- Командировка Корнилова в Лондон
11-пушечный колёсный пароходофрегат «Владимир».
Когда осенью 1846 года при настойчивом содействии Лазарева Корнилов всё же будет послан для согласования заказа и последующего надзора за строящимся пароходом-фрегатом, он и здесь проявит свою оборотистость: с собой захватит жену, 8-летнего старшего сына Алексея и двух слуг. Видимо, это было заранее обговорено с Кремером, что явилось прецедентом в серии командировок морских офицеров на зарубежные верфи. Семейная командировка! Жена и сын требовали внимания и отвлекали его от надлежащего исполнения задания Лазарева. И как можно было бросить на два года детей-малолеток: хворых Володю и Сашу 5 лет, и новорожденную Катю.
А Михаил Петрович составит ему подробное задание на командировку: «…для заказа парохода в 400 сил и равно для наблюдения за постройкой оного. Кроме этого поручения возлагается на вас также собрать в Англии самые подробные и обстоятельные сведения о нововведениях в тамошних адмиралтействах и на военных судах, в особенности, о способах построения и крепления железных судов» [185].
На какие средства он существовал в Англии, содержал жену с сыном, двух слуг? Им ведь не положено было суточных! А официальное содержание Корнилова в командировке ‒ 1,5 фунта столовых в сутки! Около 100 руб. серебром. И кто выделил суточные ещё четырём, сопровождавшим Корнилова в командировке лицам?
Да и возможных откатов от рекомендованных позже Корниловым подрядчиков капитан-лейтенанту И. А. Шестакову, который назовёт их негодяями, навряд ли хватило бы, чтобы компенсировать затраты на содержание этой кампани? Поэтому очевидно, что расчётливые англичане спонсировали амбиционного капитана 1-го ранга Российского Черноморского флота с полной уверенностью получить в итоге на Чёрном море своё доверенное лицо, понимающее и уважающее интересы Великобритании.
Наблюдение за постройкой совсем не для него. Как только Корнилов согласовал проект 400-сильного парохода-фрегата типа уже спускавшегося ранее в Англии «Bulldog», утряс денежные вопросы и разместил заказ у известного корабела Дигборна, он потребовал прислать кого-нибудь себе в помощь и даже подсказал кандидатуру ‒ капитан-лейтенанта Аркаса Н. А., а также вынудил Лазарева добыть дополнительные 2 тысячи рублей серебром для личного ознакомления с судостроением во Франции.
Ну а как же! Быть в Европе и не заглянуть в Париж? Никаких отчётов по состоянию верфей Франции в Тулоне, Бресте, Рошфоре и Шербурге Владимиром Алексеевичем представлено не было. А вот посещал ли он штаб-квартиру масонской ложи «Великий восток», и какие поручения по возрождению масонского сообщества на юге России получил, мы пока не знаем.
К тому же как-то странно, что Михаил Петрович в своём прошении к князю Меншикову о ходатайстве перед Е.И.В. «о пожаловании Корнилова в контр-адмиралы с оставлением его в ЧФ для исполнения особенных для меня поручений при себе и с правом присутствия в свободное от оных занятий время в общем присутствии Черноморского интендантства для пользы службы с назначением из общих сумм Черноморского управления Корнилову столовых 572 руб. серебром», подробно перечисляет А. С. Меншикову трудовые заслуги Корнилова в командировке, как то ‒ его возвращение на пароходе «Владимире», имеющем необыкновенное устройство, отличающееся по красоте, удобствам и усовершенствованиям во всех частях корпуса, вооружения и механизма, так что он может быть образцом на будущее время для устройства и снабжения здешних военных пароходов, но опускает вопрос об ознакомлении с состоянием судостроения Франции в её портах.
Сверх того, Корнилов с пользой исполнил и ещё многие возложенные на него поручения. Например, заказ и постройка под его же наблюдением:
‒ для Кавказского корпуса железного парохода в 260 сил;
‒ для Новороссийского пароходного сообщения двух железных же пароходов по 150 сил;
‒ для прочистки Дунайского бара землечерпательной машины с жел. буксиром в 60 сил;
‒ для Черноморского Адмиралтейства на образец несколько портовых железных судов-корабельных громоотводов;
‒ инструментов, материалов, чертежей, моделей, книг, гидрографических карт и, наконец, собрания разных полезных сведений вообще по устройству адмиралтейских заведений.
На кого уважаемый Михаил Петрович хотел произвести впечатление, вроде бы нагрузив несчастного Корнилова немыслимым объёмом дел по наблюдению за постройкой десятка судов на разных стапелях? Это просто невозможно! Письма-отчёты Корнилова М. П. Лазареву из Лондона затрагивают значительно более узкий круг проблем, которыми он реально был загружен.
«Владимир» вокруг Европы вёл английский шкипер, английский же механик обслуживал две паровые машины. Это в присутствии первого командира парохода капитан-лейтенанта Н. А. Аркаса. А вот капитан-лейтенант И. А. Шестаков 28 декабря 1850 г. самостоятельно проведёт сквозь бурливые осенние моря утлую паровую винтовую шхуну «Аргонавт» из той же Англии в Севастополь!
Мог ли быть «Владимир» образцом для военных пароходов на будущее время?
Англия уже сворачивала строительство колёсных пароходов, а «Владимир» был выстроен по проекту, схожему с 400-сильным пароходом «Bulldog», спущенным несколькими годами ранее.
Из Ливерпуля уже три года как регулярно ходили винтовые пассажирские пароходы в Нью-Йорк, быстроходные и не подверженные влиянию часто неспокойного океана.
Век колеса на воде в качестве движителя стремительно заканчивался и образцом для постройки новых пароходов «Владимир» не мог быть и не стал. Да, Корнилов много внимания уделил отделке кают и палуб «Владимира», настоял на установке третьей мачты, будто бы для более эффективного взаимодействия в составе парусных эскадр, что не было очевидным. Скорее, им двигало привычное для него тщеславие ‒ желание позиционировать себя флагманом на фоне уже имевшихся на Чёрном море нескольких двухмачтовых пароходов-фрегатов.
Ну, а как же всеми уважаемый Михаил Петрович, опрометчиво породнившийся с имевшими свои виды Фан-дер-Флитами‒Корниловыми, и ощущавший себя всё более посторонним наблюдателем? Разве ему не стали очевидными замыслы свояка и его неразборчивость в средствах достижения преследуемых целей? Допустим, что на фоне не оставлявших с начала 40-х проблем со здоровьем, адмирал свыкся со своей новой ролью, но как можно было практически наводить на выпестованный им ЧФ этакую напасть?