
В августе 1969 года противолодочный крейсер “Москва” вышел на свою третью боевую службу в Средиземное море и одновременно принял участие в военно-морских учениях “Броня”. Во время учений на борту крейсера находился начальник Главного штаба ВМФ адмирал Н.Д. Сергеев с группой офицеров Главного штаба. Вместе с ними на корабле был писатель-маринист капитан 1 ранга Леонид Сергеевич Соболев.
Леонида Сергеевича чаще всего можно было видеть в вечернее время на вертолетной палубе в окружении желающих пообщаться с известным советским писателем. Он охотно вступал в разговор как с офицерами, так и с матросами, интересовался их мнением о службе на крейсере и сам рассказывал о событиях из своей жизни. У меня тоже возникло желание рассказать Леониду Сергеевичу, как с его помощью удалось найти выход из затруднительного положения, связанного с моей службой на крейсере.
Прошел только год, как закончив гражданский ВУЗ, я был призван в ВМФ и в августе 1968 года назначен командиром группы штурманской боевой части пкр “Москва”.
В то время этот новейший и тогда еще единственный отечественный крейсер-вертолетоносец готовился к своему первому выходу на боевую службу в Средиземное море. И мне, впервые ступившему на палубу боевого корабля, даже ещё не державшему в руках Корабельный устав, пришлось предпринимать все необходимые меры, чтобы как можно быстрее стать настоящим корабельным офицером.
Это был самый тяжелый период моей службы. Но уже после возращения из Средиземного моря в ноябре 1968 года я нес службу вахтенного офицера на якоре, назначался начальником гарнизонного патруля, выполнял различные поручения командования крейсера. Вот только практически не было времени для хорошего отдыха. Однажды после ночной вахты и трудного рабочего дня я, наконец, добрался до своей койки с единственным желанием выспаться, но вскоре меня разбудил рассыльный и передал приказ помощника командира корабля капитана 3 ранга В.А. Чупкова — срочно заступить вахтенным офицером. Мой сосед по каюте, уже бывалый моряк, старший лейтенант Сергей Воронов, разбуженный приходом рассыльного, предложил мне в будущем воспользоваться советом из романа Леонида Соболева “Капитальный ремонт”: “Если хочешь спать в уюте, ложись спать в другой каюте”.
После окончания этой внеочередной вахты я решил воспользоваться советом и стал, когда возникало непреодолимое желание выспаться и был свободен от нарядов, ложиться спать, правда не в чужой каюте, а в своем боевом посту, который использовался только во время выходов в море.
Через некоторое время помощник командира, встретив меня, спросил, почему рассыльный не смог найти меня ночью. “Потому, что я воспользовался советом Леонида Соболева” — был мой довольно дерзкий ответ. Но Чупков не стал ничего больше спрашивать и ушел. Однако после этого разговора я почувствовал, что количество внеочередных нарядов уменьшилось!
К сожалению, мне так и неудалось рассказать об этом случае Леониду Сергеевичу!
Будущий писатель-маринист Леонид Соболев родился 9(21) июля 1898 года в Иркутске в небогатой дворянской семье отставного капитана артиллерии Сергея Филипповича Соболева. С детства мальчику была привита любовь к русской литературе. А ещё он бредил романтикой моря. Эти две страсти — литература и море остались у него на всю жизнь.
После переезда семьи в Петербург Леонид учился в Третьем Александровском кадетском корпусе. По окончании корпуса Соболев решил стать морским офицером, как и его старший брат Александр, морской офицер, служивший в то время на линейном корабле “Император Павел 1”.
В 1916 году Соболев был зачислен в Морской кадетский корпус, В августе 1917 года произведен в старшие гардемарины. Из документов Российского государственного архива ВМФ следует, что в 1917 году гардемарин Соболев участвовал Первой мировой войне на эсминцах “Страшный” и “Забайкалец”, которые несли дозорную службу в Рижском заливе. В марте 1918 года, после сдачи экзаменов, всех выпускных гардемаринов распустили без производства в офицеры. Училище же вскоре было расформировано.
После Октябрьской революции 1917 года Л. С. Соболев безоговорочно перешел на сторону советской власти, связав свою жизнь, а затем и свое творчество с военно-морским флотом Советской республики. В 1918 — 1931годах он служил в Красном флоте в качестве штурмана, в том числе на линейных кораблях “Октябрьская революция” и “Андрей Первозванный”, флагманским штурманом отряда сторожевых кораблей Морской пограничной охраны ОГПУ.
Впоследствии приобретенные на службе знания особенностей судоходства помогли Л.С. Соболеву уже в художественной прозе дать яркие описания плавания кораблей различных классов в годы Великой Отечественной войны.
В конце 1920-х годов Леонид Соболев увлекся литературной деятельностью, совмещая службу на флоте, с работой в журналах “Краснофлотец” и “Залп”.
В 1931 году он вышел в отставку и перешел на работу в писательскую организацию — литературное объединение Красной армии и Флота.
В 1933 году вышел отдельным изданием его роман “Капитальный ремонт”, который сделал писателя знаменитым не только в нашей стране, но и за рубежом. “Капитальный ремонт” перевели на языки народов страны, выпустили в ряде стран Европы и Америки. В отечественной литературе, посвященной морякам и морю, эта книга до сих пор одна из самых лучших. А ещё она “зарядила” несколько поколений юношей на служение морю и способствовала подготовке морских кадров.
В 1936 году Соболев участвовал в дальнем учебном походе на подводной лодке Черноморского флота, написал сценарий кинофильма “Краснофлотцы” (о военно-морском флоте СССР).
Во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов Л.С. Соболев, став военным корреспондентом, активно участвовал в боевых операциях Балтийского флота в Финском заливе, за что был награжден медалью “За боевые заслуги”.
В годы Великой Отечественной войны Л.С. Соболев служил военным корреспондентом газеты “Правда”, Совинформбюро и газеты Главного политуправления ВМФ “Красный Флот”. Побывав в центре ожесточенных боев в Таллине, Одессе, Севастополе, Новороссийске, писатель опубликовал множество очерков, рассказов, корреспонденций (“Поединок”, “Чёрная туча”, “Батальон четверых” и другие). Подлинные свидетельства очевидца обороны Севастополя Л.С. Соболева легли в основу его книги “Морская душа” (1942г.). За эту литературную работу Л.С. Соболеву была присуждена Сталинская премия 2-й степени (1943г.), которую он передал в Фонд обороны с просьбой построить на эти деньги катер. Сторожевик “Морская душа” был спущен на воду 13 августа 1943 года.
В 1943 году Л.С. Соболеву присвоено воинское звание капитан 1 ранга.
В 1944 году Соболев издал несколько очерков, посвященных освобождению Крыма и Севастополя: “ На торпедных катерах”, “Возмездие”, “На Южном берегу”, “Севастополь” и другие. Уже после войны (1954г) вышла повесть “Зеленый луч”.
В 1958 году на Первом съезде писателей РСФСР Соболев, как один из организаторов Союза писателей РСФСР, был избран его председателем. Он проделал колоссальную работу, объездив всю Россию и создав региональные писательские организации, что, несомненно, повлияло на приход в литературу новых дарований.
В 1962 году к одиннадцати главам “Капитального ремонта” писатель добавил ещё четыре. Увидели свет также его книги “Свет победы”, “Ветер времени”, “На главном курсе”” и другие.
В 1968 году Л.С. Соболеву было присвоено звание Героя Социалистического труда. Писатель являлся депутатом Верховного Совета СССР ((1958 -1971 гг.), членом Президиума Верховного Совета СССР с 1970 года. Он был награждён тремя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом “Знак Почёта”, медалями.
В последние годы Соболев жил в дачном поселке Переделкино под Москвой. На верхней этаже дома была построена веранда, похожая на капитанский мостик. Создавалось впечатление, что сам дом похож на корабль.
Вдохновительницей трудов Леонида Сергеевича на протяжении многих лет была его жена Ольга Ивановна Михальцева-Соболева, создатель и режиссер литературного театра в Ленинграде.
В возрасте семидесяти лет (в 1968 году), на одном из советских грузовых судов, доставляющих продовольствие во Вьетнам, Соболев прошел из Владивостока в Хайфон и обратно.
Поход в Средиземное море на кораблях ВМФ в 1969 году был, вероятно, последним дальним походом Л.С. Соболева.
Заболев раком желудка, Соболев мучился страшными болями. Операция не помогла и 17 февраля 1971 года Леонид Сергеевич покончил жизнь самоубийством (застрелился).
В некрологах было написано, что скончался после тяжелой продолжительной болезни.
Невзирая на завещание, где Соболев просил развеять его прах над морем, похоронили писателя на Новодевичьем кладбище.
В память о Леониде Сергеевиче Соболеве на домах, где он жил в Санкт-Петербурге и Москве, установлены мемориальные доски.
Именем Леонида Соболева названы: океанографическое исследовательское судно, круизный теплоход и базовый тральщик Балтийского флота.
С 1971 года имя Леонида Соболева носит Центральная районная библиотека Невского района Санкт-Петербурга.
В честь писателя названа улица в г. Иркутске, где он родился.
При подготовке статьи использованы публикации из интернета.
Молодец, Юра. Продолжаешь хорошо писать. Во время пребывания Соболева на корабле, по инициативе Валерия Ламаша был ему представлен и удостоился беседы. Л. С вспомнил, как они с моим отцом участвовали в передаче на ЦТ, посвященной встрече с героями его рассказа «Батальон четверых», моряками-десантникаии, защитниками Одессы.
Володя! Надеюсь, что ты в своих воспоминаниях более подробно опишешь свою встречу с Соболевым! Это будет интересно!
Спасибо, Юра. Очень хорошо помню его пребывание на ПКР «Москва». Я стащил в библиотеке корабельной его «Капитальный ремонт» и он мне поставил автограф.