Матвеев А. Флотские атрибуты. Морские ленточки российских (советских) моряков

Первоначальным головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале XVIII века.

Эта шляпа выполняла свою функцию с отличной простотой и удобством, поскольку ее форма не сильно отличалась от тех, которые носили крестьяне в деревнях.

Период времени, когда шляпа использовалась на флоте, составил более 150 лет, она претерпела некоторые изменения. В конце XVIII века эти шляпы были заменены гренадерскими шапками по указу Павла I. Шапки достигали высоты в 30 сантиметров, были очень неудобны и ограничивали движения матросов, особенно на парусных кораблях на мачтах. В начале XIX века была введена другая неудобная головная уборка, называемая кивером, который напоминал небольшое ведро, расширяющееся книзу. Известные флотоводцы понимали вред, причиняемый увлечению иностранными головными уборами, и противостояли этому явлению на протяжении всей своей жизни, докладывали Императору свои предложения. В начале XIX века появилась фуражка, а все военные подразделения имели специальных фуражиров, ответственных за поставку продовольствия и фуража для кавалерийских частей. Их головные уборы были и названы сначала фуражными, потом фуражками.

Фуражные шапки, были сделаны из сукна и имели форму остроконечного колпака, перегибающегося пополам. С течением времени фуражка претерпела изменения в дизайне и приобрела все элементы современной фуражки и даже бескозырки, включая околыш и тулью. В ноябре 1811 года фуражка без козырька была утверждена в качестве повседневной головной уборки во всех военных частях армии и флота.

Морские ленточки на головных уборах моряков (бескозырках) являются историческим атрибутом формы одежды моряков, наравне с голландскими рубахами (галанками), тельняшками, форменками, брюками с клапанами, бушлатами, белыми и синими робами, ботинками (хромовыми и яловыми) на шнуровке на крючках. Вся введенная форма моряков была функциональна: во-первых, для работы на верхней палубе, во-вторых, позволяла морякам скинуть в кратчайшее время форму одежды при попадании в воду.

Создавалась эта форма одежды в течении столетий, с учетом мирового опыта. Та форма, к которой мы привыкли видеть в 20 веке, возникла на переломе перехода от парусных кораблей к механическим.

Бескозырки без ленточек были введены, как мы сказали сначала в фуражирских частях, потом в русской гвардии, в армии и на флоте как повседневный головной убор в ноябре 1811 года, особенног для офицеров вместо неудобных треуголок. На кораблях матросы в качестве повседневной одежды носили черные шляпы, предохраняющие от ветра и волн, как это было и на всех флотах мира. У рыбаков подобная форма надевается поверх рабочей и называется штормовой.

С середины XIX века на бескозырках стали делать белые выпушки — три узких белых канта — деталь, частично сохранившаяся и на современных бескозырках в виде верхней выпушки по верху тульи, средней и нижней выпушек на околыше сверху и снизу. Белевые выпушки назначились Императором в качестве награды частям за совершенные подвиги. Нижняя выпушка на околыше на флоте называлась романовским кантом и после революции матросами закрашивалась черным цветом (чернилами, краской), в знак отсутствия подчинения царской власти Романовых.

Первичные реформы, определившие появление морских ленточек, начались в России во времена Николая I.

В 1857 году, после Крымской войны, на флоте для нижних чинов кораблей, флотских экипажей и кадетских морских корпусов были введены черные, красивые круглые, лакированные шляпы, имеющие тулью и поля. На полях на шляпе была установлена формой светлая лента.

Первые надписи на лентах появились в 1858 году, когда лоцманское управление в Санкт-Петербурге установило на лентах надпись «Лоцманъ», дабы лоцмана было видно сразу и издалека.

Второе появление надписей на этих же лентах на этих шляпах было для Петербургских морских училищ «М.У.» и «Ш.У.» — морское училище и штурманское училище, видимо, чтобы издалека различать кадетов своих от чужих.

Третье появление ленточек с названиями уже кораблей было видимо по приказанию контр-адмирала Лесовского С.С., на кораблях, прибывших в Нью-Йорк 6 октября (24 сентября) 1863 года. На лентах матросов были надписи, обозначающие названия этих кораблей «Александръ Невский», «Пересветъ», «Ослябя», «Варягъ», «Витязь», «Алмазъ». На фотографиях, хранящихся в библиотеке Конгресса США, имеются лица матросов с ленточками на шляпах кораблей «Варягъ» и «Ослябя». Возможно, это было сделано с подачи командиров кораблей, чтобы видеть на берегу своих.

Приказом управляющего морским министерством от 14 октября 1869 года № 136 к лакированным шляпам нижних чинов стала полагаться лента не из светлой, а из черной тесьмы.

Видимо опыт адмирала Лесовского С.С., Лоцманского управления Санкт-Петербурга, командования морских училищ понравились руководству адмиралтейства. И там приняли решение обдумать вопрос нанесения на лентах название всех кораблей или частей флота, носивших подобные шляпы.

В центральном военно-морском архиве сохранилась, что служебная переписка — доклад инспекторского департамента капитан-лейтенанта Токарева Г.Н., датируемая 14 (2) февралем 1872 года, проведшего финансовый анализ введения нового вида новых головных уборов на кораблях флота. В качестве материала ленты первоначально присутствовал шёлк (позже в качестве альтернативы стала рассматриваться более дешевая, чем шелк тесьма), была определена стоимость нанесения золотых букв теснения с названиями кораблей. Ленточки планировалось иметь длинные, чтобы была возможност в шторм завязать на шее и на концах планировалось нанести золоченые якоря. Им была определена экономия средств на отсутствие козырьков, подбородочного ремня и крепящих его пуговицах.

Записка казначея гвардейского экипажа С.П.Кокошкина от 17 (5) февраля 1872 года на запрос капитан-лейтенанта Токарева Г.Н. сообщала от 17 (5) февраля 1872 года, что Гвардейский экипаж готов  использовать даже дорогие шелковые ленты, и их расходы лягут на командиров подразделений.

Однако в масштабе всего флота вопрос введения ленточек с надписями уперся именно в их стоимость. Ответ вице-директора инспекторского департамента капитана 1 ранга Свешникова Л.П. гласил что рассчитанная капитан-лейтенантом Токаревым Г.Н. стоимость ленточек не может быть принята.

Но уже 2 марта (18 февраля) 1872 года на строевом смотре гвардейского экипажа были представлены два матроса в новых головных уборах с шелковыми ленточками с надписью «Катеръ Его Величества».

4 марта (21 февраля) 1872 года новые головные уборы Гвардейского экипажа были представлены на суд Императора.

8 марта (25 февраля) 1872 года приказом генерал-адмирала за номером 33 было приказано флоту перейти на ношение новых головных уборов без козырьков с ленточками, кроме тех нижних чинов, которым присвоено право ношения сабель и нестроевых рот им определено право ношения фуражек с козырьками и без ленточек. То есть уже рассматривались руководством не шляпы, а повседневные бескозырки.

Описание в приказе вводимого нового головного убора нижних чинов. Самая фуражка (бескозырка) остается образца ныне существующего, но без козырька, без подбородочного ремня, без пуговиц. Кокарду накалывать приказано не на околыше, а на середине шва стенки околыша. По околышу иметь ленту, каковая была на лакированных шляпах, но чтобы не закрывала белых выпушек. На задней стенке околыша эта лента должна быть к нему прихвачена и выровненные концы, чтобы висели свободно вниз по спине. При надевании на эту фуражку белого чехла, кокарду накалывать в том же месте, как сказано выше, поверх чехла.

26 (14) июля 1872 года приказом управляющего морским министерством № 94 черные лакированные шляпы были на флоте, в учебных заведениях и флотских экипажах УПРАЗДНЕНЫ и установлено ношение головных уборов нового образца (бескозырок), объявленного приказом генерал-адмирала 20 (8) марта 1872 года. за номером 33. На ленточках было приказано иметь надписи кораблей, экипажей и учебных заведений.

2 октября (20 сентября) 1872 года главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Козакевич П.В. издал приказ № 376 в котором говорилось «Канцелярия Морского Министерства от 13 сентября за номером 6075 уведомила меня, что Управляющий Морским Министерством приказал, чтобы расход к фуражкам нового образца для нижних чинов в размере 50 копеек серебром на человека, относить общие суммы по обмундированию и предупредить команды, что ленты эти должны прослужить весь 1873 год. Сумма на обзаведение лент должна быть отпущена в распоряжение командиров экипажей. Объявляя об этом приказании Управляющего Морским Министерством по вверенному мне порту, присовокупляю, что об отпуске суммы на обзаведение вышеозначенных лент с надписями, мною предложено обращаться к начальнику Комиссариатской части.

30 ноября 1872 года приказом управляющего Морским Министерством было объявлено: «Описание ленты с надписью, полагаемой на фуражках (бескозырках) нижних чинов Морского ведомства, а также правила ее отпуска и нанесения на ней надписей с указанием всех размеров». Лента черная, шелковая, шириной 6/8 вершков (3,36 см.), концы ленты подрублены на 40 сантиметров ниже от бескозырки. Надпись на ленте делается так, чтобы начало и окончание надписи приходилось на равном расстоянии от концов и краев её. Надпись делается русским шрифтом, причем буквы должны быть 5/8 вершков (2,78 сантиметра). Якоря такой же меры – делаются на расстоянии 1/12 вершков (0,37 сантиметров) от концов ленты. Лента накладывается вокруг околыша фуражки таким образов, чтобы, что середина ленты приходится против шва, соединяющего квартерки на котором насаживается кокарда, на котором насаживается кокарда, на противоположной стороне околыша лента сшивается, образуя треугольники и спускается двумя концами книзу. На лентах чинов Морского ведомства полагается иметь соответствующие надписи, на концах лент изображения якорей. Надписи и якоря делаются золотые, за исключением нижних чинов нестроевой роты Гвардейского экипажа, для которых надписи и якоря должны соответствовать цвету пуговиц и прибору, т.е. серебряные. Надписи на лентах, по роду службы нижних чинов должны быть различные, а именно у судовых команд судов, зачисленных в ранги, одни лишь имена судов, зачисленных в ранги, одни лишь имена судов без обозначения их типа, например «Держава», «Александрия», «Первенецъ» и т.п., на лентах береговых команд и отдельных нижних чинов, не принадлежащих к составу вышеозначенных судовых команд – название экипажа или номера команды, так например: «Гвардейский экипажъ», «Генерал-Адмирала экипажъ», «2-ой флотский экипажъ», «Каспийский экипажъ», «Ревельский полуэкипажъ», «Стрелковая рота», «Архангельская рота», «Гимнастическая команда» и т.п. Подобные названия должны быть и на лентах гребных судов, приписанных к портам и экипажам, за исключениям гребцов катеров Императорской Фамилии, Управляющего Морским Министерством, его Товарища, Главных Командиров и Командиров портов; для гребцов означенных катеров надписи должны обозначать кому принадлежит гребное судно гребной судно, так например: «Катер Его Величества», «Катер Генерал-Адмирала», «Катер Управляющего Морским Министерством», «Катер Товарища Управляющего Морским Министерством», «Катер Главного Командира», «Катер Командира Порта», . Ленты на фуражках нового образца должны носиться нижними чинами при всех обязанностях, как в море, так и на берегу во фронте, при всех работах вне службы и за тем никаких других лент не полагается. Для изготовления лент с присвоенными им надписями  и якорями, отпускается ежегодно, в начале каждого года, в экипажи и отдельные команды по 50 копеек на человека по штатному числу нижних чинов, коим присвоены фуражки с лентами, то есть за исключением тех людей, которым по приказу Генерал-Адмирала 8 марта 1872 года № 33, оставлены фуражки прежнего образца  с козырьками.

На объявленных приказом ленточках её концы должны быть прямыми, однако встречаются ранние (во времена Александра II) с V–образным вырезом на концах. Эти же вырезы встречались на ленточках времен Временного правительства в 1917-1918 годов, а также все годы на ленточках матросов закончивших службу.

В положении о довольствии команд морского ведомства по части обмундирования и амуниции», объявленное приказом Генерал-адмирала от 31 (19) августа 1874 года № 115 содержало новую редакцию содержания ленты, в котором были определены серебряные надписи и якоря для юнкеров корпуса инженер-механиков и корабельных инженеров.

31 (19) августа 1874 года приказом по Морскому Ведомству № 115 определено, что серебряные буквы и якоря на ленточках определены для юнкеров корпусов инженер-механиков и корабельных инженеров.

Циркуляром Главного Морского штаба № 104 от 20 (8) августа 1887 года определена ширина ленточек на бескозырках как ширина ленточки знака отличия «Военного ордена» 5/8 вершка только для Георгиевских ленточек, планирующихся введению для гвардейских экипажей.

20 (8) июля 1878 года приказом Генерал-Адмирала № 75 в ознаменование заслуг Гвардейского экипажа в Русско-турецкой войне 1877-1878 года его нижним чинам были присвоены особые Георгиевские ленты (рыже-черные) на фуражки (бескозырки) нового образца. При этом цвет букв и якорей золотым доля всех подразделений, кроме нестроевой роты для которой оставался серебряным остался серебряным до ее расформирования в 1890 году.

1 июня (20 мая) 1887 года приказом по морскому ведомству № 72 нижним чинам Черноморских экипажей в память о героизме матросов 29-45 флотских экипажей, проявленном при обороне Севастополя в 1854-1855 годах были присвоены также Георгиевские ленты на фуражки (бескозырки) нового образца.

7 июля (25 июня) 1881 года приказом по Морскому Ведомству № 64 для гвардейского экипажа было определено, что фуражки нового образца (бескозырки) становятся парадными головными уборами вместо киверов. Так же для 12 флотского экипажа Балтийского флота, к которому был приписан в свое время линейный корабль «Азов»

7 января 1888 года (26 декабря 1878 года) приказом № 178 чинам установлены Георгиевские ленточки для Каспийского экипажа, сформированного из переведенных с Черного моря 44-45 флотских экипажей, отличившимся при обороне Севастополя в 1854-1855 годах.

Георгиевские ленты являются не только лентами самих экипажей, но и экипажей формируемых судовых команд боевых кораблей, но с надписью корабля.

Единственным видом ленточек серебряного цвета в положении 1890 года оставались только ленточки Санкт-Петербургского Технического училища.

Высочайшим утверждением № 22 от 15 (3) марта 1891 года было объявлено Положение о довольствии команд Морского ведомства обмундированием и амуницией уточнялось, что ширина Георгиевских ленточек меньше таковой у обычных черных ленточек (5/8 против 6/8 вершка), также и размер надписи (4,5/8 против 5/8 вершка)

17 (4) января 1903 года приказом по Морскому ведомству № 3 число серебряных надписей с якорями было расширено за счет Николаевской фельдшерской школы.

В 1910 году нижние чины к фуражкам с ленточками была добавлена подбородочная резиновая черная шелковая тесьма.

7 марта (22 февраля) 1910 года приказом № 41 по Морскому ведомству было объявлено наиболее полное расписание надписей на ленточках фуражек (бескозырок) нижних чинов морских команд.

В 1912 году опять последовало уточнение по размерам ленточек для Георгиевского экипажа и команд экипажей Черноморского флота и Каспийской флотилии ¾ вершка, для остальных черных ленточек 5/8 вершка. Якоря на ленточках приказано размещать на 1/4 вершка от ее концов. Стоимость Георгиевских ленточек определялась в 1 рубль, черных в 65 копеек серебром.

Реально ленточки различались друг от друга не только длиной, высотой букв, но и применяемым шрифтом, так как ленточки заказывались каждым кораблем в различных мастерских, как правило за счет команд, офицеров и командиров.

Перед увольнением со службы, многие матросы, как правило заказывали или изготовляли самостоятельно самодельные ленты, украшенные различными флагами, цветами и так далее. Вместо названия маленького корабля могла появиться надпись «Морякъ Тихаго Океяна», срок службы, полное название корабля с типом корабля. Длиной свисающих на спину ленточек порой была ниже пояса и так далее насколько хватало фантазии.

На лентах судов Добровольческого флота перед названием судна добавлялись буквы ДФ.

Кстати, было запрещено изготовление Георгиевских ленточек для детских бескозырок. Даже чинам полиции было предписано, что при появлении детей в бескозырках с Георгиевскими ленточками задерживать их родителей, брать штрафы, а ленточки конфисковывать.

Особенно цветочками и украшениями страдали малороссы.

27 (14) июля 1915 года, после подвига трагически погибшего минного загради теля «Енисей», когда все офицеры и старослужащие уступили своим места в шлюпах молодым матросам, Император Николай II издал приказ № 324 по Морскому ведомству, что матросам спасшимся от гибели минного заградителя разрешить носить ленточки с надписью «Енисей» даже при службе на других кораблях на се время нахождения на службе.

При чем после революции стали появляться ленточки красного цвета. Видимо определяющие верность революции. Но большого распространения они не получили.

Революция внесла свой вклад в форму военных моряков. Появились клеша огромных размеров, ленточки с концами, свисающими ниже пояса, ушитые до безобразия бушлаты.

После революции многие корабли и гражданской войны, имевшие отношения к именам царской фамилии, фамилиям известных царских адмиралов, получили новые революционные названия, порой путем голосования экипажа. Советская власть отказалась в тот момент от всей дореволюционной истории России и старалась ее забыть.

Линейные корабли «Императрица Великая» стала «Свободной Россией», «Император Александр II» стал «Волей», позже «Генералом Алексеевым», «Император Николай I» стал «Демократией». Немного позднее линейный корабль «Севастополь» стал «Парижской коммуной», «Петропавловск» стал «Маратом», «Гангут» стал «Октябрьской революцией». Крейсер «Светлана» стал «Профинтерном», а потом «Красным Крымом», «Адмирал Нахимов» стал «Червоной Украиной», «Адмирал Лазарев» стал «Красным Кавказом». Эсминцы «Всадник» стал «Сладковым», «Амурец» стал «Железняковым», «Сибирский стрелок стал «Конструктором», «Украина» стала «Карлом Марксом», а позднее «Бакинским рабочим», «Туркменец Ставропольский» стал «Мирзой Кучуком», потом «Альтфатером», потом «Советским Дагестаном», «Новик» стал «Яковом Свердловым», «Лейтенант Ильин» стал «Гарибальди» потом «Войковым», «Капитан 2 ранга Изыльметьев» стал «Лениным», «Капитан 2 ранга Белли» стал «Карлом Либкнехтом», «Капитан 2 ранга Керн» стал «Рыковым, позднее «Валерианом Куйбышевым», «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» стал «Спартаком», «Победитель» стал «Володарским», «Забияка» стал «Урицким», «Десна» стал «Фридрихом Энгельсом», «Азард» стал «Артемом», «Самсон» стал «Сталиным», «Владимир» стал «Свободой», «Изяслав» — стал «Карлом Марксом», «Прямислав» стал «Михаилом Калининым», «Быстрый» стал «Фрунзе», «Калиакрия» стал «Феликсом Дзержинским», «Занте» стал «Незаможником», «Корфу» стал «Петровским», позднее «Железняковым», «Левкас» стал «Шаумяном». Переименованиям подверглись и подводные лодки и тральщики и вспомогательные суда.

Все это влекло и изменение на ленточках. Многие матросы просто переворачивали ленточки наизнанку и там наносили новые названия.

В 1917 году одним из первых декретов Советской власти стал запрет на ношение Георгиевских ленточек моряков и наградных Георгиевских крестов, как символов царской власти. Гвардейские экипажи моряков подверглись расформированиям. И лишь в Белых армиях ношение Георгиевских ленточек и Георгиевских крестов было разрешено до окончания Гражданской войны в 1922 году.

Матросы всегда гордились кораблями, на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота – плавсоставу, а на подводных лодках — к подплаву. И многие сохранили гвардейские ленточки с названиями своих кораблей и экипажей в семьях

В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который используется до сегодняшнего дня. Однако при Советской власти до окончания Великой Отечественной войны, на всех кораблях матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

10 июня 1942 года нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов приказом № 142 утвердил гвардейскую ленту в качестве знака отличия морских частей и кораблей.

Во время Великой Отечественной войны бывшие георгиевские ленты получили новое название — гвардейские, история которых началась с создания гвардейских частей и кораблей на флоте. Гвардейские флаги и ленточки были вручены матросам и старшинам за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками. Их получили 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.

 

В 1941 году Георгиевская ленточка появилась снова. Это была похожая ленточка, но названа не Георгиевской, а Гвардейской в оранжево-черном цвете. Оранжевый цвет, как и раньше отражал цвет золота (в советское время в золото стали добавлять больше меди и золото стало красноватым, а также появилось и оранжевое), а назвать ее стали «Гвардейская лента». Она появилась сначала на ленточках моряков гвардейских кораблей, потом на груди-знаке солдат и матросов гвардейских частей в виде гвардейского знака (до введения металлического знака).

Потом на ордене Славы (с 1943 года им было награждено уже более миллиона человек). После Великой Отечественной войны на медали «За победу над Германией» (с 1945 года вручена 15 миллионам советских граждан).

19 июня 1942 года приказом Наркома ВМФ СССР был утверждён Гвардейский военно-морской флаг, который отличался от обычных флагов гвардейской лентой, нарисованной под звездой и серпом и молотом

После Великой Отечественной войны названия кораблей полностью исчезли с военно-морских ленточек и были заменены безликими названиями флотов, такими как «Северный флот», «Черноморский флот», «Каспийская флотилия» и так далее. Сохранились только ленточки курсантов военно-морских училищ, которые имели свою специфику и назывались в честь учебных заведений, например, «ВВМУ им. Фрунзе», «ВВМУС им. Попова», «ВМИУ им. Дзержинского» и так далее.

К этому времени можно отнести появление большого количества флотских значков, которые определяли названия военных кораблей или знаков, определявших класс кораблей. Матросы и офицеры стремились выделиться из массы и на их форменках и тужурках появлялись значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями, такими как «Грозный», «Москва», «Свирепый», «Минск», «Азов» и тому подобное. Коменданты гарнизонов преследовали эти «неуставные» значки, срывая их с груди матросов, а политработники негласно боролись, притворяясь, будто этим сохраняют военную тайну принадлежности к какому-то значимому кораблю. Тем не менее, этой традиции удалось уцелеть и продолжать существовать и сегодня.

Впоследствии на флоте появились так называемые «дэмэбовские» ленточки, на которых были вышиты названия кораблей и золотые полоски на концах, обозначающие количество отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило в похоронных бюро. Командование и политработники даже ставили задачи офицерам кораблей на изъятие этих ленточек, но матросы продолжали их изготавливать и носить при увольнении в запас и после службы. А офицеры, которые тоже гордились своими кораблями как правило закрывали на это глаза.

После распада СССР начались снова переименования кораблей, таким образом новая Россия избавлялась знаков от партийного руководства. У матросов ленточки появились ленточки с названиями кораблей. Так продолжалась старая традиция, несмотря на все усилия командования. Новое время ослабило прежнее отношение к «неуставным» ленточкам, и сами командиры кораблей начали изготавливать нелегально матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями, такими как «Беспокойный», «Адмирал Ушаков», «Петр Великий», «Москва» и тому подобное.

Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 579-ФЗ «О Георгиевской ленте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 1. 1. В ознаменование героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества, подвигов защитников Отечества в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или служебных обязанностей по защите Отечества настоящим Федеральным законом устанавливается статус Георгиевской ленты. 2. Георгиевская лента представляет собой ленту из чередующихся равношироких трех черных и двух оранжевых полос. 3. Георгиевская лента является одним из символов воинской славы России. Публичное осквернение Георгиевской ленты влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сегодня на день ВМФ многие моряки надевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордятся своими кораблями, своей службой и хранят бескозырки с ленточками, как память для своих детей и внуков.

Первые попытки создания профессиональной армии в Советском Союзе начались в 1968 году, но официальное решение об этом было принято только в 1994 году, когда после распада СССР, Первый Президент России Борис Ельцин утвердил указ о приеме на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации. Согласно документу, армия России получила шанс набрать еще 150 тысяч человек, которые готовы стать контрактниками. В 2003 году был принят Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», в котором были определены основные принципы функционирования службы по контракту. Главной задачей этой службы было улучшение качества профессиональной подготовки кадров, снижение численности призывников и повышение мотивации военнослужащих. Наиболее активное продвижение контрактной службы началось в 2008 году с назначением Министра обороны Анатолия Сердюкова. Резко сократилось количество учебных отрядов, а на флоте понадобилось большое количество технических специалистов. Таковыми могли стать именно контрактники, обучавшиеся еще в советских учебных отрядах. И когда было повышено денежное содержание, определены значительные льготы, определено порядок их прохождение службы, контрактники пошли на флот.

Но с приходом контрактников стали исчезать матросские бескозырки, а с ними и ленточки, оставшиеся только у срочников. Многие флотские части и экипажи сегодня укомплектованы контрактниками почти на 100%, особенно подводные лодки. И там можно не увидеть бескозырки на моряках в строю. Исчезает более, чем вековая традиция. Хотя в других флотах мира она продолжает жить.

Возможно, скоро может на флоте навсегда исчезнут бескозырка с ленточкой и их мы сможем увидеть их только в военно-морских музеях, частных коллекциях любителей истории и на праздники на головах бывших матросов.

Литература:

Дыгало В. Откуда и что на флоте пошл. Флот государства Российскогою Москва, Прогресс, Пангея, 1993

Манвелов Н. Жизнь и смерть на корабле Российского Императорского флота. Москва, Яуза, 2008

Сологуб К., Степанов А., Шевельков А. Ленты Российского военно-морского флота 1872-1917, Старый Цейхгаус, Москва, 2023

Материалы картинки и фотографии из Интернета

Личные фотографии

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Спасибо за подборку. Прочел с интересом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *