Лагард А.О. Корабли победы. Эскадренные миноносцы проекта 7

Picture background

wiki.wargaming.net

К началу 1930 года Советский Союз начал медленно выползать из разрухи Гражданской войны. Начала проводится ускоренными темпами индустриализация страны. Восстанавливаются и строятся новые заводы, закупается для них новой оборудование в Германии и США, строятся по всей стране гидроэлектростанции, автомобильные и железные дороги. Высшие учебные заведения начали подготовку большого количества инженеров, которые проходят повышение квалификации в Германии и США. Начала подниматься с колен разгромленная гражданской войной наука. Пока не так быстро, как хотелось бы, но объективные факторы — незначительное число оставшихся в стране специалистов, не позволяли сделать быстрый скачок в этом направлении. Приходится использовать наработки конструкторов и инженеров из западных стран капитализма. Появились в стране свои социалистические поэты, писатели, художники, артисты.

Большинство стран центральной Европы были не удовлетворены результатами Первой мировой войны. Советский Союз для многих стран победителей в Первой мировой войне несмотря на то, что его предшественник Россия воевала на стороне Антанты, оказался как бы изгоем из когорты победителей. Сильнейшим раздражителем для победителей в Первой мировой войны были раздражены идеями руководителей Советского государства, заключающиеся в мировой революции и ликвидации правящих классов – буржуазии и аристократии. Врагов у СССР даже после окончания войны было очень много. Россию и так не любили из-за ее величины, из-за исторических проблем с большинством граничащих с ней стран. Значительная часть стран продолжала иметь к России территориальные претензии, особенно вновь образованные страны, такие, как Финляндия, Латвия. Эстония, Польша. А также Румыния, Турция, Персия, Япония и многие другие. Не говоря о странах бывших союзников России в первой мировой войне, ставших фактически врагами России – Британии и Франции. Начали заключаться военные союзы и договора против России. Страны Антанты поделили между собой территорию СССР, планировали нажиться. НО победа большевиков в Гражданской войне не давали это сделать. Даже белогвардейцы, воевавшие при их поддержке, не поддерживали разграбление и разделение России. Они были вынуждены отказаться от поддержки адмирала Колчака, потом Юденича, Деникина, Врангеля. Победа Польши над СССР дала незначительные уступки только самой Польше.

А Советскому Союзу, в свете всего этого, была нужна надежная защита от любых поползновений из-за рубежа, внутренних волнений и восстаний недовольных. Нужны надежные, боеспособные вооруженные самым современным оружием и техникой армия и флот.

Еще недавно Владимир Ильич Ленин мечтал переделать корабли и вооружение страны на иголки для ткачих. Вместо армии планировал ввести поголовное вооружение трудового народа. Но он умер, наступила другая реальность. Более прагматичные его последователи понимали, что в мире, похожем на террариум, сложно выжить без сильных армии и флота.

Начиная с конца двадцатых годов, когда начала возрождаться промышленность, возникла необходимость в строительство отвечавшей современных принципов и вооружения армии и флота. Бывшие матросы и солдаты закончившие рабфаки пошли в конструкторские бюро, в инженеры предприятий и начали создавать щит Родины под руководством признавших новые реалии старых специалистов. Но учитывая уровень их подготовки не все сразу получается, как надо. Многому приходится учится заново и для этого приходится обращаться к опыту более или менее дружественных зарубежных стран капитализма и прежде всего к Италии, Германии, США.

К 1929 году командование ВМФ проставило вопрос перед командованием РККА о необходимости строительства большого флота. Старые корабли выработали свой ресурс, нужны стране были новые корабли. Срок службы корабля была небольшой — 15-20 лет. После этого он морально устаревал и требовал замены. Руководство страны учитывало сложную международную обстановку, а также интенсивное строительство и обновление флотов Италией, Германий, Британией, Францией, Японией и США. Трех крейсеров типа «Светлана» («Червона Украина», «Красный Крым» и «Красный Кавказ»), трех линкоров типа «Петропавловск» («Парижская Коммуна, «Марат», «Октябрьская революция»),  семнадцати эсминцев типа «Новик» («Ленин», «Свердлов», «Сталин», «Карл Либкнехт», «Валериан Куйбышев», «Володарский», «Урицкий», «Фридрих Энгельс», «Артем», «Войков», «Карл Маркс», «Михаил Калинин», «Фрунзе», «Феликс Дзержинский», «Незаможный», «Петровский», «Шаумян»), пятнадцати подводных лодок серий АГ и «Барс» («Металлист», «Шахтер», «Коммунист», «Марксист», «Политработник», «Политрук», «Батрак», «Пролетарий», «Красноармеец», «Комиссар»», «Большевик», «Товарищ», «Краснофлотец», «Рабочий», «Коммунар») оставшихся после флота Императорской России было явно недостаточно. Этого было очень мало для такой морской державы, как Россия, да большинство из них морально уже устарели по скорости хода, по вооружению. А учитывая огромные морские границы, фактически четыре театра возможных боевых действий все эти немногочисленные корабли приходится перераспределять между ними. Черноморский флот, Северная флотилия, Тихоокеанский флот за годы Гражданской войны практически уничтожены или пришли в негодность. И главным донором становится для восстановления этих флотов оставался Балтийский флот, спасенный адмиралом Щастным. Если бы он бросил флот в Гельингфорсе и Ревеле, как требовал от него начморси Троцкий, то не было бы и этого.

Усиленными темпами эти корабли начинают восстанавливаться. Заводы начинают выпускать, то, что еще оставалось на верфях и не было уничтожено британцами и французами. Многие списанные корабли и пришедшие в негодность для боевого использования становятся, как бы ЗИПами для подлежащих восстановлению. Многие верфи остались за рубежами СССР в Эстонии, Латвии, Финляндии. Но уровень этих кораблей отстает уже от современных требований. Приходится начинать всему учится у капиталистов. Приходится у них закупать краны, станки. Не всегда соседние страны старались делиться с Советской страной последними достижениями науки. Все же в мыслях многих – Советский Союз – бывшая разгромленная Россия стала, несмотря на ее признание, страной изгоем, с которым нельзя делиться ничем, особенно в военной сфере. И СССР практически заново приходится практически создавать военную науку и мысль, военное образование. Во много приходится обращаться все же, как не отрицали, к царскому опыту и царским специалистам, инженерам, конструкторам.

Обстановка требовала этого. Руководство СССР понимало, что если не создать оборону сейчас, то завтра может стать поздно, когда все буржуазные державы мира Европы, обрушаться всеми силами на молодую советскую республику. И СССР начинает проектирование линейных кораблей, скоростных крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок. В первую очередь начинают проектироваться и строиться крейсера, эсминцы, сторожевые корабли, тральщики и подводные лодки. Линкоры пока слишком сложны.

В июле 1931 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о форсированном создании советских скоростных эсминцев «проекта 7» (проект назван по названию первого корабля «Гневный»). К сожалению, передовые британские, французские проекты для Советского Союза были закрыты. Брали все, что можно было тогда взять. Обратились к Италии. Постольку поскольку одним из инициатором строительства флота и скоростных кораблей, то с началом проектирования будущие эсминцы этого проекта были названы скоростными эсминцами «Сталинской серии».

Постановление «О программе военно-морского судостроения на 1933-1938 гг.», принятое 11 июля 1933 года Советом Труда и Обороны, предусматривало строительство 1493 боевых и вспомогательных кораблей, включая 8 крейсеров и 50 эсминцев.

Разработка проекта нового эсминца была поручена Центральному конструкторскому бюро спецсудостроения ЦКБС-1 еще в 1932 году, главным руководителем проекта назначили В.А.Никитина, ответственным исполнителем — П.О.Трахтенберга. К этому времени в коллективе уже имелся некоторый опыт проектирования лидера эсминцев типа «Ленинград», однако недостатки последнего и сжатые сроки проектирования вынудили их прибегнуть к помощи итальянских компаний «Ансальдо» и «Одеро». Как положено итальянцы давали не самое лучше и передовое. Для проектирования эсминцев был предложен эсминец типа «Маэстрале». И этот проект был принят и утвержден Иосифом Сталиным для конструирования и постройки 21 декабря 1934 года.

Выбор был отнюдь не случаен. Именно этими фирмами в 1928-1932 годах была построена серия кораблей типа «Дардо», предвосхитивших собой тип эсминца будущей второй мировой войны. В них все было необычно: общая компоновка, одна дымовая труба, 120-мм артиллерия в спаренных палубных установках. Модификацией этого проекта стали 4 увеличенных эсминца типа «Маэстрале», заложенные в 1931 году. Последние корабли и были выбраны в качестве основы для создания новых советских эсминцев.

В 1932 году Италию посетила делегация конструкторов-кораблестроителей во главе с Никитиным, и привезенный ею комплект чертежей «Маэстрале» лег в основу будущего проекта. Наши конструкторы заимствовали компоновку машинно-котельной установки и общую архитектуру корабля, однако отечественные вооружение, механизмы и оборудование заставили во многом отойти от прототипа. Реально вклад итальянских коллег ограничился разработкой теоретического чертежа (фирма «Ансальдо») и прогонкой модели в опытовом бассейне в Риме.

Технический проект эсминца (получившего наименование «проект № 7») утвердили в декабре 1934 года. Основные тактико-технические элементы его были следующими: водоизмещение стандартное 1425 т, полное 1715 т, длина наибольшая 112,5 м, ширина 10,2 м, осадка 3,3 м, скорость хода 38 узлов, вооружение — четыре 130-мм орудия и два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм. Следует отметить, что к тому времени большей части оборудования и вооружения не существовало даже на бумаге, однако никакого запаса водоизмещения в проект заложено не было.

Picture background

logoslab.ru

Заключительные проектно-конструкторские работы проводились в крайней спешке, поскольку требовалось заложить первые эсминцы уже в 1935 году, а всю серию (увеличенную до 53 единиц) сдать флоту в 1937-1938 годах. Правительство явно переоценивало тогдашние возможности отечественной промышленности.

Несмотря на то, что концепция их постройки была определена в 31 году, а разработка проекта началась только в 1933 году. Страна переживает сложное время. Проводится коллективизация, вызвавшая голод в ряде регионов, прежде всего юга СССР (Украина, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская, Астраханская области. Проводится индустриализация страны, сорвавшая массу людей из мест своего проживания. В то же время активно проводится НКВД борьба с недовольными и так называемыми «врагами народа». Многие бывшие инженеры, конструкторы, военные попадают под репрессии. И многих призывают в это время послужить стране. Создаются, так называемые «специальные» конструкторские бюро для проектирования новых видов вооружения из числа заключённых под контролем НКВД. Любой шаг в сторону расценивается представителями НКВД, как умышленное вредительство и виновные отсылаются в лагеря или расстреливаются, к сожалению, как было со многими способными принести пользу стране.

Проект был принят и утвержден Иосифом Сталиным для конструирования и постройки 21 декабря 1934 года.

Эскадренные миноносцы типа «Маэстрале» — тип эскадренных миноносцев Королевского итальянского флота, построенных в середине 1930-х годов. Являлись дальнейшим развитием эсминцев более современные типа «Дардо» и «Фольгоре». Отличались от них увеличенными размерами (были длиннее на десять метров и шире на один) и слегка изменёнными обводами корпуса. Была изменена форма кормового подзора, значительно увеличена длина полубака. Увеличился развал носовых шпангоутов. Эти изменения улучшили мореходность эсминцев «Маэстрале» в сравнении с «Дардо» и «Фольгоре».

Строительство эсминцев «Сталинской серии» проекта 7 было утверждено сначала в количестве 55 единиц, потом 53 единиц — 23 для Балтийского и будущего Северного флотов; 10 для Черноморского флота и 22 для Тихоокеанского флота. Заказы разместили для построки для Балтийского и Северного флотов на верфях CСЗ № 189 (имени Серго Орджоникидзе) и № 190 (имени Андрея Жданова) в Ленинграде, для Черноморского флота на верфях ССЗ № 198 (имени Марти) и № 200 (имени 61 Коммунара) в Николаеве и для Тихоокеанского флота на построенном недавно ССЗ № 199 (имени Ленинского комсомола) в Комсомольске на Амуре и № 202 во Владивостоке.

Picture background

hobbyport.ru

Заложены были первые корпуса на верфях ССЗ № 190 в Ленинграде 8.12.1935 года эсминец «Гневный» (заказ 501), 21.12.1935 года эсминец «Грозный» (заказ 502). В Николаеве на ССЗ № 198 заложены корпуса 5.11.1935 года эсминца «Резвый» (заказ С-228) и 5.11.35 года эсминца «Решительный» (заказ С-229) – для Дальнего Востока (заводов 202 и 199 соответственно) 31.12.1935 эсминца «Бодрый» (заказ С-314) для Черноморского флота  и эсминца «Рьяный» (заказ С-315) для Тихоокеанского флота CСЗ № 202 (Владивосток). Основная масса кораблей на всех верфях закладывалась уже в 1936 году и строительство растянулось аж до 1941 года.

Первый эсминец «Гневный» был заложен 27 ноября 1935 года на Ленинградском кораблестроительном заводе имени А. Жданова (№190). Спущен на воду 13 июля 1936 года.

24 апреля 1938 в Финском заливе на Красногорской мерной линии начали ходовые испытания на «Гневном». Затем их продолжили между маяками Нерва и Соммерс. На первых выходах отмечалась высокая температура воздуха в машинных отделениях (МО), до 53°С и перегрев пара в котлах (до 400°С вместо 350° по спецификации), что устранили переделками вентиляции МО и конструкции пароперегревателя.

Восемь раз горели подушки главных упорных подшипников, прежде чем удалось обеспечить их подвижность при перекосах линии вала. Тепловая деформация конденсатора вызывала расцентровку ротора ТНД и касание его лопаток с корпусом турбины. Это прекратилось только с увеличением радиального зазора между ними шлифовкой торцев лопаток. После получения 5 августа на режиме полного хода 38,08 узла приступили к приемным испытаниям корабля; они проводились в тех же районах, а также между маяками Гогланд и Родшер.

Атмосфера на испытаниях была тяжелой. Они сопровождались штурмовщиной, повышенной взаимной подозрительностью, требованиями обеспечения сдачи кораблей любой ценой. От конструкторов требовали немедленных решений возникающих вопросов без изменения выполненной заводом конструкции или с минимальными ее переделками. При этом строители часто пытались переложить на них и чисто заводские неувязки и неполадки, включая брак и недобросовестный монтаж в условиях спешки, обвиняя в выпуске некачественных чертежей. Кроме «Гневного», на разных этапах испытаний находились еще девять кораблей четырех заводов. Принятые на головном ЭМ решения нужно было срочно внедрять на остальных.

Положение усугублялось еще и тем, что в бытность в ноябре 1938 — марте 1939 годов наркомом ВМФ бывшего заместителя наркома внутренних дел Н.И. Ежова командарма М. П. Фриновского отношения флота с промышленностью обострились до предела. При проведении испытаний кораблей и оформлении их результатов, в отношении заводов-строителей комиссиями применялась порочная практика «выкручивания рук», делались попытки свалить на них недопоставки вооружения до договоров с ВМФ.

Так, в приемном акте и заключительном протоколе испытаний по «Гневному» в качестве «крупнейших недостатков, понижающих тактико-технические и мореходные качества корабля» отмечались не только превышение водоизмещения на 120 т, осадки — на 0,14 м, но и низкий вакуум в конденсаторах, дымность на всех ходах корабля, дальность плавания 2720 миль вместо 3000 миль, установленных постановлением Комитета Обороны от 15 августа 1938 года, уменьшение углов обстрела установок Б-13, оговоренных спецификацией, низкая мореходность командирского катера, непоставка МПУАЗО, СВП, торпедного автомата стрельбы, пулеметов, гидрофонов и другой спецаппаратуры, неудовлетворительная работа звукоподводной связи.

Вместе с тем комиссия отметила, как достижения при постройке корабля: скорость на полном ходу — 38,33 уз., на максимальном ходу — 39,37 уз., мощность главных турбин на полном ходу — 50500 л. с., ряд улучшений при монтаже механизмов, систем и в оборудовании жилых помещений. Качество цеховых и монтажных работ завода и его контрагентов признали удовлетворительными. Отметив в заключительном протоколе испытаний, что «ЭМ «Гневный», будучи значительно насыщенным техникой и обладая хорошими ТТЭ, резко выделяется среди кораблей такого же класса дореволюционной постройки как современный боевой корабль», комиссия сочла возможным передать его в состав КБФ.

«Гневный» был сдан в эксплуатацию 30 октября 1938 года.

В течение 1938-1939 годов 18 корпусов «семерок», находившихся на стапелях ленинградских заводов имени А.А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и Николаевского имени 61 коммунара (№ 200), были перезаложены по «улучшенному» проекту 7у (улучшенный проект)

Головным эсминцем проекта 7У стал эсминец «Сторожевой». В ходе заводских испытаний, состоявшихся осенью 1939 года, выявилась значительная перегрузка корабля и, как следствие, — его пониженная остойчивость. После долгих обсуждений остойчивость решили повысить остойчивость за счет укладки твердого балласта. Эти работы, а также ликвидация множества обнаруженных дефектов затянули завершение испытаний более чем на год. «Сторожевой» был принят Постоянной комиссией только в октябре 1940 года, а официально вошел в строй Балтийского флота аж еще через 6 месяцев — 12 апреля 1941-го. Всего к началу Великой Отечественной войны судостроители успели сдать заказчику лишь половину всех «семерок-У» — 8 на Балтике и 1 на Черном море. Остальные 9 пришлось экстренно достраивать и испытывать уже в боевых условиях.

К Великой Отечественной войне были построены:

Эсминцы проекта «7» построено 27 эсминцев, 1 из них утонул в шторм.

Тактико-технические данные: водоизмещение – проектное 1425 тонн, полное 1715 тонн, фактическое (стандартное) 1525 тонн. Размеры: длина – 112,5 метров, ширина 10,2 метра, осадка 3,1 метр. Двигатели 2 ПТУ ПТЗ-24, 3 котла, мощность 48 000 лошадиных сил, скорость хода – 38 узлов (проектная), 37,35-39,05 (полная), дальность плавания 2640 миль экономичным ходом 19,8 узлов. Экипаж 246 человек, в том числе 15 офицеров. Вооружение: артиллерийское: 4х1 130/50 мм Б-13, зенитное 2х76 мм 34-К, 2х45 мм. 21-К, 2х12,7 мм ДШК или ДК, противолодочное 2 бомбосбрасывателя, 10 больших ББ-1 и 15 малых М-1, 2 бомбомета БМБ-1 (только на кораблях заводов 199 и 202), минно-торпедное вооружение 2х3 533 мм ТА-39-Ю, 60 мин КБ-3 или 65 образца 1926 года или 95 мин образца 1912 года

Picture background

Эсминец проекта «7У» «Сторожевой»

По архитектуре «Гневный» представлял собой двухпалубное судно с коротким полубаком, транцевой кормой и значительным отношением длины к ширине (10,8). Высота надводного борта до верхней палубы — 1,9 м, до полубака — 4,9 м. Верхняя палуба шла по всей длине корабля, нижняя (жилая) — только в оконечностях корпуса, за пределами машинных и котельных отделений, то есть фактически была не палубой, а платформой.

В отсеках ГЭУ бортовые участки палубы (шириной 850 мм) ограничивали сверху цистерны жидких грузов. От цистерн двойного дна бортовые отсеки отделялись скуловым стрингером. Под нижней палубой (в носу — до цепного ящика, в корме — в районе погребов) располагалась платформа. Расстояние между палубами равнялось 2,1 м. Палубы полубака и верхняя имели погибь со стрелкой 400 и 200 мм соответственно.

Клепаный корпус эсминца выполнялся из маломарганцовистой стали марок 20Г и З0Г, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. Сталь-3 применялась в конструкции палуб и надстроек.

В проекте 7 была применена смешанная система набора — в основном продольная, а в оконечностях — поперечная. Места же перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) не имели достаточных подкреплений, и высокая концентрация возникающих там напряжений вкупе с хрупкостью обшивки подчас приводила к разламыванию корпуса — несмотря на то, что работы по усилению связей набора начались еще до войны.

Толщина обшивки корпуса составляла 5 — 9 мм (ширстречный пояс — 10 мм), настила палуб — 3—10 мм, водонепроницаемых переборок — всего 3—4 мм. Вертикальный киль изготавливался из стальных листов толщиной 8 мм, днищевые стрингеры — 5 — б мм. В основном конструкции были клепаными, но при монтаже переборок, платформ под нижней палубой и ряда других элементов применялась электросварка. Клепка наружной обшивки по проекту предусматривалась потайной, однако уже в ходе строительства руководство заводов настояло на ее замене на полупотайную с высотой головки 2 мм.

Для обеспечения непотопляемости корпус «семерки» разделялся поперечными переборками на 15 водонепроницаемых отсеков. Согласно расчетам, корабль должен гарантированно сохранять плавучесть и остойчивость при одновременном затоплении любых двух отсеков.

Паровые котлы по своим габаритам не умещались внутри корпуса и возвышались над главной палубой примерно на 2 м, поэтому новая схема ГЭУ «съела» значительный объем центральных надстроек. Последние пришлось основательно перепланировать. В частности, камбуз перенесли из-под 76-мм артустановок в нос и разместили палубой выше, в районе 80-го и 90-го шпангоутов, сразу за первой дымовой трубой. А впереди второй трубы появилась неплохо оборудованная механическая мастерская.

Энергетическая установка и ходовые качества

Линейное размещения ГЭУ

Главная энергетика эсминца включала в себя два трехкорпусных агрегата Харьковского турбинного завода модели ГТЗА-24, расположенные в двух турбинных отделениях. В первом корпусе ГТЗА располагалась турбина высокого давления активного типа; во втором корпусе — турбина среднего давления переднего хода и турбина высокого давления заднего хода, обе — активного типа; в третьем корпусе — турбина низкого давления переднего хода реактивного типа и турбина высокого давления заднего хода активного типа. Зубчатая передача — одноступенчатая, скорость вращения гребного вала — 430 об/мин.

Пар вырабатывали три котла шатрового типа с симметричным расположением пароперегревателей, также размещенные в отдельных отсеках. Паропроизводительность котлов №2 и №3 составляла по 98,5 т/ч, а переднего N1—83 т/ч, поскольку в нем из- за сужения корпуса имелось 7 форсунок вместо 9 (поверхность нагрева 1077 м2 вместо 1264 м2). Параметры пара: давление 26,5 кг/см2 температура 340° — 360° С.

Проектная мощность обычно указывается в 48 000 л.с. «с возможностью форсировки до 54 000 л.с». В действительности это не совсем так: никакой форсировки турбин не предусматривалось. Ясность в этот вопрос внес один из создателей энергетической установки В.В. Смирнов, лично выполнявшего расчеты ГТЗА. Дело в том, что проектировщиками механизмов был взят на вооружение опыт ряда иностранных фирм, которые в документах умышленно занижали мощность своих кораблей и затем получали премии за превышение мощности и скорости по сравнению с проектной (так, в частности, было с лидером «Ташкент»).

Правда, в отличие от итальянцев, у советских конструкторов главным стимулом подобного «маскарада» являлись не премии, а стопроцентная вероятность оказаться в лагерях НКВД в случае, если проектная мощность по каким-либо причинам не будет достигнута. Поэтому ГТЗА, изначально рассчитанные на мощность 27 000 л.с., по инициативе начальника отдела ЦКБ-17 Б.С. Фрумкина спешно пересчитали упрощенным методом на 24 000 л.с., и в итоге в проектную документацию попало значение в 48 000 л.с., которая была названа «мощностью полного хода». Мощность в 54 000 л.с. значилась сначала «перегрузочной», затем «максимальной» и, наконец, «мощностью при форсировке».

Весьма нетрадиционным на «Гневном» было размещение топливных цистерн. Необходимость экономии веса и объема вынудила конструкторов для хранения мазута использовать не только специальные танки, но и между донное пространство.

Дальность плавания, определенная по результатам испытаний эсминца «Гневный», составила 2640 миль экономическим ходом (19,83 уз.) и оказалась, таким образом, ниже проектной (3000 миль). В штормовую погоду радиус действия эсминцев был, разумеется, еще меньше.

Причин, приведших к двукратному увеличению расхода топлива по сравнению с показанным на заводских испытаниях, довольно много. Основные из них — перегрузка корабля (в том числе из-за укладки балласта), увеличение числа действующих котлов в боевых условиях (2 — 3 против 1 на испытаниях), увеличение числа действующих сопел на главных турбинах с целью повышения маневренности, загрязненность котлов, ухудшение теплоизоляции паропроводов, низкое качество сборки главных холодильников, использование мазута с большим количеством примесей, износ и сильная коррозия механизмов вследствие низкого качества стали.

Силовая электрическая сеть эсминца питалась постоянным током напряжением 110 — 115 В. Электроэнергию вырабатывали три турбогенератора ПСТ 30/14 завода «Электросила» мощностью по 50 кВт и два аварийных дизель-генератора ПН-2Ф мощностью по 31,5 кВт, созданными на базе дизеля «Рустон». Турбогенераторы располагались в машинных отделениях — два в носовом и один в кормовом; дизель-генераторы — в надстройке на верхней палубе позади дымовой трубы.

«Гневный» оснащался противопожарной системой с единой магистралью и выводом трубопроводов на верхнюю палубу и надстройки. На конце каждого ответвления устанавливался пожарный рожок (всего — 25 шт.). Система обслуживалась двумя турбопожарными насосами производительностью по 45 т/ч и напором воды 16 кг/см2; насосы располагались по одному в первом котельном и втором машинном отделениях. Кроме того, имелась мотопомпа производительностью 50 т/ч, пять пеногенераторных установок и индивидуальные огнетушители системы «Минимакс».

Для тушения нефти использовался отдельный пожарный паропровод, подававший насыщенный пар от котлов под днище котла и в любую из топливных цистерн. Погреба боезапаса оснащались системами орошения и затопления. Первая представляла собой дырчатый трубопровод, расположенный над стеллажами боезапаса, вторая — комплекс эжекторов затопления. Обе системы подключались к пожарной магистрали.

Водоотливная система обслуживалась мотопомпой и девятью эжекторами, из которых пять имели производительность по 80 т/ч, два — по 30 т/ч и еще два — по 10 т/ч. Заметим, что это проектные данные; на деле состав водоотливных средств на разных кораблях существенно различался. Руль — один полубалансирный, устанавливался в диаметральной плоскости. Рулевой привод — электрический и ручной (аварийный). Управление рулем осуществлялось с основного и запасного ходовых мостиков, а также из штурманской рубки; аварийное — из румпельного отсека. Якорное устройство включало в себя два электрических шпиля, два якоря Холла и один кормовой стоп-анкер. Масса станового якоря — 1 т, длина якорных цепей — 184 м.

На эсминце устанавливалось по два боевых 90-см прожектора МПЭ-9 и три 45-см сигнальных.

По спецификации «Гневный» оснащался одним рабочим катером и тремя 6-весельными ялами.

Грузоподъемные устройства на ЭМ: две катерные шлюпбалки грузоподъемностью по 2 т, две яловые шлюпбалки по 1,5 т, две параван-балки по 2 т.

Экипаж и обитаемость

По штату мирного времени в 1940 году численность экипажа эсминца проекта 7 составляла 197 человек (15 офицеров, 44 старшины и 138 рядовых). Впоследствии из-за установки дополнительного зенитного вооружения, радиолокационного и другого оборудования численность команды значительно увеличилась.

Офицеры размещались в каютах — трех одноместных и шести двухместных, старшинский и рядовой состав — в пяти кубриках на нижней палубе. По проекту на «семерке» предусматривалось всего 87 спальных мест для краснофлотцев (67 стационарных и 20 подвесных коек). Позже за счет оборудования дополнительных мест отдыха в разных помещениях число спальных мест довели до 161, но этого все равно было мало. Поэтому матросам и старшинам зачастую приходилось спать на своих боевых постах, на палубе или вдвоем на одной койке.

Вооружение:

Главный калибр — 130 мм орудие Б-13 2-й серии (Б-13-2с)

Щит 130-мм орудия Б-13

45-мм орудие 21-К

Эсминцы проекта 7 изначально создавались под «крейсерский» калибр — 130 мм. Правда, пушки Обуховского завода с длиной ствола в 55 калибров, являвшиеся основным оружием крейсеров советского флота в 1920-е годы, оказались слишком тяжелыми, и заводу «Большевик» (бывшему Обуховскому) поручили разработать. В 1935 году новая артсистема, получившая обозначение Б-13, была принята на вооружение и начала устанавливаться на лидерах типа «Ленинград». Она имела длину ствола в 50 калибров, но за счет увеличения давления в канале удалось сохранить баллистику предшественницы — удачной обуховской пушки.

Первоначально орудия Б-13 создавались под снаряды 55-калиберных пушек, и их стволы имели мелкую (глубиной 1 мм) нарезку. К сожалению, повышенное давление пороховых газов приводило к быстрому износу канала ствола.

Поэтому в 1936 году стволы орудий решили лейнировать. Сначала применили лейнеры АНИМИ (Артиллерийского научно-исследовательского морского института) со средней нарезкой (глубиной 1,95 мм), а затем перешли на лейнеры НИИ-13 с глубокой (2,7 мм) нарезкой, под которые были разработаны новые снаряды. Таким образом, для одной и той же модели орудия требовались три типа различных боеприпасов.

Орудие Б-13 в палубной установке со щитом из противопульной брони толщиной 13 мм имело длину ствола 50 калибров, вес 12,8 т, угол вертикального наведения от -5° до +45°. Все типы снарядов (осколочно-фугасные, полубронебойные и дистанционные гранаты) были одинакового веса — 33,5 кг и выпускались из ствола с начальной скоростью 870 м/с на максимальную дальность 139 кбт (27,5 км). В боекомплект входили также ныряющие снаряды весом 33,14 кг и осветительные весом 34,5 кг. Стрельба ими велась с помощью уменьшенных зарядов на дальность соответственно 17 и 58 кбт. Живучесть ствола поначалу (у орудий с мелкой нарезкой) составляла всего 130 выстрелов, за счет внедрения лейнера АНИМИ ее повысили до 450 выстрелов, а после перехода на лейнеры НИИ-13 она была доведена до вполне приличной величины — 900 выстрелов (средние данные для кораблей ЧФ, 1942 г.). Качающаяся часть снабжалась устройством продувания канала ствола. Боезапас — раздельный, затвор — поршневой, с пластическим обтюратором. Боекомплект, составлявший 150 выстрелов на ствол (175 в перегруз), размещался в четырех погребах. Его подача осуществлялась двумя элеваторами (один для зарядов, другой для снарядов) на каждое орудие; в случае отказа имелись трубы для ручной подачи. Заряжение осуществлялось вручную, досылка — пневмодосылателем.

Скорострельность зависела от угла возвышения и колебалась в пределах 6 — 10 выстрелов в минуту. Углы обстрела пары носовых орудий «семерки» — от 0° до 140° на оба борта, кормовых — от 40° до 180°.

Вполне соответствовала артиллерии и система управления огнем главного калибра — ПУС «Мина», созданная ленинградским заводом «Электроприбор» специально для кораблей проекта 7. Ее основным элементом являлся центральный автомат стрельбы ЦАС-2 — счетно-решающий прибор (своего рода механический «компьютер»), который на основе поступавших данных непрерывно вырабатывал координаты, скорость и курсовой угол цели, одновременно выдавая полные углы горизонтальной и вертикальной наводки орудий. Информация о цели шла в систему ПУС от 4-метровых дальномеров командно-дальномерного поста КДП2-4 (заводской индекс Б-12). ЦАС-2 вел свою родословную от «централи» итальянской фирмы «Галилео» (эта система устанавливалась на лидерах типа «Ленинград»). Он размещался в боевом отделении под носовой надстройкой и считался относительно малогабаритным аппаратом. В целом система «Мина» позволяла разделять огонь носовой и кормовой группы артиллерии, а также вести огонь по временно скрывающейся морской цели. Кроме того, она обеспечивала стрельбу торпедных аппаратов. Теоретически ПУС отвечали современным требованиям и не уступали лучшим зарубежным аналогам, но на практике их возможности, к сожалению, были сильно ограничены из-за низкой точности гирокомпаса «Курс», от которого в схему автоматически поступали данные о курсе своего корабля.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Основные статьи: 12,7-мм корабельные пулемётные установки, 76-мм установка 34-К и 45-мм зенитное орудие 21-К

В противовес главному калибру зенитное вооружение на момент их ввода в строй было весьма скромным. Оно состояло из двух 76-мм орудий 34-К, двух 45-мм полуавтоматов 21-К и двух 12,7-мм пулеметов ДШК. Увы, такой состав вооружения нельзя назвать удовлетворительным ни по количеству, ни по качеству. 45-мм пушки обладали малой скорострельностью, 76-мм орудия располагались весьма неудачно, а пулеметы вообще оказались почти бесполезными. Правда, необходимо иметь в виду, что недостаточность зенитных средств выявилась позже, уже в ходе войны. А по концепции 1930-х годов противовоздушное вооружение «семерок» выглядело вполне достаточным. Во всяком случае, у многих иностранных эсминцев оно было еще слабее.

Минно-торпедное вооружение

Пост управления торпедной стрельбой аппарата 39-Ю.

Торпедное вооружение эсминцев включало в себя два трехтрубных торпедных аппарата 39-Ю с растворением крайних труб 7°, представлявших собой копию «новиковских» аппаратов увеличенного до 533 мм калибра вместо 450 мм. Способ стрельбы — пороховой. Скорость вылета торпеды — 12 м/с, углы обстрела 62,5° — 118° на оба борта. Правда, это лишь теоретически. На практике аппараты 39-Ю часто не обеспечивали проектной скорости вылета торпед, и из-за риска, что те заденут за палубу, сектора обстрела приходилось уменьшать до 35° на борт. Кроме того, в ходе эксплуатации выявилась ненадежность торпедного стопора, приводившая к самопроизвольному вываливанию торпед из аппаратов 39-Ю при качке.

В 1940 году торпедные аппараты 39-Ю прошли модернизацию, в ходе которой удалось исправить их основные недостатки (увеличена скорость выхода торпед, добавлена система стрельбы сжатым воздухом).

Система управления торпедной стрельбой — с помощью ПУС «Мина» артиллерии главного калибра.

«Гневный» нёс дополнительно 6 запасных торпед в стеллажах, но перезарядка аппаратов вручную в свежую погоду оказалась невозможной.

Чаще использовали минное оружие. Эсминцы проекта 7 и 7У могли принять на палубу до 60 мин КБ-3 или 62-65 мин обр. 1926 г. или 96 мин обр. 1912 г. (в перегруз).

Противолодочное и противоминное вооружение

Противолодочные бомбометы БМБ-1

Противолодочное вооружение состояло из рычажных бомбосбрасывателей и ныряющих снарядов для 130-мм орудий. Запас глубинных бомб на составлял всего 25 штук — 10 больших Б-1 и 15 малых М-1. Применять бомбосбрасыватели можно было лишь при волнении моря до 3 баллов — в более свежую погоду ют эсминца сильно заливало водой.

«Гневный» оснащался кормовой дымоаппаратурой ДА-2Б (время непрерывного действия 30 минут, производительность 50 кг/мин), паро-нефтяной аппаратурой ДА-1 с выхлопом через дымовую трубу (по три форсунки белого и черного дыма) и дымовыми шашками МДШ (10—20 штук). Противохимическая защита обеспечивалась фильтровентиляционными установками, питающими очищенным воздухом кают-компанию, каюты офицеров и носовой обмывочный пункт. Для ликвидации отравляющих веществ имелись два боевых химических поста и два обмывочных пункта. Общий запас дегазирующих веществ — 600 кг хлорной извести и 100 л реактивов. Кроме того, на каждом корабле хранилось 225 комплектов защитной противохимической одежды.

В качестве противоминного оружия «Гневный» располагал двумя комплектами параван-тралов К-1. Нельзя не отметить качество отечественных параванов. Их «капризы» доставили немало неприятностей советским морякам. Но это еще полбеды. Вместо того, чтобы бороться с минами, параваны К-1 нередко превращались в «убийц» собственных кораблей, затраливая минреп и подводя мину к борту. Подобные случаи произошли, в частности, с эсминцами «Гордый», «Грозящий», «Стерегущий», «Сметливый», «Славный», «Суровый»

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Кормовой дальномер ДМ-3

Из гидроакустических средств эсминец оснащался малоэффективными шумопеленгаторами «Марс» и гидрофонами станции звукоподводной связи «Арктур».

На «Гневном» было установлено два оптических дальномера ДМ-4 с базой 4 м (оба размещались в КДП), одним ДМ-3 с базой 3 м, зенитным ЗД-1 с базой 1 м и двумя стереотрубами БСТ.

Штурманское оборудование: гирокомпас «Курс-1», четыре 127-мм магнитных компаса ЗМИ, лаг типа ГО, эхолот и механический лот ЗМИ. Типовое радиооборудование включало по одному передатчику «Шквал-М», «Бухта», «Бриз», приемопередатчик «Рейд», по два приемника «Метель» и «Дозор», один приемник 45-ПК-1. Кроме того, имелся радиопеленгатор «Градус-К».

Однако постройку эсминцев проекта «7» остановил, как ни странно, подрыв британского эсминца «Хантер» на дрейфующей мине. Этот взрыв вызвал в Советском Союзе очень серьезные последствия для дальнейшего проектирования и строительства эсминцев. 13 мая 1937 года британский эскадренный миноносец «Хантер» (командир — лейтенант-коммандер Скарфилд) нес патрульную службу вблизи испанского порта Альмерия. В Испании шла гражданская война. Английский эсминец лежал в дрейфе; котел № 1 находился под парами, № 3 — в пятнадцатиминутной готовности. Неожиданно в 14.15 раздался мощный взрыв. Корабль сильно встряхнуло — так, что паровой котел № 1 сорва­ло с фундамента и отбросило вперед к правому борту. Почти мгновенно были затоплены два котельных отделения, носовые погреба боезапаса, часть топливных цистерн. Сначала эсминец накренился на правый борт, затем, приняв около 900 т воды, выпрямился, но осел носом на 5,65 м и кормой на 3,36 м. «Хантер» потерял возможность идти свои ходом, однако остался на плаву и вскоре был отбуксирован крейсером «Аретуза» в Гибралтар…

Через три месяца после инцидента с «Хантером», в августе, в Москве состоялось экстренное совещание Комитета Обороны, посвященное разбору характеристик массового строившихся советских эсминцев проекта 7, в свете повреждения эсминца «Хантер». На совещании присутствовал лично И.В. Сталин. Информация об инциденте у испанских берегов была воспринята руководителем государства весьма своеобразно. Сталин основывался на докладах специалистов.  Главной причиной указывалась потеря хода корабля с линейным расположением котельно-турбинной установки. А строящийся «сталинский» проект 7, имел такую же схему энергетической установки.

На этом совещании такое конструирование эсминцев было названо «вредительским». К проектировщикам были приняты меры НКВД. В то время основной мерой борьбы с «вредлителями» считался расстрел. Тот факт, что большинство эсминцев во всех флотах мира, включая и отлично зарекомендовавшие себя отечественные «новики», имело линейное расположение ГЭУ, не послужило оправданием. 14 уже спущенных на воду «семерок» было приказано переделать, а остальные —разобрать на стапелях.

Предложения по переделке энергетической установки «семерок» теперь совместно готовили ЦКБ-17 и КБ завода имени А.А.Жданова.

Было предложено для модернизации построенных эсминцев три проекта «проект 7М», «проект 7АУ» и проект 7У». Победил и утвержден к постройке и переделке уже заложенных корпусов «проект 7У», где буква «У» обозначает «улучшенный»

В октябре 1937 года их рассмотрела специальная комиссия, состоявшая из представителей наркоматов обороны, оборонной промышлен­ности и тяжелой промышленности, пос­ле чего конструкторам поручили в ме­сячный срок разработать проект 7У — «улучшенный». Эскизный проект был создан в экстренном порядке под руко­водством главного конструктора КБ за­вода имени Жданова О.Ф.Якоба; полную техническую документацию заказчик по­лучил в течение следующего года. Окончательный проект Наркомат ВМФ утвердил 29 августа 1938 года.

Тем временем стало ясно, что программа строительства эсминцев полностью оказалась сорванной. Заместителю наркома оборонной промышленности И.Ф.Тевосяну удалось убедить Сталина в том, что переделка всех «семерок» по «улучшенному» проекту сильно затянет сроки сдачи кораблей флоту в условиях надвигающейся войны. А это было понятно, что война может начаться в любой момент. В преддверии войны в Европе уже вовсю стреляли пушки. Задержка постройки новых корабле, способных стать основными кораблями на море становилось критичным. Сталин после длительных раздумий неохотно согласился Тевосяна с его предложением — все же достроить 29 эсминцев по старому проекту 7 и лишь следующие 18 перезаложить по проекту 7У. Было также принято решение шесть уже заложенных корпусов, находящихся в низкой степени готовности, разобрать на металл для строительства перезакладываемых кораблей. Сняты со строительства корпуса эсминцев «Ловкий» (заказ С-295), «Легкий» (заказ С-296) на ССЗ № 189 в Ленинграде, «Бурный» (заказ С-1071), «Боевой» (заказ с-1072), «Пронзительный» (заказ С-1079) и «Поражающий» (заказ С-1080) на ССЗ № 200 во Владивостоке.

  1. Эсминец «Гневный» с 23.12.1938 года в составе Балтийского флота, построен по проекту 7 на ССЗ № 190 в Ленинграде (заказ С-501).
  2. Эсминец «Грозный» с 9.12.1938 года в составе Балтийского флота и 26.6.1929 года в составе Северного флота, построен по проекту 7 на ССЗ № 190 в Ленинграде (заказ С-502).
  3. Эсминец «Громкий» с 31.12. 1938 года в составе Балтийского флота и с 26.6.1939 года в составе Северного флота, построен по проекту 7 на ССЗ 190 в Ленинграде (заказ с-503).
  4. Эсминец «Грозящий» в составе Балтийского флота, заложен и спущен по проекту 7 на ССЗ 190 в Ленинграде (заказ С-513), достраивался на Балтийском ССЗ № 189 имени С.Орджоникидзе (заказ С-301).
  5. Эсминец «Гордый» с 23.12.1938 года в составе Балтийского флота, построен по проекту 7 на ССЗ 190 в Ленинграде (заказ С-514)
  6. Эсминец «Гремящий» с 28.8 1938 года в составе Балтийского флота и с 8.11.1939 года в составе Северного флота, построен по проекту 7 на ССЗ № 190 в Ленинграде (заказ С-515)
  7. Эсминец «Стерегущий» с 30.10.1938 года в составе Балтийского флота, построен по проекту 7 на ССЗ № 190 (заказ С-516)
  8. Эсминец «Сметливый» с 31.5.1941 года в составе Балтийского флота, построен по проекту 7 на ССЗ № 189 в Ленинграде с 6.11.1938 года (заказ С294)
  9. Эсминец «Резвый» с 24.1.1940 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198, отбуксирован на завод № 202 во Владивосток (заказ С-228)
  10. Эсминец «Решительный», 8.11.1938 года выброшен на скалы в районе Советской гавани при буксировке разбился, заложен на ССЗ 198 (заказ С-229)
  11. Эсминец «Расторопный» с 5.1.1940 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 во Владивостоке (заказ С-312)
  12. Эсминец «Разящий» с 20.12.1940 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 202 во Владивостоке (заказ С-313)
  13. Эсминец «Бодрый» с 6.11.1938 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 198 в Николаеве (заказ С-314)
  14. Эсминец «Рьяный» с 11.8.1939 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 202 во Владивостоке (заказ С-315)
  15. Эсминец «Резкий» с 16.8.1942 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ С-319)
  16. Эсминец «Быстрый» с 7.3.1939 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 198 в Николаеве (заказ С-320).
  17. Эсминец «Бойкий» с 9.3.1939 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 198 в Николаеве (заказ С-321).
  18. Эсминец «Беспощадный» с 2.10.1939 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 198 в Николаеве (заказ С-322).
  19. Эсминец «Ретивый» с 10.10.1941 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ С-323).
  20. Эсминец «Поспешный» с 25.9.1940 года эсминец «Решительный», с 5.8.1940 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ С-324).
  21. Эсминец «Проворный» с 25.9.1940 года «Ревностный», с 14.12.1941 года в составе Тихоокеанского флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ С-325).
  22. Эсминец «Передовой», с 25.9.1940 «Развитой», с 16.5.1941 «Разъяренный», с 14.12.1941 года в составе Тихоокеанского флота, с 14.10.1942 года в составе Северного флота, заложен на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ С-326).
  23. Эсминец «Прыткий», с 25.9.1940 года «Рекордный», с 9.1.1941 года в составе Тихоокеанского флота, заложен 25.9.1936 года на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен на ССЗ № 202 во Владивостоке (заказ С-327).
  24. Эсминец «Пылкий», с 25.9.1940 года «Редкий», с 29.11.1942 года в составе Тихоокеанского флота, заложен 28.9.1936 года на ССЗ № 198 в Николаеве, достроен 29.11.1942 года на ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре (заказ № 328).
  25. Эсминец «Безупречный», с 2.10.1939 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 200 в Николаеве (заказ С-1069).
  26. Эсминец «Бдительный», с 22.10.1939 года в составе Черноморского флота, построен на ССЗ № 200 в Николаеве (заказ С-1070).
  27. Эсминец «Прочный», с 25.9.1940 года «Разумный», с 7.11.1941 года в составе Тихоокеанского флота, с 14.10.1942 года в составе Северного флота, заложен в Николаеве на ССЗ № 200, достроен на ССЗ № 202 во Владивостоке (заказ С1075).

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Александр Владимирович

    Большое спасибо за представление материалов о создании эсминцев этой серии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *