Наступивший 2025 год для экипажа корабля Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» особенный в январе, исполняется 34 года со дня «Торжественного подъема флага на корабле», главного праздника военных моряков плавсостава «День корабля».
ТАВКР (авианосец) проекта 11435 типа «Рига», с 1990 года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», по проектным документам НПКБ «Советский Союз». Спроектирован Невским проектно-конструкторским бюро, по ТТЗ ВМФ. Заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года, для достройки спущен — 4 декабря 1985 года. В создании корабля принимали участие 169 министерств и ведомств, 3500 основных предприятии, более 7000 заводов и фабрик Советского Союза, специалисты 800 профессий.
Корабль на переходе
В Толковом Военно-морском словаре, 14-ой главе Корабельного устава ВМФ записано: «Торжественный подъем флага на кораблях Военно-морского флота производится в праздничные дни и по случаю важных событий (при вручении кораблю Военно-морского флага и его первом подъеме). Во время торжественного подъема флага, на корабле вместе с флагом и гюйсом поднимаются флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш», и исполняет «Государственный гимн».
Военно-морской флаг, поднятый на корабле, является его Боевым Знаменем, символом государственной принадлежности, готовности экипажа, до последнего дыхания, защищать морские рубежи Родины. Устав морской, введенный по повелению первого Императора России, создателя военного флота Петра Великого, ставший с 1720 года, одним из основных документов для экипажа корабля, требовал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги». За прошедшие столетия военными моряками, требования царя всея Руси, первого Императора Всероссийского, вице-адмирала Романова Петра Алексеевича, неукоснительно исполнялись.
Пришло время и экипажу ТАВКР (первого настоящего авианосца) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», довелось выполнить главный завет Петра Великого Торжественно поднять флаг, на головном построенном корабле Военно-морского флота. С этого момента прошло больше 3-х десятилетий, но создается такое впечатление, что это торжественное событие на корабле, носящем имя несгибаемого, легендарного, оставшегося до конца жизни верным военному флоту и Отечеству Наркома Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, произошло совсем недавно.
На полетной палубе левого борта, в праздничном строю, первый экипаж, в парадной форме одежды, во главе строя по подразделениям управление корабля, командиры боевых частей, начальники служб и команд. Впервые в строю, выпускники-лейтенанты, мичманы и прапорщики, призванные на срочную службу старшины и матросы. Ходят и дают последние указания старший помощник командира корабля В.Л. Чаплыгин, помощник В.П. Огородников. Встречают своих гостей командиры боевых частей, начальники служб: А.В. Дорофей, В.Я. Бойко, П.В. Чугунов, А.И. Утушкин, П.А. Харичко, Л.Ф. Данило, С.А. Феклистов, А.В. Козий, М.А. Свежанкин, С.Б. Сницеренко.
А воспоминания, возвращают в историю, создания и освоения корабля. Головной корабль нового проекта типа Рига, по классификации НАТО «Кремль», начал писать свою историю в 1978 году. Когда главным штабом ВМФ было подготовлено ТТЗ на проектирование, авианосца с паросиловой установкой, аэрофинишером и катапультами. Планировался, корабль водоизмещением — 65 000 тонн, главное оружие палубные самолеты авиагруппы Як-40 СВВП. В 1980 года по требованию МО СССР, внесены изменения, проект стал: водоизмещением (стандартное) — 55 000 тонн, длиной — 310 метров, шириной — 38 (по ПП-75) метров, осадка — 10.0 метров. Скорость максимального хода до 32 узлов. Мощность ГЭУ- 200 (4 х 50) тыс. л/с. Дальность плавания (18.0 узлов) — 10 тыс. миль. Автономность — 45 суток. Мореходность — не ограничена. Парк авиации до 50 летательных аппаратов, взлет авиации через трамплин. Но в 1981 году Министерством обороны, неожиданно принимается решение, исключить проект из программы строительства. Но 1 сентября 1982 года на стапеле Черноморского судостроительного завода был заложен корабль с закладной доской «Рига». В феврале 1983 года он был перезаложен, и назван «Леонид Брежнев», это было не последнее его название, вскоре накануне выхода на Летно-конструкторские испытания, он стал значится как «Тбилиси», а с 1990 года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
В процессе строительства, появилась проблема с корабельной авиацией. Работы по созданию самолета Як-40 (Як-141), шли с отставанием от программы, и были приостановлены. Приняли решение парк корабельной авиации, заменить на самолеты СУ-27 и МиГ-29, для этого было необходимо провести их доработку и испытания. На специально созданном для этого учебном центре Черноморского флота в Саках начались производится испытания, готовящихся для корабля самолетов. Результаты, проведенных в течение нескольких лет испытаний на береговом полигоне, позволили сделать вывод о том, что на базе самолетов СУ-27 и МиГ-29, возможно создание корабельного самолета трамплинного взлета. Для начала серийного строительства самолетов, надо было провести их испытания, вместе с корабельным авиационным комплексом в море. В середине 1988 года на совещании в Невском ПКБ, представителями ЧСЗ, ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ им. Сухого и Микояна было принято решение о необходимости «разового выхода» корабля в море.
Совместным решением МАП, МРП, МОМ, ВВС, МО СССР, был разрешен выход корабля на Летно-технические испытания авиации и нового корабельного комплекса.
С принятием решения о выходе, с экипажем корабля складывалась сложная ситуация. Полный штат, открыт не был, отбор шел по первому (техническому) штату, это около 40% от полного. С открытием полного штата, возник вопрос. Где брать людей для комплектования? Они в мобилизационном плане флота и эскадры, не были заложены, надо было искать резервы. Отобранных, в короткие сроки людей, без их положенной подготовки по программе обучения, предстояло перевезти к месту строительства корабля. В кроткие сроки подготовить и заселить экипаж на строящийся корабль, подготовиться к выходу, форсировать канал (узкость), начать Летно-конструкторские испытания.
К выходу по времени было невозможно полностью закончить строительство корабля, проведение работ перенесли на более позднее время. Разрешили выход без проведения доковых работ, осмотра подводной части корабля и магнитной обработки корпуса. Ведущихся корпусных работах, без испытаний пожарной магистрали. Неполной укомплектованности корабля спасательными средствами. Принято решение о продолжении работ во время испытаний, для чего взять на выход заводских рабочих и специалистов предприятий.
Это было смелое не ординарное решение, приостановившее или нарушившие, требования многих руководящих документов.
С получением Приказа ГК ВМФ, которым предписывалось экипажу на корабле выйти в море, обеспечить безопасность выполнения программы Летно-конструкторских испытаний. Началось его выполнение, к месту строительства поездами и самолетами военно-транспортной авиации убывают, сформированные команды, последняя прибыла в город Николаев во второй половине июля 1989 года. Была организована ускоренная подготовка экипажа к заселению в казармах береговой базы Черноморского флота. 13-го сентября началось заселение на корабль, ускоренно отработав элементы курсовых задач, пополнив запасы, приняв и расселив представителей завода и промышленности корабль был готов к выходу.
В 1989 году 20 октября экипаж впервые стал готовить корабль к непростому переходу, впервые с отходом от причала, предстояло форсировать 46 миль узкости, старейшего знаменитого Бугско — Днепровского — лиманского канала (БДЛК), в западной части Черного моря.
Не забыть! В памяти остается тот день 20 октября, когда в 09.00 часов Московского времени, впервые экипаж был построен по сигналу «Большой сбор» для проведения инструктажа на приготовление корабля к его первому походу. Впервые подана команда: «Корабль к бою и походу приготовить» экипаж занимает свои места. Идет приготовление, готовятся командные пункты и боевые посты, технические средства, машины, проворачиваются вручную у причала завода. Все готовится для того, чтобы произвести проверку машин подачей пара. Корабль отводится от причала, становиться на якорь, подводится пар, машины проворачиваются паром. Проверяются рулевое устройство и основной машинный телеграф.
На ГКП пребывает командир корабля, проверяет лично их работу и назначает (задает) ход. Из ПЭЖа идет доклад: «Есть, назначенный ход 18.0 узлов, приказания основного машинного телеграфа исполнять»!. Корабль впервые готов к даче хода своими машинами.
Идет сьемка с якоря, машины готовы и исполняют команду основного машинного телеграфа. С ОМТ передана первая команда «Вперед самый малый», корабль вздрогнул, ожил и начинал медленно набирать ход. Впервые проверяется управляемость корабля на различных скоростях хода при перекладке руля. При движении по БДЛК, будут повороты на курс более 60 градусов, для этого корабль должен быстро реагировать на изменения положения руля, это зависит от его скорости. Подбирается безопасная скорость хода, 6 — узлов корабль плохо реагирует на изменения руля, ход 8 — узлов, корабль слабо реагирует на изменения руля, увеличиваем ход до 10 узлов, принимаем решение, форсировать канал таким ходом.
Бугско-Днепровский — лиманский канал на карте
Это остается в памяти и сегодня! Скорость 10 узлов, под 4-я машинами, вошли в канал и начали его форсирование. Ширина канала — 100,0 метров, глубина — 11,5 метра, предстояло пройти 46 миль, преодолеть 13 колен, где осуществить повороты часть из них были более 60 градусов. БДЛК строился для прохода парусных кораблей и броненосцев, строящихся на кораблестроительных заводах Николаева. Перед нашим проходом в канале проводились промеры и углублялся фарватер в Бугском лимане. Корабль такого водоизмещения и размеров по каналу шел впервые, и стал осенней операцией, флота-завода-экипажа. Проход обеспечивали гидрографические суда и буксиры, с бака корабля заведен конец на морской океанский буксир. Безопасность контролировалась расчетами командных пунктов боевых частей штурманской А.В. Дорофей, управления Л.Ф.Данилов и специально подготовленными офицерами, связь обеспечивалась боевой частью четыре П.Н. Могилевич, скорость хода электромеханической боевой частью А.И. Утушкин.
Более пяти часов идет форсирование канала, созданного для прохода кораблей ещё во времена Императрицы Екатерины ΙΙ, проходим рядом с местами Русской Славы, доблести русских воинов и их оружия. Вышли из канала, на его форсирование было затрачено более шести часов, подойдя к траверзу рейда Очаков, отдали якорь на клюзе 200 метров. Вахтенная и дежурная службы корабля впервые заступили к её несению по якорному.
На якоре. Траверз Очакова
Немного успокоились, вытерли со лба пот. Поучили поздравление с первым успешным выходом и проходом узкости от командующего Северным флотом адмирала Ф.Н. Громова. Тогда не предполагали, что экипажу придется ещё дважды выходить и входить по каналу для достройки корабля на ЧСЗ.
А пока приняли решение во время стоянки произвести проверку экипажа, прикомандированных, осмотреться, спустить водолазов для осмотра днища, винтов и рулей. Первая ночь совместно с представителями промышленности прошла относительно спокойно, противопожарную безопасность экипажу помогала обеспечивать, взятая на выход заводская пожарная команда. Во второй половине дня, вышедшие на испытания члены комиссии собрались на ГКП и под руководством Председателя правительственной комиссии Устьянцева Александра Михайловича, обсудили и приняли решение о времени начала и проведении работы по проведению Летно-конструкторских испытаний и сроках выполнения программы.
Председатель Правительственной комиссии вице-адмирал А.М. Устьянцев (29.03.1931-02.02.1993 гг)
На следующий день корабль, снялся с якоря и совершив переход, вошел в полигон боевой подготовки для начала проведения испытаний. До конца октября шла интенсивная проверка и подготовка механизмов корабля, его авиационного комплекса к безопасному приему самолета. Проверялись машины, навигационные, радиотехнические средств, связь, технические и визуальные средства обеспечения посадки, тормозные машины, аэрофинишеры, действия противопожарных средства полетной палубы. Проводились тренировки корабельных расчетов ГКП – КДП – КПКП БЧ-1, БЧ-4, БЧ-6, БЧ-7 по обеспечению посадки и отработке действий в нештатных (аварийных) ситуациях. Выход корабля, находился под постоянным контролем его результатов ждали. Посадку самолета на аэрофинишер полетной палубя готовили, ждали сотни тысяч ученых, специалистов институтов, коллективов крупных объединений и предприятий Советского Союза.
Вскоре уверенные действия летчиков, вначале при проходе самолета над палубой, позднее по готовности, с касанием полетной палубы колесами. Хорошая надежная работа технических средств и авиационного комплекса корабля, уровень подготовки корабельных расчетов. Позволили успешно в установленные сроки, выполнить подготовку к посадке экипажей самолетов СУ-27К летчик-испытатель В.Г. Пугачев, МиГ-29К летчик-испытатель Т.О. Аубокиров, экипажа военных летчиков СУ-25 УТГ.
Настал момент принятия решения, это должны были сделать генеральный конструктор ОКБ Сухого М.П. Симонов, председатель Правительственной комиссии А.М. Устьянцев, директор ЧСЗ Ю.И. Макаров, представители конструкторского бюро В. Белова, авиации А. Лунякова. Для этого в конце месяца на корабль прибыли члены комиссии.
М.П. Симонов (19.10.1929-04.03.2011 гг)
К этому времени твердое мнение о том, что возможно произвести посадку самолета Су-27К было у М.П. Симонава, А.М. Устьянцева и Ю.И. Макарова. Двое остальных членов комиссии колебались, по их мнению, были не выполнены или не до конца выполнены требования ряда документов.
Прибывший на корабль 31 октября генеральный конструктор ОКБ Сухого М.П. Симонов, получив доклады, в очередной раз посмотрев все лично и оценив обстановку, принял решение на посадку, с ним были согласны и решение поддержали А.П. Устьянцев и Ю.И. Макаров.
Ю.И. Макаров (07.09.1934-02.06.2002 гг)
Корабль находился в море шла подготовка, закончив полеты самолеты улетели на аэродромы, отойдя в район ожидания экипаж с прикомандированными на борту маневрировал малыми ходами. Директор ЧСЗ Ю.И Макаров волновался, поднялся на ГКП, отвел в сторону командира задал вопрос: «Вы готовы к посадке»? Получив доклад о проделанной работе экипажем, немного успокоился. Не менее волновался и адмирал А.М. Устьянцев, он несколько раз поднимался на ГКП, во время маневрирования корабля в районе ожидания, выслушал доклад о проделанной работе, задавал вопросы, вспоминал свою службу, давал советы и напутствия на следующие сутки.
На следующие сутки 1-го ноября 1989 года во время обеда в Салоне флагмана, когда самолет СУ-27К с летчиком В.Г. Пугачевым, находился в воздухе и проделал несколько пролетов над кораблем с касанием и прокатом по палубе. Начали подписывать «Совместное решение на посадку самолета СУ-27К №2 на корабль «Тбилиси»». Это интересный, своеобразный и смелый документ, подписанный профессионалами своего дела, можно посмотреть в Приложении №1.
М.П. Симонов в это время, находился с группой управления полетами на КДП, не смотря на ухудшение видимости, усиление ветра звучит его команда по связи В.Г. Пугачеву: «Виктор работаем по полной» и ответ: «Вас понял, работа по полной», эти слова стали началом захода самолета на посадку. А вскоре касание полетной палубы колес самолета, его посадка на трос №2 аэрофинишера, торможение и остановка, развеяло все сомнения по подписанию документа.
А в 13 часов 45 минут Московского времени, на аэрофинишер полетной палубы, уже не просто корабля, а авианосца совершил первую в истории военного флота страны посадку, уже не просто самолет, а корабельный палубный самолет СУ-27К, летчик-испытатель Герой Советского Союза В.Г. Пугачев.
Летчик-испытатель В.Г. Пугачев
Первая посадка
Это стало большим событием и праздником, вначале для всех находившихся на корабле, а по мере получения информации, для всех членов больших коллективов, принимавших участие в подготовке к этому событию.
После анализа первой посадки, членами комиссии принимается решение на посадку самолетов МиГ-29К, летчик-испытатель Герой Советского Союза Т.О. Аубакиров и Су-25 УТГ военные летчики, полковники И.В. Водинцевым и А.В. Крутовым. Успешная посадка самолетов, позволила принять членам комиссии решение о взлете с трамплина. Первым взлет со стартовой позиции №1 произвел самолет Миг-29К летчик-испытателем Т.О. Аубакиров.
Летчик-испытатель Т.О. Аубакиров
Произошло это через 80 лет после, поданной в Главный морской штаб 23 октября 1909 года, капитаном авиатором Львом Макаровичем Мациевич докладной записки, в которой он указывал о необходимости иметь на кораблях самолеты для применения их к морскому делу. Еще тогда в 1909 году один из лучших летчиков России Л.М. Мациевич, предсказал будущее морской и корабельной авиации.
Дата 1 ноября 1989 года вошла в историю военного флота страны, стала днем рождения авианосца и его палубной корабельной авиации. Летчики, совершившие посадку и взлет палубниками корабельной морской авиации.
Сегодня, посмотрев на произошедшее более тридцати лет назад можно сказать, что решение на посадку в сложившейся ситуации стало правильным, с большой вероятностью риска. Но оно было просчитано, опиралось на высочайший профессионализм руководителей их веру, в свои многотысячные коллективы, время и жизнь это подтвердили. Мы сегодня этим гордимся и еще раз вспомнить можем посмотрев Приложение №2 из архива.
В дальнейшем, действия экипажа строго регламентировались государственной программой, были направлены на строительство, проведение ходовых и государственных испытаний, ввод корабля в боевой состав ВМФ. Не смотря на начинающуюся в стране «гласность и демократию», контроль за вводом ТАВКР (авианосца) сохранялся на самом высшем уровне. Об это свидетельствую документы показанные в Приложении №3, докладная записка: «О порядке приемки в состав ВМФ в 1990 году авиационного крейсера проекта 11435 «Адмирал Кузнецов» и Приложении №4, срочная Правительственная телеграмма.
В 1990 году накануне, празднования 45-годовщины Дня Победы, корабль отошел от стенки завода и форсировав канал, продолжил ходовые и государственные испытания.
С их окончанием в декабре 1990 года, в юбилей 270-летия введения для руководства на военных кораблях флота России, «Устава морского» Петром I. Комиссией был подписан Акт готовности корабля, авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», вошел в боевой состав кораблей Военно-морского флота.
Адмирал Ф.Н. Громов (29.08,1937-22.01.2021 гг)
После утверждения, предложения командира о дате Торжественного подъема флага на корабле, командующим Северным флотом Ф.Н. Громовым, экипаж преступил к подготовке. Это стало одним из главных мероприятий на корабле, в наступающем 1991 году. Экипаж тщательно готовился, выполнить его впервые. Ритуал подъема флага на корабле, с моментом его введения, отличается на военных кораблях России, особой изящностью, красотой и торжественностью, в нем за прошедшие три с лишнем столетия все продумано, предусмотрено, учтено и отработано.
Первый подъем флага корабля был произведен, на первом русском военном корабле «Орел», построенном на верфи в селе Дединово Коломенского уезда на Оке в 1668 году, по повелению царя Романова Алексея Михайловича.
Военный корабль России «Орел»
Экипажу головного ТАВКР (авианосца) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» 20 января 1991 года, предстояло впервые поднять флаг на вошедшем в боевой состав корабле. Зачитывается приказ ГК ВМФ, командиру вручается первый флаг корабля. Бережно приняв его из рук, прибывшего адмирала командир корабля, в сопровождении офицеров-ассистентов проходит по полетной палубе перед строем экипажа с его Боевым знаменем. Под ним предстоит экипажу защищать морские рубежи Отечества, ходить в море, стоять на якоре, находится у причала, выполнять и быть всегда готовым выполнить любую, поставленную задачу.
Командир принимает Военно-морской флага корабля
Время 09 часов 00 минут, экипаж замер в парадном строю, звучит команда: «Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять». Командир корабля под звуки «Встречного марша», «Гимна Советского Союза», медленно поднимает Военно-морской флаг. Исполняется Гимн Советского Союза, строй замер, лица торжественны, экипаж готов исполнить свой воинский долг, оправдать доверие Родины.
Первый подъем военно-морского флага СССР на корабле командиром
Этот торжественный запомнившейся, волнующий и сегодня момент произошел на корабле, носящем имя Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, вся жизнь которого была связана с служением народу и флоту. Только он в трудную минуту мог сказать: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно».
С этого момента, произошедшего на корабле 20 января 1991 года, в юбилей 295-годовщины, создания военного флота России Императором Петром Великим, экипаж станет отмечать свой главный праздник «День корабля». Военно-морской флаг, поднятый на корабле, стал его Боевым Знаменем, указывающий на государственную принадлежность, обязывающий экипаж защищать суверенитет и интересы страны, выполнять требования Петровского «Устава морского».
Нет сомнения в том, что экипаж, стоявший в строю, на этом главном празднике корабля, его не забудут это останется в памяти навсегда. Основа экипажа, его движущая и направляющая сила-офицеры. Не случайно о них офицерах, адмиралом, военным мыслителем и мемуаристом А.Д. Бубновым было написано.
«Никто в мире, кроме русского офицера, не несет в своем сердце столько любви к своему делу, никто не способен принять столько мук за эту любовь, не потеряв надежды и веры…».
За прошедшие годы, не смотря на трудности в стране, не ординарности принимаемых решений, экипаж выполнял поставленные задачи, полученные указания и вводные. Успешно в короткие сроки провел ЛКИ и государственные испытания, ввел в боевой состав кораблей ВМФ головной ТАВКР (авианосец), носящий имя легендарного Наркома Н.Г. Кузнецова. В связи с изменившимися обстоятельствами, совершив Межфлотский переход, прибыл к месту постоянного базирования на Северный флот.
С этого момента началось дальнейшее его освоение на Северном театре. В году 300-летия, создания военного флота Петром Великим, экипаж впервые выполнял задачу несения боевой службы в Средиземном море, показав огромное желание, выполнять поставленные боевые задачи, служить военному флоту и Отечеству. Боевые походы, несение службы в Атлантике, Средиземном море стали постоянными, кораблем пройдены сотни миль.
В новом XXI столетии при несении боевой службы в Средиземном море экипажу впервые была поставлена боевая задача нанести удар корабельной палубной авиацией по береговым объектам противника, она была выполнена. В феврале 2018 года «За заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные экипажем во время выполнения боевых задач», Указом Президента России, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» награжден орденом Ушакова.
Президент России В.В. Путин прикрепляет орден Ушакова на флаг корабля
За три с лишним десятилетия с корабля, ушли к новому месту службы офицеры, мичманы и прапорщики. Уволились в запас, повзрослевшие и возмужавшие матросы и старшины срочной службы, получившие корабельную закалку и путевку в жизнь. Лётчики, корабельной палубной авиации, поставили на крыло и дали жизнь новым палубным самолетам. За проявленное мужество и героизм, члены экипажа удостоены правительственных наград и высшей награды Родины «Герой России».
Впереди у самого многочисленного экипажа корабля ВМФ, много задач, дальних походов, знаменательных дат и событий, но одной из важнейших, праздничных, запоминающихся остается.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ПОДЪЕМ ФЛАГА — ДЕНЬ КОРАБЛЯ
В этот день первый командир, ветераны корабля, желают многонациональному экипажу авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
ВСЕГДА ПОПУТНОГО ВЕТРА, ЧИСТОЙ ВОДЫ И ОТСУТСТВИЯ РИФОВ. МИРНОГО НЕБА, СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ, УДАЧНЫХ ПОХОДОВ, ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И УСПЕХОВ.
Вице-адмирал, первый командир ТАВКР (авианосца) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» Виктор Степанович Ярыгин
Приложение № 1
СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ПОСАДКЕ САМОЛЕТА СУ-27к № 2 НА КОРАБЛЬ «ТБИЛИСИ»
1 ноября 1989 года
Самолет СУ-27к прошел испытания на комплексе «Нитка» по взлету с трамплина и посадкам без выравнивания.
Подтверждены летно-технические характеристики, характеристики устойчивости управляемости, прочности планера.
Получена работоспособность радиотехнических посадочных средств.
Летчик Пугачев В. Г. в период подготовки выполнил более 500 заходов по глиссаде и более 200 посадок с зацеплением за трос, имея общий балл (средняя оценка) * 4,22.
В заходах по кораблю «Тбилиси» самолет СУ-27к летчик Пугачев выполнил 30 заходов и 12 касаний палубы.
Подтверждена полная работоспособность посадочного комплекса самолет — корабль, КДП и ГРП.
Посадку на корабль самолета СУ-27к № 2 летчиком Пугачевым В.Г. разрешить.
Спасательные средства готовы к действию.
Устьянцев
Симонов
Макаров
Луняков
Белов
13 ч. 46 мин. 01. 11. 1989 г. ТАКР «Тбилиси». СУ-27к на палубе.
Приложение № 2
ВЫПИСКА ИЗ ВАХТЕННОГО ЖУРНАЛА АВИАНОСЦА «ТБИЛИСИ»
1 ноября 1989 года
Черное море
Ш- 45°, 02′ 6.
Д- 33°, 11′ 8.
Погода:
Ветер — 260° 8 м/с,
Море — 1 балл,
Видимость — 4,6 мили ,
Облачность — 9 баллов.
13 час. 46 мин. Произвел первую в истории ВМФ СССР аэрофинишерную посадку на палубу корабля самолет СУ-27к, бортовой № 39, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Пугачевым Виктором Георгиевичем.
15 час. 11 мин. Произвел первую посадку на палубу корабля самолет МиГ-29к, бортовой № 311, пилотируемый летчиком-испытателем, Героем Советского Союза Аубакировым Токтаром Оранбаевичем.
16 час. 48 мин. Произвел взлет с трамплина самолет МиГ-29к.
17час. 17 мин. Совершил посадку на палубу корабля самолет СУ-25утг, бортовой № 08. Пилоты: летчики-испытатели Водинцев Игорь Викторович, Крутов Александр Валерьевич.
Командир авианосца «Тбилиси» капитан I ранга В.С. Ярыгин
1 ноября 1989 года
Приложение № 3
ПРЕЗИДЕНТУ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
О порядке приемки в состав ВМФ в 1990 году авиационного крейсера проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
Производственным объединением «Черноморский судостроительный завод» Минсудпрома СССР завершена постройка головного тяжелого авианесущего крейсера проекта 11435 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
В сентябре 1990 года закончены на Черном море государственные испытания, и корабль поставлен на завод для проведения ревизии основных механизмов и окончательной отделки.
Результаты испытаний корабля, его комплексов вооружения и энергетической установки по докладу Правительственной комиссии подтвердили тактико-технические элементы корабля.
За период испытаний крейсером пройдено 16200 морских миль, с палубы корабля проведено 454 полета летательных аппаратов, завершены летно-конструкторские испытания корабельного самолета-истребителя СУ-27К и 1-й этап государственных испытаний вертолета радиолокационного дозора Ка-252 РЛД, а также проведены испытания корабельного самолета-истребителя МиГ-29К.
Вместе с тем, в настоящее время корабль не укомплектован серийными самолетами СУ-27К и МиГ-29К и будет комплектоваться серийными самолетами по мере их изготовления в Минавиапроме СССР.
Кроме того, не проводились в полном объеме скоростные и маневренные испытания корабля на полном ходу, контрольные замеры физических полей, не уточнена дальность обнаружения торпед гидроакустической станцией в связи с тем, что подводная часть корпуса корабля будет подвергнута очистке при доковании корабля в мае 1991 года.
Не проводились также боевые стрельбы серийного ракетного комплекса «Гранит», испытания комплекса радиоэлектронного противодействия и мореходные испытания в сложных метеорологических условиях, которые будут осуществлены на Северном флоте в месте приписки корабля.
В настоящее время корабль находится у достроечной набережной завода, где проводится окончательная отделка и окраска помещений.
Обсудив все варианты дальнейшего использования корабля, пришли к выводу, что корабль должен быть принят в состав Военно-Морского Флота в 1990 году для освоения его сложной техники и вооружения личным составом.
Просим согласия.
п/п О. Бакланов п/п И. Белоусов п/п Д. Язов
п/п И. Коксанов п/п А. Сысцов
Согласие имеется 21.12.1990 г.
Приложение № 4
Телеграмма
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ
Декабрь 1990 года.
Из Москвы Минсудпрома: НР 2013 Срочно
Николаев: генеральному директору: ПО «ЧСЗ» Макарову
Москва: председателю ПК ГПК ВМФ Устьянцеву
Североморск: командующему Громову
Президентом СССР т. Горбачевым по предложению т.т. Бакланова, Белоусова, Язова, Коксанова и Сысцова 21 декабря 1990 года дано согласие на подписание приемного акта ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 1990 году по результатам проведения испытаний корабля.
В 1991 году должны быть закончены госиспытания летательных аппаратов, доукомплектование корабля должно производиться по мере их изготовления Минавтопромом.
В 1991 году после докования должны быть проведены скоростные и маневренные испытания, замеры полей, уточнена и проверена дальность обнаружения торпед гидроакустической станцией.
Стрельбы комплексом «Гранит», испытания комплекса РЭП «Созвездие» и мореходные испытания в особо сложных условиях провести в период перехода на Северный флот и на флоте.
Основное внимание в первом полугодии 1991 года должно быть уделено подготовке личного состава с непосредственным участием высококвалифицированных специалистов промышленности и сдачей задач под руководством командования Северного флота.
Министр судостроительной промышленности СССР Коксанов
Главнокомандующий ВМФ Чернавин