Кузнецова К.Э. Полярные конвои во время войны и в наши дни

«Память противостоит уничтожающей силе времени»

(академик Д.С.Лихачёв)

В конце марта 1999г. совершенно неожиданно (по телефону) я получила приглашение работать секретарём в СПб Региональной общественной организации (СПБ РОО) «Полярный конвой». Приглашение сделал незнакомый мне «Александров Юрий Ефимович, капитан I ранга в отставке, возглавляющий эту организацию». К этому времени я уже несколько лет активно и серьёзно занималась историей Беломорской военной флотилии Северного флота (БВФ СФ), где в годы Отечественной войны служил мой отец – капитан I ранга Эдуард Гансович Аугъяров. Уже общалась с ветеранами-беломорцами и поняла, что этот звонок – не случаен.

С «благодарностью за оказанную мне честь» (хотя и не сразу) я приняла предложение – в память о моём отце – и начала свою многолетнюю работу в этой замечательной ветеранской организации, искренне отдавая силы, знания и душевное тепло на пользу делу и ветеранам флота, получая от них в ответ понимание и глубокое уважение.

Как показали годы моего служения «Ветеранскому полярному конвою», я справилась с непривычной для меня должностью, и по сей день благодарна глубокоуважаемому Юрию Ефимовичу за то приглашение.

Сегодня, в канун 80-летия Великой Победы нашего народа над фашизмом, считаю своим долгом напомнить об этой Странице Истории (и о сути Северных конвоев во время войны, и о создании организации «Полярный конвой» в нашем городе), а также рассказать о вкладе в Великую Победу тех моряков-североморцев и наших союзников, с кем мне выпала честь познакомиться и общаться в Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Полярный конвой».

Мой отец по характеру был сдержанным, очень скупо делился впечатлениями от разных жизненных ситуаций, а тем более – служебных. Да и время было такое…Уже в пенсионном возрасте, осознав, что почти ничего не знаю о военной службе отца, решила обратиться в архив, а также поискать людей, знавших и служивших с ним. Мне повезло – в начале 1990-х годов меня «вывели» на Совет ветеранов БВФ СФ, где я была радушно принята, как «дочь полка». Так я познакомилась со многими замечательными моряками, прошедшими суровые испытания на штормовых «дорогах» Севера. Мне посчастливилось встретить четверых сослуживцев отца. Они поделились своими главными впечатлениями о нём, как о человеке («сдержан, обязателен, надёжен») и каждый вспомнил какие-то небольшие, но важные и запомнившиеся эпизоды их контактов. Я бесконечно благодарна этим пожилым мужчинам за их хорошую память!

Для меня эти общения с беломорцами были, пожалуй, первым значимым и очень важным прикосновением к военной истории на суровом Севере в годы войны.

Первым, кто ответил мне по телефону, что он служил с моим отцом в штабе БВФ (оба – как флагманские специалисты) и хорошо его помнит, был капитан I ранга Константин Александрович Егоров. Наша с ним встреча состоялась через пару дней в его доме на ул. Луначарского. Беседа проходила в спокойной, доверительной обстановке (мне помогла моя «архивная» подготовка). Константин Александрович как бы вскользь коснулся и своего участия в конвоях (тема, мало знакомая мне тогда), и я попросила: «Об этом – поподробнее» … Думаю, его рассказ буду помнить до конца своих дней.

Потряс меня взволнованный рассказ 88-летнего ветерана о том, как в конвое PQ-18 (первом после трагедии предыдущего – PQ-17) на пути из Исландии в Архангельск был торпедирован и тонул пароход «Сталинград» (капитан – А.Н.Сахаров). На этом транспорте – в своём третьем конвойном плавании – возвращался капитан-лейтенант Егоров, «военным комендантом судна» (по судовой роли – дублёром капитана), выполнив приказание командующего БВФ вице-адмирала Г.А.Степанова – «возможно полнее ознакомиться с организацией проведения конвоев в Англию и обратно в Советский Союз».

Утром трагического дня 13 сентября 1942 года конвой двигался своим походным ордером в 10 колонн (10 по 4), справа – норвежский берег, занятый немцами. Наши транспорта «Сталинград» и «Сухона» – в правой колонне… «Вахтенный громко крикнул: «С правого борта пузырь!» Через 20-25 секунд раздался оглушительный взрыв. Торпеда попала в машинное отделение, оттуда повалил пар и угольная пыль… О заделке пробоины пластырем, о чём мы накануне говорили с капитаном, не могло быть и речи… Судно быстро тонуло, уже ушла под воду палуба… Я оказался в воде, в этот момент что-то навалилось мне на плечи – очевидно, это был привальный брус шлюпки – и я стал тонуть…Уже под водой у меня мелькнула мысль: «Неужели это конец?», я непроизвольно открыл рот и хлебнул изрядный глоток гренландской воды… Какая-то сила выбросила меня наверх. Неожиданно я увидел над собой свет. Небо!.. Вздохнул… Заметив недалеко перевёрнутую шлюпку с несколькими людьми наверху, подплыл к ней и схватился за спасательный леер. С противоположного борта к шлюпке подошёл «англичанин» (небольшой деревянный тральщик-спасатель), сняв людей, отошёл… Меня не заметили… Из последних сил мне удалось взобраться на шлюпку – и это спасло мне жизнь. Меня заметили с другого тральщика, на ходу сильные рука матросов подхватили меня…» Спасатели приняли все необходимые меры: дали – как всем спасённым – чашку рома, пару тёплого белья, огромные резиновые сапоги (фетровые бурки Егорова, тоже огромные, сорвало в водовороте). Его ватные брюки, в которых находился дневник (все записи делал нехимическим карандашом), китель и спасательный капковый жилет высохли на горячих решётках над машиной. «Переоделся в свою форму. Остановившиеся часы на моей руке показывали 8:25. Через некоторое время я перешёл на эскадренный тральщик «Харриер» …» На нём капитан-лейтенант Егоров пережил и наблюдал во второй половине этого же дня атаку немецких торпедоносцев. «Из восьми судов 9-й и 10-й колонн осталось одно судно… Один из торпедоносцев шёл прямо на тральщик «Харриер», но, встретив ураганный огонь, внезапно сел на воду не далее полумили от нас. Очевидно, был подбит. Лётчики вылезли на крылья самолёта, но их не стали подбирать. «Юнкерс» «полетел» на дно… Командир «Харриера» был невозмутим, только неизменная трубка слегка дрожала в плотно сжатых зубах, да изредка раздавались отрывистые слова команды». К вечеру атаки подводных лодок и торпедоносцев прекратились. Всё это Егоров наблюдал, находясь – с разрешения командира тральщика – на мостике. Конвой потерял в тот трагический день 11 транспортов (в том числе – два советских – п/х «Сталинград» и п/х «Сухона»). Именно за транспортами (груз!) «охотились» немецкие воздушные и подводные стервятники. Только с одним транспортом – п/х «Сталинград» – на дно ушли, не дойдя до СССР: 18 танков. 350т олова, порох, мелкокалиберный боезапас, бурильные машины, самолёты на люках… Дневник, в котором сделана была запись в тот день в 8 часов утра (координаты, волнение моря, сила и направление ветра, температура воздуха и воды), Константин Александрович мне показал и даже позволил полистать. Помнится, мои руки дрожали от волнения… После войны семья Егоровых отмечала два Дня его Рождения, второй – 13 сентября…

Перед уходом я спросила Константина Александровича, записано ли всё, о чём он сегодня рассказывал. Услышав «Нет!», позволила себе…сожаление… Но, вероятно, мои реакция и вопрос послужили толчком: пожилой человек взялся за перо и оставил нам, потомкам, всё, что крепко держала его память столько лет! Во всяком случае, за год до начала моей работы в РОО «Полярный конвой» его воспоминания об участии «В трёх арктических конвоях» уже были им написаны. А точнее – продиктованы им дочери (отказало зрение), и записаны Татьяной Константиновной. Копия рукописи с автографом автора была подарена мне, и принята мною с огромной благодарностью.

Так что к секретарским обязанностям в СПб РОО «Полярный конвой» я приступила достаточно подготовленной.  И сразу окунулась в подготовку I-ой Международной конференции Братства Северных конвоев (май 1999г., Смольный). К началу её работы президиумом «Полярного конвоя» была сделана первая публикация – «Полярные конвои 1941-1945», куда вошли помимо официальной части и 9 воспоминаний участников, в том числе – двух англичан. Воспоминания капитана I ранга, кандидата технических наук К.А.Егорова открывали этот раздел.

В послевоенные годы холодной войны тема военно-экономического сотрудничества Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции не имела широкого освещения и многим была фактически неизвестна. Толчком явилось празднование в 1991г. 50-летия прибытия в Архангельск 31 августа 1941г. первого конвоя союзников «Дервиш» (PQ-0) с помощью по ленд-лизу.

СПРАВКА: сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз руководители западных стран – У.Черчилль и Ф. Рузвельт – заявили о своей поддержке нашей страны в борьбе против нацизма. И были заключены официальные соглашения о Совместных действиях и взаимной помощи в войне против фашистской Германии и о товарообороте. Был создан «некий «резервуар Победы», куда каждый вкладывал то, чем был богат, и оттуда брал то, чего ему не хватало. Великобритания располагала огромной военно-морской мощью и обеспечивала ею своих союзников. США являлись экономической базой коалиции. Советский Союз ломал становой хребет военной машины Германии – её сухопутным войскам…» (А.В.Платонов, «Война в арктических морях 1941-1945г.г.», СПБ, 2010г.) Поставки шли по ленд-лизу («взаймы – в аренду»). Оружие (танки, самолёты, корабли, взрывчатка, топливо) занимало ¼ объёма поставок; остальная часть – материалы, сырьё и оборудование для налаживания собственного военного производства; значительная часть поставок – продовольствие (для армии и населения).

Из трёх путей доставки (через Дальний Восток, через Каспийское море и вокруг Скандинавии, занятой немцами – в Архангельск и Мурманск) северный путь был самым коротким, быстрым (10-12 дней, но и самым опасным. Конвои по ленд-лизу шли к нам – PQ -… , от нас – со стратегическим сырьём – QP-… (с декабря 1942 – 1945 – другие аббревиатуры). «Показателен тяжелейшей для нас 1941 год: конвои в Архангельск и Мурманск PQ-0 – PQ-6 доставили 153977 тонн грузов, обратные конвои QP-1 – QP-4 вывезли 136000 тонн ценной древесины, руды редких металлов, химикатов. Это – блестящий пример делового сотрудничества наших стран». (А.В. Платонов, там же).

На юбилей «Дервиш-91» в Архангельск съехались ветераны конвоев буквально со всего мира: делегации английских клубов «Русский конвой» и «Северная Россия», объединившие в своих рядах более трёх тысяч участников конвоев из разных стран и наши ветераны со всей России – все, кто смог приехать. Это грандиозное событие, широко освещавшееся в прессе, всколыхнуло всю страну и имело широкий резонанс. В последующие годы наибольшую активность проявляли англичане из клуба «Русский конвой» во главе с Национальным председателем (основателем) Бобом Алленом, затем – Гордоном Лонгом, которые регулярно посещали Москву и Петербург, Архангельск и Мурманск. В нашем городе их приёмы проходили во всем нам хорошо известном Доме Дружбы и Мира на (Фонтанке) – Ассоциации международного сотрудничества, во главе с Н.Г.Елисеевой и активным членом правления – капитаном I ранга, профессором А.Г.Уваровым.

В день празднования 300-летия Санкт-Петербурга в едином шествии по Невскому прошла стройная колонна англичан-стариков с флагом, в клубной форме и белых беретах с эмблемой под громкие аплодисменты всех по обе стороны проспекта.

И не случайным было – в год 50-летия Победы над фашистской Германией образование Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Полярный конвой» во главе с председателем президиума – капитаном I ранга в отставке Александровым Юрием Ефимовичем (зарегистрирована 29 декабря 1995г.). «Главными задачами своей деятельности члены организации «Полярный конвой» провозгласили увековечение памяти о боевом сотрудничестве стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом, пропаганду истории Северных конвоев 1941-1945г.г., всемерное попечение о ныне здравствующих и семьях погибших участников конвоев, организацию акций примирения бывших противников ради укрепления мира на Земле и активную военно-патриотическую воспитательную работу с молодёжью города» (Ю.Е.Александров).

Справедливо будет назвать тех, кто стоял у истоков СПб РОО «Полярный конвой» и при его «первых шагах»: контр-адмиралы В.А.Солодов и А.В.Петерсон, капитаны I ранга Ю.Е.Александров, В.М.Ахутин, С.В.Апрелев, Г.А.Веледеев, В.Н.Каштанов, И.В.Козырь, А.В.Платонов, Г.Г.Поляков, К.М.Сергеев, А.Г.Уваров и писатель-маринист Г.А.Черкашин. С самого начала организацию поддержали моряки Главного Управления навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ и ветераны-североморцы-беломорцы во главе с председателем Объединённого Совета ветеранов КСФ капитаном I ранга Б.С.Борисовым (первый коллективный член). Впоследствии, ряды членов нашей организации пополнились многочисленными ветеранами Морфлота, ледокола «Ермак» и полярниками. 15-18 лет назад 90-летними пришли в «Полярный конвой» всего несколько человек, уже зрелыми по возрасту вступившие в войну. Это – полковник Аркадий Тимофеевич Лаврович, 1907г.р., редактор газеты БВФ «Северная вахта»; капитаны I ранга – Николай Никифорович Козлов и Александр Гурьевич Панкратов, 1913г.р., участник ВОВ под Сталинградом, на Севере и войны с Японией на востоке; 1909г.р., флагманский механик бригады подводных лодок СФ; Осип Юльевич Деграве, 1912г.р. – стрелок-радист СФ; Израиль Исаакович Левинсон, 1915г.р., подполковник и Алексей Сергеевич Гусев, 1915г.р., полковник – лётчики Сафоновского полка на Севере;  Борис Иванович Комиссаров, 1915г.р. – участник Таллинского перехода, инженер по артиллерийскому вооружению и приборам управления стрельбой Штаба БВФ, занимавшийся вооружением судов для конвоев и ЭОН (экспедиций особого назначения) по трассе Севморпути и другие.

Свою деятельность организация «Полярный конвой» проводит в тесном взаимодействии не только с отечественными ветеранскими организациями Архангельска («Братство северных конвоев») и Мурманска, но и с зарубежными – Англии, США, Канады, Исландии и Норвегии. Неоценимую поддержку и помощь оказывают представители Законодательного собрания и Администрации Петербурга, а также командование Ленинградской Военно-Морской базы и деловые круги города.

В мае 2015 года страна готовилась отметить 70-летие Великой Победы в войне против нацистской Германии. СПб РОО «Полярный конвой» в декабре отметит своё 20-летие. Для общественной организации, в которой и сегодня есть участники тех конвоев, которым в то время было по 20, а сейчас… – по 90 лет, ЭТО – БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ! Наши старейшины сегодня – Валентин Валентинович Дремлюг, кандидат технических наук, почётный полярник, и Анатолий Львович Лифшиц, капитан I ранга, профессор, уже отметили своё 96-летие! Пожелаем им и всем, кто ненамного отстал от них, здоровья, бодрости и оптимизма, всего того, что помогает им все эти годы активнейше участвовать в деятельности организации «Полярный конвой»!

К первому Отчётному собранию (2000г.) организация насчитывала около 160 человек. Среди них – офицеры и матросы тральщиков и эсминцев СФ, кто «вступал в охранение» конвоев PQ от о. Медвежий в Баренцевом море и у Новой Земли, или сопровождал «обратные конвои» QP от портовых причалов Архангельска, Молотовска и Мурманска; это – подводники, кто «нёс боевое дежурство» на своих позициях в Баренцевом море, охраняя движение конвоев. В общественной организации – члены команд многочисленных судов, участвовавших во внешних и внутренних конвойных операциях по обеспечению нашего Севера всем жизненно необходимым: продовольствием и стройматериалами, горючим и спецгрузами, лесом, добытыми на Севере же углём и рудой. Ведь на материке и островах, на постах и полярных станциях трудились и нуждались во всём этом тысячи советских граждан. А в Карское море уже проникали «волчьи стаи» коварного врага.

А теперь – о людях, тех, кто участвовал в конвоях, кто составлял основу этой ветеранской организации со времени её создания и с полной отдачей, по мере сил и здоровья участвовал многолетне в её деятельности (кому – сколько выпало времени), но все – с радостью, удовлетворением и благодарностью.

Работая над этой статьёй, так хотелось рассказать хотя бы кратко о каждом из этих мужественных, преданных Родине людей, в трудных условиях делом доказавших ей свою любовь… Увы, боюсь, мне этого не удастся сделать. Но постараюсь, обратившись и к их «Воспоминаниям» (в двух сборниках, изданных «Полярным конвоем»).

«Я никогда не думал писать воспоминания о тех далёких днях, когда я был участником плавания в полярных конвоях, если бы не тактичное, но настойчивое напоминание нашего секретаря – Камиллы Эдуардовны: «Дорогие, пишите свои воспоминания! Вы – живые свидетели и участники тех событий». Взяв перо в руки, которые дрожат не то от старости, не то от того, что вновь приходится переживать то время, только теперь острее, — прошу снисхождения и веры в правдивость написанного» … Так начал свои Воспоминания А.А.Бачурин, кочегар парохода «Вытегра», начавший свою моряцкую жизнь с 16 лет. Эвакуированный в 1942г. из блокадного Ленинграда в Кировскую область, он добровольцем попал по комсомольскому набору на Северный флот, прошёл месячное обучение под Архангельском и был направлен в Северное Государственное Морское пароходство «кочегаром I класса» на п/х «Унжа». «Меня и ещё одного доходягу определили работать угольщиками, на две вахты. За свою вахту я должен был обеспечить кочегаров углем и поднять вручную на палубы три раза по 60 кадок шлака. Во время краткосрочных стоянок учился стоять вахты у котла. Вот так постепенно я и стал настоящим кочегаром первого класса морского флота, и думаю – вполне приличным.

Касаясь быта и обеспечения: это – неважный паёк, никакого обмундирования, кроме робы, оклад – почти весь уходил на «военный заём», «танковые колонны» и т.д. Но жизнь на судне проходила как-то самозабвенно, без приказов, на одном порыве – так надо и всё!» Этот отрывок я взяла специально для сегодняшних молодых людей…

Дальше Алексей Алексеевич рассказал несколько эпизодов из своего плавания на пароходах «Унжа» и «Вытегра» (с 1943г.) – на Новую Землю – мыс Желания, где немцы уничтожили полярную станцию, обеспечивавшую проход северных конвоев, её срочно требовалось восстановить оборудованием и обслуживающим персоналом; плавание в Карском море – к пос. Амдерма – обеспечить углём и забрать плавиковую руду – на Архангельск, бомбёжки, ураган; плавания на п-ов Рыбачий – доставка блокированным там нашим войскам военного снаряжения и живой силы. «…Нам надо было в безлунную ночь проскочить незамеченными Мотовским заливом между Рыбачьим и материком, мимо Титовки, где были немцы, и, прикрываясь дымовой завесой, разгрузиться. Рейс этот был столь же важен, как и опасен. Однако, благодаря опыту и мастерству капитана судна Чернявского, мы совершили несколько рейсов, притом – благополучно».

С октября 1944г. – активное участие п/х «Вытегра» в проведении Петсамо-Киркинесской операции по освобождению Северной Норвегии. «За время плавания в конвоях остались воспоминания и другого ряда: штормовое Баренцево море – жутко и красиво, прекрасные восходы и закаты солнца на море, а по окончании рейса – суровые, скалистые, но такие родные берега при входе в Кольский залив…»

Вот такие воспоминания оставил Алексей Алексеевич Бачурин, блокадник, начавший в войну свой 40-летний труд с кочегара (после войны – механик), а закончил его старшим механиком – Главсевморпуть, ледоколы «Молотов, «Ермак», «Сибиряков».

Вторгшиеся на нашу землю 22 июня 1941 года без объявления войны полчища германской армии быстро продвигались на восток и в сторону Ленинграда. И очень скоро в опасности оказался наш Балтийский флот, основные силы и штаб которого были размещены в прибалтийских водах, на побережье и островах. Инженер-капитан Б.И.Комиссаров (после окончания Военно-морской академии) начал свою службу с ноября 1940г. в Палдиски в штабе береговой обороны Главной базы КБФ инженером по приборам управления стрельбой. «В связи с непосредственной опасностью захвата базы в Палдиски 28 августа – во время дежурства инженера-капитана Б.И.Комиссарова – поступило распоряжение об эвакуации Главной базы и уничтожении складов горючего, вооружения и другой техники…» – начал свои Воспоминания Борис Иванович. Об эвакуации войск из Главной базы флота и перебазировании кораблей КБФ из Таллина в Кронштадт написано за эти годы много. Я же хочу вспомнить в этой статье тех моряков, кто совершил этот адский переход по заминированным водам Балтики, оба берега которой уже были заняты немцами, кто остался жив, продолжил воевать с врагом уже на Севере, а 60 лет спустя вступил в ряды «Полярного конвоя» в Петербурге.

Это – капитаны I ранга Борис Иванович Комиссаров, вышедший из Палдиски на транспорте «Балхаш», и Александр Иванович Лукин, помощник командира и штурман тихоходного ТЩ-42 охраны водного района (ОВРа) КБФ (только что закончивший Высшее военно-морское училище им. Фрунзе). Третий – Георгий Митрофанович Абросимов, тогда – старпом на транспорте «Серп и молот». Из троих – первым, кто взялся за перо ещё в 1980-е годы, был Г.М.Абросимов. Свои воспоминания он назвал «Путь на Голгофу» … И в 2000-е годы, уже 90-летним стариком, рассказывал о том переходе, и чувствовалось, что он переживает всё заново.

Б.И.Комиссаров и А.И.Лукин записали свои воспоминания уже будучи членами нашего «Полярного конвоя». Борис Иванович рассказал о стремительной подготовке в Палдиски к эвакуации, о самом переходе и о своём, оказавшись в воде, счастливом спасении (причём, это «счастье» стало возможным – по его признанию – и в том числе благодаря отличной физической и спортивной закалке, полученной им в годы предвоенной учёбы в Военно-морской академии). «Прорыв из Таллина в Кронштадт, гибель людей, кораблей и судов является для меня самым суровым испытанием, тяжкой неизгладимой памятью о Великой Отечественной войне», – так закончил 90-летний ветеран свои Воспоминания.

«С потерей Главной военно-морской базы в Таллине ВМБ Ханко оказалась в глубоком тылу противника. Поэтому, учитывая тяжёлую обстановку на сухопутном фронте южного и северного побережья Финского залива, было решено эвакуировать ВМБ с полуострова Ханко морским путём», – пишет Александр Иванович Лукин. И далее подробнейше рассказывает о том, как, какими судами и в каких тяжелейших условиях проходила эвакуация гарнизона базы, практически начавшаяся 23 октября и закончившаяся в Кронштадте 15 декабря 1941 года, операция, которая не смогла бы закончиться благополучно без активнейшего участия легендарного ледокола «Ермак».

Хочу завершить эту кратко изложенную тему отрывком из статьи историографа флота и СПб РОО «Полярный конвой» капитана I ранга И.В.Козыря. Статья «Три дня и ещё четверть века из жизни капитана I ранга Комиссарова» написана к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и начинается словами:

«Историки до сих пор спорят: считать ли Таллиннский переход Балтийского флота 28-30 августа 1941 года успешно проведённой операцией или одной из величайших трагедий в истории Российского флота, обернувшейся потерей 18 тысяч человек. Может быть, истина посередине? Ведь большая часть боевых кораблей пришла в Кронштадт, а военные и торговые моряки достойно выполнили свой долг перед Родиной, проявив мужество и стойкость перед лицом смертельной опасности.

Воспоминаниями об этих днях и других замечательных эпизодах своей почти 40-летней службы поделился капитан I ранга Борис Иванович Комиссаров. Давно уже 95-летний ветеран снят с учёта как офицер запаса, но до сих пор стоят на вооружении кораблей ВМФ России ракетные комплексы, в конструкции которых нашёл воплощение его боевой опыт, обретённый в годы в Великой Отечественной войны… На мой вопрос: «Разделяете ли Вы, Борис Иванович, мнение о том, что Таллиннский переход является катастрофой?» он уверенно отвечает: «Нет, с этим я согласиться не могу. Мы знали о грозящей нам минной опасности и всех трудностях, связанных с осуществлением этой операции. Да, потери были велики, но моральное состояние личного состава флота осталось крепким, и мы смогли это доказать на переходе и в последующих боях. Штаб КБФ и командующий флотом вице-адмирал Трибуц сделали всё возможное в сложившихся обстоятельствах с имеющимися в их распоряжении средствами» …

Вспомнив об участии в войну на Балтике ледокола «Ермак», о его беспримерных «16 огненных рейсах 41-го года» между Ленинградом и Кронштадтом, о проводке им трёх колонн малотоннажных кораблей и судов со спасёнными ханковцами от Гогланда в Кронштадт в суровых условиях скованного льдом Финского залива, под обстрелом немецкой авиации, при постоянной минной опасности (и даже – подрыве на заложенной немцами в снег – привезённой на санках! –  мине), с уважением и благодарностью хочу назвать имена тех моряков, кто служил в те годы на «Ермаке», и кто 60 лет спустя вступил в Петербурге в ветеранский «Полярный конвой».   Это – механики, машинисты и кочегары В.В.Волков и А.А.Гуляев, В.Е.Константинов и дневальная-буфетчица В.С.Слышкина, юнги Б.В.Трепецов, А.А.Королёв, В.А.Померанцев, В.А.Чеков, В.А.Моханкевич. В год «100-летия ледокола «Ермак» Борис Кириллович Егунов, Евгений Петрович Дударев и Борис Владимирович Трепецов собрали через газету и радио 48 ветеранов-«ермаковцев». При непосредственной поддержке и помощи легендарного полярника Виктора Ильича Боярского, директора Музея Арктики и Антарктики, там состоялась 5 марта 1999г. встреча «ермаковцев», положившая начало традиционным встречам, а через год, по предложению почётного полярника, члена СПб РОО «Полярный конвой» Валентина Валентиновича Дремлюга они коллективно вступили в нашу организацию. Так по праву пополнились наши ряды моряками, отдавшими службе на полярных морях немало лет жизни. И в одном из сборников «Воспоминаний» есть две статьи ветеранов-«ермаковцев».

Оглядываясь на пройденный СПб РОО «Полярный конвой» 20-летний путь, смело можно сказать, что достойно выполнены уже все намеченные цели. Так, стали традиционными встречи в «День ВМФ» и 31 августа – в день прибытия первого конвоя «Дервиш». Гостями в августовской встрече неизменно участвуют англичане из клуба «Русский конвой». Площадкой для встреч традиционно бывает ледокол «Красин», в годы войны – участник конвоя PQ-15, коллективный член СПб РОО «Полярный конвой». К слову сказать, машинистом 2-го класса на нём шёл в апреле 1942 года В.А.Хочинский, 1916г.р. Пройдя обучение стрельбе из «эрликонов» в Галифаксе (Канада) – в группе моряков-«красинцев», во время перехода конвоя PQ-15 из Англии в Мурманск, Всеволод Александрович участвовал в успешной атаке против немецких торпедоносцев. «Примерно от меридиана о-ва Медвежий конвой подвергался ожесточённым атакам немецких подводных лодок и торпедоносцев. Вот когда пригодились наши тренировки на учебном полигоне в Галифаксе. Боевые расчёты «Красина» открывали такой яростный и точный огонь, что ни один из торпедоносцев не смог близко подлететь к ледоколу. А два торпедоносца мы сбили» … До конца войны машинистом I класса В.А.Хочинский плавал на л/к «Красин», который обеспечивал проводку во льдах военных и транспортных судов в Белом море и на трассе Северного морского пути. Всеволод Александрович оставил нам свои небольшие, но ценные «Воспоминания».

На последней ветеранской встрече 31 августа 2014 года в Центральном Военно-морском музее состоялась презентация последней из более, чем 10-ти изданных «Полярным конвоем» книг – «Ленд-лиз для Военно-морского флота СССР». Автор монографии – капитан I ранга, профессор ВМА им. адмирала Н.Г.Кузнецова М.П.Комаров – давно сотрудничает с нашей организацией. Ценную книгу, как всегда, получили все участники встречи.

Считаю своим долгом назвать и других авторов книг – членов «Полярного конвоя»: капитан I ранга, профессор А.В.Платонов – автор нескольких книг – «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном флоте с 01.07.42 – 31.12.42» (2000г.), «Арктические союзные конвои, 1941-1945» (2000г.), «Полярные конвои в иллюстрациях и статистике» (2005г.), «Война в арктических морях, 1941-1945. Защита отечественных морских коммуникаций» (2010г.). Активно сотрудничают с прессой и члены президиума капитаны I ранга С.В.Апрелев и И.В.Козырь, а также В.В.Дремлюг, один из активнейших и старейших членов президиума. В своих обширных воспоминаниях гидрограф-навигатор гидрографического судна (ГИСУ) «Мурманец» Валентин Валентинович рассказывает о важной роли на Севере в годы войны гидрографической службы и об участии ГИСУ «Мурманец» в спасении у Новой Земли 147 человек из экипажей потопленных судов конвоя PQ-17.

Среди изданных «Полярным конвоем» книг есть Воспоминания ветеранов и – небольшая, но очень интересная книжка с интригующим названием «Неизвестный архипелаг» (2001г.) Она посвящена описанию историко-спортивной экспедиции команды «Север» из Екатеринбурга (коллективного члена СПб РОО «Полярный конвой»), совершённой к местам трагедии, разыгравшейся у берегов Новой Земли после разгрома союзнического конвоя PQ-17 в июле 1942 года. Здесь пытались найти спасение немногие уцелевшие суда этого конвоя и те моряки, кому удалось добраться до скалистых берегов архипелага на спасательных шлюпках и плотах. Участники этой экспедиции – члены историко-спортивной экспедиции команды «Север» – совершили в течение 20 лет много высокоширотных экспедиций по труднодоступным территориям нашей страны. Эту – на Новую Землю в 2000г. – они посвятили героической эпопее Северных конвоев 1941-1945г.г. и 55-й годовщине Победы над германским фашизмом. Однако, осуществить свои планы им было совсем не просто, т.к. «маршрут проходил через районы испытаний ядерного оружия в период «холодной войны», ставшие надолго закрытыми для посещения учёными и туристами. Здесь, как нельзя кстати, оказалась помощь СПб РОО «Полярный конвой», поддерживающей тесные дружеские и шефские отношения с командованием Северного флота и частями, где когда-то служили ветераны-североморцы… Участники похода в трудных природно-климатических условиях прошли от полуострова Гусиная Земля до залива Пухового и вернулись обратно к Губе Белушья». (Из Предисловия В.Дремлюга). И здесь, в посёлке Губа Белушья, состоялось открытие мемориальной доски, которую члены команды «Север» привезли с собой. Мемориальная плита была безвозмездно изготовлена в С-Петербурге на предприятии «Адмиралтейские верфи» и в торжественной обстановке передана членам «Полярного конвоя» и команды «Север», приглашённым в Смольный накануне отлёта на север. Кстати, в Смольный был также приглашён и выступил консул английской дипломатической миссии в СПб.

Текст доски краток:

В 55-годовщину Победы над германским фашизмом

«Морякам конвоя PQ-17

Тем, кто нашёл спасение на Новой Земле,

И тем, кто навеки остался в Баренцевом море».

Лыжники посетили практически все места на побережье Новой земли, где высаживались спасшиеся моряки конвоя, и сумели снять увлекательный и познавательный фильм «По следам конвоя PQ-17». А у одного из членов команды – заслуженного путешественника России, мастера спорта по туризму, трёхкратного чемпиона страны, слесаря Уралмаша – Леонида Петровича Букрина – впервые в жизни там, на Новой Земле, родились первые стихи:

…Здесь проходили субмарины,

Бросали в море бомбы, мины.

В ночи под солнцем – самолёты,

Стреляют смело пулемёты.

И враг Адольфа – Лунин – плыл,

Торпедой «Тирпица» крестил.

И «Красин» море бороздил,

Два самолёта здесь подбил…

Сегодня в моей квартире на полке стоит несколько книжек стихов Леонида Букрина!..

Руководитель этой уникальной экспедиции команды «Север» – Е.П.Сорокин; капитан команды «Север» в этом походе (и автор книги) – мастер спорта международного класса – Д.В.Тиунов.

Экспедиция на Новую Землю была первой. За ней последовала вторая экспедиция команды «Север» – на Северную Землю и посвящена она 60-летию первого полярного конвоя «Дервиш» и 70-летию Североземельской экспедиции, последнему географическому открытию ХХ века. Продолжению серьёзных планов организации «Полярный конвой» в отношении поисков затонувших кораблей и судов конвоев периода войны суждено было – несмотря на немалые трудности – осуществиться несколько позже. Так, 11 июля 2003г. начался международный поход-экспедиция к Новой Земле на борту ГИСУ «Сенеж» КСФ. Руководителем этого похода (и следующего – 2005г. – в акваторию Кольского залива) был заместитель председателя президиума РОО «Полярный конвой», заслуженный военный гидрограф, контр-адмирал В.А.Солодов. На борту ГИСУ «Сенеж» находились ветераны конвоев разных стран и национальностей: петербуржцы капитан I ранга А.Л.Лифшиц, А.А.Нахимовский (п/х «Моссовет») и мурманчанин Е.Е.Яковлев, британский ветеран Билл Лоуз, канадские ветераны торгового флота Хил Вилсон и Роберт Фейрли, а также германский ветеран II Мировой войны, участник боевых действий Люфтваффе в Арктике (за что и отсидел в наших лагерях 10 лет) Хайо Херман. В походе 2005г. на ГИСУ «Визир» КСФ принимал участие ветеран северных конвоев из Исландии Петур Олафссон. Оба похода-экспедиции были организованы СПб РОО «Полярный конвой», а поддержаны – буквально «всем миром» – Администрацией и Законодательным собранием Петербурга, Главкомом ВМФ, Гидрографической службой Северного флота и Всероссийским НИИ им. А.П.Карпинского (ВСЕГЕИ).

Морские геологи под руководством д.т.н. М.Спиридонова и д.г.н. А.Городницкого провели поиски и обнаружили на дне в районе Новой Земли два транспорта конвоя PQ-17 «Олопана» и «Алкоа Рейнджер», а на подходах к Кольскому заливу (2005г.) – британский корвет, германскую подводную лодку и американский транспорт. Таким образом, «…стали известны точные координаты затонувших судов, их состояние и национальная принадлежность, состав и состояние грузов, и степень их влияния на экологию водной среды акватории. Опробованы современные методы и технические средства сонарной донной съёмки, магнитной градиентной съёмки, подводной съёмки с использованием телеуправляемой аппаратуры» (В.А.Солодов «Полярный конвой в плавании…», 2006г.)

Серьёзный геолог-океанолог, профессор и известный бард А.М.Городницкий посвятил этому походу целую поэму – «Полярный конвой 2003».

Крики чаек сливаются в общем хоре.

Ветеранам военные будни снятся.

Мы идём через Баренцево море

По следам конвоя PQ-17…

…Здесь моих соотечественников трое,

Англичанин, немец и два канадца.

Их свела воедино судьба конвоя,

Рокового конвоя PQ-17…

И о каждом в этой поэме Александр Моисеевич написал – главное. Расставаясь, подарил каждому ветерану копию поэмы со своими добрыми пожеланиями. А они – все семеро – повторили эту традицию на каждой копии… Присутствие в этом походе бывшего немецкого лётчика – полковника люфтваффе – было совсем не простым событием (для всех!) … Но его 90-летие отметили на борту российского военного корабля в водах у Новой Земли дружно, по-русски… Хочу привести отрывок из поэмы А.М.Городницкого:

Бывший оберст люфт-ваффе Хайо Херманн, —

Глаз арийских сияние голубое,

Что в атаке оказывался первым

И последним всегда выходил из боя…

… В сорок пятом, в Австрии арестован,

Десять лет «доходил» он, голодный, в зонах,

Бороздя их от Воркуты до Ростова.

Он валялся на нарах, худой и слабый,

В пересылках от Липецка до Урала,

И совали куски ему русские бабы,

У которых война мужей отобрала…

… Он вернулся сюда через полстолетья,

Чтоб обняться с выжившими врагами.

И жена возражала ему, и дети,

Но упрямо, сквозь время и расстоянье,

Он вернулся в суровые воды эти,

Совершив нелёгкое ПОКАЯНЬЕ…

После «Таллиннского перехода» – во 2-й части своих «Воспоминаний» – капитан I ранга А.И.Лукин повествует: «В кампанию 1942г., в должности командира тральщика ТЩ-42, принимал участие в решении задач: траление подходных фарватеров к ВМБ Кронштадт, фарватера Кронштадт – о.Сескар – Лавенсаари, снабжение этих островов военным имуществом, личным составом и горючим для самолётов, а также обеспечение выходов подводных лодок на коммуникации Балтийского моря и их возвращения».

СПРАВКА: В начале 1943г. по программе ленд-лиза в США началась постройка 10 единиц морских тральщиков (ТЩ) и 12 больших противолодочных катеров (БО) для действующего Северного флота. Строились они бесплатно, но с условием: оставшиеся после боевых действий корабли должны быть возвращены США. Экипажи этих кораблей (ТЩ и БО) формировались на флотах СССР, отправлялись в США и там по мере постройки кораблей изучали их устройство, механизмы и приборы по своим специальностям. Командный состав, кроме того, обучался (на тренажёрах) боевому использованию оружия. Тральщики обладали большой дальностью плавания, высокой мореходностью, имели на вооружении новейшее тральное оборудование… и противолодочное вооружение. Фактически – противолодочные комплексы, включающие в себя средства наблюдения, уничтожения и управления стрельбой… Подобных комплексов в то время на нашем флоте не было… Всё это давало возможность успешно использовать их на обширных просторах Баренцева и Карского морей для решения задач, в том числе – и для охранения конвоев, как с запада союзнических, так и с востока внутренних… По мере окончания строительства, 4 группами (по 2-3 ТЩ и 3 БО), совершили переход через Атлантику в Кольский залив и вошли в состав Северного флота. Корабли немедленно вступали в активные боевые действия.

Александр Иванович пишет: «В начале 1943г. приказом Наркома ВМФ я (старший лейтенант) был назначен помощником командира тральщика ТЩ-117 Северного флота… От Балтийского флота были сформированы два экипажа: ТЩ-114 (командир – капитан III ранга Н.С.Дебелев) и ТЩ-117 (командир – капитан III ранга А.М.Савлевич). В ночь на 18 января 1943г. наша команда на автомашинах через Ладожское озеро прибыла в Кобону, оттуда поездом в Москву, где мы были приняты Наркомом ВМФ адмиралом Н.Г.Кузнецовым. Помню его слова: «Вы отправляетесь получать не дар, а то, что нами уже оплачено кровью…» На следующий день команда поездом отбыла во Владивосток, оттуда путь морем предстоял в США – Сиэтл. Затем на поезде до Тампа (Флорида), где строились для нас тральщики…

…Наша 3-я группа в составе ТЩ-116 и Тщ-117 и катеров БО 205, 207 и 212 вышли из г.Тампо 5 октября 1943г. Первой остановкой был КИ-вест, где в течение нескольких дней проводились испытания всех видов вооружения с фактическим их использованием. 10 октября продолжили движение на Родину с заходами в Нор-Фолк, Нью-Йорк, Сент-Джонс. 7 ноября прибыли в Исландию, где ожидали прихода конвоя из Англии, и уже 17 ноября присоединились к конвою JW-54-А, заняв место в его ближайшем охранении, для следования в Мурманск, куда прибыли 24 ноября.

Так началось моё активное участие на тральщике ТЩ-117 в полярных конвоях, которое продолжалось до конца Великой Отечественной войны».

И далее Александр Иванович Лукин дал развёрнутую хронологию участия 6-го дивизиона тральщиков Северного флота «американских тральщиков» – АМ – «амики», как их называли в войну в кампаниях 1943-1944-1945 годов. Начав службу помощником командира ТЩ-117, закончил войну его командиром. И его «Воспоминания» напоминают чёткий отчёт командира – когда, где, сколько, выводы… Я хотела бы выделить из всего написанного – кампанию 1944 года.

«В течение кампании 1944 года ТЩ-117 принял участие в охранении 27 конвоев (около 140 судов). Из них 10 союзнических (около 80 судов) и 17 внутренних конвоев». Александр Иванович называет тральщики 6-го дивизиона, а также эсминцы и БО, с которыми вместе входили в охранение конвоев: ТЩ-111, Тщ-113, ТЩ-114, тщ-115, ТЩ-119, ТЩ-120 (т.е. почти все), эсминцы «Гремящий», «Разумный», «Громкий», «Разъярённый», лидер «Баку», «Урицкий», «Достойный», «Дерзкий», «Деятельный», а также называет наши суда, которые ТЩ-117 конвоировал по разным маршрутам от Кольского залива до о. Диксон и пролива Вилькицкого.

60 лет спустя после описываемых событий в нашем «Полярном конвое» встретились многие моряки с названных кораблей и судов, в войну участвовавшие в одних боевых операциях…

А сейчас – о конвое БД-5 (Белое море – Диксон) в составе – транспорт «Марина Раскова» (с грузом – более 6500 тонн и пассажирами 354 человека, в т.ч. 124 женщины и 16 детей – семьи зимовщиков, строители и т.д.), в охранении ТЩ-118 (с походным штабом на борту), ТЩ-114 и ТЩ-116. Конвой вышел из Архангельска 8 августа, а вечером около 20 часов 12 августа в Карском море в 60 милях западнее о.Белый раздался взрыв, и транспорт «Марина Раскова» потерял ход. Подводный, глухой взрыв, похожий на привычный взрыв мины. «Попали на минное поле», – так и было решено (минная опасность считалась на тот период основной). Головной ТЩ-118, развернувшись, направился к транспорту и был уже на подходе, как вдруг «в его кормовой части произошёл сильный взрыв, и он начал быстро оседать на корму».

Началась спасательная операция – с транспорта «Марина Раскова» и с быстро тонущего тральщика ТЩ-118 на все имеющиеся плавсредства силами экипажей двух оставшихся тральщиков ТЩ-114 и ТЩ-116… Около часа ночи 13 августа раздался третий взрыв, и переполненный людьми (в основном, женщинами и детьми) ТЩ-114 за считанные минуты скрылся под водой… На плаву остались: транспорт «Марина Раскова», переполненный ранеными и спасёнными тральщик ТЩ-116 и все спущенные с «Марины Расковой» и тральщиков спасательные плавсредства с людьми – пассажирами, членами команд транспорта и экипажей тральщиков. К этому времени уже замечен перископ подводной лодки, что доложено было командиру ТЩ-116. Развернувшись, ТЩ-116 на скорости стал уходить… Спустя короткое время раздались подряд два оглушительных взрыва, и транспорт «Марина Раскова» (водоизмещением 9000 т) ушёл на дно. А через несколько минут в позиционное положение всплыла подводная лодка и, пройдя между оставшимися на воде шлюпками, вельботами, кунгасом, плотиками с людьми, и ушла из района атаки в сторону ТЩ-116. Начинался шторм…

«В конце лета 1944г. немецкое командование сосредоточило усилия своих подводных сил на нарушении советской арктической коммуникации. Конечно же, немцы не случайно сконцентрировали усилия здесь: им необходимо было нарушить подвоз ресурсов, прежде всего, стратегических грузов от союзников… С этой целью противник развернул в Карское море тактическую группу «Грайф» в составе 6 подводных лодок, которые действовали как одиночно, так и в составе «волчьих стай». Немецкие подводники достигли некоторых результатов, но не цели полностью» (М.П.Комаров, Указ. соч.) «На вооружение этих подводных лодок поступило новое оружие – акустические торпеды, самонаводящиеся на шум работающих винтов атакуемых кораблей и судов. К сожалению, мы об этом новом грозном оружии ничего не знали». (А.И.Лукин)

И 12-13 августа 1944 года в Карском море у о. Белый это оружие было применено немецкими подводниками впервые. Конвой БД-5 закончился «трагедией в Карском море». Именно так называют свои публикации все авторы, кто пишет об этом конвое. Лично мне эта тема тоже очень близка, т.к. мой отец участвовал в этом конвое, и я изучала эту тему по архивным документам Центрального военно-морского архива, архивов в Москве и Архангельске.

Причастным в этой трагедии оказался и ТЩ-117. По получении в Архангельске в Штабе БВФ сообщения от командира ТЩ-116 о случившемся у о. Белый, именно ТЩ-117 и три БО были отправлены тотчас на Диксон. В Хабарово (пролив Югорский Шар) 13 августа уже пришёл ТЩ-116 со 186 спасёнными людьми с погибших тральщиков, и большую часть из них ТЩ-117 и два БО доставили из Хабарово на Диксон – в Карскую военно-морскую базу. Спасательная операция пассажиров с транспорта «Марина Раскова» в Карском море продолжалась до 3 сентября.

Благодаря спасению людей тральщиком ТЩ-116 (командир – капитан-лейтенант В.А.Бабанов) и во время беспрецедентной спасательной операции (задействованы 10 самолётов «Каталина» – полярной авиации и военных, 7 кораблей – тральщики, большие и малые охотники за подводными лодками, т.е. БО и МО) были зафиксированы показания очевидцев и в наличии – корабельные документы ТЩ-116. И это помогло воссоздать картину случившегося. Цифры участвовавших в этом конвое и погибших несколько разнятся, но остаётся главное – из всех потерь, понесённых за годы войны на морских дорогах Арктики, в августе 1944 года была самая крупная потеря и самая большая для нас трагедия. При этом должно сказать о великом мужестве людей, боровшихся в экстремальных условиях за жизнь – и тех несчастных, кто был на плавсредствах, и тех лётчиков, кто пытался их спасти! СВЕТЛАЯ ИМ ПАМЯТЬ! И благодарность всем, кто эту ПАМЯТЬ хранит!

Несмотря на активность немецких подводных лодок (оснащённых новым грозным оружием) в наших северных внутренних водах, нарушить судоходство по Северному морскому пути противнику не удалось!

Усилиями энтузиастов и краеведов г.Салехарда на о. Белый в память о погибших воздвигнута часовня с колоколами, а в 2014 году завершена экспедиция и обнаружены на дне транспорт «Марина Раскова», тральщики и потопленный в 1942г. немецким крейсером «Адмирал Шеер» наш легендарный ледокольный пароход «А.Сибиряков».

Таким успехом завершилась – на этом этапе – поисковая экспедиция «Конвой БД-5». Я обращаю слова нашей благодарности одному из её активнейших участников – журналисту г.Салехарда Сергею Шулинину!

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Камилла Эдуардовна! Спасибо за интереснейший материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *