Лейтенант Киткин Петр Павлович sammler.ru
Написано в преддверии Дня Военно – морского флота.
Русским морякам при обороне Порт – Артура пришлось впервые столкнуться с минной войной, при этом решать много задач по применению эффективных средств борьбы с минами.
Несовершенство тралов для разминирования, да и все те противоминные устройства, сделанные подручными средствами на берегу, постоянно ломавшиеся при движении кораблей траления, мешали быстрому передвижению эскадры, либо каждый раз задерживали её выход в море. Всё это постоянно занимало мысли старшего минного офицера крейсера «Аскольд» лейтенанта Петра Павловича Киткина.
Японцы ставили самые разнообразные мины, среди них — групповые, состоящие из одной огромной и пяти маленьких. Их взрывы происходили не только при ударе или при наклоне корпуса, большинство же взрывалось при тралении. Основным противоминным средством у моряков был трал К. Шульца (флагманского минёра штаба командующего эскадрой).
Лейтенант П. Киткин вспомнил недавний разговор с заведующим минным тралением, капитаном 1 ранга Н. Рейценштейном, являвшимся также начальником отряда крейсеров.
«Почти весь Порт–Артур видел, как вы, Пётр Павлович, запускаете воздушных змеев. Понимаю, что это, отнюдь, не развлечение, тогда поясните нам, зачем вы это делаете?» — спрашивал Н. Рейценштейн.
«Николай Карлович! Возникла у меня одна идея, и я её экспериментально отрабатывал в воздухе. Будущий трал, я назвал его «змейковый», на воде заставит попавшие в него мины отклоняться в сторону. Минрепы мин будут скользить до патронов, подрываться ими, тогда мины всплывут на безопасном расстоянии от корабля. Для траления потребуется один корабль вместо двух.» — отвечал он каперангу.
«Вы только посмотрите, какой вы умница, Пётр Павлович! Надо бы испытать ваше изобретение в деле, пусть умельцы мастерских на Тигровом полуострове займутся им.
И вот ещё что, Пётр Павлович, вы, находясь в специальной команде по разоружению мин, попавших в тралы, будьте осторожны при разминировании и берегите себя», — напутствовал тогда Рейценштейн.
Не одну японскую мину обезвредил, рискуя жизнью, лейтенант П. Киткин. После извлечения запальных устройств, их передавали для дальнейшей разборки минным унтер – офицерам. Тогда он был удостоен своей первой боевой награды – ордена Св. Анны 3 – й степени с мечами и бантом.
Пётр Павлович принимал участие в прорыве крейсеров «Аскольд» и «Новик» во Владивосток. В бою он был контужен и потом на всю жизнь почти полностью лишился слуха.
«Змейковый» трал П. Киткина применялся в Первой мировой войне и использовался даже до 1940 года. На его основе был разработан параван – охранитель, принятый на вооружение на всех флотах мира.
Пётр Павлович всю свою дальнейшую службу посвятил минам: создал автономный минный защитник, предложил оригинальный способ зарядки детонаторов подрывных патронов и др. Он участвовал в создании многих образцов минного и трального оружия, работая в технических бюро инженером и техническим руководителем. П. Киткин прошёл три войны, был дважды контр – адмиралом, отдавая все свои силы и знания умножению могущества российского флота и минного оружия.
Змейковый трал лейтенанта Киткина П.П. dzen.ru
Примечания:
Минреп – трос, соединяющий мину с якорем:
Параван – устройство, которое отводит мины, попавшие на его тралящую часть, в стороны на безопасное расстояние.
Примечание:
По материалам из Википедии.
Киткин Петр Павлович из дворян. Дед, Алексей Ювенальевич Киткин, был офицером Гренадерского лейб-гвардии полка и награждён несколькими орденами за отличия в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813—1814 гг. Отец, Павел Алексеевич, дослужился до контр-адмирала, три его брата также были офицерами флота.
В 1896 году окончил Морской кадетский корпус, 25 сентября 1896 года произведён в мичманы с назначением в Черноморский флот и зачислением в 29-й флотский экипаж.
В 1896—1899 годах служил на броненосецах «Чесма» и «Георгий Победоносец», крейсере «Память Меркурия», тральщике «Ингул» и учебном судне «Березань».
В кампанию 1899 года — флаг-офицер при младшем флагмане практической эскадры Чёрного моря.
В сентябре 1899 года назначен слушателем в Минный офицерский класс. С 7 сентября 1900 года — минный офицер 2-го разряда.
В 1900—1901 годах — минный офицер МКЛ «Уралец».
С января 1901 года произведен в лейтенанты. В 1901 году вахтенный начальник УС «Березань».
В октябре 1901 года назначен на эскадру Тихого океана.
В феврале 1902 года назначен младшим минным офицером крейсера I ранга «Громобой».
С июня 1903 года — младший минный офицер крейсера I ранга «Рюрик».
С сентября 1903 года назначен старшим минным офицером крейсера I ранга «Аскольд». Участник русско-японской войны и обороны Порт-Артура.
С марта 1904 года — минный офицер 1-го разряда.
Участник боя в Жёлтом море 28 июля 1904 года, в котором получил тяжелое осколочное ранение в голову и потом всю жизнь страдал частичной потерей слуха. После сражения вместе с крейсером был интернирован в Шанхае. После окончания войны убыл на Чёрное море.
С июня 1906 года — минный офицер тральщика «Дунай». С мая — старший минный офицер ЭБР «Георгий Победоносец».
В феврале 1907 года переведён на Балтийский флот и зачислен в 8-й флотский экипаж. В июне 1907 года произведён в старшие лейтенанты. Весной-осенью 1907 года командовал миноносками № 131 и 130. В сентябре назначен минным офицером эскадренного миноносца «Легкий».
В январе 1908 года прикомандирован к Морскому техническому комитету, для занятий. С июня 1908 года — командир миноносца «Прозорливый».
В ноябре 1908 года назначен флагманским минным офицером штаба, командующего дивизией миноносцев (с 12 марта 1909 года 2-й минной дивизией) Балтийского моря. С декабря 1908 года — капитан-лейтенант.
С октября 1909 года по июль 1910 года — старший офицер МКЛ[«Хивинец». С 1910 года полностью посвятил себя делу траления.
С апреля 1911 года — капитан 2-го ранга. 15 января 1912 года назначен начальником партии траления мин заграждения Балтийского моря.
С ноября 1913 года назначен командиром флагманского корабля партии траления, ТР «Грозящий», с оставлением в должности начальника партии траления.
Участник Первой мировой войны. Под непосредственным командованием П. П. Киткина была проведена первая боевая минно-тральная операция русского флота: 27 августа 1914 года отряд тральщиков (8 вымпелов) вытралил выставленное десятью днями ранее германскими кораблями минное заграждение в Финском заливе. При тралении подорвался на мине и затонул тральщик «Проводник» (погибло 11 и ранено 7 членов экипажа), а затем на звук взрыва подошёл германский крейсер «Аугсбург». Умело маневрируя, Киткин увел отряд от преследования (немцы добились только одного попадания в тральщики, причинив незначительные повреждения).
С сентября 1914 года — капитан 1-го ранга за отличие в делах против неприятеля. В декабре этого же года отчислен от должности командира тральщика. Руководил и лично участвовал в постановке практически всех крупных минных заграждений на Балтийском море в первой мировой войне.
С мая 1915 года допущен к временному исполнению обязанностей начальника дивизии траления Балтийского моря (до утверждения в должности). В мае назначен командующим, под брейд-вымпелом, дивизией траления Балтийского моря.
В июле 1917 года произведён в контр-адмиралы за отличие по службе с утверждением в должности.
После русско-японской войны П. П. Киткин активно занимался разработкой минных вооружений. первый в мире автономный минный защитник,
После 1918 года служил в действующем отряде Балтийского флота.
В 1918—1919 годах — заведующий делами мин заграждения и траления.
в 1919—1921 годах — начальник минной обороны Балтийского моря.
В 1921 году арестован Петроградским Особым отделом ГПУ, но вскоре отпущен.
В 1921—1923 годах — председатель научно-технической комиссии минно-тральных опытов.
в 1923—1924 годах — председатель минной секции НТК.
В 1924—1926 годах — начальник минного полигона.
в 1926—1931 годах — председатель комиссии морских минных опытов. Одновременно, в 1922—1941 годах, на преподавательской работе в Военно-морской академии.
В феврале 1931 года зачислен в резерв РККФ, в феврале 1936 года уволен в запас.
В 1931—1942 годах — сотрудник НИМТИ ВМФ. В мае 1942 года возвращён на военную службу с присвоением ему воинского звания капитана 1-го ранга.
В 1942—1943 годах — командир УС «Свирь».
В 1943—1944 годах — минный специалист военного совета КБФ, с октября 1944 года — старший инженер-конструктор технического отдела НИМТИ ВМФ.
27 октября 1944 года приказом Наркома ВМФ СССР служба по вольному найму (1936—1942) была засчитана как действительная служба в ВМФ.
5 ноября 1944 года произведён в контр-адмиралы. В январе 1947 года назначен начальником отделения правил стрельбы и наставлений НИМТИ ВМС.
В 1946 году за крупные изобретения в области минно-трального оружия ВАК утверждает его в ученой степени доктора технических наук.
С мая 1948 года — в отставке.
18 сентября 1954 года умер в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища