Кузнецова К.Э. Дальние плавания судов, построенных моими предками

                                                                           Свой рассказ посвящаю 162-летию со дня кончины

                                                                            моего прапрадеда Юлия Карловича Тирнштейна.

В августе 1828 года был принят из кандидатов в число воспитанников Учебного Морского Рабочего экипажа (УМРЭ) Юлий Тирнштейн, воспитанник ружейного мастера. 14-летний мальчик был, вероятно, сиротой – за него хлопотала тётка (Анна Андреева), на воспитании у которой он находился. Благодаря редкой фамилии ныне отец его известен – австрийский подданный Карл Тирнштейн покинул Петербург и Россию в сентябре 1818 г. 4-х летний сын остался в городе, где родился. (1)

Жизнь и учёба воспитанников УМРЭ была трудной. «До выпуска добрести могли только сильные и телом, и духом, и умом,» – как позже напишет в мемуарах бывший воспитанник, а затем начальник Инженерного училища Морского ведомства генерал-майор Пароменский А.И.

В 1836 г., после успешного окончания учёбы, Ю.Тирнштейн назначен в Главное Адмиралтейство в распоряжение подполковника Гринвальда М.Н. (своего бывшего преподавателя по экипажу и судостроителя).

Здесь строился в то время по его проекту первый в России морской колесный боевой корабль – пароходофрегат «Богатырь».  Его достройкой и начал свою службу на благо Российского флота мой прапрадед, Юлий Карлович Тирнштейн. Там же, под руководством Гринвальда он участвовал в постройке пароходов «Поспешный» и «Быстрый», двух фрегатов – «Цесаревич» и «Цесаревна», а в 1839 г. – учебной яхты для 12-летнего Великого князя Константина, будущего генерал-адмирала.

С 1840г. Ю.К.Тирнштейн служит в Кронштадте при достройке, тимбировке, «приделывании» громоотводов, исправлении более 35 судов Балтийского флота, совершенствуя свое мастерство как инженер-судостроитель. Первая его самостоятельная постройка – шхуна «Вихрь» в Петровском доке Кронштадта, 1852 г.  (2)

После важной командировки в Северо-Американские Соединённые Штаты (совместно с генерал-майором Гринвальдом М.Н. и механиком штабс-капитаном Соколовым А.И., будущим Управляющим пароходным заводом в Кронштадте) Юлий Карлович Тирнштейн строит на Галерном островке (а затем – заведует им) – I-й гидравлический плавучий деревянный составной Док (1860 г.) – о котором история забыла! А также винтовой фрегат «Дмитрий Донской» (при закладке – подполковник Карповский) и два винтовых клипера – «Алмаз» и «Жемчуг» (1861 г.)  (3) Приказом по флоту 1 января 1862 г. за «полезные труды по постройке фрегата «Дмитрий Донской» и клиперов «Алмаз» и «Жемчуг» старшему судостроителю С-Петербургского порта, Корпуса корабельных инженеров капитану Тирнштейну объявлена генерал-адмиралом Константином Николаевичем «Совершенная благодарность«. (4) Через три месяца, 3 апреля 1862 г., мой прапрадед в возрасте 48-ми лет скоропостижно скончался… Но сыновья, Роберт и Владимир, пошли по его стопам. И на постройке винтового клипера «Изумруд» в Новом Адмиралтействе младшим судостроителем уже трудился Роберт Юльевич Тирнштейн, мой прадед. (5)

Об участии в дальних плаваниях именно этих судов – фрегата «Дмитрий Донской», клиперов «Алмаз», «Жемчуг» и «Изумруд» (трёх из четырех – последней программы строительства клиперов), построенных корабельными инженерами Тирнштейнами (отцом и сыном) – мой рассказ сегодня.

***

Поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.) создало большие ограничения в развитии флота России. Однако, к началу 1860-х годов положение стало меняться. Возобновилась традиция дальних плаваний судов Российского флота с несением крейсерской, стационарной и представительской службы, надежной охраной восточных рубежей страны, достойной подготовкой кадров флота.

50-пуш. винтовой фрегат «Дмитрий Донской» (11 лет службы) стал первым после Крымской войны учебным судном, на котором с лета 1862 г. проходили ежегодную морскую практику более сотни гардемаринов и кондукторов, многие из которых прославили впоследствии Российский флот. 10-месячные дальние плавания проходили до 1869 года – в Атлантике, с 1870-го – в Средиземном, Чёрном и Азовском морях.

Приняв решение сделать фрегат «Дмитрий Донской» учебным судном, руководство Морского Министерства предусмотрело на нём незначительную перепланировку помещений для размещения практикантов (около 120 чел.), уменьшение артиллерии и команды на 100 человек нижних чинов. Продуманы программы теоретической и практической подготовки, кандидатуры офицеров – преподавателей, маршрут плаваний и цели. Главнейшая из них – практическое обучение гардемаринов и кондукторов морскому (парусному) делу, штурманскому, артиллерийскому и машинному делу, начиная с «познаний по должностям рядовых нижних чинов; усерднейшим и способнейшим – перейти к унтер-офицерским, лишь потом – к экзамену в мичмана. Стоять все (4!) вахты!»

Командир фрегата «Дмитрий Донской» капитан-лейтенант Николай Беклешов получил инструктаж от Управляющего Морским Министерством генерал-адъютанта Краббе Н.К. Несколько фраз оттуда: «…многие из этих молодых людей вкусили уже вредные плоды праздности; на «Дм. Донском», этом плавучем учебном заведении, можно надеяться усиленною деятельностью и строгим надзором поправить дело...»; о строжайшей дисциплине – «офицеры чтобы могли своим примером настраивать к тому же гардемаринов… Так называемые дисциплинарные мелочи имеют огромное влияние в молодых летах тем, что приучают человека быть постоянно внимательным к себе и к другим… Важно с первых шагов на службе привить молодым то, что называют уважением к мундиру, необходимое в каждом войске…» и т.д. (Я с удовлетворением читала эти продуманные до мелочей наставления Управляющего Морским Министерством!)

16 октября 1862 г. из Кронштадта в Петербург отправлена телеграмма о готовности судов к выходу в море. Из семи названных судов три – фрегат «Дмитрий Донской», клипера «Алмаз» и «Жемчуг» – построены моим прапрадедом Ю.К.Тирнштейном, которого уже полгода не было в живых…

На борту – молодые представители славных морских династий: Веселаго, Завалишины, Крузенштерн, Вульф, Чихачев, Неелов, Головин (в последнем атлантическом плавании 1867-68 гг. на борту фрегата «Дмитрий Донской» проходил практику будущий адмирал Степан Осипович Макаров).

20 октября 1862 г. фрегат вышел в море. Маршрут: «Портсмут Шербург (чтобы познакомиться с лучшими портами западных морских держав); Гибралтар (чтобы передать по приказу генерал-адмирала на фрегат «Ослябя» 4 пожертвованных колокола для монастыря в Старую Сербию); Азорские о-ва; в тропиках время для практических занятий; освежиться на о-ва Зеленого мыса (недели 2); к о-ву Святой Елены; Мыс Доброй Надежды...»

По возвращении фрегата следующим летом в Кронштадт состоялся «смотр ему комиссией под председательством контр-адмирала Беренса в присутствии всех командиров«. В Отчёте от 20 июня 1869 г. значится: «Все упражнения гардемаринов и кондукторов (120 чел.) выказалось полное знание всех мелочей работ; артиллерийское учение весьма отчётливо и расторопно. «Общая тревога!» истинно военный порядок во всех подробностях подготовки к бою и в самом ведении его. Все парусные работы производятся с должною быстротою и порядком…Труды капитана Беклешова и служивших на фрегате офицеров по практическому и научному образованию молодых людей выше всяких похвал, и могут быть достойно оценены только подробным изучением принятой на фрегате системы.  

Обратите внимание на слабость телесного развития юношей в заведениях… (Это юноши от 17 до 20 лет К.К.).«

Рапорты о службе гардемаринов и кондукторов во время учебного заграничного плавания на фрегате «Дмитрий Донской» были отправлены во все флотские экипажи их приписки.  (6)

(К.К.: Думаю, сегодняшним руководителям системы образования нашей страны не мешало бы почаще обращаться к положительному опыту прошлого далёкого и не очень!..)

Имена клиперов «Алмаз«, «Жемчуг» и «Изумруд» были знакомы мне с детства, но – не более этого. Однако, после многих лет исследовательской работы в архиве, о них мне и семье известно уже немало.

***

В начале 1860-х годов в Европе создалась напряжённая обстановка. О поддержке восставших против русского царизма поляков (1863 г.) заявили Англия и Франция, стремившиеся – на деле – к ослаблению России. Возникла угроза новой войны. К берегам Америки, в воды оживлённого торгового судоходства, Россия (по предложению Управляющего Морским Министерством Н.К.Краббе), отправила две крейсерские эскадры, по 7 судов в каждой – Атлантическую под начальством контр-адмирала Лесовского С.С. и Тихоокеанскую под командованием контр-адмирала Попова А.А. Эта демонстрация силы со стороны России сыграла положительную роль – угроза войны была ликвидирована.

***

Винтовой клипер «Алмаз» (служба – 20 лет) в составе эскадры контр-адмирала Лесовского С.С. совершил свое первое дальнее плавание.

Из депеши: «Клипер «Алмаз» снялся из военной гавани Кронштадта в море 18 июля 1863г в 8 час утра благополучно. Командир клипера кап.-лейт. Павел Зеленой». На борту: штаб- и обер-офицеров – 9, гардемаринов и кондукторов – 8, унтер-офицеров – 14, рядовых – 149. Всего – 182 человека. Среди гардемаринов – Николай Римский-Корсаков, будущий великий композитор.

Через неделю – 25 апреля – клипер вышел из Киля. Далее из депеши командира клипера: «Переход от Киля до Нью-Йорка клипер сделал за 66 дней, а от выхода в океан — за 53 дня. Обстоятельства, сопровождавшие плавание, были самые неблагоприятные: ветры большей частью противные, погоды холодные и сырые, и клипер на переходе выдержал 4 урагана, из которых 2 были чрезвычайно жестоки; однако, несмотря на все эти невзгоды, команда была всё время здорова, и клипер не нуждался ни в каких исправлениях по корпусу.»

Нью-Йорк. Из секретного донесения контр-адмирала Лесовского: «На эскадре начались побеги, вследствие которых я приказал прекратить увольнение людей на берег убыли побегами 30 человек…(в том числе с «Алмаза» 1 чел. К.К.) соблазн для бегства 300 долларов, которые в настоящую минуту набора 300.000 человек в армию (американскую К.К.) дают за человека и которые заставляют на берегу спекуляторов самой низкой руки прибегать к всевозможным ухищрениям, подпаиванию и т.п., для совращения матросов с своего долга. Некоторые из них убегали от вербовщиков уже переодетые…» (звучит весьма актуально! К.К.).

Зазимовав в Балтиморе, клипер «Алмаз», перешел в Нью-Йорк, а оттуда 25 апреля 1864г, отправился к месту своего нового назначения. Сделав большую «петлю» по Атлантике, 25 июня прибыл в Рио-Жанейро (Южная Америка). После 2 недельного пребывания там клипер, получив новое назначение – Тихий океан – и приняв полный запас угля и провизии, вышел 9 июня 1864 г. снова в Атлантический океан.

Из донесения командира клипера «Алмаз» Управляющему Морским Министерством: «12 июля… начался жестокий SW (юго-западный) шторм, известный в этих местах под именем Пампероса«. Командир клипера капитан-лейтенант Зеленой в своем рапорте отмечает, какие меры были им приняты в ожидании шторма (уменьшил парусность и на всякий случай развёл пары под двумя котлами). Ветер быстро свежел и превратился в ураганный. «То, что испытал клипер в эту ночь и следующий день, трудно описать, его ломало и гнуло по всем направлениям… боковая качка доходила до 38 градусов и была так стремительна, что я каждую минуту ожидал, что полетят мачты или оторвутся орудия… Я одного боялся, чтобы не вышибло руль, но благодаря Бога он уцелел…

…продолжись шторм ещё суток двое, трудно было бы ручаться за последствия…

…В ночь с 13 на 14 июля ветер начал стихать и к вечеру 14-го совсем стихло…Тогда подробно осмотрелись…» И командир принял решение: вернуться в Рио-Жанейро «как единственное место из всех портов Южного Атлантического океана, имеющее док и прямое каждые две недели сообщение с Европой«. Командир клипера 26 июля извещает Управляющего Морским Министерством о нынешнем состоянии деревянного судна, высказывает свои соображения по повреждениям («во-первых, прежние шторма и полутора годовое плавание не могли не иметь влияние на его скрепления… и во-вторых, те шторма случались в середине или под конец переходов, когда угля и провизии оставалось не более половины и клипер… легко всходил на волнение, в настоящем же случае он… был тяжёл и почти нисколько не поднимался на волнение, а, следовательно, должен был выдерживать на себе всю его разрушительную силу...«); далее пишет о намерении обратиться за ремонтом к местным властям и высказывает «свое заключение, что клипер для продолжения настоящего плавания неблагонадёжен и идти на нём в Тихий океан решиться сам» не может.

При посредничестве нашего посланника в Рио-Жанейро, в казенном доке (средствами казенного Адмиралтейства) проведены все необходимые клиперу исправления. Командиром приняты также действенные меры поправки здоровья команды (обнаружились признаки «холерных припадков«).

Капитан-лейтенант П.Зеленой с благодарностью констатирует добросовестный ремонт судна бразильцами, называет его стоимость, причем, извещает, что бразильское правительство взяло лишь половину сумм, «основываясь на дружеских отношениях с Россией«!

Клипер «Алмаз» покинул Рио-Жанейро 24 октября, 16 ноября пересёк экватор. Далее – из депеши: «между 5 и 13 декабря выдержал 3 вращающихся шторма с суточными промежутками штиля…, два первых были не очень сильны…, при последнем же сблизились с его центром...» И далее – о состоянии судна после ремонта…

По пути домой клипер ещё раз изменил маршрут и зашёл в Средиземное море, присоединившись к части эскадры контр-адмирала Лесовского С.С., пребывавшей там в связи с нахождением в Ницце Государыни Императрицы. Вилла Франко – Генуя – Тулон и, наконец, – Высочайшее повеление: «Возвратиться клиперу «Алмаз» в Кронштадт 2 марта 1865 года, к открытию навигации сего года«. Что и было выполнено.

Так подробно о штормах и состоянии судна я говорила неслучайно, ведь его строил мой прапрадед, причём, к концу постройки, в октябре, он тяжело заболел и достройку обоих клиперов в Кронштадте проводили другие инженеры… Тем ценнее мнение командира судна, совершившего первое дальнее плавание: «…Оно было превосходным испытанием для клипера и дало мне полную возможность узнать его качества и тем положить конец всем сомнениям о недостаточной остойчивости и неблагонадежности его для плавания в океане«. Что подтвердили последующие дальние плавания клипера «Алмаз».

И ещё: начав гардемарином, Николай Андреевич Римский-Корсаков закончил это плавание мичманом, и, не сомневаюсь, впечатления именно от пережитых этих штормов и ураганов нашли отражение в его будущих музыкальных произведениях и в том числе – в «Песне варяжского гостя». /7/

***

Винтовой клипер «Жемчуг«, строившийся на Галерном островке СПб одновременно с «Алмазом», прослужил Российскому флоту 31 год. Для корабля с деревянным корпусом это – большая жизнь! Клипер командировался «в Прибалтийский край для крейсирования вдоль Курляндского берега с целью борьбы с контрабандой» (оружия), в научные экспедиции, в том числе – на север России (в его честь даже назван остров в архипелаге Новая Земля), в дальние плавания в составе эскадр. Сегодня вспомним о плавании клипера «Жемчуг» в составе отряда судов под командованием контр-адмирала И.Бутакова в Средиземном море в 1871-73 г.г.

Из инструкции Начальства командиру клипера «Жемчуг» перед отплытием в Греческие воды, где уже находился отряд контр-адмирала И.Бутакова:

«поддерживать строгую воинскую дисциплину… как ни мелочными кажутся взятые отдельно все меры военной дисциплины, но эти мелочи, действуя в совокупности, создают ту громадную силу, на которой основана ЧЕСТЬ И СЛАВА ФЛОТА;

  совершенствовать команду в боевом отношении (учениями)…

находясь в иностранных водах, не забывайте, что вверенный Вам клипер будет представлять Россию в среде, ежели не враждебной, то склонной к порицанию наших недостатков и равнодушной к нашим успехам. В таком положении подчиненные Ваши должны быть особенно осторожны в поведении …хотя взаимные отношения между людьми в частном быту обусловливаются единственно их умственными и нравственными качествами, но официальное положение военного судна… налагает на общество его офицеров обязанности, которым нужно иногда приносить в жертву личное удовольствие…» (Весьма злободневно! К.К.)

Клипер «Жемчуг» покинул Кронштадтский рейд 4 июня 1871 г. Командир – капитан-лейтенант Фёдор Геркен, на борту – 213 человек.

Из донесения командира клипера «Жемчуг» (январь 1872 г.):

«…Во время стоянки в Наварине офицеры клипера посетили могилу русских, убитых в день Наваринского боя (8 октября 1827 года). Найдя могилу в крайне запущенном виде, составили подписку на устройство на ней памятника в форме массивной плиты с высечкой на ней имён похороненных в могиле…» При этом капитан-лейтенант Ф.Геркен просил Инспекторский Департамент сообщить имена убитых.

Ответ – рапорт капитан-лейтенанта Недельковича от 7 февраля 1872 г. извещает, что «по тщательному разысканию не мог их найти в Кронштадте и потому отправился в Петербург в Архив Морского Министерства… При помощи помощника Начальника Архива удалось найти подлинное донесение бывшего Начальника эскадры Средиземного моря в 1827 г. контр-адмирала графа Гейдена, где приложен список убитых и раненых в том деле«. Названы имена двух убитых офицеров: мичман Василий Никандрович Жадовский (21 г.) – с корабля «Jesekiиль» («Иезекиль») и лейтенант Николай Никифорович Куприянов-2 (28 лет) с фрегата «Проворный». Об убитых нижних чинах именного списка нет, дана ведомость:

«Убито на корабле «Азов» 24 нижних чинов      

                                                  «Иезекиль» 12 чел.

                                                  «Гангут» 14 чел.

                                                  «А.Невский» 5 чел.

                                                  «Проворный» 2 чел.

                   Всего убито нижних чинов 57 человек.»

Пользуясь пребыванием клипера «Жемчуг» в Неаполе летом того же года, пожертвованием командира и всех членов клипера была сделана плита из каррарского мрамора (69д. х 31д. х 5д.). На ней высечена надпись: «Памяти павших в Наваринском сражении 8/20 октября 1827 г. и погребённых поблизости.  Поставлен в 1872 г. Начальником отряда Свиты Его Величества контр-адмиралом И.Бутаковым, командиром, офицерами и командою клипера «Жемчуг».

31 октября клипер прибыл снова в Наварин. Немедленно команда приступила к устройству фундамента для мраморной плиты на месте погребения погибших моряков. На следующий день в 4 ч. пополудни, когда все работы по установке были окончены, то в присутствии Чрезвычайного Посланника Министра при Эллинском дворе, Действительного Статского Советника Сабурова, командира клипера капитан-лейтенанта Геркена и при собрании офицеров, гардемаринов и части команды, совершена была панихида по убиенным в Наваринском сражении греческими священниками, приглашенными из города.

«Вечная память!» наверняка была исполнена матросским хором клипера, ведь ещё летом в Неаполе был нанят учитель музыки Винценцо Спезия для обучения хора музыкантов клипера.

В 11 час. вечера того же числа клипер «Жемчуг» покинул Наварин, увозя в душах всех незабываемые волнующие впечатления этого дня

Мальта – Тунис – Корфу – Триест – Венеция – Бриндизи – Пирей – Гибралтар – Лиссабон – Портсмут – Копенгаген – и, наконец – Кронштадт, 7го октября 1873 г.

Вернувшийся из дальнего плавания клипер «Жемчуг» посетил 11 октября Главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Казакевич П.В. и произвёл инспекторский смотр. Нашёл клипер и команду в отличном боевом порядке; осмотрел судно, машину, провёл учения (время исполнений всех приказаний – 1,5-2мин.!) У команды – ни одной претензии. Главный командир Кронштадтского порта «имел случай убедиться, что команда имеет бодрый и совершенно здоровый вид, грамотных нижних чинов 95%. Отзыв командира как об офицерах, так и о команде весьма лестный«.

А впереди у клипера «Жемчуг» – еще 19 лет службы Российскому флоту… /8/

***

Винтовой клипер «Изумруд» (служба – 24 года) строился в Новом Адмиралтействе. Строитель – Корпуса корабельных инженеров капитан А.Иващенко, в его распоряжении – младший судостроитель Роберт Ю. Тирнштейн, мой прадед. (Наибольшая симпатия в семье чувствовалась именно к этому клиперу. Вероятно, благодаря поощрению молодого младшего судостроителя запонками с изумрудами… К.К.)

Как всегда, в больших парусных переходах – в дальних плаваниях – цели были определёнными: военно-морское образование офицеров и команд, знакомство с большим числом английских и других портов в обоих полушариях мира и другие. Выполнение названных целей, разумеется, – не в ущерб политическим или определённым научным целям.

Из многочисленных плаваний клипера «Изумруд» рассказать хотелось бы об одном эпизоде – плавании в Тихий океан 1870-73 г.г., когда одной из целей была встреча с нашим учёным-натуралистом Миклухо-Маклаем Н.Н. и вывоз его с островов Новой Гвинеи.

Как доносил командир «Изумруда» кап.2 р. Кумани М.Н., 14 ноября 1872 г. клипер направился в Новую Гвинею, где год назад с корвета «Витязь» на берег бухты Астролябии был высажен наш замечательный учёный Н.Н.Миклухо-Маклай для научных изысканий. Стояла задача: найти и вывезти его оттуда. Лоцмана командир клипера нашёл без труда, а вот с переводчиком были трудности: соседние племена говорили на совершенно различных наречиях, и вообще «племена самой бухты Астолябии признаются всеми обитателями Молуккских островов… до такой степени зверски-свирепыми, что никогда, никто не покушался входить с ними в отношения...».

Тем не менее, султан – повелитель всех племён Новой Гвинеи – командировал в распоряжение клипера «Изумруд» капитана своих сухопутных войск – малайца, который понимал наречие жителей залива. В бухту Астролябии клипер прибыл 7 декабря, и «первое лицо, которое встретили, встав на якорь, был сам Миклухо-Маклай, приехавший на туземном пруа«. Все радостно его приветствовали и поздравили с благополучным окончанием его трудного и рискованного предприятия. На что учёный «объявил, что очень колеблется в разрешении вопроса: воспользоваться ли ему прибытием клипера для перемены места или остаться ещё на неопределенное время здесь для продолжения своих исследований по части антропологии, сравнительной анатомии, метеорологии и проч.» Однако, на следующий день «Миклухо-Маклай объявил, что решился идти на клипере в один из портов о-ва Явы«, и через 3 дня (12 декабря) клипер «Изумруд» с учёным и его багажом на борту снялся с якоря залива Астролябии…

Для команды клипера плавание в водах Новой Гвинеи не прошло бесследно – до 80 человек больных лихорадкой оказалось на борту. Когда количество больных уменьшилось до 30 человек, клипер снялся с рейда о.Тернате и ушёл в Гонконг – Сингапур – Батавию. С 8 мая Миклухо-Маклай остался в Батавии (в резиденции генерал-губернатора), предполагая прожить здесь 4-5 месяцев, обрабатывая собранные им материалы.

О дальних плаваниях судов Российского флота регулярно докладывали императору Александру II Управляющий Морским Министерством генерал-адъютант Краббе Н.К., генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич, генерал-адъютант Лесовский С.С. На полях докладов остались многоговорящие реплики и собственноручные записи Его Величества о Миклухо-Маклае: «Лишь бы он опять не пропал«, «Слава Богу, я очень о нём беспокоился» и «Слава Богу!» – при получении известия о прибытии 16 октября 1873 г. клипера «Изумруд» из кругосветного плавания в Кронштадт.                                        /9/

 

Заканчивая рассказ об успешных дальних плаваниях клиперов «Алмаз», «Жемчуг» и «Изумруд», хотелось бы привести о них слова Управляющего Морским Министерством Николая Карловича Краббе: «…по совершенно новому чертежу прекрасно построенные и щегольские крейсера» /10/

 

И в заключение. Как историограф рода, горжусь, что мне удалось вернуть семье и Истории имена моих предков – Корпуса корабельных инженеров ТИРНШТЕЙНОВ и сегодня рассказать о дальних плаваниях прочно построенных ими судов Российского флота.

 

ССЫЛКИ:

/1/ «СПб ведомости» №74,1818г., 13 сент.;

РГА ВМФ Ф.432 о.4 д.395;

/2/ там же, Ф.406 о.3 дд.406, 457, 575;

/3/ там же, Ф.283 о.2. д.5939; Ф.164 о.1 д.60; Ф.158 о.2 дд.1847, 1881;

Ф.326 о.2 дд.2447-49, 2507, 2521;

/4/ там же, Ф.249 о.1 д.33;

/5/ там же, Ф.417 о.4 д.4597; фрегат «Дм. Донской»:

/6/ там же, Ф.921 о.2 дд.89, 119; Ф.283 о.3 дд.1843, 2000, 2192; «Морской сборник» №4-1860г., №10-1861г.; клипер «Алмаз»:

/7/ РГА ВМФ Ф.921 о.2 д.120; Ф.283 о.3 дд.1925, 2263, 1862, 6561, 1881; Ф.164 о.1 д.1334; клипер «Жемчуг»:

/8/ там же, Ф.921 о.2 д.120; Ф.283 о.3 дд.1862, 1881,2352, 2387, 2320, 3506; Ф.164 о.1 д.1334; Ф.417 о.1 д.851; Ф.407 о.1 д.986; клипер «Изумруд»: /9/ там же, Ф.921 о.2 д.121; Ф.283 о.3 дд.2352, 2506; Ф.417 о.1 д.233; Ф.410 о.2 д.2532;

/10/ там же, Ф.283 о.3 д.1862.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. К сожалению, у нас многое забывается!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *