Матвеев А. «Шведский комсомолец»

Памятный знак, установленный на месте навигационной аварии

Статья написана по материалам, взятым из Интернета

Средняя советская подводная лодка проекта 613 С-363 получила на флоте название «Шведский комсомолец» . Какие комсомольцы, да еще в Швеции где не только комсомольцев, но и пионеров никогда не было.

На флоте многим кораблям давали имена комсомола. Комсомол все же шефствовал над флотом и по комсомольским путевкам отправлял на флот служить лучших комсомольцев. Были в составе флота и надводные корабли, и подводные лодки, носившие названия комсомольцев различных городов и республик, или так и иначе связанные с комсомолом.

Подводные лодки — «Мурманский комсомолец» она же Б-78, «Псковский комсомолец» она же С-191, «Ульяновский комсомолец» она же С-357, «Тюменский комсомолец» она же С-77, «Комсомолец Таджикистана» она же С-221, «Комсомолец Казахстана» она же С-156, «Брянский комсомолец» она же С-300, «Челябинский комсомолец» она же Б-4, «Брянский комсомолец» она же Б-21, «Ярославский комсомолец» она же Б-26, «Ульяновский комсомолец» она же Б-400, «Вологодский комсомолец» она же Б-808, «Магнитогорский комсомолец» она же Б-437, «Новосибирский комсомолец» она же Б-396, «Горьковский комсомолец» она же Б-380, «Тюменский комсомолец» она же Б-405, «Комсомолец Таджикистана» она же Б-394, «70 лет ВЛКСМ» она же К-512, «60 лет ВЛКСМ» она же К-451, «Украинский комсомолец» она же К-149, «60 лет шефства ВЛКСМ» она же К524, «Мурманский комсомолец» она же К-358, «Комсомолец» она же К-278», «Ростовский комсомолец» она же К-42; надводные корабли — эсминец «Дальневосточный комсомолец», БПК «Комсомолец Украины», сторожевые корабли «Комсомолец Литвы», «Ленинградский комсомолец», плавбаза «Камчатский комсомолец», крейсер «Комсомолец», большие десантные корабли «Крымский комсомолец», «Томский комсомолец», «Комсомолец Карелии», «50 лет шефства ВЛКСМ», тральщики «Комсомолец Латвии», «Комсомолец Калмыкии», «Приморский комсомолец», «Сахалинский комсомолец», «Комсомолец Белоруссии», «Новгородский комсомолец», «Курский комсомолец», «Харьковский комсомолец», «Курский комсомолец», малые ракетные корабли «20 лет съезда ВЛКСМ», «Комсомолец Мордовии», малые противолодочные корабли «Киевский комсомолец», «Комсомолец Армении», «Иркутский комсомолец», «Архангельский комсомолец», «Комсомолец Мордовии», «Брестский комсомолец», ракетные катера «Краснодарский комсомолец», «Куйбышевский комсомолец» и так далее.

Складывается впечатление, что на флоте только и служили различные «комсомольцы». Но это не так. В связи с тем, что над флотом шефствовал комсомол, различные корабли назывались этими именами и комсомольские организации этих городов шефствовали над своими кораблями и направляли на них служить своих комсомольцев.

Особняком стоит, так называемый «Шведский комсомолец» С-363. Свое название она получила от людей и за свои действия в территориальных водах Швеции.

С-363 на мели у берегов Швеции

«С-363» была заложена в 1956 году на Балтийском судостроительном заводе, в 1957 году она вошла в состав Северного флота, в 1966 году она перечислена в состав Балтийского флота и вошла в состав Лиепайской дивизии подводных лодок.

В ноябре 1981 года средняя подводная лодка «С-363» бортовой номер 137 под командованием капитана 3 ранга Гущина Н. вышла на боевую службу в Балтийском море, и совершая плавание вблизи берегов Швеции сбилась с курса, в связи с выходом из строя навигационных приборов, и в ночь с 27 на 28 октября, в условиях плохой видимости, не умышлено зашла в территориальные воды Швеции и там села на мель.

В ночь с 27 на 28 подводная лодка всплыла для зарядки аккумуляторов и начала движение в режиме «винтозарядка». Все находившиеся на мостике были уверены, что вокруг минимум несколько десятков миль свободного моря.

Двигаясь со скоростью 7 узлов лодка внезапно выскочила на мель. Все находившиеся на мостике и в лодке попадали от внезапного удара.

Командир подводной лодки сразу отдал команду «стоп моторы» и приказал сыграть «боевую тревогу».

Осмотр в отсеках показал, что значительных повреждений подводная лодка не получила, но на камни села крепко. Были приняты неоднократные попытки сняться с мели самостоятельно – задним ходом. Не получилось. Лодка лежала на мели с креном 150  на левый борт.

Включенный прожектор ночью выхватывал из темноты какие-то скалы.

— Где мы? – спросил штурмана командир.

— Не знаю – ответил заикаясь штурман.

— А не на Северном ли полюсе мы? – иронично спросил штурмана старпом, понимая, что скалы это все же чей-то берег. Хорошо, если свой. А если нет?

Чрезвычайное происшествие стало возможным из-за пренебрежительного отношения командира БЧ-1 (штурмана) к своим обязанностям. По данным расследования было установлено, что секстаны оказались неотрегулированными, прибором радионавигации «ПИРСом» штурман пользоваться не умел, а рамка антенны радиопеленгатора оказалась свернутой в результате зацепа за рыболовную сеть. По каким-то причинам связь на подводной лодке не работала. Отдельно можно рассматривать действия вахтенного офицера также обязанного производить определения места. Видимо все это делалось некачественно или не делалось. А зачем, если находитесь по средине Балтийского моря.

Для штурманского дела результат весьма уникальный — за две недели плавания 57 миль невязки (более 100 километров) – это надо умудриться.

Стало светать. Ясности никакой не дало. Вокруг были скалы и только сзади была узкая полоска воды, причем аж за двумя поворотами. На скалах заметили антенну какой-то локационной станции

С появлением солнца штурману все же удалось определиться по секстану.

— Мы находимся у юго-восточного побережья Швеции недалеко от военно-морской базы Карслкруна в шведских территориальных водах – заикаясь доложил штурман командиру.

Командир, замполит и старпом были в шоке.

Замполит ПЛ вспоминает, что состояние командира и штурмана было весьма подавленным и надо было внимательно смотреть за ними.

К 10 часам утра появился у лодки одинокий рыбак на катере. Узрев подводную лодку, сидевшую на мели с советским военно-морским флагом он рванул срочно назад.

Еще через 40 минут появился военный катер. С катера запросили командира по-английски – Что случилось?

Ему ответили – Навигационная авария.

С катера запросили фамилию командира и спросили нужна ли помощь?

Командир руководствуясь статьей 2 КУ-78 от помощи отказался и приказал старпому подготовить подводную лодку к взрыву. На всякий случай.

Связи со своим командным пунктом у подводной лодки не было, по каким-то причинам, и всю информацию, приходившую из СССР на подводную лодку передавал начальник штаба базы Андерсон.

К берегу, где сидела на мели лодка прибыл шведский пограничный наряд и разбил палатки. Через три дня прибыли шведские морские пехотинцы, которые были с полным вооружением. Возникала угроза силового захвата подводной лодки.

Шведы вели себя доброжелательно и даже обеспечивали продовольствием и водой экипаж подводной лодки, предлагая переехать на берег. Но командир подводной лодки ждал команды со своего командного пункта.

В конце концов проблема подводной лодки была решена дипломатическим путем, и она 6 ноября с помощью норвежских буксиров была снята с мели. А 7 ноября она уже входила в порт Лиепая.

При постановке в док в обтекателе гидроакустической станции было обнаружено несколько сот килограмм камней. Это был единственный сувенир, доставленный экипажем подводной лодки из Швеции.

Все это вызвало большой информационный шум на западе. Никто не мог себе даже представить, как можно ночью было пройти узкими фьордами и ничего не задеть и даже не заметить. И не понимают, как подводная лодка не было обнаружена локационной системой охраны побережья.

Западная пресса также упражнялась в остроумии, назвав её Whiskey on the rocks. Игра слов в том, что это выражение, означающее обычно просто виски со льдом, в этом контексте переводится как лодка 613 проекта на скалах, или на камнях (НАТОвское название советских лодок этого проекта — как раз «Whiskey»).

В СССР информация об этом происшествии давалось весьма ограниченно. Было краткое сообщение, что советская подводная лодка села на мель у берегов Швеции. И все.

Шведы до сих пор искренне не верят сообщениям из СССР, так как в этот пролив, имеющий минимум два крутых поворота и кучу мелей пройти невозможно, не имея точных карт. Руководители ВМФ Швеции считают, что лодка зашла умышлено так как приблизительно в это время недалеко от военно-морской базы Карлскруна проводились испытания новых торпед.

Остряки на флоте окрестили эту подводную лодку «Шведским комсомольцем».

Интересно, что после вывода этой подводной лодки из строя она была куплена шведами, где долгое время экспонировалась в музее «Саммарланд». Хотя русские специалисты утверждают, что именно С-363 была разделана на металл в Палдиски, а в Швецию была продана в качестве музея такая же ПЛ но С-342. Но шведы верят, что это именно та лодка, которая села на мель в Швеции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *