Матвеев А.А. Линейные 66-пушечные, парусные, двухдечные, трехмачтовые корабли серии (типа) «Слава Екатерины»

Picture background

en.topwar.ru

Серия 72-пушечных кораблей, являющихся более совершенной модификацией кораблей типа «Слава России». Все корабли этой серии были построены на Херсонской верфи, кроме «Мощный» на Соломбальской верфи, «Скорый» на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства, «Победоносец» на Соломбальской верфи. С 1783 по 1807 вступило в строй 11 кораблей. Корабли строились по чертежам разработанным корабельным мастером Катасоновым А.С. строителем Афанасьевым С.И. и на других верфях другими строителями, внесшими свои изменения в первоначальный проект.

Правительственным указом 1781 года предписывалось построить 12 таких кораблей, однако в 1784 году было решено иметь десять 66-пушечных и два более мощных, 80-пушечных корабля. К началу Русско-турецкой войны 1787–1791 годов было построено пять из десяти 66-пушечников.

Афанасьев же и предложил довольно смелое решение: «На Черном море плавание от своих берегов в небольшой отдаленности, провизии и других припасов не только в половину, но и третьей части против петербургских довольно, и потому здешние корабли можно строить гораздо остродоннее, которые в плавании удобнее, нежели нынешние, да и штормы на море будут выдерживать надежнее».

Изначально для строительства использовался польский дуб, закупленный в 1779 году, но потом, согласно письму поручика Ржевского графу Чернышеву от 11 мая 1783 года, произошло сразу два события, которые строительство корабля приостановили: Польша запретила в стране хождение русских ассигнаций и медной монеты, а также в месте заготовки лесов появилась чума. Поэтому срочно пришлось изыскивать резервы и недостаток леса восполнить крымским дубом.

Корабли данного типа имели такие же главные размерения, 48,8х13,5×5,8 м. Вооружались 72 орудиями 30-, 12-, 8- или 6-фунтовыми пушками и четырьмя «единорогами»). В мирное время экипаж составлял 476 человек, в случае войны мог увеличиваться до 688 человек. Согласно принятой в XVIII веке классификации, подобные суда были отнесены относились к линейным кораблям II ранга.

Генерал-цейхмейстер (командующий артиллерией) Черноморского флота И. А. Ганнибал 26 мая (6 июня) 1779 года заложил на Херсонской верфи два первых 66-пушечных линейных корабля. Головным из них стал «Слава Екатерины». Строительство корабля шло медленно, лишь 16 (27) сентября 1783 года в торжественной обстановке корабль был спущен на воду. 14 сентября 1784 года в он прибыл г. Севастополь.

 

Серия «Слава Екатерине» включала линейные корабли:

  1. «Слава Екатерины» (с 3.3.1788 года «Преображение Господне»)

Заложен на Херсонской верфи 26 мая 1779 года. Спущен на воду 16.9.1783 года. 27 сентября 1783 года «Слава Екатерины» вошел в строй Русского Черноморского флота. Дооснащали его примерно год, и только 4 сентября 1784 года корабль вышел в море без пушек для перегонки в Ахтиарскую бухту (будущий Севастополь). Корабль вошел в состав Черноморского флота. Командиры корабля: — граф М.И. Войнович (1784-1786); И.А. Селивачев (1787-1788); Я.Н. Саблин (1789-1791).

В 1785 и 1786 в составе эскадр находился в практических плаваниях в Черном море.

22 мая 1787 во время Высочайшего смотра флота на Севастопольском рейде корабль посетила Е.И.В. Екатерина II. До 12 августа с эскадрой находился в практическом плавании у берегов Крыма.

Участвовал в войне с Турцией 1787-1791 гг.

31 августа 1787 г. во главе эскадры под флагом контр-адмирала графа М.И. Войновича вышел из Севастополя к Варне на поиск турецких судов. 8 сентября у м. Калиакра эскадра попала в жестокий шторм, длившийся пять суток. Во время шторма корабль потерял все три мачты и под фальшивым вооружением 21 сентября вернулся в Севастополь. Корабль был поврежден очень сильно. Из отчета Войновича Потемкину: «корпус корабля вдоль и поперек в пазах и в стыках палуб имел движение», вышли из гнезд бимсы и кницы, на всех деках отошли ватервейсы, был сильно поврежден руль, и прочее, прочее, прочее. Ремонт возглавил прибывший из Архангельска корабельный мастер Катасанов.

3 марта 1788 года ордером князя Г. А. Потёмкина был переименован, формально — поскольку имя корабля не соответствовало его рангу, фактически же — по личной просьбе Екатерины II.

18 июня 1788 с новым названием во главе эскадры под флагом контр-адмирала М.И. Войновича вышел из Севастополя к Очакову на поиск турецких судов. 3 июля участвовал в сражении у острова Фидониси. До 5 июля эскадра преследовала корабли противника, а 19 июля вернулась в Севастополь. Дважды (в августе и ноябре 1788) с эскадрой выходил в море и дважды выдерживал сильные штормы.

С сентября по ноябрь 1789 с эскадрой находился в крейсерстве у острова Тендра и устья Дуная. С июля по сентябрь 1790 с эскадрой крейсировал в Черном море для поиска турецких судов. 8 июля 1790 г. участвовал в сражении у Керченского пролива, 28 августа — в сражении у острова Тендра в устье Дуная, с 7 по 9. 1790 года крейсировал в Черном море для поиска Турецких судов 8.7. участвовал в срежнии у Керченского полуострова 28.8. – в сражении у острова Тендра особо отличился в бою, атаковал 74-пушечный КОР «Капудание». В 10-11.1790 с эскадрой прикрывал переход гребной эскадры из Днепра в Дунай.

10 июля 1791 в составе эскадры контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова вышел из Севастополя на поиск турецких судов. С 12 по 15 июля русские суда преследовали турецкую эскадру, которая в шторм сумела оторваться. 31 июля участвовал в сражении у м. Калиакра. 20.8. вернулся в Севастополь.

«Преображение Господне» ненадолго пережил войну, в 1794 году он был признан «неспособным» и пущен на слом. Таким образом, корабль прослужил 7 лет активной службы. Много это или мало? Служба 7 лет.

Согласно докладу комиссаров лесного хозяйства Англии и колоний, опубликованных в 1792 году, средняя продолжительность жизни кораблей, построенных для Роял Неви с 1760 по 1788 год, составила 11 лет и 9 месяцев.

При этом корабли, построенные из колониальной древесины, имели срок жизни 3 года 6 месяцев. Из балтийской – 8 лет 3 месяца. Из английской – 10 лет 4 месяца.

Таким образом, даже если сравнить с этим параметром, «Преображение Господне» был построен на совесть и честно отслужил те семь лет активной, без дураков, службы, с боями и штормами, для которой его и строили.

Первенец русского Черноморского флота оказался удачным кораблем, и это делает честь русским корабелам века Екатерины и князя Потемкина.

В 1972 году в Херсоне на набережной Днепра установлен памятник первым корабелам. На высоком постаменте 40-тонный макет парусного судна из кованой меди. По бокам постамента барельефы, отображающие начало строительства кораблей в Херсоне и развитие судостроения в наши дни. На лицевой стороне внизу постамента начертана надпись:

«Здесь в 1783 году построен первый 66-пушечный линейный корабль Черноморского флота „Слава Екатерины“».

riavrn.ru

  1. «Святой Павел» (назван в честь святого ангела цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I.

Заложен 7.7.1789 на Херсонской верфи. Строитель С.И. Афанасьев. Спущен 12.10.1784, вошел в состав ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. Командиры: Ф.Ф.Ушаков (1784-1788), К.А.Шипилов (1789-1791).

28.11.1785 года перешел из Херсона в Севастополь.

В 1786 году находился в практическом плавании у берегов Крыма.

22.5.1787 года участвовал в высочайшем смотре флота Екатериной II на Севастопольском рейде. До 12.8 находился в практическом плавании.

Участвовал в войне с Турцией 1787-1791 года.

31.8.1787 года в составе эскадры контр-адмирала 8графа Войновича вышел из Севастополя к Варне на поиск турецких судов. 8.9 у мыса Калиакра эскадра попала в жестокий шторм, длившийся пять суток. Во время шторма «Святой Павел» потерял грот и бизань мачты и 21.9 вернулся в Севастополь под одной фок-мачтой.

18.6.1788 в составе эскадры контр-адмирала, М.И.Войновича вышел из Севастополя на поиск турецких судов. 3.7. участвовал в сражении у острова Фидониси шел в авангарде и решительно атаковал турецкие корабли. Отличился в бою. До 5.7 эскадра преследовала противника, а 19.7 вернулась в Севастополь. 8 и 11.1788 года с эскадрой выходил в море и дважды выдерживал сильнейшие штормы.

С 9 по 11.1789 во главе эскадры под флагом контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова находился в крейсерстве у острова Тендра и устья Дуная.

С 7 по 9.1790 с эскадрой крейсировал в Черном море для поиска турецких судов. 8.7. участвовал в сражении у Керченского полуострова. 28.8 – в сражении у острова Тендра. В 10-11.1790 с эскадрой прикрывал переход гребной эскадры из Днепра в Дунай.

10.7.1791 года в составе эскадры контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова вышел из Севастополя на поиск турецких судов. С 12 по 17.7 русские корабли преследовали турецкую эскадру, которая в шторм сумела оторваться. 31.7. участвовал в сражении у мыса Калиакра. 20.8 вернулся в Севастополь.

Разобран после 1794 года. Служба 8 лет + 2 в отстое.

 

  1. «Мария Магдалина».

Заложен 28.6. 1781 на Херсонской верфи. Строитель С.И.Афанасьев. Спущен 16.6.1785, вошел в состав ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. Командиры: В.Ф.Тиздель.

28 ноября 1785 года корабль перешёл из Херсона в Севастополь. В 1786 году «Мария Магдалина» в составе эскадры ходил в практическое плавание в Чёрное море, у берегов Крыма.

22 мая 1787 года корабль принимал участие высочайшем смотре флота на Севастопольском рейде, после которого до 12 августа был в практическом плавании.

Участвовал в войне с Турцией 1787-1791 года.

31 августа 1787 года с эскадрой контр-адмирала графа М. И. Войновича «Мария Магдалина» вышла из Севастополя и направилась к Варне для поиска турецких кораблей. 8 сентября у мыса Калиакра русская эскадра попала в сильный пятидневный шторм, во время которого корабль лишился всех мачт и бушприта. Были разрушены корма, руль, румпель, сорвало оба якоря. В течение пяти дней неуправляемый корабль дрейфовал в море и был вынесен в пролив Босфор. Командир В. Ф. Тиздель предложил команде затопить судно, однако офицеры не приняли это предложение. 13 (24) сентября 1787 года в Босфоре сильно повреждённый корабль был захвачен турками.

Экипаж свыше двух лет до размена пленных содержался в константинопольских тюрьмах в крайне тяжелых условиях, за это время умерли 3 офицера, судовой священник и 68 нижних чинов. Остальные после окончания войны вернулись в Россию.

Служба 2 года.

 

  1. «Святой князь Александр Невский» или просто «Александр» (после гибели)

Заложен 28.6.1781 на Херсонской верфи. Строитель С.И. Афанасьев. Спущен11.4.1786. Вошел в состав ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. Командир Д.А.Доможиров.

24.9.1786 года при переходе из Херсона в Севастополь у мыса Тарханкут из-за ошибки штурмана выскочил на мель, волнами выброшен на камни. В течение нескольких часов экипаж корабля предпринимал усилия для его спасения: за борт были выброшены орудия и чугунный инвентарь, срублены мачты. Однако эти усилия не позволили спасти корабль и его экипаж в полном составе на шлюпках переправился на берег. Корабль был разбит. Экипаж был свезен на берег.

Командир корабля и его вахтенный лейтенант были приговорены судом «к лишению чинов и ссылке навечно в галерную работу», однако по ходатайству начальника черноморского правления адмирала Н. С. Мордвинова в 1787 году все же были оправданы. Адмирал таким образом писал князю Г. А. Потемкину об этом происшествии:

«Разстояние в 28 верст по R. SO 62°, 30’ до берега, означенного на картѣ приглубымъ, без мелей и рифовъ, достаточно къ увѣренiю въ безопасности, обоюливо когда немного оставалось до свѣту. В Балтiйском море плаваютъ, лавируясь ближе къ берегу, въ темные ночи. Еслибъ командиръ держался далѣе 28 верстъ отъ берега, то по разсвѣтѣ не увиделъ бы береговъ, и потому не могъ бы повѣрить своего счисленiя. Касательно того, что не поворотилъ при извѣстiи объ опасности, а легъ в дрейфъ, надобно замѣтить что была ночь, и опасность, какъ она простирается, не была видима, и не видно было какъ надежной курс взять. Изъ обстоятельствъ дѣла видно, что еслиб стали поворачивать по ветру, то опасности не избѣжали бы, и только сильнѣе бы ударились. Наконец «карта, по которой счисленiе имѣлось, не сделана по астрономическимъ обсервацiям, а только по одним плаванiям и размѣрам, и пункты не связаны положенiемъ широтъ и долготъ; а потому, расность счисленiя могла произойти частiю и отъ невѣрности карты»

 

  1. «Святой князь Владимир»

Заложен 1.8.1785 на Херсонской верфи. Строитель С.И.Афанасьев. Спущен 15.5.1787 года. Вошел в состав Черноморского флота. Командиры: П.П.Клевер (до 8.1787), М.И.Чефалиано (с 8.1787 до 1788), А.А.Обольянинов (с 1789 до 9.1790), П.В.Пустошкин (с 9.1790 до 1791), И.А.Селивачев (1792-1797), Т.Г.Перский (1798), Д.С.Карандино ((1790-1801), С.И.Рубец (1803).

Участвовал в войне с Турцией 1787-1791 года.

2 октября 1787 года корабль с Лиманской эскадрой контр-адмирала Н. С. Мордвинова вышел от Глубокой Пристани и направился к Кинбурну. На следующий день в двух милях от Очакова русская эскадра обнаружила турецкие корабли и встала на якорь. 4 октября эскадра отразила атаку турецкой гребной флотилии, а 20 октября эскадре пришлось уйти в Лиман, так как на море начался шторм.

2 июня 1788 года «Святой Владимир» под командованием Алексиано Панагиоти в составе Лиманской эскадры прибыл в район между Очаковом и Кинбурном и с 7 по 17 июня, в роли флагманского корабля эскадры под командованием контр-адмирала Джон Пола Джонса, принимал участие в сражениях с турецким флотом, а до 21 ноября 1788 года — в блокаде Очакова.

Весной 1789 года корабль перешёл из Лимана в Севастополь.

С сентября по ноябрь 1789 года с эскадрой Ф. Ф. Ушакова «Святой князь Владимир» крейсировал в районе острова Тендра и устья Дуная, а с июля по сентябрь следующего года — в Чёрном море с целью поиска судов противника. 8 июля корабль принял участие в Керченском сражении, 28 августа — в сражении у мыса Тендра. В октябре—ноябре 1790 года корабль в составе эскадры прикрывал проход русских гребных судов из Днепра в Дунай.

10 июля 1791 года с эскадрой контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова вновь вышел из Севастополя на поиск кораблей Турции. С 12 по 15 июля эскадра преследовала турок, которым, тем не менее, удалось оторваться благодаря начавшемуся шторму. 31 июля «Святой Владимир» принимал участие в сражении при Калиакрии, а 20 августа вернулся в Севастополь.

В 1794 и 1796 годах корабль с эскадрами ходил в практические плавания в Чёрное море.

5 мая 1798 года с эскадрой вице-адмирала Ушакова вышел из Севастополя в крейсерство. 6 мая в условиях тумана корабль столкнулся с фрегатом «Александр Невский». В результате столкновения «Святой Владимир» сломал бушприт и вернулся в Севастополь.

После этого корабль стоял в Севастопольском порту, в море не выходил.

Разобран после 1804 года. Служба 11 лет + 6 лет отстоя.

 

  1. «Мария Магдалина» (с 1799 года «Мария Магдалина первая»)

Заложен 13 июня 1786 года на Херсонской верфи. Строитель С.И.Афанасьев. Строился по чертежам «Слава Екатерины», но мастерами были внесены в период строительства изменения к основному проекту. Размеры 47,3х12,93х5,64 метра 66 орудий (30-фунтовые и 12 фунтовые). Спущен на воду 12 апреля 1789 года. Вошёл в состав Черноморского флота. Командиры: Г.К.Голенкин (1789-1791), Е.П.Сарандинаки (1793-1798), Г.И.Тимченко (1799-1800).

Русско-турецкая война 1787-1892

Вышел из Херсона и 5 июня 1789 года у Очакова присоединился к Лиманской эскадре, с которой 29 сентября прибыл в Севастополь. С 8 октября по 4 ноября 1789 года крейсировал в Чёрном море у острова Фидониси и устья Дуная в составе эскадры под командованием контр-адмирала М. И. Войновича.

С июля по сентябрь 1790 года крейсировал в Чёрном море в составе эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. 8 июля 1790 года принимал участие в сражении у Керченского пролива, 28 августа — в сражении у острова Тендра, во время которого, находясь в авангарде, взял в плен турецкий корабль «Мелеки-Бахри». В октябре-ноябре 1790 года с черноморской эскадрой прикрывал переход гребной эскадры из Днепра к устью Дуная. С 12 по 7 июля преследовал турецкую эскадру, которая в шторм сумела оторваться. 31 июля 1791 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова участвовал в сражении у м. Калиакра. 20 августа вернулся в Севастополь.

В 1794, 1796, 1797 в составе эскадры находился в практическом плавании в Черном море.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800 в Средиземном море в составе эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова

13 августа 1798 года в составе эскадры вышел из Севастополя для действия совместно с турками против французов на Средиземном море. 20 сентября объединённый русско-турецкий флот вышел из пролива Дарданеллы в Эгейское море. 13 октября принимал участие в высадке десанта на остров Занте, с 31 октября по 2 ноября принимал участие в бомбардировке крепости Святой Мавры, которая капитулировала 2 ноября после высадки десанта. С 9 ноября 1798 года в составе эскадры участвовал в осаде Корфу.

Принимал активное участие в штурме крепости Корфу 18-20 февраля 1799 года. 18.2.1799 корабль участвовал в штурме крепости Видо и передовых укреплений крепости Корфу. 20 февраля гарнизон крепости Корфу после атаки капитулировал. 24 июля в составе эскадры покинул Корфу и, зайдя в Мессину, 22 августа прибыл в Палермо, а 8 сентября — в Неаполь. 24 декабря 1799 года эскадра пришла в Мессину для дальнейших действий против крепости на Мальте. 31 декабря 1799 года, получив приказ Павла I о возвращении в Россию, русская эскадра вышла из Мессины.

7 января 1800 года прибыла в Корфу.

Зимой 1800 года ремонтировался в Корфу. 6 июля вместе с эскадрой вышел в Россию и 26 октября 1800 года прибыл в Севастополь.

Разобран в 1803 году в Севастополе. Служба 11 лет + 3 года в отстое.

 

  1. «Богоявление Господне».

Заложен 15 марта 1789 года на Херсонской верфи. Строитель С.И.Афанасьев. Строился по чертежам «Слава Екатерины», но мастерами были внесены в период строительства изменения к основному проекту. Размеры 49,4х13,7х5,9 метра 72 орудия (36-фунтовые, 26-фунтовые и 18 фунтовые, 14 6-фунтовых пушек 6 18-фунтовых «единорогов»), 705 человек экипаж. Спущен на воду 23 марта 1791. Вошёл в состав ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. Командиры: Р.Вильсон (1791-1797), А.П.Алексиано (1798-1800).

В 1791 году перешёл из Херсона в Севастополь. Первоначальное вооружение корабля состояло из 24-х 30-фунтовых, 26-и 18-фунтовых и 18-и 12-фунтовых пушек, а также 4-х 1-пудовых «единорогов». К началу 1792 года его вооружение состояло из 26-и 36-фунтовых пушек на нижнем деке, 12-и 18-фунтовых на верхнем и 14-ти 12-фунтовых пушек и 6-и 18-фунтовых медных «единорогов» на шканцах и баке.

В составе эскадр находился в практических плаваниях в Чёрном море в 1794, 1796 и 1797 годах.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800 в Средиземном море в составе эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова

13 августа 1798 года в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. Объединенный русско-турецкий флот 20 сентября вышел из пролива Дарданеллы в Архипелаг. 13 октября в составе эскадры русского флота принимал участие в высадке десанта на остров Занте. 20 октября отряд под командованием капитана 1 ранга И. А. Селивачева, в который входил и «Богоявление Господне», отделился от флота и пошел в направлении Корфу. К 24 октября отряд прибыл к Корфу, где установил блокаду крепости. «Богоявление Господне» занимал пост в северном проливе. 27 и 29 октября 74-пушечный французский корабль «Женеро» с двумя другими судами вступили в бой с русскими кораблями «Богоявление Господне» и «Захарий и Елисавета», при чем у «Богоявления» во время боя сбило бизань-мачту. Но русским кораблям огнём артиллерии удалось разбить палубу и расщепить бушприт «Женеро». Французский отряд вынужден был отступить. 29 октября корабль взял в плен 18-пушечную французскую шебеку, которая под именем «Святой Макарий» была введена в состав эскадры.

18 февраля 1799 года принимал участие в штурме крепости Корфу, вел бомбардировку батарей № 4 и № 5 на острове Видо, вел бой с французским фрегатом «La Brune» и корветом «Leander», при чем корвет вынужден был сдаться. В июле 1799 года после ухода русской эскадры корабль оставлен в Корфу для ремонта и охраны крепости, а его командир — А. П. Алексиано назначен старшим морским начальником Корфу.

6 июля 1800 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова вышел из Корфу в Россию. И к 26 октября подошел к Севастополю, но в темноте не смог войти в бухту и вынужден был направиться в Феодосию, куда прибыл на следующий день. Во время перехода корабль получил сильные повреждения, и для его ремонта из Севастополя были присланы мастеровые и материалы, а орудия были перегружены на транспорт для того, чтобы облегчить корабль.

Во время Войны с Францией на корабле нёс службу корабельным священником иеромонах Русской православной церкви Иосиф (Серебрянский), который пришёл на флот добровольцем и был известен всей эскадре своей храбростью, по донесению военных начальников он «всегда находился неотлучно с войсками, в передних рядах, ободряя солдат и матросов своим присутствием и неустрашимостью с крайним усердием и неутомимостью».

В марте 1801 года корабль вернулся в Севастополь.

Был разобран в 1804 году. Служба 9 лет + 2 года отстоя.

 

  1. «Святая Троица» (заложен и спущен под названием «Сошествие Святого Духа»)

Заложен 30 сентября 1790 года на Херсонской верфи. Строитель С.И.Афанасьев. Строился по чертежам «Слава Екатерины», но мастерами были внесены в период строительства изменения к основному проекту. Размеры 48,8х13,6х5,8 метра 72 орудия (26-30-фунтовых, 26-18-фунтовых и 14-12- фунтовых, 6-18-фунтовых «единорога»), 733 человека экипаж. Спущен на воду 6 мая 1791. Вошёл в состав ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА. Командиры: П.А.Данилов (1791), И.И.Престман (1793-1797), И.С.Поскочин (1798-1800), С.И.Рубец ((1802, 1804), С.Б.Сахаров ((1803, 1806), К.А.Герамуцо (1805).

3 сентября 1791 года перешел из Херсона в Севастополь.

В составе эскадр находился в практических плаваниях в Чёрном море в 1794, 1796 и 1797 годах.

Участвовал в войне с Францией 1798-1800 в Средиземном море в составе эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова

13 августа 1798 года в составе эскадры вице-адмирала Ф. Ф. Ушакова вышел из Севастополя в Константинополь для совместных действий с турецким флотом против Франции. Объединенный русско-турецкий флот 20 сентября вышел из пролива Дарданеллы в Архипелаг. 13 октября в составе эскадры русского флота принимал участие в высадке десанта на остров Занте. После чего во главе отряда под командованием капитана 2 ранга Поскочина отделился от флота и пришел к острову Кефалония, где 17 октября высадил десант в количестве 180 человек, взявший крепость почти без сопротивления. При занятии острова было захвачено 53 медных и чугунных орудия, большое количество боеприпасов, а также свыше 200 человек французского гарнизона взяты в плен. 29 октября отряд направлен от Кефалонии к Корфу на усиления отряда капитана 1 ранга И. А. Селивачева, куда прибыл 31 октября. По прибытии корабли присоединились к отряду, ведущему блокаду крепости. 12 ноября принимал участие в перестрелке с французским кораблём «Genereux», который пытался прорваться в море.

18 февраля 1799 года принимал участие во взятии острова Видо, а 20 февраля поддерживал огнём штурм крепости Корфу. В июле 1799 года после ухода русской эскадры корабль в составе отряда А. П. Алексиано оставлен в Корфу для ремонта и охраны крепости.

6 июля 1800 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова вышел из Корфу в Россию и к 26 октября подошел к Севастополю, но в темноте не смог войти в бухту и вынужден был направиться в Феодосию, куда прибыл на следующий день.

В 1804 году в составе отряда капитана 1 ранга Г. Г. Белли доставлял войска из Одессы в Корфу, при этом ходил под торговым флагом, а орудия были погружены в трюм. 5 октября корабль вернулся в Севастополь.

Разобран в 1806 году. Служба 13 лет + 2 года в отстое.

 

  1. «Мощный»

Заложен 16 июля 1804 года на Соломбальской верфи. Строитель Курочкин А.М. Размеры 51,3х13,8х5,7 метра. 66 орудий. Спущен на воду 17 июня 1805 года. Вошел в состав БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА. Командиры: В.Кровве (1805-1807), Е.Ф.Развозов (1808), П.Б.Головачев (1813).

В 1805 году перешел из Архангельска в Кронштадт.

Участвовал в войне с Францией 1804-1807.

18 августа 1808 года участвовал в высочайшем смотре эскадры, убывающей на войну в Средиземное море под командованием капитан-командора И.А.Игнатьева на Кронштадтском рейде. 19 августа в составе эскадры кораблей Балтийского флота вышел в Средиземное море на усиление эскадры вице-адмирала Д.Н.Сенявина по маршруту Ревель (где принял на борт войска) – Копенгаген – Портсмут – Гибралтар – Мессина — Корфу. 21 декабря эскадра прибыла на Корфу.

1 января 1807 года эскадра прибыла к Которскому заливу, где присоединилась к эскадре вице-адмирала Д.Н.Сенявина. 17 января «Мощный» пришел из Котора в Корфу.

Участвовал в войне с Турцией 1806-1812 года.

10 февраля 1807 года в составе эскадры под флагом вице-адмирала Д.Н.Сенявина из Корфу к проливу Дарданеллы. 8-10 мая обстреливал береговые батареи на острове Тенедос. В составе эскадры осуществлял блокаду пролива Дарданеллы. 10-11 мая участвовал в Дарданелльском сражении. 19 июня в Афонском сражении. В паре с кораблем «Ярослав» атаковал флагманский корабль турок вице-адмирала «Анкай-Бахри». При сближении на огонь противника не отвечал. Матросам на палубе приказал лечь на палубу во избежании лишних потерь. Открыл огонь лишь подойдя на картечный выстрел. В ходе боя оказался в середине турецкого флота, получил значительные повреждения. 25 августа в составе отряда контр-адмирала А.С.Грейга отделился от эскадры и пошел к греческому острову Специя для эскорта призовых призов. 14 сентября пришел к острову Корфу. 19 сентября с эскадрой вице-адмирала С.Н.Сенявина вышел из Корфу в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар. 7 октября в Бискайском заливе задули противные ветра, не дающие кораблям возможности продвинуться далее мыса Сент-Винсент. 30 октября эскадра зашла в Лиссабон, где 11 ноября была блокирована более сильной британской эскадрой (после начала британско-русской войны 1807-1812 года).

После подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа 1808 года эскадра покинула Лиссабон и под конвоем британских кораблей направилась в Портсмут. 29 сентября «Мощный» с другими кораблями эскадры спустил Андреевский флаг, вымпел и гюйс и экипаж на британских транспортах был перевезен в Ригу. В 1813 году с эскадрой контр-адмирала М.П.Коробки корабль перешел из Портсмута в Кронштадт, доставив орудия других кораблей эскадры вице-адмирала Д.Н.Сенявина.

Разобран в 1817 году в Кронштадте. Служба 3 года + 9 лет отстоя в Британии и России.

 

  1. «Скорый»

Заложен 16 августа 1800 года в Сант-Петербургском Главном Адмиралтействе. Строители М.Сарычев и И.В.Корепанов. Размеры: 53,7х14х6,1 66 орудий, 524 человека в мирное время. Спущен на воду 18 августа 1805 года. Вошел в строй Балтийского флота. Командиры: Р.П.Шельтинг (1805-1808).

Участвовал в войне с Францией 1804-1807.

18 августа 1808 года участвовал в высочайшем смотре эскадры, убывающей на войну в Средиземное море под командованием капитан-командора И.А.Игнатьева на Кронштадтском рейде. 19 августа в составе эскадры кораблей Балтийского флота вышел в Средиземное море на усиление эскадры вице-адмирала Д.Н.Сенявина по маршруту Ревель (где принял на борт войска) – Копенгаген – Портсмут – Гибралтар – Мессина — Корфу. 21 декабря эскадра прибыла на Корфу.

1 января 1807 года эскадра прибыла к Которскому заливу, где присоединилась к эскадре вице-адмирала Д.Н.Сенявина. 17 января «Мощный» пришел из Котора в Корфу.

Участвовал в войне с Турцией 1806-1812 года. 10 февраля 1807 года в составе эскадры под флагом вице-адмирала Д.Н.Сенявина из Корфу к проливу Дарданеллы. С 5 по 16 марта блокировал с другими кораблями пролив Дарданеллы. В марте вместе с фрегатом «Венус» высаживал десант на острове Имбро. С марта по август 1807 года базировался на острове Тенедос, осуществлял блокаду пролива Дарданеллы. 10 мая участвовал в Дарденелльском сражении. 19 июня в Афонском сражении и в паре с линейным кораблем «Твердый» атаковал турецкий авангард и связал боем. В ходе боя оказался в центре турецкого флота, был поставлен в два огня, сражался одновременно с тремя турецкими кораблями. С правого борта отбивался из пушек, с левого из ружей и пистолетов. «Скорый» получил в сражении серьезные повреждения, весь такелаж был перебит, паруса прострелены. 28 августа с другими кораблями ушел от Дарденелл. 4 сентября прибыл на Корфу, а 19 сентября с другими кораблями эскадры вышел в Россию. 5 октября эскадра прошла Гибралтар. 7 октября в Бискайском заливе задули противные ветра, не дающие кораблям возможности продвинуться далее мыса Сент-Винсент. 30 октября эскадра зашла в Лиссабон, где 11 ноября была блокирована более сильной британской эскадрой (после начала британско-русской войны 1807-1812 года).

После подписания Лиссабонского мирного договора 31 августа 1808 года эскадра покинула Лиссабон и под конвоем британских кораблей направилась в Портсмут. 29 сентября «Скорый» с другими кораблями эскадры спустил Андреевский флаг, вымпел и гюйс и экипаж на британских транспортах был перевезен в Ригу. В 1813 году корабль был продан Британии, годные к использованию орудия на КОР «Мощный» были доставлены в Россию. Служба 3 года+5 лет отстоя в Британии.

 

  1. «Победоносец»

Заложен 28 августа 1807 года на Соломбальской верфи. Строитель А.М.Курочкин. Размсеры 48,9х13,6х5,3 64 орудия. Спущен на воду 9 мая 1809 года. Вошел в состав балтийского флота. Командиры: Ф.К.Митьков (1810-1811), Ф.А.Дзивович (1812-1814), Невельской (1822).

Участвовал в Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813-1814 года.

11 августа 1812 года в составе эскадры вице-адмирала Р.В.Кроуна вышел из Архангельска. В начале сентября 1812 года у Шетландских островов эскадра попала в жестокий шторм. «Победоносец» получил во время шторма значительные повреждения рангоута и зашел с кораблями эскадры в Готенбург для ремонта. 9 октября перешел в Свеаборг. 28 октября с кораблями эскадры под командованием вице-адмирала Кроуна вышел из Свеаборга в Британию для совместных действий с британским флотом. 29 ноября эскадра кораблей прибыла в Ширнесс. С ноября 1812 года по май 1814 года «Победоносец» находился в Британии, периодически выходя в крейсерство с русскими или британскими кораблями для блокады французского флота в портах.

27 мая 1814 года эскадра вице-адмирала Р.А.Кроуна перешла из Блетекса в Шербур. Приняв на борт гвардейские части, эскадра вышла в Россию. 8 июля эскадра прибыла в Кронштадт.

В 1822 году «Победоносец» перешел из Кронштадта в Свеаборг, где был переоборудован в блокшив. Служба 13 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *