Чухраев Э. Неизвестное об известном. Военно-морской флот России в борьбе за Черноморские проливы

Черноморские проливы
Черноморские проливы

Речь идет о двух проливах, которые соединяют Азию и Европу, Средиземное море с Черным. Это проливы Босфор и Дарданеллы. Для России эти Проливы имеют важнейшее геополитическое и стратегическое значение. Босфор и Дарданеллы обладают уникальным местом положения, выход в  Средиземное море и вход в Черное море для России возможен только через них.

Поэтому с древнейших времен  Россия вела борьбу за Черноморские проливы. Тот, кто контролировал вход и выход  в Черное море, получал существенное экономическое и военное превосходство. И устремления многих правителей России были направлены на получение этих вожделенных  Черноморских проливов. Вопрос Проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Со временем важность Проливов нисколько не уменьшилась. С 1453 года эти Проливы принадлежат Турции.

За последние 500 лет России многократно доводилось воевать с разными государствами за обладание Черноморскими проливами. Только с Турцией  было 12 войн (в них Россия одерживала победу 7 раз).  Отношения России с Турцией начались со времени завоевания последней Крыма (Крымское ханство) и генуэзский город Кафа, нынешняя Феодосия) в 1475 году. В общем счёте, русско-турецкие войны охватывают период длительностью 351 год (1568—1918). За этот период Россия и Турция находились в состоянии войны 69 лет. В среднем, одну русско-турецкую войну от другой отделяло всего 25 лет. Не один раз Россия была близка к тому, чтобы Проливы стали ее вотчиной. Но всегда что-то мешало этому случиться. Совершенно логично, что для достижения свободного выхода России из Черного в Средиземное море и овладения Черноморскими проливами всегда использовался отечественный Военно-Морской Флот.

Российская эскадра под командованием Ф.Ф. Ушакова, идущая Константинопольским проливом. Иванов М.М., 1799

Средиземное море, находясь на стыке трех континентов Европы, Азии и Африки, всегда занимало важное место во внешней политике России и в деятельности ее флота. Именно на Черном и Средиземном морях состоялись самые грандиозные морские сражения, принесшие победы и славу России, русским морякам и русскому оружию. Здесь совершались подвиги и героические дела Военно-Морского Флота России.

До 1917 года Россия держала флот в Средиземном море постоянно. Корабли совершали учебные походы, вели научные исследования, отстаивали государственные интересы, участвовали в решении внешнеполитических вопросов. В советский период в Средиземном море на постоянной основе осуществляла деятельность 5-я (Средиземноморская) оперативная эскадра (1967-1992).

Корабли 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР и корабли ВМС США в Средиземном море

В настоящее время в Средиземном море находится постоянное межфлотское оперативное соединение ВМФ РФ (с 2013 года) На него возлагается широкий круг задач по обеспечению военно-морского присутствия России в Средиземном море  с учётом складывающейся военно-политической обстановки. Оно подчинено командующему Черноморским флотом ВМФ России. Всё это позволяет обеспечить защиту наших национальных интересов в таком неспокойном, тревожном в настоящее время регионе. С началом военной операции в Сирии (с 30 сентября 2015 года) соединение принимает участие в этой операции, осуществляя прикрытие авиационной группы ВКС России и авиабазы Хмейним, на которой она дислоцируется. Основной задачей морского соединения стало обеспечение деятельности войск РФ на территории Сирийской Арабской Республики.

Учения ВМФ и ВКС РФ в Средиземном море

Борьба за Черноморские проливы — одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность. Несмотря на то, что в настоящее время для транспортировки грузов используют самолеты и поезда, морской путь по-прежнему является самым дешевым и простым способом доставки грузов в дальние страны. Военно-политическое значение Проливов также не изменилось.

О Черноморских проливах

Итак, Черноморские (или турецкие) проливы — это совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморно-морском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями. Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км. и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Они соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бывшая столица Турции — Стамбул (новая столица – Анкара). Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м.) пролив длиной около 30 км. у своих азиатских берегов образует бухту Золотой Рог длиной 12 км. и глубиной до 33 м.

Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив — Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой — 7,5 км. и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии. Через Дарданеллы корабль попадает в Эгейское море, которое является частью Средиземного.

Пролив Босфор Пролив Дарданеллы

Проливы отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Они обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия. Проливы позволяют кораблям Черноморского флота оперативно выходить в Средиземное море для решения повседневных и боевых задач.

Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной  легендарной Троянской войны (на рубеже XIII—XII вв. до н.э.) неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных Великих держав.

Пока Византийская империя (395-1453) , а после её падения Османская империя (1299- 1922) господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия — и актуальность контроля над зоной проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».

Сегодня с точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется, согласно положениям Конвенция Монтрё о статусе проливов, при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.

Пролив Босфор

Босфорский мост

Босфор — пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3700 м. на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул. Сегодня берега пролива соединяют три моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году; после попытки военного переворота 15 июля 2016 года  был переименован в «Мост мучеников 15 июля»), мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км. к северу от первого моста и автомобильно-железнодорожный мост Султана Селима Грозного (длина 1408 м; завершён в 2016). В 2013 году был открыт и железнодорожный тоннель Мармарай, который объединил транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. В декабре 2016 года был открыт автомобильно-железнодорожный тоннель Евразия.

Пролив Босфор (вид из космоса)

Название Босфор пришло из греческого языка, и обозначает «бычий брод». Сложно представить, что во времена Древней Греции пролив можно было перейти вброд . Босфор славится опасными течениями и глубиной. Также согласно одному из древнегреческих мифов, здесь находились Симплегады – дрейфующие скалы. Сталкиваясь, они уничтожали все корабли, пытавшиеся пройти через пролив. Только Язону (предводитель аргонавтов) удалось остановить это, и после его подвига скалы застыли на месте и больше не представляли опасности для мореплавателей.

Пролив Дарданеллы

Дарданеллы (вид из космоса)

Дарданеллы, древнегреческое название — Геллеспонт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Длина пролива составляет 61 километр, ширина — от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера — 55 метров.

В 2016 году в рамках строительства транспортного кольца вокруг региона Мраморного моря начались работы по возведению моста Чанакалле-1915 через пролив Дарданеллы . Этот мост станет самым длинным подвесным мостом в мире, длина основного пролёта составит 2023 метра. Завершить строительство планируется к 2023 году. До этого переправу через Дарданеллы наводили лишь однажды в 480 году до нашей эры, когда по приказу персидского царя Ксеркса I соорудили понтонную переправу из связанных между собой кораблей.                                         

Константинополь

Константинополь (ныне Стамбул)

В 324 году, после побед в междоусобных войнах, Император Римской империи Константин Великий (306—337) разворачивает  на Босфоре крупнейшее строительство в городе Византий (с VII века до н. э. греческая колония). 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в этот новый город и нарёк его Новым Римом, Константинополем.

В 395 году Римская империя окончательно разделится на Западную и Восточную. После гибели Западной  (476) Восточная империя традиционно называется Византийская империя или просто Византия, хотя до конца существования империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами). И сохраняет своей столицей Константинополь.

Город быстро растёт и становится сначала крупным деловым центром, а вскоре и самым большим городом мира (население — сотни тысяч человек, что примерно в десять раз превышало типичный размер крупнейших городов Европы).

В период с 666 по 950 годы город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов, болгар и русов. Славяне называли Константинополь  (или его земли) Царьградом. Царьград —  древнеславянский перевод греческого. Объединив славянские слова царь для «Цезаря/Императора» и град для «города», это означало «Город Цезаря».

После принятия Русью православия (крещение Руси в 988 году) Византия освободилась от своих даннических обязательств. Теперь уже Русь становилась вассалом Византии. Константинополь приобретает для русского государства ещё одно значение — как важный религиозный и цивилизационный центр.

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul  — Истанбул  появляются в арабских, а затем и тюркских источниках Х века и происходят от греческого   «ис тин пόлин» — «в город» или «к городу» — является косвенным греческим наименованием Константинополя. В результате разногласий между папой Римским и патриархом Константинополя в 1954 г. произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.

Святая София Константинопольская (нынешнее название Айя-София), бывший патриарший православный собор, всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.  Она была превращена в мечеть в 1453 году, когда утвердилась Османская империя. Стала музеем в 1935 году

Так выглядел собор Святой Софии в Константинополе до падения Византии

С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Константинополь погружаются во мрак.

13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 года византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.

До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки.

В 1453  году турецкий султан Мехмед II начал осаду Константинополя и захватил его в конце мая. Пришел конец Византии, как государства.   Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи. После захвата Константинополя турками Московское государство провозгласило себя религиозным и цивилизационным наследником Византийской империи: появилась концепция «Москва — Третий Рим».

Морские походы древней Руси на Константинополь

Блистательная столица могущественной и богатой Византийской империи Константинополь неоднократно была целью военных походов, в том числе и русских государств. Древние русы несколько раз предпринимали морские походы на столицу Византийской империи (в 860, 941, 944, 907, 1043). Русы мстили грекам за обиды, наносимые русским купцам. Целью было принудить греков к соблюдению международного права и наказать их захватом богатой добычи. То есть история овладения русскими Босфором и Константинополем имеет древний след. Так в 860 году русы неожиданно для византийцев  подошли на судах с Чёрного моря к Босфору. Сам Константинополь  они брать не стали, ограничившись грабежом пригородов, хотя, по признанию византийцев, город был практически беззащитен. Впоследствии были ещё и менее удачные для русских государств попытки овладеть Константинополем. Кроме того, в русской «Повести временных лет» упоминается также легендарный, но не подтверждённый византийскими источниками, успешный поход Вещего Олега в 907 году.

Поход Олега на Царьград

Этот поход был самым удачным. В нём участвовали многие восточнославянские племена. Греки, как обычно, перегородили вход в бухту Золотой Рог из Босфора железными цепями. Однако Олег хитростью ошеломил византийцев. Он приказал своим воинам приделать к ладьям большие колёса. На них русские ладьи с попутным ветром, с развёрнутыми парусами, устремились по суше в обход Галатского предместья к верхушке Золотого Рога и внезапно оказались под самыми стенами имперской столицы – там, где они были ниже и тоньше всего.

Устрашённые греки запросили мира и согласились платить Руси ежегодную дань, которую требовал Олег. Дань была распределена по городам – столицам племенных княжений, чьи дружины приняли участие в походе. Кроме Киева тут были Чернигов, Переяславль-Русский, Любеч, Полоцк и Ростов Великий. В знак своей победы Олег прибил свой щит на воротах Константинополя. Так гласит русская летопись.

А когда Константинополь стал столицей Османской империи,  освобождение от власти мусульман города-колыбели православия стало вековой мечтой московских правителей. То, что священный город находится в руках турок, веками не давало покоя российским самодержцам и тот, кто смог бы им овладеть сделался бы поистине сакральной фигурой в истории России.

                                      Босфорская операция

Увы, но это были лишь только замыслы и планы России по захвату Черноморских проливов. Все они оказались в силу различных причин не осуществленными.  Поэтому здесь речь идет о Босфорской операции как о неосуществлённых планах десантных операций для занятия русской армией и флотом проливов Босфор и Дарданеллы.  И все-таки важно, что Россия несколько раз за три века фактически неоднократно планировала операции по захвату Проливов.

  • После того, как Пётр I по итогам Русско-турецкой войны (1686-1700) получил выход к Азовскому морю, идея о завоевании Константинополя получила возможность практической реализации. Вспомним, как планировали реализовать эту идею.
Павел Васильевич Чичагов (1767-1849) — русский адмирал, сын адмирала Василия Яковлевича Чичагова, морской министр Российской империи с 1802 по 1809 год (официально по 1811 год). В 1812 году сменил Кутузова в качестве командующего Дунайской армией, руководил преследованием Наполеона по территории Белоруссии. После переправы французов через реку Березина обвинён в неспособности преградить неприятелю путь к отступлению. Остаток жизни провёл на чужбине, фактически в эмиграции.
  • В начале Русско-турецкой войны (1896-1812) морским министром Павлом Чичаговым был разработан план, предусматривающий захват Константинополя и Босфорского пролива путём десантной операции. План предусматривал прорыв Черноморского флота через Босфор и высадку десанта в количестве 15—20 тысяч человек. Однако в ходе изучения состояния Черноморского флота оказалось, что он не в состоянии выполнить такую грандиозную задачу, а потому от реализации этого плана отказались.
  • Император Николай I  накануне Крымской воны (в 1852 году) также рассматривал возможность высадки морского десанта на Босфоре. Такой же позиции придерживался и адмирал Павел Нахимов, считавший, что только превентивный захват русским флотом Босфора может нарушить планы складывающейся антироссийской коалиции. Но Англия и Франция, поддержав Турцию, начали войну против России, которую последняя проиграла.
  • В сентябре 1879 года в Ливадии состоялось совещание высших сановников под председательством российского Императора Александра II, на котором обсуждался вопрос о возможной судьбе Проливов в случае распада Османской империи. Была намечена задача: «овладение Проливами в случае, если обстоятельства приведут к уничтожению турецкого господства в Европе». В качестве союзника России называлась Германия.  Но противником этого была Англия.
  • К концу XIX века Черноморский флот по огневой мощи многократно превосходил турецкий флот, но британская средиземноморская эскадра превосходила Черноморский флот по числу броненосцев. Чтобы компенсировать британское превосходство в броненосцах, российское командование планировало внезапный захват Босфора, а при возможности — и Дарданелл Затем планировалось заграждение Проливов минами и установка на берегах тяжелых артиллерийских орудий. Специально для этого был создан так называемый «особый запас». Он создавался в условиях полной секретности, и даже в закрытых документах для высших офицеров его назначение по возможности не раскрывалось.
  • Первоначально в составе «особого запаса» были тяжелые береговые орудия (штатные для береговых крепостей) и некоторое количество полевых орудий. Так, в 1894 г. только в Одессе в «особом запасе» состояли: 11-дюймовых (280-мм) береговых пушек — 5; 9-дюймовых (229-мм) береговых пушек — 10; 6-дюймовых (152-мм) пушек весом 190 пудов — 7; 107-мм батарейных пушек — 20; 9-дюймовых (229-мм) береговых мортир — 36, а всего — 78 орудий.

Для разведки в зону Проливов под видом дипломатов и туристов периодически направлялись офицеры российского Генерального штаба. В октябре 1881 года капитан 2 ранга С.О.Макаров (будущий командующий Тихоокеанским флотом) был назначен командиром стационера «Тамань» (колесный пароход постройки 1849 г.) в Константинополь. В течение нескольких недель Макаров на шлюпке или на «Тамани» скрупулезно исследовал Босфор. При этом речь шла, якобы, о чисто научных целях — изучении двух противоположных течений, существующих в проливе на разных глубинах. На самом же деле Макаров вел разведку: изучал возможности действия боевых кораблей в проливе, возможные места высадки десантов и минных постановок.

Пароход «Тамань» Черноморского флота. 1849
  • 6 июля 1895 года в Петербурге было собрано «Особое совещание» в составе министров: военного, морского, иностранных дел, посла в Турции А. И. Нелидова, а также высших военных чинов. В постановлении совещания упомянуто о «полной военной готовности захвата Константинополя». Далее сказано: «Взяв Босфор, Россия выполнит одну из своих исторических задач, станет хозяином Балканского полуострова, будет держать под постоянным ударом Англию, и ей нечего будет бояться со стороны Черного моря. Затем все свои военные силы она сможет тогда сосредоточить на западной границе и на Дальнем Востоке, чтобы утвердить своё господство над Тихим океаном». В сентябре 1885 года Александр III направил начальнику Главного штаба Н.А.Обручеву  письмо, где заявлял, что главная цель России — занятие Константинополя и Проливов. Но министр иностранных дел Н.К.Гирс был категорически против проведения операции. И она не состоялась.
  • Планы операции по высадке в Босфоре рассматривались на совещании министров 23 ноября (5 декабря) 1896 года под председательством императора Николая II. Принято решение (в случае общего восстания против власти султана и низвержения его) отправить эскадру Черноморского флота с десантом в Босфор для занятия некоторых пунктов на обоих берегах пролива для ограждения прохода в Черное море. В операции по захвату Босфора должны были участвовать: 6 эскадренных броненосцев, крейсер, канонерская лодка, 2 минных заградителя, 2 минных крейсера, а также 10 миноносцев 30 малых миноносок. Командующим операцией был назначен вице-адмирал Н.В.Копытов. Численность войск «первого рейса» —  33 750 человек с 64 полевыми и 48 тяжелыми орудиями. На случай эскалации конфликта с Великобританией из-за занятия Проливов до глобальных масштабов российский Генштаб разрабатывал даже план удара из Средней Азии по Индии. Но против операции высказался влиятельный министр финансов С.Ю.Витте. В последний момент Николай II принял решение отказаться от осуществления операции.
Николай Васильевич Копытов (1833 — 1901) — русский вице-адмирал (1888), главный командир флота и портов Чёрного и Каспийского морей
  • В 1900-1908 в высших эшелонах власти (военное и военно-морское ведомства, министерство иностранных дел) при обмене мнениями о стратегических задачах России наиболее важной признавалась «прочное занятие Босфора». Поэтому планы вторжения в Босфор сохранялись, «особый запас» не был расформирован, а после 1905 года стал вновь расти. Нестабильность в Турции после Младотурецкой революции (1908 год с целью свержения султана)  делала планы захвата Босфора снова актуальными. Но и на этот раз стабилизация положения в Турции и ряд других факторов заставили российское правительство отказаться от своих планов.
  • Во время Первой Балканской войны Николай II 26 октября (8 ноября) 1912 года уполномочил российского посла в Константинополе вызвать в случае необходимости корабли с 5-тысячным десантным отрядом для защиты христианского населения в случае анархии в городе во время отступления озлобленной османской армии. Но это не было осуществлено, в том числе, поскольку для одновременной перевозки всего отряда не хватало судов.
  • В 1913 году сотрудники министерства иностранных дел совместно с офицерами Морского генерального штаба разрабатывали проект доклада императору «О цели отечества на ближайшие годы». В нём было указано, что важнейшей политической целью в ближайшие годы (1918—1919) должно быть  овладение Босфором и Дарданеллами, для чего Морское министерство должно готовить десантную операцию. 8(21) февраля 1914 года состоялось Особое совещание по вопросу о черноморских проливах с участием министра иностранных дел, военного и морского министров. На нём было решено усилить Черноморский флот, изыскать способ сокращения сроков доставки первого эшелона десанта на Босфор. Предполагалось, что первый эшелон десантной армии должен высадиться одновременно и составлять от 30 до 50 тыс. человек. Операция рассматривалась в контексте общеевропейской войны.
  • Одной из важнейших причин вступления России в Первую мировую войну являлось огромное желание по ее итогам получить Проливы.  Поэтому к плану захвата Босфора российское командование вернулось в 1915 году. Во многих современных источниках можно обнаружить, что к тому моменту было заключено секретное англо-франко-русское соглашение о Константинополе и Проливах.  Якобы, согласно этому соглашению Константинополь и Черноморские проливы должны были войти в состав Российской империи. Это не совсем так.  Да, в ходе различных переговоров такие устные соглашения и заверения со стороны англичан и французов действительно были. Но при этом никакого официального, имеющего юридическую силу, документа по этому вопросу не было принято.  Более того, в ходе войны делалось все, чтобы Россия не получила в свое пользование Проливы. Например, о проведении известной Дарданелльской операции (с 19 февраля 1915 по 9 января 1916; неудачная операция  с целью захвата Константинополя и вывода Турции из войны) страны Антанты  Россию даже не поставили в известность.
  • Тем не менее, в конце ноября 1916 года российское командование спланировало свою «Босфорскую операцию». Проект был направлен на одобрение в ставку, где получил полную поддержку. Общее командование войсками, задействованными в операции,  было поручено командующему Черноморским флотом вице-адмиралу А.В.Колчаку. Первый полк дивизии Колчак предполагал назвать «Цареградским», второй — «Нахимовским», третий — «Корниловским», четвёртый — «Истоминским», отдавая тем самым дань памяти героям обороны Севастополя в Крымскую войну. Босфорская операция предполагалась весной 1917 года. Но операцию пришлось сначала отложить в связи с тем, что два армейских корпуса отправили на Румынский фронт и при этом были задействованы транспортные суда, предназначенные для операции. И все же решающий удар планировался на апрель 1917 года.  Но из-за Февральской революции операция не состоялась.

Вот такие были у России не реализованные планы по захвату Проливов. Но кроме этого с XVIII по XX века была уже и практическая борьба и конкретные боевые действия Военно-Морского Флота  России по решению этой задачи, со славными морскими победами. Давайте вернемся в те времена.

(Продолжение следует)

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Александр

    Спасибо Эдуард Максимович! Очень много нового узнал из ваших публикаций. Надо издавать книги и распространять их

  2. АНАТОЛИЙ

    Спасибо Эдуард Максимович!Очень интересный материал.Жду продолжения!Желаю как можно быстрее начать выпуск книг под общим названием: История России, Неизвестное об известном, Флот, Э.М.Чухраев

Добавить комментарий для АНАТОЛИЙ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *