Блытов В. Блытова О. Подвиг команды эскадренного миноносца «Охотник»


По морской волне холодной
Под осенний ветра стон
Мчится стройною колонной
Наш лихой дивизион.
На переднем «Добровольце»
Флаг начальника висит,
Втулки хлябают и кольца,
И в подшипниках стучит.
А вторым во все походы
«Москвитянин» вслед идет,
Налезает на отводы
И вертушку лага рвет.
А за ним с фигурой барской
На полкабельтова вслед
Мчится наш «Эмир Бухарский»
«Добровольца » друг-сосед.
А потом уж вслед за «Финном»
Зарываются вдали
И несутся в строе длинном
Второй группы корабли.
Снизу море, сверху небо,
по волнам летят орлы,
И подумывают, где бы
Щелочить свои котлы.
Нам сказал начальник строгий:
Все вы ленитесь служить,
Отправляйтесь в бухту Лео,
Там научитесь ходить.
Будьте больше осторожней,
Там камней и мелей ряд,
Оставляйте их в сторонке,
Чтоб не стать на них подряд.
Тут подняли сигнал «Буки»,
Означающий поход,
Подтяните выше брюки
И давайте полный ход.
До назначенного места
Убоялись мы зело,
И порывами зюйд-веста
Нас в Виндаву занесло.
А потом, забыв про мели,
Мы, молитву сотворя,
В бухту Лео прилетели
И отдали якоря.
Поработали немало,
Водрузили створный знак,
Но, проверивши, узнали,
Что цена ему пятак.
Возвратясь потом в Либаву,
Встретил нас начальник так:
– Получите за работу
От меня масонский знак.
«Народная песня»
[2]..

Эскадренные миноносцы этого проекта назывались «Добровольцами» по названию первого миноносца этой серии, так как строились на добровольные пожертвования граждан Российской империи. Одним из них и был эскадренный миноносец «Охотник», погибший 13 (26) сентября 1917 года, уже после февральской революции и после массовых убийств матросами офицеров на Балтийском флоте в Гельсингфорсе, Ревеле и Кронштадте.

Обращает внимание на себя то, что после подрыва корабля на мине в Ирбенском проливе все офицеры корабля, унтер-офицеры и награжденные георгиевские кавалеры даже не пытались спасаться на оставшихся шлюпках, а предпочли смерть в кают-компании офицеров вместе с матросами последней вахты, уступив свои места пожелавшим спастись матросам.

13 сентября в маневренном мешке у шаровой вешки № 4, в пасмурную погоду, взорвался на мине заграждения или возможно был взорван самодвижущейся миной (торпедой с ПЛ), посланный из Аренсбурга на разведку эскадренный миноносец «Охотник».

Ни командир, ни офицеры не пожелали оставить судно и вместе с кораблем пошли ко дну предоставив свои места в шлюпках молодым матросам [1]. Впоследствии подвиг офицеров «Охотника» повторили офицеры, погибших в Копорском заливе на эскадренных миноносцах «Гавриил», «Свобода» и «Константин».

Взрыв настиг эсминец под южным берегом Эзеля. В разрушенный корпус «Охотника» море сразу вошло несколько тонн воды. Командир эсминца старший лейтенант Фок приказал с мостика:

— Внимание! Осталось минут десять, не больше… Раненых — в шлюпки. Команду я благодарю за службу, и сейчас, прощаясь с нею, я скажу, что всегда гордился такой командой… Повторять не стану: все по шлюпкам, а я остаюсь на корабле… с кораблем!

Фок отбросил мегафоную трубу и, пожимая наспех руки встречных, сбежал с мостика в кают-компанию. Он слышал, как шлюпки отошли, гремя уключинами и веслами. С палубы спустились в кают-компанию старший артиллерист и минер «Охотника» — оба молодые офицеры.

— Господа, почему вы не покинули корабля?

— Мы остаемся с вами. Сейчас придут и другие. Переодеваются…

Во всем чистом, при кортиках, с чистыми лиселями воротничков, в кают-компании сошлись все офицеры. По низам «Охотника» с ревом уже наступала вода, и взгляды невольно обращались к стрелке кренометра. Командир распечатал бутылку вина, и каждый, выпив, разбивал свою рюмку вдребезги. Механик открыл портсигар и оставил на столе раскрытым — уже навсегда. Он сказал, закуривая:

— Еще минуты четыре, после чего, я думаю, поедем…

Командир встал:

— Отдраим иллюминаторы, чтобы меньше мучиться…

Да. Пусть они лягут на грунт с кораблем уже мертвецами. Чтобы не страдать на глубине моря, вбирая губами последние глотки воздуха из спрессованных воздушных «подушек» под потолком… Что-то лязгнуло наверху, и все побледнели.

— Открыли иллюминаторы!

Кто-то еще ходит по кораблю… Кто? Дверь в кают-компанию распахнулась — матросы.

— Решением ревкома боевая вахта «Охотника», которую взрыв мины застал на постах, решила эсминца не покидать…

Офицеры встали. Они заплакали. Командир сказал:

— Ну, что же вы там? Идите сюда, товарищи…

Матросы вошли в кают-компанию и сели среди офицеров.

Теперь их было 52 человека. Все молчали, прощаясь друг с другом взглядами. Вода, глухо ворча, вышибала под ними крышки горловин. Вода выпучивала своим напором стальные переборки. Она разрывала металл перекрытий, словно бумагу… Вода приближалась к ним, и кренометр показывал уже близкий предел.

Командир встал:

— Ну… готовьтесь. Так умирали и наши деды!

Эсминец, словно в изнеможении, стал прилегать на борт. Одна из его труб еще поливала волны клубами черного дыма. Изнутри котельных отсеков доносилось яростное шипение, словно клубок змей поместили в машинах, — это под ледяным гнетом воды отдавали свой нестерпимый жар котлы системы Бельвиля…

— Начнем прощаться, — сказал командир и крепко, очень старательно загасил папиросу в старинной бронзовой пепельнице.

Плача и целуясь, люди обнимали друг друга. Никогда еще в жизни не были они так нежны и искренни в своих чувствах.

— Ты прости меня, — слышалось. — Я не хотел…

— А тогда? Помнишь? Я был не прав…

— Прости и ты меня…

Над столом, как разбитое стекло, прозвенел голос:

— Поторопитесь!

Вода раскрыла двери — легко, без усилия, и вот оно, море…

Брызжущее, грохочущее, ликующее, море ворвалось внутрь, оно перевертывало столы и стулья, бросало людские тела к переборке.

Смерть всегда не нужна. И всегда сладки мгновения жизни.

Кое-кто встал на диваны — головами к потолку. Через раздраенные иллюминаторы толстыми бивнями, как из широких брандспойтов, врезались морские воды. Холодна вода, до чего она холодна!

Очень холодна вода Балтики 1917 года.

Свет померк. Больше они никогда не пройдут Моонзундом.

Гибель эсминца «Охотник» не просто исторический факт.

Команда эсминца — в своем презрении к смерти — показала высокий воинский дух. Балтийский флот был готов… Да. Балтийский флот был готов к самопожертвованию.

Лучшие традиции русских моряков оказались живы.

Кают-компания и боевая вахта матросов легли на грунт.

Рядом. В обнимку.

— Продолжайте, товарищи… без нас! [7].

Как происходило на самом деле очень сказать сложно. Автор художественного произведения имеет право на вымысел.

Но факт остается фактом, что средств спасения на всех не хватало. Реально можно говорить о шлюпках — четверке, так называемом матросами «тузике» и двух шестерках. Это 25 человек по полной нагрузке, учитывая командира, старшину и крючкового.  Реально спаслось с гибнущего корабля 40 матросов (в основном последних годов призыва и раненые). Шлюпки отчаливали от гибнущего корабля почти с двойным перегрузом, видимо погружались по самые борта в воду. Малейшая волна, захлестнувшая шлюпку, и погибли бы все, кто находился в этой шлюпке. Но люди спаслись и это тоже факт.

Еще одним фактом, который не подлежит никакому оспариванию, что все до единого, бывшие на корабле офицеры, унтер-офицеры и георгиевские кавалеры (то есть матросы старших годов службы) на шлюпках не спасались, а остались погибать на корабле. Безусловно, что при  подрыве корабля на мине, на корабле остались и погибшие и некоторые раненые. За всеми не углядишь в такой обстановке. И видимо большая заслуга командира, офицеров, унтер-офицеров и старослужащих матросов корабля, было то, что буквально за считанные минуты, до гибели корабля им удалось организовать спуск шлюпок, погрузку раненых и спасение аж 40 человек. Не все молодые матросы смогли или успели погрузиться в шлюпки. А куда? Больше средств спасения на эсминце не было.

Спасаться вплавь? Температура воды менее 12 градусов. Продержаться в такой воде можно не более 40-50 минут без средств спасения. До ближайшего берега – мыса Церель – порядка 10 километров. Шансов доплыть — ноль.

Как они погибли? Если так, как описывает Валентин Пикуль, или старший офицер эсминца «Новик» Гарольд Граф, или пишет в рапорте командующий флотом – то это по любому героизм. Офицеры и унтер-офицеры с оружием в руках не отстаивали свое право спасаться на шлюпках. Если по-другому – то все равно это героизм, который никто не может оспорить. Честь и слава членам команды эсминца «Охотник», оставшимся и погибшим на корабле.

Немного о корабле:

Перед русско-японской войной принимается решение о строительстве новых эскадренных миноносцев, так называемых 700-тонниках, строившихся на пожертвования простых людей. Их называли, как правило, по тем местностям, где для их строительства собирали деньги, восстанавливали имена героически-погибших кораблей или офицеров, воинские профессии. И зазвучали в русском флоте названия новых кораблей «Украина», «Войсковой», «Туркменец-Ставропольский», «Казанец», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Забайкалец», «Эмир Бухарский», «Финн», «Москвитянин», «Доброволец», «Всадник», «Гайдамак», «Амурец», Уссуриец», «Генерал Кондратенко», «Охотник», «Сибирский стрелок», «Пограничник» для Балтийского флота и «Лейтенант Шестаков», «Лейтенант Пущин», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный» для Черноморского флота. Эти корабли и станут основными кораблями минных дивизий до массового поступления на флот новых эскадренных миноносцев типа «Новик». На них и ляжет вся тяжесть первых двух самых трудных лет «Великой» войны». По названию первого заложенного корабля серии их называли «Добровольцами».

Их строительством занимались одновременно и параллельно верфи «Ланге и сын» в Риге, «Sandvikens Skepsdocka & Mekaniska Verkstadt» в Гельсингфорсе, «Путиловская верфь» в Санкт-Петербурге, «Krupp,Frider, Germaniawerft AG» в Киле. «Maskin & Brobygnads AB» в Гельсингфорсе, «W-m Crichtion & C0» в Або (Турку), «Наваль» ОНЗив в Николаеве.

ТТД

Водоизмещение 750 т. Размерения 75.2×8.2×2.9 м

Воружение 2 — 75 мм, 6 — 57 мм, 4 пулемета, 3 НТА 456 мм.

С 1910 года — 2 — 102/60, 4 — 47 мм, 4 пулемета, 3 НТА 456 мм, 24 мины заграждения

С 1916 года 3 — 102/60, 2 пулемета, 3 НТА 456 мм, 24 мины заграждения
Бронирования нет

Механизмы 2 вертикальные паровые машины тройного расширения 8064 л.с. немецкой фирмы Вулкан, 4 котла Нормана, 2 винта

Скорость максимальная на испытаниях  — 25.05 узла Дальность плавания 2200 миль на экономичном ходу.

Экипаж 5 офицеров и 90 человек команды.

13 октября 1905 года эсминец «Охотник» зачислен в списки судов Балтийского флота, в марте 1905 года заложен на судоверфи завода акционерного общества «В. Крейтон и К°» «W-m Crichtion & C0» в Або, параллельно на соседних стапелях с эскадренным миноносцем «Всадник». Спущен на воду в январе 1906 года, дата приемных испытаний — июнь 1906 года.

До 27 сентября 1907 года классифицировался как минный крейсер. Прошел капитальный ремонт корпуса в 1911-1912 годах на заводе акционерного общества «Крейтон и К°»«W-m Crichtion & C0»в Санкт-Петербурге с заменой трубок на всех котлах.

Принимал активное участие  в боевых действиях во время 1-ой мировой войны.

14 августа 1915 года при постановке минного заграждения в районе Люзерота подорвался на мине заграждения противника, но остался на плаву и самостоятельно прибыл на базу для устранения повреждений.

Второй подрыв на мине 13 сентября 1917 года стал для него трагическим.

А что с ним случилось — до сих пор толком не знает никто. Прошла февральская революция – продолжается Великая война, корабли уходят в море, продолжают воевать, но умирать не хочет никто. Не понятно за что. За Веру? За Царя, За Отечество? Непонятно.

В воздухе пахнет грозой. Власть имеющие принимают порой противоречивые, как правило, популистские решения. Бывшая Российская империя шатается как колос на глиняных ногах.

Пытаясь оставаться вне политики (мы воюем), Балтийский флот все глубже затягивается в нее.

Трагический случай гибели «Охотника» — маленькая крупица из общей череды неприятностей и катастроф, последовавших в этот сложный для страны и флота год.

Целью данного исследования не является исследование всего периода. Этот период является лишь фоном для описания гибели эскадренного миноносца и далеко не худших людей, показавших пример  храбрости и самопожертвования своей жизнью ради спасения жизней своих товарищей.

Можно лишь предположить, что произошло на корабле. Возможно дело было так:

Корабль возвращался в Аренсбург из обхода восточной кромки минных заграждений в Ирбенском проливе 13 сентября 1917 года.  До берега и причалов оставалось миль 20. В такое время команда собирается покурить, где-нибудь в заветрии. Матросы и сверхсрочники скорее всего костерили командование минной дивизии, выгнавшей корабль в осенний, холодный сентябрьский день с утра в море. Все хотелось вернуться поскорее. Скоро должен был открыться м. Церель.


«Охотник» вид с ходового мостика. За трубой  и в районе кормового мостика видны спасательные шлюпки.

Внезапно раздается сильный взрыв. Все попадали. Взоры на мостик. Там мечется командир – старший лейтенант Фок и запрашивает кочегарки и машинные отделения в трубы связи. Из которых вместо ответа идет дым и слышится треск ломаемых конструкций.

Наконец из машинного отделения вываливается в разорванной рубашке судовой механик лейтенант Бобылев. За ним куча кашляющих в грязных и разорванных робах кочегаров и машинистов. Многие несут на руках раненых. Бобылев на все задрайки задраил за последним люк.

И повернувшись к командиру с болью закричал — Командир.

Все с ужасом прислушиваются к его приговору. Судовой врач Смирнов и его помощник из числа матросов быстро спускаются с сумками с красным крестом перевязывать раненых кочегаров.

— Погибло 12 человек вахты – кричит Бобылев — более 15 ранено, 3 тяжелых. 6 человек не смогли вывести – остались там. Котлы и кочегарки погасили — взрыва не будет. Водонепроницаемая переборка в нос из машинного отделения повреждена взрывом и герметизирована быть не может. Поставлена линии обороны, но она выдержит не более 15-20 минут. Пробоина слишком большая и заделана или закрыта пластырем быть не может. Вода прибывает слишком быстро. Корабль надо оставлять. Времени осталось максимум 15-20 минут.

Посмотрел на часы и прокричал опять – осталось уже меньше.

— Шлюпки к спуску – скомандовал, посерьезневший и побелевший командир.

Боцманмат и палубные унтер-офицеры бросились выполнять команду командира. Туда же побежали командиры шлюпок мичмана Лисаневич и Лебедев.

— Грузить в первую очередь раненых и молодых матросов – прокричал им вслед командир.

Шлюпки были спущены хорошо подготовленной командой за пару минут. По выстрелам и шторм-трапам к ним стали спускаться молодые матросы и передавать раненых, Когда шлюпка наполнялась людьми, оставшиеся им просто бросали концы.

— Отходи – рычал на спустившихся в шлюпки строевой боцманмат Сурков. Кто-то увидев, что все офицеры и унтер-офицеры остались на корабле пытался выбраться назад, но в шлюпку бросали концы и течением ее переполненную уносило вдоль борта.

Когда все шлюпки были отправлены, Сурков и стоявшие с ним повернулись в сторону мостика. Там на фоне солнца выделяются  фигуры, куривших и о чем-то разговаривавших между собой командира Фока, старшего офицера Огильви и старшего артиллериста Панферова. Они увидев, что смотрят на них, встали по стойке смирно, отдали оставшимся на корабле честь.

— Благодарю за службу! – прокричал старший лейтенант Фок – мы в кают-компанию. Там быстрее, хоть мучатся долго не будешь. Всё сразу и с кораблем.

Палуба уже почти поравнялась с водой. Кто-то из матросов, схватив какие-то деревянные конструкции, прыгали с ними за борт. Но на них не обращали внимания.

— За мной в кают-компанию к офицерам. Там быстрее — скомандовал боцманмат Сурков и усатые унтера и матросы первой статьи, георгиевские кавалеры, молодые только что прибывшие из корпуса мичмана направились за ним.

— Скоро поедем – сказал, дотрагиваясь до дошедшей почти до верхней палубы воды, кто-то из унтеров.

— Куды поедем? – спросил какой-то матросик, идущий за ним.

— Туды — куды надо поедем – со смехом отвечали ему.

Ну а далее видимо по Пикулю.

Времени на все про все было осталось максимум одна – две минуты. Сигарету не выкурить. Только тост произнести в лучшем случае.

Вот, что говорят сухие строки документов, составленных, после гибели корабля:

СПИСОК

воинских чинов, погибших на эскадренном миноносце:

офицеры

  1. старший лейтенант Фок Владимир Алексеевич – командир, родился в 1878 году, 1905 года выпуска из морского корпуса
  2. лейтенант Огильви 3-й Георгий Владимирович – старший офицер, родился 1889 году, 1910 года выпуска
  3. лейтенант Панферов Владимир Константинович – старший артиллерист (групповой артиллерист дивизиона), 1891 года рождения Санкт-Петербургской губернии, Лужского уезда, Бутковской волости, 1913 года выпуска, женат, 1 дочь, награжден орденами Святого Станислава, Анны – 4- ой степени с надписью «За храбрость», Анны 3-ей степени с бантами и мечами
  4. лейтенант Бобылев Александр Иванович – старший инженер-механик, 1889 года рождения, 1911 года выпуска в звании подпоручика КФИ
  5. мичман Лебедев Василий — штурман
  6. мичман Лисаневич Михаил – минер, ревизор
  7. судовой врач Смирнов Сергей

унтер-офицеры:

  1. строевой унтер-офицер Афонин Сергей Иванович – Калужская губерния, Мещевский уезд, Кошонская волость, д. Тушенки, призыва 1916 года, женат
  2. кочегарный унтер-офицер 2 статьи Бурыкин Дмитрий Андреевич – Орловская губерния, Брянский уезд, Любохонская волость, д. Пастушья, призыва 1914 года. женат
  3. машинный унтер-офицер Гаврильчик Леонтий Моисеевич – Минская губерния, Речуцкий уезд, Хоникская волость, д. Людвина, призыва 1915 года, холост
  4. сигнальный унтер-офицер Гутовский Антоний Викентьевич – Витебская губерния, Себежский уезд, г. Себеж, из мещан, призыва 1913 года, холост
  5. телеграфный унтер-офицер Дунайкин Иван Яковлевич – Рязанская губерния, Спасский уезд, г. Спасск, из мещан, призыва 1916 года, холост
  6. артиллерийский унтер-офицер 1 статьи Жаренов Александр Павлович – Ярославская губерния, Любимский уезд, Осецкая волость, д. Крутики, призыва 1913 года, холост
  7. рулевой унтер-офицер Понтус Юлиус Томасович – Эстляндская губерния, Везенбергский уезд, Пыльвасская волость, Согадское общество, призыва 1914 года. холост
  8. гальванный унтер-офицер Плотицын Тимофей Авсеевич – Рязанская губерния, Раненбургский уезд, Путятинская волость, д. Дикита, призыва 1915 года, холост
  9. трюмный унтер-офицер Степанов Михаил Яковлевич – Саратовская губерния, Камышинский уезд, г. Камышин, призыва 1915 года, из мещан, холост

команда:

  1. кочегар 2 статьи Альвин-Шустов Федор Аксенович – Самарская губерния, Николаевский уезд, Любицкая волость, с. Карловка, призыва 1917 года, холост
  2. кочегар 2 статьи Баров Иван Сидорович – Вятская губерния, Елабужский уезд, Лекаревская волость, с. Покровское, призыва1915 года, женат, 1 ребенок
  3. старший электрик Вевер Сприц Карлович – Лифляндская губерния, Вольмарский уезд, Наукшенская волость, 1912 года призыва, холост
  4. комендор Громаков Иван Константинович – Тульская губерния, Чернский уезд, Скородинская волость, д. Шепелевка – Ново-Архангельское, призыва 1914 года, женат
  5. машинист 2 статьи Захаров Александр Сафронович – Пензенская губерния, Наровчатский уезд, Наровчатская волость, сл. Старой Сотни, 1915 года призыва, холост
  6. машинист 2 статьи Зеленухин Михаил Осипович – Самарская губерния, Бугуруслановский уезд, причислен к пригороду, 1915 года призыва, холост
  7. кочегар 1 статьи Казьмин Петр Гаврилович – Калужская губерния, Мосальский уезд, Сильковская волость, с. Сильковичи, призыва 1916 года, холост
  8. комендор минный судовой Кокура Александр Михайлович – Минская губерния, Игуменский уезд, Игуменское общество, из мещан, призыва 1915 года, холост
  9. комендор Кузьменко Андрей Антонович – Черниговская губерния, Сосницкий уезд,

г. Сосницы, из казаков, призыва 1915 года, холост

  1. комендор Кузьмин-Агапкин Василий Иванович – Рязанская губерния, Скопинский уезд, Михайловская волость, д. Булычево, призыва 1915 года, женат
  2. кочегар 1 статьи Лукин-Гаврилов Алексей Васильевич – Владимирская губерния, Юрьев-Польский уезд, Опасская волость, д. Велково, призыва 1915 года, холост
  3. кочегар 1 статьи Мандрык Арсений Викторович – Волынская губерния, Житомирский уезд, Левковская волость, призыва 1914 года, холост
  4. машинист 1 статьи Мокшин Яков Леонтьевич – Саратовская губерния, Кузнецкий уезд, Сюзюмская волость, с Новые Кряти, 1915 года призыва, женат, 1 ребенок
  5. сигнальщик Мыцюк Павел Романович – Волынская губерния, Ковельский уезд, Горникская волость, с. Поступля, призыва 1913 года, холост
  6. кочегар 2 статьи Панчук Ефрем Николаевич – Волынская губерния, Острожский уезд, Кривинская волость, с. Поляны, призыва 1916 года, холост
  7. ученик сигнальщика, матрос 2 статьи Петров Николай Егорович – Московская губерния, Дмитровский уезд, Гульневская волость, 1917 года призыва, холост
  8. телеграфист Подсветельников Иван Васильевич – Саратовская губерния, Вольский уезд, г. Вольск, из мещан, 1916 года призыва, холост
  9. машинист 1 статьи Полтаев Михаил Федорович – Вятская губерния, Яранский уезд, Притыкинская волость, д. Девкино, призыва 1912 года, холост
  10. комендор минный судовой Русин Алексей Иванович – Новгородская губерния, Тихвинский уезд, Обринская волость, д. Подлипье, призыва 1916 года, холост
  11. кочегар 1 статьи Семенищев Герасим Степанович – Вятская губерния, Нолинский уезд, Екатерининская волость, д. Смоленская, призыва 1915 года, женат
  12. гальванер, юнга Сермус Иван Маркович – Лифляндская губерния, Перновский уезд, Пенскияльская волость, 1916 года на флоте, холост
  13. матрос 2 статьи Сошнев Дмитрий Ильич – Тульская губерния, Новосильский уезд, Влаковская волость, призыва 1917 года, женат
  14. электрик Столяров Захар Степанович – Симбирская губерния, Сызранский уезд, Кашпирская волость, с. Кашпира, 1915 года призыва, холост
  15. строевой боцманмат Сурнов Семен Данилович – Волынская губерния, Овручский уезд, г. Овруч. из мещан, призыва 1914 года, холост
  16. кочегар 1 статьи Туманов Степан Кириллович – Вятская губерния, Яранский уезд, Притыкинская волость. д. Аликаной, призыва 1915 года, холост
  17. матрос 2 статьи Уткин Аркадий Константинович – Владимирская губерния, Юрьевская волость, Мирославская волость, д. Студенец, призыва 1917 года, холост
  18. трюмный Фомин Иван Петрович – Симбирская губерния, Симбирский уезд, Тушнинская волость, с. Тушны, холост
  19. ученик сигнальщика, матрос 2 статьи Шеронов Дмитрий Егорович – Московская губерния, Клинский уезд, Троицкая волость, д. Уткново, 1917 года призыва, холост
  20. ученик рулевого, матрос 2 статьи Шестериков Степан Владимирович – Костромская губерния, Юрьевецкий уезд, Мордвиновская волость, д. Никулино, призыва 1917 года, холост
  21. минный машинист 1 статьи Юнин-Лепешенков Григорий Иванович – Нижегородская губерния, Ардатовский уезд. Верхне-Жильнецкая волость, с. Зиля, 1912 года призыва, женат

Итого 46 человек

Заведующий Балтийской учетной канцелярией — подпись

Делопроизводитель Антипов — подпись[8].

 

Эсминец «Охотник» на стрельбах

Список воинских чинов эскадренного миноносца «Охотник», имевших «Георгиевские кресты»

  1. кочегарный унтер-офицер 2 статьи Бурыкин Дмитрий Андреевич – призыва 1914 года, медаль 4 степени № 239410
  2. старший электрик Вевер Сприц Карлович – призыва 1913 года, медаль 4-ой степени № 434939, крест 4-ой степени № 175011
  3. сигнальный унтер-офицер Гутовский Антоний Викентьевич – призыва 1913 года, крест 4 степени № 434940, медаль 4 степени № 174613
  4. артиллерийский унтер-офицер 1 статьи Жаренов Александр Павлович – призыва 1914 года, медаль 4 степени № 639437
  5. кочегар 1 статьи Мандрык Арсений Викторович – призыва 1914 года, медаль 4 степени № 239411
  6. машинист 1 статьи Мокшин Яков Леонтьевич – призыва 1915 года, медаль 4-ой степени № 639328
  7. сигнальщик Мыцюк Павел Романович – призыва 1913 года, крест 4-ой степени № 175011
  8. машинист 1 статьи Полтаев Михаил Федорович – призыва 1913 года, медаль 4-ой степени № 239398
  9. рулевой унтер-офицер Понтус Юлиус Томасович – призыва 1914 года, медаль 4 степени № 486420
  10. кочегар 1 статьи Семенищев Герасим Степанович – призыва 1915 года, медаль 4 степени № 297486
  11. трюмный унтер-офицер Степанов Михаил Яковлевич – призыва 1915 года, медаль 4 степени № 639327
  12. строевой боцманмат Сурнов Семен Данилович – призыва 1914 года, медаль 4 степени № 639439
  13. машинный машинист 1 статьи Юнин-Лепешенков Григорий Иванович – призыва 1912 года, крест 3-ей степени 105384, крест 4-ой степени № 174620

Итого: 13 человек

Заведующий Балтийской учетной канцелярией — подпись

Делопроизводитель Антипов — подпись[8].

СПИСОК

семейных воинских чинов команды эскадренного миноносца «Охотник» с приложением в них дубликатов приемно-формулярных и послужных списков

  1. строевой унтер-офицер Афонин Сергей Иванович – призыва 1915 года
  2. кочегар 2 статьи Баров Иван Сидорович – призыва 1915 года
  3. кочегарный унтер-офицер 2 статьи Бурыкин Андрей Дмитриевич – призыва 1914 года
  4. комендор Громаков Иван Константинович – призыва 1916 года
  5. комендор Кузьмин-Агапкин Василий Иванович – призыва 1915 года
  6. машинист 1 статьи Мошкин Яков Леонтьевич – призыва 1915 года
  7. кочегар 1 статьи Семенищев Герасим Степанович – призыва 1915 года
  8. матрос 2 статьи Сошнев Дмитрий Ильич – призыва 1917 года
  9. машинный машинист 1 статьи Юнин-Лепешенков Григорий Иванович – призыва 1912 года

Итого: 9 человек

Заведующий Балтийской учетной канцелярией — подпись

Делопроизводитель Антипов — подпись[8].

Воинский подвиг морских офицеров и команд эскадренного миноносца «Охотник», и впоследствии, повторивших его команд эскадренных миноносцев «Гавриил», «Свобода» и «Константин» должны остаться в веках. В военно-морских институтах и корпусах надо учить молодых офицеров на таких примерах. А их имена должны знать даже школьники, так же как сегодня мы знаем Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, Николая Гастелло и многих других наших русских героев, погибших за нашу Родину в борьбе с внешними врагами.


Имеющие георгиевские награды матросы, унтер-офицеры и офицеры эскадренного миноносца «Охотник» во время стоянки в Ревеле.

Список морских чинов эскадренного миноносца «Охотник» спасшихся, после  гибели миноносца 13 сентября 1917 года 11 часов 20 минут в Рижском заливе:

  1. кочегар 1 статьи Акифьев Василий Иванович – призыва 1915 года
  2. машинист 1 статьи Андреев Николай Иванович – призыва 1916 года
  3. моторист Бобченко Лаврентий Митрофанович – призыва 1915 года
  4. кочегар 1 статьи Боровилов Дмитрий Николаевич – призыва 1916 года
  5. матрос 2 статьи Букашкин Николай Михайлович – призыва 1917 года
  6. машинист 1 статьи Величай Николай Григорьевич – призыва 1916 года
  7. машинист Волков Иван Авксентьевич – призыва 1913 года
  8. матрос 2 статьи Воробьев Иван Васильевич – призыва 1917 года
  9. рулевой Вотрин Павел Иванович – призыва 1916 года
  10. минер Воронин Михаил Яковлевич – призыва 1915 года
  11. кочегар 1 статьи Голубков Степан Павлович – призыва 1914 года
  12. сигнальщик Горюнов Василий Семенович – призыва 1916 года
  13. машинист Гужев Арсений Петрович – призыва 1913 года
  14. кочегар 1 статьи Даманский Иван Евстафьевич – призыва 1916 года
  15. боцман Дергач Алексей Павлович – призыва 1907 года
  16. комендор Егоров Яков Алексеевич – призыва 1916 года
  17. телеграфист Жучков Сергей Николаевич – призыва 1916 года
  18. старшина минеров Кабицын Петр Акимович – призыва 1913 года
  19. матрос 2 статьи Калинин Василий Ильич – призыва 1917 года
  20. кочегар Киреев Василий Васильевич – призыва 1914 года
  21. кочегар 2 статьи Константинов Василий Павлович – призыва 1917 года
  22. машинист 1 статьи Космачев Павел Дмитриевич – призыва 1915 года
  23. кочегар 1 статьи Кузьминых Роман Семенович – призыва 1916 года
  24. баталер Курский Константин Семенович – 1912 года
  25. кок Лавонин Яков Дмитриевич – призыва 1912 года
  26. сигнальщик Лазарев Петр Иванович – призыва 1917 года
  27. кочегар 2 статьи Морозов Фома Степанович – призыва 1917 года
  28. машинист 1 статьи Николаев Александр Григорьевич – призыва 1915 года
  29. матрос 2 статьи Орлов Василий Васильевич – призыва 1917 года
  30. минный машинист Петров Иван Алексеевич – призыва 1912 года
  31. машинист 1 статьи Поляков Павел Максимович – призыва 1913 года
  32. машинист 1 статьи Роднев Павел Спиридонович – призыва 1915 года
  33. кочегар Романюк Адам Трофимович – призыва 1913 года
  34. комендор Рубцов Алексей Иванович – призыва 1916 года
  35. кочегар 1 статьи Тимофеев Петр Тимофеевич – призыва 1915 года
  36. матрос 1 статьи Титов Сергей Петрович – призыва 1916 года
  37. матрос 1 статьи Царев Иван Васильевич – призыва 1916 года
  38. матрос 1 статьи Шамшин Александр Ануфриевич – призыва 1915 года
  39. машинист 1 статьи Шведов Ефим Васильевич – призыва 1912 года
  40. кочегар 2 статьи Щелочков Степан Матвеевич – призыва 1917 года

Итого 40 человек

Находились на берегу по различным надобностям:

  1. комендор Абрамов Александр Анатольевич – призыва 1912 года – в госпитале
  2. минер Алексеев Роман Алексеевич – призыва 1914 года – в командировке
  3. кочегар 1 статьи Бердников Агап Маркович – призыва 1916 года – в командировке
  4. машинный содержатель Боровик Николай Павлович призыва 1916 года – остался в Аренсбурге
  5. минный машинист Водолееев – призыва 1915 года – остался в Аренсбурге
  6. комендор Волков Андрей Иванович – призыва 1916 года – остался в Аренсбурге
  7. электрик Галета Макар Хрисанфович – призыва 1915 года – в госпитале
  8. машинист Горбунов Константин Павлович – призыва 1912 года – в отпуске
  9. минер Грачев Павел Иванович – призыва 1916 года – из командировки
  10. минный машинист унтер-офицер Дорошкевич Марьян Сергеевич – призыва 1914 года, в госпитале
  11. электрик унтер-офицер Зенкин Алексей Николаевич – призыва 1914 года – в командировке
  12. машинист 2 статьи Зубарев Егор Данилович – призыва 1916 года – в госпитале
  13. кочегар 1 статьи Крастинь Миккель Андреевич – призыва 1914 года – в госпитале
  14. кочегар 1 статьи Кузнецов Василий Кузьмич – призыва 1914 года – в госпитале
  15. машинист 2 статьи Кшанович Бронислав Викентьевич – призыва 1917 года – в командировке
  16. минный унтер-офицер Пакин Михаил Михайлович – призыва 1914 года – в командировке
  17. фельдшер Петухов Василий Ионович – призыва 1916 года остался в Аренсбурге
  18. машинист 1 статьи Сериков Никита Иванович – призыва 1912 года – в госпитале
  19. минный машинист Смотров Сергей Ефимович – призыва 1916 года – в командировке
  20. телеграфист Стрелков Константин Николаевич – призыва 1913 года – откомандирован в штаб минной дивизии
  21. машинист 2 статьи Шталь Карл Георгиевич – призыва 1915 года — в командировке
  22. матрос 2 статьи Юшин Александр Иванович – призыва1917 года – в командировке

Числятся в госпиталях, но отсуствуют по непонятным причинам:

  1. минно-артиллерийской содержатель Андрюшин Кирилл Егорович – в Петрограде
  2. машинист унтер-офицер Никудин Петр Георгиевич – призыва 1911 года – в Гельсингфорсе
  3. минный машинист Чапанов Михаил – призыва 1915 года – в Ревеле

В кратковременном отпуске на родине:

  1. кочегарный унтер-офицер Левченко Максим Самойлович – призыва 1905 года — в отпуске

Депутат в Ц.Ф.К.Б.М. в Гельсингфорсе:

  1. комендор Семенов Василий Павлович – призыва 1912 года

Депутат в местном флотском комитете в г. Ревеле:

  1. машинист унтер-офицер Горбунов Алексей Иванович – призыва 1912 года

В отпусках на родине по болезни:

  1. строевой унтер-офицер Аникин Павел Андреевич – призыва 1916 года
  2. матрос 2 статьи Гордеев Алексей Петрович – призыва 1917 года
  3. баталер Дойков Степан Лаврентьевич – призыва 1913 года
  4. маляр Кондратович Тимофей Григорьевич – призыва 1913 года
  5. матрос 1 статьи Мадисон – призыва1916 года
  6. матрос 1 статьи Пронин Александр Иванович – призыва 1917 года
  7. комендор Сахаров Степан Спиридонович – призыва 1913 года
  8. минно-артиллерийский содержатель Якименко Иван Акимович – призыва 1911 года

Итого: 36 человек

Всего остались в живых, после гибели корабля – 76 человек.

ИД старшего флаг-офицера по интендантской части штаба начальника МД

Подпоручик Рахов — подпись

22 сентября 1917 года[9].

Обращает внимание большое количество моряков, отсутствовавших на корабле, во время боевого выхода в море. Безусловно, вопросы полноценной борьбы за живучесть корабля при отсутствии аж 36 человек (более трети экипажа) по штату не могли быть эффективными

Возможно, что офицеры и унтер-офицеры, погибшего эсминца были оскорблены отношением команды и матросов после революции и своей смертью хотели доказать свою преданность Родине.

После «корниловского мятежа» Центробалт – главный орган революции на флоте потребовал письменные подтверждения офицеров в преданности делу революции и не поддержке генерала Корнилова. Не подписавшие документ или отсутствующие (по различным причинам, в том числе и на вахте) на подписании этого документа офицеры кораблей Балтфлота были расстреляны революционными матросами, а командующий флотом адмирал Адриан Непенин был подло убит матросом-большевиком Грудачевым выстрелом в спину[1]..

Сто восемь офицеров Балтийского флота между двумя революциями стали жертвами матросской озлобленности, классовой ненависти и просто необъяснимой мести.

С каким настроением выходили в море на боевые задания офицеры плавсостава кораблей можно только догадываться. Но они служили Родине, и когда было надо, отдавали свои молодые жизни на алтарь победы, которая была уже в конце 1917 года, наверно не нужна руководителям ЦЕТРОБАЛТа, а возможно и страны. Их интересовали другие вопросы, связанные с борьбой за власть. И судьба какого-то корабля, каких-то людей – были слишком малы. Подумаешь кораблей много, как впрочем и людей.

Какова же оказалась судьба всех «Добровольцев»?  Чем закончили эти корабли свой боевой путь?

Как и каждого человека — у каждого корабля своя судьба. Кто-то оказывается покрепче, кто-то не очень. У кого-то была сверхмерная нагрузка и она сказалась на пределе его возможностей.

24 корабля этого проекта с небольшими изменениями вступили в Великую войну с полными экипажами, готовыми выполнять свой долг до конца. Относительно молодые корабли, готовые решать любые поставленные задачи. Но впереди у каждого из них были свои боевые походы, свои болезни, свои ранения, свои более или менее подготовленные команды. И самое страшное – революция. Что получилось в конце?

За годы войны и революции погибли (реальной войны – 3 корабля, революции – 5):

— «Казанец» — 15.10.1916 – погиб на минном заграждении у о Вормси, выставленном немецкой ПЛ «U-27»;

— «Москвитянин» — 21.5.1919 года погиб в бою с кораблями противника (белых) в Тюб-Курганском заливе (Каспийское море). Поднят, включен в состав белого флота 28.3.1920 – потоплен артиллерийским огнем кораблей вторично;

— «Доброволец» — 8.8.1916 при стоянке на якоре подорвался на дрейфующей мине в Ирбенском проливе и погиб;

— «Охотник» — 13.9.1917 – подорвался в дозоре на минном заграждении в Ирбенском проливе и погиб;

— «Лейтенант Шестаков» — 8.6.1918 – затоплен в Цемесской бухте Новороссийска по приказу Ленина;

— «Лейтенант Пущин» (Капитан Сакен) – уведен белыми в Бизерту. 29.12.1920 захвачен французскими властями;

— «Капитан-лейтенант Баранов» — 18.6.1918 – затоплен в Цемесской бухте Новороссийска по приказу Ленина;

— «Лейтенант Зацаренный» — 17.6.1917 – погиб к юго-востоку от маяка Фидониси от подрыва на мине.

Дослужили до предела своих возможностей (у каждого корабля как и человека пределы оказались своими):

«Украина» (Карл Маркс, Маркин, Украйна, Бакинский рабочий) до 1949 года;

«Войсковой» (Фридрих Энгельс, Маркин) до 1958 года;

«Туркменец – Ставропольский» (Трухменец, Мирза Кучук, Альтфатер, Советский Дагестан, 3- ДОСААФ) до 1962 года;

— «Стерегущий» — до 1925 года;

— «Страшный» — до 1925 года;

— «Донской казак» — до 1925 года;

— «Забайкалец» — до 1925 года;

— «Эмир Бухарский» (Яков Свердлов) – до 1925 года;

— «Финн» (Карл Либкнехт) – до 1925 года;

— «Всадник» (Сладков) – до 1929 года;

— «Гайдамак» — до 1924 года;

— «Амурец» (Железняков) — до 1947 года;

— «Уссуриец» (Рошаль) – до 1927 года;

— «Генерал Кондратенко» — до 1925 года;

— «Сибирский стрелок» (Конструктор, ОТ-29) – до 1957 года;

— «Пограничник» — до 1925 года [2].

Один из «Добровольцев» на выходе в море

 

Литература:

  1. М.К. Бахирев Отчет о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября – 7 октября 1917 г.
  2. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Москва, Воениздат. Справочник. 2002 год, стр. 272 — 299
  3. Граф Г.К. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию, Санкт-Петербург, Издание Гангут,

1997 стр. 298-299

  1. Лукашевич С.П. Записки сумасшедшего матроса. Петроград, 1918 г.
  2. Манвелов Н. Обычаи и традиции российского императорского флота, Яуза ЭКСМО, 2008 стр. 41, стр. 237
  3. Навойцев Н.П. и авторский коллектив. Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-1927 гг) Москва. Воениздат, 1981, стр. 32-33
  4. Пикуль В.С. Моонзунд, Москва, Патриот, 1993. (Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 9). Стр. 412-414
  5. РГА ВМФ фонд 930, опись 4, дело 888 – Донесения о гибели ПЛ «Львица», эсминцев «Лейтенант Бураков» и «Охотник»;

РГА ВМФ фонд 417, опись 2, дело 2346 – микрофильмы, Списки и дубликаты послужных сп

7 комментариев

Оставить комментарий
  1. Геройская смерть за Веру, за Отечество, которому присягали! Навсегда. О такой смерти должен мечтать каждый мужчина и моряк!

  2. Воинский подвиг морских офицеров и команд эскадренного миноносца «Охотник», и впоследствии, повторивших его команд эскадренных миноносцев «Гавриил», «Свобода» и «Константин» должны остаться в веках. В военно-морских институтах и корпусах надо учить молодых офицеров на таких примерах. А их имена должны знать даже школьники, так же как сегодня мы знаем Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, Николая Гастелло и многих других наших русских героев, погибших за нашу Родину в борьбе с внешними врагами.

  3. «Эскадренные миноносцы этого проекта назывались «Добровольцами» по названию первого миноносца это серии.» Откуда ж вы такие грамотные вылезли. Хоть бы поинтересовались для начала, откуда у такая кличка у эсминцев появилась, ДОБРОВОЛШЬЦАМИ ОНИ НАЗЫВАЛИСЬ ПОТОМУ, ЧТО НА ДОБРОВОДЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ, СОБРАННЫЕ РОССИЯНАМИ НА ФЛОТ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ СТРОИЛИСЬ

    1. Спасибо Пётр за вашу поправку. Но … Так и написано. Что за Атлантиду вы открыли? Читайте внимательнее.
      Эскадренные миноносцы этого проекта назывались «Добровольцами» по названию первого миноносца этой серии, так как строились на добровольные пожертвования граждан Российской империи.

  4. Светлая память Российским морякам во все времена и особая благодарность авторам рассказа за кропотливый труд и достоверность при изложении исторических событий. В самом начале и в середине рассказа Блытовы поясняют, что «Эскадренные миноносцы этого проекта (в количестве 25 судов) назывались Добровольцами

    1. по названию первого построенного судна Доброволец на собранные пожертвования россиян.

  5. В разделе рассказа «О подвиге команды эскадренного миноносца Охотник» — НЕМНОГО О КОРАБЛЕ — авторы пишут о начале закладки кораблей данной сери перед началом Русско-Японской войны, а далее называют дату гибели миноносца «Охотник» (13/26 сентября 1917 года) в Ирбенском проливе и даты гибели миноносцев и имена Героических Моряков эскадры Добровольцев. 👆👆👆Уточнения по полному рассказу Авторов в ответ на Комментарии уважаемого Петра. Благодарю Блытова Виктора и Блытову Ольгу За Поимённую Память о героических сильных духом Российских Моряках. Ольга.

Добавить комментарий для Петр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *