Лагард А. Дрючок, как символ содержания военного корабля (корабельная атрибутика)

Дрючок старпома

Железные

Палубы, трапы надстройки

Железные

Поручни, люки обрезы.

Железные кубрики, пиллерсы, койки –

Железо, железо.

Сплошное железо!

И пахнет железом,

Как в цехе рабочем.

Когда по тревоге

отсеки задрают.

Замечено было

Давно, между прочим,

Что кошки

Не могут здесь жить-

Умирают!

А людям железо

становится домом.

И в них переходит оно

Постепенно….

Его ты увидишь

В глазах у старпома.

Во взгляде матроса

Прямом, дерзновенном!

В командах услышишь

Железные нотки.

Оно проявляет себя

Неизбежно.

В увесистом шаге

Матросской походки,

И даже в любимом словечке

«Железно»!

Исполним – железно,

Прорвемся – железно.

Оно

Выступает на лбу

Между складок…….

Пройти эту школу

Любому полезно –

Железная спайка

Железный порядок.

…. Команда

Приказа железные строки –

И в море

Бурун

Протянулся от стенки.

Авралы,

Заданий железные сроки

И волны литые

С железным оттенком

Открытые лица!

Широкие груди!

Железо, железо

Сплошное железо

(Валерий Белозеров. За тех — кто в море!)

Большая приборка на военном корабле voenflot.ru

Приборка – это не просто деяние, а важнейший корабельный ритуал. Содержание корабля в порядке и чистоте – одна из важнейших обязанностей экипажа. Для поддержания корабля в порядке и чистоте назначаются, согласно корабельного расписания и требований корабельного устава различные виды приборок.

Петр Великий требовал чистоты и аккуратности на российских кораблях наравне с искусством мореплавания. По содержанию корабля, его чистоте и аккуратности команды им определялась соответствие командиров, занимаемых ими должностям.

В первом «Уставе Морском» 1720 года, составленным самим Петром Великим сказано:

— Корабль, — надлежит чистить, мыть и открывать окна, в том смотреть караульным офицерам. Корабли надлежит чистить и мыть по вся дни и между палубами открывать окна так часто, как время позволит. Снаружи и поутру и ввечеру корабль должен быть обметен и вымыт быть. Во время стояния на якоре также места, где бараны, птицы и протчая живность надлежит чистить всякий день дважды и при боцмане и другом караульном унтер-офицере и всего надлежит над ними караульным офицерам под вычетом жалования за каждое преступление.

Выдающийся русский флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров говорил:

— Корабль – это дом моряка, а дом всегда должен содержаться в чистоте – ибо это показатель его боеготовности.

В наш повседневный обиход сегодня вошли такие понятия, как – «флотский порядок», «корабельный порядок», подразумевая под этим, прежде всего идеальную чистоту до блеска.

И действительно посещая военные корабли, мы всегда удивлялись чистоте палуб, переборок, блеску всех медных частей, показательно аккуратному внешнему виду команды.

Для поддержания кораблей в порядке на кораблях в соответствии главным корабельным документом «Корабельным Уставом» назначаются большие и малые приборки.

Корабельный устав 1979 года так характеризует приборки:

Для поддержания чистоты и порядка на кораблях в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и для поддержания корабля в должном воинском порядке производятся большие и малые приборки.

Обязанности личного состава корабля при проведении приборок определяются корабельным расписанием, записанным каждому матросу и мичману, в книжке «боевой номер».

В расписания по приборкам включаются все офицеры, мичманы, старшины и матросы. Расписанием предусматривается приборка всех помещений, палуб, надстроек и бортов с соблюдением последовательности, исключающим загрязнение уже прибранных участков (помещений).

Малая приборка на кораблях ВМФ проводится перед завтраком, обедом, ужином по команде «начать малую приборку» и перед отходом ко сну по команде «палубы проветрить и прибрать». То есть четыре раза в сутки.

Большая приборка – это целый ритуал, на который на кораблях тратят почти пол дня и проводиться как правило по субботам, перед праздниками и по специальному приказанию командира корабля. На ходу корабля и в штормовую погоду большая приборка производиться только во внутренних помещениях корабля.

390946 18.04.2009 Большая приборка (мероприятие по поддержанию чистоты) на гвардейском ракетном крейсере «Варяг» Тихоокеанского флота РФ. Виталий Аньков / РИА Новости

При большой приборке, согласно Корабельного Устава, производится:

— мытье всех корабельных помещений (палуб, надстроек, подволоков);

— мытье верхней палубы, бортов, трапов, надстроек, труб, шлюпок, баркасов, катеров;

— частичная чистка оружия и технических средств, уборка трюмов;

— проветривание и просушка жилых и служебных помещений;

— вынос из помещений постельных принадлежностей, обмундирования и личных вещей, осмотр их и проветривание

— профилактическая дезинфекция мест общего пользования (гальюнов, умывальников, камбузов, а при необходимости дезинсекция и дератизация;

— отдрайка ржавчины на металлических частях, смазка всех трущихся и вращающихся частей, барашков, драйка всей корабельной меди, начиная о рынды (корабельного колокола) и заканчивая задрайками иллюминаторов и металлическими шильдиками над кубриками и каютами.

Помощник командира корабля руководит приборками на корабле, определяет их качество проведения. По окончании большой приборки старший помощник командира, в сопровождении помощника командира, начальника медицинской службы, главного боцмана и командиров боевых частей обходит корабль, проверяет качество приборки и докладывает результаты обхода командиру корабля. При необходимости на тех объектах, где обнаружены недостатки объявляется дополнительное время для проведения приборки и устранения обнаруженных недостатков.

Во время приборки по кораблю раздается команда по громкоговрящей связи: «Медь, железо драить, резину мелить, барашки расходить и смазать».

Особо бережное и щепетильное отношение команды на кораблях к медным частям, которые должны блестеть по словам боцмана «Как у кота яй.а». Медные поручни трапов, корабельный колокол — рында, медные части иллюминаторов драяться с помощью пасти ГОИ по каждой приборке. Медных частей корабля запрещено касаться руками всему экипажу, даже касаться руками поручней трапа. Блеск меди на корабле — один из важнейших показателей качества проведения приборок.

Мало кто, кроме членов команды знает, что  важнейшим участником проверки качество приборки является так называемый «дрючок старпома». Правда такие же дрючки имеются и у помощника командира и у главного боцмана и даже командиров боевых частей. Кстати о дрючках нет никакого упоминания ни в Корабельном уставе, ни в других руководящих документах. Но это исключительно важное средство «малой механизации», как говорят на кораблях, позволяющее  проверять качество проведённой приборки.

Что же это такое за предмет, имеющий столь невыразительное почти ругательное название? По-украински дрючок – это толстая палка.

На кораблях ВМФ — это тонкий металлический прут, загнутый в виде кочерги и имеющий специальную ручку для его держания. Каждый уважающий себя старший помощник командира, помощник командира, а иногда и командиры боевых частей имеют личные дрючки для проверки качества приборки. Как правило, дрючки изготовляют при нахождении корабля в заводе из специальной крученной, черненой стали, иногда с металлическими вензелями того, для кого он заказывается. Ручка изготовляется деревянная, как правило фигурная, покрывается лаком. Чем более разукрашенный различными прибамбасами дрючок – тем более считается значимость его обладателя. Дрючки, как правило, держаться в каютах на видных местах. Бывает иногда, что дрючок старпома захудалого эсминца гораздо качественнее и красивее, чем дрючок старпома крейсера. И он этим гордиться.

В назначенное время старший помощник командира собирает всех перечисленных лиц (для проверки качества большой приборки) надевает белые накрахмаленные перчатки и благоговением берет в руки дрючок.

— Ну, посмотрим теперь, что вы там наубирали – обращается он  к уже запуганным и затихшим командирам боевых частей и помощнику командира. Иногда добавляет на горячее соленой флотские словечко двух или трехэтажное. Все понимают, что от качества проверки приборки зависит сход их и их офицеров и мичманов, увольнение матросов на берег. И после слов старпома проникаются еще большей ответственностью за качество проведенной их подчиненными приборки.

Старпом молча раздвигает плечом столпившихся офицеров при входе и гордо возглавляет процессию проверки качества приборки. Он открывает первую попавшуюся дверь и начинает проверку качества приборки. «Флотский порядок» требует жертв и их сразу же находят.

Не найти беспорядок – это просто недопустимо. Хорошая проверка всегда должны выявить эти недостатки, тем более, что их ищут. Не найденные недостатки говорят командиру корабля о некачественном контроле или полном отсутствии такового.

А старпом знает уже, где и у кого искать недостатки. Дрючок проникает в любые щели, любые узкие пространства, куда не может пройти рука убирающего матроса и вытаскивает на свет божий мусор, пыль, экскременты крыс, затаившиеся в глубине вентиляторных, коффердамов, межбортовых и запотолочных пространствах. Да, именно да крыс, которые наравне с тараканами являются верными спутниками моряков на протяжении столетий.

Белые перчатки старпома к концу проверки становятся, как правило серыми. Старпом кривит лицо при обнаружении мусора и ничего не говорит, а помощник записывает в свою записную книжку обнаруженные замечания. Дрючок старпома неутомимо вытаскивает под взгляд проверяющих недостатки проведенной приборки.

Потом прибыв в каюту старпом вытирает испачканный дрючок, бросает бывшие белыми перчатки в корзину для стирки и садиться за свой стол, некоторое время молчит, читает блокнот с замечаниями услужливо поданный помощником, морщится и в конце концов выдает краткое:

— Ну что в целом я удовлетворен качеством приборки, но боевым частя 4, 5, 7 (к примеру) необходимо повторить приборку в вечернее время, сход на берег и увольнение для указанных боевых частей отменяется. Как правило, приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Командиры боевых частей с галдежом покидают каюту старпома, бросая ненавидящие взгляды на висящий на видном месте старпомовский дрючок.

— Отдрючил нас старпом по полной – доводят командиры боевых частей замечания своим подчиненным  — сегодня после ужина, когда весь экипаж будет на сходе, на просмотре кинофильма или просто отдыхать, наша боевая часть, а также боевые части 5 и 7 будет заниматься снова большой приборкой и устранением полученных замечаний. Вперед господа офицеры!

Командиры групп, дивизионов, инженеры горестно вздыхая покидают каюту командира боевой части и идут доводить ценные указания до своих подчиненных.

«А чтобы делал старпом без дрючка» — думают, они и вспоминают про себя указания адмирала Лазарева вахтенным офицерам, как он понимал «флотский порядок»:

— В продолжении вахты своей, ежели в порте, предписывается господину вахтенному лейтенанту наблюдать, чтобы верхняя палуба была, как можно чиста и на рострах все порядочно уложено, снасти вытянуты, порядочно закреплены и уложены; вымпел и флюгарка всегда были бы оправлены и флаг поднят до места, медь на шканцах, кофель-нагели и другие железные вещи вычищены; гальюн скачен и чист; швабры вымыты и развешены по сделанным для того леерам, за бортом или с марсов и салингов никаких снастей бы не висело, ровно как и кабалок на выбленках и других снастях; как руслени, так и весь корабль обметаем каждые 4 часа.

Но это даже уже называется не просто «флотский порядок», а «флотский шик»!

И проклиная все «дрючки старпома» матросы, старшины, мичманы и офицеры, вышеозначенных старпомом боевых частей выходили после ужина на повторение большой приборки, когда все другие члены экипажа увольнялись на берег или шли отдыхать на просмотр художественного кинофильма на верхнюю палубу. Командиры групп делали подобие старпомовского дрючка, чтобы в этот раз не опозориться и не допустить повторения замечаний.

«Флотский шик» и «флотский порядок» требуют жертв, а значит они должны быть, чего бы экипажу корабля это не стоило. «Дрючки» неотъемлемая часть этого порядка на кораблях. Слава дрючкам! Пока они есть на флоте можно не беспокоиться – порядок будет, будет блестеть медь, будут сверкать чистотой палубы и надстройки кораблей, и старпом наконец по-доброму улыбнется!

krsk.au.ru

3 комментария

Оставить комментарий
  1. А лрючок называется — обгалдер

    1. Абгалтырь — это металлические зацепы для расстаскивания якорных цепей и металлических тросов. У нас на корабле устройство для проверки качества приборки называлось просто дрючок. Почему? Не знаю! Наверно потому, что при использовании этого устройства дрючили или дрюкали нерадивых за некачественную приборк. Об этом и написано

      1. Никита Трофимов

        На Севере не было никаких дрючков. Были крючки, а на кораблях, где командование боролось за морскую культуру и терминологию — крючки именовались АБГАЛДЫРЬ. Как совершенно правильно отметил уважаемый Администратор, это металлический крюк для растаскивания звеньев якорь-цепи. Но и для офицерских крючков это название очень подошло.

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *