Кулинченко В. Тайны прошлых трагедий

Бесспорно, начало 50-х конец 80-х годов прошлого столетия – «золотая эра» отечественного подводного кораблестроения. Тогда советские конструкторские бюро и верфи не только вышли на мировой уровень в этой области, но и по многи направлениям, связанным с подводным кораблестроением. Причём, до сего дня некоторые рекорды советских подводных лодок не побиты. Например, подводная скорость (проект 661 «Анчар») и глубина погружения (проект 685 «Плавник»). Это были лодки с титановыми корпусами, были ещё серии 705 проекта – лодки истребители. Но почему вдруг после гибели АПЛ «Комсомолец» (пр. 685) от пожара в  апреле 1988 года было решено отказаться от титановых корпусов?

Первая в мире титановая и самая скоростная атомная лодка проекта 661 (Рара – по классификации НАТО) была спущена в декабре 1968 года, хотя её проектирование началось в 1958 году. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств: это первая подводная лодка из титанового сплава. Проектирование и строительство «К – 162» сопровождалось выполнением большого объёма научных и опытно-конструкторских работ.

         В апреле 1959 года был утверждён пред эскизный проект. В декабре 1960 года был завершён технический проект. Всего за два с половиной года была выполнена вся творческая работа. Руководил проектом Николай Николаевич Исанин (1904 – 1990 гг.) из поколения наших талантливых конструкторов подводных лодок, о которых мы до сих пор столь мало знаем.

         Но далее дело затормозилось: большая сложность проекта и новизна корпусного материала привели к тому, что закладка состоялась только в самом конце 1963 года. Дело в том, что титан, весьма перспективный, но недостаточно опробованный, оказался материалом «со сложным характером».

         Команду для лодки стали формировать только в мае 1965 года, куда назначали и меня на должность командира БЧ-3 (торпедиста) – помощника командира. Уже тогда об этом «долгострое» ходили байки и не очень стремились на ней служить, да притом двойная должность, заставили меня отказаться от этого назначения. Но с тех пор у меня осталась заинтересованность титаном.

         Лодку построили только в декабре 1969 года. Потом начались длительные испытания. Лишь в сентябре 1971 года АПЛ проекта 661 была направлена на боевую службу. Эта подводная лодка с обтекаемым корпусом и мощной энергетической установкой показала рекордную скорость 44,7 узла. Однако этот проект не пошёл в серию, причиной чего явилась несовершенство атомной установки. А вот титан оправдал все надежды….

         Когда в 1959 году СКБ — 143 предложили создать малогабаритную, одновальную комплексно-автоматизированную высокоскоростную АПЛ с минимальным экипажем, вопрос о титановом корпусе ещё не стоял. Анатолий Борисович Петров, назначенный руководителем проекта 705, имел недостаточно опыта в конструировании, и с 1963 года на этой должности его сменил Михаил Георгиевич Русанов (1909 – 1986 гг.), который корпусным материалом без колебаний избрал титан. К творческим идеям А. Петрова  Русанов добавил свой опыт конструктора, в результате чего получился шедевр кораблестроения. По многим техническим показателям АПЛ проекта 705 намного опередил своё время…. В зарубежных военно-морских кругах эту АПЛ называют уважительно – «голубой дельфин».

         Поэтому, когда в 1970 году встал вопрос о создании многоцелевой АПЛ, Николай Андреевич Климов (1922 – 1977 гг.), назначенный главным конструктором проекта глубоководной подводной лодки типа «Плавник» (проект 685) однозначно выбрал титан.

         Эта атомная подводная лодка строилась как опытная, имела титановый корпус торпедо образной формы и была одновальной. На стабилизаторах располагались двигатели и гребные винты экономического хода. Корпус снаружи покрывался резиновым анти гидролокационным слоем. Была предусмотрена всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж корабля, но она никого не спасла, потому что экипаж не знал основного свойства корпуса своего корабля, о чём я скажу ниже. Рабочая глубина составляла 1 000  метров, а предельная – 1 250 метров! На такой глубине лодка была неуязвима для противолодочных сил и средств.

         В 1977 году умер Н.А. Климов и проект доводил Ю.Н. Кормилицын.

         Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 685, получившая название «Комсомолец», предназначалась для действий против подводных лодок, авианосных соединений и для других операций. Лодка действительно была уникальной и ей принадлежит рекорд глубины для подводных лодок. Но из-за обширного пожара в апреле 1988 года лодка из надводного положения затонула в Норвежском море. Небывалый случай, чтобы подводная лодка, всплыв в надводное положение, тут же затонула. Почему?

         В своё время я вплотную занимался этой трагедией – писал статьи, посещал конференции и презентации книг. Я был не согласен с выводами, где основная вина возлагалась на экипаж. В то время мой товарищ, бывший механик АПЛ, который работал в кораблестроительном институте, как-то обронил фразу, что титан горит при температуре +600 градусов. Я при всякой возможности пытался получить подтверждение этого от компетентных людей, но, Увы! – все мои попытки разбивались о молчание или мычание.

         И вот, в подаренной мне книге конструктора подводных лодок, профессора Ю.С. Крючкова «Подводные лодки и их создатели» (1900 – 2000 гг.) с подзаголовком «Драмы людей, кораблей и идей» ( Книга издана в г. Николаев (Украина) тиражом всего 120 экземпляров), я нашёл фразу, относящуюся к титановым кораблям, где наряду с тем, что «Титановые корабли были в три раза дороже стальных АПЛ. Это были действительно «золотые рыбки», были и другие характеристики титана.

         Сам Юрий Семёнович Крючков в своей книге обходит драму АПЛ «Комсомолец» стороной. Но его откровения относительно титана подтверждают мою версию – «В горящем, за герметизированном отсеке прогорел корпус, отсек мгновенно заполнился, и субмарина рухнула в глубину!».  

         Оказывается, титан горит в воде (стр. 127) – «… он (титан) был склонен к трещинообразованию, хладноломкости и т.п. К тому же, он хорошо горит в воде». (Ю.С.К.)

         Тогда логично предположить, что об этом свойстве титана не был информирован экипаж, и вёл борьбу за живучесть АПЛ традиционными способами. А температура в горящих загерметизированных  отсеках достигает тысяч градусов. Вода была не помеха, и загорелся прочный корпус…. Дальше мы знаем!!!  Так кто же виноват в этом случае? Экипаж, наука, завод или весь, тогда могущественный, ВПК? К сожалению, всё списали на экипаж.

         И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. А ведь это направление считалось перспективным.

         И в той же книге Ю.С. Крючкова, мы читаем, что «Вызванный гибелью «Комсомольца» отказ от применения в будущем титана продержался в России недолго, и в новых проектах опять предлагается делать подводные лодки из титановых сплавов, что позволяет облегчить их корпуса, и за этот счёт увеличить количество разнообразного вооружения».

         Возможно ли, что к 20-летию гибели АПЛ «Комсомолец», мы, наконец, услышим из официальных источников всю правду о трагедии в Норвежском море 7 апреля 1988 года? Что вызывает сомнения. Ведь происшедшая позже через 12 лет, 12 августа 2000 года, трагедия АПЛ «Курск» при более внятных обстоятельствах по воле политиков осталась тайной. Тайну «Комсомольца» действительно хранят глубины, тайну «Курска» похоронили люди.

Вечная память погибшим подводникам!

  1. капитан 2 ранга Аветисов Олег Григорьевич – старший помощник командира, 1955 года рождения, г. Ленинград
  2. капитан 2 ранга Бабенко Валентин Иванович – командир БЧ-5, 1950 года рождения, Запорожская область, Черниговский район, с. Замостье
  3. капитан 1 ранга Буркулаков Талант Амитжанович – начальник политотдела дивизии, 1947 года рождения, Костромская область, Судиславский район, д. Вандышево
  4. капитан 1 ранга Ванин Евгений Алексеевич – командир АПЛ, 1947 года рождения, г. Донецк
  5. капитан-лейтенант Волков Николай Алексеевич – командир электротехнической группы, 1958 года рождения Новгородская область, г. Пестово
  6. капитан 3 ранга Володин Александр Васильевич – командир БЧ-4, 1958 года рождения, Тульская область, г. Новомосковск
  7. лейтенант Зимин Вадим Владимирович – инженер БЧ-4, 1983 года рождения, г. Воронеж
  8. капитан 3 ранга Испенков Анатолий Матвеевич – командир электротехнического дивизиона, 1956 года рождения, Витебская область, Шумилинский район, д. Хвостово
  9. капитан 3 ранга Максимчук Юрий Иванович – заместитель командира АПЛ по политической части, 1957 года рождения, Днепропетровская область, Никопольский район, с. Екатериновка
  10. капитан 3 ранга Манякин Сергей Петрович – командир дивизиона движения, 1954 года рождения, Ростовская область, г. Таганрог
  11. старший лейтенант Марков Сергей Евгеньевич – инженер электротехнической группы, 1854 года рождения, г. Ленинград
  12. лейтенант Молчанов Игорь Александрович – командир БЧ-3, 1964 года рождения, Ленинградская область, г. Ломоносов
  13. капитан-лейтенант Науменко Евгений Владимирович – командир вычислительной группы, 1960 года рождения, Приморский край, Пограничный район, д. Сергеевка
  14. капитан-лейтенант Нежутин Сергей Александрович – командир группы ОСНАЗ, 1962 года рождения, г. Архангельск
  15. капитан-лейтенант Смирнов Михаил Анатольевич – командир БЧ-1, 1962 года рождения, Ленинградская область, Гатчинский район, д. Вырица
  16. капитан-лейтенант Сперанский Игорь Леонидович – инженер гидроакустической группы, 1962 года рождения, Свердловская область, г. Североуральск
  17. лейтенант Шостак Александр Александрович – инженер группы дистанционного управления, 1965 года рождения, г. Севастополь
  18. капитан 3 ранга Юдин Вячеслав Александрович – командир дивизиона живучести, 1953 года рождения, г. Грозный
  19. старший матрос Апанасевич Игорь Олегович – командир отделения рулевых сигнальщиков, 1969 года рождения, Минская область, Клецкий район, п. Победоносный
  20. мичман Бондарь Сергей Стефанович – техник-турбинист, 1954 года рождения, г. Липецк
  21. мичман Бродовский Юрий Анатольевич – техник-гидроакустик, 1954 года рождения, г. Николаев
  22. старший матрос Бухникашвили Надари Отариевич – машинист трюмный, 1968 года рождения, Абхазская АССР, п. Гантиади
  23. мичман Валявин Михаил Николевич – техник-турбинист, 1959 года рождения, Оренбургская область, Кувадыкский район, с. Ново-Дышла
  24.  старший матрос Вершило Евгений Эмундович – электрик, 1968 года рождения, Минская область, Мядельский район, п. Мядель
  25. старшина 2 статьи Головченко Сергей Петрович – кок-инструктор, 1968 года рождения, г. Днепропетровск
  26. матрос Грундуль Алексей Александрович – торпедист, 1968 года рождения, Ярославская область, г. Рыбинск
  27. старший мичман Еленик Михаил Анатольевич – старший кок-инструктор, 1942 года рождения, Белгородская область, г. Валуйки
  28. мичман Замогильный Сергей Васильевич – старшина команды электриков, 1959 года рождения, Винницкая область, г. Жмеринка
  29. мичман Капуста Юрий Федорович – начальник секретной части, 1957 года рождения, г. Запорожье
  30. мичман Ковалев Геннадий Вячеславович – техник БЧ-4, Мурманская область, г. Североморск
  31. мичман Колотилин Владимир Васильевич – техник группы ДУ, 1964 года рождения, Курская область, Хомутовский район, с. Прилепы
  32. мичман Краснобаев Александр Витальевич – техник электронно-вычислительной группы, 1964 года рождения, Крымская область, Кировский район, с. Золотое поле
  33. матрос Краснов Сергей Юрьевич – радиометрист, г. Рига
  34. матрос Кулапин Владимир Юрьевич – машинист-турбинист, 1968 года рождения, г. Алма-Ата
  35. матрос Михалев Андрей Вячеславович – машинист трюмный, 1970 года рождения, Тамбовская область, Никифоровский район, п. Дмитриевка
  36. мичман Нахалов Сергей Васильевич – старшина команды радиотелеграфистов, 1964 года рождения, Ленинградская область, Кировский район, п. Новинка
  37. старший матрос Суханов Валерий Иванович – кок-инструктор, 1968 года рождения, Горьковская область, г. Выкса
  38. старший мичман Ткач Владимир Власович – старшина команды рулевых-сигнальщиков, 1948 года рождения, Черкасская область, Христиновский район, с. Сычевка
  39. матрос Ткачев Виталий Федосович – рулевой-сигнальщик, 1970 года рождения, Ворошиловградская область, Славяносербский район, с. Баньковка
  40. матрос Филиппов Роман Константинович – электрик, 1968 года рождения, г. Горький
  41. мичман Черников Сергей Иванович – техник-химик, 1956 года рождения, Ленинградская область, г. Выборг
  42. старший матрос Шинкунас Стасис Клеменсович – радиометрист, 1968 года рождения, Литовская ССР, Кайшядорский район, д. Банишкю

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Обнако погибших было бы гораздо меньше, если бы командование АПЛ правиль- но и вовремя оценило состояние остойчивости и непотопляемости корабля, учитывая опыт АПЛ К-8 апреля 1970 и вовремя при няло решение об организо-ванной эвакуации экипажа. Были и другие ошибки в борьбе за живучесть, что говорит о традициорной в те времена недостаточной подготовке вторых экипа-жей, о чем в своей книге написал в.а.Чернов, в многолетней полемике с ком СФ Ерофеевым, выпус-кавшем ПЛ в море. Попу- лярную в те времена вино-вность в авриях экипажей зсложил в практику Глав- ком ВМФ Горшков С.Г. в желании, обелить конст-руктивные недостатки ПЛ. Впрочем отказать в несом- ненном мужестве моряков » Комсомольца» невозможно, как и в других авариях ПЛ, они проявили героизм. Вечная им память!

  2. ПЕТРО УДОВЕНКО

    1. Царство небесное погибшим подводникам.
    2. Очень интересная версия. Согласен, вице-адмирал Чернов Е.Д. внимательно рассматривал действия и ошибки экипажа, — он подводник профессионал высшей пробы, знаю это по службе под его командованием. Он же рассматривал и ошибки конструкторов и промышленности, но его не хотели слушать.
    3. Если действительно титан горит, я об этом слышу впервые, то Ваша версия наиболее вероятная.

Добавить комментарий для Андрей Кузнецов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *