«У моряка нет трудного или лёгкого
пути, есть только один путь – славный!»
Н.С. Нахимов
Глава многодетного семейства Василий Васильевич Верещагин, предводитель дворянства Череповецкого уезда Новгородской губернии, решил, что два его старших сына Николай и Василий должны стать морскими офицерами и определил их в 1850 году в Александровский кадетский корпус для малолетних, а затем братья учились в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге.
В годы Крымской войны гардемарин Николай Верещагин служил на канонерской лодке “Бурун” Кронштадтского отряда, участвовал во 2-й балтийской кампании 1855 года.
В августе 1855 года отряд из 6 канонерок (“Бурун” входила в состав отряда) под командованием контр-адмирала Самуила Мофета вступил в боевое соприкосновение с противником (2 парохода и фрегат) у Толбухина маяка. Перестрелка длилась два часа, у русских было несколько попаданий по фрегату и одному пароходу, огонь англичан был безрезультатным.
Николай прослужил на “Буруне” до самого конца кампании. При выпуске из Морского кадетского корпуса в 1856 году шестнадцатилетнему мичману вручили именной подарок — подзорную трубу с надписью: “За превосходные успехи и отличное поведение”.
Военная карьера Николая обещала сложиться блестяще. В числе лучших выпускников его зачислили в офицерские классы. Но Верещагину хотелось развиваться ещё шире. Он попросил разрешения, не бросая службу, стать вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете. В 1859 году мичман Верещагин получил разрешение посещать вольнослушателем лекции в Императорском Санкт-Петербургском университете (посещал лекции на факультете естественных наук университета).
С флотом свою карьеру Николай Верещагин в итоге не связал. В 1861 году вышел в отставку в звании лейтенанта.
Вернувшись домой, Верещагин влюбился в бывшую крепостную Татьяну Ванину и, несмотря на родительский гнев, тут же взял её в жёны. О наследстве можно было забыть. Некоторое время, занимался тем, что помогал бывшим крепостным крестьянам улаживать их споры с бывшими хозяевами. Но очень скоро понял, что глобальных проблем освобожденных, но брошенных на произвол судьбы мужиков, это не решало. Им нужно было придумать дело, а за одно — и себе.
Глядя на то, как крестьяне сбывают молоко и примитивное соленое масло, считай себе в убыток, у Верещагина родилась идея. Он решил создать на своей малой родине новую отрасль хозяйства — сыроварение.
Николай Верещагин
Производством сыра в России тогда занимались, в основном, приезжие швейцарцы, к которым и обратился Николай. Однако сыровары отказались учить его и раскрывать все секреты мастерства — они опасались воспитать конкурента.
Тогда Николай решил сам отправиться в Швейцарию, и эта поездка в итоге перевернула всю его жизнь.
Регулярно посещая молочные фермы, производившие знаменитые швейцарские сыры, Николай освоил ремесло сыровара и по возвращению в Россию занялся организацией широкомасштабного производства сыров.
Для разворачивания столь внушительного бизнеса потребовались деньги. Помог случай: Верещагину стало известно, что состоятельные тверские купцы передали в Вольное экономическое общество (ВЭО) в Петербурге изрядную сумму при условии, что она будет использована для поднятия экономики именно Тверской губернии. На эти деньги предприниматель Верещагин основал в 1865 году в приволжских сёлах Отроковичи и Едимоново, расположенных в Тверской губернии, крестьянские артели по производству масла и сыров.
К 1870 году Верещагин открыл в Тверской губернии 11 сыроварен и останавливаться на достигнутом не планировал. Однако наладить работу сыроварен оказалось нелегко. Крестьяне, для которых дело было в новинку, порой случайно или из желания схитрить наносили производству ущерб. Главной проблемой было отсутствие стерильности: некоторые артельщики наливали молоко в грязную посуду, да еще и разбавляли его водой. Тогда Верещагин задумался о создании школы, где из заинтересованных крестьян можно было бы готовить настоящих специалистов по молочному животноводству и производству масломолочной продукции.
Такое учебное заведение удалось открыть в 1871 году в селе Едимонове Тверской губернии. Николай Верещагин стал директором и преподавателем первой в России школы молочного хозяйства, поступить в которую мог любой желающий.
Ради процветания Едимоновской школы, Николай Васильевич не побоялся заложить даже свое имение.
Николай Верещагин поставил перед собой грандиозную задачу — обеспечить подъем молочного животноводства и всего сельского хозяйства, использовать европейские рынки для продажи сыра и масла из России. Он не только разработал рецептуру сыров и масла, но и бесплатно обучал крестьян технологии их производства. У сельских жителей появился мощнейший стимул для увеличения производства молока. Сильно вырос спрос на высокопродуктивные породы коров, значительно улучшилось их кормление и содержание. Дело в том, что сыры и масло стоили дорого как в России, так и в Европе. К тому же спрос на них был стабильным и постоянно возрастал.
Для пропаганды и расширения нового дела Николай Васильевич пишет много статей, выступает с докладами, организовывает специализированные молочные выставки в России, передвижные образцовые маслодельни в Архангельской, Смоленской, Вологодской и других губерниях
Делает анализ европейских рынков и организовывает экспорт сыра и масла в Европу. За границей стали ждать русские суда с первоклассным молочным грузом!
Именно Верещагин разработал рецептуру и технологию производства Вологодского масла, которое быстро стало популярным не только в России, но и в Европе. Шведы называли его “Петербургским”, французы — “Парижским”, а итальянцы — “Сладким Русским”.
Он бы мог стать миллионером, если бы патентовал свои изобретения, рецептуры и технологии. Но Николай Васильевич все свои разработки специально публиковал в открытой печати, чтобы никто не смог “взять на них привилегию”. И чтобы они были доступны любому домохозяину и быстрее распространялись по России.
Последние месяцы своей жизни Николай Верещагин провел в родовом имении Пертово (Пертовка) Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область).
Участник Крымской войны, российский общественный деятель, создатель новой отрасли русского народного хозяйства “масло- и сыроделия”, инициатор крестьянского “артельного маслоделия”, выросшего в крупнейшее кооперативное движение России, Николай Васильевич Верещагин скончался 13 (26) марта 1907 года. (Кладбище, где он был похоронен и родовое имение в 1940-х годах были затоплены Рыбинским водохранилищем).
Память о Н.В. Верещагине сохранилась и после Октябрьской революции. В 1921 году, в короткую эпоху НЭПа, вышел альбом с портретами предпринимателей былых лет. Надпись под фотографией Верещагина гласила: “Отец русской кооперации”. Увидеть, как жил неутомимый энтузиаст — сыровар, можно в Череповце. Там 1984 году открылся Мемориальный дом-музей Верещагиных.
Последователи Николая Верещагина организовали сырный фестиваль., который ежегодно проходит в поселке Конаково Тверской области, где, как считается, сварили первую головку сыра по швейцарским рецептам, привезенным Верещагиным из Европы.
В 1995 году Вологодской государственной молочнохозяйственной академии присвоено имя Николая Васильевича Верещагина. А в 2021 году перед входом в учебный корпус N1 академии установлен памятник Н.В. Верещагину.
Николай Васильевич Верещагин мыслил в масштабах государства: считал, что нужно сделать людей богатыми, чтобы стала богатой страна.
Это был настоящий патриот России!
Василий Верещагин был на три года младше своего брата Николая и в Крымской войне не участвовал. В 1857 году гардемарин Василий Верещагин участвовал в длительном плавании на фрегате Балтийского флота “Камчатка” с заходами в иностранные порты. Василий впервые получил возможность познакомиться с жизнью в других странах, с местными обычаями и нравами населения.
Художник В.В. Верещагин
После окончания плавания Василий Верещагин решил серьёзно заняться рисованием. А когда в гардемаринском классе Морского кадетского корпуса перестали учить рисованию, он начал несколько раз в неделю посещать Рисовальную школу. Императорского общества поощрения художеств (сейчас Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха).
Рисовальная школа считалась в то время подготовительным заведением к поступлению в Академию художеств.
1860 году, по окончании Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, как один из лучших выпускников, был лично представлен великому князю Константину Николаевичу. Последний предложил ему просить, что он хочет. Василий попросил об отставке. Скандал был грандиозный. Но Верещагин твердо решил стать художником.
После короткого периода службы новоиспеченный мичман В. Верещагин вышел в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств. И это, невзирая на протест близких и на отказ отца помочь сыну материально. Но будущий художник не отступил от своих намерений, надеясь на академическую стипендию, право на которую действительно получил. Однако, проучившись 3 года и поняв, что в Академии “занимаются чепухой”, в 1863 году он отправляется на Кавказ, где много работал рисованием с натуры и создал целую серию картин.
А через год, после смерти богатого дядюшки, Верещагин получает наследство, и ему предоставляется возможность продолжить художественное образование в Париже. Мастерски овладев там основами масляной живописи и, найдя свой творческий почерк, художник возвращается в Петербургскую Академию художеств и оканчивает ее.
Затем начались в жизни живописца одна за одной поездки в центры боевых действий. В 1867 году Верещагин узнал о том, что генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман ищет в штат художника, который мог бы делать ситуационные рисунки, отражающие военные действия, и поступил к нему на службу. Через год Василий Васильевич оказался с Кауфманом в Самарканде.
Вскоре генерал отправился сражаться с войсками эмира, а художник. остался в крепости с отрядом бойцов. Верещагин изучал и зарисовывал местную архитектуру, но скоро началось восстание местных жителей. Русским пришлось защищать от них крепость. Когда гарнизон пал духом, прапорщик Верещагин, вспомнив кадетскую выучку, взял на себя командование. Крепость отстояли. Кауфман, вернувшись в Самарканд, до того расчувствовался, что наградил Верещагина своим Георгиевским крестом 4-й степени. Это была единственная награда, которую художник носил до конца своих дней. Иных, особенно воинских наград, он не признавал и не принимал.
В те годы Верещагин создает целую серию работ, посвященную происходящим событиям в Средней Азии, а также жизни людей всех прослоек общества. Величие исторического прошлого интересовало Верещагина в любой стране, где он жил или путешествовал.
Путешествуя по странам, В. Верещагин часто терпел лишения, подвергал жизнь опасностям. Так, живя в Индии, ему не раз приходилось отбиваться от диких зверей, тонуть в реке, замерзать на горных вершинах, переболеть тяжелой тропической малярией.
В 1877 оду, узнав о начале русско-турецкой войны, Верещагин идет добровольцем в действующую армию. Командование причисляет его к составу адъютантов командующего Дунайской армией с правом свободного перемещения по войсковым частям. И снова художник со своим мольбертом окажется на передовой, где получит тяжелое ранение. Верещагин, находился на борту миноносца, устанавливающего мины на Дунае, и во время атаки на турецкий пароход пуля навылет пробила ему бедро. Ранение оказалось серьезным, началось воспаление и появились признаки гангрены. Пришлось делать операцию по вскрытию раны и после операции он быстро пошел на поправку.
На протяжении всего творческого пути Василий Верещагин организовывал персональные выставки в разных странах мира, после чего в прессе много писали о баталисте и его полотнах: ”В его картинах нет ни сверкающих штыков, ни победно шумящих стягов, ни блестящих эскадронов, летящих на батареи… Вся эта увлекательная, парадная обстановка, которую человечество придумало для прикрытия отвратительнейшего из своих деяний, незнакома кисти художника, перед вами лишь голая действительность”.
Все выставки батальных полотен художника в Западной Европе, Англии, Америке имели ошеломляющий успех. Но, привезя свои работы на Родину, Верещагин столкнется с непониманием со стороны императора Александра II и его окружения, которые обвинили живописца в антипатриотизме.
Несправедливая критика и необоснованные обвинения вызовут у художника такую негативную реакцию, что, будучи в нервном потрясении, он сожжет несколько своих картин. А позже напишет: “Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко принимаю к сердцу то, что пишу, выплакиваю (буквально) волос каждого раненого и убитого”.
Весь свой жизненный и творческий путь художник провел в странствиях и в районах боевых действий, находясь за мольбертом по 12–14 часов в сутки. Принимал участие в экспедициях и путешествиях по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью, Индии и Палестину. Много разъезжал по Европе и России, побывал на Филиппинских островах и на Кубе, в горах Тянь-Шаня, в Америке и Японии.
В 1890 году наконец-то сбылось стремление живописца вернуться на Родину и поселиться в своем доме на окраине столицы, но долго жить в нем не пришлось. Снова позвала дорога, и художник отправился в странствие по северу России. С этой поездки он привез немало портретов “не замечательных русских” — лики простых людей из народа. Этому уникальному художнику были подвластны и портретный жанр, и пейзажи, историческая и бытовая тематика.
На рубеже IX — XX столетия прогрессивно настроенные деятели мировой культуры выдвинули кандидатуру Василия Верещагина на соискание Нобелевской премии мира. Но после того, как в 1900 году полотна художника о войне России с Наполеоном в 1812 году не были допущены на Всемирную выставку в Париже, премию ему не дали. Правительство Франции посчитало, что эти произведения являются оскорблением национальной гордости французов.
Самый известный шедевр художника «Апофеоз войны» (1871) хранится в Третьяковской галлерее. Известно примечание художника к картине, оставленное на раме — «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Когда начнётся русско-японская война, Верещагин уехал на фронт.
Утром 31 марта 1904 года Василий Верещагин, находясь на борту броненосца “Петропавловск”, сделал свой последний набросок в блокноте. Вокруг кричали люди, трещали языки пламени, кипело Желтое море — броненосец “Петропавловск” подорвался на мине и шел ко дну. Вдалеке виднелся Порт-Артур. На броненосце должен был находиться другой художник, но он заболел и адмирал С.О. Макаров позвал с собой в поход В.В. Верещагина. Подорвавшийся корабль за две минуты ушел на дно.
Останков художника не нашли, памятника на месте его гибели нет. Могилы большинства родственников Василия Верещагина тоже исчезли под водой, но только Рыбинского водохранилища.
Узнав о гибели Василия Васильевича Верещагина, Санкт-Петербургские ведомости одни из первых опубликовали короткое обращение: “Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: “ушёл в могилу один из самых горячих поборников идеи мира”. Макарова оплакивает вся Россия, Верещагина оплакивает весь мир”.
Николай Васильевич и Василий Васильевич Верещагины, после окончания Морского кадетского корпуса, выбрали свой жизненный путь, пройдя который они внесли достойный вклад во славу России.
При подготовке статьи использованы публикации из интернета.