Ещё летом 1917 года, когда до вступления в силу мирного договора с Советской Россией и прекращения боевых действий на Чёрном море оставались считанные месяцы, 1 – й дивизион эсминцев Черноморского флота выставлял у Босфора минные заграждения и вёл разведку, противостоя германо – турецкому флоту.
На эсминце «Пронзительный» под командой старшего лейтенанта Н. Каллистова офицерам – лейтенантам Стеблину-Каменскому и Веселаго удалось убедить остальных в своём рискованном и смелом предприятии – на корабельном сторожевом катере прорваться в Босфор и утопить единственной самодвижущейся миной всем насолевший германский крейсер «Гебен», стоявший на ремонте, пусть даже ценой собственной жизни.
Трудно сказать, чем тогда руководствовались смельчаки, решившиеся на столь опасный шаг: может хотели, наконец, так желаемой победы над врагом или пробуждения у матросов патриотизма, чтобы отвлечь их от проникающих на флот революционных настроений. Так, иначе ли, 12 июля 1917 года сторожевой катер с отважными офицерами, буксируемый эсминцем «Пронзительным», пошёл на Босфор.
Штурману лейтенанту Стеблину–Каменскому, не раз ходившему к проливу, маршрут движения катера был хорошо известен. Основными опасностями, которые подстерегали их, являлись береговые батареи и мощное боновое заграждение. Смельчаки надеялись на малые размеры катера и его маневренность, а ещё на удачу и ошибки неприятеля. После удачной атаки на «Гебен», на случай, если не хватит времени короткой летней ночи, предполагалось уходить в Мраморное море, чтобы на следующую ночь прорываться через Дарданеллы.
Тёмная ночь своим бархатным покрывалом укутала всё вокруг, далеко позади остался поджидавший катер эсминец «Пронзительный». Зорко всматриваясь вдаль, за штурвалом стоял лейтенант Веселаго. Вот благополучно пересекли минное поле, зная проходы в нём, и приблизились к проливу. Беспокоил шум мотора катера, в узкостях высоких берегов могли обнаружить, уменьшили ход до 6 узлов и вошли в Босфор. Первое колено пролива пройдено, впереди их ожидало боновое заграждение.
Как и было задумано ранее, для определения устройства бона в воду пойдёт штурман – отличный пловец, если катеру не будет возможности пройти над ним, Стеблин–Каменский должен перерубить кабели и развести бон.
Штурман успел только раздеться, чтобы прыгнуть в воду, как вдруг темноту ночи прорезал яркий луч прожектора, оказавшийся между катером и морем. Все поняли, что их обнаружили, тишину ночи нарушили громкие свистки часовых с берега. Застопорили мотор, и катер оказался прямо перед боном и сторожевым постом, сзади к нему подкрадывался луч прожектора.
Что же делать? Прорываться обратно в Чёрное море?
А луч прожектора всё двигался и двигался в поиске катера, вот к нему присоединились уже шесть лучей. Ещё немного, и береговые батареи накроют беззащитное судно своим огнём.
Неужели всё?
Прожектора нащупали катер, и тут началось.
Маневрирование, бешеная скорость и малые размеры катера, как цели спасли смельчаков. Всплески от разрывов возникали то справа, то слева, осколки снарядов стучали по палубе и рубке. Катер уходил всё дальше и дальше в открытое море. Каким – то чудом им удалось вырваться из зоны обстрела. В 3 часа ночи они были уже у ожидавшего их миноносца. «Пронзительный» снова взял катер на буксир и повёл в Севастополь.
Потом, рассматривая пробоины, все убеждались: провидение хранило отважных. Один осколок только слегка повредил рулевой штур – трос, не перебив его, другой – лишь сорвал крышку ящика с гранатами, не задев их.
План не удался, но сам рейд показал смелость и отвагу русских моряков, не останавливающихся ни перед какими преградами, готовых даже ценой своей жизни добиться победы.
Германский линкор Гебен
Примечание: Читайте похожие очерки «Потопить Гебен», «Пленник Гебена» на Прозе.ру.