Лоция. 5. Беломорско-Балтийский судоходный канал

Кто-то спросит, а зачем здесь публиковать эту лоцию? И наверно будет прав. А затем, что существует, на мой взгляд, утопический проект буксировки советко-российского тяжелого атомного ракетного подводного крейсера ТАРПК СН «ТК-208 Дмитрий Донской» по этому каналу в Кронштадт, где он должен стать музейным экспонатом. Я уверен, что это уникальнейший образец советского судостроения достоин стать музейным экспонатом, как и продолжать службу в ВМФ РФ назло врагам России, которых у нас много стало в последнее время. Канал, судя по приведенной лоции  явно не подходит для буксировки этого уникальнешего корабля. Хотя за какие задачи не брались коммунисты? Развернули бы северные реки по призыву Хрущева в Среднюю Азия и в Средней Азии был бы оазис жизни, а в Сибири стала бы пустыня Сахара. А что для Хрущева и ребят с Украины пустыня Сахара на территории России? Наверно только в радость испорченогму их хохлятскому сознаию. Но …  Такая же сложная задача отбуксировать этот подводный крейсер вокруг Скандинавии в Кронштадт, что потребует усилия явно не одного буксира и кучи нервов из-за нескокойной Северной Атлантики и кучи врагов спообных на провокации на всем маршруте перехода и особено на Балтике. Предлагаю сделать филиал Крнштадтского морского музея в столице Северного флота Североморске или столице подводного судостроения Северодвинске. Это проще, менее затратно и не надо решать нерешаемые задачи.
Водоизмещение 23200 тонн (подводное 48000 тонн), длина 178,2 метра, ширина 23,3 метра, средняя осадка по КВЛ 11,2 метра (данные Википедии).
Беломорско-Балтийский судоходный канал. Основные характеристики

• Протяженность — 227 км, из них 37,1 км – это искусственные пути
• Гарантированные минимальные габариты судового хода: глубина — 4 метра, ширина — 36 метров, радиус закругления — 500 метров
• Количество шлюзов – 19, размеры их камер – 135 на 14,3 метров
• Скорость движения на искусственных участках – не более 8 км/час
• Средняя длительность навигации – 175 суток.

При плавании по Беломорско-Балтийскому каналу надлежит пользоваться Томом 4 Атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ, откорректированному на дату плавания.
Для подхода к Беломорско-Балтийскому каналу в Онежском озере и Сорокской губе Белого моря надлежит руководствоваться откорректированными навигационными картами, лоциями и описаниями огней и знаков, изданными Управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ.

Беломорско-Балтийский судоходный канал. Общие сведения

Беломорско-Балтийский канал соединяет Белое море с Онежским озером.
Протяженность канала 227 км.
ББК открыт 2 августа 1933 года.

Беломорско-Балтийский канал проходит от Повенецкой бухты Онежского озера до Сорокской губы Белого моря.
При его строительстве максимально использованы долины рек и многочисленные озера.
Из общей протяжённости канала 37,1 км – это искусственные пути.

Беломорско-Балтийский канал имеет два склона: Балтийский (южный) и Беломорский (северный).
Склоны соединены водораздельным бьефом протяженностью 22 км, состоящим из озёр и водораздельного канала.

Южный склон канала проходит в долине реки Повенчанка, его длина 10 км.
Этот участок называется Повенчанская лестница. Разность уровней верхнего и нижнего бьефов составляет 70 м, здесь сооружено семь шлюзов.

На северном склоне протяженностью 188 км трасса канала проходит по озёрам, спрямлённым руслам рек и по искусственным каналам, соединяющим между собой отдельные реки и озёра.
Разность уровней между бьефами северного склона 103 м, сооружено 12 шлюзов.

Благодаря большому количеству воды в озёрах и водохранилищах питание всех шлюзов осуществляется самотёком.

Гидрометеорологические сведения

Климат в районе Беломорско-Балтийского канала относительно мягкий, с продолжительной зимой и коротким прохладным летом.

Весна начинается в начале апреля и длится до середины июня. Средняя температура в мае +6°С, максимальная +25°С, минимальная -14°С.

Лето дождливое и прохладное, его продолжительность около трёх месяцев. Самый тёплый месяц – июль. Максимальная температура воздуха в июле +30°С, минимальная +1°С.
Во второй половине августа наблюдаются заморозки, и температура местами падает до -4°С.

В сентябре температура воздуха на 7-8°С меньше июльской, утренние заморозки бывают чаще, чем в августе (от 2 до 6 дней в месяц)
В октябре уже половина дней с морозом.
В ноябре наблюдаются сильные морозы, на озёрах начинается ледостав.
От ноября к декабрю происходит похолодание в среднем на 5°С.
В январе и феврале морозы доходят до -46°С. Средняя температура воздуха в эти месяцы -15°С.
В марте мороз заметно ослабевает, температура воздуха иногда поднимается выше 0°С, но порой морозы достигают -37°С.

Ветры и волнение

С апреля по июнь преобладают северные и серо-западные ветры; в июне-августе сначала наблюдаются слабые западные ветры, а затем восточные, которые чередуются с умеренными южными и юго-западными ветрами.

Ближе к осени начинают преобладать юго-западные ветры 5-15 м/сек и юго-восточные, которые иногда приобретают силу штормовых ветров.

К концу навигации в сентябре-октябре наиболее частыми и сильными становятся юго-западные ветры до 18 м/сек.

При ветрах вдоль канала со скоростью 4-7 м/сек. на озёрных участках и в широких бьефах высота волны не превышает 1 м; при ветрах 12-18 м/сек на озере Выгозеро образуется крутая волна 1,5-2,0 м, представляющая опасность для небольших судов.

По классификации Российского Речного Регистра судоходные трассы, обслуживаемые ФБУ «Администрация «Беломорканал» проходят по водоёмам различных разрядов:
«М» — Онежское озеро, «О» — озеро Выгозеро и «Л» — трасса ББК.

Туманы и осадки

Число дней с туманами невелико, в среднем не более 6-10 дней в году.
И только в районе г.Беломорск число дней с туманами увеличивается до 39.
Наиболее часты туманы в районе селения Повенец (в августе и в ноябре) и в районе озера Маткоозеро (с августа по ноябрь).
Годовое количество осадков в южной части района достигает 620 мм. Большая их часть выпадает в августе (80 мм).

Течения

Течения оказывают влияние на условия плавания только на отдельных участках северного склона, между шлюзами №10 и №16 и зависят от величины попусков плотины.

Ледовый режим

Навигация на Беломорско-Балтийском канале начинается во второй декаде мая, кончается в начале ноября и по многолетним данным продолжается 175 дней.

Особенности плавания и затруднительные для судоходства места Беломорско-Балтийского канала

Плавание по Беломорско-Балтийскому каналу имеет свои особенности. Главная из них – это сочетание озёрных и речных условий плавания, которые связаны с резким изменением метеорологической обстановки на пути судна.

При сквозном плавании по главной трассе водного пути Беломорско-Балтийского канала условия судоходства существенно меняются. Судно здесь неоднократно проходит через шлюзы, идёт по узким каменистым каналам, совершает переход по озёрам.
Всё это требует от судоводителя всесторонней подготовки и опыта плавания в различных условиях.

Затруднительными для судоходства являются:
— Водораздельный канал (1140,6 – 1146,3 км),
— Каналы между шлюзами №12 и №13№14 и №15,
— Участок от шлюза №17 до шлюза №19. Судовой ход здесь ведёт по узким каналам и прорезям, в стеснённых каменистых местах с малыми глубинами за кромкой судового хода и предельными радиусами закругления (участок между шлюзами №18 и №19).

Скорость движения по искусственным каналам не должна превышать 8 км/час на участках пути:
— участок между шлюзами №1 — №5,
— водораздельный канал,
— участок между шлюзами №12 и №13,
— участок между шлюзами №14 и №15,
— участок между шлюзами №18 и №19

Расхождение и обгон судов и составов разрешается только на прямолинейных участках пути с достаточной шириной судового хода.

Габариты пути
На основных трассах канала установлена гарантированная глубина судового хода 4,0 мрадиус закругления 500-700 м.
Ширина судового хода колеблется от 36 до 70 м, на некоторых озеровидных бьефах она увеличена до 100 м и более.

Навигационное оборудование

Береговые и плавучие средства навигационного оборудования на Беломорско-Балтийском канале соответствуют Межгосударственному стандарту «Знаки навигационные внутренних судоходных путей» (ГОСТ 26600-98)

Навигационное оборудование состоит в основном из створов и отдельных береговых знаков – металлических и деревянных маяков высотой от 14 до 22 м и светящихся знаков виде пирамид высотой до 14 м.
Плавучие знаки имеют самостоятельное значение только на отдельных участках, где нет створов.

На Беломорско-Балтийском канале направление течения принято по направлению от Онежского озера к Белому морю.
Правая сторона судового хода ограждена красными цилиндрическими буями.
Левая сторона судового хода ограждена белыми коническими буями.
Нумерация буёв – нечётная с левой стороны и чётная с правой стороны судового хода.

На берегах водораздельного канала на участке 1140,6 – 1145,2 км вблизи уреза воды установлены знаки «Путевой огонь», представляющие собой невысокие столбы, окрашенные на левом берегу в белый, а на правом – в красный цвета. Знаки не светящиеся, со светоотражающим покрытием: зелёного цвета на левом берегу и красного цвета на правом берегу.

Огни береговых знаков и буёв на участке от 1114,0 км до 1246,0 км действуют с 1 августа до закрытия навигации.
Буи и вехи выставляются по мере очищения канала ото льда и снимаются при первом его появлении.
Речные вехи на основном судовом ходу озера Выгозеро имеют надводный габарит не менее 3 м, на остальных судовых ходах – 2 м.

При плавании по участку Повенец – Беломорск в ледовых условиях судоводители могут ориентироваться по ледовым сигарообразным буям, дополняющим схему береговых знаков и установленных на сложных участках пути рядом со штатными буями.
При отсутствии ледовых условий ледовые сигарообразные буи могут быть сняты со штатных мест.
При плавании по Беломорско-Балтийскому каналу необходимо иметь ввиду, что плавучие навигационные знаки могут быть по разным причинам смещены со штатных мест или повреждены.

Обслуживание флота

В Беломорско-Онежском бассейне организованы отдельные виды обслуживания судов.

Лоцманская проводка
Заявка на выделение лоцмана на проводку по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу подаётся в лоцманскую службу «Беломорканал» за 24 часа и уточняется за 8 часов до начала проводки в границах ФБУ «Беломорканал».
Лоцмана для проводки судов по Онежскому озеру и Беломорско-Балтийскому каналу можно принять на борт в одном из пунктов: г.Вытегра, пос.Вознесенье, г.Петрозаводск, Повенецкий рейд, г.Сегежа, пос.Надвоицы и г.Беломорск.

Диспетчерское регулирование движения судов
Состав диспетчерской службы ФБУ«Администрация «Беломорканал»:
— Центральная диспетчерская служба, г. Медвежьегорск, тел/факс: (814-34) 5-03-88, 5-03-28, dpr@bbkanal.ru

— Диспетчер Онежского района водных путей — зона ответственности Онежское озеро (за исключением трассы Вытегра-Вознесенье) и река Водла, тел/факс: (814-2) 705-936, 796-001, диспетчер Шальский участок — (814-52) 38-585, orvp.dispetcher@bbkanal.ru

— Диспетчер Повенецкого района гидросооружений — зона ответственности от Повенецкого рейда до верхнего подходного канала шлюза № 10 Беломорско-Балтийского канала, включая озеро Выгозеро, тел./факс: 8(814-34) 46-3-13, факс 46-300, prgs.dispetcher@bbkanal.ru

— Диспетчер Сосновецкого района гидросооружений — зона ответственности от верхнего подходного канал шлюза № 10 — нижний подходной канал шлюза № 19 Беломорско-Балтийского канала, тел./факс: 8(814-37)4-31-20, ф.4-31-44, srgs.dispetcher@bbkanal.ru

— Диспетчеры (начальники вахт) судоходных шлюзов – осуществляют управление движением судов в границах шлюза

Шлюзование судов

На Беломорско-Балтийском канале построено 19 гидроузлов, из них 7 расположено на южном склоне и 12 гидроузлов — на северном склоне Беломорско-Балтийском канала.
Из 19 шлюзов 13 — двухкамерные и 6 – однокамерные (шлюзы №7,9,12,17,18 и 19), то есть всего построено 32 камеры шлюзов.

Шлюзы связаны между собой и с диспетчерскими пунктами телефонной связью. На всех шлюзах имеются УКВ радиостанции для связи с идущими по каналу судами.
С целью обеспечения безопасности шлюзования и ускорения пропуска судов при походе к шлюзам необходимо заблаговременно установить связь на УКВ судна с диспетчером шлюза, который регулирует очередность захода в шлюзы.

Порядок пропуска судов через шлюзы определяется Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.

В ожидании шлюзования суда отстаиваются на подходах к шлюзам в специально отведённых местах.

Пропуск судов через шлюзы регулируется светофорами дальнего и ближнего действия.
Светофоры дальнего действия регулируют движение судов в подходных канала шлюзов.
Светофоры ближнего действия регулируют вход судов в камеры шлюзов.

Светофор имеет два сигнальных огня: зелёный – разрешающий проход; красный – запрещающий дальнейшее продвижение.

В целях ускорения судопропуска и для информации судоводителей о состоянии шлюза светофоры включаются на проблесковый режим с начала наполнения или опорожнения камеры шлюза.
Кроме того, на шлюзах установлены знаки «Стоп», указывающие границу полезной длины камеры шлюза.
В период шлюзования за границы знака «Стоп» не должен выступать корпус судна.

Навигационная информация

Судоводители во время плавания по Беломорско-Онежскому бассейну обязаны иметь информацию о габаритах пути, состоянии навигационного оборудования, об условиях судоходства со всеми изменениями, а также гидрометеорологическую информацию.

Информация объявляется в путевых листах.
Путевая информация постоянного характера объявляется в Извещениях судоводителям по Единой глубоководной системе Европейской части РФ.

Передачу путевой информации об изменении условий плавания осуществляют радиостанции бассейнового узла связи и радионавигации по УКВ радиосвязи из г.Петрозаводск и селения Повенец в сроки, указанные в «Списке береговых радиостанций и расписания их работы на водных путях ЕГС ЕЧ РФ».

Капитаны судов, следующих из других бассейнов, получают извещения о путевых условиях у дежурных диспетчеров ФБУ «Волго-Балт» Вытегры, Вознесенского диспетчерского участка Свирского РГСиС (район гидротехнических сооружений и судоходства) и у дежурного диспетчера Сосновецкого РГС (район гидротехнических сооружений).

Для оперативного обеспечения нформацией судоводителей об изменении условий плавания на Онежском озере местного временного характера выпускаются Оповещения.
В них помещаются:
— сведения о дислокации судов технического флота,
— кратковременном выходе из строя навигационных знаков или его огней,
— обнаружении на судовом ходе опасных для плавания препятствий.

Оповещения передаются на суда по УКВ радиосвязи в сроки в соответствии с «Списком береговых радиостанций и расписания их работы на водных путях ЕГС ЕЧ РФ».

Путевые листы по Беломорско-Балтийскому каналу выпускаются по понедельникам с даты начала пропуска судов через шлюзы до дня окончания работы шлюзов.
В них указываются:
— наименьшие габариты судового хода по бьефам шлюзов №1 -№19;
— габариты судового хода по боковым трассам озера Выгозеро,
— данные об изменениях в судоходной обстановке,
— условия плавания на наиболее затруднительных участках,
— места работы земснарядов и другие сведения.

Путевые листы вручаются на шлюзах №1 и №19 всем судам, заходящим в канал.
Вахтенный начальник судна подтверждает по УКВ радиосвязи получение путевого листа.

Своевременное информирование судоводителей о сведениях, не вошедших в путевой лист и являющихся важными для безопасности плавания, производится по УКВ радиосвязи в следующем порядке:
а) Вахтенные начальники шлюзов информируют о состоянии пути все суда по пути их следования в обоих направлениях, о чём делают запись в вахтенном журнале шлюза,
б) Информация о путевых условиях в бьефе между шлюзами №9 и №10 по трассе Повенец – Беломорск обеспечивается начальниками вахт шлюза №9 и шлюза №10:
Начальник вахты шлюза №9 информирует все идущие вниз суда.
Начальник вахты шлюза №10 информирует все идущие вверх суда.

Информационный радиобюллетень выпускается в период навигации 10, 20 и 30-ого числа каждого месяца.
В нём указывается минимальная фактическая глубина и ширина лимитирующих судоходных участков, а также один раз в месяц 10-ого числа минимальные радиусы закруглений судовых ходов по трассам Онежского озера.

В соответствии с положениями «Списка береговых радиостанций и расписания их работы на водных путях ЕГС ЕЧ РФ» информационный радиобюллетень передаётся на суда в циркулярные сроки по УКВ радиосвязи, а также по запросам судов в любое время периода действия радиобюллетеня.

Гидрометеорологическая информация включает в себя:
— суточные прогнозы погоды,
— рейсовые прогнозы погоды,
— штормовые предупреждения,
— сведения о развитии ледовых явлений.

Гидрометеорологическая информация уточняется через каждые 6 часов, а в случае невыхода судна в рейс в течение двух часов с момента получения прогноза погоды, гидрометеорологическая информация считается недействительной.

Штормовые предупреждения об усилении ветра и появлении тумана передаются на суда немедленно при угрозе возникновения этих явлений.

Сведения о развитии ледовых явлений на Беломорско-Балтийском канале помещаются в путевых листах.

Сведения о работе береговых радиостанций, передающих прогнозы погоды, предупреждения и путевую информацию, даны в документе «Список береговых радиостанций и расписания их работы на водных путях ЕГС ЕЧ РФ»

Беломорско-Балтийский канал. Судоходная характеристика

Трасса Беломорско-Балтийского канала начинается у поселка Повенец на Онежском озере и заканчивается у города Беломорск на Белом море.

Водный путь проходит по пересеченной местности, по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам, на которых много островов.
На многих водоемах имеются каменистые отмели, а на северном склоне и в водораздельной части дно и берега покрыты скальными породами.
Все эти факторы усложняют судоходство и малейшее отклонение от судового хода может привести к повреждению судна.
По этой причине на многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов.
Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю.

Всю трассу Беломорканала можно разделить на Южный склон, где находится семь шлюзов, водораздельный канал и Северный склон, состоящий из 12 шлюзов.

Южный склон Беломорканала
Южный склон протяженностью в 10 км начинается у поселка Повенец, расположенного в Повенецкой губе Онежского озера.

Семь рядом построенных гидроузлов образуют так называемую Повенчанскую лестницу, по которой суда поднимаются на высоту почти 70 метров.

Первые 6 гидроузлов имеют двухкамерные шлюзы №1 — №6, в состав седьмого гидроузла входит однокамерный шлюз №7.
Расстояние между гидроузлами небольшое – около 1 км.

В районе шлюза №2 построен разводной мост, проход судов здесь регулируется с помощью светофора.
Грунт песчаный с валунами, местами – скалистый.
У шлюза №2 установлен памятный знак в память о невинно погибших в 1931-1933 годах при строительстве канала.

В городе Повенец открыт Музей Беломоро-Балтийского канала.
Недалеко от города по дороге к Медвежьегорску находится Мемориальное захоронение, так называемая Братская могила №6 — одно из крупнейших перезахоронений воинов Карельского фронта, погибших с января 1942 по июнь 1944 года при защите Беломорско-Балтийского канала.

Водораздельный бьеф Беломорканала
Водораздельный бьеф протяженностью в 22 км расположен между шлюзами № 7 и №8.

Судовой ход здесь проходит по озеру Воло (10 км) и по озеру Вадло (4 км).
Это самый трудный участок на канале, судовой ход здесь огибает острова и имеет повороты, а глубина по его оси меняется от 4,5 до 15 метров.
Лишь приближаясь к северному склону канал расширяется, что благоприятствует расхождению судов.

Северный склон Беломорканала
Трасса Северного склона канала проходит через несколько рек, небольшие озерца и пять крупных озер:
• Между шлюзами №8 и №9 расположен водораздельный бьеф протяженностью в 11 км и включающий в себя Маткоозеро длиной 8 км, реку Вологжу (1 км) и озеро Торос, а также связующие их участки.
Перепады глубин на оси судового хода на Маткоозере – от 5 до 17 метров, по реке Вологже — 4,1-4,5 метра, на Торосозере – 4,5 – 7 метров.
Движение судов на узких участках одностороннее и скорость их ограничена
• Между шлюзами №9 и №10 расположен водораздельный бьеф протяженностью 86 км, включающий озеро Телекино, русло и долину реки Телекинки и Выгозеро, являющееся самым большим на Беломорско-Балтийском канале – его длина составляет 50 км, а ширина – 15 км
• Воицкое озеро находится между шлюзами №10 и №11, это небольшой водоем шириной от 100 метров до 1,5 км
• Между шлюзами №11 и №12 проходит водораздельный бьеф протяженностью 34 км, включающий озеро Шаваньреку Онду и Парандовский плёс.
Самый сложный участок длиной в 6 км – Онда, где судовой ход извилистый и в нескольких местах проходит через прорезь в скальных породах
• Узкий участок между шлюзами №12 и №13 длиной в 5 км, трудный для судоходства, на кромках судового хода встречаются подводные скалы
• Матконежский бьеф шириной от 250 метров до 1 км находится между шлюзами №13 и №14. Судовой ход длиной 19 км проходит по подтопленному руслу реки Выг
• Выгостровский бьеф – это участок между шлюзами №14 и №15, здесь расположен двухкилометровый канал, вырубленный в скальных породах.
• Между шлюзами № 15 и 16 находится водораздельный бьеф длиной 10 км, судовой ход на котором проходит вновь по подтопленному руслу реки Выг.
• После шлюза № 16 начинается крутой спуск к Сорокской бухте Белого моря, где расположены три шлюза №17, №18 и №19, разделенные тремя бьефами длиной 1, 3 и 5 км. Судовой ход этого участка проходит по подтопленному руслу реки Шижни.
В районе шлюза №18 построен разводной однопролётный мост.

От водораздельного блефа до Сорокской бухты суда опускаются на 103 метра.

Онежское озеро как часть Беломорско-Онежского бассейна
Онежское озеро является вторым по величине (после Ладожского) озером в Европе.
Длина его 248 км (134 мили), ширина 89 км (48 миль), общая площадь 9 890 км2. Общая протяженность береговой черты 1480 км.

Основные трассы Онежского озера ведут от истока реки Свирь и от выхода в Онежское озеро Волго-Балтийского канала до Повенецкого рейда у входа в Беломорско-Балтийский канал.
Протяженность этих путей соответственно равна 236 и 217 км.

Кроме основных путей, на Онежском озере и Беломорско-Балтийском канале имеется много других трасс, которые соединяют наиболее важные пункты, расположенные на берегах Онежского озера и озера Выгозеро.

В Онежское озеро впадает много рек, из которых наиболее крупными являются ВытеграВодла и Андома, судоходные в нижнем течении.
Из Онежского озера вытекает одна река Свирь, сток которой зарегулирован двумя гидроузлами.

Обновлено: 11.03.2025 — 07:13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *