Матвеев А. Корабли победы. «Императрица Мария»

«Императрица Мария» — флагманский корабль командира Черноморской эскадры вице-адмирала Нахимова Павла Степановича. Название получил в честь жены императора Павла I Марии Федоровны урождённой принцессы Софии Марии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, второй супруги российского императора Павла I, матери императоров Александра I и Николая I, а также великих князей Константина и Михаила, великих княжон Александры (эрцгерцогини Австрийской), Елены (принцессы Мекленбург-Шверинской), Марии (принцессы Саксен-Вейнмарской), Екатерины (принцессы Ольденбургской, королевы Вютембергской), Ольги (умерла в 2 года), Анны (королевы Нидерландов Оранской). А также Мария Федоровна была внучатой племянницы Императора Пруссии Фридриха Великого.

Первый линейный корабль России с этим именем был заложен 23.9.1826 года в Главном Адмиралтействе города Николаева по чертежам, разработанным адмиралом Грейгом. Входит в серию из 7 линейных кораблей («Императрица Мария», «Чесма», «Анапа», «Память Евстафия», «Адрианополь», «Императрица Екатерина», «Силистрия»).

Строитель первой «Императрицы Марии» Разумов И.С.

«Императрица Мария» 84 пушечный линейный корабль размерами 59,8х15,7х6,1 метра. Фактически орудий было установлено больше. Участвовал в войне с Турцией 1828-1829 года. Участвовал в высадке десанта и бомбардировке крепости Варна. Во время войны корабль посетил Император Николай I, который с ним попал в сильный шторм из которого вышел благополучно, потеряв частично парусное вооружение. Участвовал во взятии крепости Сизополь, участвовал в блокаде Босфора. После войны участвовал в защите Босфора по просьбе турецкого султана. В 1843 году переоборудован в блокшив. Командовали кораблем капитан 1 ранга Папахристо Г.А. и капитан 1 ранга Сахновский П.Я.

Айвазовский. Линейный корабль «Императрица Мария» в шторм

Описываемый нами второй 83 пушечный линейный корабль с названием «Императрица Мария» строился по проекту «Храбрый» было построено 6 линейных кораблей по этому проекту (3 корабля на главном адмиралтействе города Николаева («Храбрый», «Императрица Мария», «Чесма»), 3 корабля построены на Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе («Красной», «Прохор», «Орел»).

Тактико-технические данные: 4160 тонн водоизмещение, размеры 62,8х12,3х7,3; 84 орудия (8-68-фунтовых бомбических и 56-36-фунтовых, 20-24-фунтовых; 74 человека экипаж.

Главный строитель второй «Императрицы Марии» подполковник корпуса корабельных инженеров И.С.Дмитриев.

Спущен на воду 9.5.1853 года и вошел в состав эскадры Черноморского флота. В июле 1853 года перешел из Николаева в Севастополь. Командир капитан 2 ранга Барановский П.И. В октябре-ноябре проходил испытания на Черном море. Участвовал в переброске солдат Белостокского полка 13 пехотной дивизии из Севастополя в Сухум-кале под командованием вице-адмирала Нахимова А.П.

А. В. Ганзен «Линейный корабль „Императрица Мария“ под парусами»

Принимал активное участие в русско-турецкой войне 1853-1854 года.

23 (11) октября 1853 года по приказу генерал-адъютанта Меншикова А.С. вышел к Анатолийскому берегу Османской империи под флагом командира Черноморской эскадры вице-адмирала Нахимова А.П. в сопровождении двух 84-пушечных линейных корабля «Чесма» (командир капитан 2 ранга Микрюков В.М.) и «Ростислав» (командир капитан 1 ранга Кузнецов А.Д.).

По полученным сведениям, турки собрали большой флот в Синопской бухте для высадки десанта в Сухум-кале и Анапе. В бухте находились 7 турецких фрегатов, 2 корвета, 1 шлюп и 2 больших парохода. Командовал эскадрой адмирал Осман-паша. Турецкую эскадру прикрывали береговые артиллерийские батареи

Три корабля блокировали турецкую эскадру в Синопе, однако такими силами разгромить ее не могли.

28 (16) ноября 1853 года по приказанию начальника штаба Черноморского флота генерал-адъютанта Корнилова В.А. на помощь кораблям Нахимова А.П. подошел отряд кораблей под командованием младшего флагмана эскадры контр-адмирала Новосильского Ф.М.  в составе 120 пушечных линейных кораблей «Париж» (командир капитан 1 ранга Истомин В.И), «Великий князь Константин» (капитан 1 ранга Ергомышев Л.А.), «Три Святителя» (командир  капитан 1 ранга Кутров К.С.) и 44-пушечный фрегат «Кагул» (командир капитан-лейтенант Спицын А.П.), 60-пушечный фрегат «Кулевчи» (командир капитан-лейтенант Будищев Л.И.). Два линейных корабля не дошли из-за технических проблем были отправлены в Севастополь.

Вице-адмирал Нахимов знал, что вход в Синопскую бухту охраняет 6 артиллерийских батарей, препятствующих входу русских кораблей в бухту. В Синопской бухте находились боевые суда и паровые корабли турецкого флота.

29 (17) ноября 1853 года на флагманском корабле вице-адмирала Нахимова А.П. было собрано совещание флагманов и командиров эскадры на котором будет принято решение уничтожить турецкий флот в Синопе. Решено было атаковать 2 колоннами: в 1-й, ближайшей к неприятелю — линейные корабли отряда Нахимова, во 2-й дальней — линейные корабли контр-адмирала Новосильского, фрегаты же должны были, находясь под парусами, блокировать выход из бухты. Так же было принято решение консульские дома, город по возможности щадить, поражая огнем лишь суда и батареи. Впервые предполагалось использовать большие 68-фунтовые бомбические орудия. Задача линейных кораблей была зайти в бухту, встать на обозначенных местах на шпринг и огнем артиллерии уничтожать все стреляющее в назначенных секторах обстрела. Командиры кораблей имели определенную самостоятельность в выборе целей, в зависимости от конкретной ситуации, при выполнении принципа взаимной поддержки. «В заключение я выскажу мысль, — писал в приказе Нахимов, — что все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, и поэтому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг».

Карта Синопского сражения

В 9.30 утра 30 (18) ноября корабли эскадры начали движение двумя колоннами в сторону Синопа.

Шёл дождь, дул сильный порывистом ветер.

В глубине бухты 7 турецких фрегатов и 3 корвета расположены были дугообразно под прикрытием 4 батарей (одна — 8-орудийная, 3 — по 6 орудий каждая); за боевой линией стояли 2 парохода и 2 транспортных судна.

Н. П. Медовиков. П. С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 г.

В 12.30 после первого выстрела 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах» был открыт огонь со всех турецких судов и батарей.

Шедший первым линейный корабль «Императрица Мария» был буквально засыпан ядрами с турецких судов и береговых батарей. Большая часть его рангоута и стоячего такелажа перебита, у грот-мачты осталась нетронутой только одна ванта. Однако корабль безостановочно шёл назначенному месту якорной стоянки, действуя батальным огнём сначала по береговым батареям, потом по неприятельским судам. В назначенном месте линейный корабль «Императрица Мария» отдал якорь против флагманского фрегата «Аунни-Аллах»; последний, не выдержав получасового обстрела, выбросился на берег.

Тогда русский флагманский корабль обратил свой огонь исключительно на 44-пушечный фрегат «Фазли-Аллах», который скоро загорелся и также выбросился на берег. После этого орудия корабля «Императрица Мария» сосредоточились на батарее № 5.

Линейный корабль «Великий князь Константин», встав на якорь, открыл сильный огонь по батарее № 4 и 60-пушечным фрегатам «Навек-Бахри» и «Несими-Зефер»; первый был взлетел на воздух через 20 минут после открытия огня, осыпав обломками и телами моряков батарею № 4, которая затем почти перестала действовать; второй был выброшен ветром на берег, когда у него оказалась перебита якорная цепь.

Линейный корабль «Чесма» своими выстрелами снёс батареи № 4 и № 3.

Второй русский флагман «Париж» вел артиллерийскую дуэль с 56-пушечным фрегатом «Дамиад», 22-пушечным корветом «Гюли Сефид» и центральной береговой батареей №5. Корвет загорелся и взлетел на воздух. Линейный корабль сосредоточил огонь на фрегате. «Дамиад» не выдержал сильного огня, турецкая команда обрубила якорный канат, и фрегат выбросило на берег. Затем «Париж» атаковал 62-орудийный «Низамие», на котором держал флаг адмирал Гуссейн-паша. Османский корабль потерял две мачты — фок- и бизань-мачты, на нём начался пожар. «Низамие» выбросился на берег. Командир корабля Владимир Истомин в этом бою проявил «неустрашимость и твёрдость духа», делал «благоразумные, искусные и быстрые распоряжения». После разгрома «Низамие» «Париж» сосредоточился на центральной береговой батарее, она оказывала большое противодействие русской эскадре. Турецкая батарея была подавлена. Линейный корабль получил 16 пробоин, а также повреждения кормы и гондека.Линейный корабль «Три Святителя» вступил в борьбу с фрегатами «Каиди-Зефер» (54-пуш.) и «Низамие»; первыми неприятельскими выстрелами у него перебило шпринг, и корабль, повернувшись по ветру, подвергся меткому продольному огню батареи № 6, причём сильно пострадал его рангоут. Снова заворотив корму, он очень удачно стал действовать по «Каиди-Зеферу» и другим судам и принудил их броситься к берегу.

Линейный корабль «Ростислав», прикрывая «Три Святителя», сосредоточил огонь на батарее № 6 и на корвете «Фейзе-Меабуд» (24-пуш.), и заставил корвет выброситься на берег.

В 13.30 показался из-за мыса русский пароходофрегат «Одесса» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В. А. Корнилова, в сопровождении пароходофрегатов «Крым» и «Херсонес». Эти корабли немедленно приняли участие в бою, который, однако, уже близился к концу; силы турок очень ослабели. Батареи № 5 и № 6 продолжали беспокоить русские корабли до 4 часов, но «Париж» и «Ростислав» вскоре разрушили их. Между тем остальные турецкие суда, зажжённые, по-видимому, своими экипажами, взлетали на воздух один за другим; от этого в городе распространился пожар, который некому было тушить.

И. К. Айвазовский. «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»

Таким образом, к 17 часам артиллерийским огнем русские моряки уничтожили 15 из 16 кораблей противника, подавили все его береговые батареи. Случайными ядрами были подожжены и городские постройки, находившиеся в непосредственной близости к береговым батареям, что привело к распространению огня и вызвало панику среди населения.

Из всей турецкой эскадры удалось спастись бегством лишь одному быстроходному 20-пушечному пароходу «Тайф» («Таиф»), на борту которого находился главный советник турок по морским вопросам англичанин Слэйд, который, прибыв в Стамбул, доложил об истреблении турецких судов в Синопе.

Около 14 часов турецкий 22-пушечный пароходофрегат «Таиф» («Tayf»), вооружение 2 — 10-дм бомбических, 4 — 42-фн., 16 — 24-фн. орудий, под командованием Яхья-бея (Yahya-bey), вырвался из линии турецких судов, терпевших жестокое поражение, и обратился в бегство. Пользуясь преимуществом в скорости хода «Таифа», Яхья-бей сумел уйти от преследующих его русских кораблей (фрегатов «Кагул» и «Кулевчи», затем пароходофрегатов отряда Корнилова) и сообщить в Стамбул о полном истреблении турецкой эскадры. Капитан Яхья-бей, ожидавший награду за спасение корабля, был уволен со службы с лишением чина за «недостойное поведение». Султан Абдул-Меджид был очень недоволен бегством «Таифа», сказав: «Я бы предпочёл, чтобы он не спасся бегством, а погиб в бою, как и остальные». По данным французского официального источника «Le Moniteur», корреспондент которого побывал на «Таифе» сразу после его возвращения в Стамбул, на пароходофрегате было 11 убитых и 17 раненых.

По другим данным, пароходофрегат «Таиф» под командой британского капитана Слэда выскользнул из Синопской бухты в самом начале боя. Выйдя с рейда, «Таиф» наткнулся на фрегаты «Кагул» и «Кулевчи», которые бросились за ним в погоню. Около 14 часов «Таиф» встретился с пароходофрегатами Корнилова, но смог уйти и от них. Корнилов же прибыл в Синопскую бухту около 16 часов, когда бой уже фактически закончился.

Потери Осман-паши были огромными: все корабли эскадры были уничтожены. Турки потеряли 3000 моряков, 1000 пехотинцев-десантников и почти 500 орудий.  В числе пленных находился командующий турецкой эскадрой вице-адмирал Осман-паша и 2 судовых командира. Потери Нахимова составили 38 человек убитыми, 210 ранеными. Два судна нуждались в починке.

В городе Синопе, где располагались английское и французское консульства, в результате обстрела, начался пожар. Этот факт дал повод для начала газетной кампании в Европе, в которой русские моряки изображались настоящими чудовищами, добивающими раненых турецких моряков, и подвергающими опасности мирное население, в том числе, и подданных европейских держав.

В русской прессе сражение было названо Синопским, в британской прессе было названо «Синопской резней».

Русские корабли за четыре часа выпустили около 17 тыс. снарядов. Синопское сражение показало значение бомбических орудий для будущего развития флота. Деревянные корабли не могли противостоять огню таких пушек. Необходимо было развивать броневую защиту кораблей. Наивысшую скорострельность показали артиллеристы «Ростислава». С каждого орудия действовавшего борта линкора было сделано по 75-100 выстрелов. На других кораблях эскадры с действующего борта каждым орудием было сделано 30-70 выстрелов. Русские командиры и матросы, по словам Нахимова, проявили «истинно русскую храбрость». Передовая система воспитания русского моряка, разработанная и внедренная Лазаревым и Нахимовым, доказала своё превосходство в бою. Упорные тренировки, морские походы привели к тому, что Черноморский флот на «отлично» сдал «Синопский экзамен».

Некоторые русские корабли получили значительные повреждения, их потом буксировали пароходы, но все остались на плаву. Русские потери составили 37 убитых и 233 раненых. Все отмечали высочайшее мастерство русского адмирала Павла Степановича Нахимова, он правильно учел свои силы и силы врага, пошёл на разумный риск, ведя эскадру под огнем береговых батарей и оманской эскадры, детально проработал план боя, проявил решительность в достижении цели. Отсутствие погибших кораблей и относительно невысокие потери в живой силе подтверждают разумность решений и флотоводческое мастерство Нахимова. Сам Нахимов был, как всегда, скромен и сказал, что вся заслуга принадлежит Михаилу Лазареву. Синопский бой стал блестящей точкой в длительной истории развития парусного флота. Надо отметить, что Лазарев, Нахимов и Корнилов отлично это понимали, будучи сторонниками быстрого развития парового флота.

По окончании сражения корабли русского флота начали исправлять повреждения в такелаже и рангоуте, наибольшие повреждения получил флагманский корабль вице-адмирала Нахимова «Императрица Мария», шедший впереди. За сражение он сделал 2128 выстрелов. Потери экипажа – 16 убитых, 39 раненых (в том числе командир Барановский П.И. Корабль получил 60 пробоин, был поврежден весь такелаж, практически разбита вся корма, офицерский гальюн и галереи.

2 декабря (20 ноября) корабли эскадры снялись с якорей в Синопской бухте, чтобы на буксире пароходов следовать в Севастополь. «Императрицу Марию» вел на буксире пароход «Крым». За Синопским мысом эскадра встретила большую зыбь с северо-востока, так что пароходы принуждены были отдать буксиры. Ночью ветер крепчал, и суда направились дальше под парусами.

4 декабря (22-го ноября), около полудня, победоносные корабли вошли, при общем ликовании населения и флота, на Севастопольский рейд. Нескончаемое «Ура, Нахимов!» неслось со всех сторон. На Кавказ, Дунай, в Москву и Петербург неслись извести о сокрушительной победе Черноморского флота. Император Николай наградил Нахимова орденом Св. Георгия 2-й степени.

Синопское сражение вызвало панику в Константинополе., там боялись появления русского флота у османской столицы. В Париже и Лондоне сначала пытались принизить и умалить значение подвига нахимовской эскадры, а затем, когда это стало бесполезным, по мере появления подробностей Синопского сражения, возникла зависть и ненависть. Как писал граф Алексей Орлов «нам не прощают ни искусных распоряжений, ни смелости выполнения». В Западной Европе поднимают волну русофобии. Западники не ожидали столь блистательных действий со стороны русских военно-морских сил. Англия и Франция начинают делать ответные шаги. Английская и французская эскадры, которые уже стояли в Босфоре, 3 декабря отрядили 2 парохода в Синоп и 2 в Варну, на разведку. Париж и Лондон немедленно дали Турции кредит на войну. Турки уже давно безуспешно просили денег. Синоп всё изменил. Франция и Англия готовились вступить в войну, а Синопская битва могла вынудить Константинополь пойти на перемирие, османы терпели поражения на суше и море. Необходимо было подбодрить союзника. Парижский крупнейший банк немедленно взялся за организацию дела. Османской империи дали заём в 2 млн. фунтов стерлингов золотом. Причем половину подписки на эту сумму должен был покрыть Париж, а другую Лондон. В ночь с 21 на 22 декабря 1853 года (3-4 января 1854 г.) английская и французская эскадры вместе с дивизией османского флота вошли в Чёрное море.

2.2.1954 года линейный корабль «Императрица Мария» по окончании ремонта вышел на Севастопольский рейд.

Следствием Синопской победы, стало вступления в войну европейских держав Британии и Франции, объявивших войну Российской империи. Война в России получила название Крымской, в Европе Восточной войны.

Задачи, поставленные заморскими державами на войну с Россией, было отторжение у России Севастополя, баз военно-морского флота на Черном море, Кубани, завоеваний в Средней Азии, Финляндии и Алландских островов, Петропавловска на Камчатке.

Для этого была произведена высадка десантных отрядов британцев, французов и турок в Крыму. Севастополь попал в осаду с берега и моря линейными кораблями и пароходо-фрегатами. Против русских 14 линейных парусных кораблей выступали: 21 линейный корабль (в том числе восемь винтовых) и 33 парохода. Русский флот без попутного ветра не мог выйти даже самостоятельно из бухты. В таких случаях корабли буксировались гребными судами и занимало это изрядное количество времени. Командиры и вице-адмирал Нахимов согласились с планом генерал-адъютаната Корнилова, который был одобрен главнокомандующим армией князем А.С. Меншиковым. Планом предусматривалось перекрыть путь неприятелю затопленными кораблями поперек бухты и спасти город. Военный совет флота, и Павел Степанович Нахимов в том числе, со скрипом поддержали это решение.

Схема затопления кораблей

Затопление началось 11 сентября 1854 года. На дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Над водой остались торчать их мачты. 14 сентября на Севастополь обрушилась страшная буря, которая разметала вражеский флот, но в итоге и повредила затопленное заграждение. Для ремонта пришлось затопить ещё один корабль, а в январе 1855 года ещё несколько, которые стали второй линией заграждения.

Последние корабли Черноморской эскадры были затоплены при отходе русских войск на северную сторону уже в августе 1855 года. В Севастопольской бухте на дне оказалось в общей сложности 75 боевых кораблей и судов, а также 16 вспомогательных, включая шхуны. Корабли топили под покровом ночи, в них стреляли из пушек. На берегу их провожали экипажи. Матросы плакали, глядя, как их корабли погружались в воду…

10 тысяч моряков усилили городские бастионы. Корабельные орудия пароходами были свезены на берег и практически на руках перетащены на бастионы. Впоследствии именно эти орудия отражали бомбардировки и штурмы противника.

Линейный корабль «Императрица Мария» лег на дно 28.8.1855 года при оставлении южной и корабельной стороны Севастополя.

Впоследствии первый крупный линейный корабль Черноморского флота был назван названием «Императрица Мария».

Впоследствии корабль был изображён на картинах И. К. Айвазовского «„Императрица Мария“ во время шторма» 1892 года и его внука А. В. Ганзена «Линейный корабль „Императрица Мария“ под парусами» 1916 года.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советское правительство учредило орден и медаль в честь Нахимова. Орден получали офицеры Военно-Морского Флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен врагу значительный урон и сохранены свои силы. Медалью награждались матросы и старшины за боевые заслуги.

Президентом России был назначен день воинской славы России — День победы русской эскадры под командованием П.C. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год) — отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России».

Статья написана по материалам из Интернета и с использованием справочников ВМФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *