Начавшаяся русско–японская война и первые неудачи русского флота в ней способствовали в России началу патриотического движения, вылившегося в «Особый комитет по усилению флота на добровольные пожертвования». Однако, помощь стала поступать не только от этой организации, но и от отдельных русских меценатов.
Таким стал последний представитель знаменитой династии Строгановых – морской офицер, граф Сергей Александрович (1852 – 1923), который пожертвовал флоту 1,5 миллиона рублей, чтобы передать во время подготовки к походу 2 – й Тихоокеанской эскадры оборудованный военный корабль.
Граф Сергей Александрович Строганов museumpskov.ru
Тогда ещё русский флот не имел ни одного корабля, несущего воздушные шары или аэростаты для разведывательных целей. Денежных средств на это в государственной казне не было, поэтому заявки военного министерства на приобретение такого судна всячески отвергались. Японский флот располагал таким кораблём, оборудованным воздухоплавательными средствами, и с помощью воздушного шара, поднятого с «Синано мару», японцы позже обнаружили эскадру вице – адмирала З. Рожественского, что имело в дальнейшем большое значение.
С. Строганов предоставил сделать выбор будущего корабля самому командующему эскадрой, который и пожелал иметь «специальный воздухоплавательный корабль – разведчик с большим ходом, вполне оборудованный и снабжённый необходимым имуществом по своей специальности.» Для этого требовалось переоборудовать какой – либо хороший и быстроходный коммерческий пароход. Такой пассажирский пароход на деньги, предоставленные Сергеем Александровичем, купили у компании «Северогерманский Ллойд». Он носил название «Лэн» и ранее совершал регулярные рейсы из Бремена в Нью – Йорк. Лайнер, имевший четыре пассажирские палубы и два грузовых трюма, как нельзя лучше подходил для создания на его основе воздухоплавательного корабля. Работы по переоборудованию «Лэна» велись в Германии, причём секретно, строился он, как исследовательское судно. Уже в России производился монтаж артиллерийского и сигнального оборудования, приобретённого С. Строгановым.
Сам жертвователь пожелал назвать корабль «Русь», и в ноябре 1904 года Николай II утвердил это. «Русь» зачислили в ранг крейсера. Аэростаты на нём наполнялись водородом, который получали электролитическим путём, а также щелочным газодобывающим аппаратом, имевшимся на корабле. Консультантом по воздухоплавательному оборудованию стал лейтенант М. Большев.
Крейсер 2 ранга «Русь» поднял флаги – Андреевский и Добровольного флота. С момента прибытия в Либаву на корабле начались неполадки: вышли из строя динамо – машины, произошла авария щелочного газодобывающего аппарата. Они были устранены, однако, решение включения «Руси» в состав отправляемой на Дальний восток эскадры оказалось под вопросом, но руководство флота всё же остановилось на отправке корабля.
Только в феврале 1905 года «Русь» вышла в море вместе с эскадрой. Через несколько дней во время стоянки у мыса Скаген (Дания) на корабле вышли из строя холодильники опреснителей котлов, неудачей закончились попытки поднять аэростат. Крейсер получил указание возвращаться в Либаву. Сам Рожественский признал корабль совершенно непригодным для выполнения возложенных на него задач.
Крейсер аэростатоносец «Русь» dzen.ru
«Русь» осталась на Балтике и после ремонта на ней стали проводиться воздухоплавательные работы: выполнялись подъёмы аэростатов и воздушных шаров с наблюдателями в гондоле. Один из подъёмов воздушного шара с крейсера наблюдал Николай II, находившийся на кронштадтском рейде. За время воздухоплавательной программы в 1905 году на корабле было совершено 258 подъёмов аэростатов, из них – 186 – с наблюдателями.
Дальнейшая судьба крейсера 2 ранга оказалась весьма незавидной, и ему вынесли неутешительный вердикт: ввиду дороговизны содержания, несовершенства аппаратуры и крайне опасного производства водорода он был признан негодным для дальнейшей службы. Окончательным решением стало постановление о продаже «Руси». С него сняли воздухоплавательное оборудование, а сам корабль буксиры отвели в Штеттин на разборку. 21 ноября 1906 года воздухоплавательный крейсер «Русь» исключался из списков флота.
Случись всё по – другому, пожалуй, трудно переоценить какую важную роль сыграл бы в боевых действиях корабль – разведчик «Русь». В то время морское министерство России явно недооценивало значение таких кораблей с воздухоплавательным оборудованием для разведывательных целей.
Отрадно, что в моменты трудные для России находились настоящие русские люди, жертвовавшие своими средствами, помогая выстоять перед врагами Отечества. Таким и был меценат Сергей Александрович Строганов, закончивший Санкт – Петербургский университет и Морской корпус. Во время русско – турецкой войны 1877 – 78 годов командовал одним из своих собственных катеров «Авось» и во время боевой операции у румынских берегов, близ порта Сулина в устье Дуная участвовал в подрыве вражеской канонерской лодки «Суна». За это был произведён в мичманы и удостоен «Знака отличия военного ордена 4 степени» — солдатского Георгия. После окончания войны передал свои катера Черноморскому флоту, совершив своё первое пожертвование.
В годы русско – японской войны он открыл в Добрянке (Пермский край) госпиталь для лечения раненых воинов, позднее развернул заводское производство шрапнелей для фронта, и поставлял государству по себестоимости, после неудачи с крейсером и его продажи, на вырученные средства основал литературную премию для нижних чинов на патриотическую тему, всячески помогал церкви.
Как много добрых и хороших дел совершил этот замечательный человек! Будем помнить!
Примечание: О воздухоплавателях во время русско – японской войны читайте мой исторический очерк «Порт -артурский воздухоплаватель» на Прозе.ру.
14 ноября 2023 г. Вячеслав Прытков
Примечание:
В свете вышеизложенного хотелось заметить.
Очень бы хотелось увидеть роль наших олигархов, напившихся себе в удовольствие крови и богатств русской земли, числящихся в книге «ФОРБС» долларовыми миллиардерами, в поддержке СВО, таких известных всем, как Абрамович, Прохоров, братья Ротенберги, Алекперов, Вайншток, Векслерберг, Лисин, Миллер, Сечин, Греф, Мордашев, Михельсон, Потанин, Тимченко, Мельниченко, Дуров, Усманов, Керимов, Тиньков, Фридман, Федун, Игорь и Дмитрий Бухманы, Рашников, Хан, Гурьев, Кантор. Это только долларовые миллиардеры, а еще у нас есть долларовые миллионеры и по данным «ФОРБС» их аж …. триста восемьдесят одна тысяча семьсот семей. Это официальных? А неофициальных?