Матвеев А. Трагическая судьба краснознаменной подводной лодки «Щ-403» (Ягуар), ее командиров и команды

В ноябре 2018 года на нашем сайте была опубликована статья «Командир счастливой «Щуки». Интересная статья, написанная по известному многим кинофильму «Командир счастливой Щуки» с Петром Вельяминовым в главной роли. Там же автор Травин Алексей Юрьевич указал, что подобный случай был с подводной лодкой «Щ-403» экипаж капитан-лейтенанта Коваленко Семена Ивановича.

Этот кинофильм был снят в 1972 году и имел популярность, тем более, что советских фильмов о действиях ВМФ в Великой отечественной войне было немного. Несмотря на то, что этот сюжет был собирательным со многих подводных лодок Северного флота, а командир так же был собирательным образом нескольких командиров советских ПЛ. Многое из того, что показано в фильме, имело место в действительности с подводными лодками Северного флота.

Хочется рассказать о судьбе подводной лодки «Щ-403» и ее экипажа немного подробнее.

«Щ-403» при постройке планировалась присвоить имя «Ягуар», однако в ходе строительства ей было присвоено наименование «Щ-315». А при переходе на Северный флот было присвоено новое имя «Щ-403». Это была подводная лодка Х серии. Таких подводных лодок для флота СССР было построено 32 штуки (9 для Тихоокеанского флота по 8 для Северного и Черноморского флотов и 7 для Балтийского флота). В отличии от других лодок типа «Щука» предыдущих серий III, V, V бис, V бис2 на этих лодках были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 оборотах в минуту. В результате чего надводная скорость выросла до 14, 3 узлов, по сравнению с предыдущими сериями, имевшими надводную скорость — 11,3 узла.

Проект «Щука» был самым значительным из всех подводных лодок, построенных в СССР. Всего было заложено на стапелях 88 подводных лодок различных серий «Щука» (из них две были достроены после войны, а две были разобраны на стапелях). По классификации «Щуки» относились к средним подводным лодкам.

В ходе войны погибли 34 подводные лодки — 10 «щук» на Черноморском флоте, 16 на Балтийском флоте, 6 на Северном флоте и 2 на Тихоокеанском флоте.

6 «щук» в ходе войны стали гвардейскими, 11 краснознаменными, а Щ-402 стала и гвардейской, и краснознаменной.

Тактико-технические данные «Щ-403»

Водоизмещение надводное / подводное 603,1 т/ 721,3 т

Длина 58,8 м

Ширина наибольшая 6,2 м

Осадка в надводном положении 4 м

Число и мощность главных дизелей 2 х 800 л.с.

Число и мощность главных электродвигателей 2 х 400 л.с.

Скорость полная надводная 14,3 уз

Скорость полная подводная 8,5 уз

Дальность плавания надводная полной скоростью 1350 миль (9 уз)

Дальность плавания надводная экономической скоростью 5240 миль (8,5 уз)

Дальность плавания подводная экономической скоростью 112 миль (2,8 уз)

Автономность 20 суток

Рабочая глубина погружения 75 м

Предельная глубина погружения 90 м

Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых ТА, общий боезапас 10 торпед

Одно 45-мм орудие (500 снарядов), 3 пулемета 7,62 мм.

Экипаж 50 человек (7 офицеров)

Что же случилось в этом походе? Почему подводная лодка «Щ-403» вернулась из похода без командира ПЛ капитан-лейтенанта Коваленко Семена Ивановича и двух человек личного состава (старшины 1 статьи Михаила Митрофановича Климова – старшины группы трюмных, Московская область, Сальский район с. Мокрое и старшины 2 статьи Николая Александровича Широкова – командира отделения комендоров, г. Уфа).

Предыдущие выходы ПЛ «Щ-403» были безрезультатными с точки зрения нанесения ущерба противнику. Трижды ПЛ выходила в дозоры к Белому морю, где противника не встречала, дважды ПЛ выходила на коммуникации противника в район м. Нордкап. Две попытки атаковать вражеские конвои были безрезультатными.

12 февраля 1942 года «Щ-403» под командованием капитана лейтенанта Коваленко вышла в район Лакеефьорд для высадки разведгруппы на побережье противника.


Курсант Коваленко С.И. при обучении в ВВМУ имени Фрунзе

Трижды 15 февраля пытались с ПЛ высадить разведгруппу, но из-за сильного ветра и волнения моря высадка сразу не получалась. С третьей попытки резиновой лодке с тремя разведчиками и двумя гребцами удалось отойти от подводной лодки, но она перевернулась вблизи берега, и разведгруппа в количестве трех человек погибла в воде. До берега удалось добраться лишь гребцам Климову и Широкову.   

Выбравшись на берег и понимая, что без резиновой лодки на свою подводную лодку им вернуться не удастся, старшины стали пробираться по берегу в сторону фронта. По пути они, пытаясь найти приют в поселке, где попали в плен к гитлеровцам. Смогли вернуться на Родину, лишь после войны, будучи освобожденными из концлагеря Советскими войсками.

Коваленко, не зная судьбу пропавших подводников, потерял значительное время в ожидании их возвращения. И лишь к утру не дождавшись своих старшин был вынужден отойти в море.

На выходе из фьорда подводная лодка натолкнулась почти вплотную в районе бухты Хоннигсвог, в условиях плохой видимости, на отряд немецких кораблей в который входили минный заградитель «Бруммер» и тральщики М-1502 и М-1503.

Немецкие корабли обнаружили подводную лодку расстоянии 400 м и попытались ее таранить.

Заметившие немецкие корабли, находившиеся на мостике «Щуки» помощник командира, штурман и боцман почему то решили, что это английские эскортные корабли и стали им махать руками.

Таран не получился, лодке удалось избежать тарана и тогда немецкие корабли открыли по ней огонь из орудий и пулеметов.

Капитан-лейтенант Коваленко, выскочивший сразу на мостик, оценил обстановку и скомандовал – все вниз, срочное погружение.

Все бросились гурьбой к люку. В это время подводная лодка получила скользящий удар в районе рубки. А по рубке хлестнула пулеметная очередь. Раненый в ноги командир упал. Опускавшийся в люк последним штурман спросил есть ли кто живой на мостике и не услышав ответа прыгнул вниз и задраил люк.

Решив, что командир погиб и не желая рисковать лодкой и людьми помощник командира дал команду к погружению.

При погружении подводную лодку потряс новый таранный удар тральщика. Но лодка уже погружалась. Внизу не видели, что с тральщика на лодку спрыгнул немецкий унтер-офицер, который вытащил раненого командира и вместе с ним был подобран на тральщик.

Подводная лодка вернулась в Полярный без командира и двух старшин. На лодке и в штабе считали, что командир и оба старшины погибли. О том, что командир в плену узнали из сообщений немцев, но посчитали это пропагандой.

В плену командиру немецкие врачи были вынуждены ампутировать раненую ногу. Начались допросы командира, но он или молчал, или давал неверные показания. Советского моряка бросили в концлагерь для военнопленных под Парижем, где в 1944 году капитан-лейтенант С.И. Коваленко был за что-то расстрелян немцами.


Капитан-лейтенант Коваленко С.И. на отдыхе в санатории в Пятигорске. Весна 1941 год

Сведения о судьбе командира ПЛ «Щ-403» удалось получить практически уже после войны. О его судьбе рассказал английский капитан-лейтенант тоже подводник Прицкорт. Оказалось, что его пути с одноногим русским капитан-лейтенантом пересеклись в одном из концлагерей. Коваленко попросил Прицкорта, что если он останется жив пусть передаст на Родину, что что командир подводной лодки Семен Коваленко присяги не нарушил и умер как подобает воину.

В краеведческом музее города Кременчука шестнадцатого февраля вспоминают погибшего подводника. Там находятся вырезки из газеты «Боевая вахта» за 1970 год, где описан подвиг офицера. На встречи со школьниками приходят родственники Коваленко С.И.

Судьба следующего командира ПЛ капитан 3 ранга Шуйского Константина Матвеевича была также трагической. До «Щ-403» он командовал подводной лодкой «Щ-424». 20 октября 1939 года во время финской войны, при выходе из Кольского залива, ПЛ под его командованием, столкнулась с рыболовецким траулером. Лодка затонула на глубине 270 м и погибли 32 члена экипажа. Спастись удалось лишь тем, кто был на рубке, в момент удара.

Суд военного трибунала был суров. Командир траулера Дружинин и командир ПЛ Шуйский были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Лоцман Соколов, находившийся на траулере приговорен к 6 годам тюрьмы.

Приговоренных поместили в камеру смертников. Однако помощник командира «Щ-424» капитан-лейтенант Малышев обратился лично к Сталину с просьбой помиловать Шуйского, описав произошедшее и действия командира. Письмо до Сталина дошло и смертный приговор был заменен десятью годами заключения.

В октябре 1941 года на территории подплава появился человек в лагерной одежде с единственным документом в кармане. В нём было написано: «Из мест заключения направляется в действующие части Северного флота гражданин Шуйский К.М., с отбытием оставшегося срока заключения после войны». С самого начала войны командование Северного флота написало ходатайство, чтобы Шуйского, как опытного специалиста временно освободили для участия в боевых действиях Северного флота, дабы он мог кровью искупить содеянное.

Как раз в это время из похода вернулась «Щ-403» без командира и командование назначило Шуйского на эту подводную лодку. В первый поход на этой лодке вышел проверить правильность действий бывшего заключенного командир дивизиона И.А.Колышкин. По возращению из похода он доложил командиру бригады: «Шуйский показал себя зрелым командиром, лодкой управлял уверенно, в трудные минуты не терялся, в атаках смел, в поиске активен, авторитетом у подчинённых пользуется».

Экипаж «Щ-403» продолжал боевые действия, число побед под командованием капитана 3 ранга Шуйского увеличилось. «Щ-403» совершила 10 боевых походов, было потоплено три транспорта. Константин Матвеевич Шуйский был награждён орденом Александра Невского, двумя орденами Красного Знамени. Также были награждены правительственными наградами многие члены экипажа подводной лодки.

24 июля 1943 года за победы «Щ-403» была награждена орденом «Красного знамени» и получила право ношения краснознаменного военно-морского флага.

В октябре 1943 года «Щ-403» вышла в очередной поход, из которого не вернулась, предположительно подорвалась на минах или будучи потопленной вражескими кораблями.

После гибели К.М.Шуйского И.А.Колышкин писал о нём: «Погиб замечательный командир, отважный воин и чудесный человек Константин Матвеевич Шуйский — всеобщий любимец бригады, невинно осуждённый, он был отпущен из лагеря на флот, чтобы «кровью искупить свою вину». Но он не был виноват ни перед кем. Душа его была чиста. Он сражался с незапятнанной совестью, как истинный патриот, таким он и остался до своего последнего смертного часа».


Капитан 3 ранга Шуйский докладывает наркому ВМФ Н.Г.Кузнецову

17 октября 1943 г. – Великая Отечественная война. Северный флот. Подорвалась на мине или потоплена немецким СКР краснознаменная средняя подводная лодка «Щ-403»(Ягуар) в районе Тана-Фьерд. Погибли:

  1. капитан 3 ранга Шуйский Константин Матвеевич – командир КПЛ, Ярославская область, п/о Прозоров
  2. капитан-лейтенант Бутов Анатолий Михайлович – помощник командира ПЛ, 1917 года, Минская область. с. Малая Плотница
  3. старший лейтенант Лампусов Алексей Александрович – командир БЧ-1, 1919 года, Ленинградская область. г. Ораниенбаум
  4. старший лейтенант Шилинский Роберт-Александр Кришьянович – командир БЧ-2-3, 1915 года, Иркутская область, г. Черемхово
  5. инженер капитан-лейтенант Волков Виктор Порфирьевич – командир БЧ-5, 1916 года, Куйбышевская область, с. Краснопоселенье
  6. капитан-лейтенант Шматов Павел Семенович – прикомандированный, как вахтенный командир, 1912 года, Смоленская область, с. Алферово
  7. старший лейтенант медицинской службы Осаволюк Федор Иванович – старший фельдшер, 1920 года, Винницкая область, с. Мизяновская Слободка
  8. старший лейтенант Адамов Дмитрий Иванович – прикомандированный политотдела бригады ПЛ, 1904 года, Челябинская область, г. Копейск
  9. младший лейтенант Цибин Евгений Ильич – командир специализированного приемного центра 2 БРО РО ГИ СФ – погиб с ПЛ
  10. гвардии краснофлотец Апешков (Агошков) Петр Павлович – ученик моториста ПЛ «Щ-402», 1923 года, Тамбовская область, с. Верхнее Чуево
  11. старшина 2 статьи Голубев Михаил Никифорович – командир отделения штурманских электриков, 1917 года, Ярославская область, д. Новосельская
  12. краснофлотец Гручин Максим Петрович – моторист, 1918 года, Мурманская область. г. Кандалакша
  13. краснофлотец Гурьев Борис Владимирович – моторист, 1923 года, Аджарская АССР, г. Батуми
  14. краснофлотец Дерезенко Григорий Александрович – рулевой, 1921 года, Днепропетровская область, с. Гумани
  15. старшина 2 статьи Догадин Иван Антонович – командир отделения рулевых, 1915 года, Московская область, г. Михайлов
  16. краснофлотец Елизаров Алексей Абрамович – электрик, 1918 года, Ленинградская область, Полновский район
  17. краснофлотец Ельчинов Алексей Иванович – акустик, 1924 года, Тамбовская область, Бондарский район
  18. главный старшина Ефимов Анисим Ефимович – старшина торпедистов, Ленинградская область, д. Вечевцы – погиб 07.08.1941 года на переходе на борту «ПС-70»
  19. старший краснофлотец Жуков Александр Михайлович – старший электрик, 1921 года, Горьковская (Нижегородская) область, д. Богомоловка
  20. старший краснофлотец Забалуев Николай Николаевич – старший моторист, 1915 года, г. Москва – погиб 13.07.1941
  21. краснофлотец Исаев Владимир Григорьевич – строевой, 1921 года, г. Иваново
  22. старший краснофлотец Калинушкин Николай Ефимович – старший торпедист, 1918 года, Смоленская область, с. Соболи
  23. краснофлотец Камышин Владимир Иванович – рулевой, 1924 года, г. Тбилиси
  24. старшина 2 статьи Козлов Александр Иосифович – командир отделения электриков, 1920 года, Вологодская область, г. Сокол
  25. старшина 2 статьи Колесов Александр Антропович – командир отделения акустиков, 1915 года, Ленинградская область, ст. Назия – погиб 13.07.1941
  26. старший краснофлотец Константинов Александр Егорович – кок, 1918 года, Ленинградская (Псковская) область, Порховский район
  27. юнга Коротков Валентин Афанасьевич – ученик радиста, 1926 года, Вологодская область, Вожегодский район
  28. старший краснофлотец Кривонос Илья Федотович – старший моторист, 1919 года, Харьковская область, Золочевский район
  29. старшина 1 статьи Кудрявцев Андрей Васильевич – старшина группы радистов, 1918 года,  Костромская область. д. Слободка
  30. мичман Кузькин Федор Андреевич – боцман, 1912 года, Смоленская область. с. Лаптево
  31. старший краснофлотец Лазаренко Борис Михайлович – командир отделения мотористов, 1921 года, Могилевская область, д. Калиновка
  32. старший краснофлотец Лапин Николай Дмитриевич – старший комендор, 1920 года, г. Вологда
  33. старшина 2 статьи Лященко Виктор Семенович – командир отделения акустиков, 1920 года, Харьковская область. г. Валки
  34. краснофлотец Матюшичев Анатолий Андреевич – трюмный, 1920 года, Вологодская область, д. Беловская
  35. старший краснофлотец Махавкин Василий Васильевич – старший моторист, 1907 года, Архангельская область, д. Остров
  36. краснофлотец Махлушев Иван Васильевич – радист, 1918 года, Архангельская область, д. Волдеево
  37. старшина 2 статьи Мелешенко Павел Архипович – командир отделения СКС, 1921 года, Новосибирская область, сс. Сорокомышевский
  38. главный старшина Николаев Виктор Михайлович – старшина группы торпедистов, 1916 года, г. Москва
  39. главный старшина Потапов Петр Васильевич – старшина группы трюмных, Калининская (Тверская) область, с. Ведерниково
  40. старшина 1 статьи Санталов Николай Григорьевич – командир отделения трюмных, 1916 года, г. Москва
  41. старшина 2 статьи Семенов Борис Александрович – командир отделения торпедистов, 1915 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  42. краснофлотец Скидан Андрей Артемович – рулевой, 1919 года, Харьковская область, с. Новопавловка
  43. старшина 2 статьи Степанов Михаил Александрович – старшина группы мотористов, 1918 года, Новгородская область, Старорусский район, д. Бакочино
  44. краснофлотец Терещенко Иван Федорович – электрик, 1920 года. Сталинская (Донецкая) область, ш. Юнком
  45. краснофлотец Федосов Николай Павлович – трюмный, 1918 года, г. Одесса
  46. старший краснофлотец Феофилатов Александр Фролович – старший рулевой, 1912 года, Архангельская (Костромская) область, Феофиловский район
  47. старший краснофлотец Чернышев Василий Дмитриевич – старший торпедист, 1915 года, Курская область, с. Гончаровка
  48. краснофлотец Шаргунов Георгий Алексеевич – ученик электрика, 1924 года, Кировская область, с. Климовка
  49. старшина 1 статьи Ширяев Григорий Николаевич – старшина группы электриков, 1915 года, Курская область, Томаровский район

Вечная память погибшим за Родину морякам!

9 комментариев

Оставить комментарий
  1. Алексей

    Очень интересная статья. Мне будет на заметку.

  2. Спасибо за статью,
    Матюшичев Анатолий Андреевич- это мой родной дядя
    Вечная Память Героям!

    1. Вечная память героям, павшим в боях за нашу Родину!

    2. Алла Лурье

      Ольга, здравствуйте! Очень интересно, я тоже его племянница, а соответственно, Анатолий Андреевич мой дядя и родной брат моей мамы. Хотелось бы узнать, кто вы, где вы и из какой ,,ветки’’ родственников. Спасибо, если ответите.

  3. Мелешенко Павел Архипович-это первый муж моей бабушки (Ульяны Денисовны), у них родился сын Анатолий (мой дядя) после призыва Павла на фронт, который погиб, так и не увидев сына.

    1. А вы знали об обстоятельствах его гибели?

  4. Спасибо за статью. Мелешенко Павел Архипович — мой дед! Мы не знали подробности его гибели!

    1. Ольга мы очень рады, что вы сумели найти своего деда. ради этого мы и занимаемся этой работой, чтобы люди узнали о своих близких, пропавших без вести. Если есть фотографии присылайте мы их разместим на сайте. С уважением!

  5. Владимир Ляшенко

    Спасибо за статью,я племянник погибшего Виктора Семеновича Ляшенко,командира отделения гидроакустиков,16.092020г была установлена мемориальная табличка,на алее славы,погибшим в годы второй мировой войны,в г Валки,Харьковской обл,историческая справедливость востановлена,все документы были переданы в архив Валковской администрации,С уважением Ляшенко Владимир Анатольевич.

Добавить комментарий для Оксана Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *