статьи Кирилов Даниил Андреевич – Томской губернии, г. Бийска, из мещан, холост, 1913 года призыва
  17. матрос 1 статьи Кирьянов Фёдор Степанович (Иванович) – Томской губернии, Змеиногорского уезда, Змеиногорской волости, с. Загорского, холост, 1913 года призыва
  18. матрос 1 статьи Кистенёв Афанасий Семенович – Енисейской губернии, Канского уезда, Устьянской волости, д. Митих, холост, 1913 года призыва
  19. матрос Ковальчук Моисей Григорьевич – Томской губернии, Барнаульского уезда, Златовлянского уезда, п. Веселенького, холост, 1913 года призыва
  20. матрос 2 статьи Колесников Алексей (внебрачный сын) – Томской губернии, Томского уезда, Спасской волости, , д. Большваниной, холост, 1914 года призыва
  21. электрик Колесников Михаил Алексеевич – Пензенской губернии, Наровчатовсского уезда, Зубовской волости, с. Мелюши, холост, 1910 годаа призыва
  22. матрос 1 статьи Колобов Трофим Иванович – Тобольской губернии, Тобольского уезда, Карачинской волости, холост, 1913 года призыва
  23. артиллерийский унтер-офицер Колпашников Александр Иванович – Тверской губернии, Ржевского уезда, г. Ржева, мещанин, холост, призыва 1910 года
  24. матрос 1 статьи Корнеев Филипп
  25. матрос 1 статьи Костарев Яков Петрович – Пермской губернии, Пермского уезда, Васильевской волости, холост, 1911 года призыва
  26. матрос 1 статьи Косырев-Колесников Яков
  27. кочегарный унтер-офицер 1 статьи Куприянов Яков Иванович – Самарской губернии, г. Бугуруслан, из мещан, холост, 1911 года призыва
  28. марсовый унтер-офицер Курбатов Пимен Степанович – Тобольмкой губернии, Курганского уезда, д. Щучьинской, холост, 1911 года призыва
  29. строевой унтер-офицер Левашов-Лушкин Евдоким Семенович – Тамбовской губернии, Спасского уезда, Спассоногородской волости, с. Дерябкина,
  30. машинист 1 статьи (призван из запаса) Леусь Гурий Васильевич – Томской губернии, Барнаульского уезда, д. Черново, холост, призыва 1909 года
  31. матрос 2 статьи Лобанов Дмитрий Иннокентьевич – Иркутской губернии, Верланского уезда, Бирюнского уезда, с. Мокруши, холост, 1914 года призыва
  32. санитар Логинов Козьма Степанович – Пермской губернии Верхнетурского уезда, Карачинской волости, холост, 1910 года призыва
  33. кочегар 1 статьи Мальцев Яков Галактионович – Забайкальской облаасти, Верхнеудинского уезда, Никольской волости, с. Хонхолойского, холост, 1912 года призыва
  34. матрос 1 статьи Меркулов Фёдор Терентьевич – Тобольской губернии, Тюкаловского уезда, Сыряпинской волости, с. Богданова, призыва 1911 года
  35. матрос 1 статьи Мусьяк Афанасий Фомич – Тобольской губернии, Тюкалинского уезда, Баженовской волости, с. Ново-Покровского, женат, 1913 года призыва
  36. матрос 1 статьи Негодяев Илья Васильевич – Иркутской губернии, Балаганского уезда, Черемхонской волости, и общества, холост, 1912 года призыва
  37. кочегар 1 статьи Нифантов Феоктист Фёдорович – Пермской губернии, Пермского уезда, Усть-Гаревской волости, холост, 1912 года призыва
  38. машинный унтер-офицер статьи Новиков Григорий Сергеевич – Саратовской губернии, Камышинкого уезда, Золотовской волости, с. Золотовского, холост, 1910 года призыва
  39. матрос 1 статьи Огарышев Иван Ефимович – Пермской губернии, Осинского уезда, Степановской волости, с. Курилово, холост, 1913 года призыва
  40. кочегар 1 статьи Панин Пётр Андреевич – Пермской губернии, Пермского уезда, Слудской волости, холост, 1912 года призыва
  41. матрос 2 статьи Пекшев Сергей Илларионович – Самарской губернии, Николаевского уезда. Мордовской волости, с. Мордовское, холост, 1914 года призыва
  42. машинист 1 статьи (призван из запаса), Пермикин Михаил Никитович – Томской губернии, Барнаульского уезда, , д. Дубинской, холост, 1905 года призыва
  43. кочегар 1 статьи Пичугин Василий Корнилович – Пермской губернии, Осинского уезда, Степановской волости, с. Поданихи, холост, 1910 года призыва
  44. матрос 1 статьи Пожитков Алексей Петрович – Тамбовской губернии, Усманского уезда, г. Усмана, холост
  45. горнист Пономарёв Иван Сафонович – Иркутской губернии, Верхоленского уезда, Верхоленской волости, с. Больше-Дворинского, холост, 1911 года призыва
  46. строевой унтер-офицер Попов Яков Фёдорович – Самарской губернии, Бугурусланского уезда, Зыковской волости, с. Егорьевки, женат, 1911 года призыва
  47. минер Прохор (Прохоров) Александр Семенович – Гродненской губернии, Волковысского уезда, Изабелинской волости, д. Павловщины, холост
  48. матрос 1 статьи Савин Василий Александрович – Самарской губернии, Ставропольского уезда, Мусорской волости, с. Мусорского, женат, 1913 года призыва
  49. машинный унтер-офицер 1 статьи Савинов Пётр Фотович – г. Саратов, из мещан, холост, 1910 года призыва
  50. матрос 2 статьи Савинов Филипп Ефимович – Саратов, из мещан, холост, 1914 года призыва
  51. кочегар 1 статьи Садов Иван
  52. матрос 1 статьи Сёмкин Пимен Степанович – Пермской губернии, г. Екатеринбург, из мещан, холост
  53. матрос 1 статьи Серовиков Дмитрий Фаддеевич – Пермской губернии, Осскаго уезда, Медянской волости, с. Медянского, женат, 1913 года призыва
  54. машинист 1 статьи Симагин Иван Сергеевич – Саратовской губернии, Петровского уезда, Заводнинской волости, с. Заводнинского, холост, 1910 года призыва
  55. матрос 1 статьи Судогин Пётр Алексеевич – Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, Пересыпкинской волости, с. Ивановки, женат, 1913 года призыва
  56. матрос 2 статьи Сухих Яков Михайлович – Забайкальской губернии, г. Нерчинска, из мещан, холост, 1914 года призыва
  57. кочегарный унтер-офицер Сысоев Пётр Васильевич – Тамбовской губернии, Козловского уезда, Стешинской волости, с. Верхних Пупок, холост, 1911 года призыва
  58. кочегар 1 статьи Сытьков Герсим Егорович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Нижне-Чулымской волости, с. Верхне-Каргатского, холост, 1911 года призыва
  59. матрос 2 статьи Сычёв Егор Арсеньевич –Пермской губернии, Осинского уезда, д. Кириловой, холост
  60. кочегар 2 статьи (ученик) Сягало Артемий Филиппович – Екатеринославской губернии, Некоровского уезда, Петриковской волости, с. Нижне Покровского, женат, 1911 года призыва
  61. матрос 1 статьи Сычёв Егор Арсеньевич – Пермской губернии, Осинского уезда, Осинской волости, д. Кириловой, холост, 1913 года призыва
  62. матрос 2 статьи Телегин Фёдор Афанасьевич – Оренбургской губернии, Челябинского уезда, Андреевской волости, с. Петровского, женат, 1914 года призыва
  63. матрос 2 статьи Теников Роман Антонович – Тобольской губернии, Ильинской волости, с. Афонькина, холост, 1914 года призыва
  64. матрос 1 статьи Терентьев Арсений Иванович – Томской губернии, Барнаульского уезда, г. Красноярск, из мещан, холост, 1911 года призыва
  65. матрос 1 статьи Тиньтяков Лаврентий Павлович – Самарской губернии, Ставропольского уезда, , с. Благовещенского, холост
  66. минёр Томкович Пимен Степанович – Минской губернии, Бобруйского, уезда, Новодоровской волости, д. Фаличи, холост, 1910 года призыва
  67. матрос 1 статьи Третьяков Илья Михайлович – Пермской губернии, Осского уезда, Стряпунской волости, д. Третьяковой, холост, 19111 года призыва
  68. водолаз Фёдоров Адриан Фёдорович – Смоленской губернии, Бельского уезда, Селецкой волости, д. Бельковой, холост, 1910 года призыва
  69. матрос 2 статьи Федосеев Степан
  70. матрос 2 статьи Фоминых Ларион (внебрачный сын) – Томской губернии, Змеиногорского уезда, Колыванской волости, с. Колываново, холост, 1914 года призыва
  71. кочегар 1 статьи Фролков Алексей Севастьянович – Саратовской губернии, Камышинского уезда, Рыбинской волости, с. Выселки, холост, 1910 года призыва
  72. матрос 2 статьи Хорошков Иван Михайлович – Тамбовской губернии, Козловского уезхда, Изоновской волости, с. Изоново, холост, 1914 года призыва
  73. матрос 2 статьи Христофоров Иван Христофорович (Захар Иванович) – Самарской губернии, Бугульминского уезда, Борискоинской волости, с. Борискина, холост, 1914 года призыва
  74. матрос 2 статьи Христофоров Степан Матвеевич – Самарской гуебрнии, Бугульминского уезда, Борискинской волости, с. Борискино, вдов, 1914 года призыва
  75. кочегар 2 статьи Чадов Иван
  76. матрос 1 статьи Чуланов Семён Никифорович – Тобольской губернии, Тюменского уезда, Покровской волости, с. Покровского, холост. 1912 года призыва
  77. матрос 2 статьи Шабалин Прохор (Сергей) Силович – Оренбургской губернии, г. Челябинска, из мещан, холост, 1914 года призыва
  78. матрос 1 статьи Шепелев (Шепилин) Афанасий Михайлович – Орловской губернии, Кромскаго уезда, Гутовской волости, д. Загнилейцкого хутора, холост, призыва 1913 года
  79. матрос 2 статьи Шишкин Дмитрий
  80. матрос 2-ой статьи Шмыга Василий Павлович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Ключевской волости, женат, 1914 года призыва
  81. матрос 1 статьи Щеглов Андрей Степанович – Томской губернии, Барнаульского уезда, Вознесенской волости,, с. Щегловского, женат, 1912 года призыва
  82. матрос 2 статьи Яковлев Иван
  83. матрос 1 статьи Якушев Игнатий Кондратьевич – Томской губернии, Томского уезда, Каилинской волости, с. Ивановки, холост, 1912 года призыва

В некоторых списках проходят как погибшие:

  1. матрос 2 статьи Коробицын Павел Алексеевич – Пермской губернии, Новоуфимского уезда, Мостовской волости, Буткеевского общества, женат, 1914 года призыва
  2. матрос 1 статьи Николаев Николай Александрович – Томской губернии, Марьинского уезда, Асмедатской волости, с. Чумейского, холост, 1911 года призыва
  3. матрос 2 статьи Солов Иван Давыдович – Иркутской губернии, Балганского уезда, Ашохабатской волости, с. Тихорут, холост, 1914 года призыва
  4. кочегар 1 статьи Шустов Дмитрий Фёдорович — Тамбовской губернии, Оболонского уезда, Никольско-Мезенецкой волости, с. Никольского, холост, призыва 1911 года

умерли от ран

  1. санитар (ученик) Брага Самуил Ильич – Томской губернии, Томского уезда, Каменской волости, д. Усть Ини, холост
  2. кочегар (ученик) Грядасов Григорий Николаевич – Томской губернии, Бийского уезда, Новообинской волости, с. Солдатово, холост
  3. матрос Ерошкин Илларион Матвеевич – Самарской губернии, Бугульминского уезда, Тимашевской волости, с. Тимафеево, холост
  4. матрос Конев Пётр Григорьевич – Пермской губернии, Осинского уезда, Комаровской волости, п. Северный, холост
  5. кочегар Олейников Дмитрий Семёнович – Томской губернии, Каинского уезда, Сарбедиха, холост
  6. матрос Сорокин Кузьма Нилович – Самарской губернии, Николаевского уезда, Суховязовской волости, с. Яблоный враг, женат
  7. матрос Сырвачев Степан Сидорович – Пермской губернии, Осинского уезда, Степановской волости, с. Кособаново, холост
  8. машинист Чебыкин Григорий Панфилович – Тобольской губернии, Курганского уезда, п. Мендерской

Тяжело ранены:

  1. лейтенант Селезнёв Леонид Львович – Черниговская губернии из дворян, сын есаула 6-ого Оренбургского казачьего полка, холост
  2. лейтенант Вениаминов Сергей Иванович – Петербургская губерния, потомственный дворянин, женат

и 25 человек команды

Контужены – 3 человека команды

Легко ранены —  2 офицера, 58 человек команды

Доска с именами погибших офицеров и матросов команды крейсера «Жемчуг»

За гибель Жемчуга» немецкому крейсеру «Эмден» отомстил австралийский крейсер «Сидней» победивший «Эмден» в бою и взявший команду в плен. Победа над «Жемчугом» и французским эсминцем была последним успехом «Эмдена». Отправив на дно помимо двух военных кораблей 22 парохода, и наводивший страх на все владения англичан и французов немецкий рейдер уже 27 октября 1914 года был настигнут австралийским крейсером «Сидней» и в ходе боя потоплен.

«Все, наверное, помнят или вернее не все еще забыли о том, как в самом начале Великой войны, немецкий крейсер «Эмден» наводил ужас в водах Индийского и отчасти Тихого океанов, — писал в 1938 году журнал русской военной эмиграции «Часовой». — Отрезанный от своих баз, лишенный какой бы то ни было поддержки, совершенно одинокий в далеких вражеских водах «Эмден» был обречен на гибель. Он об этом хорошо знал и готов был погибнуть, но до того момента, когда эта гибель должна была наступить, он решил нанести наибольший вред противнику и, так сказать, дорого продать свою жизнь. Десятки торговых кораблей и военных транспортов союзнического флота были им потоплены, но самым крупным делом «Эмдена» было уничтожение русского крейсера «Жемчуг» на рейде Пенангского порта».

Спасшаяся часть экипажа германского крейсера позже была лично принята кайзером Вильгельмом, который в ознаменование его заслуг наградил капитана Карла фон Мюллера высшей военной наградой Пруссии орденом Pour le Mérite (Blauer Max), а всех остальных моряков и их потомков — правом добавить слово «Эмден» к своим фамилиям.

матрос 1 статьи Николай Башкатов

Машинный унтер-офицер Зуридзе

Однако, по мнению англичанина Джона Робертсона, написавшего книгу «Битва у Пенанга», обвинения, возложенные на Черкасова и Кулибина, не выдерживали никакой критики. «Главная причина трагедии заключалась в том, что из-за коммерческих соображений в заливе Пенанга английское командование сознательно не принимало необходимые меры безопасности, так как это бы ограничило движение кораблей британского торгового флота. Поэтому вина, которую возложили на российскую команду и русского капитана, была крайне необоснованна», — уверен британский исследователь.

Русский морской офицер и известный писатель Гарольд Карлович Граф, так оценивал степень вины командования «Жемчуга»: «Очевидно, рассчитывая на дозор, на нем («Жемчуге». — А.И.) не предприняли должных мер предосторожности. На вошедший крейсер внимания обращено не было, и в том, что это неприятель, разобрались только тогда, когда, подойдя на близкую дистанцию, «Эмден» выпустил мину. (…) По поводу всего этого можно только сказать, что насколько хорошо действовал «Эмден», настолько оплошали и французы, и «Жемчуг», хотя вина последнего все-таки меньше».

Моряки с вспомогательного крейсера  «Орел», зашедшего в 1915 году за экипажем крейсера «Жемчуг» и для подъема орудий с погибшего крейсера, установили памятник погибшим членам экипажа «Жемчуга».

Памятник представлял собой простой чугунный крест.

В 1938 году Пенанг посетили казаки Платовского Донского казачьего хора (эмигранты), находившиеся в 1938 году на гастролях. Казаки обнаружили этот забытый и заброшенный к тому времени православный крест, узнали его историю. Он за счет собственных средств привели братскую могилу в порядок, поправили крест и установили памятную мраморную плиту с девятью фамилиями погибших, которые им удалось узнать из кладбищенских архивов.

Вид памятника погибшим морякам с крейсера «Жемчуг» в Пенанге после реставрации донскими казаками

Вновь вспомнили о крейсере «Жемчуг» уже в советское время, когда по инициативе Главного штаба ВМФ СССР в 1976 году на могиле появился новый памятник в виде каменного куба с надписью «Русским военным морякам крейсера «Жемчуг» — благодарная Родина».

В октябре 1979 года, в 65-ю годовщину гибели «Жемчуга», в Пенанге состоялось возложение венков, отмеченное заметкой в «Правде», а в мае 1990 года с официальным визитом в Пенанг зашел противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц», команда которого возложила венки к памятнику погибшим морякам — тихоокеанцам.

Современный вид памятника погибшим морякам с крейсера «Жемчуг»

Немного еще о «Жемчуге»

4 января 1915 года в Пенанг пришел вспомогательный крейсер «Орел» для производства водолазных работ и эвакуации оставшихся в живых членов экипажа «Жемчуга». Несмотря на тяжелые условия водолазных работ (сильные течения, большое количество ила, крен корпуса затонувшего крейсера 52° на правый борт), удалось поднять кормовую 120-мм пушку, пулеметы, шесть оптических прицелов, кормовой прожектор. В ходе этого похода от несчастного случая погиб старший минер «Орла» унтер-офицер Алексей Черепков. Он был похоронен, предположительно, вместе с моряками «Жемчуга».

Состояние поднятого орудия позволило сделать заключение, что остальные пушки после пребывания в воде уже не представляют боевой ценности из-за сильной коррозии каналов стволов.
Вскоре 4 февраля 1915 года русский консул срочной телеграммой вызвал «Орел» в Сингапур для участия в подавлении беспорядков. Водолазные работы были прекращены, и в тот же день крейсер ушел в Сингапур.

Последние документы, касающиеся «Жемчуга», относятся к 1921 году. 1 декабря посол РСФСР в Лондоне Л.Б.Красин сообщил телеграммой наркому иностранных дел Г.В.Чичерину: «Великобритания требует возмещения расходов в связи со спасением крейсера и команды «Жемчуг», потопленного вблизи Сингапура германской подводной лодкой (так в документе) «Эмден». В случае отказа Великобритания будет вынуждена продать «Жемчуг» на слом для покрытия своих расходов».

Г.В.Чичерин, в свою очередь, направил дело на рассмотрение командования вооруженными силами, и начальник Морских Сил республики Э.С.Панцержанский в конце декабря доложил председателю Реввоенсовета Л.Д.Троцкому: «На предложение англичан о передаче поднятого ими крейсера «Жемчуг» за стоимость подъема целесообразно отказаться («Жемчуг» не представляет большой ценности как боевой корабль, кроме того поврежден взрывом)…»

А в 2005 году совершенно неожиданно стало известно об обнаруженном малазийскими рыбаками на крошечном островке Джереджак, на который в злополучную октябрьскую ночь 1914 года волны вынесли тела нескольких погибших моряков с «Жемчуга». Теперь там чудом уцелевший покосившийся деревянный крест с табличкой на английском языке: «В память о двух героических членах экипажа русского крейсера «Жемчуг», которые погибли за свою отчизну 28 октября 1914 года».

В феврале 2006 года работающие в Малайзии российские дипломаты побывали на острове Джереджак, чтобы привести в порядок обнаруженную могилу и 28 октября 2006 года, в годовщину трагедии, над захоронением двух безымянных русских героев был поднят Андреевский флаг.

«Россия не забывает своих героев мучеников» — написано на памятнике погибшему броненосцу «Русалка» в Таллине.

Но еще очень важно, чтобы этот трагический случай не забывали русские моряки, помнили своих погибших соотечественников и никогда более в своей службе не допускали подобной халатности и беспечности.

Адмирал Макаров С.О. наверно бы сказал – «Помните «Жемчуг»!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы (Справочник) Москва. ВИ. 2002
  2. Блонский Л.В. Титкова Т.В. Флот России «Дом славянской книги»2008
  3. Гибель «Жемчуга» http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/2005_01/12.htm
  4. Гребнев Иван. Бойня в бухте Пенанга: «Эмден» против «Жемчуга» https://warspot.ru/4287-boynya-v-buhte-penanga-emden-protiv-zhemchuga
  5. Еще раз о гибели крейсера «Жемчуг» https://www.liveinternet.ru/users/illabes/post99247861/
  6. Иванов А. (доктор исторических наук) Застигнутый в расплох. ( к 100-летию гибели крейсера «Жемчуг»…. http://ruskline.ru/history/2014/10/30/zastignutyj_vrasploh/
  7. Колесникова А.В. Мой прадед Пальгуев Алексей служил не крейсере «Жемчуг», затонувшем в 1914 году. Причины гибели крейсера https://anna-v-koala.livejournal.com/214187.html
  8. Крейсер «Жемчуг» уцелел при Цусиме, но не пережил Первую мировую https://iz.ru/news/345791
  9. Лобыцын В., Столяров И., Алабин И, (фотографии Захарченко И) Еще раз о гибели крейсера «Жемчуг» http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1004/
  10. Песков А. Последняя стоянка крейсера «Жемчуг» http://nvo.ng.ru/history/2000-10-27/5_last.html
  11. Потрашков С. История Российского флота. Иллюстрированное издание, Москва ЭКСМО. 2007
  12. Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы, Ленинград. Судостроение. 1988
  13. Собрание газетных вырезок, касающихся Русско-Японской войны (ход военных действий, гибель «Петропавловска», «Рюрика», «Стерегущего», падение Порт-Артура, Цусимский бой, судебный процесс, открытие памятников, похороны Кондратенки проч.) РГА ВМФ фонд Р-24 опись 1, ЕХ – 38
  14. Сотник Андрей. Жизнь и смерть крейсера «Жемчуг» http://maxpark.com/community/4169/content/2851620
  15. ЦГА ВМФ № фонда 418, № описи 1-1, № дела 1108 — Дело о гибели КР «Жемчуг» от германской мины в районе Пенанга 15.10.1914
  16. ЦГА ВМФ № фонда 408, № описи 1-2, № дела 835 — Докладные записки и рапорта о потоплении крейсером «Эмден» крейсера «Жемчуг» 15.10.1914 года и заключение следственной комиссии
  17. ЦГА ВМФ № фонда 1122, № описи 1, № дела 317 – Донесение и рапорта главного доктора Владивостокского госпиталя. Списки команды погибшего крейсера «Жемчуг»
  18. ЦГА ВМФ № фонда 407, № описи 1-2, № дела 925 – О возвращении звания старшего лейтенанта унтер-офицеру Кулибину Н.В. – бывшему старшего офицера погибшего крейсера «Жемчуг»
  19. ЦГА ВМФ № фонда 1267, № описи 1 № дела 28 – О гибели крейсера «Жемчуг» в проливе Пенанг 15.10.1914 года
  20. ЦГА ВМФ № фонда 407, № описи 1-2, № дела 898 – О замене капитану 2 ранга барону Черкасову И.А. заключения в исправительном арестантском отделении на разжалование в рядовые
  21. ЦГА ВМФ № фонда 1200, № описи 1, № дела 261 – Переписка о нижних чинах и офицерах, погибших на крейсере «Жемчуг»
  22. ЦГА ВМФ № фонда 1122, № описи 1, № дела 323 — Следственное дело гибели эскадренного крейсера «Жемчуг»
  23. ЦГА ВМФ № фонда 408, № опись 1, № дела 2539 — Списки раненых и погибших офицеров и матросов на крейсерах «Жемчуг» и «Орел»
  24. Устав Морской Санкт-Петербург 1763 Типография шляхетского кадетского корпуса, третьим тиснением

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. О трагедии «Жемчуга» должны знать настоящие и будущие флотоводцы. Ведь мы на ошибках учимся!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *