Пантелеев В.М. О заявках на приоритет в развитии спутниковой навигации в СССР

Picture background

wrc-info.ru

Преамбула

В 2012-м году по этой теме капитаном 1-го ранга в отставке Пантелеевым Владимиром Михайловичем был сделан доклад на Конференции в ИИЕТ им. Н.И. Вавилова (в Москве). По ряду причин этот доклад в Трудах ИИЕТ им. Н.И. Вавилова за 2012 год опубликован не был.

И поскольку этот Доклад опубликован не был, то в специальной литературе по вопросам истории спутниковой навигации в СССР по-прежнему афишируется авторская версия Валентина Семёновича Шебшаевича, заявившего в 1992-м году о своём приоритете в области разработки и создания первой спутниковой навигационной системы в СССР.

Пользуясь отсутствием достоверных данных о первозачинателях и небезызвестный нам Чуров Владимир Евгеньевич пытается «назначить» своего отца – Чурова Евгения Петровича первым лицом, заявившем о разработке и создании первой отечественной спутниковой навигационной системы.

Поэтому Редакция журнала «За тех, кто в море» посчитала возможным, пусть и с опозданием на 12 лет, но всё-таки опубликовать сей доклад, дабы расставить все точки над I в вопросе приоритета в развитии спутниковой навигации в СССР и назвать приписных и истинных приоритетчиков.

 

Как Чуров-сын «назначает» Чурова-отца первозачинателем спутниковой навигации в СССР

Недавно в ИНТЕРНЕТе (доклад делался в апреле 2012-го года-прим ред.) появилась статья всем нам хорошо известного Владимира Евгеньевича Чурова «От деревянных идолов до космических маяков»[1]. Статья посвящена его отцу — Евгению Петровичу Чурову. Чуров – сын пишет:

«В Советском Союзе систему спутниковой навигации, прежде всего для военных целей, в 1956 году предложил создать старший преподаватель кафедры военной гидрографии Военно-морской академии капитан 2 ранга Евгений Петрович Чуров. Вместе со своими друзьями, коллегами – сотрудниками навигационно-гидрографического института ВМФ Леонидом Ивановичем Гордеевым и Вадимом Алексеевичем Фуфаевым он сразу оценил важность начавшихся в США исследований по этой теме. Отец как минимум дважды обращался к командованию академии и ВМФ, объясняя, что значит спутниковая навигация для будущего флота, предлагая срочно развернуть аналогичные работы в нашей стране».

Это удивительно! Ведь Чуров – сын имеет на руках рукопись Е.Ф. Суворова, в которой чёрным по белому написано о том, что систему спутниковой навигации для обеспечения боевой деятельности Военно – морского флота, ещё в 1955 году (а не в 1956 году) предложил создать старший научный сотрудник тогда Научно — Исследовательского Гидрографически – Штурманского Института (НИГШИ) капитан 3 ранга Фуфаев Вадим Алексеевич (а вовсе не старший преподаватель Военно-морской академии Чуров Евгений Петрович).

И только в конце октября 1957 года, уже после запуска первого ИСЗ в Советском Союзе, когда стало ясно, что чисто абстрактная академическая идея об использовании ИСЗ для целей навигации может быть реализована на практике, «в железе», когда Фуфаев, Суворов и Гордеев стали искать союзников в деле разработки и создания СНС, только тогда — в конце октября 1957 года — Фуфаев уговорил Чурова — отца (уговорил, тот поначалу отказывался) оказать им содействие в разработке и «пробивании» этой идеи в верхах. И с этого момента Е.П. Чуров действительно принимал участие в разработке и «пробивании» этой идеи в жизнь. Так что в 1956 году Е.П. Чуров ещё ничего не мог предложить, тем более совместно с Гордеевым и Фуфаевым.

Заявка Чурова – сына на приоритет Чурова – отца удивительна ещё и потому, что готовясь к написанию этого своего материала Чуров – сын беседовал с живыми свидетелями того времени.

Во-первых, с Дубинко Юрием Сергеевичем, капитаном 1 ранга в отставке, доктором технических наук, старшим преподавателем кафедры, начальником которой Евгений Петрович Чуров в то время был. Юрий Сергеевич рассказал Чурову – сыну всё, что его интересовало, про Чурова – отца. В том числе рассказал ему и о первозачинателе идеи СНС — Вадиме Алексеевиче Фуфаеве.

Во-вторых, Чуров – сын беседовал с Заколодяжным Виталием Павловичем, капитаном 1 ранга в отставке, кандидатом технических наук, бывшем Начальнике одного из управлений НИГШИ, одного из первых кто помогал Вадиму Алексеевичу Фуфаеву «пробивать» его идею создания первой отечественной спутниковой навигационной системы (СНС) «в жизнь». И Виталий Павлович тоже рассказал Чурову – сыну всё то, что его интересовало. А Чурова – сына в первую очередь интересовала роль Чурова – отца во всей этой истории. Виталий Павлович в подробностях рассказал Чурову – сыну о роли его отца в их первых работах. В том числе Виталий Павлович рассказал ему и о фактическом первозачинателе идеи СНС — Вадиме Алексеевиче Фуфаеве.

В-третьих, Чуров – сын беседовал с Мордвиновым Баррикадо Георгиевичем, капитаном 1 ранга в отставке, кандидатом технических наук, старшим научным сотрудником отдела спутниковой навигации НИГШИ. Баррикадо Георгиевич тоже ответил на все вопросы, интересовавшие Чурова – сына, и передал ему «Летопись …» Е.Ф. Суворова для ознакомления, где дела его отца (и других товарищей) в то время описаны подробно и объективно.

Мы были лично знакомы с Евгением Петровичем Чуровым долгие годы. Евгений Петрович никогда, нигде ни единым словом не обмолвился о своём приоритете, ибо он доподлинно знал, кто на самом деле являлся первозачинателем спутниковой навигации (СНС) в СССР.

Евгений Петрович всегда с большим уважением отзывался о Вадиме Алексеевиче Фуфаеве, Леониде Ивановиче Гордееве, Евгении Фёдоровиче Суворове. Он отдавал им должное и при этом никогда и нигде не выпячивал свою роль. Ему это было не нужно. У Евгения Петровича в достатке было своих собственных заслуг.

Он прошёл трудные дороги войны, за что получил три ордена Красной звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красного знамени, медаль За боевые заслуги, медаль За оборону Ленинграда, медаль За победу над Германией и 9 юбилейных медалей. На войне он был тяжело ранен.

Чуров — отец добился больших успехов на научном поприще: вначале защитил кандидатскую диссертацию — в 1954 году, затем докторскую — в 1964 году.

Евгений Петрович добился больших успехов на педагогическом поприще: преподаватель, старший преподаватель, начальник кафедры Военно – морской академии. Был вначале доцентом по кафедре «Гидрография», потом стал профессором по специальности «Космическая техника».

У Чурова — отца огромная заслуга в том, что он добился создания в 1963 году в Военно – морской академии Кафедры «Космических средств ВМФ». Именно тогда, когда он «пробивал» новую кафедру, он не «дважды», а многократно, судя по его рассказам нам, обращался к командованию Академии и ВМФ, докладывая, что означает для нашего флота в первую очередь космическая разведка и целеуказание, и только во вторую очередь — спутниковая навигация, предлагая срочно организовать кафедру, начать подготовку специалистов по этим двум направлениям, ну, и попутно выполнять соответствующие научно – исследовательские работы. Большая его заслуга и в том, что первые 9 самых тяжёлых лет становления кафедры – с 1963-го до 1972 года — он возглавлял её.

Кроме всего прочего он был весёлым, общительным и коммуникабельным человеком, как говорится, был «душой компании» в любом обществе. И никогда не кичился своими боевыми заслугами, своими успехами на педагогическом поприще, своими достижениями в науке, не числил он себя и первозачинателем СНС.

Да, он по мере сил и возможностей, начиная с октября 1957 года, вместе с другими первопроходцами участвовал в работах по созданию отечественной спутниковой навигационной системы первого поколения: он писал НИРы, учебные пособия, статьи, он изобретал, сочинял книги … Но не он первый предложил СНС в нашей стране. Не он, как бы ни хотелось этого его сыну — Владимиру Евгеньевичу.

«Ваше враньё представляет интерес только для Вашей биографии» сказал как-то одному парню Нобелевский лауреат по физике Лев Давыдович Ландау.

 

Самоназначенный приоритетчик

Теперь следует сказать несколько слов о Валентине Семёновиче Шебшаевиче.

Во втором издании хорошо известной специалистам книги[2] Валентин Семёнович пишет: «Впервые научно-исследовательские работы по навигационному использованию ИСЗ начались в Советском Союзе, в Ленинграде, в 1955 году под руководством профессора В.С. Шебшаевича, причём первые их результаты были опубликованы уже в октябре 1957 года» (дана ссылка на статью[3]).

Из добавки «впервые» так и торчат уши бесцеремонного «приоритетчика». Эти слова тоже принадлежат Льву Давыдовичу Ландау.)

В первом издании этой книги 1982 года[4] подобного пассажа не было. Не потому ли его не было, что одним из рецензентов этой книги был непосредственный участник важнейших событий, происходивших в начальный период разработки и создания первой отечественной навигационной спутниковой системы, а именно: Виталий Павлович Заколодяжный. Во втором издании этой книги Виталий Павлович Заколодяжный среди рецензентов книги уже не числился. Может быть и поэтому тоже такой пассаж В.С. Шебшаевича и посчитал возможным?

Заметим попутно то, что в других местах[5] подобная ссылка отсылает нас к другому названию статьи, хотя номер сборника приводится тот же самый[6].

Кстати, этот информационный сборник ЛВВИА им. А.Ф. Можайского за 1958 год, № 33, никто не может отыскать. Недавно по просьбе доктора технических наук Дубинко Ю.С. его знакомые сотрудники ВКА им. А.Ф. Можайского пытались найти этот сборник. Они его не нашли. Ни в простой, ни в секретной библиотеке он не числится. В Российской национальной библиотеке и в ИНТЕРНЕТе нам его найти также не удалось.

Далее, во многих изданных после 1993 года книгах в несколько видоизменённом стиле, но практически в той же интерпретации пишутся аналогичные строки о первых работах по СНС и их первозачинателях.

Например, возьмём хорошо известную книгу[7]. Там пишется следующее: «первое научно обоснованное предложение об использовании ИСЗ для навигации родилось в Ленинграде ещё до запуска первого советского ИСЗ, в период проведения под руководством профессора В.С. Шебшаевича в Ленинградской военно – воздушной инженерной академии (ЛВВИА) им. А.Ф. Можайского в 1955-1957 гг. исследований возможностей применения радиоастрономических методов для самолётовождения». (Заметим, к слову сказать, что профессором Валентин Семёнович стал только в 1965 году. Поэтому в 1955-1957 гг. он ещё не был профессором).

Первоисточником данных сведений (о «первом научно обоснованном предложении об использовании ИСЗ для навигации») для более поздних публикаций, судя по всему, явилась статья Валентина Семёновича, напечатанная в журнале «Радионавигация и время»[8], где он впервые во весь голос заявил о своей руководящей роли в этом деле.

А ведь Валентин Семёнович прекрасно знал, кто первым высказал «научно обоснованное предложение об использовании ИСЗ для навигации», ибо ниже в этой же статье, перечисляя тех, кто принимал активное участие в первых НИРах, он называет В.А. Фуфаева, Е.Ф. Суворова, В.П. Заколодяжного – сотрудников НИГШИ ВМФ.

В своих работах В.С Шебшаевич ссылается также на Итоговый отчёт[9]. Где этот Итоговый отчёт (всего в 54 страницы), кто его видел, как с ним ознакомиться – никто не знает? Его поиски в Российской национальной библиотеке, в ИНТЕРНЕТе и в Академии Можайского ни к чему не привели. Видимо, он давно уничтожен – за ненадобностью …

В 1960 году, чтобы привлечь внимание флотской общественности к новым возможностям в навигации, появившимся в связи с запуском ИСЗ, первозачинатели выступили со статьёй, напечатанной в Морском сборнике[10], прикрываясь, как тогда было принято, «для безопасности» фразой – «По материалам зарубежной печати».

«Морской сборник» в те годы обязан был выписывать каждый морской офицер, а их было на тот момент тысяч 50, если не больше. Это приличная аудитория. Разве можно сравнить эту аудиторию с аудиторией Информационного сборника ЛВВИА им. А.Ф. Можайского за 1958 год, № 33, который могли прочитать несколько десятков (в лучшем случае сотен, хотя вряд ли) преподавателей Академии, или с аудиторией Итогового отчёта по НИР, пусть даже и «Спутник-МВО»? Ведь «Морской сборник» общедоступный открытый массовый журнал, в отличие от наверняка закрытого Информационного сборника №33 ЛВВИА им. А.Ф. Можайского или ограниченного количества экземпляров Итогового отчёта.

Долгое время наши первооткрыватели, занятые текучкой по организации разработки и создания отечественной спутниковой навигационной системы, не могли уделить достаточно времени писательской работе. И только в 1964 году они выпустили книжку «Космические маяки в навигации» тиражом в 2300 экз.[11] Авторами её были как раз те, кто фактически занимался в тот момент разработкой спутниковой навигационной системы, а именно: В.А. Фуфаев, Л.И. Гордеев, Е.Ф. Суворов, В.П. Заколодяжный, Е.П. Чуров. Эта книжка вызвала большой интерес не только отечественной аудитории, но и зарубежной.

Например, Е.Ф. Суворов в своей «Летописи …» пишет о том, что «интерес американцев к этим вопросам подтверждается тем, что с выходом книги «Космические маяки в навигации» ими сразу же было закуплено 100 экземпляров!». Эта книжка доступна для всех желающих и поныне. В отличие от доступа к упомянутому выше Итоговому отчёту М.М. Кобрина с В.С. Шебшаевичем.

Авторское свидетельство на способ получения координат

Здесь мы приводим фотографию авторского свидетельства на способ получения координат по измеренным до ИСЗ расстояниям. Это август 1960 года. Перечислены действительно все на тот момент имевшие место первопроходцы: Фуфаев В.А., Гордеев Л.И., Суворов Е.Ф., Цезаревич Б.И., Заколодяжный В.П., Чуров Е.П.

Шебшаевича В.С. в этом списке пока ещё нет. Он появится много позже – в 1970 году, в чем можно убедиться, рассмотрев следующее фото с авторским свидетельством на систему в целом.

Авторское свидетельство на систему в целом

У Валентина Семёновича и без этих заявок на приоритет было вполне достаточно своих законных заслуг: старший преподаватель престижной академии им. А.Ф. Можайского, доктор наук, профессор, автор бесценной книжки[12]. Те из нас, кто связан со спутниковой навигацией, обязательно в той или иной мере использовали градиентные и фундаментальные матрицы, навигационные функции и прочие премудрости, описанные Шебшаевичем в этой книжке, в своих НИРах, статьях и книгах, кандидатских и докторских диссертациях.

А на книгах, выпущенных под его редакцией, в бытность его начальником лаборатории в ЛНИРТИ (потом он был преобразован в ОАО «РИРВ», а ныне это одна из структур Обуховского завода — прим. ред.): «Сетевые спутниковые радионавигационные системы», первого издания 1982 г., а затем второго издания 1993 г., и «Бортовые устройства спутниковой радионавигации», 1988 г. издания, воспитывается уже второе поколение инженеров – разработчиков, проектантов, конструкторов навигационной аппаратуры.

Как известно, основные направления работы Валентина Семёновича были связаны с разработкой общей теории нелинейной навигации на основе обобщения понятия навигационной информации и теории навигационных решений в искривленных пространствах. В этих вопросах он был гуру, дока, профессор.

Да, Валентин Семёнович попутно плодотворно работал в области основ теории и принципов построения спутниковых радионавигационных систем, принципов построения бортовых систем самоопределения космических аппаратов, методов и способов повышения точности и устойчивости навигационно — временных определений в спутниковых радионавигационных системах.

Да, он внёс свой и весьма достойный вклад в создание спутниковой навигации в СССР и отчасти в России (Валентин Семёнович умер в 1993 году на 73-м году жизни), но не он первый предложил СНС, и не он первый «пробивал» её в жизнь. Не он. К его великому сожалению …

«Нет задачи более неблагодарной, чем запоздалая борьба за приоритет» сказал как — то по подобному случаю известный академик Трижды Герой Социалистического Труда Яков Борисович Зельдович.

Всех учёных, инженеров, рабочих, занятых разработкой, созданием и совершенствованием ГНСС первого, а затем и второго поколения, перечислить физически невозможно. Но тех, кто первым приложил руку к этому делу, и затем всячески «продвигал» его, мы помнить обязаны. Это Фуфаев Вадим Алексеевич, Гордеев Леонид Иванович, Цезаревич Бруно Иванович, Суворов Евгений Фёдорович, Заколодяжный Виталий Павлович, Чуров Евгений Петрович.

Затем спутниковой навигацией в СССР занимались многочисленные учёные и инженеры, часть из которых хотелось бы (для истории) упомянуть здесь: это Дубинко Юрий Сергеевич, Мордвинов Баррикадо Георгиевич, Шинков Владимир Дмитриевич, Селиховкин Витим Викторович, Волосов Павел Семёнович, Решётнев Михаил Федорович, Чернявский Григорий Маркелович, Ушаков Анатолий Иванович, Черемисин Владимир Филиппович, Князькин Юрий Михайлович, Пчеляков Леонид Сергеевич, Митрофанов Анатолий Ефимович, Клинышков Александр Семёнович, Рязанский Михаил Сергеевич, Гусев Леонид Иванович, Борисенко Михаил Иванович, Иванов Николай Емельянович, Карпов Анатолий Михайлович, Шиловский Александр Петрович, Чуркин Анатолий Васильевич, Салищев Вадим Александрович, Дмитриев Павел Павлович, Гужва Юрий Григорьевич, Геворкян Арвид Грайрович, Балов Анатолий Васильевич, Балясников Борис Николаевич, Филатченков Сергей Викторович, Шебшаевич Валентин Семёнович, Шебшаевич Борис Валентинович, Бедрин Игорь Борисович, Конаржевский Иван Константинович, Афанасьев Сергей Александрович, Первышин Эрлен Кирикович, Бутома Борис Евстафьевич, Кравцов Юрий Фёдорович, Поглазов Михаил Иванович, Панченко Евгений Иванович, Мельников Геннадий Михайлович, Толстолуцкий Григорий Григорьевич, Максюта Юрий Иванович, Доведов Евгений Сергеевич, Краковский Юрий Евгеньевич, Кузьминский Анатолий Иванович, Ястребов Владимир Дмитриевич, Рассохо Анатолий Иванович, Мозжорин Юрий Александрович, Ацеров Юрий Сергеевич, Мещеряков Иван Васильевич, Мрыкин Александр Георгиевич, Эльясберг Павел Ефимович, Ястребов Владимир Дмитриевич, Артельщиков Иван Алексеевич, Левин Григорий Исаакович, Большой Амос Александрович, Тюлин Георгий Александрович, Кислик Михаил Дмитриевич, Яцунский Иван Михайлович, Дукальский Виталий Николаевич, Бегун Николай Андреевич, Смирнов Николай Николаевич, Федотов Анатолий Васильевич, Попов Валентин Андреевич, Смирнов Константин Фёдорович, Волков Валерий Павлович, Казанский Кронид Валентинович, Комлев Виктор Филиппович, Товстыко Сергей Александрович, Эвентаве Юрий Михайлович, Пыленков Виктор Алексеевич, Лысиков Валерий Фёдорович, Сергеев Николай Константинович, Черепанов Геннадий Иванович, Кузнецов Леонид Иванович, Кузнецов Владислав Иванович, Дворяшин Глеб Павлович, Батраков Юрий Владимирович, Проскурин Валентин Фёдорович, Смирновский Анатолий Фёдорович, Борщевский Олег Александрович, Галачьянц Юрий Павлович, Салмин Александр Евгеньевич, Новиков Иван Алексеевич, Сентянин Евгений Юрьевич, Калугин Август Владимирович, Александров Арсений Михайлович, Кузьмин Михаил Андреевич, Сенченко Раиса Павловна, Третьяков Юрий Викторович, Семиков Телесфор Телесфорович, Селин Евгений Арсеньевич, Мищенко Игорь Николаевич, Кириченко Николай Дмитриевич, Кефала Валерий Николаевич, Нарышкина Элеонора Михайловна, Генералов Святослав Яковлевич, Агафонов Владимир Николаевич, Семаков Юрий Николаевич, Данилова Галина Кирилловна, Букин Геннадий Алексеевич, Лапшина Валентина Ивановна, Берестенко Игорь Романович, Панкевич Валентин Александрович, Кобяков Леон Александрович, Малыгин Евгений Анатольевич, Челищев Валерий Николаевич, Тюрин Юрий Сергеевич, Богаткин Николай Иванович, Евгений Петрович Попов, Евгений Павлович Прокофьев, Вячеслав Артемович Вирчиков, Сергей Борисович Попков, Малышев Андриан Семенович, Капланов Мурат Рашидович, Несвит Николай Николаевич, Цепелев Анатолий Власович и много – много других товарищей.

 

Флотские офицеры и их вклад в науку и технику,  в разработку вооружения и военной техники

И в заключение считаем необходимым отметить ещё вот что.

Военно – морской флот России может на законном основании гордиться многими своими сынами, достигших поразительных успехов не только в чисто морском деле, и не только в науке и технике, но и в других областях.

Так, к примеру.

Михаил Петрович Лазарев – открыл Антарктиду.

Морская мина, изобретена русскими моряками ещё во второй половине восемнадцатого века.

Первыми, кто успешно решил задачу борьбы с минной опасностью, были русские военные моряки и учёные. Именно русским людям, на родине которых появилось первое минное оружие, человечество обязано и изобретением средств противоминной защиты.

В 1866 году моряк – изобретатель Иван Фёдорович Александровский построил первую в России подводную лодку, на которую официально была назначена команда (состоявшая, между прочим, из 20 человек). До этого подводные лодки отечественных изобретателей в лучшем случае проходили только испытания.

Преподаватель физики в Техническом училище Морского ведомства в Кронштадте Александр Степанович Попов в 1984 году изобрёл радио и в 1895 году обнародовал своё изобретение.

Контр – адмирал в отставке Александр Фёдорович Можайский изобрёл самолёт и 20 июля 1882 года его помощник испытал его в полёте.

В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд морского офицера Крылова Алексея Николаевича «Теория качки корабля», значительно расширивший известную теорию Уильяма Фруда. С 1910 года — А.Н. Крылов профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров типа «Севастополь».

Нет особой надобности упоминать вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В 1892 году он изобрёл приспособление на снаряды — бронебойный колпачок, — вскоре принятый на всех флотах под названием «Макаровский колпачок».

1897, декабрь — Опубликован труд С.О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики».

С.О. Макаров был одним из первых инициаторов идеи использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Являлся Руководителем комиссии по составлению технического задания на строительство ледокола «Ермак» (18971898).

В 1901 году, командуя «Ермаком», он совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.

Иван Григорьевич Бубнов – корабельный инженер, математик и механик — построил в 1901- м году первую русскую подводную лодку с двигателем внутреннего сгорания («Дельфин»).

Михаил Николаевич Беклемишев — русский военный моряк, занимался подводным кораблестроением. Выполнял работы по разработке механизмов вооружения и электротехники подводных лодок.

Николай Николаевич Кутейников — русский кораблестроитель. Полковник Корпуса корабельных инженеров, впервые в отечественном судостроении применил секционный метод постройки подводных лодок.

Григорий Иванович Бутаков — русский военно-морской деятель, флотоводец, адмирал (1878), основоположник тактики парового броненосного флота.

Инженер-адмирал Аксель Иванович Берг многое сделал в области создания, развития и применения радиолокации и современных систем радионавигации, в последние годы своей жизни он много работал над проблемами кибернетики, стал крупным специалистом в этой отрасли науки.

 

Заключение

Капитан 3 ранга Вадим Алексеевич Фуфаев, штурман по специальности, летом 1955 года, ещё за 2 года до запуска первого ИСЗ, ничего не зная о ведущихся в нашей стране работах по созданию ИСЗ, выступил с предложением о разработке и создании СНС у нас в стране. В 1956 году, летом, ещё за год с лишним до запуска 1-го ИСЗ, эту тему он взял темой своей кандидатской диссертации, которую успешно защитил в 1967 году. А с октября 1957 года, после запуска в СССР первого ИСЗ, вдохновившись появившимися реальными возможностями, в тесном содружестве с энтузиастами этой темы Гордеевым Л.И., Суворовым Е.Ф., Заколодяжным В.П., а позже и с другими, занялся практической реализацией своей идеи в жизнь. За что был удостоен в 1981 году Государственной премии СССР.

Он наш первозачинатель, он – отец основатель спутниковой навигации в СССР. Он – и никто другой. Ни уважаемый Е.П. Чуров, ни уважаемый В.С. Шебшаевич. Он — Вадим Фуфаев.

О первых работах в этой пионерской области и о первых её пионерах подробно описал в «Летописи зарождения, развития и первых шагов реализации идеи отечественной спутниковой навигационной системы», лауреат Государственной премии, бывший начальник отдела «Методов и средств использования ИСЗ в навигации» ГНИНГИ МО РФ, непосредственный активный участник описываемых событий — капитан 1-го ранга в отставке Суворов Евгений Фёдорович.

Свою «Летопись …» Е.Ф. Суворов написал в конце своей жизни (в 1991 — 1995 годах), незадолго перед своей смертью (последовавшей в 1996 году), поэтому у него не было нужды что-либо утаивать, переиначивать или подстраиваться под кого-то, под что-то. Он пишет о том, что было на самом деле и как это было. В этом величайшая ценность его труда! Однако, он успел перед своей смертью показать рукопись своим соратникам: В.А. Фуфаеву, В.П. Заколодяжному, А.В. Федотову и некоторым другим упоминавшимся в «Летописи …» лицам, которые однозначно одобрили его труд, но к печати в ближайшие 10-15 лет его не рекомендовали (в основном – по режимным соображениям). Тогда он оставил свою рукопись в своём «родном» 9-НИИ ВМФ на хранение и завещал опубликовать её, как только появится такая возможность.

И такая возможность появилась – рукопись была опубликована в 2014-м году в количестве 1000 экз. И самое поразительное то, что опубликовал эту рукопись — В.Е. Чуров.

«Талантливые рукописи рано или поздно издаются» сказал, как то Лев Давыдович Ландау.

 

Сведения об авторе

ПАНТЕЛЕЕВ Владимир Михайлович, капитан 1 ранга в отставке (1981 год), кандидат военных наук (1983 год), доцент (1984 год). Окончил КВВМУ им С.М. Кирова в 1962 году, ВМА им. Н.Г. Кузнецова в 1972 году. Специализация — Спутниковая навигация. Автор более 25 научных работ

[1] Чуров В.Е., От деревянных идолов до космических маяков http://www.promegalit.ru/publics.php?id=806 (дата обращения: 30.03.2012).

[2] Сетевые спутниковые радионавигационные системы / В.С. Шебшаевич, П.П. Дмитриев, Н.В. Иванцевич и др., под ред. В.С. Шебшаевича. -2-е изд., перераб. и доп. — М.: Радио и связь, 1993. -408 с.

[3] Шебшаевич В.С. Предварительная оценка возможностей использования искусственных спутников Земли для целей навигации. // ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского. – 1958. — № 33. — С. 5-38.

[4] Сетевые спутниковые радионавигационные системы/В.С. Шебшаевич, П.П. Дмитриев, Н.В. Иванцевич и др., под общ. ред. П.П. Дмитриева и В.С. Шебшаевича. — М.: Радио и связь, 1982. -272 с.

[5] Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС/Под ред. Харисова В.Н., Перова А.И., Болдина В.А. – М.: ИПРЖР. 1998. — 400 с.; Соловьёв Ю.А. Спутниковая навигация и её приложения. М.: Эко-Трендз, 2003. -326 с.

[6] Шебшаевич В.С. Основные возможности использования искусственных спутников Земли для радионавигации самолётов: Докл. на семинаре ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского 25.12.1957//Информационный сборник. — 1958. — № 33. — С. 5-38.

[7] Глобальная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС / Под ред. Харисова В.Н., Перова А.И., Болдина В.А. – М.: ИПРЖР. 1998. — 400 с.

[8] Шебшаевич В.С. Развитие теоретических основ спутниковой радионавигации ленинградской радиокосмической школой. РИРВ, 1992, №1, с. 6-9.

[9] Теоретическое исследование способов использования искусственных спутников Земли для навигации самолётов, подводных лодок и надводных кораблей. Итоговый отчёт по НИР «Спутник»/М.М. Кобрин, В.С. Шебшаевич, В.Ф. Проскурин и др. Горький: НИРФИ. – 1959. 54 с.

[10] К проблеме использования ИСЗ для целей навигации / Гордеев Л.И., Суворов Е.Ф., Чуров Е.П. // Морской сборник, № 2, 1960 г., стр. 106–111

[11] В.А. Фуфаев, Л.И. Гордеев, Е.Ф. Суворов, В.П. Заколодяжный, Е.П. Чуров. Космические маяки в навигации. Воениздат. -:М., 1964. -208 с.

[12] Шебшаевич В.С. Введение в теорию космической навигации. М.: Сов. Радио, 1971. -296 с.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Огромное спасибо за справедливую статью. Добавлю пару слов. Е.Ф.Суворов погиб.
    Имел честь знать многих из упомянутых людей. Дружил С Б.Г.Мордвиновым, В.П.Заколодяжным, Т.Н.Суйтсом. В.К.Гараниным.
    Но к сожалению забыта фамилия контр-адмирала Ю.И.Максюты, начальника 9 НИИ. Именно он смог восстановить в 1964 году этот институт, руководил им до 80-х. Он был председателем комиссии по запуску первого спутника.
    Вот что мне сказал В.П.Заколодяжный:
    «Юрий Иванович Максюта, благодаря своей силе воли и своим возможностям, сыграл колоссальную роль в возрождении института. Институт к его приходу умудрились развалить радиоэлектронщики [В.П. имеет в виду объединённый институт]. Он был близко знаком по совместной службе с С. Г. Горшковым и когда Главком приезжал в институт, то обычно спрашивал так: «Штурман, что у тебя новенького?». Юрий Иванович ясно осознавал роль спутников и оказывал самую непосредственную поддержку всему направлению. Он прекрасно и очень быстро уловил замысел, задумку будущей системы. Был проводником и паровозом спутниковой системы: и толкал, и тащил, когда нужно. Поступательно развивал в институте организационную структуру спутниковых систем: от группы, до управления. Его роль — колоссальна! Хороших идей возникает много, но если она не пробивается, то так и умирает. Юрий Иванович умел и понять идею, и принять её».

    Из книги «Ю.И.Максюта. Предельная дальность».

  2. Огромное спасибо Владимир Михайлович за интереснейшую тему, рассмотренную Вами. С уважением

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *