Чухраев. Э. Неизвестное об известном. Как ВМФ России помогал США

Наши читатели больше знают, что именно Соединенные Штаты Америки помогали России в трудные времена ее истории. Это, конечно, так. Но, на самом деле, и Россия не однажды оказывала важную помощь американцам. Причем в судьбоносные периоды развития этого государства.  И еще важно: эту помощь Россия осуществляла с активным участием ее Военно-Морского Флота.  Сегодня об этом в США не принято вспоминать. Но своей независимостью американцы во многом обязаны России и именно российскому флоту.

Роль Военно-Морского Флота России в борьбе США за ее независимость

Штаты, входящие в состав США

Коротко о войне за независимость Соединенных Штатов Америки (США)

Напомним: США, как самостоятельное государство, появились в 1776 году (244 года тому назад). В том году, 4 июля, состоялось подписание Декларации, которая провозглашала независимость новорожденного государства США от Королевства Великобритании.  День независимости (4 июля 1776 года) считается днем рождения Соединенных Штатов Америки как свободной и независимой страны.

Открытка в честь дня независимости США

Государство США появилось в результате войны (1775-1783). Ее называют войной за независимость США  (в США она чаще называется Американской революцией).  Что это за война? Эту войну  вела Великобритания (тогда крупная колониальная держава) и лоялисты (лояльные законному правительству британской короны) против восставших 13 британских колоний на территории Северной Америки.  Победу одержали сторонники независимости, что привело к значительным политическим и социальным изменениям в жизни населения Северной Америки.

Заметим, население 13-ти английских колоний было далеко не однородным. И с началом революционных событий среди англоязычных колонистов произошел  раскол на сторонников независимости («революционеры», «патриоты», «виги», «сторонники Конгресса», «американцы») и её противников («лоялисты», «тори», «сторонники Короля»). Некоторые группы, вместе с тем, заявили о своём нейтралитете; одной из самых известных подобных общин стали квакеры штата Пенсильвания, и после революции сохранившие связи с метрополией.

Как восприняла Европа войну за независимость США?

Здесь тоже произошел аналогичный раскол между европейскими государствами. Франция, надеясь ослабить своего давнего конкурента (Великобританию), поддержала американских сепаратистов и заключила франко-американский союз 6 февраля 1778 года. В Америку были посланы французские добровольцы. В ответ Великобритания в 1778 году отозвала посла из Франции, на что та объявила ей войну. Французский флот начал активные боевые действия против английского флота. В 1779 году Францию, и соответственно, американских сепаратистов, поддержала Испания. Морские боевые действия начались практически во всех водах, где доминировали европейцы. Таким образом, Франция и Испания конкретно выступили на стороне восставших английских колонистов и вместе с ними воевали против Великобритании.

Позиция России

Россия непосредственно не поддержала ни одну из противоборствующих сторон. Но, в то же время,  заняла благожелательную позицию в отношении нового государства США. В 1780 году русское правительство приняло «Декларацию о вооружённом нейтралитете», поддержанную большинством европейских стран (суда нейтральных стран имели право вооружённой защиты при нападении на них флота любой воюющей страны). И, тем самым, Россия выступила против намерения Великобритании противодействовать торговле между её противниками и странами, не участвовавшими в конфликте. И получилось, что, она значительно помогла США в борьбе за независимость.

Итоги войны. Когда были потеряны основные британские войска в Северной Америке, война утратила поддержку и в самой Великобритании. В апреле 1782 года Палата Общин проголосовала за прекращение войны. Великобритания села за стол переговоров в Париже. 30 ноября 1782 года было заключено перемирие, а 3 сентября 1733 года Великобритания признала независимость США. Новое американское правительство отказалось от претензий на западный берег Миссисипи и на британскую Канаду. 25 ноября того же года последние британские войска покинули Нью-Йорк ( День эвакуации). С ними эвакуировались в Канаду около 40 000 лоялистов. Отдельными соглашениями от 2 и 3 сентября 1782 года Британия уступила Флориду и Минорку. Испании, произвела размен заморских территорий с Францией и Голландией и добилась некоторых торговых привилегий в их владениях.

Как  российский военный флот помог США в войне за независимость?

  1. В период войны за независимость или освободительной войны (1775-1783), которую начали 13 английских колоний в Северной Америке против своей митрополии – Британии, русское правительство отказалось сотрудничать с англичанами и отклонило их просьбу о направлении 20-ти тысяч русских солдат для борьбы с восставшими колонистами.
  2. В марте 1780 года Россия объявила о так называемом вооруженном нейтралитете. И возглавила «Лигу нейтральных государств», куда вошли Швеция, Дания, Пруссия, Нидерланды, Португалия и Королевство обеих Сицилий, сохранявшие торговые отношения с США и способствовавшие их внешним связям с другими странами. Все это явилось важным фактором стабилизации американской экономики.
  3. Для защиты морской торговли были выделены три российские эскадры (из 5-ти линейных кораблей и 2-х фрегатов каждая). Их направили в Средиземное море, к берегам Португалии и в Северное море, где они находились до окончания войны за независимость США.

Почему России была выгодна позиция вооруженного нейтралитета? Да, когда английский король Георг III обратился к императрице Екатерине II с просьбой направить двадцать тысяч русских солдат в экспедиционный корпус для подавления мятежа в североамериканских колониях, она ответила решительным отказом. Но продиктовано это было не любовью к повстанцам, поднявшимся против своего монарха, а желанием видеть Британию ослабленной. И такая политика сохранялась Россией и дальше. Когда в феврале 1778 года произошло оформление существовавшего уже де-факто союза между США и Францией (этот союз был обусловлен англо-французскими противоречиями),  британское правительство обратилось к России с предложением заключить союз уже не против Америки, а против европейских государств, а затем речь зашла об общем оборонительном союзном договоре. Петербург снова ответил отказом.

В чем была суть вооруженного нейтралитета? Вооружённый нейтралитет — это, в международном праве, объявленное нейтральной державой или группой нейтральных держав состояние готовности защищать при помощи вооружённых сил свою морскую торговлю от воюющих на море государств (например, путём конвоирования нейтральных торговых судов военными кораблями).

Корабли нейтральных стран получали право свободного плавания у берегов воюющих держав. «Неприятельская» собственность на судах под нейтральным флагом объявлялась неприкосновенной. Предметами контрабанды признавались только товары военного назначения. А блокированным считался тот порт, вход в который затруднялся в результате военных действий. На этих основаниях предлагалось решать спорные вопросы о законности грузов на захваченных судах.

Предысторией Декларации (1780 года) послужили закрытие для иностранной торговли архангельского порта на летний период и патрулирование эскадрой российского ВМФ свободных морей от мыса Каттегат до мыса Кола. А причиной этому стали самовольные действия американского капера (вооруженное судно для захвата кораблей неприятеля) Даниеля Макнейла, который захватил несколько судов, следовавших в Архангельск (1778год). Возникла угроза торговле Великобритании с Россией через Архангельск, которая осуществлялась в основном на английских судах.

В результате в 1778 году появилось соглашение России, Дании и Швеции о совместной охране своих торговых судов («Лига нейтральных держав»). И вот тогда летом  1778 г. русское правительство послало в северную часть Атлантики в Северное море 5 линейных корабля и 2 фрегата для защиты торговых судов. Однако, посылая свою эскадру в северные воды, Петербург подчеркивал, что его акция призвана обеспечить «ограждение» торговли от покушений на нее с любой стороны, а вовсе не направлена против американцев.

То есть зарождение политики «Вооружённого нейтралитета» было связано с потребностью российских властей в защите собственной морской экономики от незаконных захватов торговых кораблей другими странами. Провозглашая политику «Вооружённого нейтралитета», российские власти стремились защитить как собственную, так и европейскую морскую торговлю, ограничить все дозволенные действия военных судов в открытом море и, таким образом, освободившись от диктата Великобритании, способствовать развитию собственного мореплавания. Фактически этот курс носил антианглийский характер и имел положительное значение для Соединённых Штатов в их нелёгкой войне за независимость

Франция, Испания и США признали принципы вооружённого нейтралитета, хотя формально к нему не присоединились. Из крупных морских держав лишь Великобритания не признала вооружённый нейтралитет.

26 января (6 февраля) 1779 г. последовал соответствующий указ российской Адмиралтейств-коллегии, в котором подчеркивалось, что русские корабли посылаются в Северное море «для ограждения и защиты общей к здешним портам торговли без разбора наций». Екатерина II предписывала эскадре соблюдать «уважения», которые «к разным воюющим державам по наблюдаемом нами строгому нейтралитету непременно сохранять надлежит». 28 февраля (11 марта) 1779 г. правительствам Англии и Франции была направлена нота в форме декларации, в которой сообщалось о намерении России послать «эскадру своих линейных кораблей и фрегатов, которым будет приказано должным образом защищать торговлю и судоходство, удаляя от этой береговой полосы любое каперское судно, которое появится, без исключения, невзирая на его национальную принадлежность». Но, когда 5 ноября 1779 г. «искренне любящий брат» Екатерины II английский король Георг III просил о демонстрации русских морских сил, которые могли бы, по его словам, «восстановить и укрепить спокойствие Европы», то вновь Россия дипломатично отклонилась от этой просьбы.                      

Таким образом, с самого начала американской войны за независимость Россия твердо придерживалась нейтралитета, отвергая попытки Англии связать ее союзными обязательствами.

Такая линия Петербурга получила, в конце концов, должную оценку и в Америке, где поначалу сильно опасались возможного выступления России на стороне Англии. Позиция российского правительства диктовалась, естественно, прежде всего, собственными интересами России. И это нормально. Она рассчитывала, что борьба между европейскими державами (Англией, Францией, Испанией) приведет к взаимному их ослаблению, и это будет иметь следствием укрепление международных позиций России. Поэтому политика нейтралитета лучше всего отвечала интересам России.

Но общие основы морской политики России были позже изложены именно в Декларации о вооруженном нейтралитете (союз России, Швеции, Дании) с целью охраны торгового мореплавания в ходе войны английских колоний за независимость. Этот документ датирован 28 февраля (10 марта) 1780 г. Ясно, что союз этот был направлен против англичан, способных воспрепятствовать торговле европейских держав с борющимися за независимость североамериканскими колониями. Причем Декларация не просто заявлялась во всеуслышание, ее соблюдение гарантировалось действиями военно-морского флота. Вот почему три русские эскадры были отправлены императрицей тоже на важнейшие морские пути, чтобы силой обеспечить выполнение принципов «вооруженного нейтралитета».

Летом 1780 года в Северное море была отправлена новая русская эскадра «для удаления из тамошних вод «арматоров» (вооруженных судов) и обеспечения к портам нашим свободного плавания всех вообще дружеских народов». А в  Кронштадте шла подготовка дополнительного флота в составе 15 кораблей и 4 фрегатов. В 1780-1781 гг. русская эскадра также была послана к берегам Португалии для реализации плана вооруженного нейтралитета.

Таким образом, провозглашение Декларации о вооруженном нейтралитете и образование затем Лиги нейтральных государств сыграли важную роль в международных отношениях того времени. Акт Екатерины II был выгоден в особенности для Соединенных Штатов Америки. 5 октября 1780 г. Континентальный конгресс США принял специальное постановление, одобрявшее декларацию Екатерины II, как основанную «на принципах справедливости, беспристрастия и умеренности».    

Лидеры движения за независимость рассчитывали, что Екатерина II признает новое американское государство. Но императрица все же отклонила просьбу США, так как оставалась  верна принципу монархической власти и не желала признать республиканское государство. Но и в этом случае нельзя отрицать очевидный факт – Россия сыграла очень важную роль в становлении американского государства и достижении им политической независимости от Великобритании.

 Успешное и результативное осуществление политики вооруженного нейтралитета стало возможным только при наличии у России сильного Военно-Морского Флота, сумевшего решить все поставленные ему задачи в реализации этой важной дипломатической и международной акции.

Первые военные моряки России, посетившие Северную Америку

Одним из первых по Соединенным Штатам путешествовал лейтенант российского флота Ю.Ф. Лисянский, будущий знаменитый русский мореплаватель. В 1793 г. он был направлен в числе 16-ти лучших офицеров в Англию, где четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции, сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США, затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии. Свои впечатления об Америке лейтенант Лисянский изложил в дневниковых записях, которые были впервые опубликованы только в 1980 году.
Унтер-лейтенант И. Ф. Сенявин в 1763—1767 гг. находился в Америке, служа волонтером на английском фрегате «Ковентри». И. Ф. Сенявин побывал «в Новой Йорке, в Галифаксе, в Филадельфии и Виргинии». Он также вел дневник, но дневник Сенявина утерян. Сохранился лишь его краткий доклад Адмиралтейств-коллегии о пребывании в США.
Между островами Антиги (Антигуа) и Виргинией в 1763-1765 гг. плавал лейтенант И. О. Селифонтов, ставший позднее иркутским генерал-губернатором, в ведении которого в XVIII веке были и русские владения на северо-западе Америки. В различных провинциях Северной Америки побывали и другие русские моряки — лейтенант М. Г. Кожухов, мичманы В. И. и С. И. Плещеевы, унтер-лейтенант Я. Т. Карташев, мичманы Петр Козлятев, Лоренц Гзель и др.

Морской министр России в борьбе за независимость США

Иван Иванович де Траверсе (Жан Батист Прево де Сансак, маркиз де Траверсе) (1754 – 1831) — российский адмирал и государственный деятель, командующий Черноморским флотом, морской министр России (1811-1828

Да, все так. Будущий морской министр России маркиз де Траверсе был участником войны за независимость США. Француз по происхождению, он стал третьим морским министром России и возглавлял это министерство почти 20 лет. В России его знали как Ивана Ивановича де Траверсе. Сам из морской семьи, после окончания гардемаринской школы он навсегда связал свою жизнь с военно-морским флотом. До 1777 года молодой мичман Жан Батист нес службу на различных французских военных кораблях. В 1775 году началась война за независимость будущих США. И в течение трех лет Жан Батист де Траверсе участвовал  в крупномасштабной войне на море против британского деспотизма.

В 1781 г. де Траверсе был назначен командиром 26-ти пушечного фрегата «Цапля». На этом фрегате он летом того же года доставил из Гаваны (Куба) испанское золото для помощи Дж. Вашингтону (будущему первому президенту США) в его борьбе за независимость. 5 сентября 1781 г. де Траверсе, командуя фрегатом «Цапля», принял участие в одном из самых значительных сражений между Францией и Англией — сражении в Чесапикском заливе. В декабре 1786 г. де Траверсе стал капитаном 1 ранга. Ему было всего 32 года. Для Франции тех времен это был беспрецедентный случай. Но вскоре во Франции началась революция. Беспорядки на кораблях и в портах перерастали в настоящий мятеж, военно-морской флот оказался  брошенным на произвол судьбы. Все это играло на руку Англии, которая вскоре выставила против ослабленной Франции самого грозного из своих адмиралов Горацио Нельсона. И де Траверсе оказался в России.

В период наполеоновских войн в Европе на американском континенте шла война между Великобританией и США (1812—1815). Эта война получила у американцев название второй войны за независимость, подтвердившей статус США как суверенной державы. К сожалению, не прошло и 50-ти лет, как в США в 1861 году началась новая война – Гражданская, гораздо более кровавая, чем годы Американской революции.     

Участие ВМФ России в Гражданской войне в США (1861-1865)

В 2020 году – 155 лет как завершилась Гражданская война в США, также называемой войной между Севером и Югом.

О причинах и сути Гражданской войны

Основной причиной Гражданской войны (1861-1865) стали острейшие противоречия между разными социально-экономическими системами, существовавшими в одном государстве, — буржуазным севером и рабовладельческим югом.

В 1860 г. президентом США был избран республиканец Авраам Линкольн. Его победа стала для рабовладельцев юга сигналом опасности и привела к сецессии — выходу южных штатов из состава Союза. С декабря 1860 по май 1861 вышли 11 штатов Юга. Эти  штаты образовали Конфедеративные Штаты Америки (Конфедерацию), приняли конституцию и избрали своим президентом бывшего сенатора от Миссисипи Джефферсона Дэвиса. Столицей Конфедерации стал город Ричмонд (штат Вирджиния). Вышедшие штаты занимали 40% всей территории США с населением 9,1 млн. человек, в том числе свыше 3,6 млн. темнокожих. В составе Союза осталось 23 штата. Население северных штатов превышало 22 млн. человек, на его территории располагалась практически вся промышленность страны, 70% железных дорог, 81% банковских депозитов.

Боевые действия начались 12 апреля 1861 г. с нападения южан на форт Самтер в бухте Чарлстон, который после 34-часового обстрела был вынужден сдаться. В ответ Линкольн объявил южные штаты мятежными, провозгласил морскую блокаду их побережья, призвал в армию добровольцев, а позднее ввел воинскую повинность.

Основной целью северян в войне было провозглашено сохранение Союза и целостности страны, южан — признание независимости и суверенитета Конфедерации. Стратегические замыслы сторон были сходны: наступление на столицу противника и расчленение ее территории. Боевые действия главных сил развернулись на направлении Вашингтон-Ричмонд.

Весной 1865 г. федеральные войска провели успешное наступление и 3 апреля заняли Ричмонд. Войска южан отошли, но были настигнуты и окружены. 9 апреля их армия капитулировала. А 14 апреля 1865 г. президент Линкольн был смертельно ранен агентом конфедератов и на следующий день скончался. Полностью войска южан прекратили сопротивление ко 2 июня 1865 г.

Итоги Гражданской войны

Она стала самой кровопролитной в истории США. Потери северян составили почти 360 тысяч человек убитыми и умершими от ран и более 275 тысяч ранеными. Конфедераты потеряли 258 тысяч убитыми и около 100 тысяч ранеными. Только военные расходы правительства США достигли 3 млрд.  долларов.

В США в ходе Гражданской войны впервые в американской истории была создана массовая регулярная армия современного типа. Опыт и военные традиции, приобретенные в 1861-865 гг., были использованы во время формирования американской армии полвека спустя, во время Первой мировой войны.

В результате Гражданской войны ценой больших потерь было сохранено единство США и ликвидировано рабовладение. В стране были созданы условия для ускоренного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, освоения западных земель, укрепления внутреннего рынка.

Но война не разрешила все стоявшие перед страной проблемы. Некоторые из них нашли решение в ходе Реконструкции Юга, продолжавшейся до 1877 г. Другие, в т. ч. предоставление цветному населению равных прав с белыми, оставались неразрешенными многие десятилетия.

Надо заметить, что оценки Гражданской войны до сих пор разнятся. Споры ведутся относительно числа жертв, истинных причин кровопролития и многочисленных мифов, сочиненных военной пропагандой.

Роль России в Гражданской войне в США

Россия оказалась единственной сверхдержавой того времени, открыто поддержавшей Север. Значение этой поддержки не стоит переоценивать, однако она оказала значительное влияние на ход событий. На тот момент отношения России и США можно было считать практически идеальными. С 1832 года уже действовал двусторонний договор, который установил режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях между двумя государствами. Соединенные Штаты оказались единственным мощным государством, открыто проявившим сочувствие и поддержавшим Россию во время Крымской войны 1853-1854 годов (напомним, тогда Россия воевала с Великобританией, Францией, Турцией и Сардинией).

Созданная Конфедерация Штатов Америки призвала великие державы признать их в качестве независимого государства. Позиция Франции по отношению к конфликту в США не была внятно сформулирована, но Париж неофициально продавал оружие и военные материалы южанам. Великобритания заявила о своем нейтралитете, назвав Конфедерацию одной из сторон конфликта, что означало признание независимости Юга де-факто. Россия безоговорочно поддержала легитимное правительство Авраама Линкольна, которое управляло северными штатами.

Но и сама Россия тогда находилась в сложном положении. В этот период времени обострились отношения между Россией, с одной стороны, и Англией, Францией и Австрией — с другой стороны. В январе 1863 года на российских территориях Царства Польского, Литвы, частично Белоруссии и Правобережной Украины началось восстание. Английское и французское правительства, чтобы ослабить Россию, решили вмешаться в польские дела, заявив о «поддержке» восставших поляков. А российские войска подавили восстание. В августе 1863 г. правительства Англии и Франции направили императору России Александру II новые угрожающие послания. Наступал кризис. И в очередной раз судьба России была доверена флоту.

Экспедиция русских кораблей к берегам Северной Америки (1863-1864)

В этой ситуации в качестве превентивной меры было решено направить к берегам Северной Америки военно-морские соединения России. Для чего?

  • Это, во-первых, должно было бы создать угрозу английским и французским морским торговым путям в случае начала войны.
  •  Во-вторых, это высвобождало заранее крупные силы российского флота из тесноты оперативного простора Балтики.

В-третьих. Так как в США в этот период шла Гражданская война, то присутствие в своих портах дружественных военно-морских сил соответствовало интересам Северных штатов.

Вот такими впервые увидели американцы на своей земле русских моряков в 1863 году

Экспедиция русских кораблей к берегам Северной Америки (1863-1864) занимает особое место в истории отечественного флота. Впервые Морское министерство России разработало операцию по нарушению океанских перевозок противника в удаленных районах. В результате ее проведения была решена стратегическая задача — сорвано вооруженное выступление коалиции государств (прежде всего, Англии и Франции) против России. Достигнуто это было без единого выстрела — за исключением залпов салюта в гаванях Нью-Йорка и Сан-Франциско. Угроза войны для России была ликвидирована решительным и умелым использованием российских военно-морских сил. Это был своеобразный политический абордаж. Плавание к берегам Америки явилось отличной школой оперативной подготовки и морской выучки для офицерского состава и команд русских кораблей.

Появление русского флота у берегов США содействовало победе северян и русско-американскому сближению. Российские военные корабли оставались в США почти на протяжении года. Официально это был первый в истории российско-американских отношений дружеский визит российских военных кораблей в США, призванный продемонстрировать доброе отношение России к американскому народу. Итак, в 1863 году к берегам США отправились две эскадры ВМФ России: Атлантическая и Тихоокеанская.                                               

Атлантическая эскадра Военно-Морского Флота России в США

Русская эскадра контр-адмирала Лесовского в порту Нью-Йорка. 1863 год

Командиром Атлантической эскадры назначили контр-адмирала С. С. Лесовского. Степан Степанович Лесовский, опытный и образованный моряк, недавно возвратился из командировки в Америку, где он в течение полутора лет изучал опыт броненосного кораблестроения США.  Он прекрасно знал обстановку в Америке.

В состав Атлантической эскадры включили винтовые фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг», «Витязь» и клипер «Алмаз». Общая численность экипажей превышала 3 тысяч человек.

Лесовский Степан Степанович (1817 – 1884) — российский флотоводец, адмирал. Управляющим Морским министерством (1876-1880)

Учитывая сложные погодные условия и различные мореходные качества кораблей,  С. Лесовский отдал команду: идти в Нью-Йорк самостоятельно. В ночь на 18 июля 1863 года флагманский фрегат «Александр Невский» с С.Лесовским на борту, тайно покинул кронштадтский рейд. У Ревеля (нынешнего Таллинна) к нему присоединился фрегат «Пересвет». Лишь утром 26 июля, когда корабли находились в походном строю, командам было объявлено, что они следует к берегам Северо-Американских штатов. Сберегая уголь, на случай боя или длительного штиля, отряд шел в основном под парусами. 24 сентября 1863 года эскадра прибыла в США и  вошла в Нью-Йоркскую гавань, где её уже ждал фрегат «Ослабля», пришедший самостоятельно из Средиземного моря.

Командиры кораблей Атлантической эскадры. Слева направо: П. А. Зеленой (клипер «Алмаз»), И. И. Бутаков (фрегат «Ослябя»), М. Я. Федоровский (фрегат «Александр Невский»), адмирал С. С. Лесовский (командир эскадры), Н. В. Копытов (фрегат «Пересвет»), О. К. Кремер, (корвет «Витязь»), Р. А. Лунд (корвет «Варяг»)

Приход русских кораблей оказался своевременным. Уже в начале лета в канадском порту Эскмольт появилась английская эскадра из пяти кораблей, в том числе двух фрегатов. Англичане открыто демонстрировали готовность поддержать конфедератов (южан).              

Корабли русской эскадры мало стояли в портах, они в основном были в море, в походах.

Русский фрегат «Александр Невский»

Но, конечно, визит российских кораблей был насыщен не только походами в море. Первые недели пребывания русских за океаном были до отказа заполнены многочисленными балами, пышными церемониями и торжествами.

В середине сентября 1863 г. в Нью-Йорк прибыла «первая леди» Америки — Мэри Тод-Линкольн — для того, чтобы посетить адмиральский флагман. Она была торжественно встречена русскими моряками и военным оркестром, исполнившим гимн США и «Боже, царя храни».

Экипаж «Александра Невского» в Нью-Йорке

На русских кораблях побывали не только члены кабинета, но и руководители конгресса США, сенаторы, члены палаты представителей и их семьи (более 500 человек). Фрегат «Александр Невский» — флагман эскадры, прибывшей в Нью-Йорк — также посетил с визитом Александрию, город, расположенный вблизи Вашингтона. В знак особого расположения к своим гостям американские власти организовали поездку группы русских моряков в действующую Потомакскую армию. Русские офицеры во главе с капитаном 1 ранга Иваном Бутаковым были сердечно приняты войсками северян. Заключительным аккордом гостеприимства, которое оказали американцы русским морякам, явились празднества, организованные в их честь в Бостоне 19 июня 1864 года. Среди участников экспедиции был молодой мичман российского флота и будущий композитор Николай Римский-Корсаков, давший во время стоянки клипера «Алмаз» в порту Бостона концерт в городском театре.

Русские моряки на приеме у мэра Бостона

Тихоокеанская российская эскадра в США

В состав эскадры Тихого океана под командованием контр-адмирала А. А. Попова вошли винтовые корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», винтовые клиперы «Гайдамак» и «Абрек». Общая численность экипажей этих кораблей составляла 1200 человек. 8 июля 1863 года, также как и Атлантическая эскадра, тихоокеанские корабли России, рискуя быть потопленными врагом, тайно, поодиночке, пересекли Тихий океан и к 27 октября 1863 года собрались на рейде Сан-Франциско.                      

Командир Тихоокеанской эскадры Попов А.А.  был тоже знаменитым русским адмиралом. В 1853—1856 гг. участвовал в Крымской кампании, позже был начальником штаба Кронштадтского порта. В1858—1861 гг. Попов  командовал отрядом кораблей на Тихом океане.

Андрей Александрович Попов (1821-1898) — русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал

На переходе морем, на юге острова Хоккайдо, случилась трагедия с корветом «Новик», следовавшим из японского порта Хакодате в США,  под командованием капитан-лейтенанта Скрыплева. 14 сентября 1863 года, идя под парами со скоростью 8,5 узлов, «Новик» неожиданно вошел в полосу сильнейшего тумана,  напоролся на камни и потерпел крушение у мыса Лос-Рейес,  севернее Сан-Франциско. Хотя, по карте до берега оставалось еще около 30 миль. По приказу контр-адмирала А.А.Попова команда корвета была распределена по другим судам эскадры. А остатки разбитого судна были проданы с аукциона за 1700 долларов.

Разбитый волнами остов «Новика»

Но, несмотря на все трудности, 27 сентября 1863 г. эскадра Попова прибыла в Сан-Франциско. Русские моряки были восторженно встречены населением и властями. В ответ на радушное гостеприимство американцев русские моряки вели себя весьма достойно. Они помогали горожанам тушить частые тогда пожары, самоотверженно боролись с огнем, спасая от гибели детей, женщин, стариков. Например, команды кораблей эскадры Попова принимали участие в тушении гигантского пожара в Сан-Франциско 23 октября 1863 г. Спустя 147 лет, 22 июня 2010 года об этом событии снова вспомнили.  Во время неофициального визита флагманского корабля Тихоокеанского флота ракетного крейсера «Варяг» в Сан-Франциско на набережной города была открыта памятная доска, посвященная участию российских военных моряков в тушении пожара 1863 года.

Гвардейский ракетный крейсер «Варяг» в Сан-Франциско, 2010 год

А в 1863 году контр-адмирал А.А. Попов опубликовал в газетах Сан-Франциско письмо, в котором говорилось, что русские корабли пришли в Америку не для участия в Гражданской войне американцев. Однако русский адмирал предупреждал экипажи кораблей южан, что мирное население города не защищено военными силами, и в случае нападения кораблей Конфедерации русская эскадра «единственно из человеколюбия» защитит мирных жителей города. Что и случилось вскоре, когда русские корабли отогнали от Сан-Франциско два капера южан – «Сэмтер» и «Алабама». Таким образом, русская эскадра встала на защиту мирных жителей от пиратских действий кораблей южан, которые быстро скрылись за горизонтом. Присутствие эскадры А.А. Попова внесло реальный вклад в безопасность Сан-Франциско от каперско-пиратских набегов южан-конфедератов.

Корабли эскадры Попова так же, как и Атлантической эскадры, занимались маневрами и многократно выходили в море. 8 марта 1864 года Тихоокеанская эскадра выходила в открытое море на манёвры и для артиллерийской стрельбы, после чего вновь возвратилась в Сан-Франциско. При этом Корвет «Абрек» 8 марта отправился в Ситху (Ново-Архангельск), а корвет «Рында» пошёл в Южное полушарие для отвлечения внимания иностранных держав. 21 марта по получении тревожных известий из Китая корвет «Калевала» был отправлен в Гонолулу, чтобы в случае надобности он мог появиться в китайских водах, держась в то же время вблизи эскадры контр-адмирала Попова.

В июле-августе 1864 года эскадры С.С. Лесовского и А.А. Попова возвратилась в Россию.

                  Американские экспедиции российского флота

После завершения Гражданской войны российско-американские отношения улучшались. Этому способствовали новые экспедиции ВМФ России в США.  

Поход в США Великого князя Алексея Александровича (1871)

Об этом походе редко вспоминают даже российские историки. В походе принимал участие будущий последний генерал-адмирал флота России Великий князь Алексей Александрович (четвертый сын императора Александра II). На этом посту он пробыл 24 года. Чем закончилось его генерал-адмиральство, известно — Цусимской трагедией в 1905 г. Это по существу и определило отношение к последнему генерал-адмиралу. О нем практически просто забыли. В 7 лет Алексей становится уже мичманом. Когда Великому князю исполнилось 8 лет, воспитателем к нему был назначен капитан 1 ранга К.Н. Посьет. Алексей Александрович много ходит в море на разных кораблях и быстро приобретает реальный морской опыт.

Великий князь Алексей Александрович (1850-1908). Вот таким он был в походе в США в 1871 году

В 1871 году Алексей Александрович снова уходит в свое очередное плавание, на этот раз самое продолжительное. Готовился официальный визит в США. Его главная цель заключалась в дальнейшем укреплении традиционно дружественных отношений между двумя великими державами. Впрочем, была и вторая цель — знакомство с постановкой военно-морского дела в Соединенных Штатах, с новейшими достижениями американской науки и техники. Командующим эскадрой шел вице-адмирал К.Н.Посьет, флагманским кораблем был  фрегат «Светлана»

«На палубе фрегата „Светлана“», работа художника А. К. Беггрова. (1883)

20 августа 1871 г из Кронштадта в США отплыла эскадра русского флота. В эскадру входили флагманский фрегат «Светлана», корвет «Богатырь» и клипер «Абрек».  Под именем Алексея Романова в длительное путешествие отплывал Великий князь Алексей Александрович, лейтенант, который нес ходовые вахты на «Светлане» как командир фок-мачты. Визит в США носил статус официального.

Шумно и празднично было на улицах Нью-Йорка 21 ноября 1871 года. Русских моряков приветствовали тысячи горожан. На следующий день Великий князь и сопровождающие его лица выехали в Вашингтон. Предстоял прием у Президента. По пути, на вокзалах Филадельфии и Балтимора, гостей приветствовали тысячные толпы. Президентский прием состоялся в Синем зале Белого дома. Гостей встречали президент У. Грант с семьей, государственный секретарь и морской министр.

29 января 1872 года эскадра покинула гостеприимные Соединенные Штаты. Первая дипломатическая миссия будущего генерал-адмирала прошла успешно.

А в конце 1876 года уже капитан 1 ранга Алексей Романов, командуя фрегатом «Светлана», снова прибыл в США в составе Атлантической эскадры кораблей Военно-Морского Флота России и пробыл там четыре месяца.

«Вторая американская» экспедиция

«Второй американской экспедицией» называли походы русских эскадр в порты США в 1876-1877 гг. во время ухудшения отношений с Великобританией из-за поддержки Россией анти турецкого восстания в Болгарии. В этот момент в Средиземном море находилась эскадра контр-адмирала И. И. Бутакова (сын вице-адмирала Ивана Николаевича Бутакова) из броненосного фрегата «Петропавловск», фрегата «Светлана», корветов «Аскольд», «Богатырь», клипера «Крейсер» и двух шхун. Чтобы избежать в случае войны их уничтожения превосходящими силами английского флота, русские корабли было решено направить в атлантические порты США и при разрыве отношений с Англией приступить к крейсерским операциям. В ноябре 1876 года русские корабли покинули порты Италии. В марте 1877 г. вся эскадра Бутакова была сосредоточена в Нью-Йорке.

Бутаков Иван Иванович (1822-1882) — русский контр-адмирал; известен своим участием в кругосветных путешествиях, его именем названы мыс и остров в Японском море

Одновременно корабли эскадры Тихого океана и Сибирской флотилии под командованием контр-адмирала О. П. Пузино получили приказ следовать в Сан-Франциско.

Пузино Орест Поликарпович (1819-1891) — русский вице-адмирал

В октябре 1876 г. они вышли из китайских и японских портов, а к 25 декабря 1876 г. на рейде Сан-Франциско была сосредоточена эскадра из корвета «Баян», клиперов «Всадник» и «Абрек», шхун «Восток», «Тунгус» и «Ермак», к которым позднее присоединились канонерка «Горностай» и транспорт «Японец».

 По плану, выработанному контр-адмиралом Пузино, в случае войны его эскадра должна была напасть на Ванкувер (Канада), чтобы «нанести возможный вред неприятельским учреждениям и уничтожить встреченные там военные и купеческие суда», а затем идти к Австралии и крейсировать у ее западного (корвет) и восточного (клипера) побережья, создав склады на северном берегу Новой Гвинеи, на Соломоновых и Маршаловых островах.

30 апреля 1877 года, после ослабления напряженности в российско-британских отношениях, эскадры ВМФ России получили указания покинуть американские порты и вернуться к обычному несению службы.

В Америку, к Колумбу. 127 лет тому назад

Речь идет еще об одном официальном визите отряда российских военных кораблей в США, состоявшимся  в 1893 году  в связи с празднованием 400-летия открытия Христофором Колумбом Америки.

Если сейчас,  в 2020 году,  в США начали сносить памятники Колумбу (например, в городах Ричмонд, Балтимор), то тогда (1893 год) его помпезно чествовали и в США, и в Европе. Cначала, осенью 1892 года, торжества «дней Колумба» состоялись в Европе. В них участвовал русский крейсер «Память Азова».  В конце XIX столетия российский флот активно ходил во всех океанах. И в Главном морском штабе решили, что «заграничные» крейсера («Дмитрий Донской», который находился в Нагасаки, а также «Генерал-Адмирал» и «Рында», плававшие в тропических водах Атлантики) могут идти на торжества в США.

Крейсер «Дмитрий Донской» Крейсер «Генерал-адмирал»

Посылка этих кораблей в Америку имела еще политический и эмоциональный смысл. Первенец класса русских броненосных кораблей «Генерал-Адмирал» явно уже устарел (был построен в 1873 году). Но корабль с таким же названием — предшественник нынешнего — фрегат был построен в Нью-Йорке в 1858 году. Ностальгия погнала в Америку и стальной пароходо-корвет «Рында». Его построили в Нью-Йорке в 1856 году. Эти два корабля как бы продолжали традиции кораблестроительных связей России и Америки. Флагманским кораблем определили крейсер «Дмитрий Донской». А из Кронштадта, хотя и с задержкой, должны были придти еще два крейсера. Командующим  Атлантической эскадрой, идущей в США, был назначен вице-адмирал Казнаков Н.И. Он имел достаточный морской, боевой опыт и опыт работы в морском министерстве (с 1891 он был старшим флагманом Балтийского флота).

Казнаков Николай Иванович (1834-1906), вице-адмирал

19 апреля в Чикаго состоялась церемония открытия Колумбовской выставки, куда специальным поездом были доставлены гости со всех кораблей. Правительство Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ) пожелало иметь на время этой выставки в Чикаго подлинные реликвии и документы капитана Беринга. Конкретно  — его донесения во время плавания в 1738 — 1742 годах к берегам Америки, компасы со старинных кораблей, копии шканечных журналов пакетботов «Св. Петр» и «Св. Павел» и новейшие изобретения русских умельцев от морской науки. Все это было своевременно доставлено в Америку. Программа выставки была обширной. А, между прочим, в это самое время американские специалисты в перемазанных маслом спецовках помогали чинить паровые машины наших крейсеров.

Посетители осматривают русские корабли в Нью-Йорке. 1893 год

Особенно сплотила военных моряков из разных стран двухдневная шлюпочная гонка на реке Гудзон, между 72-й и 132-й улицами Нью-Йорка. В первой гонке 28 апреля первое место заняла гребная шлюпка с «Генерал-Адмирала», получив приз в 70 долларов (10 долларов на весло). При тамошней месячной зарплате в 25 — 35 долларов сумма эта была довольно высокой. Англичане с «Блэйка» заняли первое место в гонках гребных катеров. На второй день первые места достались американцам.

Шлюпки с русскими моряками готовятся к старту на реке Гудзон
Прощание перед уходом домой

20 июня прибыл в Нью-Йорк из Кронштадта крейсер «Адмирал Нахимов», 11 июля и могучий броненосец «Император Николай I». А 28 июля «Дмитрий Донской» и «Рында» покинули гостеприимные берега Америки. «Генерал-Адмирал» ушел раньше, на следующий день покинули воды САСШ последние два корабля. Так закончилась эпопея «Колумб-400».  

«Третья американская» экспедиция

«Третьей американской» экспедицией была названа акция по организации в США русской крейсерской эскадры после окончания Русско-турецкой войны (1877-1878) и требований Великобритании о пересмотре ее итогов. Поскольку в составе русского флота не оказалось достаточного количества исправных кораблей, пригодных для крейсерской службы, планировалось в марте 1878 г. приобрести в США двенадцать пароходов с тем, чтобы вооружить их и переоборудовать в крейсера, однако из-за финансовых затруднений было решено ограничиться четырьмя судами. Выделенных трех миллионов долларов должно было хватить именно на приобретение трех-четырех кораблей. Естественно, что вся операция проводилась в строжайшей тайне. 1 апреля 1878 г. из Ораниенбаума вышел зафрахтованный Россией под командованием капитан-лейтенанта К. К. Гриппенберга германский пароход «Цимбрия», на борту которого находились 66 русских морских офицеров и 606 нижних чинов.  Первым судном, которое купила  Россия у американцев, стало «Stat of California» («Штат Калифориния»). Его переоборудовали в крейсер и дали название «Европа». Затем Россия купила в Филадельфии за 275 тыс. долларов пароход «Columbus» («Колумбус»), переименованный в «Азию». И третий пароход, «Saratoga» («Саратога»), переименованный в «Африку».

Крейсер «Африка»

21 декабря 1878 г. «Европа» и «Азия» с русской командой вышли в океан. В трех милях от берега они спустили американские и подняли русские Андреевские флаги. Через пять дней тоже проделала и «Африка». Все три крейсера под Новый год пришли в Копенгаген, где и перезимовали, ожидая освобождения кронштадтского рейда ото льда.

Между тем, Морское ведомство России заказало в США за 275 тыс. долларов еще и крейсер «Забияку». По контракту на постройку корабля, от закладки до спуска на воду, отводилось всего четыре месяца. В случае невыполнения договорных условий предусматривалась система штрафов. 1 июля 1878 г. произошла закладка крейсера. 9 сентября «Забияка» был спущен на воду и уже 27 сентября прошел пробные ходовые испытания. Но только на следующий год  строителю удалось сдать крейсер, да и то, с большими штрафами. В итоге «Забияка» стал самым дешевым крейсером русского флота.

Как видим, были времена, когда российско-американские отношения строились на основе партнерства и взаимопомощи.  И не только США помогали России, но и Россия бывала в качестве помогающей стороны. И эта помощь реализовывалась с активным участием Военно-Морского Флота. Надо помнить, учитывать и использовать этот опыт в современных условиях.

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. С большим интересом прочёл замечательную статью! Безусловно, узнал много нового и об истории России, и о российско-американских отношениях и связях. Некоторые моменты были мне знакомы. В 1853 году в Северо-Американские Соединенные штаты в командировку был послан наш предок — Корпуса корабельных инженеров штаб-капитан Ю.К.Тирнштейн, ставший основателем династии Русских кораблестроителей… К большому сожалению, пламя революции 1917 годы уничтожил многие документы и фотографии нашей семьи. Значительную их часть нашему историограф, моей матушке, более, чем за 25-летнюю работу в архивах СПб удалось восстановить. Однако, не удаётся обнаружить фотографии или портрета нашего предка — Юлия Карловича Тирнштейна. А он 3 года провел в САСШ, в командировке, по результатам которой получил задание В. кн. Константина Николаевича, которое успешно выполнил, построив первый в России плавучий деревянный составной из 5 частей дока. К сожалению, и фотографий дока также у нас нет.
    В связи с чем вопрос к автору статьи, в которой он использовал большое количество великолепных фотографий. Прошу поделиться источником. Возможно, в Америке 60-годов 19-го века фотография была значительно развита, и у нашей семьи есть шансы обнаружить фото своего предка в фотоархивах США? Заранее благодарю за любой ответ и совет!

    1. Андрей, добрый день!
      Спасибо за добрые слова в мой адрес. К сожалению, у меня нет контактов в США, где можно было бы надеяться на возможность получить архивные фотографии. Увы, здесь я Вам помочь не могу.
      С добрыми пожеланиями. Э.Чухраев.

  2. АНАТОЛИЙ

    Спасибо за очень интересный, познавательный и хорошо иллюстрированный материал. Действительно надо знать,помнить,учитывать и использовать этот опыт в современных условиях.

  3. Эдуард Максимович! Спасибо за познавательные исследования! Старая гвардия в строю! Кап л-т Хромых С.М. Петропавловск, Таллин, Фрунзе и штаб 10 ОПЭСК!

  4. Эдуард Максимович! Спасибо за познавательные исследования! Старая гвардия в строю! Кап л-т Хромых С.М. Петропавловск, Таллин, Фрунзе и штаб 10 ОПЭСК!

Добавить комментарий для Эдуард Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *