Матвеев А.А. Линейные 66-пушечные, парусные, двухдечные, трехмачтовые корабли серии (типа) «Слава России» и их дальнейшие усовершенствования линейные корабли серии (типа) «Азия», «Слава Екатерины» и «Всеволод».

Picture background

Темежников Евгений Александрович zhurnal.lib.ru «СвятойЕвстафий Плакида»

Сейчас строящиеся военные корабли называются по номеру проекта, хотя все они имеют еще определенное главным штабом ВМФ общее название серии. Пример: подводные лодки «Акулы» 941 проекта или авианосные крейсера 1143 проекта «Кречеты» и так далее. В 18 веке серии кораблей давалось название по первому построенному кораблю.

Парусные линейные корабли отличались друг от друга по вооружению артиллерией и парусной оснастке, количеству мачт. Количество орудийных палуб – деков – двухдечные, трехдечные и так далее. Чем больше орудий, тем больше требуется орудийных палуб. По количеству мачт двухмачтовые, трехмачтовые и так далее. Чем больше орудий – тем больше пользы от корабля в бою, тем больше шансов, что бортовой залп (больше ядер или брандскугелей – два ядра, сцепленные между собой цепью для уничтожения парусов врага) попадет в цель. Чем больше парусов, тем больше скорость корабля, тем больше возможностей для маневра и меньше вероятность нанесения противником ущерба по быстро движущейся цели. Но чем тяжелее становился от вооружения корабль, тем медленнее он шел. Для более большого корабля требовался больший штат моряков для работы с орудиями и парусами. Старались совместить несовместимое с максимальной выгодой для боя. Интересно что с орудиями на парусных кораблях 18 века работали солдаты, а с парусами и такелажем матросы, на абордаж и в десант шли солдаты. Дерево, из которого строились линейные корабли слишком быстро становилось в агрессивной водной среде непригодным и требовался специальный уход и своевременная замена того, что невозможно дальше использовать или тимборовка. Кораблестроители старались максимально продлить срок службы парусных деревянных кораблей для этого оббивали днище медью, обжигали доски набора корабля на огне и обрабатывали специальными растворами. Но в среднем максимальный срок службы парусных кораблей был 10-12 лет. Хотя отдельные корабли жили и использовались по 20 лет. По вооружению линейные (то есть созданные для боя в линии – такая была линейная тактика боя) корабли русского флота (построенные на российских верфях Балтийского и Черного моря) делились на 50-54 пушечные, 58-66 пушечные, 70-74 пушечные, 80-84 пушечные, 90-130 пушечные. В данной статье мы рассмотрим 66 пушечные корабли самой большой серии, служившие в Российском флоте.

Picture background

Линейный корабль «Слава России» culture.ru

С началом создания рассматриваемого проекта линейные корабли этих серий относились к линейным кораблям 1 ранга, но с появлением более больших кораблей трехдечных с большим артиллеристским и парусным вооружением были переведены в линейные корабли 2 ранга. В соответствии с этим делением назначились звания командирам кораблей и их нижестоящим подчиненным. Священнослужители и врачи – лекари воинских званий не имели и шли по гражданским чинам, хотя и участвовали в бою наравне с теми, кто эти звания имели.

Создание такой серии кораблей было огромным шагом России вперед, по сравнению с петровскими кораблями. Науку парусного кораблестроения в 18-19 веках определяли представители «владычицы морей» Британии, которые создавали для «владения морями» самые быстроходные и самые хорошо вооруженные корабли. Остальные учились у них. За ними шли французы, голландцы, испанцы, шведы, турки. Россия училась и если на первых порах становления флота военные корабли (как тогда назывались суда) покупались за рубежом, приглашались грамотные кораблестроители, капитаны, то впоследствии строили русские кораблестроители и выводили корабли в море свои русские капитаны. Во времена правления Петра Великого начали строиться свои корабельные верфи, появились в России не только кораблестроители иноземные, но и свои, проявлявшие смекалку и умевшие учиться и создавать. Одним из таких стал известный кораблестроитель Катасонов Александр Семенович, строивший не только корабли, но и создавший в России школу кораблестроителей. Появился морской корпус, готовивший мореходов. Был создан корпус морской архитектуры для подготовки кораблестроителей. Россия вставала медленно с колен и догоняла самые передовые страны Европы. У России появился свой флот. Во времена Петра Великого Россия выросла из пеленок, а во времена Екатерины Великой флот Российский стал одним из самых сильных в мире и мог потягаться даже с британским и французским флотами. Русские офицеры сначала проходили обучение на кораблях британского флота, участвовали в боях и становились специалистами в морском деле. А в России обучали экипажи, как правило набираемые из северных губерний, где умели строить корабли и ходить в море под парусами. Для создания кораблестроения на Черном море в Севастополь, Херсон, Николаев переселялись кораблестроители из северных губерний России, которые создавали кораблестроение России в новых российских краях, ставших недавно Россией.

Все даты в статье в дальнешем приведены в юлианском стиле без перевода в григорианский.

«Слава России» — серия из более, чем сотни 66-пушечных (потом орудия в усовершенствованных сериях добавлялись до 72) трехмачтовых, двухдечных, линейных кораблей сначала 1 ранга, потом 2 ранга, строившихся в Санкт-Петербурге на верфях Санкт-Петербургского адмиралтейства и в Архангельске на Соломбальских верфях. Эта серия кораблей стала основной для кораблей 18 века и корабли этой серии участвовали во всех войнах России, которые вели Императоры Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II Алексеевна, Павел Петрович, Александр Павлович во всех сражениях, в большинстве из которых русские выходили победителями.

Эти корабли завоевывали морскую славу России, подготовили морские экипажи, вырастили значимых известных во всем мире флотоводцев – победителей и обеспечивали победу во многих войнах и морских сражениях.

С 1733 по 1774 было построено 58 кораблей серии «Слава России» — самая большая серия крупных кораблей Российского флота. Дополнительно 31 корабль серии «Азия», являющиеся усовершенствованием серии «Слава России» и кораблей серии «Всеволод» — 3 корабля, серии «Слава Екатерины» 11 кораблей. Всего было построено 103 66-пушечных, трехмачтовых, двухдечных корабля.  Они участвовали во всех плаваниях и боевых действиях флота в период с 1734 по 1790. Проект был признан наиболее очень удачным. Корабли имели высокие мореходные качества, хорошую остойчивость и маневренность, при свежем ветре развивали скорость до 8 узлов. Участвовали во всех плаваниях и боевых действиях флота в период с 1734 по 1820 годы. В течении многих лет строительства менялись их характеристики, увеличивалось вооружение, менялись размеры. Архангельские и Херсонские корабли отличались от петербургских несмотря на то, что исполнялись по единым чертежам. Но во многие вносились изменения, главными из которых были увеличение вооружения и парусной оснастки.

Корабли серии «Слава России» участвовали в следующих войнах России: действиях русского флота под Данцигом (войне из-за так называемого польского наследства), войне с Османской империей  1735-1739 года, войне с Шведским королевством 1741-1743 года, Семилетней войне с Прусским королевством 1756-1763 года, войне с Османской империей 1768-1774 года (участие в Архипелагской экспедиции в Средиземное море), «Вооруженном нейтралитете» (с целью помощи в борьбе за независимость от Британии САСШ), войне с Османской империей 1787-1791 года, войне со шведским королевством 1787-1791 года, войне с Французской республикой 1792-1797 года, войне с Французской республикой 1798-1800 года, Войне с Французской империей 1804-1807 года (участие в Архипелагской экспедиции Черноморского флота), войне с Османской империей 1806-1812 года (участие в Архипелагской экспедиции Балтийского флота), войне с Британией 1807-1812 года, войне с Шведским королевством 1808-1809 года. Отечественной войне с Французской империей 1812 года, Заграничным походом русской армии против Французской империи 1813-1814 года, Наваринской компании против Османской империи 1827 года, войне с Османской империей 1828-1829 года.

Хотелось бы обратить внимание, что в нашей литературе встречаются неполные названия кораблей, которые давались императорами или согласовывались ими при спуске. Кое-где исчезли из обращения титулы князей и графов (видимо из идеологических причин Советского времени), исчезли полные названия святых, в честь которых назывались корабли или из-за уменьшения длинных и порой непонятных названий давались моряками более короткие. Такое было. Были случаи переименования кораблей при постройке или в ходе службы. Был почти анекдотичный случай, когда первый корабль серии планировали назвать и назвали уже «Слава Екатерины». По легенде ночью императрице приснилось, что корабль ее имени спустил флаг перед турками и сдался в плен. Она во сне увидела, как радуется и издевается над ней турецкий султан. Екатерина II срочно ранним утром отписала на юг Потемкину этот сон и попросила срочно переименовать корабль, найти ему другое имя. И Потемкин это сделал.

История сохранила это письмо Екатерины II:

«Отпиши ко мне, правда ли, что турки и прочие недоброжелательные разславляют, будто корабль «Сл[ава] Екатерины» у них в руках, и они будто его взяли у дунайского устья, и будто Войнович на шлюпке с оного съехал? Пожалуй, переименуй сей корабль, буде он у нас. Не равен случай, не хочу, чтоб злодеи хвастались, что «Сл[ава] Екатерины» в их руках». (Из письма Екатерины II Потёмкину от 23.11.1787).

Головной корабль серии 66-пушечных линейных кораблей типа «Слава России»: «Слава России» СПБ (1733), «Северный орел» СПБ (1735), «Ревель» СПБ (1735), «Ингерманланд» СПБ (1735), «Основание благополучия» СПБ (1736), «Леферм» АрхВ (1739), «Счастие» АрхВ (1741), «Благополучие» АрхВ (1741), «Святой Петр» СПБ (1741), «Екатерина» АрхВ (1742), «Фридемакер» АрхВ  (1742), «Лесное» АрхВ (1743), «Полтава» АрхВ (1743), «Архангел Рафаил» АрхВ (1745), «Святая великомученица Варвара» СПБ (1745), «Святой Сергий» АрхВ (1747), «Святой князь Александр Невский» СПБ (1749), «Святой Иоанн Златоуст» СПБ (1749), «Архангел Гавриил» АрхВ (1749), «Архангел Уриил» АрхВ (1749), «Москва» АрхВ (1750), «Ингерманланд» АрхВ (1752), «Наталия» АрхВ (1754), «Полтава» АрхВ (1754), «Астрахань» АрхВ (1756), «Ревель» АрхВ (1756), «Рафаил» АрхВ (1758), «Без названия» АрхВ (1757», «Москва» АрхВ (1760), «Святой Петр» АрхВ (1760), «Святой Иаков» АрхВ (1761), «Святой князь Александр Невский» АрхВ (1762), «Не тронь меня» АрхВ (1763), «Северный Орел» АрхВ (1763), «Евстафий Плакида» СПБ (1763), «Святой Иануарий» СПБ (1763), «Саратов» АрхВ (1765), «Тверь» АрхВ (1765), «Трех Иерархов» СПБ (1766), «Трех Святителей» СПБ (1766), «Европа» АрхВ  (1768), «Всеволод» АрхВ (1769), «Ростислав» АрхВ (1769), «Святой Георгий Победоносец» СПБ (1770), «Граф Орлов» АрхВ (1770), «Память Евстафия» АрхВ (1770), «Победа» АрхВ (1770), «Виктор» АрхВ (1771), «Вячеслав» АрхВ (1771), «Князь Дмитрий Донской» АрхВ (1771), «Мироносиц» СПБ (1771), «Святой князь Владимир» СПБ (1771), «Святой князь Александр Невский» АрхВ (1772), «Святые князья-мученики Борис и Глеб» АрхВ (1772), «Переслава» АрхВ (1772), «Дерись» АрхВ (1772), «Ингерманландия» АрхВ (1773), «Спиридон» СПБ (1779).

Головной корабль серии 66-пушечных линейных кораблей «Азия» (усовершенствованные «Слава России»): «Азия» АрхВ (1772), «Америка» АрхВ (1772), «Слава России» АрхВ (1773), «Благополучие» АрхВ (1773), «Твердый» АрхВ (1773), «Святой Николай» АрхВ (1773), «Храбрый» АрхВ (1773), «Святой Иануарий» АрхВ (1776), «Не тронь меня» АрхВ (1776), «Святослав» АрхВ (1776), «Трех святителей» АрхВ (1778), «Вышеслав» АрхВ (1778), «Родислав» АрхВ (1778), «Болеслав» АрхВ (1781), «Мечислав» АрхВ (1781), «Изяслав» АрхВ (1781), «Великомученик Пантелеимон» АрхВ (1784), «Северный Орел» АрхВ (1786), «Прохор» АрхВ (1787), «Пармен» АрхВ (1788), «Никанор» АрхВ (1778), «Пимен» АрхВ (1788), «Иона» АрхВ (1789), «Филипп» АрхВ (1789), «Граф Орлов» АрхВ (1790, с 29.11.1796 «Михаил»), «Европа» АрхВ (1791), «Азия» АрхВ (1794), «Победа» АрхВ (1795), «Давид Селунский» СПБ (1770), «Победоносец» КрВ (1778), «Святая Екатерина» ХерВ (1779).

Головной корабль серии 66-пушечных линейных кораблей «Слава Екатерине» (усовершенствованные «Слава России»): «Слава Екатерины» ХерВ (с 3.3.1788 «Преображение Господне» (1789), «Святой Павел» ХерВ (1789), «Мария Магдалина» ХерВ (1781), «Александр» (1781), «Святой Владимир» (1785), Мария Магдалина первая» ХерВ (1786), «Богоявление Господне» ХерВ (1789), «Сошествие Святого Духа» (позже «Святая Троица») ХерВ (1790), «Мощный» АрхВ (1789), «Скорый» СПБ (1800), «Победоносец» АрхВ (1807)

Головной корабль серии 66-пушечных линейных кораблей «Всеволод» (усовершенствованные «Слава России»): «Всеволод» АрхВ (1807), «Саратов» АрхВ (1807), «Эммануил» ОхВ (1822).

Picture background

Корабли серии «Слава России» in.pinterest.com

Тактико-технические данные кораблей, строившихся по проекту «Слава России» и усовершенствованным проектам «Азия», «Слава Екатерины», «Всеволод».

Тактико-технические данные кораблей «Слава России» 58 кораблей. Все корабли этой серии строились в Санкт-Петербурге на Санкт-Петербургском адмиралтействе и в Архангельске на Соломбальской верфи. 1 на Кронштадтской верфи, 1 на Херсонской верфи  Водоизмещение 1200 тонн; Размеры: длина 46,5 метров, ширина  12,3 метра, высота от борта до киля 5,4 метра; вооружение: 66 орудий (24-фунтовые, 12-фунтовые и 6-фунтовые); экипаж 600 человек.

Тактико-технические данные кораблей «Азия» (усовершенствованная «Слава России»). Все корабли этой серии строились в Архангельске на Соломбальской верфи 2 на Соломбальской верфи, 1 – на Санкт-Петербургском адмиралтействе. Водоизмещение 1200 тонн; Размеры: длина 48,8 метров, ширина  13,6 метра (начиная с «Великомученика Пантелеимона» 13,5 метра), высота от борта до киля 5,8 метра; вооружение: 66 орудий (30-фунтовые, 12-фунтовые и 6-фунтовые + 4 «единорога»); экипаж 550 человек.

Тактико-технические данные кораблей «Слава Екатерине» 11 кораблей (усовершенствованная «Слава России»). Все корабли этой серии строились в Херсоне на Херсонской верфи. Водоизмещение 1280 тонн; Размеры: длина 48,8 метров, ширина  13,5 метра, высота от борта до киля 5,8 метра; вооружение: 72 орудия (30-фунтовые, 12-фунтовые и 6-фунтовые + 4 «единорога»); экипаж 688 человек.

Тактико-технические данные кораблей «Всеволод» 3 корабля (усовершенствованная «Азия»). Все корабли этой серии строились в Архангельске на Солмбальской верфи и 1 на Охтенской верфи. Водоизмещение 1300 тонн; Размеры: длина 52,5 метров, ширина  14,3 метра, высота от борта до киля 5,8 метра; вооружение: 72 орудия (30-фунтовые, 12-фунтовые и 6-фунтовые + 4 «единорога»); экипаж 688 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *